Подводная лодка к-3. первый атомоход советского флота

Первая в мире подводная лодка («потаенное судно»)

Потаенное судно

Была построена и успешно испытана в городе на Неве в 1720 году русским умельцем крестьянином Ефимом Никоновым. Построенное им же по приказанию Петра I «потаенное огненное судно большого корпуса» (больших размеров), предназначенное для уничтожения неприятельских кораблей, было спущено на воду в 1724 году. Испытания этой военной подводной лодки и ее окончательная доводка не были осуществлены из-за смерти императора. Спустя довольно большой отрезок времени с подобными проектами выступили англичанин Симонс (1747 г.) и американец Бюшнель (1773 г.). Последнему историки и приписывают заслугу создания первого боевого подводного корабля.

Модификации

пр.955 «Борей-1» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31. Начало проектирования — середина 1980-х годов.

пр.955 / 09550 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк». Начало проектирования — конец 1980-х годов (1995 г. по др.данным), разработка прекращена в 1998 г. Первая заложенная лодка — К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) — достраивалась по пр.09551.

пр.955 / 955(А) / 09551 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Начало перепроектирования — сентябрь 1998 г. (завершено в 1999 г).

Заложено и построены три корабля:

  • К-535 «Юрий Долгорукий», (заводской № 201)
  • К-550 «Александр Невский», (заводской № 202)
  • К-551 «Владимир Мономах», (заводской № 203)

пр.955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» — ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетах «Булава» в лодках этого улучшенного проекта, но, позже, она была опровергнута. Задел для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в течение 2009 г., строительство фактически стартовало 22 декабря 2009 г. Официальная закладка 1-й ПЛАРБ «Борей-А» была перенесена Министерством Обороны России на 2010 г. Лодки будут строиться без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках «Борей-А» будет полностью использован потенциал проекта АПЛ четвертого поколения.

Заложено четыре корабля:

  • «Князь Владимир» (заводской № 204);
  • «Князь Олег» (заводской № 205);
  • «Генералиссимус Суворов» (заводской № 206);
  • «Император Александр III»» (заводской № 207).

Корабль проекта 955а апкр «Князь Владимир»

12 июня 2020 года, в День России, в состав Военно-морского флота РФ официально был принят подводный ракетный крейсер «Князь Владимир». Субмарину стратегического назначения без преувеличений можно назвать уникальным подводным кораблем.

Основные технические и тактические преимущества субмарины

«Князь Владимир» — первый модернизированный «Борей». Если говорить по-простому — то это именно тот корабль, который хотели видеть проектанты и военные. Почему же так? Ответ простой. Для постройки трех первых подлодок использовались заделы от других подлодок; например, прочный корпус и оборудование, которое собиралось со складов. На головном ракетоносце проекта «Борей-А» — все по-другому: все новое и самое современное. От первых трех 955-х – подводных крейсеров «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» – новый ракетоносец отличается меньшей шумностью, более совершенными системами маневрирования и удержания на глубине, а также управлением оружием.

Атомная подлодка «Князь Владимир» построена по проекту 955А «Борей-А» и названа в честь князя Владимира, при котором произошло крещение Руси. Строили лодку долго: еще в 2009 году начались работы по созданию корпуса субмарины, но официальная церемония закладки лодки состоялась 30 июля 2012 года при участии президента России Владимира Путина. 17 ноября 2017 года «Князь Владимир» был спущен на воду и вот сейчас, спустя три года, принят в состав ВМФ, а конкретнее Северного флота России.

Подводный ракетный крейсер «Князь Владимир» — четвертая по счету атомная подлодка проекта «Борей». Понятно, что с каждым новым кораблем происходит определенное усовершенствование за счет внедрения технологий, которые не стоят на месте

Так, к безусловным достоинствам АПЛ «Князь Владимир» можно отнести хорошие маневренные качества, эффективную систему управления вооружением и, что очень важно для подводной лодки, невысокую шумность. Лодка может погружаться на глубину до 400 метров, а автономное плавание продолжать в течение трех месяцев

Экипаж субмарины, несмотря на ее внушительные габариты, составляет всего 107 человек. Однако управлять крейсером им будет не сложно (по крайней мере, так считают в командовании): на «Князе Владимире» установлена бортовая информационная управляющая автоматизированная система, существенно облегчающая выполнение любых задач в сфере управления подводным кораблем.

Вооружен ракетами «Булава»

Отдельно стоит сказать о вооружении «Князя Владимира». Оно включает в себя 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 16 баллистических ракет «Булава». Последние, в свою очередь, несут по 6 ядерных боевых блоков индивидуального наведения, могут поражать цель на расстоянии 10 тысяч километров с вероятным отклонением всего на 120-350 метров. Для противника ракетные удары станут полной неожиданностью.

