Что такое кривая эббингауза: как запоминать больше и лучше

Повышение скорости обучения

Герман Эббингаус предположил, что скорость забывания зависит от ряда факторов, таких как сложность усвоенного материала (например, насколько он значим), его репрезентация и другие физиологические факторы, такие как стресс и спать. Он также предположил, что уровень базального забывания мало различается у разных людей. Он пришел к выводу, что разницу в производительности можно объяснить навыками мнемонического представления.

Далее он выдвинул гипотезу, что базовое обучение мнемоническим техникам может частично помочь преодолеть эти различия. Он утверждал, что лучшими методами увеличения силы памяти являются:

  1. лучшее представление памяти (например, с мнемонический техники)
  2. повторение на основе активный отзыв (особенно интервальное повторение).

Забыть кривую с интервалом повторения

Его предпосылка заключалась в том, что каждое повторение в обучении увеличивает оптимальный интервал до того, как потребуется следующее повторение (для почти идеального удержания, возможно, начальные повторения должны быть сделаны в течение нескольких дней, но позже они могут быть сделаны через годы). Он обнаружил, что информацию легче вспомнить, если она построена на том, что вы уже знаете, и кривая забывания сглаживается при каждом повторении. Оказалось, что, применяя частые тренировки в обучении, информация закреплялась путем повторного вспоминания.

Более поздние исследования также показали, что, помимо двух факторов, предложенных Эббингаузом, более высокое первоначальное обучение также приводит к более медленному забыванию. Чем больше информации было изучено изначально, тем медленнее будет скорость забывания.

Ежедневно уделяя время запоминанию информации, вы значительно уменьшите эффект кривой забывания. Некоторые консультанты по обучению утверждают, что просмотр материала в первые 24 часа после изучения информации — это оптимальное время для повторного чтения заметок и уменьшения количества забытых знаний. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что 10–20% времени, когда потребуется информация, является оптимальным временем для одного обзора.

Тем не менее, некоторые воспоминания остаются свободными от пагубного воздействия помех и не обязательно следуют типичной кривой забывания, поскольку различные шумы и внешние факторы влияют на то, какая информация будет запомнена. Среди сторонников гипотезы ведутся споры о форме кривой для событий и фактов, которые имеют большее значение для данного предмета. Некоторые сторонники, например, предполагают, что воспоминания о шокирующих событиях, таких как Кеннеди Убийство или же 9/11 ярко отпечатываются в памяти (флэш-память). Другие сравнивали одновременные письменные воспоминания с воспоминаниями, записанными годами позже, и обнаружили значительные вариации, поскольку память субъекта включает в себя информацию, полученную позже. В этой области проводятся обширные исследования, связанные с опознание очевидца показания и свидетельства очевидцев оказываются явно недостоверными.

Кривая забвения — что это?

Герман Эббингауз, философ 19-го века, изучал феномен долговременной памяти. В то время исследования были сосредоточены исключительно на запоминании текста. Но у Эббингауза возникла другая идея: вместо слов он попытался запомнить несвязные слоги. 

В течение 1 часа Эббингауз забыл 60% выученного. Потом процесс забывания замедлился, и через 6 дней Эббингауз помнил только 20% выученного. 

Что делать, чтобы повысить продуктивность на работе.

Так ученый определил существование некой кривой забвения — того, как память постепенно (сначала быстро, потом медленнее, и так до полного исчезновения) стирает заученную информацию, если ее не повторять регулярно.  

Согласно Эббингаузу, наша способность хранить информацию зависит от двух факторов:

— качества запоминания (были ли вы сосредоточены или постоянно отвлекались)

— времени с момента запоминания

Значит, есть два решения, которые позволяют лучше запоминать:

— проверенные техники запоминания

— качество и количество повторений

Как это работает

Представьте, что любая информация, которую вы хотите запомнить, — это кирпич, а повторение этой информации — цемент. 

Без цемента кирпичи не скрепятся, и всё здание рухнет. С другой стороны, если цемента между кирпичами будет слишком много, здание тоже не будет прочным. Кроме того, за повторениями вы потратите много времени и энергии впустую.

Так что у нас две новости: хорошая и плохая. Плохая состоит в том, что вы забываете быстрее, чем вам кажется. И это неизбежно. Хорошая — есть эффективные и проверенные методики запоминания. 

