20 самых знаменитых изобретений леонардо да винчи

Утраченные работы

Последнее известное местоположение
Адам и Ева (незаконченный) c.  середина 1460-х — начало 1470-х годов Акварельный мультфильм для гобелена В коллекции Оттавиано Медичи при жизни Вазари (1511–1574).

Рисунок Франческо ди Джорджо Мартини , возможно, по мотивам мультфильма Леонардо

Подробно описан Джорджо Вазари и Анонимо Гаддиано . Написанная для короля Португалии, она находилась в коллекции Оттавиано Медичи при жизни Вазари. Композиция может быть вдохновил рисунок на Франческо ди Джорджо Мартини в Крайст — Черч картинной галерее , Оксфорд .
Щит дракона c.  1472 Раскрашенный щит Неизвестный
Произведение для детей, известное только по рассказам Джорджо Вазари и Анонимо Гаддиано. Вазари заявил, что его отец Леонардо сер Пьеро да Винчи продал купцам, которые затем продали его герцогу Миланскому.
Голова Медузы Юношеская работа Масло на панели В коллекции Козимо I Медичи при жизни Вазари (1511–1574).
Детское произведение известно только по рассказу Джорджо Вазари. Фламандская картина этого предмета ок.  1600 г. в Уффици, Флоренция, когда-то ошибочно считалось этой работой.
Алтарь Сан-Бернардо (незаконченный) Введен в эксплуатацию 10 января 1478 г. Масло на панели Неизвестный
Заказ на строительство часовни во Палаццо делла Синьория во Флоренции, переданный Леонардо 10 января 1478 года, так и не был завершен. Первоначально заказ был отдан Пьеро дель Поллайоло 24 декабря 1477 года; ее перераспределение , возможно, было организовано отцом Леонардо, который был нотариусом к Синьории . После того, как Леонардо не смог выполнить поручение, 20 мая 1483 года его передали Доменико Гирландайо , но он также не завершил работу. Иногда ошибочно говорят, что картина Филиппино Липпи « Дева с младенцем и святые в Уффици » была окончательно доставлена ​​в часовню, но она была написана для Sala dei Dugento (зал совета) дворца.
Битва при Ангиари Введен в эксплуатацию 4 мая 1504 г. Настенная живопись Все еще виден в 1549 году

Копия Питера Пауля Рубенса

Покрытый фресками Вазари, начиная с 1563 года. Остатки фрески Леонардо, возможно, были обнаружены в Салоне деи Чинквеченто.
Леда и лебедь c.  1504–1508 Картина маслом Записано Кассиано даль Поццо как находившееся во дворце Фонтенбло в 1625 году.

Копия Чезаре да Сесто

Известно девять копий картины, в том числе:

  • Чезаре да Сесто , Леда и Лебедь (на фото ). Масло на дереве, 69,5 см × 73,7 см (27,4 дюйма × 29,0 дюйма). Уилтон Хаус , Уилтшир
  • Аноним, возможно, Il Sodoma , Leda and the Swan . Темпера на дереве, 115 см × 86 см (45 дюймов × 34 дюйма). Галерея Боргезе , Рим
  • Франческо Мельци , Леда и Лебедь . Уффици , Флоренция
  • Аноним, возможно, Фернандо Яньес де ла Альмедина , Леда и Лебедь . Масло на панели, 131,1 см × 76,2 см (51,6 дюйма × 30,0 дюйма). Художественный музей Филадельфии (ранее в коллекции Джона Джонсона, 1917)
  • Джампьетрино , Леда и Лебедь , из коллекции маркиза Гастингса.
  • Джампьетрино , Венера и Амур , частное собрание, Милан
  • Венера и Амур , 16 век, Масло на панели, Художественный музей Нового Орлеана
Ангел Благовещения c.  1510–1513 Картина маслом Во дворце герцога Козимо I Медичи при жизни Вазари (1511–1574)

Воплощенный ангел , сатирическая копия, возможно, Салаи

Картина описана Вазари. Рисунок сохранился среди этюдов битвы при Ангиари (см. Ниже). Рисунок слева, известный как «Воплощенный ангел» , является сатирической копией, возможно, созданной Салаем , из Художественного музея Базеля . Есть некоторые сохранившиеся копии предмета Леонардески , в том числе:

  • Мастерская Леонардо да Винчи? Ангел Благовещения , ок. 1505 — 1513? Масло на холсте (перевод с панели), 66 см × 47,3 см (26,0 дюйма × 18,6 дюйма), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
  • Мастерская Леонардо да Винчи? Святой Иоанн Креститель , ок. 1508 — 1513? Панно, 71 см × 52 см (28 дюймов × 20 дюймов ), Художественный музей Базеля .
  • Мастерская Леонардо да Винчи? Святой Иоанн Креститель , ок. 1508 — 1513? Масло на панели, 75 см × 53,4 см (29,5 дюйма × 21,0 дюйма), Музей Ашмола , Оксфорд.
  • Баччо Бандинелли . Сообщите Ангелу . Эскиз Леонардо да Винчи.

