Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Жилище

Лакцы проживают селениями «шар», которые расположены в горах. Улочки в селениях узкие и кривые. Каждое село поделено на несколько частей (кварталов), которые лакцы называют «жамят». Сегодня в селениях кроме мечетей есть школы, читальни, клубы, медицинские учреждения.

Дома лакцев в основном двухэтажные или состоят из трех этажей, строятся из камня, с плоской кровлей. У дома есть небольшой внутренний дворик, на втором этаже обязательно имеется галерея. В одной из комнат дома делают возвышение, которое занимает половину помещения. Его накрывают коврами, раньше на нем ели и спали. Сегодня во многих домах есть столы. Полы в домах глиняные, даже на втором и третьем этаже, из-за нехватки в местностях дерева. Раньше в домах были очаги и камины, которые сегодня заменили железными печками. На лето их убирают из комнаты.

Стены в жилых помещениях украшены коврами или тканевыми обоями, часто на них висит кинжал или целая коллекция старинного оружия. Практически в каждом доме на видном месте стоит стопка книг на русском и лакском языках, радиоприемник или репродуктор.

 

Жизнь

Проживающие в горах лакцы занимались в основном скотоводством. Те, кто жил в более равнинных местностях, занимались земледелием. Из животных разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, мулов и ослов. На полях выращивали пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, картофель и горох, позже начали массово выращивать овощи. И сегодня лакцы занимаются пчеловодством, садоводством.

Производят керамику, гончарные изделия, занимаются ювелирным и медным делом, торговлей, работают удильщиками, каменщиками, шорниками, кондитерами, сапожниками. Из-за нехватки работы многие лакцы издавна уезжают в город работать.

+13zemliak. (земляк) / Поговорим о лакцах)

Есть в сети интернет некий блогер,который мне попался случайно,обратил внимание просто на пост,потому что там упоминались наши лакцы. Так вот.Он различные «забытые истории из истории» выкладывает в своем блоге.И вот решил рассказать про такой народ как — Лакцы.Естественно,для многих россиян этот народ как и остальные дагестанские народы являются несколько экзотическими и видимо им интересно тоже бывает о них послушать.Вот и рассказ его,так сказать — на пальцах.Послушаем,можно сказать,со стороны,как о наших людях говорят «там») Но не менее интересен маленький диалог между автором и его комментатором о лакцах)

Так вот.Он различные «забытые истории из истории» выкладывает в своем блоге.И вот решил рассказать про такой народ как — Лакцы.Естественно,для многих россиян этот народ как и остальные дагестанские народы являются несколько экзотическими и видимо им интересно тоже бывает о них послушать.Вот и рассказ его,так сказать — на пальцах.Послушаем,можно сказать,со стороны,как о наших людях говорят «там») Но не менее интересен маленький диалог между автором и его комментатором о лакцах)

……….

В глубине дагестанских гор издавна живет небольшой народ, известный под названием лакцев. Численность его никогда не была особенно велика: согласно последней переписи их — 140 тысяч человек.

Однако именно они когда-то создали на территории Дагестана самое раннее мусульманское государство.

Ханская мечеть в Кази-Кумухе, где похоронены шамхалы -Хан-Муртазаали и Чолак Сурхай-хан.

На протяжении долгого времени лакцы вели войны во имя ислама со своими соседями.В 1820 году, во время наместничества генерала Ермолова, Кази-Кумух был присоединен к Российской империи. Но во всех бурях Кавказской войны лакцы принимали активное участие. Лакские вожди были ближайшими сподвижниками Шамиля: например, духовным наставником имама был шейх Джамалуддин Казикумухский, а конницей Шамиля командовал Магомед-Эфенди Гойминский.

В конце XIX–начале XX веков лакцы быстрее других кавказцев втянулись в капиталистические отношения. Лакские кустари встречались почти во всех городах России, многие из них добрались до Берлина, Парижа, Японии, США. Известен случай, когда лакский ювелир занял пост министра финансов у эфиопского негуса, а его сын Насибу Эммануэль, командуя войсками Эфиопии в итало-абиссинской войне 1936 года, стал национальным героем этой страны.

