Анатомия долей мозга, функции и связанные с ними заболевания

1- лобная доля

Лобная доля, как следует из ее названия, расположена в лобной области коры. То есть это часть мозга, которой обладают люди в области лба.

Он характеризуется тем, что является самой большой долей мозга, поэтому его анатомическое строение не ограничивается зоной лба, а проецируется в области, более высокие и глубокие. Фактически, лобная доля занимает приблизительно одну треть всей коры головного мозга..

Структура отделена в ее верхней области теменной доли от трещины Роаландо, а ее нижняя часть от височной доли — от трещины Сильвио..

Лобная доля выделяется своей ролью в обработке сложных когнитивных функций. То есть он выполняет такие действия, как планирование, координация, выполнение и контроль поведения.

С другой стороны, височная доля также выполняет важные действия, такие как постановка целей, предвидение, артикуляция языка или регуляция эмоций..

Эта область мозга классифицируется как наиболее развитая и развитая. То есть большая величина и функциональность лобной доли человека объясняет большую часть его когнитивных различий с остальными животными..

В этом смысле лобная доля — это структура мозга, которая играет более заметную роль с функциями, связанными с интеллектом, планированием и координацией последовательностей сложных произвольных движений..

Это позволяет смягчить инстинктивное и импульсивное поведение, а также обеспечить рациональность и согласованность поведения. Наиболее важные функции лобной доли:

Мета-мышление

Лобная доля отвечает за развитие способности мыслить абстрактно о том, что присутствует в воображении. То есть позволяет думать об элементах, которые не регистрируются чувствами.

Этот тип мышления, выполняемый лобной долей, может включать различные степени абстракции

Это влияет на рассуждения и внимание к образу мышления, и это очень часто используется в когнитивной психотерапии

Управление рабочей памятью

Лобная доля отвечает за проведение рабочей памяти, то есть развивает «временную» память информации, связанной с аспектами, возникающими в реальном времени..

Поражения в этой области головного мозга вызывают изменения в рабочей памяти, и многочисленные исследования показали, что лобная доля является основной в процессах обучения..

Долгосрочная идея

Лобная доля позволяет проецировать прошлый опыт в будущие ситуации. Эта процедура выполняется с помощью норм и динамики, которые были изучены с течением времени.

Эта деятельность, осуществляемая лобной долей, позволяет людям устанавливать цели, задачи и потребности в точках или моментах, заметно далеких от настоящего..

планирование

В некоторой степени, связанной с предыдущей деятельностью, височная доля является базовой структурой для психического и поведенческого планирования. Размышление о будущем позволяет представить планы и стратегии.

Лобная доля не только создает возможные будущие сцены в сознании человека, но также позволяет перемещаться между различными мыслями в поисках целей и личных потребностей..

Поведенческий контроль

Нижняя часть лобной доли, то есть орбитальная зона, является областью мозга, которая находится в постоянной связи с импульсами, исходящими от лимбической системы (более глубокая область мозга, которая вызывает и развивает эмоции).

По этой причине одной из основных функций лобной доли является смягчение воздействия эмоциональных импульсов во избежание эмоционального или импульсивного поведения, которое может быть неуместным..

Короче говоря, лобная доля является основной структурой мозга для самоконтроля, которая позволяет развивать функциональное и рациональное поведение..

Социальное познание

Наконец, лобные доли являются основными структурами для развития общественной мысли. Эти области позволяют приписывать эмоциональные и психические состояния другим. То есть они развивают деятельность, связанную с эмпатией.

Эта функция лобной доли направлена ​​на то, чтобы влиять на поведение человека и увеличивать отношения и социальную интеграцию между людьми..

На самом деле, повреждения в этой области мозга, такие как в известном случае с Финес Гейджем, вызывают заметные изменения в социальном и межличностном поведении, а также в эмоциональном управлении и личностных особенностях человека..

Клинические проявления

На первое место при внутримозговых опухолях выступают общемозговые симптомы. Они связаны с появлением гидроцефалии, спровоцированной повышение внутричерепного давления. Головные боли имеют тупой и распирающий характер. Дополнительным признаком является головокружение. Оно возникает при вращении головой, нередко сопровождается тошнотой, появлением шума в ушах. Раньше всего головокружение возникает при опухолях полушарий мозга.

Одним из симптомов заболевания является рвота, которая не связана с приемом пищи, возникает преимущественно в утренние часы натощак и на пике болевого синдрома. При росте новообразования в области желудочка мозга возможно выявление психических нарушений, которые проявляются с раздражительностью, агрессивностью или периодами выраженной апатии.