7. Леда и лебедь

Известная картина да Винчи «Леда и лебедь» создана приблизительно в 1508 году. При ее написании использован известный в древнегреческой мифологии сюжет. Согласно легенде, громовежец Зевс, прельстившись красотой жены царя Спарты Леды, обернулся лебедем и овладел ею. Плодом их любви стали два яйца, из которых вылупились дети. На своем полотне художник изображает Леду обнаженной и в полный рост. Руками девушка обнимает лебедя за шею, однако ее взор прикован к малышам, вылупившимся из огромных яиц и играющих в траве. Окружающие пейзажи в данной художественной композиции прописаны с большой тщательностью. До наших дней оригинал картины не сохранился, и судить о ней можно только по имеющимся наброскам и копиям.

Леонардо да Винчи: картины

Первый большой заказ, полученный от Пьеро Поллайоло, — алтарь для капеллы Святого Бернарда. Леонардо получил аванс, но работу не окончил и уехал в Милан.

«Поклонение волхвов», 1481. Уффици, Флоренция, Италия

Другой заказ – алтарный образ «Поклонение волхвов». Но и эту работу, получив аванс, художник не завершил. Именно это произведение искусствоведы считают фундаментом для европейской живописи. Эскизы к этой работе находятся в Уффици, Лувре и музее Британии. Эту композицию закончил Филиппино Липпи.

«Святой Иероним». 1480—82, Ватиканская пинакотека, Ватикан

Картина «Святой Иероним» также неокончена. Фигура святого изображена с великолепным знанием анатомии. Лев на переднем плане обозначен только контурной линией.

К работам 1478 — 1480 годов относятся: «Портрет Джиневры» и «Мадонна с цветком» (находятся в экспозиции Эрмитажа). Серьезный облик Джиневры дает основание считать эту работу первым психологическим портретом в искусстве.

«Портрет Джиневры де Бенчи», ок. 1474-6, Национальная галерея искусства, Вашингтон (США)

«Мадонна Бенуа», возможно, написана по зарисовкам, которые сейчас хранятся в музее Лондона. Произведение исполнено в новой технике и отличается прозрачностью светотени и роскошью оттенков при сдержанности общего колорита.

«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком», 1478-80, Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия)

Изображение воздушного пространства размывает границу предметов и этим соединяет всю композицию. Многие искусствоведы предполагают, что «Мадонна с гвоздикой» была создана раньше, чем «Мадонна Бенуа».

«Мадонна с гвоздикой», 1478, Старая Пинакотека, Мюнхен (Германия)

Как известно из исторических источников, в молодости Леонардо слепил глиняные «головы, смеющихся девушек», а потом с них делали отливки. Еще он нарисовал чудовище на щите из дерева. «Оно было отвратительно. Казалось, что его дыхание отравляет и воспламеняет все вокруг».

Милан

В 1482 г. он приехал в Милан и привез две неоконченные картины. Одна из них «Мадонна Литта». Завершил он ее в 1490 г. В Милане его деятельность была разноплановой. Он работал инженером и его упоминают наравне с Д. Браманте.

«Мадонна Литта», 1490-1, Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия)

Чертежи этого периода — доказательство гениальной одаренности этого великого человека. Он активно участвовал в строительстве канала и значительно усовершенствовал систему шлюзов.

Да Винчи усиленно трудился над проектом идеального города. В его представлении это был трехъярусный город. В 1487 г. он представил на конкурс проект купола собора в Милане. Комиссия не могла принять окончательное решение и перенесла конкурс на лето 1490 г. Но мастер отказался от участия.

Да Винчи оформлял свадебные торжества правителей, был музыкантом и блестящим собеседником. Писал басни и загадки. В Милане он подружился с Ф. Кардано (врач и математик). Часто навещал Дж. Марлиани.