Что делать, когда мысли о незаконченных задачах мешают жить, — читайте в статье об эффекте Зейгарник.  

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Кривая забывания Эббингауза

В конце XIX века психолог Герман Эббингауз плотно занимался изучением памяти. Он старался запоминать совершенно случайные и бессмысленные наборы слов, а через определенные отрезки времени проверял свою память. В заключение своего исследования он определил закономерность, которая сегодня известна обществу как «Кривая забывания Эббингауза». Основной ее смысл заключается в том, что скорость забывания обратно пропорциональна времени с момента запоминания какой-либо информации. Тем самым, чем больше прошло времени, тем медленнее она запоминается. Однако данная теория не совсем правильно отражает реалии. Если исходить из ее правил, то можно подумать, что когда-то мы всё-таки забудем все то, что запоминали. Но ведь этого не происходит. Можно сказать даже больше, некоторые моменты запоминаются в памяти моментально и на всю жизнь.

Проведение тестирования

Для проведения исследования тестируемому ребенку говорят: «Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом порядке, в каком запомнил». После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, только имена существительные.

Далее просим испытуемого повторить те слова, которые он запомнил, и отмечаем их галочкой в таблице. После говорим ребенку еще раз о том, что: « Сейчас я назову тебе еще раз эти же слова, а ты мне их снова повторишь, те слова, которые уже говорил, и новые которые запомнишь в любом порядке».

Зачитываем еще раз список слов и отмечаем во второй графе таблицы те слова, которые испытуемый называет. При этом если ребенок горит слова, которых не было в списке теста, мы их так же записываем в таблицу ответов в специальной графе. После чего исследуемый материал предлагается повторить ребенку еще 5-6 раз до полного его запоминания. Экспериментатор для проверки ребенка, горит только: «Еще раз» и ребенок должен начать перечисление запомнившихся ему слов. Каждый ответ фиксируется в таблице.

После проведения первой части тестирования, экспериментатор сообщает испытуемому о том, что: «Через час, повторишь мне эти слова еще раз». И дает ребенку время на отдых, он может поиграть в пассивные игры, почитать книгу, посмотреть в окно.

По истечении 60 минут, экспериментатор просит повторить еще раз слова. Испытуемый без предварительного прочтения списка слов, повторяет запомнившиеся ему слова, в любом порядке. Экспериментатор отмечает в таблице все слова, которые произносит ребенок кружочками.

Принцип работы методики интервальных повторений

Как известно, редко какое правило или слово запоминаются с первого раза, и чтобы они зафиксировались в памяти, важно повторять информацию, которую мы хотим запомнить

Чтобы информация перешла в долгосрочную память и осталась в ней, требуется время – время, в течение которого запоминаемое необходимо повторять. Доказано, что существуют условно идеальные моменты для повторения – перед тем, как вы забудете выученное. Если начать повторение раньше или позже этого момента, оно будет не таким эффективным. Мозг каждого человека индивидуален, поэтому интервалы могут варьироваться, но в их основе лежит научно доказанный механизм забывания.

Хитрая память: как мы запоминаем информацию

Думаю, каждый из нас встречался с любопытной особенностью памяти. Например, текст понравившейся песни запоминается как будто сам по себе. Стоит только несколько раз послушать её, и слова врезаются в память чуть ли не навсегда. Проверим?

— И снова седая ночь…

Если вам за 25, вы наверняка пропели дальше

При этом абсолютно неважно, как давно вы слушали саму песню — хоть бы и 10 лет назад. Причина вот в чём: чем больше эмоций у нас вызывает информация, тем активнее создаются нейронные связи, которые и отвечают за запоминание

При этом не требуется вообще никаких усилий.

А вот что-то скучное и неинтересное запоминается с трудом. Студенты всего мира знают об этом не понаслышке. Зубрёжка остаётся единственным способом хоть как-то сдать предмет. Но она требует больших усилий, а выученное улетучивается из памяти буквально за несколько дней. 

Эббингауз попытался разобраться, как работает память, если она не привязана к эмоциям. И как запоминать скучную, но важную информацию надолго и без чрезмерных усилий.

Спойлер: ему это удалось.

