Куда летают космонавты. действительно ли это реальный космос

Высоко сижу

В настоящее время высота орбиты Международной космической станции над поверхностью Земли — 408 километров, но это не точно. Дело в том, что орбиту МКС приходится постоянно корректировать чтобы избежать встречи с большими фрагментами космического мусора и нивелировать действие земной атмосферы, которая даже на такой высоте понемногу тормозит движение станции, заставляя её спускаться всё ниже. Для простоты можно считать, что космонавты наблюдают планету с высоты около 400 километров.

Что же видно с четырёх сотен километров? Вопреки мифам, космонавты видят лишь небольшой сектор земной поверхности — голубого шара они не наблюдают. Чтобы увидеть Землю целиком, требуется гораздо более высокая орбита. Также надо понимать, что 400 километров — это минимальная дистанция до точки поверхности, находящейся точно под станцией. Всё, что находится в стороне, видно гораздо хуже — из-за большего расстояния и большего слоя атмосферы.

(Источник фото)

Например, фотографий Санкт-Петербурга, сделанных с борта МКС, очень мало. Проблема и в широте расположения города, лежащей вдалеке от траектории полёта станции, и в регулярной облачности. В январе 2019 года Олегу Кононенко удалось сделать этот действительно редкий ночной снимок. На нём опытным глазом можно сразу определить город, но вот какие-либо подробности уже не угадать.

«Восток – 2» чуть не сгорел

О своей невероятно насыщенной жизни 82-летний генерал-майор авиации в отставке увлекательно поведал в мемуарах «Время первых. Судьба моя – я сам…». И вот я листаю прекрасно написанную и ярко иллюстрированную книгу. В ней немало любопытного.

Оказывается, по ошибке космический корабль «Восток-2» «забросили» (по выражению самого Алексея Архиповича) аж на 495-й километр от поверхности Земли. Хотя траектория их полёта должна была быть на 200 «кэмэ» ниже.

Казалось бы, какая разница. Но, как выяснилось, если бы «Восток-2» «забросили» всего на 5 километров выше, то есть на траекторию в 500 км от поверхности Земли, то это была бы катастрофа, потому что на такой высоте космонавтов ожидала бы неминуемая смерть.

Самые высотные пассажирские самолеты

Самые высотные самолеты среди гражданских строились не для того, чтобы кого-то удивить. Набор высоты позволяет этим самолетам избегать штормов и следовать по воздушным коридорам, недоступным другим моделям. Среди самых высотных моделей выделяют следующие:

  • Ту-154. Советский надежный пассажирский авиалайнер. Максимальная высота полета — 11 100 метров;
  • Боинг 737. Самый массовый пассажирский борт за всю историю. Максимальная крейсерская высота — 11 300 м;
  • А 380. Рекордсмен по максимальной высоте среди пассажирских воздушных судов: 13 115 м.

Таким образом, уровень следования пассажирских судов все равно значительно уступает техническим возможностям военных самолетов.

Человеческий фактор при выборе оптимальной высоты полета

Оптимальный уровень полета зависит не только от технических характеристик. Ранее уже упоминалось, что такие величины, как эшелон перехода могут различаться в аэропортах разных стран. Высота полета может различаться в зависимости от направления движения судна (быть четной или нечетной).

Однако набор высоты также может быть продиктован самим пилотом при возникновении непредвиденных ситуаций (например, столкновении с зоной сильной турбулентности). Такие ситуации в идеале должны быть предусмотрены диспетчерской службой, однако случаются природные явления, развивающиеся слишком стремительно, чтобы спланировать столкновение с ними заблаговременно. И тогда все зависит от человеческого фактора: быстроты принятия решений пилотом и мастерства экипажа.

Основная идея

Этот сайт посвящён вопросам наблюдения искуственных спутников Земли

(далееИСЗ ). Со времени начала космической эры (4 октября 1957 г. был запущен первый ИСЗ — «Спутник-1») человечество создало огромное число спутников, которые кружат вокруг Земли по всевозможным орбитам. На сегодняшний момент число подобных рукотворных объектов превышает десятки тысяч. В основном это «космический мусор» — осколки ИСЗ, отработанные ступени ракет и т.д. Лишь небольшая часть из них составляют действующие ИСЗ. Среди них есть и исследовательские, и метеорологические, и спутники связи и телекоммуникации, и военные ИСЗ. Пространство вокруг Земли «заселено» ими от высот 200-300 км и до 40000 км. Лишь часть из них доступна для наблюдений с использованием недорогой оптики (бинокли, подзорные трубы, любительские телескопы).