У пациентов нарушается внимание, ухудшается и память, возможно возникновение бредовых состояний и появление галлюцинаций. Опухоль начинает действовать на окружающие ткани, вызывает смещение и ущемление структур головного мозга, признаки ишемии, недостаточность кровотока

Спорт

Как ни притягателен образ измученного недоеданием и долгим сидением за работой гения, стоит сказать, что он далек от правды. Умнейшие люди во все века посвящали значительную часть своего времени физическим упражнениям.
Сократ был борцом, Кант в день в обязательном порядке проходил по Кенигсбергу десяток километров, Пушкин был хорошим гимнастом и стрелком, Толстой занимался с гирями.

Ганеман, создатель гомеопатии, в своей автобиографии писал: «И здесь я не забывал заботиться физическими упражнениями и свежим воздухом о той самой силе и энергии тела, которая одна лишь способна противостоять нагрузке умственных упражнений».

Греческое понятие «калокагатии», когда ценность человека определяется сочетанием его духовного и физического развития было придумано не случайно. Физическая активность так же необходима мозгу, чтобы развиться, как и корпение над учебниками.

В 2010 году в журнале «Neuroscience» были описаны данные экспериментов над обезьянами.Те из них, кто делал физические упражнения, усваивали новые задачи и выполняли их в два раза быстрее чем те приматы, которые не делали зарядки.

Особенности строения

Важнейшая часть располагается спереди обоих полушарий и представляет собой особое образование коры. Она граничит с теменной долей, отделяясь от нее центральной бороздой и с правой, и левой височными долями.

У современного человека лобные части коры очень развиты и составляют около трети всей ее поверхности

При этом их масса достигает половины веса всего головного мозга, а это говорит об их высоком значении и важности

В них есть особенные участки, которые называются префронтальная кора. Они имеют непосредственные связи с разными частями лимбической системы человека, что дает основание считать их ее частью, управляющим отделом, находящимся в головном мозге.

Все три доли больших полушарий (теменные, височные и лобные) вмещают в себя ассоциативные зоны, то есть основные функциональные области, собственно, и делающие человека тем, кто он есть.

Структурно лобные доли можно разделить на следующие зоны:

  1. Премоторная.
  2. Моторная.
  3. Префронтальная дорсолатеральная.
  4. Префронтальная медиальная.
  5. Орбитофронтальная.

Три последних участка объединяются в префронтальную область, которая отлично развита у всех высших приматов и особенно велика у человека. Именно эта часть мозга несет ответственность за способности человека к обучению и познанию, формирует особенности его поведения, индивидуальность.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Значительное количество методов применяется в физиологии для изучения деятельности коры головного мозга. Некоторые методы можно применять только в так называемых острых опытах, когда животное находится под наркозом и после опытов погибает; другие методы дают возможность вести изучение в течение длительного времени. Для изучения функций такого сложного органа, как кора, наибольшие результаты дают методы, позволяющие вести исследование в течение нескольких месяцев и даже лет.

Рис. 2 СХЕМА ХОДА НЕРВНЫХ ВОЛОКОН В БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА. 1 — короткие ассоциативные волокна; 2 — длинные ассоциативные волокна; 3 — комиссуральные волокна осуществляющие связь между обоими полушариями мезга; 4 — центробежные волокна

Ознакомимся с некоторыми методами исследования деятельности коры больших полушарий головного мозга.

Удаление отдельных участков коры.

Суть метода заключается в том, что оперативным путем у животного удаляют те или иные участки коры. После заживления раны, когда животное поправится, наблюдают изменения, которые произошли в поведении животного. На основе наступающих при этом нарушений делают вывод о функциях удаленного участка коры.

Метод электрического раздражения

Этот метод дает возможность после вскрытия черепа у подопытного животного или у человека во время операции на мозге наносить электрические раздражения различных точек коры. Таким образом, можно установить двигательную зону коры и изучить отдельные ее участки, раздражение которых вызывает сокращение тех или иных определенных групп мышц. При исследовании функций коры у человека этот метод оказался продуктивным, так как человек при раздражении коры способен отвечать и сообщать исследователю те ощущения, которые он испытывает.

Метод химического раздражения

Для нанесения химического раздражения коре больших полушарий применяют некоторые яды, чаще всего стрихнин.

Для изучения коры было использовано свойство стрихнина резко повышать возбудимость нервной системы. Небольшой кусок фильтровальной бумаги смачивают раствором стрихнина и прикладывают к исследуемому участку коры. Возбудимость участка коры, к которому приложен стрихнин, резко повышается, что отражается на реакциях животного. Изучая эти изменения и зная, куда приложена бумажка, смоченная раствором стрихнина, составляют представление о функциях этого участка.

