Ледокол «50 лет победы»

Мощный и безопасный

Мощностью ледокол обеспечивает атомная энергетическая установка их двух реакторов ОК-900А. каждый реактор обладает тепловой мощностью в 171МВт и трехвальной турбоэлектрической установкой, распределяющей мощности по валам. Один реактор полностью удовлетворяет потребности корабля. Во время похода задействованы оба на 50% расчетной мощности, что снижает вероятность возникновения нештатных ситуаций. Ядерная установка – это два автономных паропроизводящих установок, паротурбинная и гребная электроустановки, две электрические станции. Компонуются все установки блочно. Ядерная часть отделена четырьмя защитными барьерами.

Ложка дегтя в бочке меда

Если сравнивать технические характеристики последних ледоколов ЛК-60Я «Арктика» и «Сибирь», которые пока только спущены на воду, то недостатки атомного ледокола «50 лет Победы» очевидны. Это и более низкая скорость, и не такая ледопроходимость. Но главное – последние ледоколы способны обеспечить навигационный период в Арктике круглогодично и заходить в мелководные участки устьев рек из-за особенностей конструкции корпуса и балластной системы. Такими качествами не обладает наш красно-черный гигант. Но говорить о преимуществах нового поколения ледоколов пока рано – ни один из них пока не введен в эксплуатацию. А значит, «50 лет Победы» пока не отдает звание самого большого и мощного атомного ледокола в мире.

Арктика: выбираем тур

Вот несколько самых востребованных у арктических туристов направлений. Возможно, что-то вы выберете и для себя.

Морские круизы

Сегодня разработано несколько десятков круизов по арктическим морям – разной длительности, сложности, рассчитанных на людей с разным достатком.

Самый продолжительный круиз – по Северному морскому пути: из Мурманска в Анадырь или же в обратном направлении. Во время круиза продолжительностью 27 дней судно пройдет через все моря Северного Ледовитого океана. Предстоит туристам и несколько высадок на арктических островах и побережьях. Кроме того, в круизе предусмотрено проведение научно-популярных лекций, тематических кинопоказов и т.д.

Можно отправиться еще в одно увлекательное путешествие: на ледоколе к Северному полюсу.

13-дневный тур проходит на атомном ледоколе «50 лет Победы», стартует из Мурманска. Во время путешествия туристы побывают на островах архипелага Земля Франца-Иосифа, на легендарной полярной станции бухты Тихой и, наконец, достигнут «макушки планеты».

На самом Северном полюсе предусмотрена высадка туристов. Оттуда можно по спутниковой связи позвонить друзьям и похвастаться своим великим достижением. И даже искупаться в проруби на полюсе!

9-дневный круиз «Секреты Белого моря», который также начинается в Мурманске, посвящен истории населенных пунктов, расположенных на беломорском побережье. Древние артефакты, средневековые монастыри, поморские деревни, оленеводческие стойбища, музеи ГУЛАГа предстоит осмотреть туристам в этом путешествии.

А один из самых известных и популярных круизов Чукотского моря – на заповедный остров Врангеля, который называют «родиной белых медведей». Уже по этому названию содержание тура легко угадывается: знакомство с животным миром Арктики – медведями, моржами, китами, овцебыками, птицами – его часть.

Экологический и экстремальный туризм

Вообще, говоря об арктическом туризме, довольно сложно разграничить отдельные его направления: всё взаимосвязано. Так, путешествие на остров Врангеля – это не только морской круиз как таковой, но и еще наблюдение за редкими видами китов (есть и специальные туры, посвященные этому прекрасному занятию). Путешествие по Енисею в Карское море «перекликается» с отдельным туром на плато Путорана. Если же совершить большое путешествие по Баренцеву и Белому морям в мае-июне – можно оценить прелесть белых ночей. А если в те же места приехать в период с осени по весну – вас будут ждать туры для «охотников» за северным сиянием.

Любого туриста заинтересуют экскурсии в северные заповедники: национальный парк «Русская Арктика», включающий в себя часть островов архипелага Новая Земля и заказник «Земля Франца-Иосифа»; Путоранский и Тунгусский в Эвенкии; Лапландский в Мурманской области и другие.