В годы Великой Отечественной войны лакцы без оглядки отдали все во имя победы над Гитлером. Из 25 млн. рублей, собранных дагестанцами в помощь фронту, больше половины — это пожертвования лакцев. На фронте среди них практически не было дезертиров. На войне погиб каждый десятый лакец. Накануне войны число лакцев достигало 54 тысяч человек, и они дали стране 6 Героев Советского Союза и 8 генералов, по одному человеку стали национальными героями Италии, Франции и Польши.Седьмой Герой Советского Союза появился на лакской земле уже в 80-е годы — это летчик-космонавт Муса Манаров.

Лакцы малочисленный народ. Но в СССР, в процентном соотношении на душу населения, лакцы по числу научных работников занимали первое место. Про лакцев говорили, что они с пеленок стремятся в библиотеку, научившись ходить, стараются поступить в институт, а оседлав коня, готовятся защитить диссертацию

Каждый житель лакской земли помимо своего родного языка и русского, знает еще несколько языков соседних аулов. Рассказывают такой случай. Известный в Дагестане лакский поэт Абуталиб Гафуров однажды гостил в Москве. На улице ему понадобилось за чем-то обратиться к прохожему. Но случилось так, что этот встречный был англичанин. Образованный человек. Не поняв обращения, он стал переспрашивать Абуталиба сначала на английском языке, потом на французском, потом на испанском. Абуталиб же пытался объясниться с англичанином сначала по-русски, потом по-лакски, потом по-аварски, потом по-лезгински, потом по-даргински, потом по-кумыкски. Объясниться им так и не удалось. Мораль сей басни такова: даже культурные люди могут посчитать друг друга невеждами.

А между тем лакский язык чрезвычайно богат. Лакцы вправе гордиться тем, что на их родное наречие переведены многие произведения русской и мировой классики, в их числе Коран, «Витязь в тигровой шкуре», «Махабхарата», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Ричард III» и все 154 шекспировских сонета, стихи, поэмы, повести, рассказы Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого. Эти и многие другие переводы свидетельствуют о том, что у лакского литературного языка есть несомненное будущее.

……………..

Внешность

Сегодня лакцы практически перешли на одежду городского типа, но все еще встречается и традиционная. Мужчины носят кавказский пояс и папаху, бурки. Пожилые лакцы носят бешмет и черкеску. И женщины, и мужчины до сих пор иногда носят вязаную обувь. Пожилые женщины надевают длинные шаровары, которые раньше носили все лакские женщины.

Старинный женский свадебный костюм состоит из белого, длинного шелкового платья с большим вырезом в области груди и разрезом посередине. Эти вырезы стянуты шелковыми шнурами белого цвета. Рукава платья длинные, разрезаны по всей длине. Под платье надевают шелковую белую кофту с узким рукавом и стоячим воротником.

Женщины и девушки при выходе из дома голову покрывают большим платком из шелка, на котором вышиты узоры. В повседневной жизни носят черную сатиновую косынку. В селе Вихли еще носят старинные женские головные уборы лачек. Жительницы этого селения покрывают голову убором из материи, стянутой на затылке гармошкой. Из-под него до пояса свисает полотнище, низ которого вышит узорами и часто заканчивается бахромой. Сверху убора накидывают очень длинное, до 6 метров, белое покрывало, которое закрывает голову, спину и плечи. Вихлинские женщин носят белое покрывало, а женщины других сел — черное.

В Кулинском районе в зимний период многие женщины и дети надевают короткие овечьи полушубки. В других районах на детей надевают короткие куртки, пошитые из кусочков разноцветных материй. На спине и плечах верхней одежды пришивают серебряные монеты. На голову дети надевают шапку из парчи с плоским верхом. Сзади шапки спадает кусок пришитой материи. Маленьким девочкам волосы заплетают в мелкие косички.

 

История появления

Развитие флага неотрывно связано с историей Республики Дагестан. Первый флаг появился на этой территории в 1829 году. Тогда национальный символ был представлен в виде полотна зеленого цвета, на которым выведены белые арабские узоры.

Однако официально такой флаг признан не был. Объясняется это тем, что территория, которая сейчас относится к республике, во времена Российской империи входила в состав Терской области, которая включала в себя еще и Чечню.

В 1919 году, когда пала государственность в стране, сформировался Северо-Кавказский эмират. Это образование, возникшее на территории аула Ведено, который находится в Чечне, включало в себя:

  • горные территории Дагестана;
  • горную Чечню;
  • часть Ингушетии.

