Самые известные египетские мумии в мире

Содержание

Рамзес или рамсес. РАМСЕС

РАМСЕС (или Рамзес) – имя, которое носили 11 египетских фараонов XIX и XX династий (примерно с 1342 до 1085 до н.э.). Наиболее известны три первых фараона. 

Рамсес I

Также по теме:

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

(ок. 1342–1337 до н.э.) был военачальником при дворе своего предшественника, бездетного фараона Хоремхеба, и, взойдя на трон уже в преклонном возрасте, стал основателем XIX династии. Род Рамсеса происходит из восточной части Дельты – возможно, из Авариса, бывшего последним оплотом гиксосов («правителей страны» – смешанной группы, включавшей в основном семитов и хурритов Палестины, Сирии и более северных областей) в эпоху XVII династии. Вскоре Рамсес умер. Памятников от него осталось мало, за исключением небольшого храма в Абидосе и нескольких рельефов на тыльной стороне второго пилона в Карнаке. После неполных трех лет правления Рамсеса I трон наследовал его сын Сети I. 

Рамсес II

(ок. 1317–1251 до н.э.) еще в детстве недолгое время был соправителем своего отца, Сети I. Опираясь на успехи, достигнутые его великим отцом, Рамсес попытался вернуть Египту былую славу и сплотить азиатские владения Тутмоса III. В начале своего правления он предпринял два военных похода против хеттов – в то время наиболее могущественного народа в Западной Азии. Второй из них завершился битвой при Кадеше в Сирии. Рамсес едва не потерпел полное поражение и спас свою жизнь лишь благодаря личной смелости и своевременной поддержке с тыла, но это сражение стало главным предметом его гордости и было увековечено в многочисленных величественных памятниках как славная победа. На самом же деле эта «победа» вынудила Рамсеса примерно через 15 лет заключить с хеттами договор – первый из известных в истории, в котором новая азиатская держава признавалась равной Египту. Этот договор был даже скреплен браком между Рамсесом II и дочерью царя Хаттусилиса III, после чего ее возвели в ранг главной жены египетского царя.

Также по теме:

КАРНАК ЕГИПЕТСКИЙ

Длительное – протяженностью ок. 67 лет – царствование Рамсеса II было сравнительно мирным. Он остался в истории Египта как один из великих строителей, и едва ли в стране найдется хотя бы один город, не украшенный возведенным им храмом. Не менее усердно он приписывал себе строительство памятников, которые возвели его предшественники. Хотя резиденцией Рамсес II сделал родину своих предков в восточной части Дельты, где выстроил для себя великолепную новую столицу, он благоволил и к Верхнему Египту – храмам Абидоса, Луксора, Карнака и Западных Фив. Там он возвел свой заупокойный храм, известный под названием Рамессеум. Огромный храм, выстроенный им в Нубии, в Абу-Симбеле, был обречен на затопление при сооружении высотной Асуанской плотины. Однако его удалось воссоздать на новом, более высоком месте. Вырубленный в скале гигантский храм Абу-Симбела с четырьмя колоссальными изваяниями Рамсеса – самое замечательное и лучше других сохранившееся сооружение, которое он возвел. Правда, по размерам его превосходит Гипостильный зал в Карнаке, наряду с Великой пирамидой Хуфу причисляемый к чудесам света. Рамсес II, без сомнения, был столь же велик, как Тутмос III, но усердие в строительстве своих и присвоении чужих памятников обеспечило ему наибольшую известность среди всех фараонов.

Рамсес III

Также по теме:

ФИВЫ

(ок. 1194–1162 до н.э.) – второй царь XX династии, человек незнатного происхождения, сын узурпатора Сетнахта. Рамсесу III пришлось столкнуться с вторжением «народов моря» с севера и ливийцев с запада. Он неоднократно одерживал победы и тем самым ненадолго сдержал силы, грозившие разрушить египетскую цивилизацию. Будучи человеком честолюбивым и вместе с тем лишенным корней, он старался подражать Рамсесу II. Так, он тоже активно занимался строительством – в меру своих более ограниченных, но все еще весьма значительных средств. Храмы в Мединет-Абу и Карнаке, возведенные по его приказу, – наиболее хорошо сохранившиеся из всех храмовых построек эпохи фараонов. Они украшены надписями и барельефами, выполненными в манере, которая стала традиционной после правления Сети I, хотя имеются веские основания полагать, что некоторые из «подвигов» Рамсеса III в действительности никогда не были совершены.