Есть чем заняться в Арктике и любителям экстрима. Разработаны специальные туры, включающие длительные лыжные походы по побережью Северного Ледовитого океана, многодневные, на несколько тысяч километров, заезды на собачьих упряжках на севере Якутии, восхождения на ледники, высадку на парашютах на Северный полюс, подледный дайвинг, зимний серфинг в северных морях и т.д.

Исторический и этнотуризм

Крайний Север многие до сих пор ошибочно воспринимают как безлюдную ледяную пустыню. Между тем это край с огромной историей. Туры, посвященные древним саамам и средневековым поморам; многовековой истории российского мореплавания, местам воинской славы, периоду советского освоения Арктики – тому доказательство.

Во время северного путешествия можно побывать в этнодеревнях (например, саамской Самь-Сыйт) и познакомиться с традиционным укладом жизни и древними обрядами саамов. Можно отправиться в одно из оленеводческих стойбищ на Ямале и пожить кочевой жизнью. А можно на севере Красноярского края встретить эвенкийский Новый год – его отмечают в июне.

Словом, Крайний Север не только огромен, но и необычайно многообразен: каждый найдет путешествие по душе.

Важная информация

Это путешествие в отдаленный труднодоступный регион. Все мероприятия в ходе круиза зависят от ледовых и погодных условий и определяются экспедиционным лидером и капитаном. Фактический ход экспедиции может отличаться от заявленного. Встречи с заявленными представителями животного мира не гарантированы.

Говорят: «Не бывает плохой погоды, бывает несоответствующая одежда». Вопрос выбора одежды для путешествия в полярных регионах очень индивидуален. Все зависит от индивидуальной переносимости холодных температур. Можно дать лишь общие советы и рекомендации по вопросу выбора одежды.

Для вашего комфорта и безопасности, избегайте промокания.
Причиной промокания могут стать осадки, брызги морской воды или потоотделение. Необходима ветро- и водонепроницаемая верхняя одежда. Не берите с собой тесную одежду, которая не оставляет пространства для воздушной прослойки, являющейся отличным изолятором. Шерсть, шелк и некоторые современные синтетические волокна, например флис (polar fleece) сохраняют тепло лучше, чем хлопок.

Секрет сохранения тепла в холодном климате заключается в принципе многослойности одежды.
Лучше надеть несколько более легких предметов одежды, чем один очень теплый. Это поможет вам оптимально приспосабливаться к изменению температуры: всегда легче снять слой одежды, если вам стало жарко, или надеть что-то еще, если стало прохладно.

На борту экспедиционного судна вам будет комфортно в одежде casual.
Более нарядная одежда будет кстати во время приветственного ужина с капитаном. Выбирайте одежду, которая легко стирается и не требует особой заботы.

Одежда

  • Водо- и ветронепроницаемая куртка — нет необходимости брать с собой; Оператор дарит всем пассажирам фирменную куртку.
  • Водонепроницаемые брюки для высадок на лодках и наземных прогулок являются одним из важнейших пунктов из списка вещей. Предпочтительны Gore-Tex и подобные ткани — они одновременно водонепроницаемые и дышащие. Надевайте их поверх ваших обычных брюк.
  • По экологическим соображениям настоятельно рекомендуется приобретать водонепроницаемые брюки без застежек-липучек на щиколотках и рюкзаки без сеточных вставок.
  • Термобелье — 2 комплекта и термоноски — 3 пары.
  • Рубашки и футболки.
  • Джинсы или другие удобные брюки — несколько пар.
  • «Водолазки» – подойдут для надевания под теплый свитер и для ношения на борту.
  • Свитера: шерстяные или из флиса.
  • Нарядная одежда – для приветственного ужина и прощального коктейля с капитаном.
  • Шапка и перчатки.
    Теплая шапка, защищающая голову и уши, а также теплый шарф.
  • Перчатки и варежки — 2 пары.

Обувь

  • Высокие резиновые сапоги — нет необходимости брать их с собой; Оператор обеспечивает всех пассажиров сапогами на время круиза.
  • Удобная обувь для ношения на борту.
  • Одежда и обувь для городов, где начинается и заканчивается ваш круиз.

