Ной и ноев ковчег: библейская история

Гора Арарат: вулкан и его геология

Гора Арарат технически известна как стратовулкан. Это — конусообразный вулкан. Он постепенно рос благодаря многократным извержениям из центрального жерла, которые откладывали последовательные слои лавы и вулканического пепла на склонах растущей горы.

Современная гора Арарат фактически состоит из двух стратовулканов — Большого и Малого Арарата, которые возвышаются над плато. Сама равнина находится на высоте более 1 500 м над уровнем моря. Вершина Большого Арарата находится на высоте 5 137 м над уровнем моря, в то время как Малый Арарат, всего в 13 км к востоку от него, имеет высоту 3 896 м. 

Вместе они занимают огромную площадь в 1 090 км2 и по оценкам состоят из колоссальных 1 170 км3 лавы и вулканического пепла. Когда появилось это чудовище?

Сегодня это спящий вулкан, но он был активным до недавнего времени. 2 июля 1840 года на верхнем северном склоне Большого Арарата началось извержение. Взрыв и поток вулканического пепла сопровождались землетрясением магнитудой 7,4 бала. Облако пара и пепла и гигантский оползень полностью опустошили монастырь и деревни на своем пути.

Более ранние араратские извержения известны из устной истории и археологических раскопок. Они произошли в 1783 г. и 1450 г., около 550 г. до н. э., а также еще раньше.

Ледники и лавины разрушили каньоны на склонах, обнажив его внутренние слои. Это позволило геологам провести детальное полевое исследование, чтобы установить, когда и как сформировалась гора.

Вулкан вырос в четыре основных этапа: предварительный конус, наращивание конуса, климатическая фаза и фаза извержения. У его основания находится последовательность слоев вулканического пепла толщиной 700 м, отложенных сильными извержениями во время предконусной фазы. 

Затем извержения из двух центральных жерл — около 550 м лавы и вулканического пепла — образовали два конуса. В кульминационной фазе обильный поток лавы добавил еще 820 м к общей высоте. Наконец, лавы и вулканический пепел вырвались из трещин в боках.

1948 г.

Небольшие землетрясения — не редкость в данной местности. Проживающие в ней курды утверждали, что видели гигантскую лодку, которую во время тряски 1948 года будто выдавило из земли и разбило пополам, а окрестности якобы озарила в тот момент яркая световая вспышка. С поверхности ковчега слетела грязь и его структура стала видна более четко. Спустя 5 лет, как обычно, в августе, американец Джордж Грин совершал полет над этим местом на вертолете, обнаружил носовую часть судна, выпирающую из ледника, и сделал 6 четких снимков. После его смерти в 1962 г. оригиналы всех снимков пропали бесследно.

Ноев ковчег — православие

Ноев ковчег из библии известен всем верующим и не только. Когда люди нравственно пали, и этим разгневали Бога, он решил уничтожить весь человеческий род и устроить всемирный потоп. Но не все заслужили этой ужасной участи быть стертыми с лица Земли, нашлась и праведная семья, угодная Богу – семья Ноя.

Сколько лет Ной строил ковчег?

Бог велел Ною построить ковчег, деревянное судно в три этажа, длиною в триста локтей и шириною в пятьдесят, и обмазать его смолою. До сих пор ведутся споры о том, из какого дерева построен ноев ковчег. Дерево «гофер», упоминаемое в Библии единожды, считается и кипарисом, и белым дубом, и деревом, давно не существующим.

О том, когда Ной приступил к строительству ковчега, в священном писании ни слова. Но из текста следует, что в возрасте 500 лет Ной имел трех сыновей, а повеление от Бога поступило, когда сыновья уже были. Строительство ковчега окончил к своему 600-летию. То есть Ной потратил на строительство ковчега около 100 лет.

В Библии есть более точная цифра, вокруг которой ведутся споры, имеет ли она отношение к сроку строительства ковчега. В книге Бытия в шестой главе речь идет о том, что Бог дает людям 120 лет. В эти годы Ной проповедовал о покаянии и предрекал истребление рода человеческого через потоп, сам же вел приготовления – строил ковчег. Возраст Ноя, как и многих допотопных персонажей, исчисляется сотнями лет. Есть трактовка стиха о 120 годах, как о том, что ныне срок жизни людей сократится.