Зачем египтяне мумифицировали мертвецов

Первые древнеегипетские мумии были созданы случайно, благодаря особенностям среды, в которой были захоронены тела умерших. До 3500 годов до н. э. у египтян не было сильного разделения по социальным слоям, поэтому практически все мертвецы хоронились одинаково. Еще одной особенностью захоронений в Древнем Египте того периода были неглубокие могилы, что позволяло палящему солнцу пустыни и горячему сухому песку осуществлять обезвоживание организма, начиная естественный процесс мумификации.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть очень интересная статья о некоторых рассказах египетской мифологии.

С развитием религиозных учений в Древнем Египте, процесс мумификации стал преднамеренным. Египтяне верили, что сохранив тело, они позволят умершему человеку жить в достатке в загробном мире. Чем больше процветал Египет, тем шикарнее становились захоронения его жителей. Богатые люди погребались в дорогих гробницах со сложными конструкциями, а сам процесс мумификации и захоронения стал священным.

Стремление сохранить тело после смерти дало толчок к развитию бальзамирования — процесса искусственной мумификации. Удивительно, что даже имея под рукой современные технологии и накопленные веками знания, ученые до сих пор не могут объяснить все тонкости бальзамирования в Древнем Египте. Немного разобраться в процессе удалось лишь благодаря компьютерной томографии мумии, возраст которой насчитывает 2400 лет. Она позволила ученым в 00-х годах обнаружить инструмент, оставленный в теле погребенного, который по предположению ученых и позволяет сохраниться мумии.

Венценосные обитатели древнеегипетского некрополя

Мумии Древнего Египта чрезвычайно разнообразны. Финансовые возможности родственников умершего определяли количество этапов и сложность процесса, а также богатство украшений мумии (например, наличие и материал маски).  Мумифицированию подвергали как останки простых людей, так и почти небожителей – фараонов. Мумии царей помещали в несколько деревянных саркофагов и, наконец, в каменный, изготовленный обычно из гранита или кварцита. Наиболее богатой на находки оказалась так называемая «Долина царей» около Луксора. Вот неполный перечень тех, чьи останки покоились в обнаруженных там гробницах:

  • Аменхотеп II,
  • Тутмос IV,
  • Аменхотеп III,
  • Тутанхамон,
  • Сети II,
  • Мернептах,
  • Рамсесы III,IV, V, VI.

Ряд мумий идентифицировать не удалось, возможно, среди них тела цариц Тейе и Меритатон.

Среди многочисленных мумий Древнего Египта особого упоминания заслуживает мумия царя Тутанхамона, обнаруженная в почти не подвергнувшейся разорению гробнице. Ничем не примечательный при жизни, юный царь стал после смерти обладателем роскошной гробницы. Она была найдена в 1922 году англичанами Картером и Карнарвоном. Тело фараона возлежит в саркофаге из золота весом около 110 кг. Изящные украшения, прекрасные вазы, предметы мебели наполняли место последнего приюта молодого правителя.

Части мумий, как сувениры в XIX веке

Европа в начале XIX века переживает настоящий бум моды на все египетское. Кроме древних папирусов, украшений и талисманов в виде жуков-скарабеев, самыми дорогими сувенирами становятся мумии. Или их фрагменты. На каирских улицах той поры вовсю торгуют целыми телами, или же их частями.

Путешественники той поры описывают, как возле торговцев стоят огромные корзины с руками и ногами мумий, торчащих из них, будто хлебные багеты. И в этих корзинах в буквальном смысле роются европейские туристы. Самым дорогим и элитным товаром считаются целые мумифицированные тела, найденные в дорогих усыпальницах. А вот наиболее ходовыми сувенирами – головы мумий.

Цена головы египетской мумии вполне приемлема для тогдашнего европейского путешественника – от 10 до 20 египетских пиастров (15-20 нынешних долларов США). Естественно, все эти сувениры везутся в Европу нелегально. При этом практически все знаменитые люди того времени имеют в своей коллекции если не целую мумию, то какой-то ее фрагмент.