Северо-Кавказский эмират создавался как образование, которое находится под протекторатом Османской империи. При этом данное шариатское государство не имело четких границ. В качестве национального символа Северо-Кавказский эмират выбрал зеленое полотно, на котором изображен белый полумесяц с тремя звездами сверху.

В отличие от последующих, первый флаг отличался нестандартной формой. С момента образования СССР и до современной России национальный дагестанский символ выполнен в виде прямоугольника, соотношение сторон которого с течением времени менялось. Но когда данная территория относилась к Северо-Кавказскому эмирату, полотно по краям имело скругленные «зубья».

После образования СССР и вхождения Дагестана в состав Союза флаг республики претерпел изменения. В 1925 году в качестве национального символа ввели красное полотно, на котором желтыми буквами было написано ДАССР. По прошествии 12 лет после начала действия государственной Конституции флаг республики доработали. С этого периода ввели флаг, отличающийся следующими особенностями:

  • вдоль левого края тянется синяя полоса;
  • красное полотно;
  • сверху, рядом с синей полосой, вынесены пятиконечная звезда и серп с молотом;
  • ниже от серпа и молота присутствует аббревиатура ДАССР.

К примечательным особенностям данной формы флага относится то, что надпись «ДАССР» была нанесена на нескольких языках народностей, проживающих на дагестанской территории:

  • русский;
  • аварский;
  • кумыкский;
  • лезгинский;
  • лакский;
  • азербайджанский;
  • татский;
  • табасаранский.

В 1978 году в СССР утвердили новую Конституцию. Это повлекло изменения в форме управления страной и дизайне национальных символов республик, входящих в состав Союза. Республиканский флаг Дагестана после введения новой Конституции остался прежним. Но, помимо прежних надписей, на полотне появились аббревиатуры на следующих языках:

  • ногайский;
  • чеченский;
  • даргинский.

В 1994 году произошла очередная трансформация дагестанского флага. Национальный символ республики приобрел современные очертания. Спустя 7 лет после этого было изменено соотношение длины и ширины. Цвета и расположение оттенков остались прежними. Также не стали изменять размеры полос, каждая из которых отличается одинаковыми длиной и шириной.

Проект флага Республики Дагестан создавал художник Абдулвагаб Ш. Муратчаев. Современную форму полотна дважды утверждали органы местного самоуправления. После этого текущий вид республиканского символа был внесен в соответствующие российские законы.

В отношении республиканского флага действуют те же нормы закона, которые применяются для других национальных символов. То есть граждане, которые надругаются над полотном, привлекаются к соответствующей ответственности, в том числе и приговариваются к тюремному заключению.

История происхождения лакского народа

Споры о происхождении этого народа начались, как только за изучение их истории взялись первые исследователи. Дело в том, что о племенах, населявших Северный Кавказ, упоминается во множестве источников, но под разными именами, и о каком именно народе идет речь в этих документах, узнать почти невозможно. Но так как источники есть – античные, персидские, арабские, есть и надежда, что их сопоставление постепенно приоткроет завесу над ранней историей лакцев и их соседей.

При этом все говорит о том, что государственность у этого народа появилась очень давно, одной из первых в Дагестане. Видимо в начале нашей эры произошло объединение разрозненных лакских поселений в одну страну и чуть позже началось строительство Кумуха. Это историческая столица Лакии, крепость которой была построена в VI веке по приказу персидского царя, когда горный Дагестан являлся частью его владений.

Следующий важный поворот в истории народа – Дагестан вошел в состав Арабского халифата. Произошло это в XIII веке, и тогда же шамхалы Кумуха, а за ними и весь лакский народ принимают ислам. Кумух превращается в крупный торговый и политический центр Кавказа.

К XV веку Шамхальство разваливается, но хотя власть переходит к ханам, государственное устройство остается прежним – страной правит хан, ему помогает совет, куда входят визири, советники, военачальники. Это нашло отражение в лакских сказках, где роль правителя и его свиты отводилась тигру, снежному барсу и другим хищникам.

