Каков перечень составляющих коммерческую тайну сведений?

Как проходят закупки с гостайной по 44-ФЗ

Информацию, которая относится к гостайне, не публикуют в ЕИС (ч. 4 ст. 4 № 44-ФЗ). Это правило касается измененных и расторгнутых контрактов, планов закупок и планов-графиков — их размещают на официальном сайте, исключая секретные данные.

Информацию о контрактах и банковских гарантиях, представленных как обеспечение заявок или сделок, содержащих гостайну, вносят в соответствующие закрытые реестры, минуя ЕИС.

В целом к таким закупкам закон № 44-ФЗ относит две ситуации. Во-первых, когда секретными являются нужды госзаказчика, для которых приобретают товары, работы или услуги. Во-вторых, когда сведения о самом предмете контракта не подлежат разглашению. Для всех таких торгов предусмотрены закрытые процедуры (ч. 2 ст. 84).

Если в первом случае проводят закрытый конкурс (аукцион), то извещение о самом тендере публикуют в ЕИС за 30 дней до вскрытия конвертов. При этом информация о предмете контракта должна содержаться в документации. В течение этого срока поставщики могут запрашивать ее у заказчика. Подобные запросы составляют в письменном виде с приложением необходимых документов (в т. ч. лицензии ФСБ). Ответ на запрос (документацию) покупатель должен предоставить просителю в течение трех дней. Услуга может быть платной (цена за изготовление копии).

Во втором случае извещение не требуется. Госзаказчик сам направляет приглашения подходящим участникам не меньше чем за 20 дней до вскрытия конвертов (ч. 4 ст. 85).

При закупках у единственного поставщика, в которых содержатся государственные секреты, извещение также не размещают в ЕИС.

Контролирует такие процедуры орган власти, уполномоченный в сфере гособоронзаказа.

Как проходят закупки с гостайной по 223-ФЗ

223-ФЗ является рамочным законом, который во многом ссылается на 44-ФЗ. Для заказчиков, которые по нему работают, основным документом в закупочной деятельности является Положение о закупках. В нем могут быть прописаны все особенности проведения процедур с гостайной. Однако при составлении положения следует учитывать правила, которые установлены другими актами, например № 5485-1 от 21.07.1993.

В ч. 15 ст. 4 № 223-ФЗ сказано, что информация о закупках и договорах, которая включает гостайну, не размещается в ЕИС. При этом не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, заказчик должен разместить на официальном сайте данные о том, сколько и на какую сумму было заключено подобных сделок.

Что относится к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну предприятия

Такие сведения оговорены в ст. 5 закона № 98-ФЗ и включают в себя информацию:

  • указанную в учредительных документах и документах о регистрации юрлица или ИП в госорганах;
  • указанную в разрешениях на коммерческую деятельность;
  • об использовании бюджетных средств и об имуществе госучреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
  • влияющую на безопасность отдельных граждан или всего населения (о влиянии на окружающую среду, о соблюдении противопожарной, санитарной техники безопасности, безвредность пищевых продуктов и т. д.);
  • относящуюся к кадровой (количество работников, их состав, система оплаты труда, условия и охрана труда, травматизм и проф. заболевания, имеющиеся вакансии, задолженность по зарплате и соцвыплатам);
  • о противозаконных действиях и понесенных за это наказаниях;
  • об условиях приватизации госсобственности;
  • для некоммерческих организаций: о доходах, расходах, имуществе, о количестве сотрудников и их зарплате, об использовании бесплатного труда;
  • о списке лиц, которые выступают от имени организации без доверенности;
  • прочая информация, необходимость раскрытия которой указана в других законах.

Какие сведения относятся к гостайне

О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Перечень последних содержится в Указе Президента №90 от 11 февраля 2006 года. В частности, это МВД, Министерство обороны, ФСБ, Роскосмос и так далее.

Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа:

Особая важность.
Секретно.
Совершенно секретно.

Как производится прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска?

Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. В статье 7 ФЗ №5485-1 содержится перечень данных, которые не могут быть отнесены в гостайне:

  • ЧП, катастрофы, которые могут стать угрозой для жизни/здоровья населения.
  • Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений.
  • Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
  • Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
  • Объем золотого запаса.
  • Правонарушения госучреждений.

