Как осваивалась русская арктика?

Климатические проблемы

Климат Арктики за последние 6 веков сильно изменился. За этот срок произошли 3−4 сильных потепления. Температурный рост здесь в 2 раза выше, чем в остальном мире. Это может привести к исчезновению растительного и животного мира, что станет причиной ухода коренных народов.

Не меньше проблем вызывает резкое уменьшение льдов или ледяной шапки. С 1980-х ее размер уменьшился на 70%, снизилась и плотность льда. Это может привести к проблемам в ближайшем будущем.

Из-за изменения климата многим местным животным грозит вымирание. Особенно это относится к белым медведям: чем дольше будут длиться летние дни, тем выше окажется смертность взрослых самцов. Это связано с тем, что в основном эти животные охотятся со льдин на морских обитателей.

А что с местными жителями?

Хоть Арктику и называют приоритетным направлением государственной политики России, на жизни простых россиян это влияет не всегда. Да, формально зарплаты на Севере относительно высокие (средние по некоторым регионам – даже выше, чем в Москве), но от этого там не становится легче жить.

Проблем у жителей Севера хватает:

  • огромные цены на продукты из-за особенностей логистики – доставить их туда можно, в основном, по воздуху;
  • уехать – тяжело и дорого. Продать жилье на Севере можно только за бесценок, а добраться до цивилизации получится только на самолете;
  • климатические особенности – они тоже не добавляют здоровья, и т.д.

Это все приводит к серьезным проблемам для северных регионов. Стимулов работать на Севере все меньше, в итоге там наблюдается отрицательный миграционный прирост – уезжает людей больше, чем приезжает.

И если в крупных городах вроде Сургута или Якутска еще можно жить, то в Воркуте население за 30 лет сократилось с 200 до 60 тысяч человек, а цена 3-комнатной квартиры составляет около 60 000 рублей.

Единственное, что еще хоть как-то удерживает людей на Севере – это хороший социальный пакет:

  • отпуск больше на 24 дня, чем у остальных регионов;
  • северные надбавки благодаря районным коэффициентам;
  • раз в 2 года семьи получают право на бесплатный проезд или полет до места отдыха и обратно;
  • тем, кто отработал 15 лет, дают жилье;
  • на пенсию можно выйти на 5 лет раньше;
  • тем, кто хочет переселиться в другой регион, могут предложить субсидию.

Поэтому на Севере все еще живут люди – им или просто некуда податься, или они ждут наступления пенсионного возраста, чтобы уехать на юг и больше не возвращаться.

Век перелома

XX век стал веком перелома не только для нашей страны в целом, но и в освоении Арктики и Севера в частности. Бурное развитие техники сделало возможными ранее немыслимые предприятия. Начало века ознаменовалось новым витком активной исследовательской работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, а также проводилось гидрографическое исследование дна. В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, и будущий Верховный Правитель России А. Колчак. С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути. А в 1916 году для лучшей морской связи с союзниками по Антанте в Первой мировой войне был основан северный порт Романов-на-Мурмане (Мурманск).

Война и революция сделали арктические исследования невозможными более чем на 10 лет

Однако молодое Советское государство, осознавая важность Арктики, уже в середине 20-х годов начало возрождать это направление в научных исследованиях. Сначала была поставлена задача по координации всех работ в Арктике, а вслед за ней была сформирована Севэкспедиция

К 1925 году оформляется НИИ изучения Севера, который в 1958 году будет преобразован в НИИ изучения Арктики и Антарктики. 15 апреля 1926 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 году на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

С 1932 года, когда при СНК СССР было создано Главное управление Севморпути, освоение Арктики становится стратегической государственной задачей. В народном сознании эта задача перекликается с именами десятков героев и наших мужественных соотечественников, которые подчас с риском для жизни пробивали стране дорогу в Арктику. Такие имена, как Отто Шмидт, Иван Папанин, Валерий Чкалов, Михаил Громов, и десятки других героев первопроходцев сделали возможным открытие новых рубежей в кратчайшие сроки. Многие из них стали первыми Героями Советского Союза. Тогда же в 30-е и 40-е годы появляется устойчивый проход по Северному морскому пути в одну навигацию (до 65 дней). Появляются первые дрейфующие научно-исследовательские станции, разведываются и осваиваются нефтегазовые месторождения. Появляется и рад заполярных городов и портов, таких как Диксон, Тикси, Норильск, Воркута и другие.

