Какие тайны скрывает остров пасхи?

История острова Пасхи

Когда матросы впервые обнаружили остров Пасхи, они увидели на нем множество каменных фигур, стоящих вдоль берега. Моряки не могли понять кто их сделал, и как вообще здесь оказались люди.

Согласно официальной версии первыми людьми, проживавшими на острове Пасхи, были полинезийцы. Они жили в 5 веке н. э. Поскольку у полинезийцев считалось нормальным растягивать мочки ушей до плеч, – их стали называть «длинноухими». Ученые считают, что именно они были авторами статуй.

В 14 веке на остров прибыли «короткоухие». На протяжении 3-х веков они воевали с полинезийцами, в результате чего «длинноухие» были уничтожены, а вместе с ними исчезла и их культура.

По мнению экспертов, создатели моаи верили, что в истуканах содержится сила их предков. Статуи высекали из спрессованного вулканического пепла. При установке их лица обращали в сторону поселений для защиты от бед.

На сегодняшний день многие моаи острова Пасхи удалось отреставрировать, благодаря чему любой желающий может собственными глазами увидеть фигуры в их первоначальном виде. Первопоселенцы острова Пасхи верили в бога Маке-маке, который по их мнению создал человека.

Вскоре у них возник культ птицечеловека, которому периодически приносились жертвы. Также племена соревновались между собой в плавании. Победивший пловец на 1 год становился птицечеловеком и имел право распределять любые ресурсы в своем племени.

У жителей острова Пасхи была своя письменность, которая пока до конца не расшифрована. Они писали на небольших деревянных табличках, некоторые из которых сохранились до наших дней. Помимо слов на них изображались звери, птицы и различные события.

Существует миф, что в 1400 г. небольшая группа полинезийцев, во главе с их первым королем Хоту-Мату’а, добралась на пирогах до необитаемого острова. Они назвали его Те-Пито-о-те-хенуа, что означает «пуп земли». После этого король ввел практику установки огромных памятников в честь вождей.

Каменные статуи на острове Пасхи внешне похожи на человеческие головы с относительно маленьким туловищем. По мнению экспертов моаи изготавливались в каменоломнях, находящихся посреди острова.

До сих пор нет единого мнения о том, как древние люди могли перемещать такие тяжелые фигуры.

Согласно распространенной версии статуи передвигали по «дорожке», выложенной из стволов деревьев. Их катили через километры труднопроходимых джунглей. По подсчетам ученых, для такой работы требовалось более сотни мужчин.

5 вещей, которые необходимо сделать на острове Пасхи:

  1. В конце января — начале февраля посетить уникальный фестиваль «Тапати», аналогов которому наверняка нет в мире. Он проходит в конце января или в начале февраля. «Тапати» — это срез культуры острова Пасхи, причем не экспортный вариант, а самый настоящий. Аборигены поют, танцуют и меряются силой.
  2. Взойти на церемониальную площадку Те-Пито-те-хенуа, название которой в переводе с рапануйского означает «пуп земли».
  3. Устроить в пальмовых рощах бухты Анакена романтичный пикник.
  4. Придумать свою легенду про моаи — а после рассказать ее местным жителям. Они обожают слушать версии о том, каким образом на Пасхе появились статуи. Вас внимательно выслушают, может быть, запишут вашу историю, если она будет уникальной, и поместят в собрание сочинений туристов.
  5. Наведаться в деревушку Оронго и увидеть многочисленные петроглифы с изображениями птицечеловеков и бога Маке-Маке. Кстати, на этом острове была изобретена своя письменность — ронго-ронго, которая до сих пор не расшифрована.

Раннее поселение

Считается, что первые жители Рапа-Нуи (полинезийское название острова Пасхи; его испанское название — Исла-де-Паскуа) прибыли сюда примерно в 300-400 годах нашей эры. Согласно легенде, первым царем Рапа-Нуи был Хот-Матуа, правитель из полинезийской подгруппы (возможно, с Маркизских островов), чей корабль прошел тысячи миль, прежде чем приплыть в Анакене, на один из немногих песчаных пляжей на скалистом побережье острова.

После упадка культуры моаи на о. Пасхи развился новый культ поклонения птицам. Он был сосредоточен в церемониальной деревне под названием Оронго, построенной на краю кратера вулкана Рано-Као.