К СВЕДЕНИЮ! Сохранение гостайны – это одна из трудовых обязанностей. Но это обязанность не только сотрудника, но и работодателя. Последний отвечает за предоставление доступов, за контролем над их использованием.

Текст ответа #1.1

Раздел I

Раздел
I
I
. Федеральные законы

Раздел II
I

Сведения об утверждении

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 № 648

В полном объеме

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2007 № 484

Субъекты оптового и розничных рынков электрической

энергии и мощности

В полном объеме

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 86

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2008 № 426

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 492

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 823

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 117

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 449

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 № 458

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004. № 861

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

пункты 8 3 , 15, 15 1 , 16, 16.3, 18 подпункт «д» ,пункт 18 5 , 25, 25 1 , а также раздел VIII

Раздел I
V

Наименование документа (обозначение)

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю *

Подраздел 1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Приказ Минэнерго России от 23.07.2010 № 340

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Приказ Минэнерго России от 22.08.2013 № 469

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Приказ Минэнерго России от 14.10.2013 № 718

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

Приказ Минэнерго России от 2.11.2015 № 828

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Приказ Минэнерго России от 07.09.2010 № 431

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Приказ Минэнерго России от 06.06.2013 № 290

Субъекты оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности

В полном объеме

Подраздел 2. Нормативные документы федеральных органов исполнительной власти

Раздел
V

Наименование документа (обозначение)

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю *

Раздел
VI

Текст официального запроса #1

В Министерство юстиции Российской Федерации

адрес: 119 991, ГСП-1, город Москва, улица Житная, дом 14

ЗАПРОС РЕДАКЦИИ СМИ
о предоставлении информации

Руководствуясь ст. 29 Конституции РФ, ст. ст. 4, 6, 8 и 18 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. ст. 38, 39 и 40 Закона РФ «О средствах массовой информации», прошу предоставить в семидневный срок следующие сведения/документы:

1.Имеет ли юридическую силу приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 31.10.2010 № 7с «Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию»?

2.Подлежит ли данный акт регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации?

3.Был ли данный акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации?

Ответ прошу предоставить в установленный законом срок — 7 дней — по адресу электронной почты:
rosotvet
@
gmail
.
com

В случае если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок, в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О средствах массовой информации» прошу уведомить об этом редакцию и указать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок, а также дату, к которой будет представлена запрашиваемая информация, должностное лицо, установившее отсрочку и дату принятия решения об отсрочке.

Главный редактор

Суворова Т.А.

Подытожим

  • Государственная тайна — это информация, заверенная специальным грифом конфиденциальности соответствующего уровня секретности, распространение которой может навредить нашей стране.
  • Государственная тайна может защищаться государством не дольше, чем 30 лет. В некоторых действительно требующих того случаях этот срок продлевается.
  • Информация может засекречиваться и рассекречиваться.
  • За распространение государственной тайны предусматривается серьезная ответственность: от 3 лет тюрьмы до 20 с наложением крупноразмерной финансовой санкции.
  • Государственную тайну могут составлять военные, научно-технические, экономические, внешнеполитические данные, а также данные, связанные с разведывательной деятельностью.
  • Некоторые сведения не могут защищаться грифом.

Сведения, которые запрещено засекречивать

Фактически внести в перечень секретной, можно любую информацию

Главное обосновать ее важность для государственных интересов и предположить масштаб вреда, который нанесет ее распространение. Однако, для того, чтобы избежать излишнего утаивания сведений и злоупотреблений, в законодательстве определяется перечень данных, не подлежащих сокрытию от общественности, ни при каких обстоятельствах

К такой информации относятся:

  • данные о катастрофах природного и техногенного характера, не только произошедших, но и прогнозируемых;
  • сведения о состоянии социальной сферы общественной жизни (образование, экология, медицина и т. д.);
  • государственные льготы и выплаты компенсационного характера;
  • данные о случаях нарушения прав человека;
  • статистика о состоянии золотовалютных резервов;
  • здоровье высших должностных лиц;
  • нарушения законодательства и превышение полномочий в различных органах власти.

