Загадки на логику

Бабушка и помидоры

Бабушка решила заняться фермерским хозяйством — выращивать и продавать помидоры. Она насобирала 100 кг томатов, погрузила их на тележку и выставила с утра перед домом.

Помидоры, которые вырастила бабушка, на 99% состоят из воды, но на солнце часть воды испаряется сквозь кожуру. День выдался жарким, и к вечеру воды в помидорах стало уже 98%. Сколько теперь весят бабушкины помидоры?

Результат может оказаться неожиданным для вас, поэтому внимательно следите за расчётами.

Для начала рассчитаем состав помидоров с утра. В них было 99% воды. Это значит, что в них было 99 килограммов воды и 1 килограмм клетчатки. Эта клетчатка с утра занимала 1%:

100% — 99% = 1%.

По условию задачи, этот килограмм клетчатки не может испариться или исчезнуть, его вес всегда одинаковый. Испаряется только вода.

Теперь считаем состав помидоров вечером: воды было уже 98%. Это значит, что количество воды уменьшилось, но вся клетчатка осталась на месте: как был килограмм с утра, так и остался. Но изменилось процентное соотношение клетчатки к воде: сейчас тот же самый килограмм клетчатки занимает 2% общего веса. Давайте посчитаем, сколько тогда вечером весят все помидоры:

2% помидоров весит 1 килограмм, а значит 20% весят 10 килограмм.

Умножаем обе части на 5, чтобы получить полный вес. Получаем:

100% = 50 кг.

Оказывается, к вечеру вес снизился вдвое! Это неинтуитивно, но так работает математика. ¯\_(ツ)_¯

Зачем развивать логику

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить логически становится не просто конкурентным преимуществом, а жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:

  • Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум. 
  • Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни вообще. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать. 
  • Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана. 
  • Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.

Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы. 

<<Блок перелинковки>>

Тест на логическое мышление

На сайте testometrika.com большой выбор онлайн-методик для проверки логического мышления.

Эта методика состоит из 30 заданий, в каждом из которых представлено одно или несколько суждений. Пусть вас не пугают и не сбивают с толку странные персонажи, упомянутые в опроснике: шмурдики, грымзики, запырки, охлотушки, мухропендии и т. п. Авторы использовали их не забавы ради, а чтобы аналогии из реальной жизни не искажали восприятие вопросов.

Чтобы знать, с чем мы имеем дело, читайте нашу статью о том, что такое логика.

Под каждым суждением расположено три умозаключения, два из которых ложные, а одно верное. Вам нужно выбрать и отметить верное. Некоторые задания тяжело понять из-за сложных формулировок. Нужно сначала распутать нить повествования и уловить суть. В общем, не ждите, что будет легко, и приготовьтесь хорошенько попотеть. А вот то, что будет весело и смешно, я вам гарантирую.

Навигация

  • ФОРУМ
  • Забавные головоломки
  • Задачи с подвохом
  • Старинные и сказочные головоломки
  • Математические задачи

    • Алгоритмы
    • Вероятности
    • Вычисления
    • Геометрия
    • Комбинаторика
    • Логика и рассуждения
    • Принцип Дирихле
    • Соответствия
    • Числовые ребусы
  • Задачи из книги Р. Смаллиана
  • Загадки про время
  • Задачи со словами

    • Анаграммы
    • Антифразы
    • Логогрифы
    • Метаграммы
    • Омографы
    • Омонимы
    • Псевдонаучный бред
    • Шарады
  • Несерьезные задачи
  • Физические задачи
  • Детские загадки

    • Природные явления
    • Животные
    • Растения
    • Инструменты и предметы
    • Прочие
  • Взвешивания и переливания
  • Головоломки со спичками
  • Последовательности
  • Задачи для нестандартно мыслящих
  • Логические трюки
  • Исторические задачи
  • Фокусы
  • Задачи по картинкам
  • Головоломки общества МЕНСА
  • WWW-задачи
  • Дитлоиды
  • Скачать книги с головоломками
  • Друзья сайта
  • Флеш-игры

Логические загадки с ответами с подвохом

Логические загадки с ответами с подвохомЗагадка №16

Мальчик заплатил за бутылку с пробкой 11 рублей. Бутылка стоит на 10 рублей больше, чем пробка. Сколько стоит пробка?