Лучшим свидетельством богатой культуры, созданной первоначальными поселенцами Рапа-Нуи и их потомками, является наличие почти 900 гигантских каменных статуй, которые были найдены в различных местах по всему острову. При средней высоте 4 метра и весе 13 тонн, эти огромные каменные бюсты, известные как моаи, были вырезаны из туфа (легкая пористая порода, образованная консолидированным вулканическим пеплом) и размещены на церемониальных каменных платформах, называемых Ахус. До сих пор неизвестно, почему именно эти статуи были построены в таком количестве и в таком масштабе или как они были перемещены по острову.

Сохранение и восстановление

Посетителям запрещено подниматься на Моаи.

Ранний европейский рисунок моаи в нижней половине испанской карты острова Пасхи 1770 года ; оригинальные рукописные карты испанской экспедиции находятся в Военно-морском музее Мадрида и в Коллекции Джека Долтона , США.

С 1955 по 1978 год американский археолог Уильям Маллой провел обширное исследование производства, транспортировки и возведения монументальной статуи острова Пасхи . Проекты Маллоя на Рапа Нуи включают исследование комплекса Акиви-Вайтека и физическое восстановление Аху Акиви (1960); исследование и восстановление Аху Ко Те Рику и Аху Вай Ури и церемониального комплекса Тахаи (1970); исследование и восстановление двух аху в Ханга Киоэ (1972 г.); исследование и восстановление церемониальной деревни в Оронго (1974 г.) и многочисленные другие археологические исследования по всему острову.

Нуи Национальный парк Рапа и mo’ai включены в 1972 ООН конвенции о защите мирового культурного и природного наследия , и , следовательно , в списке 1994 ЮНЕСКО объектов всемирного наследия.

Моаи были нанесены на карту несколькими группами на протяжении многих лет, в том числе усилиями отца Себастьяна Энглерта и чилийских исследователей. EISP (Проект статуи острова Пасхи) провел исследование и документировал многие моаи на Рапа-Нуи и артефакты, хранящиеся в зарубежных музеях. Цель проекта — понять первоначальное использование, контекст и значение фигур, а результаты будут предоставлены семьям Рапа Нуи и государственным учреждениям острова, отвечающим за сохранение и сохранение моаи. Другие исследования включают в себя работу по Бриттон Shepardson и Терри Л. Хант и Карл П. Lipo .

В 2008 году финский турист отколол кусок уха одному моаи. Туриста оштрафовали на 17000 долларов и запретили посещать остров на три года.

В 2020 году незанятый грузовик въехал в Моаи, разрушив статую и причинив «неисчислимый ущерб».

Историческая справка

Безусловно, знать, где находится остров Пасхи — это одно, но получить более подробную информацию о его происхождении — это совсем другое. Исследователи говорят, что раньше в этом регионе, по всей видимости, отмечалась очень активная вулканическая деятельность, благодаря которой и возник этот остров. Даже после его возникновения было несколько извержений. Таким образом возникали многочисленные архипелаги и атоллы, и не только в Тихом океане, но и по другим местам.

Из-за того, что здесь постоянно случались извержения вулканов и буйствовали ветры, то это привело к тому, что берега острова стали почти неприступными и корабли не могли пристать к берегу. Если посмотреть на остров с высоты, то можно заметить всего два места, куда мог бы зайти корабль. И то — для этого необходимо знать морское дно, так как вокруг все усеяно скалами, торчащими из воды. Поэтому и не удивительно, что слишком долгое время даже испанцы и португальцы, которые открыли путь в Америку, оставляли в стороне этот остров.

Первые колонисты начали заселение этого острова достаточно поздно и для строительства своих хижин и лодок начали рубить пальмы. Но поселенцам здесь пришлось переносить многие невзгоды, среди которых — нападения перуанских пиратов. Эти столкновения в итоге привели к тому, что коренного населения на острове становилось очень мало. Очень много беды сделали и католические миссионеры, которые попали сюда вместе с испанскими завоевателями. Увидев здесь так много каменных «идолов», они принялись не только учить местных жителей слову Божьему, но и приложили руку к уничтожению местной культуры.