При выявлении фактов отнесения такой информации к гостайне или попытках ее засекретить граждане, пострадавшие в результате таких действий, в судебном порядке могут потребовать возмещения морального и материального вреда. Должностное лицо, принявшее решение об ограничении доступа к таким данным, несет не только дисциплинарную, но и административную ответственность.

Если последствия неинформирования обычных граждан значительны, то сокрывшему сведения работнику органа власти может грозить даже уголовное наказание.

Перечень основных сведений, которые потенциально могут относиться к государственной тайне, содержится в законе № 5485-1 «О гостайне». На основании него разрабатываются списки секретных данных в организациях, министерствах и ведомствах. Включить в них можно только ту информацию, неограниченный доступ к которой нанесет существенный вред интересам страны в целом или какой-либо из отраслей экономики.

Какие сведения считаются государственной тайной

Информацию, составляющую государственную тайну, определяет ФЗ «О государственной тайне». Закон разделяет сведения по следующим категориям:

  1. Военные данные.
  2. Экономические, технические и научные.
  3. Информация, связанная с внешней политикой и экономикой.
  4. Данные о деятельности разведывательного, оперативно-розыскного характера.

К первой относят информацию, связанную с изобретением, разработкой, производственной деятельностью оружия и боевой техники. Защищаются сведения о боеготовности армии, военные планы, стратегии. Данные о режимных объектах, включая месторасположение некоторых, а также действительная численность армии и уровень ее обеспечения также могут подлежать государственной охране.

Что касается второго пункта, защита может касаться сведений о научно-технических достижениях, которые представляют для государства существенное экономическое, а также оборонное значение

Сюда же входят данные о предприятиях, изготавливающих в целях обороноспособности какое-то оборудование, людях, занимающихся изобретением стратегически важной техники, и т.д

Третий раздел касается данных из указанных областей, преждевременное разглашение которых кому-либо может пагубно сказаться на безопасности Российской Федерации.

Четвертый раздел, объединяющий сведения, подлежащие защите грифами секретности, включает в себя данные о сотрудниках, занимающихся подобной деятельностью; информацию об особенностях охраны границ страны; сведения о затратах на разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность и некоторые другие государственно важные сведения.

Сведения, которые нельзя относить к государственной тайне

Однажды мы уже рассказывали нашим читателям, что не все данные о работе своего предприятия работодатель может отнести к коммерческой тайне. С государственной охраной информации история аналогичная

Обратите внимание на данные, которые не могут составлять тайну государства:

  • О различных серьезных происшествиях техногенного и природного характера, а также о прогнозировании таких ситуаций.
  • О текущем состоянии преступности в стране.
  • О текущем демографическом, санитарном состоянии государства, о положении дел в области здравоохранения.
  • О случаях нарушений прав и свобод граждан.
  • О материальном положении и экономической обеспеченности страны.
  • О состоянии здоровья лиц, находящихся во главе государства.

Как утвердить перечень

Реестр в большинстве случаев состоит из двух разделов — коммерческой тайны и информации, доступ к которой ограничен законодательно.

1. Официально утвержденного перечня конфиденциальных сведений в области коммерческой тайны не существует. Каждая организация сама устанавливает, к каким материалам следует ограничить доступ третьих лиц. Чаще всего закрывают данные о:

  • планируемых сделках и контрагентах;
  • маркетинговых исследованиях, анализы рыночной конъюнктуры;
  • научно-технических и технологических решениях;
  • производственных секретах (ноу-хау);
  • механизмах ценообразования;
  • хозяйственной деятельности;
  • бухгалтерской отчетности.

2. Информация, доступ к которой ограничивается законом. Сюда относятся персональные данные, материалы профессионального характера, налоговая, банковская, адвокатская, нотариальная, врачебная, аудиторская и прочие виды тайн.