Сколько Ной плавал на ковчеге?

Легенда о ноевом ковчеге из Библии гласит, что сорок суток шел дождь, и еще сто десять дней вода прибывала из-под земли. Наводнение длилось сто пятьдесят дней, вода покрыла поверхность земли полностью, не виднелись даже вершины самых высоких гор. Ной же плавал на ковчеге еще дольше, пока вода не ушла, — примерно один год.

Где остановился ноев ковчег?

Совсем скоро после того, как наводнение окончилось, а вода стала убывать, ковчег Ноя прибился, согласно легенде, к горам Арарат. Но вершин все еще не было видно, Ной ждал еще сорок дней после того, как увидел первые пики. Первая птица выпущенная с ноева ковчега, ворон, вернулась ни с чем – не нашла суши. Так ворон возвращался не один раз. Потом Ной выпустил голубя, который в первый свой полет ничего не принес, а во второй – принес лист оливкового дерева, а в третий раз голубь не вернулся. После этого Ной с семейством и зверьми покинули ковчег.

Упоминания в античных и средневековых источниках разных народов мира

Ноев Ковчег упоминается в средневековых источниках:

  • В летописях еврейского полководца Иосифа Флавия – I век до н. э.
  • Легендарного путешественника Марко Поло – XIII век. Упоминание ведется в Книге о разнообразии мира.
  • В «Повести временных лет» — 1114 год.

В мифологии ближневосточных народов:

  • Упоминание о Ное есть в Коране. Здесь он представляется пророком, который пытался наставить людей на путь истинный. Однако его назвали лжецом и не поверили. В числе неверующих оказался и его сын, который в итоге погиб во время потопа. Также в Коране упоминается, что изготовлен ковчег был из досок, скрепленных гвоздями или заклепками.
  • В вавилонской библиотеке англичанин Генри Лейерд обнаружил таблички, датируемые 275 годом до н.э. В XIX веке они были переправленные в Британский музей. После их расшифровки обнаружилось, что написанный на них текст напоминает историю о Ное. Здесь его называют именем Кси, а сам ковчег Ксисутроса.
  • В летописи История Финикии, написанная в VI века до н. э. египтянином Иеронимом.
  • 150 лет до н. э. есть упоминание о ковчеге у Мнасея.
  • Святой Феофил Антиохийский в 185 г н. э. писал Автолику об останках ковчега, которые находятся на горе Арарат.
  • В Ираке обнаружены летописи о наводнении происшедшим более 5000 – 6000 лет назад. Найдены они были в XIX веке. Для спасения от водной стихии так же строилось судно больших размеров.
  • Уже в 2010 году в Британском музее Ирвином Финкелем были обнаружены таблички с описанием сказаний об Атрахасисе. Их дата соответствует 1700 году до н. э. Герой строит круглый корабль из тростника и спасает свою жизнь от наводнения.

Шумерский миф

Легенда о Всемирном потопе и упоминание Ковчега встречается во множестве мифов разных народов. Наиболее известным является шумерский миф, легенда о Зиусудре. На собрании всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль.

Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи. Утром начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие. Вполне вероятно, что эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, а библейская история является заимствованием из шумерской культуры, так как первые дошедшие до нас шумерские поэмы о потопе восходят к XVIII веку до нашей эры.

Обнаружение Ноева ковчега разведывательными самолетами ВВС США

В 1946 году, через 30 лет после экспедиции Росковицкого, американский разведывательный самолет вел съемку в районе советско-турецкой границы у горы Арарат. Когда фотографии проявили, оказалось, что на западном склоне горы находится необычный продолговатый предмет длиной около 160 м.

В 1949 году разведывательный самолет ВВС США, возвращавшийся на турецкую авиабазу, сфотографировал на склоне Арарата аномальный объект, напоминающий отпечаток днища огромного корабля.

