Орфоэпические нормы — правила и примеры произношения

Виды ударений

Правила постановки ударения в русском языке существенно разнятся в зависимости от того, какой тип перед нами. Чтобы читателю были понятны правила постановки ударения в русском языке ознакомьтесь с таблицей ниже.

Логическое ударение

Словесное ударение

Смысловое выделение слова или группы слов в предложении. Без подобного выделения невозможно понять смысл предложения в полной мере.

Обратимся к стихотворению А. Ахматовой «Мужество»

«Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне»

Эти союзы выделяются ударением при произношении, поскольку именно в этих словах сосредоточено главное смысловое содержание

Ахматова говорит о том, что совершается что-то важное

Если бы это нечто совершалось тайно, а поэт знал бы об этом и захотел сообщить читателям, очевидно, ударение было бы на другом слове — знаем.

Выделение конкретного слога в слове.

Отчасти правильно поставленное ударение может помочь отличить одно слово от другого. Например, «замок» меняет свое значение в зависимости от того, на какой слог ставится ударение.

Впрочем, чаще всего ударение служит другой цели — выделению слога. Такой слог, на который ложится ударение в русском языке называется ударным. Остальные — безударные.

Основные правила ударений в русском языке:

В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуловер, потому что слово пришло из английского языка (pullover – свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову), нувориш – из французского (nouveauriche – букв. новый богач); Как известно во франц языке ударение падает на последний слог: мизерный из франц.; мизер, жалюзи, плато. Напротив слова пурпур было заимствовано из немецкого языка, а не французского потому ударение падает на первый слог.

Актуальной причиной неправильной постановки ударения является отсутствие в печатном тексте буквы ё. Как известно, в русском языке буква ё всегда принимает на себя ударение: поэтому правильно говорить свёкла, желчь, новорождённый.

В глаголах на –ировать – более продуктивный вариант с ударением на –и, он восходит к немецкому –ieren: дисквалифицировать, копировать, суммировать, транспортировать, фотографировать. В словах, вошедших в русский язык в прошлом веке, ударение было освоено носителя в большей мере и перенесено на последний слог: бомбардировать, гримировать, пломбировать, премировать, формировать.

В существительных, оканчивающихся на –ия, исконным является ударение на окончание: наркомания, флюрография, ассиметрия, но в современном русском языке данное ударение сохранилось только в профессиональных терминах, в разговорной речи общеупотребительным стало ударение на второй корень: наркомания, флюрография.

Единообразное ударение сохраняется в ряду сложных слов, чаще ударение падает на второй корень:

а) аристокрАтия: демократия, плутократия, бюрократия;

б) монолОг: некролог, каталог, диалог, эпилог;

в) водопровОд: газопровод, путепровод, нефтепровод, бензопровод, мусоропровод;

г) сантимЕтр: миллиметр, километр, дециметр, вольтметр;

д) инструмЕнт: доцент, процент, момент, цемент, документ;

е) новорождённый: незаконорождённый рожденный (искл. в словаре трудностей – законорОжденный – доп. новое).

В односложных существительных мужского рода в род. падеже ед. числа ударение падает на окончание: зонт – зонта, плод – плода, герб – герба. Исключение составляют два слова: гусь и уголь.

Краткие прилагательные имеют ударение на первом слоге в мужском, среднем роде. В женском роде ударение переходит на окончание: глуп – глупа, весел – весела. Двоякое ударение встречается в форме множ. числа: бледны – бледны, голодны – голодны, жирны – жирны.

Типы ударений

Фразовое ударение

Выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора //.

Тактовое ударение

Выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

Речевой такт обычно совпадает с дыхательной группой, т.е. отрезком речи, произносимым одним напором выдыхаемого воздуха, без пауз. Цельность речевого такта как ритмической единицы создается ее интонационным оформлением. На ударном слоге слова в составе речевого такта сосредоточен интонационный центр –— тактовое ударение: На сухой осине / серая ворона /… Каждый речевой такт оформляется одной из интонационных конструкций. Речевой такт иногда называют синтагмой.

Основное средство членения на синтагмы — пауза, которая обычно выступает в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (При логическом ударении главное ударение может падать на любое слово синтагмы).

Во фразе обычно выделяется, содержится несколько речевых тактов, но границы фразы и такта могут совпадать: Ночь. // Улица. // Фонарь. // Аптека // (Блок). Выделение речевых тактов может характеризоваться вариативностью: ср. Поле за оврагом и Поле/за оврагом.