Гюстав Флобер. Писатель держал на рабочем столе мумифицированную ступню. / Фото: wikipedia.org

Так, популярный писатель Гюстав Флобер на протяжении 30 лет держал на своем столе в рабочем кабинете мумифицированную человеческую ступню. Этот артефакт Флобер добыл в Египте сам, когда в молодые годы (как он сам однажды выразился) «ползал, как червь» по пустынным пещерам.

В Европе уже не ели мумий, однако их превратили в популярное и модное зрелище. Кульминационным моментом многих научных симпозиумов, званых вечеров или же платных шоу-программ стало разматывание бинтов на мумиях. По обыкновению, эта часть программы сопровождалась или же завершалась научной лекцией.

Зачем европейцы ели мумии

Как бы это парадоксально не казалось, но в средневековой Европе употребление в пищу частей трупов в медицинских целях являлось делом вполне обычным. Так, король Дании Кристиан IV в качестве лекарственного средства от эпилепсии принимал порошок из перемолотых черепов казненных по его милости преступников.

Король Дании Кристиан IV. / Фото: wikipedia.org

Франциск I – король Франции, перед выездом на охоту всегда брал с собой мешочек с измельченной мумией. Однако со временем как высокопоставленные пациенты, так и их доктора, начинают понимать – средство, приготовленное из мумифицированных тел, не имеет никакого медицинского эффекта.

Один из основателей современной хирургии, и личный доктор 4 французских монархов Амбруаз Паре (1510-1590 гг.), откровенно сознается, что лично несколько сот раз прописывал королям «мумию». Однако ни разу не наблюдал никакого лечебного эффекта этого препарата.

Емкости для порошка из измельченных мумий. Использовались в Европе в XV-XVII вв. / Фото: californiapatrons.org

Уже к концу XVII века европейские ученые от скептицизма переходят к откровенным насмешкам над «мумией». Ее рекомендуют разве что, как прикормку на рыбалке. Да и то после того, как порошок из мумии смешать с конопляными или анисовыми семенами. В XVIII веке европейское общество признает, что лечение «мумией» является ничем иным, как обманом и шарлатанством. Однако завоевательный египетский поход Наполеона дает начало новой «мумийной мании» в Европе.

Музеи мумий Древнего Египта

В Египетском национальном музее в Каире туристам и исследователям предоставлена возможность посетить зал «Королевские мумии», где представлены сохраненные благодаря процессу бальзамирования тела династии фараонов: Аменхотепа III, Рамзеса II, Рамзеса III, Рамзеса IV, Рамзеса V, Рамзеса VI, Сети I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сиптаха, Тийе, Тутанхамона, Меренптах и других членов царской семьи. Здесь же можно увидеть глиняные сосуды с маслами и благовониями, которые использовались при мумификации в Древнем Египте. Удивительно, но их свойства и запах остались неизменными на протяжении тысячелетий.

Искусство древнеегипетской мумификации также представлено в Египетском музее Барселоны в Испании. Коллекция экспонатов времен Древнего Египта дополнена предметами одежды и быта, аксессуарами, статуями, свитками рукописей. Всего их насчитывается более 600.

В Отделе искусств Древнего Египта в Эшмоловском музее, Великобритания, хранится одна из самых больших коллекций мумий кошек.

Обширный некрополь, где были обнаружены мумии, находится в районе Саккара Египта. В подземных гробницах хранились не только мумифицированные останки царей, но и животных. В частности, в Саккаре исследовали нашли 24 саркофага, помеченных маркировкой о захоронении быков. Такие обычаи связаны с духовными верованиями древних египтян о священной природе некоторых животных, как например, быка Аписа.

Как делали мумий в древнем Египте?

Благодаря многим методам изучения в течение многих десятилетий современные египтологи теперь имеют точное представление о том, как происходил процесс мумификации в древнем Египте.

Первым шагом было удаление всех внутренних органов у умерших, потому что они быстрее всего разлагаются. Затем специальные инструменты были вставлены через ноздри и в мозг, чтобы мозг был разбит на мелкие кусочки и вырван через нос.

Это была очень сложная операция, во время которой лицо можно было повредить и, следовательно, требовало значительных навыков. Затем делали шов на животе, обычно с левой стороны. Через него были удалены все органы тела, кроме сердца.