Да Винчи внимательно изучал и наблюдал за природой, но никогда не стремился скопировать ее. Он хотел создать что-то новое. Так он написал «Голову Медузы». Она не была окончена, но украшала коллекцию герцога Козимо Медичи.

В «Атлантическом кодексе», записях мастера по различным областям знаний, есть черновик письма к Лодовико Сфорца. Он предлагает свои услуги как инженер и скульптор. Пишет, что хочет создать большой монумент Франческо Сфорца.

Круг его знакомых включал: математика Георгия Баллу и богослова Пьетро Монти. В 1496 г. Леонардо посещал лекции известного математика Луки Пачоли.

Это был необыкновенно одаренный человек. Леонардо да Винчи покинул этот мир 2 мая 1519 года. Он оставил после себя много задумок, великолепных картин и еще больше неразрешимых загадок.

«Сотворение Адама» – анатомическое искусство

Это одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы, созданная Микеланджело. Будучи в основном скульптором, Микеланджело не особенно рвался рисовать фрески на потолке храма. Кроме того, известно, что Микеланджело имел очень хорошие знания в области анатомии человека, это и видно на его фреске.

«Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

Первым сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга отметил американский врач Фрэнк Линн Мешбергер. Думается, что на фреске Микеланджело воплотил в жизнь идею: творящее начало в лице Бога с ангелами – это прежде всего мыслительный центр. Четко можно проследить борозды, которые разграничивают части головного мозга. При близком рассмотрении можно обнаружить варолиев мост, гипофиз, две позвоночные артерии, среднюю лобную, угловую и надкраевую извилину. Но и это еще не все: с другой стороны было замечено, что красная ткань вокруг Бога имеет форму человеческой матки, а свисающий зеленый шарф может быть недавно разрезанной пуповиной.

«Это интересная гипотеза, которая представляет сцену Творения как идеализированное представление физического рождения человека. Она объясняет пупок, который появляется на Адаме, что сначала сбивает с толку, потому что он был создан, а не рожден женщиной», – писал эксперт искусства Энрико Брускини.

Есть много доказательств того, что Микеланджело радикально не соглашался со многими католическими традициями. Некоторые считают, что для того, чтобы унизить Папу Юлия II и католическую церковь, художник изобразил дополнительное скрытое ребро на теле Адама – ребро Евы. Это говорит о сотворении Адама и Евы бок о бок, что отличается от католической традиции. Согласно ей, Ева была создана после Адама.

«Прекрасная Ферроньера»: описание картины художника Леонардо да Винчи

«Прекрасная Ферроньера»

Считается, что на холсте изображена Лукреция Кривелли, любовница того самого герцога, что покровительствовал художнику. Несмотря на название, выражение лица женщины достаточно суровое, даже напряженное. Имеется контраст между отлично выполненными чертами и волосами, которые прорисованы недостаточно хорошо. Возможно, Леонардо вдохновлялся Плинием старшим, который говорил, что Апеллес намеренно не доделал Венеру Косскую. Однако эта работа оказалась более удачной, чем все остальные. Вот описание картины художника Леонардо да Винчи «Прекрасная Ферроньера»:

  • Да Винчи, как и прежде, играет со светотенью и мягкими, а также темными полутонами.
  • Он ценит красоту линий и рельефную моделировку.
  • Кажется, что еще немного и молодая женщина на картине оживет – настолько одухотворенными кажутся ее прекрасные глаза.
  • Несмотря на темный фон, картина яркая. Вполне возможно, что этот эффект достигается благодаря неимоверной реалистичности образа.
  • Лицо девушки настороженное – словно она ожидает чего-то. Хотя, вполне возможно, натурщица несколько скромничала и вела себя перед художником несколько сковано. Так или иначе, облик главной героини источает загадочность.
  • Глаза героини широко раскрыты. Они очень выразительные и словно вглядываются в кого-то. Ведет себя женщина сдержано и словно задает немой вопрос. Кожа у нее неимоверно нежная, бархатистая, имеется румянец. Брови темные, а губы плотно сжаты. Девичье лицо обрамляют каштановые волосы.
  • Сзади завязан шнурок, на котором имеется драгоценный камень в фигурной оправе.
  • Кстати, именно такие подвески назывались ферроньерами. Именно поэтому автор назвал так картину.
  • На девушке также имеется ожерелье из бусинок (длинных и тонких), очень изящное и аристократичное.

Сложно сказать, почему героиня да Винчи пребывает в таком недоумении и чего она ждет. Так или иначе, величавый образ намекает на то, что она – серьезная, хоть и молодая дама из знатного сословия.

