Николай стариков

Стыковка

Теперь больше никто не мог им помочь. Да, за их спиной стоял весь ЦУП с квалифицированными специалистами: пилотами, инженерами и медиками, все конструкторское бюро и завод, проектировавшие и собиравшие станцию по винтикам, но там, на высоте 300 километров над Землей, они должны были оказаться один на один со сломанной станцией.

Старт «Союза» прошел в штатном режиме и спасательная команда начала свой длинный путь к мертвому «Салюту-7». По истечении вторых суток полета, корабль, получающий данные о положении «Салюта» с наземных станций слежения, приблизился к нему на расстояние в 10 километров. Отсюда он казался маленьким сверкающим пятнышком на черном фоне безграничного космоса.

В режиме автоматического сближения Джанибеков сократил расстояние между кораблями до 2,5 километров и перешел на ручное управление. Постоянно оценивая расстояние с помощью лазерного дальномера и визуально контролируя положения корабля, Джанибеков подвел «Союз» на 200 метров к станции и погасил скорость до нуля. В этот момент стало ясно, что «Салют-7» развернут к ним не тем боком! Стыковочный узел на ближней стороне не работал, и космонавтам пришлось в ручном режиме совершать облет станции. Савиных произвел все сложнейшие расчеты, пользуясь координатами с Земли, а Джанибеков блестяще претворил их в жизнь.

«Салют-7» медленно вращался вокруг своей оси, свет внутри не горел, панели солнечных батарей были развернуты как попало, что означало, что они больше не контролируются бортовой электроникой. Космонавты не могли знать, что ждало их внутри, но снаружи станция выглядела вполне целой и не имела признаков разгерметизации. Более-менее стабилизированное вращение позволяло провести ручную стыковку, после недолгих переговоров с ЦУПом было принято решение приступать к маневру.

Как ловкая кошка, на одних подушечках лап «Союз» медленно подкрадывался к стыковочному узлу. Малейший промах и корабль мог удариться об обшивку станции и повредить стыковочный шлюз или вовсе получить пробоину. Цена ошибки была очень высока.

Корабль резко затормозился, лязгнули стебли автоматических запоров, теперь «Союз» был надежно прикреплен к «Салюту». Сложнейший этап операции по спасению оказался позади. Вспотевший Джанибеков бросил рукоятки управления двигателями, еще не вполне осознавая, что сделал, возможно, самую важную работу в своей жизни. Впервые в истории человек совершил стыковку с неуправляемым космическим объектом. Это был триумф человеческой мысли и воли. Поймать песчинку за сотни километров от Земли, приблизиться к ней на бешеной скорости и сходу попасть ниткой в игольное ушко — настоящее чудо, если бы оно не было просчитано сотнями инженеров и ученых еще на Земле.

Но успешная стыковка еще не означала окончательной победы. Станция молчала, электропитание на «Салюте», судя по всему, вовсе отсутствовало. Космонавты не получили никакой обратной связи с той стороны шлюзового люка. Экраны датчиков внутреннего давления станции ничего не показывали, индикация об успешной стыковке также молчала. С той стороны люка таилась зловещая тишина. Не было слышно ни привычного шума агрегатов, ни потрескивания контрольной аппаратуры.

Джанибеков медленно отвернул пробку, закрывающую небольшое отверстие в люке между переходным отсеком станции и стыковочным узлом. Негромко зашипел воздух, перетекающий из «Союза» в атмосферу «Салюта-7» — давление начало выравниваться.

Кому принадлежит МКС?

Несмотря на международный статус станции, вклад участников нельзя назвать одинаковым. Изготовителем и владельцем большинства орбитальных блоков являются Соединенные Штаты. Российский сегмент МКС состоит из 5 основных модулей. Модулем «Кибо» владеет и управляет Япония, научной лабораторией «Коламбус» – ЕС в лице Европейского космического агентства. Также активное участие в создании станции приняла Канада, которая является изготовителем нескольких компонентов и владельцем Орбитальной стрелы с камерами. На ранних стадиях участие в создании станции приняли участие Великобритания и Бразилия.