Поэтому современным исследователям очень трудно теперь восстановить всю хронологию событий до появления здесь испанцев. Очень трудно разобраться с обычаями, которые были здесь, во что веровали местные жители, какой язык у них был и многое другое. Стоит сказать, что сейчас все каменные сооружения, которые остались на острове, находятся под защитой ЮНЕСКО.

Создание скульптур во славу богов.

Беренс любил рассказывать о богатой растительности острова Пасхи, а также об огромных урожаях овощей и фруктов, которые собирали каждый год. Когда он описывал местных обитателей, то писал следующее: «Всегда бодрые, хорошего телосложения, великолепные бегуны, дружелюбные, но чрезвычайно пугливые. Практически каждый из них, принеся дары, спешно выкидывал их на землю и тут же убегал, что есть силы». Что касается цвета кожи, то она имеет разные оттенки — среди них встречаются как чернокожие, так и совершенно белые обитатели, кроме того, есть даже краснокожие, отчего складывается ощущение, что они обгорели на солнце. Их уши имеют большую длину и нередко доходят до плеч. У некоторых, в качестве украшения, в мочки вдеты небольшие белые бруски.

По некоторым утверждениям, удивительные способности рапануйцев – это воля богов. Они их сделали такими, чтобы они могли отвечать за ту часть света, к которой полностью развернуты. Жители острова подтверждали, что их предки когда-то давно занимались возведением известных ныне монументов, так как обладали огромной силой. Однако сейчас это не разрешается осуществлять. Услышав такую версию, Джеймс Кук не захотел в это верить и даже сформулировал ключевые загадки острова — каким образом могли возникнуть истуканы и почему они не появляются сейчас.

Рис. 9

Рис. 10

Однако островитяне это предложение не поддерживают и рассказывают о птице-людях, то есть божествах, которые спустились на землю, установили и унеслись обратно. В качестве доказательства этой версии выступают найденные на острове изображения людей с крыльями.

Таким образом, рапануйская культура уже давно будоражит умы исследователей своей необычностью и загадочностью. Ее посланники создали уникальные каменные монументы, что свидетельствует о высоком уровне развития данной цивилизации. Все статуи появились между 1250 и 1500 годами. Их известная численность на сегодняшний день составляет восемьсот восемьдесят семь истуканов. При этом о самих жителях острова Пасхи практически ничего неизвестно. Ведь в момент его открытия европейцами в 18 веке была обнаружена отсталая раса, которая никак не могла сделать подобные монументы. Когда же остров был захвачен работорговцами в 19 веке, последние остатки цивилизации были погребены.

В статье, которая была изложена в журнале «Antiquity», археологи изложили детальный обзор наконечников, обнаруженных в больших количествах практически во всех частях острова. Согласно проведенному анализу, они являются абсолютно непригодными для военных действий. Этот вывод обусловлен тем, что главной целью хорошего оружия является убийство врага, а копьями с острова можно разве что ранить человека, но не смертельно. Поэтому, вероятней всего, данные наконечники служили местным жителям в качестве инструментов для обработки земли, пищи и нанесения на тело различных татуировок. Также нет никаких свидетельств масштабных и кровавых войн на острове. Так что можно утверждать, что гибель древней культуры обусловлена, скорей всего, недостатком ресурсов и преобразованием хозяйственного уклада. Теоретически, возрождение цивилизации было весьма возможным, но этому помешали прибывшие европейцы.

Климат, погода и лучшее время для посещения

Климат острова теплый, субтропический с довольно умеренной температурой воздуха, благодаря соседству прохладного океанского течения и расположению близко к южной границе области летних юго-восточных воздушных масс.

Инфраструктура и транспорт

Автомобильные трассы с твердым покрытием сконцентрированы здесь в основном вокруг главного города Анга-Роа и в районе аэропорта. Остальные дороги покрыты гудроном.

Пляжи острова Пасхи

На Рапа-Нуи всего два пляжа с песчаным покрытием. На севере — знаменитый Анакена (Anakena), один из немногих, официально одобренных для купания, а также подходящий для серфинга. На юге — опоясанный колоритными горами, безлюдный Овахе: краса и предмет гордости островитян.

Письменность Ронго-Ронго

Были запрещены татуировки, дома и ритуальные святыни разрушались, произведения искусства рапануйцев уничтожались. Уничтожению подверглись все деревянные скульптуры о-ва, религиозные артефакты, и, самое главное, «кохау ронго-ронго» (рап. Rongo Rongo) — деревянные дощечки «говорящего дерева», испещренные уникальной письменностью.