(Ответ: 50 копеек)

***

Загадка №17

По чему ходят часто, а ездят редко?

(Ответ: По лестнице)

***

Загадка №18

Идет то в гору, то с горы, но остается на месте.

(Ответ: Дорога)

***

Загадка №19

Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две — палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок?

(Ответ: 3 палки, 4 галки)

***

Загадка №20

Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?

(Ответ: В шахматах)

***

Загадка №21

Два пятиклассника Петя и Алёнка идут со школы и разговаривают.— Когда послезавтра станет вчера, — сказал один из них, — то сегодня будет так же далеко от воскресенья, как и тот день, который был сегодня, когда позавчера было завтра. В какой день недели они разговаривали?

(Ответ: Воскресенье)

***

Загадка №22

Какой пробкой нельзя заткнуть ни одну бутылку?

(Ответ: Дорожной)

***

Загадка №23

Они бывают металлические и жидкие. О чем речь?

(Ответ: Гвозди)

***

Загадка №24

У кого за носом пятка?

(Ответ: Обувь)

***

Загадка №25

В автобусе ехали 20 человек. На первой остановке вышли 2 и вошли 3 человека, на следующей — 1 вышел и 4 вошли, на следующей — 5 вышли и 2 вошли, на следующей — 2 вышли и 1 вошел, на следующей — 9 вышли и никто не вошёл, на следующей — ещё 2 вышли. Вопрос: сколько было остановок?

(Ответ: 6)

***

Загадка №26

На столе лежит 100 листов бумаги.За каждые 10 секунд можно посчитать 10 листов.Сколько секунд понадобится, чтобы посчитать 80 листов?

(Ответ: 20)

***

Загадка №27

Марина мечтала о шоколадке, но ей на покупку не хватало 10 рублей. Вася тоже мечтал о шоколадке, но ему не доставало всего 1 рубля. Дети решили купить хотя бы одну шоколадку на двоих, но им все равно не хватило 1 рубля. Какова стоимость шоколадки?

(Ответ: Стоимость — 10 рублей. У Марины нет денег вообще.)

***

Загадка №28

Что можно взять в левую руку, но нельзя в правую?

(Ответ: Локоть правой руки)

***

Загадка №29

За столом сидят ковбой, джентльмен и йог. Сколько ног стоит на полу?

(Ответ: 1 нога (ковбой кладет ноги на стол, джентльмен кладет ногу на ногу,а йог медитирует)

***

Загадка №30

С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получились сразу утро, день, вечер и ночь?

(Ответ: С утки (сутки)

***

Магистры Логических Наук

Три магистра заспорили, кто из них умнее. Чтобы разрешить спор, пришлось позвать главного магистра, который предложил следующий тест: «Пусть все завяжут глаза, а я нарисую каждому на лбу либо красную, либо синюю точку. Когда я сниму ваши повязки с глаз, каждый, кто видит хоть одну красную точку, должен поднять руку. После этого вы должны угадать, какого цвета точка у вас на лбу. Кто первый угадает – тот и умнее!»
Магистры послушно завязали глаза, и главный магистр нарисовал каждому на лбу пятно красной кисточкой. Сняв повязку, все три конкурента подняли руку, как им и было предписанно. После этого они задумались. Наконец один сказал: «У меня на лбу красная точка.»
Как он угадал?

Загадки для детей на логику с ответами

Загадки для детей на логику с ответами помогут узнать как быстро вы можете узнать ответ.Загадка №1

Меня зовут Миша. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

(Ответ: Миша)

***

Загадка №2

Может ли дождь лить два дня подряд?

(Ответ: Нет, между ними — ночь)

***

Загадка №3

Вы опередили лыжника, который находился на второй позиции. Какое место теперь занимаете вы?

(Ответ: На второе)

***

Загадка №4

Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

(Ответ: 2)

***

Загадка №5

На что больше всего похожа половина апельсина?

(Ответ: На вторую половину апельсина)

***

Загадка №6

Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый из мальчиков?

(Ответ: 2 часа)

***

Загадка №7

Из какой посуды не едят?