В связи с обилием стран-участниц проекта часто возникает вопрос: «Кому принадлежит МКС?». Правовой статус МКС определяется международными соглашениями, юрисдикция каждого из государств распространяется лишь на тот сегмент, собственником которого оно является. Всю станцию можно разделить на два основных блока:

  • российский сегмент, право пользования принадлежит только РФ;
  • американский сегмент, которым владеют США, допускающие астронавтов других стран-участниц проекта.

Остальные участники проекта могут использовать российский сегмент только на основании двусторонних соглашений между РФ и страной-партнером. Отечественные космонавты могут находиться лишь в российском сегменте. Использование американского сегмента, к которому относится также модуль «Заря», производится остальными членами экипажа исходя из заранее определенных процентов от общего времени использования.

Прототипы

Эти станции и части являются прототипами; они существуют только как испытательные платформы и никогда не будут задействованы. OPS 0855 был частью отмененного проекта пилотируемой орбитальной лаборатории в Соединенных Штатах, в то время как станции Genesis были запущены в частном порядке.

Имя Сущность Программа Запущен Повторно вошел Дни на орбите Масса Объем под давлением
OPS 0855 ВВС США MOL 3 ноября 1966 г. 9 января 1967 г. 67 9680 кг (21340 фунтов) 11,3 м 3 (400 куб. Футов)
Бытие I Bigelow Aerospace 12 июля 2006 г. (На орбите) 5545 1360 кг (3000 фунтов) 11,5 м 3 (410 куб. Футов)
Бытие II 28 июня 2007 г. 5194 11,5 м 3 (406 куб. Футов)

Системы обеспечения жизнедеятельности экипажа

Система водообеспечения экипажа орбитальной станции «Салют-6»

С помощью системы терморегулирования внутри станции обеспечивалась температура около 20 °C. Для сохранения тепла в жилых отсеках применялась многослойная изоляция из металлизированной плёнки, обратную задачу — вывод излишков тепла — осуществлял контур обогрева. Тепло внутри станции собиралось газожидкостным теплообменником, его избыток излучался через радиатор в космическое пространство. Также система терморегулирования поддерживала нужную влажность в жилых помещениях, собирая излишки влаги с помощью холодильно-сушильных агрегатов. Собранная жидкость поступала затем в систему регенерации воды.

Системы терморегулирования и электропитания пристыкованного «Союза» объединялись с системами станции.

Внутри «Салюта-6» поддерживалась атмосфера, близкая к земной: давление 700—960 мм рт. ст., парциальное давление кислородаоколо 200, а углекислого газа — не более 9 мм рт. ст. С помощью вентиляторов внутри станции устанавливалась принудительная циркуляция воздуха, который пропускался через регенераторы атмосферы, где происходило поглощение CO2 и выделялся O2.

Вода доставлялась на станцию грузовыми кораблями «Прогресс». Работала также система регенерации воды, которая собирала жидкость, поступившую в воздух через дыхание и испарение с кожи. Регенерация воды из урины не производилась.

Отходы жизнедеятельности космонавтов удалялись из орбитальной станции с помощью шлюзовых камер. Отходы в специальных контейнерах выбрасывались в открытый космос и через некоторое время сгорали в атмосфере Земли.

Дорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤

Экспедиции

«Союз-10»

«Союз-10» (командир В. А. Шаталов, бортинженер А. С. Елисеев и инженер-испытатель Н. Н. Рукавишников) — неуспешная стыковка, космонавты из космического корабля на станцию не переходили.

Первая экспедиция на корабле «Союз-10» (запущен 24 апреля 1971 г., экипаж В. Шаталов, А. Елисеев, Н. Рукавишников) оказалась неудачной: «Союз-10» причалил к станции 24.04.1971, произошло касание, штырь стыковочного узла корабля зафиксировался в приёмном конусе станции. Однако попытки завершить стыковку, втянув штырь, тем самым создав герметичный переход на станцию, не увенчались успехом. Переход экипажа на борт «Салюта-1» был невозможен. Вероятно, произошла деформация детали из-за нерасчётного касания штангой стыковочного узла КК приёмного конуса станции. Команда на расстыковку со стороны корабля не прошла, команда на расстыковку со стороны станции тоже не была выполнена. У космонавтов была возможность, активировав пиропатроны, «срубить» штырь стыковочного узла и вернуться на Землю. В этом случае «Салют-1» был бы потерян, другой корабль уже не смог бы состыковаться со станцией. Инженеры-конструкторы, создатели корабля «Союз», дали рекомендации, как космонавтам собрать альтернативную электрическую схему расстыковки, после чего 25 апреля 1971 года, после 5 часов 30 минут «полёта в сцепке» (комплекс «Салют-1» — «Союз-10» общей массой 26 тонн), корабль был отстыкован и совершил посадку.