Остров Пасхи является единственным островом в Полинезии, жители которого разработали собственную систему письменности. Древние легенды, предания, религиозные песнопения вырезались акульим зубом на дощечках из темного дерева торомиро, лишь немногие из которых дошли до наших дней.

Дощечки-кохау с начертанными на них изображениями крылатого птице-человека, лягушек, черепах, ящериц, звезд, крестов и спиралей являются еще одной загадкой диковинного о-ва, которую более 130 лет ученые не могут расшифровать. Сейчас осталось всего 25 ронго-ронго, разбросанных по музеям мира.

Rongo Rongo

В 1988 г. Рапа-Нуи преподнес ученым очередной сюрприз. При раскопках на маленьком болоте в глубине острова австралийские ученые нашли останки средневекового рыцаря в полной экипировке, сидящего на боевом коне. В торфе, обладающем консервирующими свойствами, рыцарь и конь неплохо сохранились. Судя по его доспехам, рыцарь являлся членом немецкого католического Ливонского ордена (1237-1562 гг).

В поясном кошельке обнаружились золотые венгерские дукаты чеканки 1326 г., эти монеты имели хождение в Польше и Литве. Ученые не смогли объяснить, как всадник оказался за тысячи километров на отдаленном тихоокеанском о-ве. До открытия Америки (1492 г.) с 1326 г. оставалось больше 150 лет! Невольно напрашиваются мысли о существовании явления телепортации. Больше никаких мало-мальски убедительных аргументов, объясняющих появление средневекового рыцаря-крестоносца на острове Пасхи, до сего дня не найдено.

Как добраться

Добраться до острова Пасхи можно двумя способами: на самолете или на водном судне. Выбирая авиацию, будьте готовы к пересадкам, ведь рейсы совершаются только из двух мест. Направление обслуживает чилийский оператор LATAM Chile, организующий рейсы из воздушной гавани Сантьяго и перуанского аэропорта Лимы «Хорхе Чавес».

Прогулка до острова Пасхи на яхте или корабле — очень дорогое удовольствие. Круизные лайнеры иногда включают остров в свой маршрут, но цены на билеты также высоки.

Фото статуй моаи на плато Аху Акиви, DK1974

По прибытию заказать экскурсию к статуям моаи можно через отельных гидов или местных туроператоров. Туризм на острове Пасхи — основной источник доходов у населения, поэтому проблем с поиском проводника не возникнет. Самостоятельные путешественники могут дойти до моаи пешком, доехать на такси, велосипеде, мопеде, квадроцикле или машине. Весь транспорт сдается в аренду.

Расстояние до самого популярного Аху Тонгарики от аэропорта Матавери составляет примерно 20 км. На машине их получится преодолеть за 30–40 минут:

Аху Акиви, Аху Тахаи и ряд других площадок располагаются гораздо ближе, в радиусе 10 км от Анга-Роа.

Статуи острова Пасхи: видео

Экологическая катастрофа

Ученые установили: едва полинезийцы заселили остров, они сразу начали вырубать деревья. Древесина требовалась для изготовления каноэ и была топливом для костров, на которых готовили еду и сжигали тела умерших. Но основная масса деревьев ушла на изготовление рычагов для перемещения статуй. Французский археолог Катрин Орлиак, проведя радиоуглеродный анализ древесных останков, определила, что дерево в качестве топлива островитяне перестали использовать в середине XVII века, окончательно перейдя на траву и другие мелкие растения. А значит, за семь столетий полинезийцы полностью выкорчевали лес.

Птице-человек.

