«александру первому

Предыстория появления колонны

Планировкой пространства Дворцовой площади занимался известный на весь мир Карл Росси. Он и стал идейным вдохновителем создания памятника, который стал бы главным украшением этого места. Сам Росси сделал несколько набросков будущей конструкции, но ни один из них не лег в основу памятника. Единственное, что было взято из идей архитектора – это высота памятника. Карл Росси мудро полагал, что сооружение должно быть очень высоким. В противном случае оно просто не будет являться единым ансамблем с Главным штабом.

Николай I с большим уважением относился к советам Росси, однако решил по-своему распорядиться свободным пространством площади. Он объявил конкурс на лучший проект памятника. Фантазия авторов ничем не ограничивалась, единственным нюансом было соблюдение тематической направленности. Николай I вознамерился увековечить своего предка, сумевшего победить французов.

Императору пришлось просмотреть огромное количество проектов, но наиболее интересными ему показались работы Огюста Монферрана. Он предлагал создать гранитный обелиск, на котором будут размещены барельефы, изображающие сцены военных баталий. Однако именно этот проект император отверг. Он заинтересовался Вандомской колонной, установленной парижанами в честь Наполеона. Поэтому вполне символично, что поражение французской армии должна была увековечить тоже колонна, но более высокая и необычная.

Архитектор прислушался к пожеланиям Николая I и создал проект сооружения, ставшего на тот момент самым высоким в мире. После некоторых корректировок в двадцать девятом году девятнадцатого века проект Александрийского столпа был одобрен и подписан. Можно было приступать к работе.

Александровская колонна

В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна, или Алексанрийский столп. Колонна названа в честь императора Александра I.

Александрийская колонна

77434

Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 метров увенчана фигурой ангела, попирающего крестом змею — символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо (архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов).

Ангел на Александровской колонне

116657

Конкурс на создание памятника в центре Дворцовой площади был объявлен Николаем I в 1829 году с формулировкой «в память о незабвенном брате». Огюст Монферран сразу отверг строительство здесь скульптурной композиции, которая бы просто затерялась на огромной площади. Николай I одобрил проект Монферрана, предусматривающий установку колонны высотой, превышающей парижскую Колонну побед, воздвигнутую в честь побед Наполеона.

Ограда Александровской колонны

77431

Александровская колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, а держится в соответствии с точным расчетом за счёт собственного веса. Этот факт послужил появлению анекдотов и легенд в городском фольклоре.

  • Так, в одном из них говорилось, что графиня Толстая запрещала своему кучеру проезжать рядом с колонной, опасаясь, что она упадет со своего подножия
  • Появилось выражение «Столб столба столбу», и объяснять этот каламбур петербуржцам было не надо — столб Николая I Александру I. (Каламбур — это игра слов, одинаковых по звучанию, но разных по значению)
  • К монументу на Дворцовой часто приходят молодожены. Жених поднимает невесту на руки и обходит колонну по кругу. Считается, сколько кругов он сделает, столько и детей будет у молодоженов
  • Согласно легенде, после революции Ангела на вершине Александровской колонны собирались заменить на фигуру Ленина. И скульптуру сняли, но вскоре Эйзенштейн приступил к съемкам фильма «Октябрь» и потребовал возвратить Ангела на свое историческое место. А после съемок возвратить его как-то забыли и больше к этому вопросу не возвращались.

Связующим звеном всех построек стало завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн.

Штаб Гвардейского корпуса

159723

Самое красивое здание Дворцовой площади — Зимний Дворец. Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В то время это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.

Зимний дворец

77421

Бледно-зелёный и белый цвета фасада Зимнего Дворца придают воздушность и грациозность, характерные для стиля барокко. Гениальному архитектору Росси удалось объединить в единую композицию Зимний дворец и строгое здание Главного штаба.

Дворцовая площадь — это одно из самых притягательных мест Санкт-Петербурга. Однако, есть мнение, что массовые гуляния и концерты наносят вред бесценным памятникам архитектуры. (Вспомним пожар во время встречи Нового 2000 года, когда от петарды загорелись строительные леса над аркой). Поэтому обсуждается вопрос о запрете гуляний и концертов на ней. Для туристов и горожан Дворцовая площадь всегда будет открыта.

Решётка ворот Эрмитажа

Отделка монумента.

Отделка монумента продолжалась 2 года, торжественное открытие состоялось в день святого Александра Невского 30 августа 1834 года. На церемонии открытия присутствовала царственная семья, дипломатический корпус, представители русской армии и стотысячное войско. Для прохода войск на Дворцовую площадь по проекту О. Монферрана был построен Желтый (Певческий) мост через мойку. Так же по проекту О. Монферрана была создана декоративная бронзовая полутораметровая ограда, окружавшая Александровскую колонну. Ограда была декорирована двуглавыми и трехглавыми орлами, трофейными пушками, копьями и древками знамен. Полностью работы по оформлению ограды завершились в 1837 году. В углу ограды размещалась караульная будка, где нес круглосуточную вахту одетый в парадную гвардейскую форму инвалид.