Создавая этот сайт, авторы ставили перед собой цель — собрать воедино информацию о методах наблюдения и съёмки ИСЗ, показать, как расчитывать условия их пролёта над определённой местностью, описать практические аспекты вопроса наблюдения и съёмки. На сайте представлен, в основном, авторский материал, полученный в ходе проведения наблюдений участниками секции «Космонавтика» астрономического клуба «hν» при Минском планетарии (Минск, Беларусь).

И всё же, отвечая на основной вопрос — «Зачем?», нужно сказать следующее. Среди всевозможных хобби, которыми увлекается человек, есть астрономия и космонавтика. Тысячи любителей астрономии наблюдают за планетами, туманностями, галактиками, переменными звёздами, метеорами и прочими астрономическими объектами, фотографируют их, проводят свои конференции и «мастер-классы». Зачем? Это просто хобби, одно из многих. Способ уйти от ежедневных проблем. Даже тогда, когда любители выполняют работы, имеющие научную значимость, они остаются любителями, которые делают это для своего удовольствия. Астрономия и космонавтика — очень «технологичные» увлечения, где можно применить свои знания оптики, электроники, физики и пр. естественно-научных дисциплин. А можно и не применять — и просто получать удовольствие от созерцания. Со спутниками дела обстоят похожим образом. Особенно интересно следить за теми ИСЗ, информация о которых не распространяется в открытых источниках — это военные спутники разведки разных стран. В любом случае, наблюдение ИСЗ — это охота. Часто мы можем заранее указать где и когда покажется спутник, но не всегда. А как он себя будет «вести» — предсказать ещё сложнее.Благодарности: Описанные методики были созданы на основе наблюдений и исследований, в которых приняли участие члены клуба любителей астрономии «hν» Минского планетария (Беларусь):

  • Бозбей Максим.
  • Дрёмин Геннадий.
  • Кенько Зоя.
  • Мечинский Виталий.

Также большую помощь оказали члены клуба любителей астрономии «hν» Лебедева Татьяна

,Повалишев Владимир иТкаченко Алексей . Отдельная благодарностьАлександру Лапшину (Россия), profi-s (Украина), Даниилу Шестакову (Россия) и Анатолию Григорьеву (Россия) за помощь в создании п. II §1 «Фотометрия ИСЗ», Главы 2 и Главы 5, аЕлене (Tau , Россия) также за консультации и написание нескольких расчётных программ. Авторы также благодарятАбгаряна Михаила (Беларусь), Горячко Юрия (Беларусь), Григорьева Анатолия (Россия), Еленина Леонида (Россия), Жука Виктора (Беларусь), Молотова Игоря (Россия), Морозова Константина (Беларусь), Плаксу Сергея (Украина), Прокопюка Ивана (Беларусь) за предоставленные иллюстрации для некоторых разделов сайта.

Часть материалов получена в ходе выполнения заказа УП «Геоинформационные системы» Национальной академии наук Беларуси. Представление материалов выполняется на некоммерческой основе в целях популяризации Белорусской космической программы среди детей и молодежи.

Виталий Мечинский, Куратор секции «Космонавтика» астроклуба «hν».

Понятие идеальной высоты

Многие считают, что самолеты летают на высоте в 10 тысяч метров. Но на самом деле это не так. Крупные пассажирские лайнеры ходят в коридоре от 9 до 12 тысяч. Все зависит от модели самолета — у каждой есть своя “идеальная” высота, на которой он расходует минимальное количество топлива и испытывает совсем небольшое сопротивление.


Большинство пассажирских самолетов-лайнеров летят на высоте 9-12 километров

Пилоты выбирают эффективную высоту именно исходя из технических особенностей своего воздушного судна, подбирая золотую середину между скоростью и расходом топлива. Кстати, больше всего керосина расходуется, когда самолет поднимается на высоту: именно поэтому подъем происходит максимально плавно, но быстро. После того как судно выходит на рекомендованные диспетчером значения, в салоне отключается лампочка ремня безопасности — теперь его можно расстегнуть.

Международно-правовой статус ГСО

Использование геостационарной орбиты ставит целый ряд не только технических, но и международно-правовых проблем. Значительный вклад в их разрешение вносит ООН, а также её комитеты и иные специализированные учреждения.