Изучение иностранных языков

11. Стремитесь говорить так, как носитель

На уровне С2 вы также отлично владеете языком в своей профессиональной сфере, как и носитель, однако, акцент у вас наверняка есть, как и другие незначительные ошибки.

Важно отметить, что здесь основную роль играет не уровень знаний, а иные моменты. К примеру, интонация или акцент

Акцент сразу бросается в глаза, и если вы не можете правильно произносить «р» на испанском языке, но на вас всегда будет висеть ярлык «иностранец».

Мышцы языка не настроены «на работу» раз и навсегда, поэтому вам по силам выучить определённое количество новых звуков. Всё, что вам нужно – это общение с носителем, уроки по фонетике и несколько часов практики.

Но есть более важная вещь, о которой часто забывают, — это интонация, а именно: падение голоса, шаг в словах, подъём, ударение. Необходимо имитировать ритм речи с помощью визуализации фразы или предложения.

К примеру, если вслушаться, то вы услышите, что слово «France» произносится по-разному в «I want to go to France» (падение голоса) и «France is a beautiful country»(подъём голоса).

Поэтому важно, когда вы учите фразы или повторяете предложения на иностранном языке, подражать их музыкальности

Вы в состоянии менять своё произношение просто сосредоточив внимание на звуке, а не исключительно на словах

К примеру, если сравнивать английский и французский, то в последнем повышение интонации перед паузами – это довольно частое явление, однако, если делать это ещё и в конце предложения, то фраза будет выглядеть незавершённой.

Не делайте таких ошибок.

Просто вслушивайтесь в то, как говорит носитель, имитируйте его интонацию, это поможет вам сделать работу над своими ошибками.

Второй важный момент – это физическое преображение, то есть культурная и социальная интеграция

Этот аспект часто упускается из виду, но если вы хотите, чтобы вас принимали за носителя языка, это очень важно, даже на ранней стадии изучения

Автор рассказывает, как он впервые посетил Египет, владея египетским арабским на уровне В1. Он очень расстроился из-за того, что большинство жителей Каира, с которыми он сталкивался, говорили с ним на английском, не давая ему ни малейшего шанса показать свой арабский.

Бенни Льюис

Местные жители просто окидывали его беглым взглядом и сразу распознавали в нём иностранца. Тогда Бенни сел на оживлённой улице и стал фиксировать всё, что делали не так, как он, египтяне его возраста.

Как они шли, в какой одежде, как держали руки, насколько громкой была их речь, какая у них мимика и много других нюансов. Так он смог понять, как уйти от некоторых явных отличий.

Он снял свою яркую летнюю одежду, несмотря на высокую температуру воздуха надел более темные и тяжелые вещи, кеды поменял на обычные чёрные туфли и снял шляпу. Также стал двигаться с большей уверенностью и поменял выражение лица.

Отношение к нему тут же изменилось. Буквально каждый человек во время оставшейся части путешествия заговаривал с ним на арабском языке, даже в туристических районах, где каждый знает английский и умеет распознавать туристов.

Это преображение помогло без особых хлопот завершить путешествие

Просто начните обращать внимание на такие различия, и вы их сразу заметите

12. Будьте полиглотом

Если вы задались целью говорить на нескольких языках, то описанный выше процесс можно повторять раз за разом, однако, важно сосредоточиться на одном языке до тех пор, пока не достигнете продвинутого уровня. Беритесь за следующий язык только тогда, когда в предыдущем вы будете чувствовать себя как рыба в воде

Беритесь за следующий язык только тогда, когда в предыдущем вы будете чувствовать себя как рыба в воде.

За несколько месяцев можно освоить очень много информации, и если вы намерены до конца своей жизни говорить на этом языке, то постоянная практика – это то, что теперь должно вас всегда сопровождать.

Необходимо применять язык так часто, как это позволяют возможности. Но когда вы достигнете уровня понимания свободной беглой речи, и сможете говорить также, то поддерживать язык станет гораздо легче.

Приведённые в статье советы нацелены на то, чтобы дать вам хороший заряд на начало, но не забывайте и об огромном интернет – сообществе полиглотов, советы которых тоже вам пригодятся, и которые готовы предложить вам свою помощь.

Эффект края

Эта необычная закономерность памяти занимает в разведывательном деле особое место. Чтобы проверить ее, проведите небольшой эксперимент. Быстро, без подготовки, прочтите:

фейерверк; функция; апельсин; доктор; автомобиль; журнал; часы; редакция; диван; небоскреб; панно; метеорит.