Во сколько обойдется путешествие по Арктике

Стоит круиз на Северный полюс недешево. Клуб Expedition Cruises предлагает на выбор несколько видов кают: от обычной двухместной до суперлюкса.

Стоимость самого скромного размещения на ледоколе – 27 895 $. Путешествие продлится 12 дней. Согласно курсу доллара к рублю на 1.04.2020 г. россиянину придется заплатить за поездку 2,2 млн руб.: по 183,6 тыс. руб. в сутки. Условия проживания нельзя назвать роскошными: площадь номера – всего 14 кв. м. В комнате только диван, кровать, телевизор и DVD-проигрыватель, но есть собственный санузел.

Провести 11 ночей в самом дорогом номере-люксе «Арктика» можно за 40 585 $, или 3,4 млн руб. Он состоит уже из двух комнат общей площадью 33 кв. м. Из дополнительных удобств – холодильник, кофеварка и целых четыре окна.

Совет! Компании указывают стоимость круиза с учетом скидки за раннее бронирование: первый тур стартует только в июле. Эксперты советуют заранее поинтересоваться, какие будут последствия при отказе от путевки из-за коронавируса.

  • «замороженный» курс доллара – 1$ = 67,5 руб.;
  • перелет до Мурманска в подарок;
  • сертификат на 30 000-50 000 руб. на следующее путешествие;
  • скидки на раннее бронирование или отдельные виды кают.

Талица 1. Стоимость круиза к Вершине планеты летом 2020 г.

Тип каюты/площадь, кв. м RussiaDiscovery, $/чел. Strannik, €/чел.
Стандарт, 14 27 895 27 784
Мини-люкс, 21 32 395 32 266
«Джуниор» 36 535 36 390
«Гранд» 37 435 37 286
«Виктория» 39 685 39 527
«Арктика» 40 585 40 424

При этом в стоимость путевки входят:

  • размещение в отеле для подготовки к отправлению;
  • трансфер из аэропорта и гостиницы;
  • питание;
  • медицинская страховка от несчастного случая, которая включает риски по экстренной эвакуации;
  • информационное сопровождение командой ученых.

От автора! Из-за неопределенности на туристическом рынке многие компании начали снижать цены на бронирование круизов. Однако поездки на северную точку планеты по-прежнему востребованы, а желающих отправиться в путь не становится меньше.

Добираться до порта в Мурманске, откуда начинается экспедиция, туристам придется за свой счет.

Морской вояж на Северный полюс бюджетным или комфортным не назовешь. Постараемся разобраться, в чем тогда причины ценообразования.

Надежный и комфортабельный

Кроме кают для экипажа, на атомоходе оборудовано 64 каюты для пассажиров. В круиз на ледоколе «50 лет Победы» может одновременно отправиться до 120 туристов. Плюс к этому количеству вертолетчики, охрана, туроператоры – и количество пассажиров доходит до 300 человек. Огромная столовая вместит всех пассажиров, а два бара (для экипажа на судне сухой закон), кинотеатр, библиотека и танцплощадка не дадут им скучать. Согреться можно в сауне и комнатах отдыха. Для активного отдыха имеется тренажерный зал, спортивные площадки и бассейн с морской водой. Попутешествовать по пяти палубам поможет лифт. А обойти все помещения судна можно не выходя на палубу. На ледоколе оборудован медицинский центр, сравнимый с современным госпиталем. Есть даже штатный стоматолог. Систем кондиционирования, вентиляции, пресного и забортного водоснабжения и сточно-фановая обеспечивают комфортабельное пребывание на судне.

Удивительные походы ледокола

Последний, рекордный по скорости поход на Северный полюс, который состоялся в августе 2017 года не единственное удивительное событие в жизни атомохода. В октябре 2013 года ледокол «50 лет Победы» отвез на Северный полюс огонь Олимпиады Сочи-2014. Преодолев темноту полярной ночи, представители из восьми стран зажгли на 130-сантиметровом льду олимпийский огонь. Это один из 14 факелов, в которых огонь путешествовал из Афин в Сочи. Участники этой акции уверены, что именно эта церемония предопределила победы России в этих олимпийских играх. А в 2016 году этот атомоход и ледокол «Вайгач» впервые обеспечили заход и выход крупнотоннажного танкера в порт Сабетта в Обской дуге.