Именно во времена ханов Дагестан стал ареной борьбы соседних могущественных государств – Турции, Персии и России. Каждое пыталось втянуть его в свою зону влияния и горцам пришлось жестоко сражаться за свою свободу. В итоге Кавказской войны этот регион вошел в состав Российской империи, наступил мир, но в лучшую сторону жизнь заметно изменилась только после Революции 1917 года.

Образование стало доступно каждому, и местные этносы воспользовались этим в полной мере. Если до революции большая часть горцев, не умела читать, то после нее, особенно после усовершенствования письменности, безграмотность ушла в прошлое.

Этот небольшой народ дал стране немало прекрасных врачей, агрономов, летчиков, инженеров, ученых, писателей. В горных селениях появились настолько сильные учителя, что их выпускники легко поступали в лучшие вузы страны – московские, питерские, киевские. Распад СССР на какое-то время обесценил образование, но сейчас молодежь снова начала стремиться в ВУЗы.

Рассказывая историю лакцев нельзя не упомянуть и о такой ее странице, как переселение их на территории, которые ранее принадлежали чеченцам-акинцам, депортированным в Среднюю Азию по указу Сталина после ВОВ. С гор в Новолакский район было переселено более 1500 лакских семей, причем с приказом – не навещать родных 4 года.

Вернувшимся из ссылки чеченцам было запрещено селиться на родине, но в 1991 году они потребовали свои земли назад, что вызвало реакцию домино: лакцев переселение с обжитых мест не устраивало, деньги, выделенные на строительство новых домов, не доходили до людей. Земли, которые им выделили для новых поселков, оказались малопригодны для жизни, к тому же принадлежали кумыкам, недовольным этой идеей.

Культура, народные традиции и обычаи

Суровый климат и сложность жизни в горах сформировали своеобразный менталитет и обычаи. Они по-кавказски гостеприимны – любой, кто пришел с миром, будет встречен как дорогой гость. Всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается – в одиночку в горах не выжить. Любая серьезная проблема – ремонт дороги, подпорной стены, расчистка родника, поиск отары, решается сообща – соседи просто собираются вместе и делают работу.

Каждый лакец помнит много поколений своих предков, и какой бы малой не была степень родства, они все равно считают друг друга родственниками. Поэтому и забота о репутации для них крайне важна – ведь совершив проступок, ты вредишь репутации всей семьи, и неизвестно, сколько поколений понадобится, чтобы об этом забыли односельчане.

Обычаи достойны подражания – они любят детей, уважают старших, бережно относятся к старикам, трепетно к матери. Здесь царит культ мужчины – каждому мальчику с раннего детства внушают, что он мужчина, защитник, строитель и добытчик. Но и лакские женщины им под стать — они женственны, до старости сохраняют стройность, крайне деятельны и самостоятельны. Весь дом держится на них, причем выглядят дома (обычно весьма просторные) в лакских селениях так, словно ремонт закончен вчера – все в идеальном порядке.

Каждое селение лакцев – это свой язык, заметно отличный и от литературного, и от языка соседей. В каждом селе свои обычаи – как свататься, справлять свадьбу, хоронить и поминать умерших, праздновать рождение ребенка и отмечать сезонные праздники.

Народ с отличным чувством юмора, поэтому жители каждого селения из-за этих отличий постоянно подшучивают друг над другом. Зато спустившись с гор, стоят за земляков горой. Другие дагестанцы тоже шутят про лакцев, намекая на их ловкость в коммерческих делах: «Разрежь любой арбуз и оттуда выскочит лакец».

Практически каждое событие в их жизни сопровождает песня – душевные стихи под красивые самобытные мелодии звучат и на праздниках и на поминках. Музыкальное сопровождение – лишь дополнительное обрамление для голоса, который важнее и стихов и музыкальных инструментов. Поэтому хорошие певцы пользуются большим уважением, о них рассказывают легенды, родством с ними гордятся.

Культура малочисленного народа богата и разнообразна, ремесло развивалось на протяжении многих веков, причиной его развития явилось малоземелье. По всему миру известно балхарское гончарное исскуство, изготавливались изделия исключительно «золотыми» руками женщин. Центром, где их изготавливают является село Балхар, расположенное в Акушинском районе РД.