В годы Великой Отечественной войны порты Мурманск и Архангельск играли огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Именно туда приходили арктические конвои с помощью для СССР по программе ленд-лиза. А Северный флот и бойцы в Заполярье сдерживали попытки нацистов перерезать эту сверхважную артерию.

После войны СССР вёл разновекторную работу по освоению Арктики. Строился и совершенствовался ледокольный флот, появились и первые атомные ледоколы, а в 1977 году ледокол «Арктика» первым в мире достиг точки Северного полюса. Военные активно развивали Северный флот, особенно его подводную составляющую. Так, в 1962 году подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила всплытие сквозь льды. Плавание на подводных атомоходах во льдах и неглубоких водах и до наших дней считается экстремальным и сложным для подводников стран НАТО, а наши моряки, уже более 80 лет чувствуют себя там буквально как рыба в воде. СССР смог открыть и освоить крупнейшие месторождения нефти и газа на Севере и Арктике, такие как Уренгойское, Ямбургское на суше и Штокмановское и Приразломное на шельфе в море. В целом к 1991 году страна подошла с огромным заделом на будущее.

Экопроекты


– Природа Арктики хрупка и уязвима. Как планируется защитить Арктику от антропогенного воздействия? Какие экологические программы предусмотрены в Стратегии?

От состояния Арктики во многом зависит экологическое здоровье планеты. Это постоянно должно быть во внимании. В новой госпрограмме мы предусматриваем отдельный раздел, связанный с сохранением экосистем в Арктике. Речь идет о развитии той сети особо охраняемых природных территорий, которые были созданы в последние годы, включая наш крупнейший национальный парк «Русская Арктика». Мы предлагаем ввести систему мониторинга охраны окружающей среды, отвечающую современным запросам.

В новой госпрограмме предусмотрен раздел, связанный с сохранением экосистем в Арктике. Речь идет о развитии сети арктических ООПТ.

Хочу отметить, что это продолжение той большой программы, она называется «Генеральная уборка Арктики», которую реализует наша страна с 2012 года. Это ликвидация накопленного за десятилетия экологического ущерба – сейчас уже утилизировано более 80 тыс. т мусора.

Остров Школьников

Алексей Кучейко заявил RT, что в настоящее время идёт обсуждение названия открытого острова. 

«Ребята хотят назвать его Хрустальным — в честь одноимённого лагеря в Артеке. Ещё один вариант — Ламантин, так как на снимках его очертания напоминают вымирающий вид этого морского млекопитающего. Но в любом случае итоговое решение будет принимать специальная комиссия», — отметил Кучейко.

  • Положение ледника на Северном острове Новой Земли

Он напомнил, что арктические острова, как правило, называют именами полярников или других выдающихся деятелей. По словам Артёма, гидрографы Северного флота предлагают назвать объект островом Школьников. Однако он сомневается, что комиссия встанет на сторону учёных, поскольку по соседству расположен мыс Школьников.

Артём и Валерия отвергают идею наименования «Макаренко — Саенко». При этом не возражают, если открытый ими остров получит название в честь великого советского полярника или известного российского хоккеиста.

Арктические проблемы

Улучшение условий жизни в Арктике – важнейший приоритет новой Стратегии. Она нацелена на то, чтобы к 2030 году положить конец сокращению населения, которое затронуло весь арктический регион после распада Советского Союза. Ежегодно из примерно 2,4 миллиона жителей Российской Арктики происходит чистый отток около 18 000 человек. Селиться в этом холодном регионе с его длинными темными зимами уже не выгодно с финансовой точки зрения. Хотя средний доход превышает таковой по России, стоимость жизни здесь также значительно выше.

Помимо враждебного климата, самой большой проблемой для населения и экономики региона является отсутствие инфраструктуры и ее плохое состояние там, где она существует. Таяние вечной мерзлоты, связанное с климатом, уже имеет разрушительные последствия и, как ожидается, в ближайшие годы затронет 70 процентов инфраструктуры. В то же время многие предлагаемые на региональном уровне проекты строительства дорог, железных дорог и портов остаются нереализованными из-за отсутствия государственного финансирования.