Основные характеристики

Водоизмещение (т): 25000;

Длина (м): 165;

Ширина (м): 18;

Осадка (м): 10;

Скорость полного хода (узлов): 28;

Автономность (сут.): 75;

Экипаж (чел.): 141;

Силовая установка: атомная.

Командиры:

  • 2016 — н. в. — капитан 1-го ранга Дружин Владислав Валерьевич — 1 экипаж.
  • 2017 — н. в. — капитан 1-го ранга Манин Александр Александрович — 2 экипаж.

Первый и последний морской бой

«Хаусатоник»

17 февраля 1864 года «Ханли» наконец отправилась в свой первый бой. Он же стал для нее последним. Лодку привезли в порт Чарльстон, который заблокировал флот северян. Экипажу было приказано взорвать самую опасную цель — 12-пушечный винтовой шлюп «Хаусатоник» и вернуться на базу. Поначалу все шло просто отлично: субмарина проплыла какое-то расстояние на поверхности, а затем нырнула и подплыла к противнику незамеченной. Надо сказать, в это время над водой уже разгорелся бой, так что миссия оказалась еще опаснее.

Зарисовка очевидцев

«Ханли» подплыл к «Хаусатонику», взорвал мину и дал сигнал на берег с помощью синего «бенгалького огня». Миссия была выполнена и, казалось, все прошло как нельзя успешнее. Судно северян затонуло за считанные минуты, хотя из 160 членов экипажа погибло только пятеро — остальные спаслись на шлюпках. Это был первый в истории случай успешного боевого применения субмарины. Однако на базу она так и не вернулась, и 130 лет было неизвестно, почему.

Подлодка Дреббеля — проект для английского короля

И отнюдь не один лишь Леонардо да Винчи грезил в стародавние времена о суднах, которые могут свободно плавать в подводных глубинах. Например, в 1578 году британский математик Уильям Боурн придумал свою модель подлодки и опубликовал в журнале её чертежи. Впрочем, эта конструкция могла лишь погружаться и всплывать в одном месте, а для преодолевания расстояний не годилась. К тому же Боурну, как и да Винчи, не суждено было воплотить в жизнь свои идеи, дальше чертежей дело снова не пошло.

Пожалуй, первой реальной подводной лодкой, опробованной на практике, можно назвать вёсельную конструкцию инженера голландского происхождения Корнелиуса Дреббеля. Он создал её в 1620 году для английского короля Якова I и британского флота. Эта маленькая одноместная подлодка была сделана из дерева, дополнительно обтянутого кожей. Причём Дреббель использовал наработки уже упомянутого выше Уильяма Боурна. Судно голландца могло погружаться в воду и всплывать обратно, а также двигаться на глубине примерно 4–5 метров (глубину погружения голландский изобретатель измерял ртутным барометром).

В 1622 году Дреббель соорудил новую лодку, в которую вмещалось уже целых четыре гребца и рулевой. Опыты с ней оказались вдохновляющими, поэтому по её шаблону Дреббель создал в 1624 году ещё более масштабное судно. Оно обладало продолговатой эллипсовидной формой, и его корпус, упроченный металлическими вставками, был рассчитан на двенадцать гребцов и трёх пассажиров. Есть свидетельства, что расстояние в две мили эта «подводная галера» прошла по течению Темзы со скоростью в три узла (5,5 километров в час).

 Лодка Дреббеля, плывущая по Темзе

После смерти Иакова I, покровительствовавшего голландскому изобретателю, финансирование любых работ в сфере строительства подводных лодок было прекращено. Преемник Иакова, Карл I не считал нужным тратиться на это. А спустя восемь лет изобретатель умер и, к сожалению, не оставил подробных чертежей своих творений.

Есть две версии о том, как Дреббель добился того, чтобы лодка и люди в ней могли иметь доступ к воздуху под водой в течение нескольких часов. Одни исследователи говорят о трубах, выведенных на поверхность, которые теоретически могли бы обеспечивать людей воздухом. Имеется также версия (хотя она менее правдоподобна), что у Дреббеля была некая жидкость, превращавшая углекислый газ в кислород.