Закройте список и попробуйте вспомнить слова из него. Проверьте себя. Скорее всего, в число запомнившихся вам слов попадут «фейерверк» и «метеорит». Слова из середины списка будут припоминаться труднее и с ошибками. Итак, лучше всего запоминается начало и конец. Эффект края работает не только на списках. Когда вы пытаетесь вспомнить события прошедшего дня, яснее всего видятся утро и вечер. На экзамене студенты мечтают вытянуть первый билет. При заучивании легенды труднее всего дается ее хронологическая середина.

Как уже говорилось, эффект края активно используется в разведке. С его помощью вы можете замаскировать свой интерес к какой-либо теме. Для этого не заговаривайте о том, что вас действительно интересует, в начале и конце разговора. Начните с отвлечённой темы. В середине сообщите или спросите то, что вам нужно. В завершение беседы поговорите о чем-то еще.

Эффект края срабатывает не всегда. Если вы затронете крайне болезненную для человека тему, он запомнит это в любом случае, даже если вы поднимете ее в середине беседы. Что же, в том и состоит искусство разведчика, чтобы знать больные места людей и обходить их. Задайте вопрос иначе. Например, создайте впечатление недалекого, нетактичного человека, упомянувшего неудобную тему по незнанию или недомыслию. В этом случае собеседник запомнит вашу неуклюжую бестактность, которая оттеснит на задний план суть заданного вами вопроса.

Интервальное повторение

Немецкий психолог, исследователь памяти Герман Эббингауз вывел так называемую кривую забывания. Он установил, что в течение первого часа мы забываем более 50% полученной информации, а через 10 часов от нее остаётся всего 35%. Дальше скорость забывания уменьшается: через 6 и через 30 дней мы помним примерно одинаковое количество выученного материала — около 20%.

На этом свойстве памяти и основана методика интервального повторения. Если повторять материал, когда мы почти успели его забыть, но ещё не забыли — он запоминается лучше.

Если повторение происходит в тот момент, когда информация еще свежа в памяти, эффект повторения минимален. Если же мы взялись за повторение слишком поздно, нам приходится учить всё заново.

Экспериментальным путём психологи выяснили: чтобы быстро выучить нужный материал, повторять его надо через следующие интервалы:

  • сразу по окончании чтения,
  • через 20 минут после первого повторения,
  • через 8 часов после второго,
  • через 24 часа после третьего.

Так можно усвоить нужную информацию за несколько дней. Если же на изучение материала есть несколько месяцев, схема другая:

  • сразу по окончании чтения,
  • через 20–30 минут после первого повторения,
  • через 1 день после второго,
  • через 2–3 недели после третьего,
  • через 2–3 месяца после четвёртого повторения.

Это общие рекомендации. Индивидуальный график интервального повторения может выглядеть немного иначе. Его можно рассчитать самостоятельно, а можно воспользоваться специальными программами в интернете, которые для этого и придуманы.

Одна из таких программ — карточки Anki. Чтобы создать набор карточек, нужно скачать программу на компьютер. Лучше всего Anki подходят для запоминания дат, формул, имен, географических названий, иностранных слов. Для одного предмета стоит делать одну колоду, чтобы не путаться в информации из разных областей. Одна карточка — это один вопрос, а на обороте — ответ.

После создания колоды программа начинает самостоятельно предлагать пользователю карточки через определённые интервалы времени. Задача игрока — вспомнить ответ и сообщить программе, как быстро ему это удалось. Если информация сразу всплыла в памяти, нужно нажать кнопку Easy, если пришлось подумать — кнопку Good, а если вспомнить не получилось — кнопку Again. После этого карточки будут показываться раньше или позже, а через какое-то время программа установит наиболее подходящий именно пользователю интервал повторений. Останется только выучить материал, изложенный на карточках.

Резюме

Для того, чтобы изучить английский язык и запоминать на 400% больше используйте метод эффективного повторения.

Секрет эффективности некоторых популярных школ заключается именно в правильной системе повторения пройденного материала.
Так например в школе Genius English эта техника повторения уже встроена в структуру курсов.
Вот как это работает: если в первом уроке студент учит цвета, то он их повторяет в материалах 2-го, 7-го и 12-го уроков, но уже в другом контексте. Тоже самое с правилами и языковыми конструкциями.