Джоконда – женщина легкого поведения?

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Считается, что на картине изображена Лиза Герардини – супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Однако полотно не раз подвергалось анализу, исследованиям и даже конспирологическим теориям. Так, некоторые предполагают, что на знаменитой картине изображена женщина легкого поведения, мол, в XVI веке в Италии без бровей и ресниц ходили именно дамы этой профессий. Правда, есть теория, что изначально Мона Лиза была обладательницей густых бровей, которые исчезли после неудачной попытки реставрации. Но и это еще не все. Есть исследователи, которые считают, что на картине художник изобразил своего любовника по прозвищу Салаи (Дьяволенок) или даже самого себя – как бы он выглядел, если бы был женщиной. До сих пор остается непонятным, почему Леонардо да Винчи после того, как закончил картину, не передал ее заказчику, а бережно хранил у себя до конца жизни.

«Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи

*картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», моделью для которой был Салаи. Возможный гомоэротизм этого произведения был предметом рассмотрения искусствоведов, а на эскизе картины ясно виден эрегированный пенис.

Но больше всего людей занимает улыбка Моны Лизы, говорят, чтобы на устах модели постоянно играла улыбка, художник на протяжении четырех лет (именно столько он потратил на свою работу) приглашал шутов и музыкантов. Считается, что Джоконда улыбается вполне нормальной улыбкой, однако при более долгом просмотре картины кажется, что улыбка становится язвительной, насмешливой или печальной.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Существует несколько теорий, объясняющих эту загадку:

Чужая улыбка. Говорят, что это улыбка самого художника или его любовника Салаи. Как будто в этих хитрых, приподнятых уголках губ скрывается вся тайна взаимоотношений да Винчи с его учеником.

В глазах смотрящего. Все зависит от того, в каком настроении пребывает зритель, считают американские ученые Кристофер Тайлер и Леонид Концевич. Улыбка Джоконды в целом нейтральна, все дело в психологии нашего восприятия. Поэтому в плохом настроении в Лувр лучше не ходить.

Потрепало время. Фотоэксперт Жак Фрэнк утверждает, что изначально у женщины была на 100% жизнерадостная и счастливая улыбка, опечалило ее время, вместе с которым лицо Моны Лизы трансформировалось и изменило свои черты.

Смотрите не туда. Доктор Ливингстон из Гарварда считает, что да Винчи писал рот Джоконды, глядя ей в глаза. Таким образом, все дело в нашем визуальном восприятии. То, что попадает в центральную область, мы видим четко, то, что в периферическую – размыто. Поэтому, глядя в глаза Моны Лизы, мы видим тени на щеках, говорящие об улыбке. Когда же переводим взгляд на рот – тени пропадают.

Проблемы со здоровьем. Доктор Мандип Мехра считает, что ухмылка женщины вызвана недостаточной активностью щитовидной железы. Британский искусствовед Джонатан Джонс считает, что у Джоконды был сифилис (якобы по свидетельствам, сохранившимся в бухгалтерских книгах флорентийского монастыря, женщина покупала в местной аптеке acqua di chiocciole – воду улиток, которую в то время использовали для лечения сифилиса). До этого врачи предполагали, что у героини портрета паралич лица, болезнь Паркинсона – потому что правая рука подозрительно прижимает левую, будто она пытается сдержать неконтролируемое движение, глухота и даже синдром Дауна, что мешало ей полноценно улыбаться.

Картины Леонардо да Винчи в Милане

«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи

Картина Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» наравне с «Мона Лизой» – одна из самых известных работ великого мастера. Эта огромная фреска украшает стену трапезной монастыря Санта-Мария-дель-Грацие в Милане. Мы уже неоднократно писали о ней, например, вот здесь.

«Тайная Вечеря»

Традиционный библейский сюжет последнего ужина Иисуса Христа со своими учениками поражает достоверностью образов.

Известно, что труднее всего автору давались Спаситель и Иуда. Существует легенда, что за основу этих двух персонажей Леонардо взял образ одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Поражает в картине и глубокая перспектива. Картина «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи стала первой работой в истории живописи, где так органично и четко выражена перспектива, соединяя пространство и рисунок в единое целое.

К сожалению, складывается впечатление, что сам Леонардо не очень-то хотел, чтобы этот шедевр увидели его потомки.