Последний из могикан

Атомный ледокол «50 лет Победы», характеристики которого и сегодня уникальны среди такого типа судов, это модернизированное судно второй серии проекта 10520 «Арктика». В данном проекте реализовано строительство шести атомных ледоколов. «50 лет Победы» — последний проект с ложкообразной носовой частью, на смену которому уже пришли ледоколы нового поколения двухосадочной конструкции корпуса проекты ЛК-60Я «Арктика» и «Сибирь». Этот ледокол во многом экспериментальный. Кроме конструкции носовой части, на ледоколе «50 лет Победы» стоит цифровая система автоматизированного управления новейшего поколения, модернизированы системы защиты атомной установки и имеется экологический отсек, предназначенный для утилизации всех отходов.

Строительство ледокола

У корабля непростая судьба. В октябре 1989 начато его производство, через четыре года судно было спущено на воду. На этом все остановилось. Ледокол был готов к спуску на 72%. Но по разным причинам остановилось финансирование и работы встали. «50 лет Победы», так он называется с 1995 года, стал понемногу изнашиваться, не сделав ни одного рейса. Был момент, когда простаивавший корабль хотели утилизировать.  Поворотным стал 2003 год. Правительством были отпущены средства на окончание постройки. ОАО Балтийский завод, где велось его производство, вошел в состав Объединенной промышленной корпорации (ОПК), что значительно ускорило ход строительства. Завершить работы планировалось в 2005 году, но появление новых требований по ядерной безопасности от Госатомнадзора потребовало дополнительных затрат. Годы вынужденного простоя потребовали дополнительной проверки всех узлов ледокола. Надо отдать должное коллективу Балтийского завода, который все это время за счет своих средств обеспечивал консервацию судна, проводил не запланированные работы

 Постройка шла полным ходом, учитывая пристальное внимание к объекту со стороны Правительства РФ. Даже пожар, произошедший на ледоколе в ноябре 2004 года не смог затормозить процесс

Первого февраля 2007 году в водах Финского залива появился атомоход «50 лет Победы» для проведения контрольных испытаний. В ходе двухнедельной проверки он показал хорошие эксплуатационные качества и принят проверяющей государственной комиссией. 23-го марта на корабле был поднят флаг России, и он отправился в порт приписки Мурманск, где с 11-го апреля 2007 началась его трудовая деятельность. Символично, что время ввода в эксплуатацию нового атомного ледокола примерно совпадает с окончанием срока службы ледокола основателя класса «Арктики».

Круизный лайнер северных морей

С момента закладки данного ледокола предполагалось, что он будет не только выполнять технические задачи, но и станет объектом туристической инфраструктуры. Оправдывая свое звание круизного, в 2017 году открыл 28 туристический сезон ледокол «50 лет Победы». Круиз, цена на который начинается от 1 150 000 руб., в августе 2017 года был посвящен сорокалетнему юбилею похода атомохода «Арктика», когда он впервые достиг географической точки Северного полюса. Этот поход установил новый рекорд – атомный ледокол достиг полюса за 79 часов, против 176 часов его предшественника. Для капитана ледокола «50 лет Победы» Дмитрия Викторовича Лобусова это было особенное достижение – ведь с 2005 года он два года был капитаном на атомоходе-легенде «Арктика». Кроме того, для капитана это был 24 поход к полюсу. А вот экипаж ледокола «50 лет Победы» в шестой раз побывал в северной точке планеты.

Долгий путь на воду

Начал свою долгую историю этот гигант в 1989 году, когда он был заложен на Балтийском заводе (Санкт-Петербург) как проект «Урал» разработки конструкторского бюро ОАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг»», на счету которого более ста судов подобного типа. В 1993 году судно было спущено на воду, но строительство его заморозилось. Наполовину готовый ледокол простоял у причала до 1995 года, когда он получил сегодняшнее название и неполное финансирование.