В Genius English мы используем для обучения студентов самые эффективные методики изучения и повторения. Применяемые инструменты позволяют овладеть английским языком в ускоренном режиме. И самое главное, что после прохождения наших курсов студенты сохраняют в памяти практически весь объем изученного материала.

Еще несколько закономерностей запоминания и забывания

  • Мозг постоянно связывает опыт с новыми проблемами, и чем больше человек знает, тем легче запоминаете новое.
  • Вспоминается лучше всего в тишине и одиночестве, т.к. мозг не отвлекается на фоновые шумы, от которых он призван нас защищать.
  • Больше всего информации приходит на сытый желудок или после небольшого стресса. Еда — это возможность для мозга потребить глюкозу. А стресс — эмоции, способствующие процессу памяти.
  • Те, кто занят умственным трудом, меньше страдают от ухудшения памяти в старости и живут дольше.
  • Заучивание перед сном дает эффект замедления «стирание информации». Это происходит потому, что между стадиями забывания и воспроизведения нет никакой деятельности, т.к. человек спит. Повторили на ночь, и спать. Утром опять подучили, вспоминается очень легко.
  • Важна внутренняя установка на запоминание. Причем лучше всего срабатывает «эффект будильника»: запомнить на год, месяц, день. Наш заботливый мозг тут же укладывает информацию в соответствующее хранилище памяти. Здесь действует как кратковременная, так и долговременная память.

Однако исследования показали, что постоянные повторения ведут к «плато». Где же выход?

Расписание для повторения

Метод интервальных повторений впервые предложен Алексом Мейсом в 1932 году. Этот метод был создан ради того, чтобы улучшить запоминание. Исследователи памяти пришли к выводу, что частые повторения быстро приведут к плато и вовсе не являются благом. Успех оказался связанным с более редкими повторами. Оказалось, что если повторять нужную информацию в тот самый момент, когда она вот-вот забудется, то успех гарантирован! Но это еще не все. В момент, когда вы чувствуете, что шанс помнить материал снизился до 10 процентов («тут помню, тут не помню»), опять организуете повторение темы. Наконец, после истечения определенного времени, когда забывание вот-вот готово стереть усвоенное в порошок, вы опять вытаскиваете покрытое пылью на поверхность своего рабочего стола. Проделав такие манипуляции с нужной информацией несколько раз, вы никогда ее не забудете! Главное — не количество часов на повторение, а расписание этих занятий!

Эффект края

В процессе исследований Г. Эббингауз открыл массу интересных закономерностей. И одну из них назвали «эффектом края». В чем ее суть?

Есть простой пример. Если прочесть список слов, то, скорее всего, вы запомните лишь первой и последнее. Информацию из средины перечня будет запомнить сложнее. Ученый доказал, что лучше всего усваиваются начало и конец. Например, если пересказывать текст, то его начало и концовка запоминаются четко, а вот к заучиванию середины придется приложить больше усилий.

Кстати, эта особенность человеческого мозга работает не только со списками и текстами. Эффект края активно используется в разведке и некоторых других областях

Если человек начинает общение с отвлеченной темы, далее спрашивает о чем-то важном для него, а заканчивает, опять же, рассказывая о мелочах, скорее всего, вы запомните лишь начало и конец разговора

Метод рациональных повторений и где он используется

Эббингауз заметил, что повторения меняют механизм забывания. С каждым из них процесс замедляется. И его вполне можно почти остановить. То есть запоминать до 95% информации на неограниченно длительное время. Практически навсегда.

График повторений информации:

  • первое — сразу же после изучения;
  • второе — через 10–15 минут после первого;
  • третье — спустя 10 часов после второго;
  • четвёртое — через 24 часа после третьего;
  • пятое — по прошествии 3–5 дней после четвёртого.

При желании можно добавить шестое и седьмое повторение, чтобы уж точно никогда не забыть выученное. Через две недели и два месяца соответственно.

В качестве повторения хватит и минимального контакта с информацией. Рассмотрим это на примере изучения английской лексики. 

Допустим, у вас есть 5 новых слов:

  • attractive — привлекательный;
  • charming — очаровательный;
  • moustache — усы;
  • skinny — худощавый;
  • swarthy — смуглый.