Сердце осталось на месте, так как считалось, что оно является центром мыслей и чувств человека. Таким образом, было неразумно отделять его от тела. Хотя остальные органы не выбрасывались их складывали в специальные канопы и так же бальзомировались

После приготовления тело засыпали так называемым «натроном» — это соль, она нужна, чтобы удалить всю влагу из организма. Кстати, на протяжение всего этого длительного и трудоемкого процесса, священник читал молитвы.

В конечном итоге, тело умершего, оборачивали огромным количеством ткани, а слоя ее скрепляли смолой, чтобы лишнего ничего не портило тело. Весь процесс занимал примерно 70 дней, но точно никто не знает.

Безмолвные свидетели прошлого

Среди великого множества государств и городов, возникших на песках времени и в них же ушедших, самой загадочной, пожалуй, является цивилизация Древнего Египта. Её памятники ставят в тупик учёных и будоражат фантазию обывателей. Сфинксы, глядящие в неведомую для нас даль, непостижимым образом возникшие пирамиды, самобытная религия и, наконец, безмолвные посланцы веков – древние мумии Египта

Когда была создана первая мумия неизвестно, но уже в 5-том тысячелетии до н.э. это ремесло (или искусство?) уже практиковалось в Египте. Всего доIIвека н.э. было изготовлено порядка 70 млн. мумий. Мумифицировали не только тела людей, но и разнообразных животных – от змей до быков. Слово «мумия» недавнего происхождения, древние египтяне называли их «саху».

Мумификация огня

Другой тип мумификации — это огненная мумификация культуры Ибалои в провинции Бенгет , Филиппины . При этом типе мумификации подготовка к мумификации была начата незадолго до смерти пострадавшего, дав пострадавшему большое количество соли и поставляются щелочные напитки. После смерти тело помещали в сидячем положении над огнем низкой или средней интенсивности до полного обезвоживания . Этот процесс мог занять до двух лет, и в конце тело забальзамировали растительными экстрактами. Этот тип мумификации проводился с 10 по 16 века и считается во всем мире вторым примером активной мумификации умерших, которая проводилась с использованием другой техники, чем метод мумификации в Древнем Египте . Эти мумии известны как « Kabayan мумий известный» и стоять на предложенном списке на Филиппинах с 2006 года для включения в Список всемирного наследия в ЮНЕСКО .

«Оставь надежды всяк сюда входящий…»

Неверное толкование древнеегипетских текстов, людское невежество, суеверия, а также цепь последовавших за открытием гробницы Тутанхамона смертей положили начало легенде о проклятии, которое настигнет всякого, нарушившего сон древних мумий Египта.

Журналисты, писатели, простые обыватели и даже некоторые учёные твердили о мести фараонов, основываясь на следующих фактах:

  • четыре месяца спустя после открытия гробницы умер лорд Карнарвон;
  • умерла вдова лорда;
  • вслед за лордом отправился в путешествие по реке Стикс и археолог Артур Мейс;
  • американец Джордж Гоулд, спустившийся в гробницу, также вскоре закончил свой земной путь;
  • секретарь лорда Ричард Бартель скоропостижно скончался через 6 лет.

Тем не менее, Картер, принимавший самое деятельное участие в изучении гробницы, целым и невредимым прожил ещё 16 лет и умер от вполне естественных причин.

К тому же, видные учёные-египтологи утверждают, что само понятие «проклятие» несвойственно религиозным текстам египтян.

Однако, стремление придать событиям мистическое толкование дало свои плоды. Множество литературных произведений и художественных фильмов, в которых мумии Древнего Египта преследуют храбрецов, посягнувших на их покой, регулярно появляются на прилавках и экранах даже много десятилетий спустя после сенсационных открытий.

Удаленные внутренние органы были либо запечатаны в банках, либо заменены в теле

Отверстия для удаления внутренних органов заполнялись бельем. Удаленные внутренние органы хранились отдельно. Желудок, печень, легкие и кишечник помещали в специальные банки, известные сегодня как банки с канопой. Дизайн банок-купе со временем менялся. У некоторых есть простые крышки; некоторые изображают человеческие головы; на некоторых есть изображения головы Анубиса, бога смерти и бальзамирования; а некоторые изображают четырех сыновей бога Гора, которые являются стражами органов в банках. Банки с канопами подлежали захоронению вместе с мумией. В более поздних египетских династиях внутренние органы не помещались в банки, вместо этого они обрабатывались и заменялись в теле покойного. Тем не менее, канопические банки все еще оставались частью ритуала и подлежали захоронению вместе с мертвыми, хотя и пустыми.