Чудом не утилизированный атомоход до 2003 года претерпевал небольшие перестройки. И только со вступлением завода в структуру Объединенной судостроительной промышленной корпорации он наконец получил недостающее финансирование. И уже в феврале 2007 года завершились швартовые испытания, в марте был подписан акт ввода его в эксплуатацию, а в апреле ледокол «50 лет Победы» прибыл в порт своей постоянной приписки город Мурманск. Так судно вошло в состав активов ФГУП «Атомфлот».

Основные узлы

«50 лет Победы» выделяется на белом фоне льдов и снегов Арктики ярким видом. Корпус покрашен черной краской, а надстроечные конструкции окрашены в красно-оранжевые цвета. Это сделано для того, чтобы ледокол был виден издалека на бескрайных просторах Севера. Атомоход имеет двойной корпус. Толщина носовой части внешней оболочки, той которая принимает на себя первый удар от столкновения со льдами – 48 мм, в остальной – 25-32 мм. В пространстве между корпусами находится водный балласт, необходимый для использования в случаях ледового затора. Второй корпус сделан из герметичного водонепроницаемого материала, также, как многие переборки корпуса и стенки жизненно важных для судна помещений.  Форма носа атомного ледокола отличается от моделей предыдущих поколений. По примеру канадского судна «Кэнмар Кигорияк» она имеет ложкообразную форму, благодаря которой достигается больший эффект проходимости при столкновении со льдами. Это позволяет качественнее и быстрее выполнять функции ледокола:

  • Расчистка водного пути от ледяных заторов.
  • Доставка людей, грузов в труднодоступные районы.
  • Освобождение, застрявших во льдах, судов.

И напоследок

Ледокольный флот – уникальная сфера применения атомной энергетики. Именно на атомных ледоколах доказано неоспоримое преимущество мирного атома в условиях работы в тяжелых условиях. С 2007 года правительство России взяло курс на установление тактического и стратегического преимущества в водах северного ледовитого океана. Семейство атомоходов проекта «Арктика» в ближайшее время планирует дополниться двумя суперсовременными атомоходами – головным «Арктика» и серийным «Сибирь».Владимир Путин на совместном заседании президиума Государственного совета и морской коллегии при правительстве РФ в 2007 году на борту атомохода «50 лет Победы» заявил о необходимости укрепления Северного флота и достижении такого положения Северного морского пути, когда он сможет составить конкуренцию пути египетскому – через Суэцкий канал. И сегодня наш ледокольный флот вызывает зависть иностранцев, а в западных СМИ игру с нами на просторах Арктики уже называют «шахом и матом в начале партии».

Характеристики ледокола «50 лет Победы»

Судно обладает избыточной высотой надводного борта, имеет четыре палубы, две платформы, пятиярусную среднюю надстройку. Ход обеспечивают три винта с фиксированным шагом и четырьмя съемными лопастями каждый.

Проект

10520

Скорость на чистой воде

18,6 узла

Скорость на постоянном ходе

2 узла

Экипаж

138 человек

Ледопроходимость

До 2,8 метра

Силовая установка

Атомная энергоустановка

2 реактора ОК-900А по 171 МВт

Мощность на валах

До 80 мВт

Размеры ледокола

Длина

160 метров

Ширина

30 метров

Высота

55 метра

Осадка средняя

11 метров

Водоизмещение

25,168 тонны

Автономное плавание

До года

Послушный и подвижный

Хорошая управляемость и маневренность – главные качества этого гиганта. Конструкция двухкорпусная, выполненная из легированной стали, не поддающейся коррозии. Максимальная толщина корпуса в месте ломки льда составляет 48 миллиметров. Между корпусами расположен водный балласт. Такая конструкция позволяет ледоколу ломать лед как при движении вперед, так и назад. В целях обеспечения непотопляемости корпус разделяется на 9 отсеков, самые важные помещения выделены в отдельные непроницаемые контуры. Весь корпус покрыт уменьшающим трение полимером, нижняя часть покрашена в черный, а верхняя — в оранжево-красный цвет специальной краской «Инерта-160».

