5 грандиозных тайн, раскопанных археологами на алтае

Открытие Мозолевского

Два захоронения, обнаруженные в результате исследований Бориса Мозолевского, постигла  разная судьба. Первое было ограблено, второе сохранилось. В те времена, согласно традиции, вельмож хоронили вместе со слугами, лошадьми и оружием, помещали в могилу также украшения и посуду.

Центральное захоронение

В центральном (ограбленном) захоронении кургана «Толстая могила» экспедиция Мозолевского обнаружила остатки скелета взрослого мужчины. Также здесь были найдены:

  • остатки золотых бляшек;
  • обломки чешуек металлического панциря;
  • боевой бронзовый пояс;
  • золотую плеть;
  • два ножа;
  • двузубую вилку;
  • часть булавы;
  • обломки железных наконечников дротиков;
  • четыре колчана со стрелами;
  • бронзовые котелки;
  • глиняную амфору с тремя ручками.

Центральное погребение имело площадь 4 квадратных метра.

В коротком коридоре, который соединял погребальную яму с входной, обнаружили золотую пектораль и железный меч в золотых ножнах. Также в захоронении были останки шести лошадей в украшенных золотом и серебром доспехах, и конюхов, старший из которых имел на шее золотую гривну.

Боковое захоронение

Боковое захоронения кургана «Толстая могила» было сделано чуть позже, чем основное. К нему вели два коридора-дромоса. Тут экспедиция нашла 5 скелетов. Основной принадлежал женщине, а второй по значению скелет – малолетнему ребенку. Оба были покрыты большим количеством золотых украшений. Три других скелета, очевидно, принадлежали слугам, насильно убитым. Кем по профессии были слуги? Выводы ученых базировались на предметах, которые нашли у скелетов: бронзовый сосуд возле кухарки; лук и колчан со стрелами рядом с воином; обломки ритуальной тележки около извозчика.

Тело ребенка находилось в деревянном, украшенном алебастром саркофаге. Внутри саркофага лежал золотой браслет и золотой перстень, массивная золотая гривна, золотые серьги. Детская одежда была полностью обшита золотыми бляшками. У изголовья ребенка были святые для скифов сосуды из серебра: ритон в виде рога, чаша и небольшой кувшин с округлым дном.

Знатную женщину украшала высокая коническая шапка, декорированная золотом, ее одежда и обувь также были расшиты золотом. Среди женских украшений:

  • массивные золотые серьги с изображением богини, сидящей на троне и протягивающей руки вверх;
  • золотая гривна с семью фигурками львов, преследующих лошадей;
  • три золотых браслета;
  • одиннадцать золотых колец;
  • ожерелье.

Древние святилища

На сегодняшний день на территории Акбулакского района было найдено и исследовано более 70 древних кладбищ, созданных в периоды от бронзового и раннего железного веков до Средневековья. Несколько святилищ древних кочевников, заселявших эти земли в раннем железном веке,находятся в междуречье Илека и Хобды. Самое знаменитое из них – Шкуновское святилище. Так, исследователями были обнаружены захоронения гуннского периода, тюркского каганата, кипчанского, золотоордынского и ногайского времени, а также эпохи казанского ханства. 

Золотые предметы, найденные в Филипповском кургане (Иликский район, Оренбургская область)

Более древние захоронения представляют собой каменные ограды (как круглые, так и прямоугольные), тянущиеся иногда десятки метров. В небольшом количестве сохранились человекоподобные стены, так называемые «половецкие бабы» – памятники сакрального искусства половцев, встречающиеся на территориях от западной Азии до юго-восточной Европы. Их можно встретить на Акобинском кладбище, у Карповской телевышки, у села Ногумановка и других местах. Однако камней с явными человеческими чертами не сохранилось – предполагается, что их уничтожили служители культа, так как ислам запрещал изображения людей и животных. Многие камни были разобраны в XX веке на стройку – в этот период старину уничтожали без зазрения совести: церкви и мечети взрывали, разбирали и могильные камни. 