Техника исполнения картины привела к тому, что еще до ее завершения, краски уже начали разрушаться. До настоящего времени ученые и исследователи ищут способ сохранить бесценное полотно, но пока безрезультатно.

В связи с тем, что картина да Винчи «Тайная Вечеря» находится не в удовлетворительном состоянии, доступ посетителей к ней строго ограничен.

В трапезной одновременно может находиться 25 человек не более 15 минут. Поэтому, если вы планируете увидеть шедевр мастера, озаботьтесь покупкой билетов заранее. О том, как это сделать Blogoitaliano писал отдельную статью.

Картины да Винчи в Пинакотеке Амброзиана

Пинакотека Амброзиана – второй музей Милана, где можно увидеть полотна Леонардо да Винчи.

Первая из них – «Портрет музыканта». Леонардо да Винчи начал писать ее в начале 90-х гг. XV в., но так до конца и не завершил. Картина обрела свой окончательный вид и была немного переделана значительно позже уже последователями мастера.

«Портрет музыканта»

Долгие годы считали, что на картине изображен Лодовико Сфорца – миланский герцог, жених Беатриче д’Эсте, но в начале ХХ в. когда частично был снят верхний красочный слой и удалось разобрать подписи на листе бумаги молодого человека.

Это были слова и ноты «Ангельской песни». Открытие позволило прийти к выводу, что на портрете изображен музыкант, вероятнее всего руководитель хора Миланского собора Франкино Гафури.

Впрочем, до настоящего времени подлинность этой версии не доказана и размышления по поводу личности продолжаются.

«Портрет Беатриче д’Эсте»

Вторая картина кисти Леонардо да Винчи в пинакотеке Амброзиана – это «Портрет Беатриче д’Эсте». Картина, также как и «Портрет музыканта» писалась в одно и то же время и не была закончена самим да Винчи. Последние штрихи принадлежат его ученику Джованни Амборджио де Предису.

Беатриче д’Эсте – одна из самых прекрасных принцесс эпохи Ренессанса в Италии. Она была лично знакома с Леонардо да Винчи, причем мастер даже был назначен организатором свадьбы Беатриче с миланским герцогом Лодовико Сфорца.

«Портрет музыканта» и «Портрет Беатриче д’Эсте» долгое время считали парными и размещали друг напротив друга.

Атлантический кодекс Леонардо да Винчи

Рядом с пинакотекой размещена библиотека Амброзинана, где сохранилось еще одно сокровище да Винчи – Атлантический кодекс Леонардо. 12 тетрадей, 1119 листов бесценных рукописей с чертежами, графиками, рисунками, эскизами знаменитых картин и фресок, в том числе не дошедших до наших дней «Битвы при Ангьяри» и «Леды и лебедя».

В рамках экскурсии вы сможете увидеть гениальные творения мастера, посетить трапезную монастыря с картиной «Тайная Вечеря», побывать в библиотеке Амброзиана и замке Сфорцеско, а при желании посетить еще и музей науки и техники Леонардо да Винчи.

Узнать подробности и записаться на  экскурсию можно здесь или сходить на похожую прогулку с одним из других гидов по ссылкам ниже.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом (1510 г.)

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» — неоконченная работа Леонардо да Винчи.

Картина так и осталась не оконченной, хотя Леонардо возвращался к ней до последних дней своей жизни. Он сделал множество набросков, где у матери Анны на коленях сидит ее дочь Мария, что держит маленького Христа. Вариаций «Анны втроем», как еще называют эту работу, существовало несколько.

Картину часто реставрировали, последний раз – со скандалом. В 2012 году после «омоложения» краски стали неестественно яркими, из-за чего два несогласных с такой варварской методикой влиятельных кураторов Лувра вышли из состава международной комиссии по реставрации.

А еще в нее стреляли. Это произошло в лондонской Национальной галерее. Выстреливший признался, что таким образом выразил свой протест против политики Великобритании и лично Маргарет Тэтчер. Картечь разбило защитное стекло, а сам рисунок получил несколько царапин. Вандал получил реальный срок заключения.

Наибольшее количество полотен находится во Франции в Лувре и в Италии в галерее Уффици. Две картины находятся в России, в Эрмитаже: это «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Считается, что сохранилось 13 полотен кисти великого художника и мыслителя, но среди них есть те, чье авторство спорно.

Творчество и изобретения да Винчи

Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.

Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.

Рисунок «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.

Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.

Картина «Мадонна в гроте»

Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.

Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.

Портрет Франческо Мельци

Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.

Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.

Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.