Повторение будет засчитано, когда при появлении первой части пары вы без ошибок назовёте вторую. Вы видите «charming» — и отвечаете «очаровательный». И всё

Абсолютно неважно, будете ли вы проговаривать слово вслух или про себя, медленно или быстро. А в приложениях можно просто нажимать на нужные кнопки

Повторение всё равно случится.

Всё максимально просто и эффективно. Потому что работает эта формула вне зависимости от типа информации и эмоциональной привязки к ней.

Именно поэтому этот способ используется сегодня во многих обучающих проектах. И он идеально подходит, чтобы изучать иностранную лексику. Потому что методика рациональных повторений позволяет запоминать до 300 слов каждый месяц — по 10 в день!

Как это вообще возможно?

Очень даже просто. Программа на смартфоне без проблем поставит таймер на каждое из слов и составит оптимальный график повторений. На одно слово нужно 5–7 секунд. То есть за 10–15 минут студент без проблем проходит полноценную тренировку по новым словам и вспоминает старые по графику рациональных повторений.

Мы даже провели собственную аналитику среди пользователей нашего приложения ED Words. Проанализировали результаты людей, которые изучали лексику с его помощью. Выяснилось, что в среднем пользователь успешно изучает 7,7 английских слов в день. При этом на занятия ежедневно тратится только 12 минут.

ED Words даёт только базовые цифры. При занятиях с преподавателем, высоком уровне мотивации и вдохновения, а также при правильном подборе интересных учебных пособий результат можно улучшить в несколько раз.

Изучать таким способом можно абсолютно всё: от котировок акций до всемирной истории. Рациональные повторения работают вне зависимости от характера информации — ведь с их помощью можно выучить даже бессвязные слоги!

Хотите убедиться, что ваша память чертовски хитрая и начинает удалять ненужную информацию практически сразу после того, как та поступает в мозг? Попробуйте вспомнить тот ряд слогов, который мы предложили как пример в начале статьи. Уверены на 99%, что у вас не получится назвать ни одного. А ведь прошло не более пяти минут.

Метод Эббингауза позволяет изящно обойти эту привычку мозга, чтобы найти аккуратный бэкдор в постоянную память и загрузить туда всю нужную информацию. Учитесь с удовольствием и без зубрёжки!

Классификация видов памяти

Память классифицируют по разным признакам. Рассмотрим основные из них.

По продолжительности

Это критерий, определяющий, как надолго информация задерживается в мозге. Выделяют следующие виды памяти:

Оперативная. Это поверхностная и непродолжительная память. Ее еще называют рабочей. На этом уровне запоминания срок хранения информации ограничивается периодом ее использования. Например, чтобы понять, о чем это предложение, вы запоминаете значения слов, написанных в нем. Дочитав предложение до конца, вы уже не сможете воспроизвести его дословно, а передадите своими словами. Так, как поняли сами. Самое интересное, что мозг даже не стремится запоминать эту информацию. Однако объем оперативной памяти можно увеличить с помощью тренировок.

Сенсорная. Первая ступень в процессе запоминания информации. Она относится к физиологическому уровню, поскольку запоминает сигналы, поступающие от органов чувств. Информация хранится не дольше 4 секунд. Самыми известными видами сенсорной памяти являются слуховая и зрительная
Лишь незначительная часть информации, принимаемой с помощью слуха или зрения, привлекает наше внимание. Но когда это происходит, то она уже переходит со стадии сенсорной памяти на уровень кратковременной.

Кратковременная
Этап запоминания, на котором начинается сознательный процесс обработки информации. На этом уровне информация, которая нас заинтересовала, хранится не дольше 30 секунд

За это время мозг обрабатывает полученные данные и определяет степень их важности. Важная информация дублируется, а ненужная – удаляется

В кратковременной памяти вмещается не более семи не связанных между собой элементов. Чтобы запомнить такую информацию на длительный срок, необходимо сосредоточиться на ней и несколько раз повторить. Иначе она будет замещена другими данными.

Долговременная. Этот вид памяти характеризуется огромным объемом и практически неограниченным сроком хранения. Чтобы информация дошла до этого этапа, ее необходимо осмыслить, детально проанализировать и провести ассоциации с уже имеющимися сведениями. Простое заучивание здесь не поможет. Но даже если вы запомнили информацию правильно, ее может быть непросто извлечь из долговременной памяти, потому что она редко используется.