Уцелело в Акбулакском районе и несколько кулпытасов – каменных стел, вырезанных из цельного камня. Надписи на этих стелах дают возможность увидеть картину передвижения родов и племен за 6–7 веков, а также узнать об исторических событиях и искусстве коренных жителей. Отдельного внимания заслуживают кулпытасы с надписями и родовыми знаками, разместившиеся вдоль Великого Шелкового пути – околоУшкуня, на Базартюбе, у Солидовки. В них, как правило, хоронили торговцев, умерших в дороге. 

дальнейшее чтение

  • «В поисках индоевропейцев: язык, археология и мифы» Дж. П. Мэллори, ISBN  0-500-27616-1
  • «Курганская культура и индоевропейизация Европы: избранные статьи с 1952 по 1993 год» фон Мария Гимбутас ua, ISBN  0-941694-56-9
  • « Энциклопедия индоевропейской культуры » под ред. Джеймс Мэллори, DQ Adams, ISBN  1-884964-98-2
  • Д.Я. Телегин и др., Среднестоговская и Новоданиловская культуры Энеолита Азово-Черноморского региона . Киев: Шлях, 2001. Рецензент Дж. П. Мэллори, JIES vol. 32, 3/4, стр. 363–366.
  • О. Исмагулов «Население Казахстана от эпохи бронзы до наших дней (палеоантропологические исследования)», Наука, Алма-Ата, 1970.

Шкуновское святилище

Согласно работам краеведа Тюрегалия Казиева, в древности Акбулакский район был центром загадочной скифо-сарматской цивилизации, удивительной красоты произведения искусства которой находят во всех уголках земли. Накопленные к сегодняшнему дню материалы позволяют говорить о том, что именно акбулакская земля породила и вскормила первых царей легендарной Скифской державы, указанных в «Истории Геродота» в V веке до нашей эры. Кстати, гора Корсак-Бас, расположенная недалеко от села Шаповалово и служившая ландшафтным ориентиром для идущих по Великому Шелковому пути, является одной из священных гор скифо-сарматских царей. 

Скифские воины. Рельеф чаши из кургана Куль-Оба (Эрмитаж)

О том, что на акбулакской земле проживали кочевники-сарматы, рассказать могут опять же курганы. Курганы савроматского времени содержат вытянутые на спине захоронения с широтной ориентировкой, сопровожденные короткими железными мечами-акинаками скифского типа, железными копьями, бронзовыми наконечниками стрел, украшениями из бронзы, золота и серебра. В это время появляется особый вид памятников – курганы-жертвенники с кольцевой или прямоугольной насыпью, окружающей жертвенную площадку. Исследователи считают их сарматскими святилищами огня, которые напоминают чаши каменных алтарей из погребений сарматских жриц V–III веков до нашей эры. 

Одним из самых больших курганов-жертвенников является Шкуновское святилище, названное по селу Шкуновка, расположенному неподалеку. Святилище имеет круглый вал высотой 2,5 метра, шириной у основания более 10 метров и диаметром 70 метров. Считается, что древние люди проводили здесь ритуальные обряды. 

Скифский шлем/ Источник изображения: Википедия

Археологами здесь было обнаружено большое количество предметов быта, изготовленных из бронзы, меди и железа, что свидетельствует о том, что сарматы обладали умением не только добывать, но и обрабатывать металлы. 

Бронзовая фигурка

Очень много вопросов вызывает обнаруженная в «Чёрной могиле» миниатюрная бронзовая фигурка, которую удалось расчистить только в 1982 году.

Эта статуэтка невыясненного назначения, представляет собой сидячего в позе лотоса мужчину с азиатскими чертами внешности, который держит в своих руках то ли язык, то ли бороду.

Первооткрыватель самого большого черниговского кургана Дмитрий Самоквасов, описывая фигурку, отмечал, что она имеет размер в 2 дюйма и изображает «человека — божка, сидящего на корточках со сложенными на груди руками… будда?».

Украинский историк Наталья Хамайко предположила, что данная бронзовая статуэтка могла быть частью игрального набора викингов и символизировать собой скандинавского бога Тора.

Подобная версия родилась из того, что схожие фигурки были выявлены в шведском городе Рэллинге, а также в разных местечках Исландии.

Вместе с тем идолы, аналогичные тому, что лежал в «Чёрной могиле», периодически обнаруживаются на Ямале, в Пермском крае, в Поморье и в сибирском Приобье.