«Союз-11»

«Союз-11» (командир Г. Т. Добровольский, бортинженер В. Н. Волков и инженер-испытатель В. И. Пацаев)

Вторая экспедиция окончилась трагично. «Союз-11» запущен 6 июня 1971 г. Успешная стыковка с «Салютом» 7 июня в 10:00. Во время первого входа на станцию экипаж обнаружил, что воздух сильно задымлён, после ремонта вентиляционной системы космонавты провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха. За 22 дня трое членов экипажа, несмотря на некоторые нештатные ситуации (на станции произошёл пожар, ликвидированный космонавтами), успешно выполнили программу полёта. 29 июня была произведена расстыковка, и после выдачи тормозного импульса корабль начал спуск с орбиты. Однако после разделения отсеков произошла разгерметизация спускаемого аппарата — экипаж погиб в результате разгерметизации спускаемого аппарата на этапе спуска и посадки.

Дорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤

МКС в художественных произведениях

  • «Тревожная вахта космонавта Сураева» — сценарий фильма, написанный по мотивам блога российского космонавта МКС Максима Сураева;
  • В сериале «Звёздный путь: Энтерпрайз» (2001—2005) в начальном ролике к каждой серии начиная с 1-го сезона показана собранная МКС на орбите Земли, как одно из величайших достижений человечества на пути к созданию космического корабля «Энтерпрайз».
  • В сериале «Теория Большого взрыва» в 6-м сезоне Говард Воловиц был одним из астронавтов МКС.
  • В комедийном сериале «Последний человек на Земле» Майк Миллер был единственным астронавтом на МКС.
  • В фантастическом фильме «Живое» (2017) основные действия фильма разворачиваются на космической станции, отдаленно похожей на МКС.
  • В рассказе Михаила Михальчука «Бремя серого человека» космонавты на МКС сталкиваются с таинственным нечто, неизвестно как проникшим на станцию.

Видео

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Международная_космическая_станцияhttps://www.roscosmos.ru/202/https://aboutspacejornal.net/космические-аппараты/орбитальные-станции/международная-космическая-станция/https://www.vesti.ru/doc.html?id=303767https://aif.ru/dontknows/file/chto_predstavlyaet_soboy_mezhdunarodnaya_kosmicheskaya_stanciya_i_zachem_ona_nuzhna

«Чрезвычайно сложная задача»

По словам научного сотрудника Института космических исследований РАН Натана Эйсмонта, программа создания долговременных орбитальных станций стала прорывом в освоении космоса.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что в ходе разработки проекта «Салют» советским инженерам удалось решить множество сложнейших технических задач.

«Создать станцию, разместить на орбите и сделать её обитаемой — это чрезвычайно сложная задача. Например, необходимо было создать систему жизнеобеспечения, которая могла бы долгое время делать станцию пригодной для жизни. Нужно было разработать систему реабилитации космонавтов, которая позволяла бы восстановить здоровье. Были освоены вопросы выхода в космос, ремонта орбитальной станции. Всё это делалось впервые в истории нашими учёными», — подчеркнул эксперт в разговоре с RT.

По словам Кнутова, создание «Салютов» было важно и с точки зрения обеспечения обороны СССР. «На станциях военного назначения «Алмаз» имелись уникальные технологии, в том числе возможности оптического контроля за военными и гражданскими объектами

Эти орбитальные станции играли важнейшую роль в обеспечении обороноспособности страны», — сказал Кнутов

«На станциях военного назначения «Алмаз» имелись уникальные технологии, в том числе возможности оптического контроля за военными и гражданскими объектами. Эти орбитальные станции играли важнейшую роль в обеспечении обороноспособности страны», — сказал Кнутов.