С точки зрения Москвы, Арктика – лишь один из многих проблемных и структурно слабых регионов Российской Федерации. Государственная программа социально-экономического развития Арктики была запущена в 2014 году, но из федерального бюджета на 2021–2023 годы предусмотрено всего 17,6 млрд рублей (190 млн евро). Для сравнения, программа предусматривает более 300 миллиардов рублей (3,2 миллиарда евро) для Крыма.

Отсутствие адекватного государственного финансирования приоритетных целей прошлых арктических стратегий оставляет мощный энергетический сектор России движущей силой развития на Крайнем Севере. На Арктику приходится более 90% добычи природного газа в России и 17% нефти. Новые крупные проекты, такие как терминалы СПГ на полуостровах Ямал и Гыдан от компании Новатэк, являются движущей силой расширения местной инфраструктуры.

Это относится не только к частным инвестициям в строительство автомобильных и железных дорог в западной части Российской Арктики на основе государственных концессий или государственно-частного партнерства, но и к портам Северного морского пути (СМП) и их подключению к промышленным регионам России.

Национальные цели президента Путина на 2018 год предусматривают увеличение в четыре раза годового объема грузов по СМП до 80 миллионов тонн. В настоящее время в Москве существуют разногласия по поводу этой цели, которая сейчас считается нереальной. Российское государство должно взять на себя одну треть инвестиций, необходимых для СМП, которые Росатом оценивает в 11,7 млрд долларов США; остальное – Росатом, Роснефть, Новатэк, Газпром нефть, Газпром, Норникель, банки и будущие пользователи маршрута.

Москва надеется, что коммерческие проекты по освоению морских месторождений нефти и газа также будут стимулировать развитие. На сегодняшний день санкции Запада в значительной степени блокируют такие инициативы. Китай в качестве альтернативы Западу выглядит привлекательно, но его возможности поставлять технологии (в том числе для сейсморазведки в Баренцевом море) и необходимый капитал ограничены.

Также сомнительно, оправдают ли будущие цены на нефть разработку этих удаленных запасов. Для того, чтобы шельфовые месторождения в Арктике стали прибыльными, необходима цена не менее 80 долларов за баррель; текущая цена составляет около 48 долларов США. Прогресс по планируемой разработке новых угольных месторождений также идет медленно. Окно возможности для добычи этих отдаленных ископаемых ресурсов, скорее всего, постепенно закроется, поскольку международные усилия по защите климата приводят к снижению спроса на такие ресурсы.

Международная повестка


– Как развитие Российской Арктики увязано с развитием арктической территории в странах Европы и Америки? Российский проект локален или он отражает глобальный подход к освоению этой территории?

Необходимо понимать, что Арктика – это глобальный регион. И то, что происходит в Арктической зоне России, безусловно, влияет в целом и на США, Канаду, страны Северной Европы. Поэтому никак не может наш проект быть локальным. У нас самая большая арктическая территория, и, конечно, на России большая ответственность.

Сегодня базовый международный институт в Арктике – это Арктический совет, в рамках которого приполярные государства договариваются о сотрудничестве, о совместных проектах, вместе обсуждают проблемы.

Это эффективный формат, но, на мой взгляд, ему не хватает совместной экономической программы. И так как Россия будет председательствовать в Арктическом совете в 2021–2023 годах, мы будем формировать социально-экономическую повестку. Это то, что касается качества жизни, реализации совместных инвестиционных проектов. Начало уже есть – российский «Мегафон» и финская компания Cinia подписали в июне соглашение о прокладке подводной трансарктической телефонной линии, которая соединит Европу и Японию. Об этом проекте говорили не один год, и вот сейчас он начал реализовываться. Вот такие проекты нужны Арктике, и мы, безусловно, будем ему помогать.

Сотрудничество в Арктике

Дверь для международного сотрудничества не закрыта полностью, даже если в новой Арктической стратегии увеличилось пространство, посвященное отражению угроз. Иногда противоречащие друг другу интересы – например, защита национального суверенитета против интернационализации морского пути – отражаются в амбивалентной позиции, которая содержит элементы как конфронтации, так и стремления к сотрудничеству, подчеркивая политическую конкуренцию или практическое сотрудничество (в зависимости от ситуации).