(Ответ: Из пустой)

***

Загадка №8

Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков — по мешку, а в каждом мешке — по коту. Сколько всего шло в Москву?

(Ответ: Только бабка шла в Москву, а вот старики шли в другую сторону)

***

Загадка №9

Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом?

(Ответ: Когда дверь открыта)

***

Загадка №10

Каким гребешком нельзя расчесаться?

(Ответ: Петушиным)

***

Загадка №11

В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?

(Ответ: 8)

***

Загадка №12

Какой рукой лучше размешивать чай?

(Ответ: Той, в которой ложечка)

***

Загадка №13

Что с пола за хвост не поднимешь?

(Ответ: Клубок ниток)

***

Загадка №14

В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?

(Ответ: 1)

***

Загадка №15

Что можно приготовить, но нельзя съесть?

(Ответ: Уроки)

***

Задачи на логику по математике — подборка в стихах


Задачи на логику по математике — подборка в стихах

Задачи на логику по математике — подборка в стихах:

Упал орех у тропинки, Разбился на две половинки. Никак не поделят три ворона Две половинки поровну. Но тут — такая потеха! Упало еще два ореха И тоже на две половинки Разбились у той же тропинки. Теперь-то три черных ворона Добычу поделят поровну! Желаем им в этом успехов! Но каждому ворону, Ежели поровну, Сколько досталось орехов? Ответ: по одному ореху.

Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка Девять шишек принесла. Разделите на троих — Сколько каждому из них? Ответ: по три ореха.

Ежик по грибы пошел, Десять рыжиков нашел. Восемь положил в корзинку, Остальные же — на спинку. Сколько рыжиков везет На своих иголках еж? Ответ: 2 гриба

Мы на рынке были — Обувь всем купили. Для Анюты-лапочки Мы купили тапочки. Для Петра и Вовочки Взяли мы кроссовки. Туфли — для Антошки. Коле — босоножки. Босоножки — папе тоже. Маме — шлепанцы из кожи. Добрый выбрали товар. Посчитайте, сколько пар? Ответ: 7 пар.

У трехлетнего Андрюши Было лишь четыре груши. Слив было у Тараса Больше груш в четыре раза. У подружки, у Маринки, Десять персиков в корзинке. А у Валика с Лукой По антоновке одной. Сколько всех плодов подряд Было вместе у ребят? Ответ: 32 плода.

Плюсы и минусы, знаки деления, Равенства знаки и умножения, Всяких примеров, задач задается. Как же наука такая зовется?Ответ: Математика

Его вам надо пригласить, Чтоб равных чисел ряд сложить. Для облегчения сложения Есть знак отличный – …Ответ: Умножения

Два плюс два будет четыре, Какой знак можно поставить Между двойками, чтобы тоже Получилось 4?Ответ: Умножения

Арифметическое действие, Обратное сложению, Знак «минус» в нем задействован, Скажу вам, без сомнения.Ответ: Вычитание

Не все в этом действии гладко: То — целиком, а то — с остатком. В несколько раз уменьшение Выполнит вам — …Ответ: Деление

Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это …Ответ: Круг

Он похожий на яйцо Или на твое лицо. Вот такая есть окружность — Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг…Ответ: Овал

Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, – Ну, пожалуй, и довольно! – Что ты видишь? – …Ответ: Треугольник

Четыре угла и четыре сторонки, Похожи точно родные сестренки. В ворота его не закатишь, как мяч, И он за тобою не пустится вскачь. Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? Ведь это …Ответ: Квадрат

Два квадрата-близнеца – Половинки их отца. Сторонами приложи, Имя их отца скажи.Ответ: Прямоугольник

Чуть приплюснутый квадрат Приглашает опознать: Острый угол и тупой Вечно связаны судьбой. Догадались дело в чем? Как фигуру назовем?Ответ: Ромб