История судна

Ледокол «50 лет Победы» на марке России

Ледокол «50 лет Победы» представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов этого типа. Расчётная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол — 2,8 м.

«50 лет Победы» — это модифицированный проект 10520 «Арктика», имеющий множество отличий от своего предшественника. На судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, впервые использованная при разработке в 1979 году канадского экспериментального ледокола «Кэнмар Кигорияк» и убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, прошедший переосвидетельствование в соответствии с современными требованиями Ростехнадзора. На «50 лет Победы» создан экологический отсек, оснащённый новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.

При проводке по Севморпути танкеров с СПГ шириной 45 метров требуется поддержка второго ледокола.

В октябре 2013 года участвовал в эстафете Олимпийского огня. В ночь с 19 на 20 октября капитан ледокола Валентин Давыдянц зажёг свой факел от специальной лампады, которую везли по Баренцеву морю к Северному полюсу, в тот самый момент, когда завершил свой бег факелоносец в Ярославле. В доставке факела к Северному полюсу участвовали 11 факелоносцев, непосредственно Чашу огня «Сочи 2014» зажёг Артур Чилингаров. В ходе этой эстафеты было поставлено несколько рекордов: Олимпийский огонь впервые достиг Северного Полюса, ледокол впервые добрался до Северного полюса в условиях полярной ночи, достигнуто рекордное для ледокола время прохождения до Северного полюса из Мурманска — 91 час 12 минут.

Впервые в истории арктической навигации совершил сверхпоздний транзитный рейс. 21 декабря 2016 года в Чукотском море в районе Берингова пролива атомный ледокол Росатомфлота взял под проводку модулевоз «AUDAX», сухогруз «Арктика-1» и танкер «Штурман Овцын». Рейс продлился две недели и завершился 3 января 2017 года.

25 августа 2017 года завершил в Мурманске рекордный рейс до Северного полюса, в ходе которого вершина земли была достигнута по воде за трое суток.

На борту атомного ледокола «50 лет Победы»

В 1989 году был заложен атомоход «Урал». Планировалось, что через -2-3 года (именно столько времени обычно уходило на создание атомного ледокола в СССР) судно будет передано флоту. Только 29 декабря 1993 года «Урал» был спущен на воду. Спущен на воду – это не готов к эксплуатации. Это готов, примерно, на половину. Вот в таком «половинном» состоянии и простоял ледокол почти два года. А в 1995 году было принято решение переименовать судно в «50 лет Победы». Переименовать то, переименовали, вот только делу это не помогло.

Восемь лет судно стояло у стенки, несколько раз чудом избежало утилизации, пока в 2003 году не было принято решение (на самом высоком уровне) – ледоколу быть. В феврале 2007 года завершились швартовые испытания и судно вышло в Балтийское море на ходовые испытания, которые успешно завершились 17 февраля.

А уже 11 апреля 2007 года началась настоящая арктическая жизнь атомного ледокола «50 лет Победы», который был приписан к порту Мурманск.

Ледокол «50 лет Победы» — это мощно модернизированный проект второй серии атомных ледоколов серии «Арктика». На этом ледоколе впервые применена ложкообразная форма носовой оконечности, применен модернизированный комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, имеется целый экологический отсек, который предназначен для утилизации абсолютно всех продуктов жизнедеятельности судна и экипажа – за борт попадает только чистая вода.

На мостке.

Обратите внимание – в центре «торчит» такой железный «руль». Это и есть штурвал

Вообще, в походе судном непосредственно управляют три человека: рулевой, старший вахты и вахтенный помощник. Длительность вахты – 4 часа.

Перевод винтов из состояния «Полный вперед» до «Полный назад» происходит всего за 11 секунд.  Ледокол может рубить лед как носовой частью, так и кормой. Иногда льды рубят винтами. Есть и ещё одна интересная «особенность»: на судне имеются балластные отсеки, в которые можно закачивать воду и быстро перекачивать водяной балласт с носа на корму и обратно. Т.е., если судно, вдруг, застрянет во льдах, то его можно «раскачать» и освободить из ледяного плена.