В новой арктической стратегии есть отдельный раздел, посвященный международному сотрудничеству, в котором иностранные инвестиции играют центральную роль. Здесь Москва в основном заинтересована в технологиях и инвестициях в энергетический сектор, подпадающий под западные санкции. Западные фирмы могут сотрудничать в инфраструктурных проектах и в решении экологических проблем.

Германо-российское сотрудничество в области естественных наук менее проблематично для Кремля и остается успешным. Новая Арктическая стратегия предлагает разработать комплексный план совместных международных исследований экосистем и последствий изменения климата. Одним из примеров успешного германо-российского сотрудничества является международная Междисциплинарная дрейфующая обсерватория по изучению арктического климата (MOSAiC), которая была бы невозможна без опыта и поддержки России.

Остров Ханса (Дания-Канада)

Дания и Канада оспаривают принадлежность острова Ханса (Туркупалук), расположенного во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Остров представляет собой трёхкилометровую полосу необитаемых обледенелых скал. Сам по себе он ценности не имеет, но государство, которое сумеет заполучить его в собственность, получит контроль и над стратегически важным Северо-Западным проходом. Прежде этот затянутый льдами пролив мало кого интересовал, но глобальное потепление сделает его судоходным в летние месяцы уже через пару десятков лет. Таким образом, Северо-Западный проход на несколько суток сократит маршруты между континентами, а государство, которое получит этот пролив в собственность, сможет зарабатывать дополнительные миллиарды долларов в год.

Что принято считать Арктикой

Арктикой принято называть зону, которая находится вокруг Северного полюса, в том числе Северный Ледовитый океан и некоторые сухопутные территории. Но вот парадокс – до сих пор даже в науке нет точного определения, что же считать Арктикой.

Есть 5 основных теорий границы Арктики:

  • астрономическая – Арктикой считается все, что находится к северу от Северного полярного круга. Это территория, где есть полярные дни и ночи (хотя бы раз в году Солнце не заходит минимум 24 часа, и еще раз – не восходит столько же);
  • по дискомфорту проживания – здесь учитываются сумма отрицательных температур воздуха, распространение мерзлоты и т.д.;
  • климатическая – если период с температурой ниже минус 30 градусов длится более 45 суток;
  • CAFF (Conservation of Arctic Flora and Fauna) – учитывается распространение арктической флоры и фауны;
  • административная – если арктическая зона законодательно определена. В России есть Арктическая зона Российской Федерации, или АЗРФ, определенная в 2014 году.

Есть и совсем экзотические теории, например, Арктикой предлагают считать все, что находится севернее 60 градуса северной широты (в том числе, например, Санкт-Петербург и Вологду).

В России проще всего взять за основу административное деление АЗРФ, а статус арктической зоны других стран определять международными соглашениями.

Итак, на международном уровне есть 5 приарктических стран:

  • Россия;
  • Канада;
  • США (Аляска);
  • Норвегия;
  • Дания (Гренландия).

Плюсом к ним еще 3 страны – Исландия, Швеция и Финляндия – претендуют на этот статус, хоть и не имеют океанических границ с арктической зоной. Но эти страны уже входят в Арктический совет, созданный в 1996 году.

Если с территориями отдельных государств все относительно понятно, то статус территории от их северных границ до Северного полюса до сих пор остается неопределенным.

Впервые вопрос статуса Арктики подняла Канада в 1909 году, объявив суверенитет над территорией от ее границ до Северного полюса. В 1926 году так сделал СССР. И до самого 1982 года такой секторный подход действовал для всех стран.

Деление Арктики по секторам (до 1982 года)

Была лишь одна проблема: с помощью секторов поделили земли и острова, но не акваторию. Когда научный прогресс дошел до добычи природных ресурсов на арктическом шельфе, пришлось придумывать новый подход.

Он содержится в Конвенции о морском праве, которую приняли в 1982 году: теперь территориальными водами считается 12-мильная полоса вдоль берега, а 200-мильная зона считается экономической зоной этой страны:

Современная карта Арктики (красным отмечены спорные территории, на которые претендует Россия)

Теперь благодаря этому подходу в Арктике есть обширные международные воды, а часть территорий считается спорными: Россия считает часть морского дна продолжением берега и претендует на 150-мильную зону от таких границ.