Как гласят древние легенды, раз в год жрецы обращались к Богу с просьбой избрать нового птице-человека. Выбранный на эту роль мужчина должен был организовать группу из нескольких парней и направиться вместе с ними в каменные жилища и пещеры Рано Као. Оказавшись там, они выжидали (порой не один месяц), пока обитающие на острове чайки не отложат яйца на скале, которая находится на расстоянии в несколько сотен футов от побережья. Тогда группа, плывя по воде, направлялась к скале, именовавшейся Мотунуи. Первый прибывший человек сразу должен был приступать к поиску яйца, затем обмыть его и в целости принести на остров. Сделав это, он, наполненный гордостью, отдавал яйцо вождю племени, который, начиная с этого момента, приобретал статус птице-человека. Сжимая его в ладони, глава племени пританцовывая проходил весь южный берег острова, пока не попадал в Рано Рараку. В этом месте вождь должен был прожить целых двенадцать месяцев рядом с каменными обитателями на Рапануи. Обитал он там совершенно один, проводя время в молитвах и медитациях. Для остальных рапануйцев это место было запретным, ибо там обосновались покои уважаемого господина. Основным божеством этой диковинной религии был Маке-Маке. При этом он не имеет сходства ни с известным нам Богом творцом, ни Создателем всей Вселенной. Он, его соратник — повелитель чаек и три божества — попечители яиц и будущих потомков, требовали приношения человеческих жертв. Возможно, что когда-то давно на острове вполне могло существовать и людоедство.

Если внимательно изучить легенду о птице-человеке и сопоставить с исконными знаниями, то вырисовывается вполне ясная логичная картина. Предположим, что в отличие от нашей цивилизации, древние жители острова Пасхи имели не материалистическое восприятие, а жили с преобладанием духовных ценностей. Может из-за этого кому-то из европейцев и понадобилось так спешно уничтожать их культуру?

Тогда получается, что избрание очередного птице-человека (птица – символ передней сущности) – это не что иное, как выбор самой духовно-развитой личности для выполнения важных задач (управление климатом, погодой, сейсмической активностью, возможно даже решение планетарных задач). Для этого он и набирал группу юношей для образования круга силы. В таком случае логично предположить, чем они занимались, находясь вместе в пещере – они учились, занимались усиленно духовными практиками, духовным саморазвитием, самораскрытием. Когда группа была готова, назначалось что-то вроде экзамена или проверки на владение определенными свойствами, связанными с пониманием устройства мира (символ – мировое яйцо). После чего этот птице-человек приступал к работе с крупнейшим аху Рано Рараку. Это подтверждают символы, нанесенные на многих статуях, возможно, стоит более внимательно присмотреться к ним для изучения знаков, с которыми работал птице-человек.

Связь между поклонением птице-человеку и массивными каменными истуканами доказывают изображения, начерченные на спинах у большинства статуй. На этих рисунках запечатлены скелеты, призраки, божества, но наиболее часто — птице-человек. В 1722 г. культ поклонения полубожеству и огромным изваяниям пропагандировался по полной, но после высадки на Рапануи племени «короткоухих» все кардинально изменилось. В поверьях рассказывается о нескольких лодках большого размера, на которых находилось около трехсот мужчин и, скорей всего, столько же женщин. Ученые считают, что они сбежали с островов Рапаити после начала страшной гражданской войны или испепеляющей засухи.

Из книги АллатРа:

Загадки и тайны острова Рапа-Нуи

Остров Пасхи в 1995 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По одной из версий здесь существовала древняя цивилизация, исчезнувшая в результате антропогенной катастрофы. Наивысшего подъема она достигла XVI-XVII вв., когда число жителей составляло около 10 тысяч человек.

Древняя культура полинезийцев, датируемая пятым веком, сохранилась и в виде исполинских каменных статуй – моаи. Они и есть — хранители этой цивилизации. Ее представителей называли еще «длинноухими» за их обычай непомерно вытягивать мочки ушей.Позднее на острове появились и представители культуры «короткоухих», последователей так называемых птицепоклонников.

В результате соперничества и внезапно возникшей здесь агрессии между людьми, вызванной, как уже отмечалось выше, по одним предположениям — голодом, по другим — перенаселением, древняя культуру аборигенов была искоренена почти полностью.

Осталась лишь фрагментарная информация о былом величии населявшей эти места цивилизации, а также — ряд молчаливых, угрюмых истуканов остова Пасхи…

Птицы в культуре островитян

Среди петроглифов (наскальных рисунков) чаще всего встречаются изображения птиц, особенно рисунки птицы-фрегата и даже человека с головой этого представителя пернатых. Человек-птица считается основным персонажем средневекового рапануйского культа Тангата-Ману.