Летом 1960 года какое-то кораблеподобное сооружение на западном отроге Арарата заметили пилоты 428-й эскадрильи, а один из летчиков, Грегор Швингхаммер, писал: «Громадное прямоугольное судно в заполненной водой расселине, высоко на горе было хорошо заметно».

Турецкие власти организовали к этому месту военную экспедицию, и как утверждается, поиски увенчались успехом. Корпус корабля почти полностью скрывался подо льдом, тогда доступ к нему расчистили с помощью динамита. Солдаты проникли в образовавшийся проем, но внутри не нашли ничего, кроме горы сгнившей древесины. Турецкие власти эти материалы засекретили.

Может быть, именно в этом месте в 1955 году испанцу Фернану Наварре удалось извлечь из-подо льда толстый брус и несколько досок обшивки. Радиоуглеродный метод тогда показал, что возраст древесины – около 5000 лет. А в 1984 году американец Рон Вьят якобы отколол от борта ковчега несколько килограммов окаменевшего дерева. Реликвия контрабандой была вывезена в Нью-Йорк, где выставлялась на всеобщее обозрение, но, к сожалению, никакой экспертизы тогда не проводилось.

«Учитывая 6 лет поисков, я пришел к выводу, что на вершине или на горе Арарат его нет. Учитывая, что практически со всех сторон: южный, восточный, западный, Ахор, северный, вроде, всё исследовал сам лично. Прихожу вот к такому выводу и чисто теоретически, конечно, может быть, если он где-то еще есть, но я считаю не на горе Арарат», – Владимир Шатаев, заслуженный тренер СССР по альпинизму.

Эпилог

Итак, ковчег неоднократно фотографировали с борта самолетов. С 1973 года объект похожий на большой корабль, регулярно фиксируют на Арарате космические спутники, но при подъеме к этому месту с земли – опять ничего.

«Один из космонавтов, Ирвин (американец), который в свое время сам выезжал, сам искал, шесть раз выезжал. Он сказал: «Господь, так сказать, сам решит, кому его открыть. Может быть, кому-то он и откроет», – Владимир Шатаев, заслуженный тренер СССР по альпинизму.

«Представьте себе, что мы нашли некий остов окаменелый за эти тысячи лет в виде деревянного судна, на котором нацарапано, как на садовой скамейке: «Здесь был Ной с сыновьями». Следы, уже окаменевшие: копыт, когтей тысяч разновидностей животных, и что? Что от этого изменится? Человечество таково, что нас никогда не убеждают доказательства», – Анатолий Лакирев, священник, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери.

Некоторые исследователи ищут корабль Ноя уже в других местах планеты. Известный подводный исследователь Роберт Баллард – тот самый, который нашел места затопления знаменитого Титаника в Черном море на глубине 100 метров, обнаружил что-то, похожее на Ноев ковчег.

В мире существует как минимум шесть мест, которые можно назвать горами араратскими, одно из таких находится в Краснодарском крае на берегу Черного моря. А, может быть, мы просто ищем не столько не там, сколько не то? Может быть, мы однозначно понимаем слово ковчег? В переводе с арабского это слово имеет несколько значений, возможно, ковчег – это просто аллегория, символ спасения.

Каждый сам решает, во что ему верить. Несмотря на огромное количество свидетельств о его существовании, сам ковчег так и не найден. Несомненно одно – история о потопе, погубившем развратившийся мир, и о корабле, который построил Ной, должна быть для человечества грозным предупреждением.

18.06.2021 11:31

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее

Управление Ковчегом[]

  • Аллен управляет Ковчегом, играя на пианино
  • Аллен создаёт Врата
  • Созданные Врата белого Ковчега
  • Семья Ноя позади Врат Чёрного Ковчега

1/4

Изначальным Ковчегом могли управлять Граф, Роад и Неа. После
того как Неа предаёт Семью и передаёт право управления белым Ковчегом Аллену,
Граф и Роад теряют способность контролировать корабль, также как и Аллен и Неа
не могут контролировать новосозданный чёрный Ковчег.