банки с канопой

Агора (2009)

Интересный исторический фильм посвящен событиям в египетской Александрии во времена правления римской империи. Сюжет крутится вокруг Гипатии – первой известной женщины-философа, читающей лекции многочисленным ученикам. Христианам, которые получили в свои руки власть над раздробленным государством, не нравится влиятельная ученая, и они казнят женщину. В Испании драма попала в рейтинг лучших фильмов про Египет. А в некоторых странах, например, Италии, картину запретили как антихристианский памфлет.

Оригинальное названиеAgoraЖанрДрама, приключения, историяАктерыРэйчел Вайс, Макс Мингелла, Оскар Айзек…СтранаИспания, Мальта, БолгарияРейтингКинопоиск – 7.6, IMDb – 7.2Возрастные ограничения12+

Первый шаг мумификации имеет важное значение для предотвращения разложения

Египетский процесс мумификации был настолько эффективным, что даже через 5000 лет мы все еще можем понять, как выглядел человек, изучая его/ее мумию. С другой стороны, не мумифицированному телу требуется несколько часов после смерти, чтобы начался процесс разложения, и требуется несколько месяцев, чтобы плоть полностью распалась, оставив только остаточный скелет. Первая стадия разложения после смерти известна как автолиз. Также известный как самовосстановление, автолиз — это процесс разрушения клетки под действием ее собственных ферментов. Этот процесс начинается сразу после смерти, и внутренние органы, такие как кишечник, очень быстро автолизуются, так как они содержат пищеварительные ферменты, которые способствуют пищеварению. Первый шаг мумификации по удалению внутренних органов, таким образом, необходим для прекращения разложения.

Откуда мы?

К настоящему времени известна уже почти тысяча фаюмских портретов, треть из которых найдена в окрестностях Эль-Фаюма, а остальные обнаружены в других районах Египта. Все они датируются I-III веками нашей эры. Как создавались эти необычные изображения? Почему именно в Египте? Почему в начале нашей эры? Короткий ответ состоит всего из нескольких слов: так совпало. Три культурных источника соединились вместе и образовали новый поток.

1. Греческие корни

Афродита Анадиомена, I в.н.э. Дом Венеры, Помпеи

Александр Македонский. Фрагмент мозаики из Помпей, I в. н.э. Национальный археологический музей, Неаполь

Главной техникой, которая пришла в Египет из Греции и использовалась в фаюмских портретах, была энкаустика — живопись окрашенным воском. Работа выполнялась расплавленными восковыми красками с использованием не только кистей, но и лопаточек, и даже резцов. Исправления были практически невозможны, все в картине должно быть сделано правильно с первого раза. Писали чаще всего на дереве, реже на ткани. Считается, что энкаустика была изобретена еще в Древней Греции, откуда распространилась по всему античному миру, но первыми дошедшими до нас образцами стали именно фаюмские портреты.

2. Римское влияние

Терентиус Нео и его жена. Фреска из Помпей, 55-79 гг. н.э. Национальный археологический музей, Неаполь

Древнеримская портретная живопись, переняв у греческих мастеров передачу объема и композиционные приемы, внесла в их систему новые черты

Это прежде всего персонификация, внимание к чертам лица, обогащение колорита, свободная манера, сохраняющая характер эскизного наброска. Эти особенности хорошо видны и в фаюмских портретах

Неслучайно они появились на рубеже нашей эры, поскольку именно в это время эллинистический Египет был завоеван Римом (30 г. до н.э.) и превратился в одну из провинций Римской империи. Правящая верхушка Египта постепенно становилась римской, а культура метрополии, включающая и живописные стили, начала господствовать и в ее провинции.

3. Египетские традиции

«Запасная голова». Египет, 2609-2584 гг. до н.э. Венский музей истории искусств

Погребальная маска, Египет, 1400-1300 гг. до н.э. Лувр, Париж

Портрет мужчины. Антинополь, Египет, 190-230 гг. н.э. Лувр, Париж

Рамсес II

Рамсес II, также известный как Рамсес Великий по праву считается одним из самых прославленных правителей Древнего Египта. Он был третьим фараоном XIX династии, а период его правления составил более 66 лет. Переживших 12 сыновей, Рамсес продолжил дело своего отца Сети I, вернув Древнему Египту политическое влияние в регионе. В период правления этого фараона Египет достиг верха своего могущества и процветания. Одним из главных достижений Рамсеса II был мирный договор с Хеттским царством, до этого угрожавшим границам Древнего Египта. Результатом договора стала женитьба фараона на дочери правителя хеттов.