Современная 3D-модель лодки Дреббеля 

Внешняя ссылка

ВМФ России

  • Список русских кораблей
  • Список советских и российских кораблей
  • Список классов российских и советских подводных лодок
  • Северный флот
  • Тихоокеанский флот
  • Черноморский флот
  • Балтийский флот
  • Каспийская флотилия
Авианосец Класс «Адмирал Кузнецов»  · проект  : пр. 23000Э Шторм
Вертолетоносец запланировано  : класс Ивана Рогова
Крейсеры Класс Киров ( Крейсерский бой )  · Класс Слава
Разрушители Класс Удалой  · Класс Современный  · Класс Кашин  · проект  : Класс Лидер.
Фрегаты Класс Неустрашимый  · Класс Krivak  · Класс Гепард  · Адмирал Горшков Класс  · Класс Адмирал Григорович
Корветы Nanuchka класс  · Класс Steregouchtchi  · Класс Parchim  · Класс Albatros  · Класс Буян  · Класс Karakurt  · Класс Pauk  · Строительство  : Класс Гремящего , проект 20386
Корабль быстрого нападения Патрульных Ракетный  : Класс Оса , Матка Класс  · Торпедо подводного крыла  : Класс Муха , Турья Класс  · Корвет  : Класс Tarentul , Бора класс ( поверхностный эффект судно / судно на высокой скорости )
Десантный корабль / Десантный корабль
Класс Аллигатора  · Класс Ропуча  · Класс Иван Грен  · Класс Полночный
Десантные суда Класс «Ондатра»  · Класс «Дюгон»  · Корабль на воздушной подушке  : класс «Зубр»  · Класс «Аист»  · Класс «Лебедь»  · корабль с надводным эффектом  : класс «Серна»  · полупогружаемый военный корабль  : Тритон-НН
Корабль минной войны Класс Соня  · Класс Натья  · Класс Горя  · Класс Александрит  · Класс Лида  · Класс Евгения  · Класс Вице-адмирал Захарьин
Патрульный Патрульные оффшоры  : Класс Светляк  · Класс Василий Быки  · Patrol побережье  : Grachonok Класс  · патрульной прибрежная / река  : Класс Raptor , Project 1204 , Мангуст класс  · Класс КИ-16  · Класс BK-18 ( здание одножильных водолазы ) · См также: Русский Береговая охрана
Судно-сборщик информации Класса Юрий Иванов  · Класс Balzam  · Класс Vishnya  · Класс Мома  · Класс Альпинист  · Класс Kruys  · Класс Океан  · Тестирование и строительные меры  : Класс Маршал Неделин  · коснувшись гидроакустической  : Класс Онега  · Гидрографическая здания  : Класс Момо , Класс Finik
Вспомогательное судно Подводный тендер  : « Коммуна» , класс «Малина»  · Репешёрская торпеда  : пр . 368 , в заказе  : пр. 1388  · судно снабжения и нефть  : класс Луза , класс Борис Чиликин , класс Дубна , класс Калининграднефть , класс Аляй , класс Уда , класс Певек , класс Баскунчак  · транспортного судно  : Muna Класс  · корабль обслуживание  : Класс Амур , Оскольский Класс  · Судовая логистика  : Sura Класс  · Обучение суда  : Класс Смольный  · Лодка кран  : Даугава  · Бункер оффшоры  : Класс Каштан  · судно размагничивание  : Класс Пелым , Береза Класс  · спасательное судно  : Игорь Белоусов , класс Pionier Moskvyy , · спасательное судно для подводной лодки  : Класс Эльбрус ( ледокол ) · буксир и спасательное судно  : Класс Ингул , Класс Слива ( ледокол ), класс IVA , Класс Горынь , Класс Sorum , Класс Рославль , Класс Катунь ( Катер-насос ), Класс Спасатель Петр Грузинский ( ледокол ), Класс Спасатель Караев ( ледокол ), Класс MPSV12 ( Ледокол ) · Буксир  : Класс Нефтегаз , класс МБ-330 ( океан / шельф ) · Судно для испытаний  : Класс Т-58  · Ледокол  : Класс Добрыня Никитич  · Госпитальное судно  : Класс Обь
Подводные лодки Подводный ядерный метатель шестерни  : Класс Борей , Дельта класс , Typhoon подводной лодка класса , К-329 Белгорода  · нападение атомной подводная лодка / АПЛИ пусковые крылатые ракеты  : Оскар класс , класс Iassen , класс Акула , Сьерра — класс , Виктор класс  · Submarine обычной атаки  : класс Kilo , любовь класс , Lada класса  · Submarine спасательное  : класс Priz , ARS-600 , Бестер класс  · Специальная Submarine  : Uniform Классификация  · Drone суб матрос  : Консул класс , Klavesin-2R-ПМ , Нерпа ( Защита от водолазов ), Статус-6 Посейдон
Ушел со службы в 2000-х. Авианосец  класса Киев · Класс Кара  · Класс Кында  · Класс Иван Рогов  · Класс Цапля  · МКС-33 Урал  · Карпаты  · Класс Югра  · Класс Космонавт Павел Беляев  · Класс Пн  · Класс Альфа (1998)
Вооруженные Силы Российской Федерации  :  · Военно-морской флот  · Авиация  · Земля  · Ракеты стратегического назначения  · Воздушно-десантные войска  · Космические войска  · Федеральная служба безопасности Российской Федерации  : Береговая охрана России
  • Подводный портал
  • Портал России
  • Портал военной истории
  • Ядерный портал