По психическим процессам

В мозг информация поступает через различные каналы. В зависимости от этого выделяют следующие виды памяти:

  1. Образная. Наибольший объем информации хранится у нас в виде образов, полученных посредством органов чувств. Здесь различают зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и вкусовую память. Этот вид памяти первый, который начинает работать еще у новорожденных. А еще встречаются случаи запоминания информации с феноменальной точностью, вплоть до малейших деталей. Такую особенность запоминания называют фотографической памятью.
  2. Двигательная. Она относится к одним из самых древних способов запоминания информации, возникших в процессе эволюции. Моторная память играет очень важную роль, причем не только в спорте. Без нее ребенок не сможет научиться ходить, бегать, прыгать, рисовать, а взрослый человек даже чаю себе не нальет.
  3. Эмоциональная. Этот вид памяти активизируется, когда мы испытываем сильные чувства, яркие эмоции. Первая любовь, рождение ребенка, горечь обиды, радость от встречи после долгой разлуки с близкими и т.д. Такая информация всегда носит ассоциативный характер. Поэтому достаточно появиться какой-то маленькой детали, чтобы мы снова окунулись в этот водопад давно пережитых эмоций. Правда, они уже никогда не достигнут той первоначальной силы.
  4. Словесно-логическая. Это самый молодой вид памяти. Он присущ исключительно человеку, поскольку носит осознанный характер. Мы запоминаем информацию не как набор звуков или символов, а как осмысленный фрагмент. Именно этот вид памяти требует для своего улучшения целенаправленной тренировки.

Еще несколько закономерностей запоминания и забывания

  • Мозг постоянно связывает опыт с новыми проблемами, и чем больше человек знает, тем легче запоминаете новое.
  • Вспоминается лучше всего в тишине и одиночестве, т.к. мозг не отвлекается на фоновые шумы, от которых он призван нас защищать.
  • Больше всего информации приходит на сытый желудок или после небольшого стресса. Еда — это возможность для мозга потребить глюкозу. А стресс — эмоции, способствующие процессу памяти.
  • Те, кто занят умственным трудом, меньше страдают от ухудшения памяти в старости и живут дольше.
  • Заучивание перед сном дает эффект замедления «стирание информации». Это происходит потому, что между стадиями забывания и воспроизведения нет никакой деятельности, т.к. человек спит. Повторили на ночь, и спать. Утром опять подучили, вспоминается очень легко.
  • Важна внутренняя установка на запоминание. Причем лучше всего срабатывает «эффект будильника»: запомнить на год, месяц, день. Наш заботливый мозг тут же укладывает информацию в соответствующее хранилище памяти. Здесь действует как кратковременная, так и долговременная память.

Однако исследования показали, что постоянные повторения ведут к «плато». Где же выход?

Расписание для повторения

Метод интервальных повторений впервые предложен Алексом Мейсом в 1932 году. Этот метод был создан ради того, чтобы улучшить запоминание. Исследователи памяти пришли к выводу, что частые повторения быстро приведут к плато и вовсе не являются благом. Успех оказался связанным с более редкими повторами. Оказалось, что если повторять нужную информацию в тот самый момент, когда она вот-вот забудется, то успех гарантирован! Но это еще не все. В момент, когда вы чувствуете, что шанс помнить материал снизился до 10 процентов («тут помню, тут не помню»), опять организуете повторение темы. Наконец, после истечения определенного времени, когда забывание вот-вот готово стереть усвоенное в порошок, вы опять вытаскиваете покрытое пылью на поверхность своего рабочего стола. Проделав такие манипуляции с нужной информацией несколько раз, вы никогда ее не забудете! Главное — не количество часов на повторение, а расписание этих занятий!

Увеличение скорости обучения

Герман Эббингаус предположил, что скорость забывания зависит от ряда факторов, таких как сложность усвоенного материала (например, насколько он значим), его репрезентация и другие физиологические факторы, такие как и . Далее он предположил, что уровень базального забывания мало различается у разных людей. Он пришел к выводу, что разницу в производительности можно объяснить навыками мнемонического .