Некоторые экваториальные страны в разное время предъявляли претензии (например, Декларация об установлении суверенитета на участке ГСО, подписанная в Боготе Бразилией, Колумбией, Конго, Эквадором, Индонезией, Кенией, Угандой и Заиром 3 декабря 1976 г.) на распространение их суверенитета на находящуюся над их территориями часть космического пространства, в которой проходят орбиты геостационарных спутников. Было, в частности, заявлено, что геостационарная орбита является физическим фактором, связанным с существованием нашей планеты и полностью зависящим от гравитационного поля Земли, а потому соответствующие части космоса (сегменты геостационарной орбиты) как бы являются продолжением территорий, над которыми они находятся. Соответствующее положение закреплено в Конституции Колумбии.

Эти притязания экваториальных государств были отвергнуты, как противоречащие принципу неприсвоения космического пространства. В Комитете ООН по космосу такие заявления подверглись обоснованной критике. Во-первых, нельзя претендовать на присвоение какой-либо территории или пространства, находящегося на таком значительном удалении от территории соответствующего государства. Во-вторых, космическое пространство не подлежит национальному присвоению. В-третьих, технически неправомочно говорить о какой-либо физической взаимосвязи между государственной территорией и столь отдаленным районом космоса. Наконец, в каждом отдельном случае феномен геостационарного спутника связан с конкретным космическим объектом. Если нет спутника, то нет и геостационарной орбиты.

Типы спутников

Полярно-орбитальные спутники также проходят через полюсы с каждым оборотом, хотя их орбиты менее эллиптические. Полярные орбиты остаются фиксированными в космосе, в то время как вращается Земля. В результате, большая часть Земли проходит под спутником на полярной орбите. Поскольку полярные орбиты дают прекрасный охват планеты, они используются для картографирования и фотографии. Синоптики также полагаются на глобальную сеть полярных спутников, которые облетают наш шар за 12 часов.

Можно также классифицировать спутники по их высоте над земной поверхностью. Исходя из этой схемы, есть три категории:

  • Низкая околоземная орбита (НОО) — НОО-спутники занимают область пространства от 180 до 2000 километров над Землей. Спутники, которые движутся близко к поверхности Земли, идеально подходят для проведения наблюдений, в военных целях и для сбора информации о погоде.
  • Средняя околоземная орбита (СОО) — эти спутники летают от 2000 до 36 000 км над Землей. На этой высоте хорошо работают навигационные спутники GPS. Примерная орбитальная скорость — 13 900 км/ч.
  • Геостационарная (геосинхронная) орбита — геостационарные спутники двигаются вокруг Земли на высоте, превышающей 36 000 км и на той же скорости вращения, что и планета. Поэтому спутники на этой орбите всегда позиционируются к одному и тому же месту на Земле. Многие геостационарные спутники летают по экватору, что породило множество «пробок» в этом регионе космоса. Несколько сотен телевизионных, коммуникационных и погодных спутников используют геостационарную орбиту.

И наконец, можно подумать о спутниках в том смысле, где они «ищут». Большинство объектов, отправленных в космос за последние несколько десятилетий, смотрят на Землю. У этих спутников есть камеры и оборудование, которое способно видеть наш мир в разных длинах волн света, что позволяет насладиться захватывающим зрелищем в ультрафиолетовых и инфракрасных тонах нашей планеты. Меньше спутников обращают свой взгляд к пространству, где наблюдают за звездами, планетами и галактиками, а также сканируют объекты вроде астероидов и комет, которые могут столкнуться с Землей.

События на орбите

По астрономическому соглашению четыре сезона определяются солнцестоянием (две точки на орбите Земли с максимальным наклоном оси Земли, к Солнцу или от Солнца) и равноденствиями (двумя точками на орбите Земли, где наклонная ось Земли и воображаемая линия, проведенная от Земли к Солнцу, точно перпендикулярны друг другу). В дни солнцестояний и равноденствий год делится на четыре примерно равные части. В северном полушарии зимнее солнцестояние наступает примерно 21 декабря; летнее солнцестояние приближается к 21 июня; весеннее равноденствие приходится примерно на 20 марта, а осеннее равноденствие — примерно на 23 сентября. Эффект наклона оси Земли в южном полушарии противоположен таковому в северном полушарии, поэтому сезоны солнцестояний и равноденствий в южном полушарии являются сезонами солнцестояний и равноденствий в южном полушарии. наоборот, чем в северном полушарии (например, северное летнее солнцестояние совпадает с южным зимним солнцестоянием).