Это место известно как центр народной художественной керамики. Мастера изготавливают емкости для хранения зерна, кувшины, кружки, тарелки и любую кухонную утварь, а также статуэтки, декоративную посуду из глины, украшенные белой росписью. Исскуство расписной керамики появилось на рубеже XIII-XIV веков. Балхарская посуда имеет очень тонкие стенки и считается самой лучшей на Кавказе.

Орнамент росписи отличается приверженностью к свои традициям. Имена талантливых мастериц известны на весь мир, такие как: П. Кадиева, П. Ибрагимова, А.Сулейманова, П.Амирхановоа, Х.Мамаева, Х.Исмаилова и т.д. Сегодня промысел продолжает свое развитие, совершенствуя и сохраняя в творчестве лучшие традиции своего народа. Также из народных промыслов у лакцев развито сукноделие, изготовление войлока, паласов.

Праздники

Каждый год 22 июня еще до рассвета лакцы поднимаются на гору Вацилу, где празднуют наступление лета. С первыми лучами солнца они просят для себя всех благ. Затем, согласно ритуалу, все совершают праздничный танец и завтракают на горе. До вечера лакцы веселятся и молятся.

Осенью перед сбором урожая горцы устраивают праздник. Они молятся и едят мясо барашка.

Как и у всех другие люди, лакцы празднуют наступление Нового года. Они жгут костры и прыгают через них. Так горцы очищаются от грехов. Кроме того, лакцы набивают соломой глиняные горшочки, поджигают их и кидают с горы. Это выглядит как своеобразный салют.

Весной во время первого дождя лакцы выходят на улицу для омовения с целью избавления от недугов. В марте горцы выбирают ночь с полной луной и проводят первую борозду, а землю приносят домой. Считается, что так можно приумножить достаток и достичь счастья.

Численность и расселение


Расселение лакцев в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Доля лакцев по районам и городам Дагестана
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % лакцев
Кулинский район Дагестан 10, 886 чел (97,4 %)
Лакский район Дагестан 11, 580 чел (95,2 %)
Новолакский район Дагестан 13, 852 чел (48,5 %)
Акушинский район Дагестан 1, 720 чел. (3,2 %)
Кизлярский район Дагестан 2, 361 чел (3,5 %)
Кизилюртовский район Дагестан 908 чел (1,5 %)
Рутульский район Дагестан 865 чел (3,7 %)
Тарумовский район Дагестан 523 чел (1,6 %)
Карабудахкентский район Дагестан 658 чел(0,9 %)
Хасавюртовский район Дагестан 322 чел (0,2 %)
Бабаюртовский район Дагестан 351 чел (0,8)
Дахадаевский район Дагестан 300 чел (0,8 %)
Дербентский район Дагестан 193 чел (0,2 %)
город Каспийск Дагестан 14, 269 чел (14,3 %)
ГО город Махачкала Дагестан 86, 089 чел (12,4 %)
город Южно-Сухокумск Дагестан 923 чел (9,2 %)
город Буйнакск Дагестан 4, 263 чел (6,8 %)
город Кизилюрт Дагестан 1, 760 чел (5,3 %)
город Кизляр Дагестан 1, 753 чел (3,6 %)
город Хасавюрт Дагестан 4, 362 чел (3,3 %)
город Избербаш Дагестан 1, 402 чел (2,5 %)
В общем по республике: Дагестан 161, 300 чел (5,6 %)

Религия

Лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб). Эта религия окончательно была утверждена в народе в 11 веке. До этого у лакцев были божества, в которых они верили и старались всячески ублажать для своего благополучия и здоровья. Поклонялись огню, этот обычай существует в лакских обрядах и сегодня. Из камня и дерева мастерили изваяния в виде фигур человека, обмазывали жиром и просили о дожде, хорошем урожае, благоприятной зиме.

Лакцы верили, что дом защищает своего хозяина и его семью от бед, природных явлений и злых духов. Верили, что в доме жил добрый дух Киини, которого лакцы представляли в виде маленькой змеи, ящерицы и лягушки, он защищал от несчастий. Чтобы Киини не уходил, для него готовили халву без сахара и ставили в потайных уголках дома.

Лакцы в прошлом исповедовали христианство. На древних камнях в горах Лакии есть изображение креста и христианских древних храмов.