Далее он выдвинул гипотезу, что базовое мнемоническим техникам может частично помочь преодолеть эти различия. Он утверждал, что лучшими методами увеличения силы памяти являются:

  1. лучшее представление памяти (например, с помощью мнемонических методов)
  2. повторение, основанное на активном вспоминании (особенно повторение с интервалом ).

кривую забывания с интервалом повторения

Его посылка заключалась в том, что каждое повторение в обучении увеличивает оптимальный интервал до того, как потребуется следующее повторение (для почти идеального удержания первоначальные повторения могут потребоваться в течение нескольких дней, но позже они могут быть сделаны через годы). Он обнаружил, что информацию легче вспомнить, если она построена на том, что вы уже знаете, и кривая забывания сглаживается при каждом повторении. Оказалось, что, применяя частые тренировки в обучении, информация укреплялась путем повторного вспоминания.

Более поздние исследования также показали, что, помимо двух факторов, предложенных Эббингаузом, более высокое первоначальное обучение также приводит к более медленному забыванию. Чем больше информации было изначально изучено, тем медленнее будет скорость забывания.

Ежедневно уделяя время запоминанию информации, вы значительно уменьшите эффект кривой забывания. консультанты по обучению утверждают, что просмотр материала в первые 24 часа после изучения информации — это оптимальное время для повторного чтения заметок и уменьшения количества забытых знаний. Данные свидетельствуют о том, что 10–20% времени, когда потребуется информация, является оптимальным временем для одного обзора.

Однако некоторые воспоминания остаются свободными от пагубного воздействия помех и не обязательно следуют типичной кривой забывания, поскольку различные шумы и внешние факторы влияют на то, какая информация будет запоминаться. Среди сторонников гипотезы ведутся споры о форме кривой для событий и фактов, которые имеют большее значение для предмета. Некоторые сторонники, например, предполагают, что воспоминания о шокирующих событиях, таких как убийство Кеннеди или 11 сентября , ярко запечатлелись в памяти ( флэш-память ). Другие сравнивали одновременные письменные воспоминания с воспоминаниями, записанными годами позже, и обнаружили значительные вариации, поскольку память субъекта включает в себя информацию, полученную позже. В этой области проводятся значительные исследования, поскольку они связаны с опознанием очевидцев, и показания очевидцев оказываются явно ненадежными.

Интерференция в запоминании

Принцип данного эффекта состоит в том, что похожая информация смешивается в памяти. Два похожих воспоминания, будто дополняют друг друга и портят возможность вспомнить все детали. При этом, такие воспоминания мешают запомнить новые информационные блоки. Для того, чтобы снизить влияние интерференции, необходимо научиться разграничивать запоминание похожей информации во временном промежутке. Старайтесь заучивать информацию в таком порядке, чтобы смысловые конструкции заучиваемых текстов были максимально непохожи друг на друга, то есть, чтобы они полностью отличались. Таким образом, поверх выученной информации не будет наслаиваться и перемешиваться новая, похожая информация. Её заменит абсолютно другой по смыслу информационный блок.

Когда целенаправленно нужно забыть какую-либо информацию, можно применить следующий способ: перегрузить память большим объемом информации на схожую тематику. В этом случае мысли человека запутаются и он не сможет ничего вспомнить.

Порой обычные подсказки часто сбивают людей с мысли. Такой способ подачи и приема информации также относится к эффекту интерференции. Адвокаты так запутывают в показаниях свидетелей, подавая им в ходе выступлений, подсказки.

Система Лейтнера или метод флэш-карт

Данный метод весьма хорошо вписывается в технику интервальных повторений. Для начала нужно найти несколько коробок, куда в дальнейшем вам предстоит складывать карточки. Для методики интервальных повторений Лейтнера можно использовать SuperMemo:

  •       первая коробка – день;
  •       вторая коробка – неделя;
  •       третья коробка – 16 дней;
  •       четвертая коробка – 35 дней.

После того как выучите все карточки в первый раз, вы складываете их в первую коробку. Через неделю вы достаете карточки из 1 коробки, повторяете, перекладываете их во вторую и так далее по последовательности. Можно использовать еще одну дополнительную коробку для тех карточек, в которых вы не уверены до конца и хотите повторить их еще раз в свободное время. Этот способ отлично подойдет для запоминания английских слов.