Оба Ковчега управляются мелодией Исполнителя, символы
партитуры которой изначально были придуманы Алленом и Маной Уолкером. Аллен в
то время полагал, что данные символы – это особый язык, придуманный лишь для
них двоих. Сама партитура хранилась в Тимкампи – в големе, который ранее
принадлежал Четырнадцатому Ною.

Помимо непосредственного проигрывания мелодии на пианино,
для открытия Врат Ковчега или его передвижения также достаточно проиграть
мелодию в своей голове. Кроме того, по словам Аллена, он, как Исполнитель,
может открыть Врата лишь в тех местах, где он раньше был. Как только человек
проходит через Врата, он оказывается в большом южном городе с множеством дверей.
Для того чтобы пройти в нужное место, вошедшему нужно открыть соответствующую
дверь и он может оказаться даже в противоположной точке мира. В данный момент в
Чёрном Ордене Аллен создал множество Врат, через которые любой может проходить
в нужную точку до тех пор, пока сам Аллен не разрушит Врата при помощи
магического заклинания (Адара). Однако сам Аллен, как и другие люди, собирающиеся пройти через Врата, должны сначала запросить разрешение у Ордена на использование Ковчега.

Случайное обнаружение Ноева ковчега офицером царской армии

Лето 1916 года, Первая мировая война, лейтенант царской армии Владимир Росковицкий на разведывательном самолете пролетал над Араратом. В одной из расселин экипаж заметил полузамерзшее ледниковое озеро. В том месте, где из него вытекала небольшая речка, Росковицкий и его напарник разглядели остов огромного корабля, наклоненного на один бок.

По результатам доклада Николай II отдал распоряжение на отправку экспедиции. Порядка 150 русских солдат отправились к этому месту, которое обнаружили летчики, и они добрались до этого ковчега. Жара стояла невыносимая, корабль показался изо льда настолько, что членам экспедиции удалось побывать внутри ковчега.

Впоследствии летчик Владимир Росковицкий эмигрировал за границу. В 1938 году американский журнал New Eden Magazine опубликовал интервью с ним. В нём Росковицкий утверждает, что он ясно видел вмерзший в лёд остов корабля величиной с городской квартал. По его словам внутри корабль состоял из сотен отсеков, некоторые были просто огромными, толщина перегородок достигала 60 см. Там вполне могли помещаться животные размером со слона.

Хотя участники экспедиции сделали тщательные замеры и фотографии ковчега, взяли пробы, дерева и смолы, никаких материальных доказательств не сохранилось.

Впоследствии территория Арарата была захвачена турецкими войсками, но среди местных жителей – курдов – нашлись свидетели этого события. Опрошенные в 1985 году очевидцы рассказывали, что русские военные обнаружили возле озера развалившийся деревянный корабль. Они громко кричали ура, стреляли из ружей, револьверов.

Ковчег, по мнению курдов и сейчас лежит на том же месте. Кроме местных жителей, подробности русской экспедиции 1916 года знают и потомки её участников.

Явные домыслы, не имеющие разумного подтверждения

История, связанная Ноевым ковчегом вызывает сомнения у скептиков.

Состоят они в следующем:

  • Найденные останки корабля на горе Арарат выглядят окаменелыми. Это должно было произойти в результате длительного контакта древесины с горной породой. При этом разрушающаяся органика замещалась минералами. Однако анализ показал, что такая окаменелость превращает материал в кварц, который является твердым подобно алмазу. Исследуемые образцы такими свойствами не обладают.
  • Изучая след от движения судна по склону горы, научные работники пришли к выводу, что это обычная складка от сползающего ледника. Поскольку такое явление происходит часто, то корпус судна сейчас находился бы не на склоне горы, а у её подножья.
  • Вызывает сомнение и потоп. Такой катаклизм должен был оставить глубокий след в природе. Геологические исследования не нашли его подтверждения.

Ноев ковчег на горе Арарат, а вернее практически идеальная форма судна, оставшаяся после многих тысяч лет в указанном в Библии месте, действительно подтверждает вероятность его существования.