СМ «Звезда» с пристыкованным кораблём «Прогресс» / NASA

Все эти достижения позволили в последующем создать орбитальную станцую «Мир», а затем и МКС, добавил он.

«СССР сделал потрясающие разработки, которые будут востребованы в дальнейшем и послужат базой для создания новой орбитальной станции», — считает аналитик.

Эксперты сошлись во мнении, что вне зависимости от судьбы МКС, эксплуатационный ресурс которой подходит к концу, Россия должна продолжать развивать программу создания орбитальных станций.

«Без напряжённой каждодневной работы, которая сейчас проводится на МКС, нельзя рассчитывать на удачное проведение каких-либо экспедиций по освоению космоса в будущем. Без таких станций, без опыта, накопленного в ходе их работы, человечество не добьётся нового прорыва в этой области», — заключил Натан Эйсмонт.

Обложка: Макет стыковки космического корабля «Союз-11» и научной станции «Салют-1» / РИА Новости / А.Щербаков

Космическое спасение

Инженеры понимали, что стыковка пилотируемого космического корабля «Союз» с «Салютом-7» была в высшей степени опасным маневром. Неудачная стыковка могла легко вывести корабль из строя. Или даже выбросить его на такую орбиту, с которой безопасно вернуться на Землю будет невозможно.

Советские космические корабли обычно стыковались на орбите в автоматическом режиме. Эту операцию осуществляли специальные бортовые компьютеры, которые постоянно поддерживали связь друг с другом. Но в данном случае одна из систем стыковки не работала.

К счастью, космонавт Владимир Джанибеков ранее выполнял ручную стыковку с (тогда еще действующей) станцией «Салют-7». Отчасти именно поэтому его назначили руководителем спасательной операции. В помощь ему дали космонавта Виктора Савиных.

Джанибеков и Савиных много тренировались по новым протоколам, разработанным для запланированной стыковки с безжизненным «Салютом-7». И 6 июня 1985 года пара отважных людей взошла на борт корабля «Союз Т-13»…

Во время долгого, медленного приближения к мертвой станции Джанибеков и Савиных заметили, что ее солнечные батареи не сориентированы на Солнце. Что еще раз подтвердило серьезность ситуации. К счастью, скорость вращения станции была не очень большой. С помощью оптического дальномера Джанибеков вручную расположил «Союз» рядом с «Салютом-7». И соединил два корабля через передний стыковочный узел. «Есть стыковка!» — торжествующе доложил он на Землю.

Следующей задачей космонавтов была оценка масштаба катастрофы. Если «Салют-7» и его системы нельзя было восстановить, им оставалось бы просто смиренно вернуться на Землю…

Каскадный электрический сбой

В феврале 1985 года, после приема трех групп космонавтов (в том числе одного, который пробыл 237 дней, что было рекордом на тот момент), на пустой космической станции «Салют-7» начались проблемы. Инженеры ЦУП получили телеметрию, в которой содержалась очень важная информация. Выяснилось, что перегрузка по току вызвала срабатывание датчика, который отключил основной радиопередатчик станции.

Наземные диспетчеры переключили «Салют-7» на резервный передатчик. И казалось, что проблему решили. По крайней мере на некоторое время. Однако последующая попытка перезапустить основной передатчик привела к возникновению еще одного сбоя. И он привел к катастрофе. Произошла целая серия электрических отказов. В итоге оба радиопередатчика (основной и резервный), а так же все приемники вышли из строя.

Попытки оживить станцию не увенчались успехом. «Салют-7» замолчал. И начал медленно падать…

Внутренние помещения станции начали быстро терять тепло. И в конечном итоге охладились до –20 градусов по Цельсию. Стало ясно, что есть только два варианта: бросить «Салют-7», или отправить к нему спасательную операцию.

Skylab: первая американская космическая станция

Первый экипаж «Skylab-2» был запущен через 10 дней, чтобы починить слегка поврежденную станцию. Экипаж «Skylab-2» раскрыл оставшуюся солнечную панель и настроил зонтичный тент для охлаждения станции. После ремонта станции астронавты провели 28 дней в космосе, проводя научные и биомедицинские исследования.