Кто такой муфтий

Ал-муфти (муфтии) – арабское слово, означающее ученого человека (алим), который выносит решения (консультирует людей) по шариатским вопросам и выносит решение между тяжущимися, исходя из предписаний Ислама.

В распоряжении муфтия находится несколько кадиев, которые обращаются к нему по трудным вопросам, а тот отвечает в силу своих, знаний и умений. В каждом наибстве обычно только один муфтий; его местонахождение – в том же селении, где находится наиб. А кадии живут в каждом отдельном селении, к ним обращаются при разборе различных тяжб. Жители селения имеют право непосредственно обращаться к муфтию, если не согласны с решением кадия. Кадий и муфтий должны разрешать дела тяжущихся только справедливо и верно.

Если муфтий узнает, что (кадий) вынес неправильное решение, он должен освободить его от должности. А по вопросам, не понятным для него, кадий должен обратиться к муфтию. Если же муфтий вынесет неверное решение или поддержит незаконно одного из тяжущихся за взятку, то наиб  должен предупредить его: не поступай впредь подобным образом. Если ты повторишь свои поступки – я уволю тебя. Иначе же, без сомнения, среди людей распространится порок.

Культура

Ремесло

Культура лакцев богата фольклором и ремеслами, уходящими корнями в глубину веков, а также современными традициями. Археологические данные предполагают присутствие металлообработки в Кумухе и его окрестностях с середины I тысячелетия до нашей эры.

Искусство обработки драгоценных металлов кустарным способом было распространено у многих народов Кавказа и в не меньшей степени у лакцев. Например, в Газикумухском районе 55 сел из 100 занимались обработкой золота и серебра. Многие лакские города, такие как Кумух, Хурукра, Унчукатль, Кай Куркли, Ницовкра, Дучи, Читур, Чуртах, Чара и др., Были ювелирными центрами. Кумух (Гази-Кумух) исследователи отличили за наряднейшую экспозицию образцов и высокое мастерство в украшении различных изделий серебром, золотом, слоновой костью и эмалью. Лакские оружейники считались одними из лучших на Кавказе с такими известными семьями, как Чаргада (17-18 века), Акиевы (18 век), Гузуновы (17-19, начало 20 века) и Малла-Умаровы (17-20 века). В 1886 году в уезде Гази-Кумух было 608 мастеров-серебряников и 276 кузнецов.

Театр

В Лаке действует Государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева в Дагестане, восходящий к открывшемуся в 1914 году самодеятельному кружку лакской интеллигенции Кумуха. В 1920 году театр был назван Советским театром Саида Габиева. В начале 1935 года решением Губернского комитета ВКП (б) и КПК Дагестанской АССР был открыт Лакский драматический театр им. Э. Капиева. Основателями театра были И. Балугов, А. Джалалов, А. Алиев, Гунашев, Г. Буганов, Х. Султанов, А. Гусейнов, М. Рамазанов. В 2001 году спектакль М. Алиева «Партия-Патима» получил Государственную республиканскую премию в области театрального искусства им. Г. Цадасы (режиссер Эфендиев). В 2004 году Министерство культуры РФ и Министерство культуры РД наградили Лакский театр дипломом фестиваля «Поэтический театр Дагестана» за жанровое обогащение театрального искусства Дагестана — постановку мюзикла «Колесо жизни». «. Среди популярных в Лакии спектаклей — старинная лакская песня «Шаза Куркли», художественная самодеятельность, посвященная «Парт-патима», и фестиваль «Шунудаг». Мероприятия записываются на видео и транслируются по местному телеканалу «Лакия», а иногда и по дагестанскому телевидению.

Памятники

Наскальные рисунки Кринского и Варейского, развалины древних поселений, старинные каменные постройки. Всего в Лакском районе 114 памятников истории, культуры и архитектуры. Из них 40 памятников архитектуры и 1 памятник монументального искусства. В Кумухе есть древняя система подземного водоснабжения, шамхалское и йеменское кладбище, надгробная стела Муртазали-хана. В селе Чукна находится старинный дом Сулеймана Чупалова, который в начале 19 века был верховным судьей Дагестана и встречался с царем Николаем II в Дербенте, доме поэта Шазы Курклинской из села Куркли

Среди крепостей, существующих в столице Лакии, обращает на себя внимание бастион, построенный на холме Кумух по имени Гурд (Gurd-bakIu). В этом бастионе жили правители Кази-Кумуха

От названия «Гурд» произошло название древнего лакского оружия «Гурда-тур».