Загадка про заключенного

Мужик совершил преступление и получил за это срок – пятнадцать лет. Однако добрый судья решил ему протянуть руку помощи и сказал:
— Ты должен отгадать загадку. Она имеет 3 ответа. Каждый верный ответ освободит тебя от 5 лет заключения.
Мужик, конечно, согласился.
— Скажи мне 3 части тела человека, названия которых состоят из 3-х букв и начинаются и оканчиваются на одну и ту же букву. Мужик подумал-подумал и в конце концов сказал слово «око». Его освободили от пяти лет тюрьмы, но осталось еще 10.
Поразмышлял мужик еще немного и надумал еще одно слово — «пуп». Пытался вспомнить третий орган, но сколько ни пытался — разгадать не смог. В итоге он отсидел пять лет и домой вернулся. А там жена его встретила. Вышла она из душа абсолютно нагая, обернутая в полотенце. И полотенце неожиданно с нее упало. Мужик ударяет себя по лбу и вскрикивает:
— И из-за этой ерунды я сидел 5 лет!
Назовите третью часть тела.

Интересные задачи на логику для домашнего досуга

Интересные задачи на логику для домашнего досуга:

Интересная задачи на логику для домашнего досуга

ОТВЕТ:  Если вы человек, который интересуется окружающим миром, то наверняка знаете, что снести яйцо может исключительно курица. А потому, ни при каких обстоятельствах петух не может снести яичко, это все лишь вопрос с подвохом.

Интересная задачи на логику для домашнего досуга

ОТВЕТ: Солдат был наказан за то, что не нес ночную вахту так как полагается. Вместо того, чтобы следить за тем, не приближаются ли враги, он крепко спал. Ведь бодрствуя, сон увидеть невозможно. А рассказав о своем тревожном сне центуриону, он раскрыл свой маленький секрет.

Интересная задачи на логику для домашнего досуга

ОТВЕТ: Все люди знают, что хоронят только тех людей, у которых официально констатирована смерть. Раненых людей в обязательном порядке лечат в медицинских учреждениях, выживших и не травмированных можно отпускать домой.

Интересная задачи на логику для домашнего досуга

ОТВЕТ: Внимательно прочитайте вопрос — водителем автобуса были вы, а это значит, что и имя у водителя ваше.

Интересная задачи на логику для домашнего досуга

ОТВЕТ: Не один баскетболист мужского пола не мог закинуть мяч в кольцо, потому как в момент игры не находился на поле. В этот день играли женские команды.

Простые аналогии для детей

Методика создана для проверки мыслительных способностей у детей младшего возраста. В зависимости от его результатов может быть создана индивидуальная программа развития мышления и внимания.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

В среднем прохождение занимает не больше 2-3 минут. На сайте время не ограничено. Задания довольно просты: приводятся пары слов, каким-то образом связанные между собой. Например, кошка – котенок, вилка – спагетти, купальник – лето. В каждом задании предлагается еще одно слово, к которому нужно подобрать пару по аналогии с уже представленным примером. Например, глаза – видеть, нос – ? Ребенок выбирает ответ из 5 вариантов. Всего в методике 30 подобных вопросов.

Какой у вас тип мышления? – Testometrika

Онлайн-опросник состоит из 32 вопросов. Все они составлены с учетом теоретических данных Джерома Брунера о типах мыслительных процессов. Здесь определите свои сильные стороны в мыслительной деятельности, что поможет вам качественно выполнять свою работу.

Методика помогает увидеть свои психологические особенности, как вы получаете и обрабатываете информацию: через предметы, символы, знаки или образы. После завершения тестирования узнаете, какой вид мышления набрал большее количество баллов, и прочитаете много интересного о себе. Кстати, эта методика может очень помочь при выборе профессии или переквалификации.

Лишнее колесо

В жизни каждого автомобилиста случается поменять колесо у любимого железного коня. Повезло и мне…

Большинство (наших, конечно, американцы выше этого) совершают эту манипуляцию быстро и просто: поставил на ручник, включил первую, открыл багажник, достал запаску, ключ, домкрат, упоры, снял, поставил, закрутил гайки, поехал. Тот, кто не помнит последовательность действий, зовет друга, специалиста и т.д.
Вот и я, однажды, понимая необходимость произвести эту процедуру прямо сейчас, паркуюсь, глушу мотор, далее по схеме

И, когда настает момент закрутить гайки, я задеваю газетку со всеми четырьмя гайками ногой, и они летят в канализационный слив, который, как известно, всегда оказывается там, где мы кладем самое важное и, что характерно, не имеющее замены.
Сижу, курю, грущу. Мимо идет гений лет двенадцати и быстро вникнув в ситуацию, выдает: «Да все просто! …»

Как он мне помог? 