Охранная философия

Николай Лопатин отмечает: раньше считалось, что археологическому наследию больше угрожает хозяйственное освоение, но в последние десятилетия именно черные копатели стали более серьезной проблемой.

Зарытая история

Фото: РИА Новости/Анна Садовникова

— Грабители действуют целенаправленно на тех объектах, которые могут содержать исторические ценности, — сказал он. — Если фермеру курган попадается случайно, то грабители действуют целенаправленно и эффективно, используя и научные данные, и металлодетекторы, которые запрещены сейчас, — они с того или иного памятника вытаскивают весь металл. По объемам грунта это может быть гораздо меньше, но по степени ущерба научного, исторического и культурного — больше.

При этом, замечает Лопатин, сейчас большая часть археологов работает на объектах, которым угрожает тот или иной фактор: природный или хозяйственный — строительство автодорог, газопроводов.

— Общее понимание сейчас таково, что лучше сохранять что-то, что осталось от прошлого, — говорит он. — Охранная философия заключается в том, что в будущем мы сможем исследовать это лучше. Методика развивается и улучшается непрерывно, и в будущем из этого объекта мы сможем извлечь больше научной информации. Да и в целом лучше сохранить в первозданном виде исторический ландшафт. Поэтому сейчас не приветствуются раскопки просто с научными целями — для пополнения музеев. Копнуть, чтобы что-то узнать — сейчас это считается неправильным. Основная задача археологии как науки в отношении еще сохранившихся памятников — подольше их сохранить.

Однако такой подход к изучению археологических памятников — настоящая дилемма для ученых. С одной стороны, хочется всё сохранить, но в то же время информация о курганах и памятниках остается закрытой. И не все археологи с этим подходом согласны.

— Наука развивается, методика совершенствуется, как и техническое оснащение, и определенная логика в том, что какие-то объекты нужно сохранить для будущих исследователей, есть, — говорит Сергей Сиротин. — Но в свете последних тотальных разрушений, если есть возможность для исследования курганов, их нужно исследовать. Это моя точка зрения.

Зарытая история

Фото: РИА Новости/Павел Львов

Он подчеркнул, что выбор археологов всегда делается в пользу того кургана, которому действительно что-то угрожает.

История Кургана

Датой основания города Кургана официально считается 1679 год. Его основателем называют Тимофея Невежина, который первым поставил избу на берегу Тобола, в окрестностях огромного древнего кургана. Постепенно к нему стали присоединяться другие переселенцы. В 1695 году поселение перенесли на 8 верст ниже по течению Тобола.

До 1738 года населенный пункт назывался Царевым Городищем, а затем – Курганской слободой. В начале XVIII века здесь построили деревянную крепость. В 1782 году по указу императрицы Екатерины II Курганская слобода стала городом Курган.

Свое название город получил по Цареву кургану. Путешествовавший по Уралу академик Петр Симон Паллас в 1770-е годы писал про него в своей книге следующее: 

В 1959-60 годах Царев курган изучала экспедиция под руководством археолога К.В. Сальникова. Согласно результатам исследований, высота кургана составляла 5,5 м, а диаметр 92 м. Курган окружал ров шириной 13 м и глубиной около 1 м, с двумя разрывами. Видимо, так обозначили основание будущей насыпи, а через разрывы во рву на площадку поднимали землю.

Оказалось, что курган возник в эпоху бронзы. Он являлся могилой какого-то почитаемого человека, но вскоре после захоронения был разграблен. Унесли практически все, в том числе отсутствовали останки погребенного. Под центром насыпи ученые обнаружили настил, занимающий округлую площадь диаметром 34 м и состоящий из нескольких слоев бревен. Из могильного инвентаря дошли лишь жалкие остатки: 132 мелких черепка, бронзовый наконечник стрелы, обломок изделия из железа, деревянный совок, обломки деревянных изделий. К настоящему времени и от самого кургана совершенно ничего не осталось – на его месте возник один из микрорайонов города.

Постепенно город Курган стал центром торговли продуктами земледелия и скотоводства. Промышленность была представлена в основном лишь предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья.