Торжества

В 2002 году Лакский район отметил свое 80-летие. В торжествах приняли участие первый заместитель председателя правительства РД Мухтар Меджидов, летчик-космонавт, Герой Советского Союза, депутат Государственной Думы Муса Манаров, председатель НБРР Банка России Сиражудинов Ильясов, главы администраций городов и районов Дагестана. и многие другие были приглашены известные исполнители лакских песен. Поздравить с юбилеем приехала делегация Агульского района во главе с Юрием Исмаиловым. Глава МО «Лакский район» Юсуп Магомедов сказал: «Лакия — уникальное образование в центральной части горного Дагестана». В Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова прошла презентация книги Мусанипа Увайсова «Лакия». В презентации приняли участие представители интеллигенции, ученые, выдающиеся деятели культуры, искусства, науки и образования Дагестана.

Правители

Шамхалы

Шахбал ибн Абдулла (740), Бадр I (1295-1304), Ахсувар I (14 век), Сурхай I (16 век), Умал-Мухаммад I (1551), Будай I ибн Умал-Мухаммад (1566-1567), Сурхай I ибн Умал-Мухаммад (1567-1569), Чопан ибн Будай (1569-157), Сурхай II ибн Чопан (1605-1614), Андия ибн Чопан (1614-1623), Эльдар ибн Сурхай (1623-1635), Айдемир ибн Султан Махмуд (1635-1640).

Ханы

Алибек II ибн Тучилав (1642-1700), Сурхай ибн Гараи-Бек (1700-1741), Муртазали ибн Сурхай (1741-1743), Мухаммад ибн Сурхай (1743-1789), Сурхай ибн Мухаммад (1789-1820), Аслан ибн Шахмардан (1820-1836), Нуцал-Ага ибн Аслан (1836-1836), Мухаммад-Мирза ибн Аслан (1836-1838), Уму Кульсум-Беке (1838-1841), Абдуррахман ибн Умар (1841-1847), Аглар ибн Умар (1847-1859), Джафар ибн Аглар (1877-1877).

Авторы Гайдпарка

  • Валерий И. Чурбанов

    Вот почему филолог советует учить язык Гамлета

    Читать полностью

  • Алексей Хохлов

    Возвращаемые капсулы пилотируемых космических кораблей прошлого и будущего

    Читать полностью

  • Борис Ихлов

    Последствия бегства США и Афганистана

    Читать полностью

  • Светлана Никитина

    Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга

    Читать полностью

  • Игорь Авдеев

    Против

    Читать полностью

  • Сергей Слизников

    Демократия и Россия – два несовместимых понятия

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая

    Читать полностью

  • WikiLeaks

    В Белоруссии отмечается новый государственный праздник

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Признание Соловьева

    Читать полностью

Территория

Географическое положение

Лакия граничит с севером и западом с Аварией, на востоке с Дарго (иногда называемым Даргинстаном или Дарганстаном), а на юге с Агулом и Рутул. По другую сторону Кавказа лежат Грузия и Азербайджан (в том числе историческое царство цахуров).

Лакия представляет собой треугольник со слегка закругленными сторонами, вершиной которого является север, а основанием — юг. Вершиной этого треугольника является ущелье Цудахар. Стороны этого треугольника представляют собой так называемые поперечные хребты Кавказских гор. Восточная сторона включает горы Каринско-Кунди, гору Али, Шунудаг и хребет Кулинско-Хосрех. Западная сторона плато включает Турчидаг, Шалинский хребет и Арчаварский хребет. В основание треугольника входят Дултидаг и Кукминские горы.

Русский генерал и историк А. В. Комаров (1869) писал: «Страна лакцев состоит из множества каньонов, которые соединяются в один в трех милях ниже главной деревни Гумук; от Самурской долины она отделена высоким гребнем. , параллельно Большому Кавказскому хребту, многие вершины которого покрыты вечным снегом и переход через них возможен только в летние месяцы, а те же хребты, но несколько ниже, отделяют лакцев от соседей — куринцев, даргинцев и аварцев ».

