Мемы

Образ 2020 года: осознаем и называем свои негативные эмоции

Если бы 2020 год был фильмом, предметом или персонажем, то он был бы чем-то или кем-то максимально неприятным: как говорят, каждый следующий месяц этого года оказывался хуже предыдущего. Так, по крайней мере, решили пользователи интернета, запустив в мае флешмоб If 2020 was a….

2020-й сравнивали с самыми отвратительным блюдами (пицца с селедкой и бананами), с самыми непригодными для использования по назначению предметами (дилдо-кактус и авокадо без мякоти) и с самыми нелюбимыми персонажами массовой культуры (Долорес Амбридж из вселенной Гарри Поттера).

На этих изображениях объекты, обычно приносящие радость или создающие комфорт — еда, качели и горки, вибраторы и хулахуп, — внезапно становятся такими, которые причиняют боль и доставляют неудобства вместо того, чтобы выполнять свои функции.

Самым ярким символом несчастий пандемического года можно считать туалетную бумагу. Ее внезапная слава обернулась позором для обычных людей, которые в панике закупались «самым необходимым», пока крупные технологическое корпорации на фоне пандемической роботизации стремительно богатели.

Мемы про работу и безработицу: справляемся с экономическим кризисом

Существует и более узкая категория карантинных мемов, о которой нельзя не упомянуть. Она посвящена довольно безумной рекомендации правительств многих стран работать из дома.

Многие штатные сотрудники спокойно и даже с некоторым удовольствием перешли на удаленную работу: кто-то никогда не любил офис, кто-то перестал тратиться на аренду жилья в столице и вернулся домой без карьерных потерь, а кто-то и так был фрилансером, привязанным разве что к ноутбуку.

Однако существует огромное количество профессий, для представителей которых необходимость оставаться дома — не просто абсурдное, но и опасное для жизни требование.

Поэтому появилась серия мемов «Работайте из дома» — о пожарных, врачах, поварах, археологах и многих других людях, чья жизнь драматическим образом изменилась из-за невозможности зарабатывать деньги своей профессией. В мемах обычно показывают, как условные пожарные и пилоты радуются, выполняя свои обязанности на самоизоляции.

Кроме тех, кого отправили в бессрочный (и хорошо, если оплачиваемый) отпуск, существует класс безработных, который в 2020 году рос с ужасающей скоростью и, как ожидается, продолжит расти в 2021-м. Многие в этом году либо потеряли работу, либо столкнулись с тем, что их рабочие места стремительно исчезают из-за автоматизации и реструктурирования экономики. Меряться своими бедами в этот пандемический год — уже плохой тон, но в мемах продолжают сравнивать потери сотрудников, находящихся в бессрочных отпусках, и фрилансеров, которые не могут найти работу.

Кроме потерявших работу есть и те, кто даже не успели поработать, а сразу оказались выпускниками с перспективой jobless future в мире с дефицитом рабочих мест.

Угроза вечной невостребованности нависла над таким количеством людей, что безработица в 2020 году тоже приобрела характер пандемии. Миллениалы переосмысляли ценность карьерного роста, выбирая менее стабильную, но более интересную работу. Пандемия заставляет нас всех переосмыслить роль работы в принципе. Потому что найти ее будет всё сложнее.

Мемы про безработицу пока не очень смешные, потому что до сих пор неясно, что будет с теми, кого меры против коронавируса почти полностью лишили возможности зарабатывать привычным делом.

Сравнение с родителями: учимся жить в мире рухнувших социальных ролей

Еще один мем-сравнение стал очень популярным в этом году. Шаблон «Мои родители в N лет / я в N лет» посвящен противопоставлению современного человека 25–30 лет и его родителей в том же возрасте и иронизирует над чертами поколения, которые только недавно стали нормой: над слабостью, чувствительностью, психическими расстройствами, нежеланием заводить семью или строить «серьезную» карьеру.

В мемах родительская пара в соответствующем возрасте делает всего несколько вещей: женится, заводит ребенка (иногда не первого), покупает дом или начинает копить на старость. А по стилю поведения современного молодого человека мемы делятся на два типа.

В первом наши современники подчеркивают, что они честны с самими собой, ходят к психотерапевту и не стесняются жить в свое удовольствие. Характерно, что этот тип позитивного осмысления, во-первых, малочисленный, а во-вторых, совершенно несмешной.

Второй тип гораздо популярнее и смешнее, в нем герой делает какую-то ерунду: ест таблетку с асфальта, играет в лего, тратит деньги на непонятную дрянь и даже не может внятно заказать чизбургер в макдаке.

В этих мемах современные молодые люди размышляют над своими социальными ролями и перспективами, которые в свете последних мировых событий начинают казаться ничтожными.

Мемы про карантин: переживаем кризис свободы

В начале 2020 года правительства многих стран ввели режим самоизоляции для граждан. Поначалу все сохраняли оптимизм и были настроены продуктивно. Казалось, что самоизоляция — идеальное время, чтобы возобновить изучение английского и занятия йогой на дому, прочитать все книги, для которых раньше не было времени, и научиться готовить паэлью. Но что-то пошло не так.

Заточенные дома интернет-юзеры тут же отрефлексировали свое плачевное положение с помощью мемов. Так появился шаблон «Карантин, день Х», которой используют для иронизации над своей продуктивностью в режиме изоляции.

Мемы разделились на три группы.

Первая посвящена тем, чей карантинный стресс обернулся тревожностью, апатией и эмоциональным перееданием.

Пища — это естественный источник удовольствия и комфорта и одна из наших базовых потребностей. Поэтому те, кто встречал поток новостей о коронавирусе повышенной тревожностью, в лучшем случае стали чаще готовить и баловать себя разнообразными блюдами (раз можно сэкономить деньги на кафе и путешествиях), а в худшем — компульсивно потреблять снеки и переедать.

Вторая группа мемов концентрируется на агрессивной реакции на стресс — здесь подчеркивается некоторое одичание человека во время социальной изоляции. В этом случае мы уже не предаемся апатии, а как бы «срываем покровы культуры».

Во время изоляции пропадают те социальные мотивации, которые раньше двигали нашей заботой о себе: поддержание статуса, рабочая атмосфера, желание кому-то понравиться. Кроме того, оказалось, что фактически иллюзорное деление мира на зоны со своими правилами (работа и офис, званый вечер и дружеская вечеринка, дом и интимность и т. д.) во многом и поддерживало сложную организацию нашей социальной психики.

Наташа и котики: осознаем крушение привычного

Мем про будящих Наташу котиков появился в конце 2019 года, но до начала пандемии был просто очередным фаном для любителей посмеяться над отношениями котоводов со своими питомцами.

Однако коронавирус и обвал рубля сделали Наташу и котов по-настоящему вирусным, ведь 2020 год вдруг оказался карточным домиком, который разнесло одним легким дуновением ветра. Или чашкой, которую котик ненароком разбил пушистой лапкой.

Вдруг оказалось, что жить — смертельно опасно, а бежать некуда (и даже если бы было куда, то оплатить побег мы больше не можем). Близкая дружба стала далекой, учеба и работа кардинальным образом изменили свой вид — если у вас вообще осталась работа.