Примечательно, но несмотря на долгую жизнь, гробница фараона оказалась недостроенной (видимо, он совсем не собирался умирать) и была разорена древними расхитителями гробниц практически сразу после захоронения. Тело фараона хоронили целых пять раз. После расхищения собственной гробницы его перенесли в усыпальницу Сети I, которая также была разграблена. Два последующих перезахоронения тоже закончились грабежом. В итоге мумию Рамсеса II вместе с останками других «ограбленных» фараонов перенесли секретную гробницу, выстроенную по приказу Херихора. Вы будете смеяться, но ее также нашли грабители, а именно представители семейства Абд-эль-Расул, вскрыв тайник в XIX веке.

Заметив нелегальную продажу ценностей туристам из Европы, правительство Египта организовало целую операцию по нахождению преступников. В результате ее проведения грабители вынуждены были выдать властям местонахождение тайника, где и хранилась мумия Рамсеса II. Само собой, частые перезахоронения не могли не сказаться на состоянии мумии, также отрицательное влияние оказали грибки, попадавшие вместе с воздухом в музее Каира, где размещались останки фараона. Для сохранения артефакта решено было отправить мумию в Париж, где она бы прошла процесс консервации. Исследования, проведенные французскими учеными, показали, что Рамсес II был высокого роста (около 1,9 м) и обладал рыжими волосами. Также предполагается, что он был левшой.

Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра» (2002)

Непобедимые галлы из отдаленной деревушки отправляются помогать на стройку величайшего египетского дворца. Причина этому – пари, заключенное между Клеопатрой и Цезарем. Не желая проигрывать, римский император пытается нечестными путями помешать стройке, но под силу ли ему тягаться с силой как самих галлов, так и их волшебного напитка? В этом комедийном кино про Египет есть иероглифы, при переводе которых получается надпись: «если вы можете прочесть это, значит вы – египтолог».

Оригинальное названиеAstérix & Obélix: Mission CléopâtreЖанрФэнтези, комедия, приключения, семейныйАктерыЖерар Депардье, Кристиан Клавье, Жамель Деббуз, Моника Беллуччи…СтранаФранция, ГерманияРейтингКинопоиск – 7.3, IMDb – 6.7Возрастные ограничения12+

Паспорт Рамзеса II. А вы знали, что у мумии Рамзеса II есть современный паспорт? В графе «Род занятий» которого значится: «Король (умерший)»

А вы знали, что у мумии Рамзеса II есть паспорт?

Рамсес II был одним из самых влиятельных правителей Древнего Египта . Он правил более 66 лет, что было необычайно длительным сроком. Однако вошел он в историю не только как великий фараон, но и как обладатель… современного паспорта !

Египтологи XIX века назвали его Рамсесом Великим после того, как обнаружили многочисленные памятники, установленные в античную эпоху на территориях современного Египта, Судана и Палестины.

Помимо монументов, были найдены храмы и дворцы, возведенные в его честь. Самый известный – поминальный храм Рамессеум.

Период правления Рамсеса II стал золотым временем в истории Египта, в стране процветала торговля, действовала сильная армия.

Сети I, отец Рамсеса, отдал его на военную службу, на престол он взошел в возрасте примерно 26 лет. За время правления он предпринял много удачных военных походов, в том числе, в Сирию и Нубию (современный Судан). Успешная военная карьера и обилие популистских реформ стали залогом успешного царствования Рамсеса, ему были не страшны бунты и восстания. Египет процветал, города развивались, шли масштабные стройки.

Рамсесу, как и другим фараонам, был присущ нарциссизм: историкам удалось найти гигантскую статую с его изображением весом в 91 тонну в одном из храмов близ Мемфиса.

Храм Рамзеса Великого в Абу-Симбеле.