Словесное ударение

Вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического (тактового), слогового ударения. С. у. может быть свободным, как в русском языке, или фиксированным, как в чешском, венгерском, польском языках.

Внутри такта (реже –– фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций –– логическое и эмфатическое.

Ударение логическое (смысловое)

Ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания

При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание

К появлению логического ударения приводит перенос синтагматического (тактового) ударения с последнего слова в синтагме (речевом такте) на другое слово; ср.: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора / и Есть в осени первоначальной / короткая / но дивная пора Логическое ударение может служить средством различения смысла внешне омонимичных, но различных по синтаксической структуре предложений: Очень обрадовало его / письмо брата и Очень обрадовало / его письмо брата.

Ударение эмфатическое (греч. emphatikos »выразительный»), эмоциональное.

Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние. Его разновидностью является контрастивное ударение: У меня (!) этих проблем нет .

Произношение и особенности ударения в русском языке

Тема 1.3. Фонетика, орфография, графика, орфография

Орфоэпия. Произношение и особенности ударения в русском языке.

Орфоэпия.

Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические – нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические

Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится

Нормы произношения определяются фонетической системой языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, по которым произносятся слова.

Произношение и особенности ударения в русском языке.

Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией (от лат. accentus – ударение и греч. logos – слово, учение)

В нашей речи важно и то, что мы говорим, и то, как мы говорим. По мнению психологов, наше отношение к говорящему сильно зависит от правильности его речи, от знания им языковых норм: правильного ударения в словах, согласованности падежных окончаний, правильного выбора единственного и множественного числа и др

Правильная постановка ударения — это необходимый признак культуры речи. Правил ударения в русском языке не существует. Для каждого слова свои закономерности, сравнивать ударения в разных словах бессмысленно.

Трудности усвоения норм русского ударения связаны с его особенностями.

1. Ударение в русском языке свободное и может падать на любой слог.

Ударение может с течением времени меняться. Не так давно считалось правильным произношение металлУргия, индУстрия, полигрАфия. Сейчас нормативным является металлургИя, индустрИя, полиграфИя.

В некоторых словах русского языка отмечаются колебания ударения. В большинстве словарей признаются равноправными варианты ударения в следующих словах: Августовский — августОвский, джИнсовый – джинсОвый, казАки – казакИ, кЕта – кетА и др.

Разноместность и подвижность — важные средства различения форм слов и слов. Например, различное смысловое значение приобретают слова: белОк и бЕлок, мУка и мукА, языковОй (барьер) и языкОвая (колбаса), лЕдник (погреб) и леднИк, бронИровать(закреплять) и бронировАть (дверь), занятОй человек и зАнятое место

Следует запомнить слова с неподвижным ударением: бАнт, звонИть, квартАл, красИвый, повторИть, облегчИть, тОрт, шАрф.

Место ударения зависит от происхождения слова. Большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансЕр, жалюзИ, кюрЕ.

Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. Рекомендуется пользоваться специальными словарями и справочниками. В них даётся система нормативных помет (единая для оценки вариантов произносительных, акцентных и морфологических), которая выглядит следующим образом.

Варианты нормы, из которых один признаётся основным:

а) помета «допустимо» (доп.). Чаще всего используется в разговорной речи.

б) помета «допустимо устаревшее» (доп. устар.). Помета указывает, что оцениваемый ею вариант постепенно утрачивается, а в прошлом он был основным.

Словарь включает в себя также варианты, находящиеся за пределами литературной нормы. Для указания этих вариантов вводятся так называемые

а) «не рекомендуется» (не рек.)

б) «неправильно» (неправ.)

в) «грубо неправильно» (грубо неправ.)

Целый ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления.

Итак, современном русском языке употребляются двоякие формы ударения.

1. Равноправные варианты: кулинАрия и кулинарИя; бАржа и баржА; твОрог и творОг.

2. Книжный и разговорный варианты: баловАть и бАловать; договОр и дОговор.

3. Общелитературные и профессиональные: Атомный и атОмный (у физиков); Искра и искрА (у шахтеров); добЫча и дОбыча (у горняков).

Постановка ударения может зависеть от значения слова

Обратите внимание на произношение следующих слов и форм:. привОд в милицию – прИвод в механизме;

привОд в милицию – прИвод в механизме;

языковОй барьер – языкОвая колбаса;

занятОй человек – зАнятое место;

Виды ударений

Ударения могут быть логическими и словесными.