Поскольку город был удаленным, его использовали как место ссылки, в том числе сюда отправили часть декабристов. Всего с 1830 по 1857 год в Кургане проживало 13 декабристов. Среди них были Вильгельм Кюхельбекер, Андрей Розен, Михаил Нарышкин, Николай Басаргин, Александр Бригген и другие. Двое декабристов, Иван Повало-Швейковский и Иван Фохт, умерли и были похоронены в Кургане.

Курган стал быстро расти после строительства Транссибирской магистрали. В 1897 году в городе насчитывалось 10063 жителя, а в 1904 году – уже 19912 человек. Резкий рост численности населения города произошел и позже – в результате эвакуации предприятий в годы Великой Отечественной войны из европейской части СССР.

В прошлом город Курган входил в Тобольскую губернию. С 1934 года он вошел в состав Челябинской области. В 1943 году из 32 районов Челябинской и 4 районов Омской областей была образована Курганская область, Курган стал ее административным центром.

В Кургане развита промышленность. Здесь выпускают: автобусы, дорожно-строительную и коммунальную технику, мостовые металлоконструкции, БМП, легковые прицепы, трансформаторы, доильные установки, оборудования для нефтегазодобывающей, атомной и других отраслей промышленности, оборудование электрохимической защиты, электромонтажные изделия, метизные изделия, буровые машины, снегоболотоходы, ленточные конвейеры, лекарственные препараты и т.д.

В Кургане родились артист Юрий Гальцев, музыкальный продюсер, композитор Максим Фадеев, певицы Елена Темникова и Юлия Савичева.

В настоящее время численность населения Кургана — 318 045 человек и постепенно сокращается. Курганская область – самый бедный регион Урала и прилегающих к нему областей.

Пазырыкские татуировки

Татуировки — отдельный вид искусства древнего алтайского племени. Во втором кургане нашли мумию вождя, умершего более двух тысяч лет назад. На коже правой половины тела сохранились татуировки, нанесенные методом втирания сажи в наколотые места. Фрагмент этой татуировки хранится в Эрмитаже.

Ученые выяснили, что все пазырыкцы — мужчины и женщины — украшали себя сложнейшими изображениями тотемных животных. Для орнамента характерны композиции из нескольких зверей и птиц, изображения отдельных частей тела. Татуировки были не украшением, а частью верований племени.

Galina Gorshenina

Крепости

Крепость на г. Петушок — находится на юго-западной
окраине Горячего Ключа, на окончании северного отрога хр. Котх. Крепость невелика,
площадь — всего 100—120 м 2 . Видимо, она являлась цитаделью более обширного поселения,
располагавшегося на северных склонах Котха. Сохранились забутовочные камни от стен
на высоту около 30 см. Крупные лицевые камни разобра­ли местные жители. Хорошо заметен
поперечный ров, отделяю­щий крепость от основной части отрога. Поверхность задернова­на
и поросла небольшими деревьями. С запада под скалой Пету­шок и в стенке рва сохранились
остатки скальных погребений — скальные катакомбы.

>Крепость не подвергалась раскопкам, но по случайным находкам может быть отнесена
к средневековому времени, к IX—XII вв. Она контролировала стратегическое место —
узкий проход из горных долин бассейна р. Псекупс на равнинную часть Закубанья. Здесь
проходили торговые караваны по очень удобной дороге, идущей на Черноморское побережье
в район современного пос. Новомихайловского, где имелись торговые центры и пристани.

В ущельях северных склонов хр. Котх имеются другие скальные катакомбы, например,
в балках Курортной и Больничной (черта города Горячего Ключа). Эти погребальные
сооружения вырубались в скальных обнажениях на значительной высоте. Они имеют форму
грота с узким выходом. Во многие из них можно попасть лишь с альпинистским снаряжением.

Крепость Поднависла — находится на левом берегу р. Чепси (левый
приток р. Псекупс) в 300 м к западу от х. Поднависла, на скальном останце, примыкающем
справа вплотную к грунтовой дороге, идущей в горы. Местное название Чертов палец.