Монумент прекрасно вписался в ансамбль Дворцовой площади, благодаря своим абсолютным пропорциям и размерам. Из окон Зимнего дворца Александровская колонна и арка Главного Штаба предстают торжественным «дуэтом». В годы Великой Отечественной войны монумент был укрыт лишь на две трети и на одном из крыльев ангела остался осколочный след. Более 110 следов от осколков снарядов было обнаружено на рельефах постамента. Полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300-т летнему юбилею Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 годы.

Установка колонны

Александрийский столп был установлен с использованием специальной подъемной системы генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура.

Деревянные леса высотой 46 метров, система 60 больших рычагов и мощных блоков, гигантская земляная насыпь вровень с основанием пьедестала – все было наготове.

Колонну закатили на специальную платформу и опоясали корабельными канатами. Все приготовления были сделаны, и день торжественного подъема был назначен.

Посмотреть на это грандиозное событие собралось пол Петербурга. Люди заполонили площадь, самые любопытные сидели на крышах Зимнего дворца и Главного штаба. Почетными гостями были император и вся царская семья. И, 30 августа 1832 года, действо началось.

По команде 2500 солдат и работников натянули канаты и… Александровская колонна приподнялась, медленно выровнялась и застыла в воздухе. Около 2 часов на весу ее выравнивали и вот, наконец, по приказу командира канаты были отпущены, и исполинский колосс весом 600 тонн занял свое точное место на пьедестале. Площадь взорвалась криками: «Ура!» Император был очень доволен, а изумленные чайки забывали махать крыльями, пролетая над этим невиданным чудом.

Надо сказать, что при проектировании этого феноменального изделия Монферран проявил себя, как талантливый специалист и настоящий эстет. Дело в его творческом подходе к таким классическим архитектурным приемам построения профиля колонны, как энтазис и утонение.

Гениальный Монферран применил эти приемы, начиная с самого основания колонны используя свой собственный алгоритм расчета. В итоге, получился шедевр, которым восхищается весь мир, и который очаровывает удивительной четкостью пропорций. Еще два долгих года Александровская колонна отделывалась и полировалась.

Интересные факты и загадки

За время существования артефакта появилось множество слухов, но иногда, услышав какую-либо информацию об этом строении, люди сомневаются, верить ей или нет. Чтобы не возникало таких сомнений, нужно ознакомиться с тайнами строительства Александрийского столпа в Санкт-Петербурге, история создания которого многим непонятна. Все факты являются достоверными, а не вымышленными. Итак, краткое описание основных моментов:

  1. Колонна действительно состоит из настоящего красного гранита. Материал для строения привезли из-под Выборга, где ранее были высечены плиты для постройки Исаакиевского собора.
  2. Александровская колонна с момента постройки до сегодняшнего дня является самым высоким и тяжелым монолитом. Высота ее составляет 47,5 м.
  3. Лицо ангела — скульптуры, установленной в верхней части колонны, имеет черты императора Александра I, о чем распорядился сам Николай I.
  4. Процессом подготовки гранитных плит руководил Василий Яковлев — техник-самоучка, которому на тот момент было всего 20 лет. Он очень ответственно подошел к процессу, публично пообещав, что если один из камней будет иметь хотя бы малейший дефект, его заменят. Это правило соблюдалось на протяжении всего процесса подготовки материалов для монумента.
  5. Непокорная колонна потерпела аварию при погрузке — она упала в воду. Прибывшие на помощь солдаты из соседнего поселка помогли быстро устранить аварию и благополучно загрузить колонну на судно.
  6. Колонна установлена на песчаной подушке без укрепленного фундамента. Люди в первые несколько лет опасались подходить к ней на близкое расстояние, так как считали, что она может рухнуть в любой момент. Тем не менее памятник стоит уже почти два столетия, не давая поводов усомниться в его прочной конструкции, а разговоры по поводу его скорого падения со временем утихли.

Мистическая история, случившаяся с Александровской колонной, была развенчана. Однажды министр иностранных дел Ламсдорф сообщил, как вечером он отчетливо видел над колонной светящуюся букву N. Среди горожан тут же появились слухи, что это знак свыше. Многие считали, что он обозначает скорую смену власти. Но позже выяснилось, что буква появляется вследствие отражения света от фонарей, на которых была надпись производителя. Одна из букв этой надписи удачно падала на верхнюю часть колонны и выглядела мистическим образом.

История Александровской колонны

Разработать внешний вид памятника поручили архитектору Огюсту Монферрану. Он решил создать монумент в стиле ампир с бронзовым ангелом мира на его вершине. Этот ангел мира был поставлен на гранитный постамент и напоминал царя Александра I по чертам своего лица. Крест в его левой руке направлен против змеи. Александровская колонна не поддерживается опорой или как-нибудь закреплена иначе, она держится за счет собственного веса и силы тяжести. Ангел мира высокий, его длина составляет 4,2 метра. Высота креста гораздо выше, чем фигура ангела — 6,3 метра. Пьедестал украшен рельефами. Чтобы людям было понятно, что памятник посвящен царю Александру, там нанесена благодарственная надпись к нему.