Несмотря на наличие фотографий, демонстрирующих это и добытых материалов окаменелого дерева, металлических заклепок и валунов с резьблёными отверстиями для верёвок, служивших якорями, а также других подтверждений из многих экспедиций, на сегодня существует немало скептиков этой теории.

Связано это с тем, что все собранные факты не являются неопровержимыми доказательствами для утверждения этого исторического события. Что касается верующих людей, то им никакие доказательства не нужны, ведь Библия не вызывает у них сомнений.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Ноев ковчег и необъяснимые факты

Библейскую историю о великом потопе можно было бы считать аллегорией или просто вымыслом, если бы не ряд поразительных фактов, объяснения которым нет даже у ученых. Главный из них: о потопе и Ное с его кораблем в древности было известно в самых отдаленных уголках земного шара. Как такое возможно?

«Не только в ближневосточной мифологии, но и в мифологии народов, очень далеких от этого региона, присутствует миф о потопе», – Людмила Жукова, зам. руководителя Центра изучения религий РГГУ.

Среди народностей Европы, Азии, Америки и Австралии ученые-этнологи обнаружили более 200 легенд о потопе, сюжеты которых поразительно схожи в деталях.

Дэвид Кранц в истории Гренландии пишет: «Почти все языческие народы знают кое-что о ноевом потопе. Первые миссионеры слышали от гренландцев предания о том, что мир был когда-то уничтожен потопом, и все люди, кроме одного человека, утонули». В подтверждение тому, что поток залил всю землю, они указывают на множество раковин и останки рыб, встречающихся далеко от моря, а также на кости китов, найденные на одной высокой горе.

«Сам же сюжет известен далеко за пределами библейского мира», – Анатолий Лакирев, священник, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери.

«Возникает вопрос, есть ли единый источник у всех этих историй о потопе? Условно, скажем так – миф, который возник в Двуречье, потом транслировался. Беда в том, что эти мифы встречаются, действительно, в Африке, в Австралии и так далее», – Людмила Жукова, зам. руководителя Центра изучения религий РГГУ.

Описание

Структура Ковчега (и хронология потопа) гомологична еврейскому храму и храмовому богослужению. Соответственно, наставления Ноя даны ему Богом (Бытие 6: 14–16): ковчег должен быть 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Принято считать, что «локоть» равен 18 дюймам или длине руки человека от локтя до кончика пальца. Писание, однако, в соответствии с его параллелью с Храмом, предписывает уникальные размеры такого «священного» или «длинного» локтя. В Иезекииля 43:13 размеры священного жертвенника указаны в таких локтях, как «этот локоть составляет локоть и ладонь», или от 21 до 25 дюймов. В результате размеры ковчега составят 525-624 футов x 87,5-104 футов x 52,5-62,4 фута, что примерно равно размеру авианосца USS Independence . Некоторые утверждают, что эти размеры основаны на нумерологической озабоченности числом 60, тем же числом, которое характеризует судно героя Вавилонского потопа. Его три внутренних подразделения отражают трехчастную вселенную, которую представляли древние израильтяне: небо, земля и подземный мир.

Каждая колода имеет ту же высоту, что и Храм в Иерусалиме, который сам является микрокосмической моделью вселенной, и каждая в три раза больше площади двора скинии, что наводит на мысль, что автор видел Ковчег и скиния как служащие для сохранение человеческой жизни. У него есть дверь сбоку и цохар , который может быть крышей или световым люком . Он должен быть сделан из дерева гофер , слово, которое больше нигде в Библии не встречается , и разделено на цинним , слово, которое всегда относится к птичьим гнездам в других местах Библии, что побудило некоторых ученых изменить это слово на каним , тростник. Готовый сосуд нужно смазать копером , то есть смолой или битумом; На иврите эти два слова тесно связаны: капарта («размазанный») … бакоппер .