Один из посвященных ему обрядов состоит в поисках первого яйца темной крачки. Предполагается, что именно этот обряд и предотвратил полное исчезновение островитян, так как позволил выбирать самого сильного и ловкого члена племени, которого, в итоге, люди назначили правителем и готовы были подчиниться, таким образом, островным законам общежития.

Ежегодно в конце января на острове проводится также народный праздник Тапати-Рапа-Нуи. На шумном фестивале музыки и танцев выбирают королеву острова. Претендентка на этот почетный титул, помимо собственной привлекательности, должна выткать еще и самый длинный холст, а ее родственники — наловить больше всех рыбы.

Каменные истуканы Пасхи

Но главной загадкой, привлекающей туристов со всех концов света, остаются заполняющие побережье толпы каменных истуканов. Маои – таково их местное название – могут быть высотой до 25 м. и весом до 200 тонн.

Знаменитый путешественник Тур Хейердал в середине 50-х годов прошедшего века осуществил эксперимент по вырубке статуи маои вручную и ее доставки к берегу. Потребовался год, чтобы его завершить и прийти к выводу, что это вполне осуществимо с помощью крупных деревянных катков. Эти результаты позже были подтверждены исследованиями, доказавшими, что остров изначально покрывали леса гигантских пальм, стволы которых могли быть использованы, и растений, пригодных для изготовления канатов.

Но для чего понадобилось выстраивать каменных истуканов вдоль береговой линии, частью каких ритуалов они являлись – осталось тайной. Почему они изготавливались в таких количествах: насчитывают около тысячи маои, в то время как население в лучшие времена составляло семь – девять тысяч? Известно лишь, что островитяне украшали свои скульптуры. На некоторых еще сохранились цилиндры из красного камня (до 10 т весом!), отдельно изготовленные и вставленные глаза из стекловидной вулканической массы и кораллов.

Напоследок

Анга-Роа встречает нас поразительно ясным небом, и насладившись видом млечного пути мы засыпаем.

Еще одно маленькое развлечение на Пасхе — зайти на местную почту, чтобы отправить открытки и, конечно, поставить в паспорта красивые штампы с изображением моаи. Штампы эти никакой юридической ценности не имеют, поэтому шлепнуть их мы решили исключительно красоты и памяти ради!

Исполнение моей мечты

На этом поездка мечты заканчивается, но наше путешествие в Чили только началось. Впереди нас ждет Патагония, но об этом в отдельном отчете!

Я не вывезла с острова Пасхи исторические камушки, зато я вывезла потрясающие воспоминания. И, конечно, тот самый кадр — Тонгарики на фоне шумящего Тихого океана, — украшает теперь мою гостиную.

Остров Пасхи — это действительно уникальное, особое, мистическое место. Пожалуй, ни разу за все свои путешествия я не испытала этого щемящего чувства причастности к вечному, к какой-то загадке, к до сих пор не разрешимой тайне. И пусть эта тайна навеки окутает остров, а я сюда еще обязательно вернусь, я это знаю!

Достопримечательности

Национальный парк Рапануи – самое известное знаковое место острова. Здесь на площади 7 тысяч кв. км сконцентрировано множество каменных скульптур, принесших местности мировую славу. 300 уникальных фигур расположены у подножия вулкана в районе Рано-Рараку поблизости от крупнейшей ритуальной платформы.

Археологический ансамбль Аху Те Пито Кура находится на побережье бухты Ла-Перуз вблизи пляжа Оваэ. В центре ее лежит упавшая скульптура весом 80 тонн и высотой 10 м.

Аху Акиви

В своеобразном сакральном месте Рапа-Нуи, далеко от берега, семь идентичных по величине и форме моаи устремлены к океану. Есть версия, что святилище с ХVI в. служило в качестве небесной обсерватории. Изваяния всегда обращены спиной к восходу солнца. Скорее всего, они выполняли роль защитников и некой границы между океаном и сушей.

Пуна Пау

В этой живописной каменоломне на месте небольшого вулкана добывали красный туф для изготовления головных уборов для моаи. Эти шляпки весили ни много ни мало —  до 12 тонн. Их водружали на идолов, когда те лежали на земле. Остатки этих шапок и сейчас можно увидеть, поднявшись на смотровые площадки.

Гора Маунга Теревака

Самая высокая точка острова находится на уровне 539 м над поверхностью, однако большая часть скалы скрыта под водой. Общая высота этой горы составляет 3,5 км. Вершина весьма живописная, сплошь покрытая зеленью.