Логическое ударение

Логическое ударение ставится для понимания важности слова или словосочетания в предложении. Зачастую именно ударностью слова мы показываем, что хочет сказать автор в данном предложении

Сравним два выражения:

В первом случае акцент ставится на «хорошего», а во втором предложении — на «что».

От ударной позиции «что» становится понятно: или мы знаем о чём-то, или мы знаем, что именно можем для тебя сделать.

Словесное ударение

Этот вид (или тип) ударения показывает ударность определённого места внутри слова.

Если ударение будет поставлено не верно, то даже весь смысл слова может быть утрачен: зАмок и замОк.

Слоги, на которые падает ударение, называются ударными, остальные — безударные.

Ударение. Орфоэпические правила

Содержание (быстрый переход):

УДАРЕНИЕ

Если слово состоит из нескольких слогов, то один из них ударный (т.е. произносится с большей силой), а на который не падает — безударным. Ударение — выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.

Обычно ударение на письме не обозначается. Однако, когда при чтении возникает затруднение, над соответствующей гласной ставят значок «‘».

Иногда слова имеют не одно, а два и даже больше ударений. Такое явление наблюдается в сложных словах (ки́нокарти́на, а́вто́мо́тове́лого́нки).

Ударение позволяет различать слова за́мки — замки́ и разные формы одного и того же слова ле́са — р.п., ед.ч. и леса́ — им.п., мн.ч.

В русском языке ударение не закреплено за определённым слогом (разноместное ударение) и может переходить в слове с одного слога на другой.Ударение в слове может быть постоянным, когда при изменении слова ударным всегда остаётся один и тот же слог (аге́нт, аге́нта), но может быть и подвижным, то есть с изменением слова переносится на другой слог (при́нял — приняла́).

Как установлено учёными, бóльшая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка. Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Орфоэпические правила в области ударения

Советуем проработать орфоэпические правила так же внимательно, как Вы заучиваете орфографические и пунктуационные правила.

ПРАВИЛА

ПРИМЕРЫ

А) Имена прилагательные

1. Ударный слог полной формы многих прилагательных остаётся ударным и в краткой форме красИвый — красИв, красИва, красИво, красИвы
2. У некоторых кратких прилагательных ударение падает на основу в форме муж. и ср. рода и мн. ч. — и на окончание в форме жен. рода прАвый — прАв, прАво, прАвы
НО: правА;
стрОйный — стрОен, стрОйно, стрОйны
НО: стройнА
3. Если удaрeние в краткой форме жен. рода падает на окончание, то в сравнительной и превосходной степени — на суффикс -ее, -ейш-/-айш— правА — правЕе
сильнА — сильнЕе — сильнЕйший
тонкА — тончАйший
стройнА — стройнЕе
4. Если ударение в краткой форме жен. рода падает на основу, то в сравнительной и превосходной степени оно сохраняется на основе красИва — красИвее — красИвейший
печАльна — печАльнее — печАльнейший
протИвна — протИвнее — протИвнейший

Б) Глаголы

5. Ударение в прошедшем времени глагола обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве сидЕть — сидЕла
стонАть — стонАла
прЯтать — прЯтала
начинАть — начинАла
6. Ударение в форме жен. рода прош. вр. переходит на окончание у 300 глаголов. Среди них: брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать жить — жил, жИло, жИли
НО: жилА;
ждать — ждал, ждАло, ждАли
НО: ждалАИсключения: см. п.8 ниже
7. Если глаголы употребляются с приставкой вы-, то ударение переходит на приставку вЫжить — вЫжила
вЫлить — вЫлила
вЫзвать — вЫзвала
8. У глаголов класть, красть, слать, послать, стлать ударение в форме жен. рода прош. вр. остаётся на основе клАла, крАла
слАла, послАла
стлАла
9. В некоторых возвратных глаголах ударение в форме прош. вр. переходит на окончание или суффикс начАться — начался, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться — принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь

В) Причастие

10. Если ударение в полной форме причастий падает на суффикс -ённ-, то оно остаётся на нём только в форме муж. рода, в остальных формах переходит на окончание проведённый — проведён
НО: проведенА, проведенО, проведенЫ; завезённый — завезён
НО: завезенА, завезенО, завезенЫ
11. В страдательных причастиях прошедшего времени с суффиксом -т-, образованных от глаголов на ударные -уть и -оть, ударение переходит на предыдущий слог полОть — пОлотый
колОть — кОлотый
согнУть — сОгнутый
завернУть — завЁрнутый
12. Страдательные причастия от глаголов лить и пить (с суффиксом -т-) отличаются нестабильным ударением прОлитый и пролИтый
прОлит и пролИт — пролитА (только!),
прОлито и пролИто
прОлиты и пролИты
дОпитый и допИтый
дОпит и допИт
допитА и допИта
дОпито и допИто
дОпиты и допИты

Г) Деепричастие

13. Деепричастия имеют ударение на том же слоге, что и неопределённая форма глагола задАть — задАв
занЯть — занЯв
начАть — начАв
исчЕрпать — исчЕрпав (НЕ: исчерпАв)

Орфоэпический словарик

При выполнении задания по русскому языку не ограничивайтесь интуитивным выбором, а каждое слово проверяйте по вышеуказанным Орфоэпическим правилам и по Орфоэпическому словарику (ссылка ниже). При регулярном и постоянном повторении в памяти хорошо запечатлеется необходимая теоретическая информация, усиленная анализом конкретного языкового материала.

Письменная и устная речь

Иногда сложные ударения в русском языке проявляют себя в устной речи. Согласно нормам письменной речи, не существует безударных слов. Если оно состоит всего из одного слога, то на него и падает ударение.

Но в устной речи некоторые слова «прилипают» к другим и лишаются ударения. Рассмотрим для примера фразу

«По морю семь лет ходил»

В этом примере предлог «по» и существительное «морю» могут соединяться друг с другом, образуя единую конструкцию. Ударение ставится на «по», а слово «морю» становится безударным.

Мастера русской словесности обращают внимание на различие письменной и устной речи. Правила письма и нормы произношения могут отличаться друг от друга

Несмотря на разницу, оба случая остаются правильны, но надо учитывать контекст вопроса. Допустимое в устной речи становится невозможным для письменной и наоборот.

Виды ударений

Правила постановки ударения в русском языке существенно разнятся в зависимости от того, какой тип перед нами. Чтобы читателю были понятны правила постановки ударения в русском языке ознакомьтесь с таблицей ниже.

Логическое ударение

Словесное ударение

Смысловое выделение слова или группы слов в предложении. Без подобного выделения невозможно понять смысл предложения в полной мере.

Обратимся к стихотворению А. Ахматовой «Мужество»

«Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне»

Эти союзы выделяются ударением при произношении, поскольку именно в этих словах сосредоточено главное смысловое содержание

Ахматова говорит о том, что совершается что-то важное

Если бы это нечто совершалось тайно, а поэт знал бы об этом и захотел сообщить читателям, очевидно, ударение было бы на другом слове — знаем.

Выделение конкретного слога в слове.

Отчасти правильно поставленное ударение может помочь отличить одно слово от другого. Например, «замок» меняет свое значение в зависимости от того, на какой слог ставится ударение.

Впрочем, чаще всего ударение служит другой цели — выделению слога. Такой слог, на который ложится ударение в русском языке называется ударным. Остальные — безударные.

Письменная и устная речь

Иногда сложные ударения в русском языке проявляют себя в устной речи. Согласно нормам письменной речи, не существует безударных слов. Если оно состоит всего из одного слога, то на него и падает ударение.

Но в устной речи некоторые слова «прилипают» к другим и лишаются ударения. Рассмотрим для примера фразу

«По морю семь лет ходил»

В этом примере предлог «по» и существительное «морю» могут соединяться друг с другом, образуя единую конструкцию. Ударение ставится на «по», а слово «морю» становится безударным.

Мастера русской словесности обращают внимание на различие письменной и устной речи. Правила письма и нормы произношения могут отличаться друг от друга

Несмотря на разницу, оба случая остаются правильны, но надо учитывать контекст вопроса. Допустимое в устной речи становится невозможным для письменной и наоборот.

Произношение и особенности ударения в русском языке

Тема 1.3. Фонетика, орфография, графика, орфография

Орфоэпия. Произношение и особенности ударения в русском языке.

Орфоэпия.

Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические – нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические

Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится

Нормы произношения определяются фонетической системой языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, по которым произносятся слова.

Произношение и особенности ударения в русском языке.

Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией (от лат. accentus – ударение и греч. logos – слово, учение)

В нашей речи важно и то, что мы говорим, и то, как мы говорим. По мнению психологов, наше отношение к говорящему сильно зависит от правильности его речи, от знания им языковых норм: правильного ударения в словах, согласованности падежных окончаний, правильного выбора единственного и множественного числа и др

Правильная постановка ударения — это необходимый признак культуры речи. Правил ударения в русском языке не существует. Для каждого слова свои закономерности, сравнивать ударения в разных словах бессмысленно.

Трудности усвоения норм русского ударения связаны с его особенностями.

1. Ударение в русском языке свободное и может падать на любой слог.

Ударение может с течением времени меняться. Не так давно считалось правильным произношение металлУргия, индУстрия, полигрАфия. Сейчас нормативным является металлургИя, индустрИя, полиграфИя.

В некоторых словах русского языка отмечаются колебания ударения. В большинстве словарей признаются равноправными варианты ударения в следующих словах: Августовский — августОвский, джИнсовый – джинсОвый, казАки – казакИ, кЕта – кетА и др.

Разноместность и подвижность — важные средства различения форм слов и слов. Например, различное смысловое значение приобретают слова: белОк и бЕлок, мУка и мукА, языковОй (барьер) и языкОвая (колбаса), лЕдник (погреб) и леднИк, бронИровать(закреплять) и бронировАть (дверь), занятОй человек и зАнятое место

Следует запомнить слова с неподвижным ударением: бАнт, звонИть, квартАл, красИвый, повторИть, облегчИть, тОрт, шАрф.

Место ударения зависит от происхождения слова. Большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансЕр, жалюзИ, кюрЕ.

Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. Рекомендуется пользоваться специальными словарями и справочниками. В них даётся система нормативных помет (единая для оценки вариантов произносительных, акцентных и морфологических), которая выглядит следующим образом.

Варианты нормы, из которых один признаётся основным:

а) помета «допустимо» (доп.). Чаще всего используется в разговорной речи.

б) помета «допустимо устаревшее» (доп. устар.). Помета указывает, что оцениваемый ею вариант постепенно утрачивается, а в прошлом он был основным.

Словарь включает в себя также варианты, находящиеся за пределами литературной нормы. Для указания этих вариантов вводятся так называемые

а) «не рекомендуется» (не рек.)

б) «неправильно» (неправ.)

в) «грубо неправильно» (грубо неправ.)

Целый ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления.

Итак, современном русском языке употребляются двоякие формы ударения.

1. Равноправные варианты: кулинАрия и кулинарИя; бАржа и баржА; твОрог и творОг.

2. Книжный и разговорный варианты: баловАть и бАловать; договОр и дОговор.

3. Общелитературные и профессиональные: Атомный и атОмный (у физиков); Искра и искрА (у шахтеров); добЫча и дОбыча (у горняков).

Постановка ударения может зависеть от значения слова

Обратите внимание на произношение следующих слов и форм:. привОд в милицию – прИвод в механизме;

привОд в милицию – прИвод в механизме;

языковОй барьер – языкОвая колбаса;

занятОй человек – зАнятое место;

Как запомнить правильное ударение?

Владение грамотной интеллигентной речью – сегодня такое качество может оказаться довольно редким. Как же приятно, когда ни один слог не режет слух. А как часто в метро, на улице, даже в библиотеке можно услышать все эти «звОнят», «тортЫ» и «дОговор». Запомнить литературную норму раз и навсегда достаточно просто, учитывая, что в общей сложности таких «сложных» языковых единиц насчитывается около двухсот.

Электронные порталы и словари предлагают прохождение быстрых онлайн-тестов на знание литературной нормы. Здесь же можно найти всевозможные стишки для запоминания ударения. «Чтоб скорей в библиотеке / отыскать ты книгу смог, / В ней бывает картотека — / Специальный каталог».

Среди наиболее популярных электронных ресурсов:

  1. rb.ru;
  2. orfogrammka.ru;
  3. test.ru.

В поисках правильного варианта можно обратиться и к классикам. Вот, например, Борис Пастернак.: «Осень. Древний уголок / Старых книг, одежд, оружья, / Где сокровищ каталог / Перелистывает стужа».

Язык – система динамичная, сложная, и оттого так важно всегда быть в курсе всех ее изменений. Пожалуй, чтение остается в этом самым лучшим помощником

Человек, владеющий всеми литературными нормами, всегда производит лучшее впечатление в любой ситуации.