Есть на судне своя опреснительная установка, собственная мастерская с полным набором станков, которые позволяют в условиях похода изготовить практически любую запчасть, фитнес-зал, небольшой плавательный бассейн и даже волейбольная площадка.

Вот и закончилась наша фотоэкскурсия по атомному ледоколу «50 лет Победы». Я надеюсь, что вам было интересно.

А ещё — два фильма. Один, правда, на английском языке, но и без знания языка — очень интересно.

Сохранить

22 Июл 2016     
admin    
Метки: флот    
2145      

Для чего нужны атомные ледоколы России

Я так полагаю, что на этот вопрос вы можете ответить и без моей помощи. Это и освоение огромных природных запасов Арктики, и научная деятельность, и безопасность страны. А ещё России принадлежит такая лакомая штучка, как Северный морской путь.

Несколько десятилетий назад Северный морской путь был больше грандиозным и хорошо политизированным советским проектом – героический советский народ покоряет льды Арктики. Было, безусловно, у Северного морского пути и «большое народнохозяйственное значение». Я не буду сейчас углубляться в историю и вспоминать, о чём кричали с трибун, и о чем скромно умалчивали. Давайте вернёмся в прекрасное сегодня.

А сегодня Северный морской путь – это самый дешевый, короткий и… безопасный способ доставки грузов из Европы в Азию. Да, безопасный. В мире ежегодно гибнет более 700 судов, а за всё время эксплуатации Северного морского пути (это начиная с печально известного парохода «Челюскин»), погибло целых 8 судов и не погибло ни одного человека. Последний «нехороший случай» был в 1983 году с сухогрузом «Нина Сагайдак»

И что важно? Пока судно тонуло, экипаж сошел на лед и был эвакуирован вертолетом

Путь из Европы в Азию через морской Русский Север – это 7 200 миль и всего 15 суток «в дороге». Половина пути (от пролива Карские ворота до бухты Провидения) – это уже Севморпуть, т.е. мореплавание во льдах. На день сегодняшний существует две рабочих концепции такого мореплавания:

  • ледокольная;
  • безледокольная. Это когда само судно выполняет функции ледокола.

Безледокольная концепция требует тяжелых и мощных судов. Вы помните, я вам рассказывал про мили пути? Половина пути во льдах, а дальше – чистая вода. Вот тут и возникают проблемы с избыточной мощностью и «запасным» весом – на чистой воде у таких судов очень высокие эксплуатационные расходы, которые просто «съедают» всю экономическую выгоду полярного плавания.

Есть ещё одно «но» — для дизельного судна-ледокола в условиях полярного перехода требуется 50-100 тонн топлива в сутки. Умножаем на 15 дней. Получается, нужен ледокол-танкер.

Потому в России и строят атомные ледоколы. В сухом остатке – это умнее, поскольку дешевле в эксплуатации.

Нужно сказать, что в ледоколостроении Россия уже более века занимает лидирующие позиции. Вспомним легендарный ледокол «Красин» (построен в 1913 году), который и сейчас ещё на ходу. Нет, его давно не эксплуатируют. Сейчас это ледокол-музей. Но в абсолютно рабочем состоянии.

И первый в мире атомный ледокол «Ленин» — он тоже наш. Впрочем, как и все последующие атомные ледоколы. Может мы и отстаем в мировом рейтинге по количеству танкеров или рыболовецких сейнеров. По ледоколам мы – первые. И с большим отрывом от ближайшего конкурента Норвегии. Сегодня в России ледоколов больше, чем во всем остальном мире.

И сегодня я хочу рассказать вам о флагмане атомного ледокольного флота России – ледоколе «50 лет Победы».

Через год у России будет другой флагман – уже спущена на воду «Арктика», которая в 2017 году войдет в состав ледокольного флота. Сейчас поговаривают о «следующем» проекте – это будет просто супер-ледокол, который сможет проводить через арктические льды океанские супер-танкеры и супер-контейнеровозы (для таких судов нужен коридор шириной 42-45 метров). Это будет завтра.