Мумия Рамсеса II была найдена археологами в 1881 году в гробнице верховного жреца Пинеджема II. Жрец жил на четыре столетия позже Рамсеса, и дало основание историкам утверждать, что мумия фараона была перезахоронена из опасений, что его могила может быть осквернена вандалами. Тело Рамсеса прекрасно сохранилось: его кожа и часть волос остались практически нетленны.

Мумия фараона долго хранилась в Египетском музее в Каире, однако в начале 1970-х годов она стала стремительно разрушаться. Чтобы предотвратить разрушение мумии, начались поиски специалистов, которые бы смогли справиться с задачей. Такие были найдены во Франции.

Чтобы мумия Рамсеса была доставлена на территорию Франции, фараону нужно было «обзавестись» действительным паспортом. В то время во Франции действовало правило, что все люди, мертвые или живые, могут легально пребывать на территории страны только при наличии действительного документа, удостоверяющего личность. Поскольку помочь Рамсесу могли только во Франции, египетские специалисты изготовили паспорт для Рамсеса Великого. На момент, когда документ был выдан, Рамсеса не было в живых уже более трех тысяч лет. В графе «Род занятий» значилось: «Король (умерший)».

Когда самолет с телом Рамсеса приземлился в Париже, мумию встретили со всеми военными почестями, которые полагаются первым лицам держав (независимо от того, живы они или уже почили).

После того, как фараону была оказана вся необходимая помощь, мумию вернули в Египет, где ее можно увидеть и сегодня в экспозиции Египетского музея.

Как именно делали мумии в Египте

По сути мумия – это тело человека или животного, пропитанное бальзамирующим составом. Тело обматывалось бинтами, причем достаточно обильно и плотно, чтобы консервирующие вещества сохранились там, где их воздействие необходимо.

Примечательно и то, что мумификацией были заняты только специально избранные жрецы.

Из чего делали бальзамы и как их наносили, не знал больше никто. Известно было одно – на мумификацию нужно немало времени, примерно два месяца.

Бальзамирование начиналось с того, что органы умершего удалялись с его тела. Их не выбрасывали, но старались сохранить в целостности.

Далее органы складывались в емкости с составом, сохраняющим их внешний вид и форму

И неважно было, египетские боги или животные подлежали мумификации, органы ставили в одно помещение с мумией

Это делалось для того, чтобы после смерти, в загробном мире, существо могло воспользоваться всем, что ему может потребоваться. Тело же освобождали от всего, кроме сердца.

Что касается мозга, здесь был особый подход. Мозг, по мнению египтян, был не нужен, точнее, люди попросту не знали, каково его предназначение.

Чтобы удалить мозг полностью, использовали специальные средства для растворения. Основной была цель – сохранение внешнего вида тела в неизменном виде.

Следующий этап – заполнение почти пустого тела тканью с составом, не позволяющим остаткам тела разлагаться. То, как делали мумии, сегодня понятно досконально.

Последнее, что делалось – это перевязка внешней части тела бинтами, пропитанными тем же составом.

Такой была мумификация изначально, но в последующем некоторые методики были усовершенствованы.

Так, разрабатывались ароматические средства, которые несли аналогичное предназначение, но сокращали время, необходимое на полную подготовку к созданию мумии.

Суть процедуры создания мумии в Египте сократилась до таких действий:

  • сначала тело освобождали от органов;
  • далее его наполняли маслами;
  • через несколько дней масла удаляли;
  • тело сушили;
  • через 40 дней тело обрабатывалось снаружи.

Позже был создан погребальный культ древнего Египта, который предполагал более тщательную внешнюю подготовку мумии. Ее красили, оформляя щеки и губы в яркие цвета, делали прическу. 

Как мумиями картины рисовали

До конца XIX века мумии в Европе используются в еще одном нестандартном «амплуа». Мумифицированные тела в буквальном смысле заставляют работать на искусство живописи – ими пишут картины. Около 2 столетий художники Старого Света используют измельченные в порошок мумии в качестве коричневого пигмента. В те времена отмечалось, что добавление этого вещества, которое имеет весьма хорошую прозрачность, позволяет живописцу легко работать на полотне с самыми тонкими мазками.

Примером интенсивного использования пигмента «мумия коричневый» часто называют картину Мартина Дроллинга «На кухне» 1815 год. / Фото: mylouvre.su

В 1837 году Джордж Филд – известный английский химик, издает свой трактат о красках и пигментах. В нем ученый в частности пишет, что вряд ли можно добиться чего-то особенного, «размазывая по холсту останки» какого-то египтянина, чем при помощи намного устойчивых и более «приличных» материалов.