Что стало с «Черепахой» и Дэвидом Бушнеллом

Спустя какое-то время «Черепаху» снова было решено использовать для диверсии, но предыдущий опыт сыграл злую шутку. Для того, чтобы пилот не задохнулся, подводную лодку отбуксировали ближе к флоту противника, но там заметили приближение американских судов и открыли огонь. И буксир и «Черепаха» были потоплены.

Боевая субмарина конфедератов.

Затею Бушнелла удалось воплотить во время Гражданской войны между Севером и Югом. Тогда подводная лодка, разработанная конфедератом Хорасом Ханли, умудрилась потопить судно северян благодаря установленной на носу мине. Впрочем, для экипажа субмарины все кончилось плохо – она сама получила пробоину, а ее команда во главе с самим изобретателем погибла.

Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»

Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.

Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.

Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракеты П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит». Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.

Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.

К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопереживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.

Судно будущего

Первым подводным кораблем России с официально назначенной военной командой была лодка, построенная в 1866 году на Балтийском заводе в Питере по проекту русского изобретателя И. А. Александровского.

Лодка, построенная в 1866 году на Балтийском заводе в Питере по проекту русского изобретателя И. А. Александровского

Ее водоизмещение составляло 360 тонн, длина — 33 метра. Поперечное сечение имело форму треугольника с основанием, равным примерно четырем метрам. Два механических двигателя судна Александровского работали от сжатого воздуха (пневматические машины), размещавшегося в баллонах. Также впервые в мире балластная вода вытеснялась из цистерн сжатым воздухом, как это делается и ныне, но, разумеется, на базе новых технических средств. Однако дальнейшее совершенствование подводной лодки Александровского было прекращено, так как правительство опять же прекратило финансирование проекта.

Развитие подводного кораблестроения в Российской империи продолжалось на энтузиазме русских изобретателей. Большой вклад в это дело внес русский инженер С. К. Джевецкий — создатель первых боевых, «карликовых», подводных лодок (1879 г.). На его лодках более поздней постройки впервые в истории применялись электродвигатели, питавшиеся от аккумуляторной батареи (1884 — 1886 гг.), а регенерация воздуха осуществлялась путем его прокачки насосом через специальный раствор

Важно отметить, что применение электромоторов и электрических аккумуляторов на лодках Джевецкого

карликовые подводных лодок

решало вопрос о движении подводной лодки под водой.

Век XX открыл новую страницу в истории подводного флота. Уже первая война, во многом давшая толчок техническому прогрессу, подняла отрасль на принципиально новый уровень.

История создания

Техническое задание на разработку проекта 941 было выдано в 1972 году. Ориентир делался на соперничество с США, где велась разработка над атомной подлодкой «Огайо». В итоге первые корабли обоих проектов были заложены почти одновременно в 1976. Проект 941 изначально разрабатывался под межконтинентальные баллистические ракеты Р-39. Данный аспект потребовал от лодки-носителя значительных габаритов. Первый спуск на воду первого подводного тяжелого крейсера ТК-208 состоялся 29 сентября 1980.

Легенда мирового подводного судостроения была официально спущена на воду и введена в строй в Северодвинске в 1981 году. Находясь на земле, на ее корпусе в передней части нарисовали оскал акулы, обвивающий трезубец. После спуска на воду изображение скрылось и больше его никто никогда не видел, но машина уже получила свое название, ставшее впоследствии официальным.

Последующие модификации, производящиеся по данному классу, именовались также, а экипаж получил нарукавную нашивку с нарисованным хищником. Иностранные журналисты окрестили лодку кодовым названием «Typhoon», а через несколько лет ее так стали называть и в Союзе.

Поручено начать работы над созданием первой подлодки с возможностью носить на себе несколько современных твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р – 39, превосходящих «Трайдент»(ракету США) количеством взрывчатого вещества и дальностью полета.