Загадки про взрослых — веселые с ответами

Для вас подобрана серия загадок про взрослых людей, и связанные с ними житейские ситуации. Ответы, разумеется, прилагаются.

Ответ — Феликс (FELIX)

  1. Две женщины использовать вместе не могут никак. Женщина и мужчина — кое-как. Двое мужчин — хоть как. (Ответ — унитаз)
  2. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Ответ — жена не пускает пьяного мужа в дом)
  3. Кто такой гинеколог с ненаучной точки зрения? (Ответ — человек, который ищет проблемы там, где другие находят радость)
  4. Мужчина с красивой женщиной в траве что-то делали на «Е». (Ответ — с большим аппетитом ели землянку)
  5. Что делает сторож, когда у него на голове сидит воробей? (Ответ — сладко спит)
  6. Почему Санта-Клаус разносит подарки один, а Дед Мороз со Снегурочкой? (Ответ — Санта-Клаус после встречи Нового года домой сам доберется, а Деда Мороза должен кто-то дотащить)
  7. После тушения пожара, в лесу был найден труп аквалангиста. До ближайшего водоема более 100 км. Как он там оказался? (Ответ — аквалангист искал рыбок в водоеме, пожарный вертолет его случайно зачерпнул и сбросил на очаг пожара в лесу)
  8. Сколько требуется афроамериканцев, чтобы похоронить человека? (Ответ — пять. Четверо несут гроб, а пятый идет спереди с магнитофоном)
  9. Кто под проливным дождем не намочит волосы? (Ответ — человек с зонтом, или лысый человек)
  10. В пустыне лежит мертвый мужчина. За плечами мешок, на поясе фляга с водой. На многие километры вокруг нет ни единой живой души. От чего умер человек и что в его мешке? (Ответ — человек умер от удара об землю, а в мешке — парашют, который не раскрылся)
  11. Когда человек бывает в комнате без головы? (Ответ — когда высовывает ее из окна или дверей)
  12. Едут в купе Буратино, Мальвина, честный таможенник и мент поганый. Играют в карты, в банке куча денег, поезд въезжает в тоннель. После выезда из тоннеля деньги исчезли. Кто украл деньги? (Ответ — мент поганый та, как первых троих в природе не существует)
  13. У какой социальной группы критические дни два раза в году? (Ответ — у студентов, которые закрывают сессию)
  14. Советским дворникам взяли и укоротили метлы. Зачем? (Ответ — советские дворники любили постоять, опираясь на метлу)
  15. Шел охотник мимо башни с часами. Достал ружье и выстрелил. Куда он попал? (Ответ — в милицию)
  16. Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках? (Ответ — Дед Мороз родом из Чукотки)
  17. Что такое, висит на стене и плачет? (Ответ — альпинист)
  18. Мальчик упал с 4 ступенек и сломал ногу. Сколько ног сломает мальчик, если упадет с 40 ступенек? (Ответ — всего одну, вторая у него уже сломана)
  19. Может ли женщина сделать мужчину миллионером? (Ответ — может, если он миллиардер)
  20. Две спины, одна голова, шесть ног. Что это такое? (Ответ — человек на стуле)
  21. Что такое: входит сухим, выходит влажным, дарит тепло и радость? (Пакетик с чаем)
  22. Что удлиняется, когда его берут в руки, пропускают между грудей и засовывают в отверстие? (Ремень безопасности)
  23. Без рук, без ног на бабу скок! (Коромысло)
  24. Стоит баба на полу, приоткрыв свою дыру. (Печка)
  25. Тихо сзади подошел, дважды всунул и пошел. (Тапочки)
  26. Волос на волос, тело на тело – начинается темное дело. (Глаз закрывается)

Навигация

  • ФОРУМ
  • Забавные головоломки
  • Задачи с подвохом
  • Старинные и сказочные головоломки
  • Математические задачи

    • Алгоритмы
    • Вероятности
    • Вычисления
    • Геометрия
    • Комбинаторика
    • Логика и рассуждения
    • Принцип Дирихле
    • Соответствия
    • Числовые ребусы
  • Задачи из книги Р. Смаллиана
  • Загадки про время
  • Задачи со словами