Чтобы понять, какое назначение имеет перечень конфиденциальных сведений предприятия, необходимо руководствоваться практическими соображениями и требованиями закона:

  1. Коммерческая тайна призвана повысить доходы и (или) сократить расходы, обеспечивать прибыль ее владельцу как раз вследствие сокрытия от третьих лиц — значит, ее необходимо охранять от конкурентов.

На предприятии надо составить и оформить перечень конфиденциальных сведений фирмы и ограничить их распространение. Для этого разрабатываются локальные нормативные акты и проводятся организационные мероприятия, определенные ст. 10 закона №98-ФЗ:

  • определяются и систематизируются данные, требующие защиты от неправомерного использования;
  • устанавливается порядок ограничения доступа, взаимодействия и надзора;
  • учитываются лица или должности, получившие допуск;
  • устанавливаются требования к сотрудникам и контрагентам, получившим допуск в ходе выполнения должностных обязанностей или по соглашению;
  • документы, составляющие коммерческую тайну, грифуются.

Мероприятия, устанавливающие режим конфиденциальной информации, регламентируются положением, инструкцией или регламентами. Документационное оформление зависит от установленных в организации правил документооборота. Для введения в действие документа издается приказ об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. С его содержанием надо ознакомить всех причастных к тайне сотрудников.

Кто имеет доступ

Работников, получивших доступ, знакомят с реестром и мерами, обеспечивающими режим конфиденциальности, под роспись. Лиц, допущенных к информации, относящейся к перечню конфиденциальности, определяет руководитель. Обычно это список должностей, который оформляется приложением к приказу или отдельным пунктом в инструкции или положении. Сотруднику обеспечиваются условия для сохранения тайны: специальная мебель, запирающиеся шкафы и пр. Допуск к сведениям ограниченного доступа, если он не предусмотрен трудовым договором, предоставляется с согласия служащего.

Ответственность за нарушение

Работники или контрагенты, разгласившие перечень информации, относящейся к конфиденциальной информации, несут ответственность:

  • уголовную: сбор и огласка данных коммерческого, банковского или налогового характера карается по ст. 183 УК РФ штрафом, принудительными работами или ограничением свободы;

Перечень конфиденциальной информации на территории РФ

В соответствии с действующим законодательством полный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, определяет локальный нормативный акт — например, соответствующий приказ.

В список обычно включают:

  • список партнеров, клиентов;
  • условия контрактов, договоров, соглашений;
  • данные о потенциальных сделках;
  • данные о методике ценообразования, структуре себестоимости;
  • данные о кредитах;
  • деловую переписку;
  • планы развития, условия инвестиционных проектов, результаты маркетинговых исследований;
  • информацию о незапатентованных изобретениях, разработках, модернизациях, технологических характеристиках продукции;
  • информацию о системах безопасности, охране, внутренних проверках;
  • показатели заработной платы сотрудников;
  • показатели используемого программного обеспечения;
  • структуру кадров;
  • уровень запасов, активов, готовой продукции.

В соответствии со ст. 4 ФЗ №98 определить перечень ограниченной к распространению информации вправе ее обладатель. С учетом установленных в компании правил субординации положение, закрепляющее перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, утверждается уполномоченным в учредительных документах лицом. С лицом, имеющим доступ к тайне, составляется соглашение о неразглашении.

Что не признается коммерческой тайной

Этот список приведен в ст. 5 ФЗ №98, он включает в себя следующие данные:

  • содержащиеся в учредительных документах и ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • приведенные в разрешительных документах, позволяющих осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • о составе имущества государственных или муниципальных предприятий и об использовании ими бюджетных средств;
  • о загрязнении окружающей среды, безопасности пищевых продуктов, других факторах, оказывающих негативное воздействие на безопасность населения и производственных объектов;
  • о штате, системе оплаты труда, условиях деятельности, охране труда, вакансиях, о производственном травматизме и профзаболеваниях;
  • о задолженности перед работниками;
  • о допущенных нарушениях законодательства и привлечении за это к ответственности;
  • об условиях конкурсов по приватизации объектов госсобственности;
  • об активах некоммерческих организаций, об их штате;
  • о составе лиц, выступающих представителями от имени юрлица без доверенности;
  • иных данных.

Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.