Работа по созданию подлодки была начата летом 1976 года, под контролем генерального конструктора Сергея Никитича Ковалева. После выполнения первой проектной документации определились габариты «Акулы»: длина – почти в 2 футбольных поля и высота – 9-этажного дома.

Первая официальная информация о создании нового проекта прозвучала на XXVI съезде КПСС, проходившем весной 1981 года. Леонид Ильич умышленно назвал машину «Тайфуном», с целью обескуражить и сбить с толку соперников по Холодной войне, начавшейся практически сразу после победы СССР в ВОВ. До этого все сведения, касающиеся новейшей разработки, оставались засекреченными.

Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»

Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.

Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.

Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.

Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.

Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать

Появление подлодок в России

На самом деле проект подобного судна появился ещё в XVIII веке. Крестьянин Ефим Никонов подал Петру I челобитную, в которой высказал идеи о «потаённом судне», двигающемся на глубине. И Пётр I в 1718 году одобрил проект. Лодка разрабатывалась Никоновым около трёх лет. В 1721 году она впервые была спущена на воду.

Реконструкция лодки крестьянина-самоучки Ефима Никонова: она похожа на бочку

В 1724 году появилась вторая модель подлодки Никонова. Но с этой субмариной произошёл несчастный случай — она ударилась о дно, в результате чего возникла течь. Лишь ценой огромных усилий подлодку вместе с её создателем удалось спасти. Потом Пётр I умер, а конструктора Никонова разжаловали и отправили в адмиралтейство Архангельска.

Снова вернулись к этой теме в России лишь в XIX веке, когда на престол взошёл Николай I. Он поддержал идею о создании в нашей стране судна, которое свободно бы плавало под водой. И на просторах империи нашёлся специалист, который мог бы воплотить это в реальность, — талантливый изобретатель Карл Шильдер.

Шильдер внимательно отнёсся к уже имеющемуся заграничному опыту и на его основе создал свою уникальную подводную лодку. Данная субмарина обладала скромными габаритами, не могла опускаться слишком уж глубоко, но зато имела отличное вооружение. На ней располагались не только мины, но и ракеты.

Схема проекта Карла Шильдера

И в 1834 году с подлодки Шильдера был осуществлён запуск ракет прямо из-под воды (впервые в истории). Несмотря на существенные затраты, проект было решено продолжать. Впрочем, у Шильдера в скором времени появился серьёзный недоброжелатель — министр Чернышёв. Через какое-то время этот высокопоставленный чиновник добился того, чтобы проект Шильдера закрыли — довести его до логического завершения не получилось.

В 1866 году появилась ещё одна российская подлодка. Её построили на Балтийском заводе в Кронштадте по проекту инженера Ивана Александровского. Данная субмарина имела экспериментальный характер — у неё был пневматический двигатель и она носила невиданный ранее вид оружия — торпеду (её тоже изобрёл Александровский). Однако в ходе испытаний, проведённых летом того же 1866 года, были выявлены некоторые недостатки конструкции, и работа над подлодкой затянулось ещё 6 лет.

Иван Александровский и одно из его творений

В результате многие характеристики подлодки были значительно улучшены. Вот только её скорость по-прежнему оставляла желать лучшего. Под водой она не превышала 1,5 узла, а максимальная дальность плавания равнялась всего 3 милям. Но как бы там ни было, в конечном счёте подводную лодку Александровского зачислили в минный отряд — впервые такое судно стало частью вооружённых сил Российской империи.

Фильм: история субмарин.

Видео: история создания и применения подводных лодок в царской России.

https://youtube.com/watch?v=x64g3wYMGwU

Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»

Ниже приведены характеристики кораблей проекта «Борей».

Основные характеристики
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ «Рубин»
Классификация НАТО Borei
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров
Размеры
Водоизмещение надводное 14 720 т
Водоизмещение подводное 24 000 т
Длина наибольшая 170 м
Ширина корпуса наиб. 13,5 м
Средняя осадка 10 м
Силовая установка
  • ОК-650В 190 МВтПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
  • водометный движитель
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 8 ТА: 4 x 650 мм, 4 x 533 мм,торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
Ракетное вооружение 16 ПУ БРПЛ Р-30 «Булава»

Недавно один из руководителей знаменитого ЦКБ «Рубин» сообщил, что специалисты предприятия в 2020 году приступят к разработке подводной лодки следующего, пятого поколения. Это будет АПЛ совсем другого класса. Хотя ранее главнокомандующий военно-морских сил России заявлял, что постройка подводных кораблей следующего поколения начнется в России не ранее 2030 года.