Укрепление совсем маленькое. После взрывов, которые проводили строители дороги,
уцелела площадь 15×4 м и несколько больше на склоне. Сейчас хорошо виден культурный
слой в обнажениях (кости, зола, фрагменты керамики). Особенностью этого укрепления
являются сохранившиеся вырубленные в скале емкости для воды с подтесами, чтобы плотно
ложились крышки. Оно поражает своей миниатюрностью. Крепость находилась на торговой
дороге, связывавшей степное Прикубанье и Черноморское побережье. Датируется средними
веками, концом I тыс. — первыми веками II тыс. Население, оставившее ее, могло принадлежать
к предкам адыгов или к аланам.

Обе крепости скорее всего оставлены аланами, имевшими государственность и стремившимися
поставить под контроль предков современных адыгов. Они по своему расположению могут
войти в один маршрут. За перевалом лежит дол. р. Нечепсухо, где также имеются археологические
памятники, современные горячеключевским. Проезд на автобусе или автомобиле до х.
Поднависла, что за с. Фанагорийское — 1,5—2 часа.

Туристические маршруты на
Форуме Горячего Ключа

Исследование курганов и самые древние захоронения

В Николаевской области ученые насчитывают более 5 тысяч курганов. Часто они служили маяками кочевникам Причерноморья. Курганы разбросаны по всей области. Как выяснилось — это не только скифские курганы. Есть и более древние захоронения, причем не все подобные сооружения хорошо видно. Иногда древний курган может быть настолько разрушен временем, что в высоту достигает не более 20 сантиметров и похож на бугорок. Как объясняют специалисты, чтобы обнаружить такой курган, нужно цепью проходить поле. 

Исследование таких захоронений началось 50-60 годах 20 века. И сейчас ученым есть над чем работать. Там более, что новые курганы иногда открываются совсем ненаучным способом. 

Одна из первый экспедиций на Николаевщине была организована в Новобугском районе в 1956 году Московским государственным университетом. Тогда были открыты три поселения и стоянки возле сел Новопетровка, Ганновка,  Красная Поляна и Софиевка. В этом районе археологам было много работы. В 1965-1966 годах работали экспедиции Николаевского краеведческого музея, которые  обнаружили целых  шесть стоянок эпохи мезолита. В 1967 году Ингульской экспедицией в районе затопления Софиевского водохранилища были найдены четыре кургана у сел Новорозановка, Пелагеевка.

Массовое исследование курганов на Николаевщине состоялось в 1987 году. Тогда  связи с написанием свода памятников истории и культуры экспедицией Николаевского краеведческого музея была проведена фронтальная разведка Новобугского района. Зафиксирован ряд курганов и поселения у сел Новониколаевка и Ульяновки. Всего на территории района открыто и обследовано 13 стоянок, 18 поселений, зафиксировано 113 курганов. По своим культурно-хронологическим показателям они распределяются следующим образом: эпоха палеолита — 3, мезолита – 13, бронзы – 14, Черняховская культура — 6. 

Но наиболее известная находка этой эпохи сделана в 1978 году возле села Анетовка Доманевского района. Там до сих пор идут раскопки. Сейчас это самый большой археологический памятник в Украине по количеству каменных изделий, найденных на территории одного поселения. 

Оставили свой след и трипольцы. Их курганы обнаружены практически в каждом районе области. Всего таких курганов зафиксировано 6. Это не просто захоронения. Трипольцы превращали курганы в своеобразные храмы, ориентированные по сторонам света. Археологи предполагают, что курганы служили для трипольцев даже обсерваториями. 

Как добраться до Кургана?

До Кургана идут трассы из городов Екатеринбург, Челябинск, Тюмень. Можно доехать на личном автомобиле, ходят рейсовые автобусы, либо можно доехать на одном из поездов. Через Курган проходят Транссибирская железная дорога и федеральная трасса М-51.

Расстояние от Екатеринбурга – 380 км, от Челябинска – 270 км, от Тюмени – 200 км, от Перми – 740 км. Желаю вам интересных путешествий!

ВикипедияКурган – 2ГИС Курганская область. Путеводитель. – Екатеринбург, ИД «Фест Хэнд», 2013. Сальников К.В. Царев курган на реке Тоболе // Вопросы археологии Урала. — Свердловск, 1962. — Вып. 2. 