Расчеты

В Лакском и Кулинском районах насчитывается около 90 лакских деревень, большая часть которых расположена в пределах указанного треугольника, представляющего бассейн Казикумух Койсу и его притока реки Кулинка. Этот бассейн изрезан различными притоками крупных рек, над которыми возвышаются горы и хребты меньших размеров. Реки имеют тенденцию заполнять все дно русла и крутые склоны, нависая над ними, оставляя только узкие пешеходные дорожки. Между хребтами гор тянутся альпийские плато, средний уровень которых составляет 1400–2000 метров. В Лакии есть небольшие леса. Скорее всего, их вырубили для увеличения площади пастбищ для скота.

Язык[править | править код]

Говорят на лакском языке, входящий в нахско-дагестанскую группу языков. Распадается на шесть основных диалектов: кумухский (с. Кумух и ряд ближайших к нему сёл), вицхинский, вихлинский (аул Вихли и ряд смежных поселений в юго-восточной части Лакского района), аштикулинский и балхарский (аул Балхар и смежные с ним два аула Цуликана и Кули, а также население Уллучара Акушинского района). Также есть в лакском языке самый архаичный диалект — это аракульский диалект, на котором говорят жители села Аракул (Дюкъул) Рутульского района. Письменность с XV века на основе арабской графики, с 1928 года — латинской, с 1938 года — на основе кириллицы. Распространён также русский язык. Самые ранние данные о лакском языке (перечень слов и некоторые грамматические сведения) встречаются в конце XVIII — начале XIX вв., в работах И. А. Гюльденштедта, Ю. Клапрота.

История

Официально флаг был принят 17 января 1971 года. Для создания рисунка были приглашены независимые эксперты, которые старались учитывать различные пожелания. Первым и единственным требованием руководства было создание такого рисунка, который бы отличался от пакистанского. Дело в том, что на территории Бангладеш долгое время использовали полотнище Пакистана для проведения разнообразных официальных церемоний.

Это требование исключило возможность изображения полумесяца в сочетании с зеленым фоном. Тогда был придуман красный круг на зеленом фоне. Изначально внутри круга оранжевой краской прорисовывали контуры государства в таком виде, который можно увидеть на любой карте или атласе. Изображение было создано группой студентов государственного университета Бангладеш. Студенты выступали от имени движения за независимость страны. Они работали над проектом, начиная с июля 1970 года.

Контуры, которые студенты придумали для размещения внутри красной сферы, были видны только при ближайшем рассмотрении, поэтому руководство страны через некоторое время использования попросило убрать контуры, оставив только красный круг. Тогда и появился флаг Бангладеш таким, каким он остается сегодня. Начиная с 1972 года, когда были внесены изменения, больше замечаний не было. Государственный символ Бангладеш нельзя спутать с другими, он довольно прост в графическом отношении и запоминается, благодаря контрастной цветовой гамме. Страна появляется под этим флагом на мировом уровне.

Символика

Несмотря на то, что по центру полотнища изображена всего одна фигура, государственный символ страны несет много зашифрованных смыслов

Внимание на себя обращает глубокий оттенок зеленого цвета. Насыщенность и полная заливка рабочего пространства – это дань уважения официальной религии страны

Зеленый цвет всегда означает приверженность исламу.

Помимо этого для основного оттенка полотна допустимо второе значение, которое как бы говорит о богатой растительности, присутствующей на территории страны. Бангладеш иногда называют «самой зеленой страной в мире».

Красный диск – это прямая отсылка к восходящему солнцу. Значений у этого изображения довольно много:

  • развитие и восхождение страны;
  • освещение теплым светом всех живущих в Бангладеш;
  • напоминание о тяжелой и кровопролитной борьбе за независимость и свободу.

Учитывая мировую практику, можно сделать вывод, что некоторым территориям довольно сложно отстоять свой суверенитет, если соседние, мощные и сильные страны не хотят этого. Бангладеш – одно из государств, которому удалось сделать почти невозможное. Руководство страны смогло выиграть спор с Пакистаном и Индией. Регион полностью отделился, узаконил столицу, обозначил границы.

Формирование государственных символов (гимн, герб, флаг) стало одним из шагов к новой жизни, пути, направленному на развитие. Красное восходящее солнце на зеленом полотне призвано напоминать о том, как ценно было победить и найти свой собственный путь развития.