В наше время перигелий Земли происходит около 3 января, а афелий — около 4 июля (для других эпох см. Циклы прецессии и Миланковича ). Другими словами, Земля ближе к Солнцу в январе и дальше в июле, что некоторым может показаться нелогичным, особенно тем, кто живет в северном полушарии, где холоднее, когда Земля находится ближе всего к Солнцу. . Изменение расстояния Земля-Солнце приводит к увеличению примерно на 6,9% общей солнечной энергии, достигающей Земли в перигелии по сравнению с афелием. Поскольку южное полушарие наклонено к Солнцу примерно в то же время, когда Земля приближается к Солнцу, южное полушарие получает от Солнца немного больше энергии, чем северное, в течение года. Однако этот эффект гораздо менее значительный, чем изменение общей энергии из-за наклона оси, и большая часть избыточной энергии поглощается большей долей поверхности, покрытой водой в южном полушарии.

Сфера Хиллы ( гравитационная сфера влияния) Земля составляет около 1500000 километров (0,01 а.е. ) в радиусе, или примерно в четыре раза среднего расстояния до Луны. Это максимальное расстояние, на котором гравитационное влияние Земли сильнее, чем более далекие Солнце и планеты. Объекты, вращающиеся вокруг Земли, должны находиться в пределах этого радиуса, в противном случае они могут стать несвязанными гравитационным возмущением Солнца.

Орбитальные характеристики
эпоха J2000.0
афелий 152,10 × 10 6  км (94,51 × 10 6  миль) 1,0167  AU
перигелий 147,10 × 10 6  км (91,40 × 10 6  миль) 0,98329 AU
большая полуось 149.60 × 10 6  км (92.96 × 10 6  миль) 1.00000 1018 AU
эксцентриситет 0,0167086
склонность 7,155 ° к ВС «s экватор 1,578690 ° к неизменной плоскости
долгота восходящего узла 174,9 °
долгота перигелия 102,9 °
аргумент перицентра 288,1 °
период 365.256 363 004  дней
средняя орбитальная скорость 29,78 км / с (18,50 миль / с) 107,208 км / ч (66,616 миль / ч)
скорость в афелии 29,29 км / с (18,20 миль / с)
скорость в перигелии 30,29 км / с (18,82 миль / с)

Следующая диаграмма показывает соотношение между линией солнцестояния и линией апсид эллиптической орбиты Земли. Орбитальный эллипс проходит через каждое из шести изображений Земли, которые последовательно представляют собой перигелий (перицентр — ближайшую точку к Солнцу) в любом месте с 2 по 5 января, точку мартовского равноденствия 19, 20 или 21 марта, точка июньского солнцестояния 20, 21 или 22 июня, афелий (апоапсис — самая дальняя точка от Солнца) где-нибудь с 3 по 5 июля, сентябрьское равноденствие 22, 23 или 24 сентября и декабрьское солнцестояние. 21, 22 или 23 декабря. Схема показывает очень преувеличенную форму орбиты Земли; фактическая орбита практически круглая.

Рекорды высоты, достигаемые пассажирскими самолетами

Несмотря на то что высотные самолеты теоретически могут достигать больше 13 000 метров над землей, крейсерская высота пассажирских лайнеров практически никогда не превышает 12 000 метров. Это наиболее комфортный вариант для экипажа, пилота, пассажиров и самой техники: так она расходует наименьшее количество топлива и не подвергается преждевременному износу.

Ту-144

Однако авиастроение пыталось однажды «прыгнуть выше головы», выпустив сверхзвуковые пассажирские судна, способные побить рекорд высоты самолета гражданского назначения. Это были российский Ту-144 и французский Concorde. Они способны были перемещаться на уровне около 18 000 метров, а предельный показатель достигал 20 000 метров. Такие самолеты позволяли вдвое сократить время привычных воздушных маршрутов.

Concorde

Однако эти машины были сняты с эксплуатации по ряду причин. Во-первых, они были сложны и дорого обходились в плане технического обслуживания. Во-вторых, в ходе использования этих машин случались инциденты, повлекшие за собой гибель многих людей. В связи с этим самолеты были признаны ненадежными и выведены из использования.