Век прорыва, век открытий

XVIII век стал веком больших перемен в нашей стране. Россия по воле монарха реформатора Петра Великого стала империей. Многое переделывалось на иной лад, затронули перемены и процесс освоения Арктики и Севера. Прежде всего следует отметить, что в России появился новый флот, вооруженный мощными кораблями. Это обновление стало важным не только в военной области, новые корабли значительно расширили возможности плавания по северным морям.

Известный мореплаватель Витус Беринг по приказу императора Петра I совершил поход к проливу между Аляской и Чукоткой и подтвердил данные Дежнева. Теперь этот пролив носит имя Беринга. А с 1733 по 1743 годы, то есть почти за десять лет, была проведена экспедиция, получившая наименование Великая Северная экспедиция: несколько отрядов под руководством Беринга, братьев Лаптевых и Семена Челюскина составили первую подробную карту наших арктических берегов, островов и рек. Более того, Челюскин провел и пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана, составил подробную карту восточных владений Российской империи. Добравшись до пролива, разделяющего Азию и Америку, он выявил самую северную часть российских владений, которую мы теперь знаем как Мыс Челюскина.

Добытые данные позволили к 1746 году издать «Карту генеральную Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам, с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». Это была наиболее полная на тот момент карта всех владений Российской империи, и если Европейская часть была хорошо известна уже давно, то Азиатская на ней появилась впервые. Следующая экспедиция была разработана в 1765 году легендарным ученым М.В. Ломоносовым, её возглавил известный адмирал Чичагов, у которого в тот момент молодым офицером служил будущий адмирал Ушаков. Она уже только уточняла более ранние данные и осваивала новые морские пути. А в 1799 году по аналогии с британцами и голландцами была основана Русско-американская торговая компания, чьи действия способствовали освоению Дальнего Востока.

Требования к оформлению статей

Тексты докладов для публикации принимаются к началу конференции – объём до 15 стр. в Word, шрифт Times New Roman, кегль 12 пт, интервал 1,5 для текста и для постраничных сносок. Чёрно-белые фотографии, чертежи, схемы в формате JPEG (не менее 300 dpi), не более 5 илл.; обязательно наличие подписей под илл.; внутри текста должны быть проставлены ссылки на илл., например: (рис. 1). Ссылки постраничные. Текст публикации должен включать: сведения об авторе (авторах), аннотацию (300 слов), ключевые слова, а также перевод на англ. яз. названия статьи, сведений об авторе (авторах), аннотации и ключевых слов.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора статей для публикации.

Примеры оформления статей смотрите в опубликованных сборниках предыдущих конференций в разделе Архив.

ЧТО ТАКОЕ АПУ?

 — это инновационный проект САФУ, Росгидромета и Русского географического общества. Он создан для изучения природы Арктики, и подготовки научно-производственных кадров для региона. Экспедиции проводятся на научно-исследовательском судне первого ледового класса «Профессор Молчанов». На борту есть всё необходимое для научной деятельности экипажа: три лаборатории, помещения, адаптированные для проведения лекций и семинаров, оборудование для проведения метеорологических и океанографических измерений. В нашей стране аналог такого плавучего университета есть только во Владивостоке.

Ежегодно исследовательский корабль отправляется из порта Архангельска в экспедиции по территориям Белого, Баренцева и Карского морей. 375 студентов побывали на борту судна «Профессор Молчанов» за пять лет существования проекта, 35 из них — иностранные студенты. АПУ объединяет более 20 ведущих научно-образовательных учреждений России, Европы и Америки.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭКСПЕДИЦИИ В АРКТИКУ?

Какие ассоциации возникают с Арктикой? Холод, скромная природа, да зима круглый год. Казалось бы, зачем туда отправлять целую научную экспедицию, если там ничего нет, кроме снега и льда? На самом деле, флора и фауна Арктических зон не такая уж и скудная, как может показаться на первый взгляд. Да, лето здесь длится всего сорок дней, но какой чудесный мир успевает показать Арктика за такое короткое время. На этих территориях множество неизвестных видов растений, поэтому с каждой экспедицией расширяются гербарные фонды. В подтверждение этому стоит посмотреть учебный фильм медиа-центра САФУ «Арктический мост»
.