Доводы «за»

Первым человеком, который начал искать обломки корабля, можно назвать Фридриха Парро, совершившего впервые в истории подъем на Арарат в 1829 году, тем самым нарушив местное табу на восхождение на горный хребет. В 1840 году по сохранившимся документам одной турецкой экспедиции можно судить о том, что ее участники наткнулись на гигантский деревянный каркас, который, по их наблюдению, предназначался для перевозки скота. В 1876 году Лордом Брайсом был обнаружен на высоте 3,9 км кусок древней древесины. В одной из статей британского журнала от 14.11.1892 г. можно найти упоминание о библейском плавательном средстве от Джона Джозефа Нури.

Уже в 1949 году ЦРУ получило фотографии Арарата, но доступ к ним был получен лишь к середине 90-х годов. На снимках можно разглядеть легендарные очертания, которые в длину составляют 140 м, что соответствует размерам Ноева ковчега. Геологи сочли качество фото недостаточным для однозначного суждения об этимологии происхождения останков. Нужно отметить, что попытки сфотографировать корабль предпринимались многими. Так, в 1953 году Джордж Грин отправился в собственную воздушную экспедицию и получил уникальные кадры, которые, по его словам, подтверждали факт существования библейской легенды. Примечательно, что после смерти нефтяника в 1962 году все полученные фотографии исчезли.

В XIX веке на горе Арарат можно было встретить несколько экспедиций, участники которых не теряли надежды прикоснуться к «легенде всемирного потопа». Многие из них даже утверждали, что находили нечто похожее на форму кормы. К примеру, Джон Джозеф в 1887 году утверждал, что библейский корабль существует, после своего путешествия на «святые места». В итоге этот человек, который также себя окрестил архиепископом Вавилона, не получил одобрения на транспортировку обломков древнего корабля (если они вообще были им найдены) и провел остаток дней в калифорнийском госпитале для умалишенных.

В 2000-2003 гг. учеными были получены фото горных вершин со спутника, на которых верующие обнаружили «нечто», напоминающее по форме очертания корабля. Ученые гипотезу быстро опровергли, сославшись на то, что дерево не смогло бы сохраниться в таких погодных условиях. Они же предположили, что плавательное средство Ксисутроса расположено у подножья горы.

Уже в 2007 году американские исследователи сообщили в СМИ о том, что подобный объект был найден на Эльбрусе на северо-западе Ирана. Таким образом, точное место, где Ной построил ковчег, неизвестно до сих пор. Даже в Библии указано, что он остановился не на Арарате, а «на горах Араратских», т.е. их было множество. Согласно тексту Корана, последним пристанищем корабля стала гора Ал-Джадда.

Другие источники

Всемирный потоп и Ноев Ковчег упоминается не только в канонических книгах Библии, но и в поздних апокрифах. Например, в Книге Еноха. Основная канва повествования сохраняется, но причины, побудившие Бога устроить потоп здесь описаны более подробно. В частности, говорится о смешении ангелов с дочерьми людей. Это, по Книге Еноха, привело к появлению исполинов, из-за которых началось неравенство, войны, распространились магия и колдовство, произошло падение нравов.

Встречается сюжет о потопе и в других книгах, в еврейской Аггаде и в Мидраше Танхума. В последнем сказано, что Ной научил людей пользоваться орудиями труда и обладал навыками плотника, что пригодилось ему при строительстве Ковчега.

Библия

История Всемирного потопа известна большинству из нас по Библии. В Книге Бытия рассказано о том, что потоп явился возмездием Господа за нравственное падение человечества. В живых Бог решил оставить только благочестивого Ноя и его семейство. Ему было наказано построить Ковчег и взять на него по паре всех нечистых животных и по семь — каждого вида чистых животных.

В Книге Бытия Бог не просто дает наставления о постройке Ковчега, но и дает точные указания относительно его размеров. Исчисления даются в локтях. Эта мера длины различна в системах счисления разных стран, евреи периода Второго храма определяли её в 48 сантиметров. Таким образом, можно вычислить примерные размеры Ковчега. По Библии Ковчег был 300 локтей в длину, 50 – в ширину и 30 – в высоту. В пересчете в метрическую систему: 144 метра в длину, 24 – в ширину и 8,5 – в высоту.
Студенты физического факультета университета Лестера провели подсчеты и вычислили, что корабль таких размеров мог выдержать вес 70 тысяч животных,