Павел Распопов

UraloVed.ru

Поддержать «Ураловед»

Находки

На высоте 7 метров от основания кургана было обнаружено искорёженное огнём копьё с крестом, идентифицировать которое удалось лишь после проведения рентгенографии в Курчатовском институте. Благодаря этому же методу стало ясным, что артефакт, ранее считавшийся ножом, на самом деле являлся символом власти — скипетром, а не боевым оружием. Такие выводы были сделаны после того, как в ходе тщательного анализа на обеих сторонах пластины-лезвия обнаружились декоративные украшения в виде фестонов и скандинавский орнамент «еллинг», инкрустированный серебряной проволокой. К слову это лишний раз подтверждает версию о том что «Чёрная могила» есть княжеское погребение.

Кроме того в кургане были найдены кольчуги, сабля, щит, шлемы, копьё, наконечники стрел, а также «большой меч», принадлежащий либо к типу Z, либо типу L, появление которых относится к 1000 году или позднее.

Среди раскопанных предметов присутствовала хозяйственная утварь (12 ведёр, 2 металлические посудины, серпы, жаровня, топоры), украшения, детали поясов, игральные кости, серебряная цепь с головками животных.

Немало находок имело ритуальное предназначение, к примеру, два жертвенных ножа, железный сосуд с бараньими костями и ритоны из рогов тура, обрамлённые ободом с изумительно тонкой резьбой, изображающей фантастических людей, птиц и животных.

Кстати, предметы со схожими орнаментами обнаруживались в кургане близ Золотых ворот в Киеве, а также при раскопках в Средней Чехии и Юго-Западной Словакии.

Все обнаруженные в «Чёрной могиле» артефакты находятся под охраной государства и хранятся в Государственном историческом музее.

Пазырыкские курганы и вечная мерзлота

Пазырыкская культура распространялась на территории всего горного Алтая. Это не только Республика Алтай, но и восточная часть современного Казахстана, часть Монголии. Однако множество важных открытий сделано были именно после раскопок могильников у села Балыктуюль.

Уникальность курганов состоит в том, что они промерзшие. Такое явление — замерзание могильников — в мире больше нигде не повторялось. Например, во втором, третьем и пятом курганах мерзлота распространилась значительно глубже дна погребальной ямы, в первом и четвертом — только достигла пола камеры.

Саркофаг из лиственницы, Alexander Fokichev

Удивительно появление мерзлоты в зоне, которая находится за пределами сплошной мерзлоты. Ученые пришли к выводу, что этому способствовало стечение климатических факторов, а сохранить эффект курганной мерзлоты помогала каменная наброска поверх захоронений. Она сработала как защита от летнего прогревания грунта.

Археологические находки

Благодаря холоду в камерах пазырыкских курганов отлично сохранились артефакты. Не только предметы быта, а вся органика: волокна, ткани, волосы и мумии людей. И если обычно археологи находят только предметы из камня, металла и керамику, то пазырыкская культура предстает перед учеными полностью, со всеми возможными деталями. Например, сохранность тел людей позволяет ученым выяснить даже то, чем питались пазырыкцы.

В самом большом кургане обнаружили шатер и китайскую деревянную колесницу (6 метров в длину), запряженную четырьмя лошадьми. Здесь же найден и знаменитый на весь мир ворсовый ковер — самый старый из известных и сохранившихся на сегодняшний день. Поражает детализация узора на нем: даже сейчас легко различить всадников на лошадях.

Самый старый в мире ворсовый персидский ковер, Alexander Fokichev

Очень интересны маски из войлока и кожи, надетые на морды лошадей. Такие украшения превращали скакунов в мифических оленей и грифонов. Седла тоже были украшены орнаментом.

В курганах найдены древнейшие декоративные изделия из дерева. Они выполнены в очень сложной технике скифского звериного стиля. Есть кожаные и войлочные украшения очень тонкой работы, аппликации со вставками из золота. Все предметы искусства изображают животных и птиц.

Одежда не только из кожи и меха (как думают многие о людях того периода времени), но и из шерсти, тончайшего шелка. Пазырыкцы делали вышивку, окрашивали ткани.