    • Анаграммы
    • Антифразы
    • Логогрифы
    • Метаграммы
    • Омографы
    • Омонимы
    • Псевдонаучный бред
    • Шарады
  • Несерьезные задачи
  • Физические задачи
  • Детские загадки

    • Природные явления
    • Животные
    • Растения
    • Инструменты и предметы
    • Прочие
  • Взвешивания и переливания
  • Головоломки со спичками
  • Последовательности
  • Задачи для нестандартно мыслящих
  • Логические трюки
  • Исторические задачи
  • Фокусы
  • Задачи по картинкам
  • Головоломки общества МЕНСА
  • WWW-задачи
  • Дитлоиды
  • Скачать книги с головоломками
  • Друзья сайта
  • Флеш-игры

Кто прав: учитель или ученик?

В Древней Греции существовали школы софистов, где молодые люди могли обучаться красноречию, ораторскому искусству и юридическим наукам.
Рассказывают, что к одному учителю-софисту Протагору однажды явился юноша по имени Эватл и обратился к учителю с просьбой сделать из него хорошего оратора, так как он жаждет выступить в каком-нибудь судебном процессе в качестве защитника или обвинителя.Протагор согласился, но с условием, что Эватл заплатит ему за обучение 20 монет, причем половина этого гонорара должна быть уплачена немедленно, а другая половина — по окончании обучения, да и то только в том случае, если Эватл аыиграет тот судебный процесс, в котором он выступит впервые.
Юноша согласился и стал ежедневно посещать Протагора, проявляя во время занятий удивительные способности и воспринимая все, что преподавал ему учитель.
Так дело шло до тех пор, пока наконец Протагор не объявил, что курс обучения вполне закончен, и Эватл может смело выступить на суде.
Но тут произошло то, чего никак не ожидал мудрый учитель.
— Знаешь что? — заявил Эватл. — Я своевременно заплатил тебе половину условленного гонорара, но второй половины, по-моему, я имею полное право не платить!
— Это почему же? — удивился Протагор.
— На основании закона и нашего договора, — ответил Эватл.Протагор возмутился.
— Но ведь я подам на тебя в суд, — сказал он, — и ты принужден будешь будешь там защищаться. Что же касается приговора судей, то мне, в сущности, безразлично, присудят ли они тебя к уплате гонорара или нет, потому что и в том, и в другом случае мне требуемые деньги.
— Это каким же образом? — удивился в свою очередь Эватл.
— Очень просто! Если судьи скажут, что ты должен уплатить мне вторую половину гонорара, то ты будешь обязан сделать это на основании приговора суда. Если же суд откажет мне в иске, другими словами, если ты выиграешь свой первый судебный процесс, то ты заплатишь мне ту же сумму на основании заключенного между нами договора. Видишь — я прав!
В первую минуту Эватл был смущен такими, по-видимому, неопровержимыми доводами своего учителя, но затем, сообразив что-то, воскликнул:
— Ничего подобного! Я буду иметь право не платить тебе ни в том, ни в другом случае! И вот почему: если судьи скажут, что я обязан заплатить тебе гонорар полностью, то есть другими словами, если я проиграю свой первый судебный процесс, то я не заплачу тебе денег на основании нашего с тобой договора! Если же суд решит, что я не должен платить тебе, то я и не заплачу ничего на основании приговора суда?

Кто же прав: учитель или ученик? 

Находчивый инженер в кафе

В кафе поставили 3 разных автомата, которые наливают напитки. В первом – кофе, во втором – чай, а в третий выдаёт случайным образом то кофе, то чай (потому что в жизни всегда должно быть место эксперименту). Для каждого из автоматов нужна 1 монета, чтобы получить напиток.

На заводе перепутали маркировку автоматов, поэтому на каждом из них оказалась неправильная наклейка. Сколько монет понадобится находчивому инженеру, чтобы понять, где какой автомат?

Несмотря на то что задача кажется запутанной, у неё довольно изящное решение. Следите за руками находчивого инженера.