Стремление к загробной жизни у бедных египтян

Бедняки не могли себе позволить оплатить такой трудоемкий процесс, поэтому соглашались на более дешевую мумификацию. В Древнем Египте покойнику впрыскивали в брюшную полость кедровое масло, при этом не делали разрез для извлечения внутренностей. После такой процедуры мертвеца опускали в щелок на несколько дней. По истечении времени из кишечника сливали залитое масло, которое обладает свойством растворять внутренности. Натровый щелок известен свойством разлагать мясо, поэтому впоследствии родные покойника получали иссушенную мумию, состоящую только из костей и кожи. Хотя самые бедные египтяне могли воспользоваться еще более дешевым способом. Он заключался во введении в брюшную полость покойника сока из редьки и погружении тела в раствор натрового щёлока на 70 дней.

Сколько стоила мумификация

В сохранившихся до нашего времени записках одного из греческих путешественников, за самую дорогую мумификацию нужно было отвесить 1 талант серебром. Это была весовая денежная единица, которая равнялась 30–32 килограммам серебра.

Это был период правления Птолемея. Далеко не каждый мог позволить себе мумифицировать своего родственника должным образом, поэтому применялись различные по стоимости способы. Для мумификации понадобилось бы льняное бельё или ткань, натрия карбонат декагидрат (натровый щёлок), смола, ладан, различные эфирные масла.

Это составляет около $3 600 в пересчёте на современные деньги. В наши дни также можно мумифицировать усопшего родственника, только стоить это будет около $70 000. Сейчас наиболее распространено бальзамирование домашних животных. Стоит такая услуга от $7 000 до $100 000.

2

Процесс завершался обертыванием обезвоженного тела полосками белья

Следующим шагом в процессе мумификации было обертывание. Сотни ярдов белья требовалось, чтобы обернуть мумию. Египетские священники тщательно наматывали на тело длинные полоски белья. Они были настолько дотошными, что иногда даже оборачивали каждый палец руки или ноги по отдельности, прежде чем обернуть всю руку или ногу. На нескольких этапах процесса перед возобновлением обертывания тело покрывали теплой смолой. Между полосками белья священники помещали маленькие амулеты, чтобы защитить мертвых от зла. Кроме того, на некоторых льняных полосах белья были написаны молитвы и волшебные слова для достижения той же цели. Маска лица человека часто помещалась между слоями головных повязок. Это делалось, чтобы идентифицировать человека в загробной жизни. Весь процесс мумификации, от удаления внутренних органов до полного обертывания тела, занимал около 70 дней.

обертывание полосками белья при мумификации

Заключение о причине гибели участников экспедиции

В 1962 году, после оглашения результата исследований болезнетворных бактерий доктором Дином, медик Эззеддин Таха из Университета Каира собрал специальное совещание. Оно было посвящено его открытию тайны проклятия фараона Тутанхамона. В течение продолжительного времени доктор Таха наблюдал за состоянием здоровья археологов и штатными работниками Египетского музея, которые работали с мумией. В их легких он обнаружен наличие микроскопических грибков Aspergillus niger, которые долгое время оставались закрытыми в пирамидах и гробницах. Ученый заключил, что теперь можно вполне спокойно отправляться на поиски новых сокровищ, поскольку существует вакцина против этих болезнетворных бактерий.

Возможно, науке стали бы известны истинные причины гибели лорда Карнарвона и участников команды, если бы его самого не постигла та же участь: проклятие погубило Таха.

Пустынная дорога посреди песков между Каиром и Суэцем. Проходящая мимо машина тут – большая редкость. Никаких дорожных разметок, знаков, резких поворотов и спусков. Выезжающий с двумя сотрудниками доктор Таха отправились по этой дороге в Суэц. В дороге произошла авария, они врезались с лимузином: все трое погибли на месте, пассажиры и водитель другой машины не пострадали. При вскрытии в дыхательных путях медика была обнаружена эмболия – разрыв сосудов дыхательных путей…

Видео о Древнем Египте. Проклятье фараона Тутанхамона.

https://youtube.com/watch?v=v8QCtnUvd7Y