Двигательные установки

Выбор приспособления определяется индивидуальными техническими особенностями спутника. Например, химический ракетный двигатель имеет вытеснительную подачу топлива и функционирует на долго хранимых высококипящих компонентах (диазотный тетроксид, несимметричный диметилгидразин). Плазменные устройства имеют существенно меньшую тягу, но за счет продолжительной работы, которая измеряется десятками минут для единичного передвижения, способны значительно снизить потребляемое количество топлива на борту. Такой тип двигательной установки используется для маневра перевода спутника в другую орбитальную позицию. Основным ограничивающим фактором срока службы аппарата является запас топлива на геостационарной орбите.

Характеристики орбит

В дополнение к высоте, путь движения спутника характеризуется эксцентриситетом и наклонением. Первый относится к форме орбиты. Спутник с низким эксцентриситетом движется по траектории, близкой к круговой. Эксцентричная орбита имеет форму эллипса. Расстояние от космического аппарата до Земли зависит от его положения.

Наклонение – это угол орбиты по отношению к экватору. Спутник, который вращается непосредственно над экватором, имеет нулевой наклон. Если космический аппарат проходит над северным и южным полюсами (географическими, а не магнитными), его наклон составляет 90°.

Все вместе – высота, эксцентриситет и наклонение – определяют движение сателлита и то, как с его точки зрения будет выглядеть Земля.

Эллиптическая орбита Земли

Нет, маршрут планеты не выступает идеальным кругом. Мы вращаемся по вытянутому эллипсу. Впервые это описал Иоганн Кеплер. Можете изучить движение Земли по орбите на схеме.

Строение орбиты Земли

Ученый измерил орбиты Земли и Марса и понял, что периодически они ускорялись и тормозили. Это совпадало с показателями афелия и перигелия, а значит дистанция от звезды основывается на орбитальной скорости (никакой круговой орбиты).

Для характеристики природы эллиптических орбит исследователи используют понятие эксцентриситета – от 0 к 1. Если он приближен к 0, то имеем практически круг. У Земли – 0.02, то есть близка к круговой.

Высота орбиты и полета спутников

Движение аппаратов осуществляется по заданной орбите. Высота полета спутников зависит, как уже отмечалось, от назначения агрегата и траектории, которая была ему задана. На практике используется несколько разновидностей орбит:

околоземная (низкая) орбита – расположение в этом случае является максимально приближенным и составляет 300-500 км над уровнем моря (именно на такой дистанции летали первые устройства, зондировавшие земную поверхность и атмосферный слой);
полярная орбита находится в области полярных земных полюсов и имеет угол наклона почти в 90 градусов;
геостационарная – высота орбиты спутников в этом случае составляет минимум 35 000 км, расположение – экваториальная плоскость, есть всего две устойчивые точки, поэтому она является наиболее дорогой и важной;
сильноэллиптическая орбита с контуром в виде эллипса, высота полета спутников по ней меняется, в зависимости от точки траектории, имеет большой размер, используется для исследований и обеспечения связи;
круглая (высота является постоянной практически в любой промежуток времени), она применима в системах глобального позиционирования.

Движение искусственного спутника Земли по геостационарной орбите

Так, выбор орбиты и ее точной высоты зависит от поставленной цели и определяется индивидуально.

Орбитальные характеристики

Средняя орбитальная скорость, необходимая для поддержания стабильной низкой околоземной орбиты, составляет около 7,8 км / с (28 000 км / ч; 17 000 миль в час), но уменьшается с увеличением высоты орбиты. Рассчитанное для круговой орбиты 200 км (120 миль) это 7,79 км / с (28000 км / ч; 17 400 миль в час), а для 1500 км (930 миль) это 7,12 км / с (25 600 км / ч; 15 900 миль в час). . Дельта-V , необходимый для достижения низкой околоземной орбиты начинается около 9,4 км / с. Атмосферное и гравитационное сопротивление, связанное с запуском, обычно добавляет 1,3–1,8 км / с (4 700–6 500 км / ч; 2 900–4 000 миль в час) к ракете-носителю delta-v, необходимой для достижения нормальной орбитальной скорости на НОО около 7,8 км / с (28 100 км / с). км / ч; 17 400 миль / ч).

Сила тяжести на НОО лишь немного меньше, чем на поверхности Земли. Это связано с тем, что расстояние до НОО от поверхности Земли намного меньше радиуса Земли. Однако объект, находящийся на орбите, по определению находится в свободном падении, поскольку нет силы, удерживающей его. В результате объекты на орбите, в том числе люди, испытывают чувство невесомости , хотя на самом деле они не лишены веса.