А сегодня давайте вернемся на борт ледокола «50 лет победы», пройдем на капитанский мостик, спустимся в каюты персонала и посетим машинные залы.

История создания атомных ледоколов

Советский Союз, Россия единственные в мире обладатели атомной флотилии ледоколов. Идея создания судов такого класса пришла в голову И. В. Курчатову в 1952 году, основоположнику советского атома. После обсуждения задумки с другим известным физиком А. П. Александровым, началась разработка первого атомного ледокола «Ленин», спуск на воду которого произошел в рекордные сроки – декабре 1957 года. Преимуществом таких ледоколов является возможность эксплуатации без дополнительных заправок, что позволяет им не заходить в порты, а продолжать работу в сложных условиях крайнего Севера. Для примера: обычный ледокол за час расходовал около трех тонн горючего, атомоход «Ленин» – за весь день тратил 45 г ядерного топлива.

Проект 10521

В семидесятых годах производство этих перспективных судов шло полным ходом. Советское руководство понимало их значимость в освоении Северного Морского пути. В 1972 году был выпущен первый атомный ледокол класса «Арктика». В его состав входили пять судов, которые были спущены в кратчайшие сроки за двадцать лет. Последним, шестым, стал атомный ледокол «50 лет Победы» (первоначальное название «Урал»). Последние четыре ледокола второй серии создавались по проекту 10521.

Уникальность «50 лет Победы»

Атомный ледокол «50 лет победы» выделяется целым рядом уникальных показателей. Он лидирует в своем классе судов по многим показателям.

  • Самый крупный ледокол в мире. Его размеры: 159,6 х 30 х 17,2 м. В последнем случае указана высота борта, его осадка равна 11 м.
  • Обладает наивысшей мощностью среди ледоколов. Помимо двух ядерных реакторов на нем расположены турбинные установки ТГГ-27,5 ОМ 5 2 x 27 600 kW. Мощность двигателя составляет 75 тыс. л. с.

  • Способен преодолевать ледяные заторы толщиной до 2,8 м.

Его основное предназначение проводка транспортных кораблей с грузом по Северному Морскому пути. Кроме этой задачи «50 лет Победы» должен способствовать добыче полезных ископаемых на арктическом шельфе, помогать ученым в научно-исследовательской работе. Помимо «рабочих» рейсов ледокол совершает туристические круизы по экзотическим местам: Северный полюс, Земли Франца-Иосифа. Внутренняя комфортная обстановка корабля, наличие отличной кухни с просторной столовой, двух баров и саун, тренажерного зала, библиотеки, помещения для дискотеки позволяет вольготно чувствовать себя на борту экскурсантам.

Наличие двух атомных реакторов, состоящих из двух независимых паро-производящих, паротурбинной и гребной установок обеспечивает выполнение поставленных им задач. «50 лет Победы» может развивать скорость по свободной воде 21 узел. В переводе с морской терминологии получается около 39 км/час. Для судна водоизмещением 25 тысяч тонн это хороший результат. По ледовым заторам толщиной 2,7 м атомоход может перемещаться со скоростью 2 узла (3,7 км/час). При движении используется три винта с фиксированным шагом и четырьмя съемными лопастями. Ледокол оснащен современной цифровой АСУ (автоматической системой управления). Навигация, радиосвязь, различные спутниковые установки помогают кораблю уверенно прокладывать курс обеспечивают хорошую связь с «большой землей». На корабле оборудована вертолетная площадка. Воздушный корабль помогает лучше ориентироваться в скоплении льдов, выполняет функции навигатора, сопровождает туристов в круизах.

Учитывая оснащение ледокола ядерными реакторами на корабле большое внимание уделяется проблемам безопасности. Установлены системы «Антитеррор», экстренного выключения реактора, оттока тепла из активной зоны и многие другие

 На атомоходе «50 лет Победы» работает утилизационная камера. Здесь установлены устройства по сбору и переработке отходов с ледокола, тем самым нивелируя их выброс в окружающую среду.

В настоящее время атомный ледокол «50 лет Победы» является собственностью Госкорпорации «Росатом».