Будучи модифицированной третьей ступенью ракеты «Сатурн-5», Skylab состояла из следующих частей:

  • Орбитальная мастерская (в ней жила и работала четверть экипажа).
  • Шлюзовый модуль (позволявший выход на внешнюю часть станции).
  • Множественный стыковочный шлюз (позволял сразу нескольким кораблям «Аполлон» стыковаться со станцией одновременно).
  • Крепление для телескопа «Аполлон» (там были телескопы для наблюдений за Солнцем, звездами и Землей). Имейте в виду, что космический телескоп Хаббла тогда еще не был построен.
  • Космический аппарат «Аполлон» (командный и служебный модуль для транспортировки экипажа на Землю и обратно).

Skylab был укомплектован двумя дополнительными экипажами. Оба этих экипажа провели 59 и 84 дня на орбите соответственно.

Skylab не должен был стать постоянной космической дачей, а скорее мастерской, в которой США протестировали бы влияние длительного пребывания в космосе на тело человека. Когда третий экипаж покинул станцию, она была заброшена. Очень скоро интенсивная солнечная вспышка свела ее с орбиты. Станция упала в атмосферу и сгорела над Австралией в 1979 году.

История

Фотография орбитальной станции «Мир» 24 сентября 1996 года

Проект станции стал намечаться в 1976 году, когда НПО «Энергия» выпустило Технические предложения по созданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций. В августе 1978 года был выпущен эскизный проект новой станции. В феврале 1979 года развернулись работы по созданию станции нового поколения, начались работы над базовым блоком, бортовым и научным оборудованием. Но к началу 1984 года все ресурсы были брошены на программу «Буран», и работы над станцией оказались практически заморожены. Помогло вмешательство секретаря ЦК КПСС Григория Романова, поставившего задачу завершить работы по станции к XXVII съезду КПСС.

Над «Миром» работали 280 организаций под эгидой 20 министерств и ведомств. Конструкция станций серии «Салют» стала основой для создания орбитального комплекса «Мир» и российского сегмента «МКС». Базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. Затем в течение 10 лет к нему, с помощью космического манипулятора Ляппа, один за другим были пристыкованы ещё шесть модулей.

С 1995 года станцию стали посещать иностранные экипажи. Также на станции побывало 15 экспедиций посещения, из них 14 — международных, с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (5 раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (2 раза), Словакии, Канады.

В рамках программы «Мир — Шаттл» было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения с помощью корабля «Атлантис», одна с помощью корабля «Индевор» и одна с помощью корабля «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта.

В конце 1990-х годов на станции начались многочисленные проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем. Через некоторое время правительство РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации, несмотря на многочисленные существовавшие проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир». 23 марта 2001 года проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока станция была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана.

Всего на орбитальной станции работало 104 космонавта из 12 стран. Выход в открытый космос совершили 29 космонавтов и 6 астронавтов. За время существования, орбитальная станция «Мир» передала на Землю около 1,7 терабайта научной информации. Общая масса вернувшихся на Землю грузов с результатами экспериментов около 4,7 тонны. Со станции произведена фотосъёмка 125 миллионов квадратных километров земной поверхности. На станции проводились эксперименты над высшими растениями.

Рекорды станции:

  • Валерий Поляков — непрерывное пребывание в космосе в течение 437 суток 17 часов 59 минут (1994 — 1995 год).
  • Шеннон Лусид — рекорд длительности космического полёта среди женщин — 188 суток 4 часа 1 минута (1996 год).
  • Количество экспериментов — более 23 000.

Как увидеть МКС невооруженным глазом?

Многие задаются вопросом: «Можно ли увидеть МКС с Земли?». Если Великая Китайская стена – единственное видимое из космоса сооружение, созданное человечеством, то МКС – единственное творение рук человека в космосе, видимое с Земли невооруженным глазом. МКС является третьим по яркости постоянным небесным объектом, уступая лишь Солнцу и Луне. Иногда станция опускается на четвертое место в этом своеобразном рейтинге, но лишь в том случае, если происходит вспышка «Иридиума» — явления, представляющего собой отражение солнечного света гладкими антеннами спутников связи.