Кидаем монету в автомат с наклейкой «Чай-кофе». Мы знаем, что на нём неправильная наклейка, как и на всех, поэтому правильная будет либо «Чай», либо «Кофе». Теперь смотрим, что нам выдаст этот автомат.

Например, он выдал чай. Значит, правильная наклейка для этого автомата — «Чай». Теперь нам нужно найти кофейный автомат среди двух оставшихся.

Мы помним, что все наклейки перепутаны, поэтому там, где будет написано «Кофе», на самом деле не кофейный автомат. Чай тоже уже занят. Поэтому под надписью «Кофе» скрывается автомат, который выдаёт и кофе, и чай.

Значит, с наклейкой «Чай» будет автомат, который выдаёт кофе.

О чудо! Чтобы разобраться с наклейками, достаточно всего одной монеты!

Как рассадить интровертов в баре

А вот задачка на структуры данных, сортировку и алгоритмику, которая возможна только в нашей стране.

В Петербурге на улице Рубинштейна есть один бар, в который ходят лишь необщительные люди, назовём их интровертами. (На самом деле интроверты общительные, необщительность — это миф. Но это задачка, поэтому упростим.)

Интроверты садятся вдоль барной стойки, где есть 25 мест. Когда входит новый посетитель, он всегда садится у стойки как можно дальше от остальных гостей. Никто не садится на соседнее место рядом с другим интровертом: если кто-то входит и видит, что свободных мест мало и надо сесть рядом с кем-то, то он уходит.

Бармен хочет получить как можно больше клиентов. У него есть право посадить самого первого посетителя на любое место у стойки. Куда выгоднее посадить первого интроверта с точки зрения бармена?

Для начала найдём идеальный вариант, который устроил бы бармена. Для этого нарисуем 25 квадратов в ряд и закрасим те, на которых кто-то сидит. Помните, что ни один интроверт по задаче не сядет на соседнее место к другому.

Получается, что это самая плотная рассадка, которая возможна в этом баре. Так у стойки сидят 13 человек. Осталось только найти место для самого первого посетителя.

Для начала попробуем решить эту задачу в лоб и посадим первого посетителя на первый стул:

Теперь второй посетитель должен сесть на свободное место как можно дальше от него, то есть занять стул № 25:

Третьему достаётся стул № 13, так как он ровно посередине между этими двумя:

Два следующих займут свободные места точно посередине между центральным и боковыми:

И вот тут настаёт момент истины: четыре следующих посетителя тоже сядут точно посередине между занятыми местами. Это значит, что между каждым будет по 2 пустых места:

В итоге у нас занято всего 9 мест, но сесть больше никуда нельзя: у каждого свободного стула есть как минимум один занятый сосед. Значит, этот вариант не подходит. Нужен другой.

Чтобы прийти к правильному ответу, попробуем решать задачу с конца.

Вспомним идеальную рассадку:

Здесь сидит максимальное количество гостей — 13, и между каждым из них есть свободное место. Отмотаем на шаг назад и посмотрим, как могли бы сидеть интроверты, чтобы новые гости сели точно между ними:

В этом случае 6 новых гостей садятся точно посередине между занятыми стульями и идеально заполняют все места.

Теперь сделаем ещё шаг назад и посмотрим, как должны сидеть гости, чтобы новые клиенты сели на нужные стулья:

Получается, что если мы посадим первых четырёх гостей так, как на рисунке выше, то дальше всё будет хорошо. Сделаем ещё шаг назад, чтобы понять, как они смогли так сесть:

Из рисунка видно, что два новых посетителя должны сесть как можно дальше от занятых мест. Для этого один садится ровно посередине между двумя занятыми, а второй — с самого края, на первое место. Таким образом, между всеми ними будет максимально возможное расстояние. Осталось понять, как сели эти первые два интроверта.

Если бы первый гость сел с краю на стул № 25, второму бы пришлось сесть с противоположного края на стул № 1 (мы это разобрали в самом начале, в неправильном варианте). Значит, первый гость сел на стул № 9, а второму пришлось сесть максимально далеко от него — на самый последний стул:

Получается, самого первого гостя бармен должен посадить на стул № 9.

Как так вышло? Просто посчитали от обратного. Программисты называют это Test-First Development, хех.