Объекты на НОО сталкиваются с атмосферным сопротивлением газов в термосфере (примерно 80–600 км над поверхностью) или экзосфере (примерно 600 км или 400 миль и выше), в зависимости от высоты орбиты. Из-за атмосферного сопротивления спутники обычно не движутся по орбите ниже 300 км (190 миль). Объекты на низкой околоземной орбите вокруг Земли между более плотной частью атмосферы и под внутренним радиационным поясом Ван Аллена .

Экваториальные низкие околоземные орбиты (ELEO) являются подмножеством LEO. Эти орбиты с малым наклоном к экватору позволяют быстро пересматривать низкоширотные места на Земле и имеют самые низкие требования к дельта-v (т. Е. Расход топлива) по сравнению с любой орбитой, при условии, что они имеют прямую (не ретроградную) ориентацию с относительно вращения Земли. Орбиты с очень большим углом наклона к экватору обычно называют полярными орбитами .

Более высокие орбиты включают среднюю околоземную орбиту (MEO), иногда называемую промежуточной круговой орбитой (ICO), а еще выше — геостационарную орбиту (GEO). Орбиты выше низкой могут привести к преждевременному выходу из строя электронных компонентов из-за интенсивного излучения и накопления заряда.

В 2017 году в нормативных документах стали отмечаться «очень низкие околоземные» орбиты . Эти орбиты, расположенные ниже 450 км (280 миль) и называемые » VLEO «, требуют использования новых технологий для подъема на орбиту, потому что они работают на орбитах, которые обычно сходят на нет слишком рано, чтобы быть экономически полезными.

Четвёртая и пятая космическая скорости

Четвёртая космическая скорость — минимально необходимая скорость тела без двигателя, позволяющая преодолеть притяжение галактики Млечный Путь. Она используется довольно редко.

Четвёртая космическая скорость не постоянна для всех точек Галактики, а зависит от расстояния до центральной массы.

По грубым предварительным расчётам в районе нашего Солнца четвёртая космическая скорость составляет около 550 км/с. Значение сильно зависит не только (и не столько) от расстояния до центра галактики, а от распределения масс вещества по Галактике, о которых пока нет точных данных, ввиду того что видимая материя составляет лишь малую часть общей гравитирующей массы, а все остальное — скрытая масса.

Ещё реже в некоторых источниках встречается понятие «пятая космическая скорость». Это скорость, позволяющая добраться до иной планеты звездной системы вне зависимости от разности плоскостей эклиптики планет. Например, для Солнечной системы и, конкретно, для Земли, чтобы орбита межпланетного перелета была перпендикулярной к земной орбите, нужна скорость запуска 43,6 километра в секунду.

Видео

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Космическая_скоростьhttps://mirznanii.com/a/9233/kosmicheskie-skorostihttp://www.astronet.ru/db/msg/1162252https://fb.ru/article/54389/kosmicheskaya-skorost

Выход России из проекта МКС

12 апреля 2021 года, на совещании у президента Российской Федерации, было принято решение о выходе России из проекта МКС после 2024 года. Это решение было принято исходя из технического состояния модулей станции, а так же слишком больших затрат на обслуживание устаревших частей.

Россия будет работать над своей национальной орбитальной космической станцией. Планируется, что в ее состав войдут как минимум пять модулей: базовый, целевой производственный, склад материального обеспечения, платформа для сборки, запуска, приема и обслуживания космических аппаратов, а также один коммерческий модуль для размещения четырех туристов.

Разновидности спутников, встречающихся на орбите

Под искусственными земными спутниками принято понимать все тела, введенные на орбиту посредством ракеты-носителя. Это следующие объекты:

  • специальные шаттлы;
  • лаборатории для исследований;
  • станции;
  • аппараты автономного действия.

Научные сведения на Землю поставляются преимущественно непилотируемыми устройствами. Для их эксплуатации не нужен экипаж, регулярное обслуживание, не требуются специальные отсеки для формирования оптимальных условий жизнедеятельности. Основной критерий классификации аппаратов – их прямое назначение:

  • научно-исследовательские устройства нужны для изучения атмосферного слоя Земли, космоса, удаленных космических тел;
  • прикладные агрегаты используются для удовлетворения потребностей человечества, проведения испытаний.

Выполнение спутниками функций происходит в автономном режиме, без использования топливных ресурсов. От функционала агрегата зависит и его объем. Показатель массы составляет от 20 кг до нескольких сотен тонн. Вес первого запущенного в космос аппарата составлял всего 28 кг. Осталось подробно рассмотреть, на какой высоте летают спутники.

Орбиты спутников