Изучение токов действия мозга

Изучение электрических явлений в головном мозгу впервые началось в нашей стране.

Намного раньше иностранных авторов эти исследования были проведены В. Я. Данилевским, И. М. Сеченовым, Н. Е. Введенским, Б. Ф. Вериго, В. В. Правдич-Неминским. В 1877 г. В. Я. Данилевский впервые опубликовал свои исследования, которые показали наличие ритмических электрических колебаний в головном мозгу. Он установил наличие связи между деятельностью мозга и наблюдаемыми им электрическими колебаниями. Вскоре после работы В. Я. Данилевского И. М. Сеченов в 1882 г., изучая электрические явления в продолговатом мозгу, установил ритмический характер этих явлений и сделал ряд других наблюдений.

В 1884 г. Н. Е. Введенский, применяя к коре мозга разработанную им методику выслушивания в телефонную трубку электрических токов мышцы, уловил ритмический характер электрических явлений.

Современный метод электроэнцефалографии, т. е. записи биотоков мозга, позволяет, прикладывая во время опыта специальные электроды к коре мозга или к. коже головы, отвести токи действия коры и их записать. Запись токов действия мозга называется энцефалограммой. Запись токов действия во время работы и в покое, во время сна и при разных других видах деятельности, а также дальнейшее их сравнение дают возможность сделать определенные заключения. На рис. 125 приведена электроэнцефалограмма человека во время покоя и работы.

Клинический метод

Он заключается в том, что изучаются изменения в нормальной деятельности отдельных

органов и систем органов, которые наблюдаются у людей в результате кровоизлияний, ранений или опухолей мозга. Если больные умирают, то производится вскрытие и устанавливается, какой или какие участки мозга подверглись изменениям. Зная нарушения деятельности организма, можно установить функцию пораженного участка больших полушарий.

Как уже было указано, все эти методы исследования функций коры головного мозга дают возможность изучить только частные вопросы деятельности больших полушарий головного мозга. Изучение подлинной физиологии коры больших полушарий головного мозга стало возможно только в связи с созданием И. П. Павловым метода условных рефлексов.

Статья на тему Большие полушария головного мозга

Упражнения для 2-го блока мозга

Второй блок мозга развиваем при сформированном первом. Приведем лишь некоторые упражнения.

1 упражнение «Повтори позу». Повторение поз за взрослым, сначала одну, затем несколько. Участвует все тело.

2 упражнение «Хасты». Воспроизведение одной за другой ручных поз для двух рук (задерживаем каждую на 20-30 секунд).

3 упражнение. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотрагиваемся до какой-либо части тела ребенка, а он должен вслепую угадать, показать на себе и назвать ее (например, локоть).
4 упражнение «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумываем вместе с малышом, как можно с помощью рук и тела изобразить ту или иную букву. Проигрываем варианты перед зеркалом.
5 упражнение. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Рисуем пальцем на спине малыша одну из знакомых ему фигур (квадрат, треугольник, круг, овал), он угадывает.
6 упражнение «Предметы с различной фактурой поверхности». Дайте ребенку потрогать предметы разной структуры (шершавые, гладкие, колючие, металлические, резиновые, мягкие и т.п.). Затем опускаем предметы в мешочек, ребенок на ощупь должен распознать предмет, сначала двумя руками, а потом одной.
7 упражнение на переключение «Хлопки». Взрослый хлопает в ладоши, ребенок, услышав один хлопок, приседает на корточки, два хлопка – делает «ласточку», три хлопка – встает с поднятыми вверх руками. Движения можно сопровождать словами, выбранными для автоматизации звуков.

Двигательная кора головного мозга, двигательные центры головного мозга, двигательные анализатор, моторный

Главным корковым отделом двигательного анализатора, его первичным полем, является предцентральная извилина, в верхних отделах которой находится проекционная область мышц стопы, голени, бедра, в средней части – туловища и руки, в нижней трети – лица. Двигательная иннервация построена по соматотопическому принципу. На этом уровне осуществляются тонкие дифференцированные движения. Кроме того, имеются дополнительные двигательные зоны – это вторичные поля двигательного анализатора и третичные поля двигательного анализатора. Дополнительные двигательные зоны обеспечивают сложные автоматизированные двигательные акты. Например, в парацентральной дольке находятся корковые центры тазовых органов. В задних отделах верхней лобной извилины находится переднее адверсивное поле. Заднее адверсивное поле располагается на границе верхней теменной дольки и затылочной области. Задние отделы средней лобной извилины отвечают за сочетанный поворот головы и глаз в противоположную сторону. Задние отделы нижней лобной извилины осуществляет движения типа орального автоматизма – глотание, жевание, лизание.