Видимые пролеты МКС непросто зафиксировать с помощью оптических приборов из-за большой скорости движения станции. Поэтому не обязательно использовать бинокль или телескоп – увидеть МКС над Москвой или любым другим крупным городом можно невооруженным взглядом. Все, что для этого понадобится, это безоблачное небо. Наблюдать за полетом можно и днем, однако из-за солнечного света делать это неудобно. Поэтому лучше приступать к наблюдению ясной ночью.

Чтобы наблюдать за пролетом МКС с Земли, нужно смотреть в южную сторону небосвода. Орбита станции расположена под углом в 51° над земной поверхностью, поэтому в северном полушарии и, в частности, в России ее пролет представляет собой яркую точку на небосклоне, двигающуюся с юго-запада на северо-восток. Максимальной высоты в 40° над горизонтом МКС занимает практически по южному азимуту.

Уходя в восточном направлении, станция будет снижаться, после чего войдет в тень Земли и исчезнет из обзора зрения. Но перед этим МКС окрасится в красный цвет – так на солнечных антеннах МКС отражаются лучи заходящего солнца. Каждый день в одной и той же местности МКС будет появляться в одной точке небосвода, но из-за орбиты и скорости движения с каждым днем немногим раньше. Общий цикл движения повторяется каждые четыре недели, по истечении которых станция снова появится на небосводе в то же самое время, что и месяц назад. 

Так как увидеть МКС в телескоп сложнее, чем невооруженным взглядом, то этот прибор нечасто используется для наблюдения. Однако использование специальной оптики может дать новые ощущения – в окуляр можно даже рассмотреть антенны и само «тело» станции. Для этого понадобится мощная профессиональная техника – нужен телескоп с апертурой не менее 100 мм и минимум 70-кратным увеличением. Приобрести подходящие телескопы можно, например, в магазине телескопов Альтаир. Однако даже с такой оптикой изображение вряд ли будет четким – МКС буквально утопает в своем свете, а из-за высокой скорости движения картинка будет смазанной.

Чтобы посмотреть МКС с Земли сегодня, нужно знать точное время начала пролета станции в данной местности – если упустить момент, то придется ждать полтора часа.

Чтобы увидеть пролет МКС, нужно в указанное время занять удобную позицию, при необходимости вооружиться телескопом или биноклем и смотреть в юго-западную часть небосвода. Быстро двигающаяся на фоне звезд и планет яркая точка и является Международной космической станцией.

А вы наблюдали за МКС?
Нет, но обязательно сделаю это 65.44%

Наблюдал невооруженным глазом 22.79%

Наблюдал с помощью оптики 0.74%

Пробовал — не получилось 11.03%

МКС – самый дорогой проект, когда-либо созданный человеком. На сборку и поддержание эксплуатации было израсходовано более 160 млрд. долларов, с каждым годом расходы лишь увеличиваются. По планам NASA и Роскосмоса, МКС пробудет на орбите, по крайней мере, до 2030 года, так что эта цифра значительно возрастет. Однако ценность МКС измеряется не в прибыли, которую она не приносит, а в получаемом научно-исследовательском опыте и самом осознании, что человечество может не только кратковременно покорить космос, но и способно задержаться в нем надолго.

Орбитальная гостиница

Как считают специалисты, после завершения сборки МКС это грандиозное космическое сооружение, имеющее размер футбольного поля, превратится в настоящую орбитальную гостиницу, и будет иметь массу больше чем 450 т и солнечные панели площадью более 4 тыс. м2.

Кстати, уже сейчас благодаря МКС появился новый вид туризма — космический. Правда, пока он доступен только состоятельным людям. Начало космическому туризму положил полет американского бизнесмена Денниса Тито на Международную космическую станцию 28 апреля 2001 г. Вторым орбитальным туристом был южноафриканец Марк Шаттлуорт, полетевший на МКС 25 апреля 2002 г. За эти путешествия оба заплатили Федеральному космическому агентству России по 20 млн долларов США. Всего (по состоянию на начало 2010 г.) МКС посетило 8 космических туристов, каждому из которых путевка на орбиту нашей планеты обошлась от 20 до 25 млн долларов.

Поделиться ссылкой