На борт АПУ могут попасть представители самых различных специальностей. Студенты естественно-научных направлений изучают разнообразие биологических видов Арктических зон, технических — механизм работы судна «Профессор Молчанов», проводят метеорологические исследования, а студентам-гуманитариям будет интересно изучить историческое и культурное наследие архипелагов Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, островов Вайгач и Колгуев.

Благодаря деятельности «Арктического плавучего университета» получают новые знания о состоянии окружающей среды Арктического региона, а также разрабатывают рекомендации по сохранению арктической экосистемы. Не каждый университет может похвастаться такой научной деятельностью, это доказывает уникальность и научную ценность проекта.

В Арктике запретят коммерческую ловлю рыбы

Теперь добыча рыбы в коммерческих целях в Арктике станет возможна лишь при условии, что регион вылова был достаточно изучен. Договор позволит защитить уязвимую арктическую экосистему. (02.12.2017) Возможное открытие региона для судоходства и добычи ресурсов активизировали международное сотрудничество по вопросам Арктики. Сейчас главной дискуссионной платформой является созданный в 1996 году Арктический совет — межправительственная организация, главными задачами которой являются обеспечение безопасности в регионе, решение проблем окружающей среды, а также защита прав коренных народов.

В работе Совета наряду с главными восемью игроками в регионе участвуют также страны-наблюдатели, среди которых Китай, Япония и государства-члены Евросоюза. В рамках Арктического совета были подписаны соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, а также соглашение о борьбе с загрязнением нефтью.

Эксперт по Арктике Тимо Коивурова считает, что приарктические государства должны сами привлекать другие страны для сотрудничества в регионе. Отличный пример сотрудничества — соглашение о рыболовстве, ведь согласно международному праву все государства мира имеют право на свободную ловлю ресурсов в открытом море. Более того, все страны пользуются навигационными правами в открытом море, а значит, приарктические государства должны будут гарантировать право на мирный проход через их территориальное море, а также транзитный проход через проливы. Все это свидетельствует о том, что приарктические государства в будущем больше не смогут единолично «править» в регионе, заключил Коивурова.

______________

Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | Twitter | Facebook | Youtube | Telegram | WhatsApp

Перемены в Арктике

Первые попытки

Мало кто знает, но первые попытки походов на север были предприняты русскими первооткрывателями ещё в XI веке. Согласно Никоновской летописи, новгородский посадник по имени Улеб совершал морской поход от Северной Двины к так называемым «Железным вратам». По всей видимости, под ними подразумеваются либо Карские ворота, либо пролив Югорский Шар (отделяет архипелаг Новая земля и остров Вайгач от континента). Сейчас это установить сложно, но тем не менее попытки предпринимались уже тогда.

Позднее, в XII-XIII веках, поморы освоили территорию острова Вайгач и Новой земли. Поморы – небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского населения на Белом море; субэтнос русского народа на беломорском Севере России. В 1499 году был основан первый русский заполярный город – Пустозерск, сейчас он уже не существует, но находился недалеко от современного Нарьян-Мара. Помимо строительства городов создавались и монастыри. В те времена монастыри зачастую исполняли роль крепостей, многие монастыри были вынесены за крепостные стены городов, чтобы принять усложнить врагу задачу, то есть первый удар принимали на себя именно монастырские стены. Так, в 1533 году был основан заполярный Трифонов Печенгский монастырь, а чуть ранее, в 1429 году заложили знаменитый Соловецкий монастырь. При этом главным русским городом и портом Севера с 1584 года и вплоть до XX века продолжал оставаться Архангельск.

Следующий виток освоения Севера и Арктики пришелся уже на XVI-XVII века, когда русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби. Тогда же началась кустарная добыча нефти в прибрежных ямах и на поверхности воды. Осваивалась территория современного Ямала. Пожалуй, одним из самых известных первопроходцев того времени стал казачий атаман Семен Дежнев. Именно после его похода в 1648 году появилось осмысленное представление о том, как выглядит побережье Арктики. Дежневу удалось пройти вдоль Чукотки до самого пролива между Америкой и Азией. Это было поистине фантастическое открытие для тех лет. А в 1688 году вслед за Дежневым купец Иван Толстоухов открыл Таймыр.