Повреждение недоминирующего полушария

Особенность расположения височных долей – та причина, по которой данный отдел мозга является столь уязвимым. Эмоциональный интеллект делает жизнь смысловой и красочной, но стоит ему выйти из-под контроля, как из глубин сознания показываются жестокость, пессимизм и угнетение, угрожающие нам и другим. Эмоциональный интеллект является важнейшим элементом операционной системы нашего Я. В психиатрии недуги, связанные с указанными областями мозга, называют височной эпилепсией, но кроме того, расстройство деятельности этих участков мозга может объяснять многие иррациональные проявления личности и, к сожалению, религиозный опыт.

Если повреждено недоминантное полушарие височной доли головного мозга, эмоциональная речь воспринимается некорректно, не узнаётся музыка, утрачивается чувство ритма, нет памяти на мимику людей.

Объяснение так называемых экстрасенсорных способностей вполне может заключаться в бессудорожных припадках, когда нарушены функции височных долей мозга.

Проявления:

  • дежа вю – чувство уже виденного ранее;
  • восприятие невиденного;
  • состояние наподобие трансцедентального или сна;
  • необъяснимые состояния внутренних переживаний, которые могут расцениваться как слияние с другим сознанием;
  • состояния, характеризующиеся как путешествия в астрал;
  • гиперграфия, что может проявляться безудержным желанием писать (как правило, бессмысленные тексты);
  • повторяющиеся сны;
  • проблемы с речью, когда исчезает способность выразить мысли;
  • внезапные наплывы депрессивного раздражения с мыслями о негативе всего окружающего.

История

Психохирургия

В начале 20 века лечение психических заболеваний , впервые разработанное португальским неврологом Эгасом Монишем , включало повреждение проводящих путей, соединяющих лобную долю с лимбической системой . Фронтальная лоботомия (иногда называемая лобной лейкотомией) успешно уменьшала дистресс, но часто за счет притупления эмоций, воли и личности субъекта . Неизбирательное использование этой психохирургической процедуры в сочетании с ее серьезными побочными эффектами и уровнем смертности от 7,4 до 17% снискали ей плохую репутацию. Фронтальная лоботомия в значительной степени вымерла как психиатрическое лечение. Более точные психохирургические процедуры все еще используются, хотя и редко. Они могут включать в себя переднюю капсулотомию (двустороннее термическое поражение передних конечностей внутренней капсулы ) или двустороннюю цингулотомию (при поражении передней поясной извилины ) и могут использоваться для лечения неизлечимых навязчивых расстройств или клинической депрессии .

Теории функции

Теории функции лобной доли можно разделить на четыре категории:

  • Теории одного процесса, которые предполагают, что «повреждение одного процесса или системы является причиной ряда различных ».
  • Теории нескольких процессов, которые предполагают, что «исполнительная система лобной доли состоит из ряда компонентов, которые обычно работают вместе в повседневных действиях (неоднородность функций)»
  • Теории, основанные на конструктах, которые предполагают, что «большинство, если не все фронтальные функции могут быть объяснены одним конструктом (однородностью функции), таким как рабочая память или торможение».
  • Теории единственного симптома, которые предполагают, что конкретный симптом дизэксплуатации (например, конфабуляция) связан с процессами и конструкцией лежащих в основе структур.

Другие теории включают:

  • Stuss (1999) предлагает разделение на две категории в соответствии с однородностью и неоднородностью функций.
  • Подход Grafman’s management knowledge units (MKU) / комплекс структурированных событий (SEC) (см. Wood & Grafman, 2003)
  • Интегративная теория префронтального функционирования Миллера и Коэна (например, Miller & Cohen, 2001)
  • Подход Роллса «стимул-вознаграждение» и передние функции внимания Стусса (Burgess & Simons, 2005; Burgess, 2003; Burke, 2007).

Следует подчеркнуть, что описанные выше теории различаются по своей направленности на определенные процессы / системы или конструкции. Стасс (1999) отмечает, что вопрос об однородности (единственная конструкция) или неоднородности (множественные процессы / системы) функции «может представлять проблему семантики и / или неполного функционального анализа, а не неразрешимую дихотомию» (стр. 348). Однако дальнейшие исследования покажут, будет ли доступна единая теория функции лобных долей, которая полностью учитывает разнообразие функций.