Церемониальная деревня Оронго

Поселение вблизи крупнейшего вулкана Рано-Као – главный центр охоты за яйцами черных ласточек на скалах соседнего островка. Здесь по традиции выбирали человека-птицу, а до этого в пещерах проживали охотники, помогавшие предводителю своего клана стать вождем острова.

Пещера Ана-Те-Пау

Это огромный грот с высокими перекрытиями, который находится на территории Национального парка. В старину его использовали для жилья: археологи нашли там место очага. Ана-Те-Пау и две обширные соседние пещеры, образованные лавовыми потоками, были частично затоплены водой.

Интересно, что пещеры стали местом для жизни древних островитян не случайно. В результате кровавых междоусобиц и отсутствия возможности построить себе деревянные дома (леса на острове тогда уже не было), жителям пришлось прятаться в пещерах.

Подводные пещеры

Пещеры наземные плавно переходили здесь в пещеры подводные. Сегодня они стали прекрасным полем деятельности для дайверов. Образованные в процессе вулканических извержений и разрушения почвы под воздействием магмы, эти места представляют собой удивительные  живописные гроты, увлекающие любителей подводного плавания по своим запутанным коридорам…

Загадочные моаи и легенды их происхождения

Островные предания сообщают, что вождь рода Хоту Мату’а приплыл с семьей на остров в поисках нового места обитания. После его смерти, шестеро сыновей поделили территорию на части, а затем это сделали их внуки и правнуки. Истуканы, считавшиеся символами кланов, представляют, по мнению местных жителей, усопших предков, а также передают живым силу их прародителей.

История острова Пасхи и загадочных статуй Моаи

Первыми свидетелями гигантских статуй на территории острова стали участники голландской экспедиции во главе с Якобом Роггевеном. Они высадились на остров в день, когда православные отмечали святой светлый праздник, поэтому и земля получила название в честь христианской Пасхи. Сойдя на землю, мореплаватели ахнули, увидев каменных великанов. К тому времени на острове уже не было никакой крупной растительности, что свидетельствовало о пережитой племенем катастрофе. Осваивая островную землю, занимаясь земледелием, местные жители вырубали лес, и за несколько столетий полностью истребили его.

После Роггевена чужеземцы на эти земли не прибывали около полувека. Позднее сюда прибыли испанцы, которые отправили часть племени Рапо-Нуи в Перу. К тому моменту на острове жило не более трех тысяч человек, а ведь когда-то численность местного народа составляла несколько тысяч. В разное время сюда прибывали Джеймс Кук, Юрий Лисянский, Жан Франсуа Лаперуз и другие исследователи.

Серьезным изучением статуй первой занялась Кэтри Рутледж. Ею была составлена карта на английском языке с указанием вулкана Рано Рараку, всех статуй и пути их передвижения к платформам на берегу. Еще одним исследователем мегалитов стал норвежец Тур Хейердал. Он в течение года перемещал великанов при помощи первобытных средств – веревок и деревянных салазок. Хейердал сделал вывод, что перемещение идолов, хоть и сложное, но реальное, а, значит, древние именно так доставляли их от скал к платформам на берегу.

Внимание современных ученых и археологов привлекают пещеры и кратеры на склонах вулкана. Здесь не прекращаются раскопки, а каждый новый объект, откопанный в скальной породе, вызывает массу вопросов и догадок

Моаи до сих пор таят в себе много не разгаданного. Все статуи имеют похожие каменные лица с вытянутыми носами, длинными мочками ушей, руками, опущенными вниз. У некоторых сохранились красиво оформленные глаза из кораллов. Самыми интересными являются великаны, на головах которых устанавливались «каменные шапки» весом до 10 тонн.

Путешествие на остров Пасхи – это увлекательная поездка, которая оставит незабываемые впечатления. Национальный парк Рапа-Нуи интересен различными достопримечательностями. Туризм – основная статья дохода местного населения. В конце января здесь празднуется красочный праздник Тапати-Рапа-Нуи, во время которого выбирают королеву мероприятия на целый год. Привлекают путешественников и пляжи с золотистым песком. Но все же главной целью приезда в страну является посещение острова с его таинственными, загадочными артефактами – статуями Моаи.