Возложенные функции

Эволюционно так сложилось, что активное развитие лобных долей связанно не с мыслительной и интеллектуальной деятельностью. Лобные доли возникли у человека эволюционным путем. Чем больше человек мог делиться пищей в своей общине, тем больше вероятность того, что община могла выжить. У женщин лобные доли возникали с конкретной целью – деление пищей. Мужикам же эта область досталась в качестве подарка. Не имея тех возложенных задач, что лежат на плечах женщины – мужики стали использовать лобные доли самыми разными способами (думать, строить и тд), для проявления Доминантности.

По сути, лобные доля являются тормозными центрами. Также многие спрашивают, за что отвечает левая или правая лобная доля мозга. Вопрос поставлен не верно, т.к. в левом и правом лобных долях располагаются соответствующие поля, которые и отвечают за конкретные функции. Если обозначить грубо, то лобные доли отвечают за:

  • мышление
  • координация движений
  • осознанный контроль поведения
  • центры памяти и речи
  • проявление эмоций

Изменения моторики

Среди изменений моторики мы можем найти:

  • Неонатальные рефлексы. Кажется, что пациенты регрессируют и восстанавливают рефлексы, которые есть у младенцев, и они исчезают по мере развития. Наиболее распространены:
    • Рефлекс Бабинского. Тоническое дорсальное разгибание большого пальца стопы.
    • Рефлекс захвата. Сжимайте ладонь, когда что-то касается ее.
    • Всасывающий рефлекс.
    • Ладонный рефлекс. Прикосновение к ладони вызывает движения подбородка.
  • Повторите действия экзаменатора.
  • Они слишком остро реагируют на раздражители.
  • Нарушение поведения.
  • Повторяйте одно и то же движение снова и снова.

Функции теменной доли

Как мы уже отмечали, теменная доля участвует во всех тех сенсорных и перцептивных процессах, которые так актуальны в нашей повседневной жизни. Часто, чтобы дать очень наглядный пример того, что позволяет эта структура, обычно предлагается следующий пример: человек может проследить букву на нашей коже пальцем, и мы можем ее распознать. 

Нечто, по сути, такое простое, подразумевает бесконечные процессы: почувствовать прикосновение к нашей коже, распознать движения и связать это чувство и его удар с буквой алфавита. Это увлекательно, однако, его функции на этом не заканчиваются. Посмотрим дальше, какие еще задачи нам это позволяет:

Сенсорные функции

Благодаря теменной доле мы можем:

  • Признайте стимулы и узнайте, например, что они делают, каковы они, какие воспоминания они нам приносят, знать, каково это, когда мы прикасаемся к ним, мы чувствуем их запах, мы чувствуем их … (например, когда мы видим кошку, мы можем вспомнить тех, кто был у нас в прошлом, мы знаем, какой у них характер, каково это ласкать их и т. д.).
  • Это также позволяет нам знать, в каком положении мы находимся, узнавать, касается ли нас что-то или кто-то, если мы испытываем холод, жар или какую-то боль. Это также облегчает нам, например, прикосновение или распознавание любой части нашего тела без необходимости смотреть на себя в зеркало (что-то существенное, например, когда мы одеваемся).

Когнитивно-аналитические процессы

Исследования, подобные тем, которые проводились в Университете психологии храма в США в 2008 году, показывают одно из последних открытий: благодаря достижениям в технике нейровизуализации, было видно, что теменная доля является ключевой в краткосрочной и рабочей памяти, а также в эпизодической памяти.

  • Этот тип когнитивных процессов важен для кратковременного хранения информации и последующего ее использования для других форм поведения и сложных психологических процессов, таких как принятие решений или математический расчет..
  • В свою очередь, эта доля мозга необходима, чтобы думать о математических символах, анализировать последовательности, число и т. Д..

Затылочная доля

Затылочная доля — это центр обработки изображений головного мозга млекопитающих, содержащий большую часть анатомической области зрительной коры . Первичной зрительной коры является Бродманн область 17 , обычно называемый V1 (визуальный один). Человеческий V1 расположен на стороне затылочной доли внутри калькариновой борозды ; полный размер V1 часто продолжается до заднего полюса затылочной доли. V1 часто также называют полосатой корой, потому что ее можно идентифицировать по большой полосе миелина, полоске Дженнари . Области, управляемые зрением за пределами V1, называются экстрастриарной корой . Есть много экстрастриарных областей, и они специализированы для различных зрительных задач, таких как зрительно-пространственная обработка, цветовая дифференциация и восприятие движения.