Ангел на Александровской колонне

Символы Мира, Победы, Милости, Милосердии, Изобилия изображены под надписью. Молодая девушка и старец украшают стороны постамента. Пьедестал украшен двуглавыми орлами, несущие в своих лапах лавровые веточки. Середина отмечена словами «Всевидяще Око», которое находится в центре венка из дубовых листьев.

Строительство

Колонна изготовлена из уникального гранитного камня, который добыли в каменоломне в Финляндии. Вес этой глыбы составляет 600 тонн и она является уникальной, так как довольно трудно найти такой объемный камень. Во времена возведения памятника было трудно привезти скалу в Петербург, но это все-таки удалось ценой неимоверных усилий.

Колонна была сформирована и высечена прямо на месте и это процесс занял почти два года. Для переправы ее из Финляндии был снаряжен целый пароход, которые был построен специально для этой цели.

Установка колонны

Фундамент под памятник был подготовлен заранее. Сначала была вырыта глубокая яма в 36 метров, куда вбили множество высоких сосновых свай. Чтобы сделать поверхность максимально ровной, на них положили гранитные плиты. Из самой большой глыбы сформировали пьедестал. Работа была крайне тяжелой. Чтобы сделать это нужно было использовать различные механические приспособления. Памятник возводился в суровую русскую зиму и цемент никак не хотел сцепляться. Но с помощью водки его удалось сцепить. В фундаменте оставили шкатулку с монетами, выпущенными в честь победы над Наполеоном.

Постамент Александровской колонны

Колонна не стоит в самом центре дворцовой площади как думают многие. От Главного штаба ее отделяет 140 метров, а от Зимнего дворца 100 метров. Для того, чтобы установить колонну, также потребовалось много усилий. Она была установлена с помощью строительных лесов около пьедестала. Сначала колонну поместили на специальную платформу и подняли с помощью канатных колец с блоками.

Высокую колонну подняли в торжественной обстановке.

Сам царь Николай первый 30 августа 1832 года и его семья прибыли туда, чтобы наблюдать за этим процессом. Площадь была заполнена простым народом, чтобы смотреть возведение памятника. Народ разместился даже на крыше Главного штаба. Колонну поднимали около 2000 солдат и 400 рабочих: они взяли канаты и с их помощью подняли колонну и опустили ее на пьедестал. Подъёмка колонны заняла 1 час 45 минут. Все люди стоящие на площади после этого громко закричали «Ура!». Император также был в восторге, он похвалил архитектора за такой великолепный памятник и сказал, что архитектор Огюст Монферран прославил себя на века:

Торжественное открытие колонны состоялось в день святого Александра Невского — 30 августа 1834 года.

Отделочные работы после этого длились еще два года. После этого Александровскую колонну освятили по православному обычаю, при этом присутствовал император вместе со своим войском.

Реставрация памятника в наши дни с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300 летию Санкт-Петербурга с 2001 по 2003 годы.

Фото и описание

Александровская колонна – один из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Часто его ошибочно называют Александрийским столпом, по стихотворению Пушкина «Памятник». Воздвигнут в 1834 году по приказу императора Николая I в честь победы его старшего брата – императора Александра I над Наполеоном. Стиль – ампир. Установлен в центре Дворцовой площади, перед Зимним дворцом. Архитектором выступил Огюст Монферран.

Памятник выполнен из цельного гранита красного цвета. Его общая высота составляет 47,5 м. Верх колонны украшает фигура ангела мира, вылитая из бронзы. Он стоит на полушарии, также из бронзы. В левой руке ангела – крест, которым он попирает змея, правую руку он простирает к небу. В лице ангела проскальзывают черты императора Александра I. Высота ангела равна 4,2 м, креста – 6,3 м. Колонна установлена на гранитный пьедестал. Примечательно, что она стоит без дополнительных опор, только под действием собственной силы тяжести. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. На стороне, которая обращена ко дворцу, имеется надпись: «Александру I. Благодарная Pocciя».

Под этими словами можно увидеть древнерусское вооружениe и фигуры, символизирующие Мир и Победу, Милосердие и Правосудие, Изобилие и Мудрость. По сторонам имеется 2 аллегорических фигуры: Висла – в виде молодой девушки и Неман – в виде старца-водолея. На углах пьедестала – двуглавые орлы, в когтях у них зажаты лавровые ветви. Посередине, в дубовом венке изображено «Всевидящее Око».

Камень для колонны был извлечен из Питерлакской каменоломни, расположенной в Финляндии. Это – один из грандиознейших в мире гранитных монолитов. Вес – более 600 т.

Работы были сопряжены с огромнейшими трудностями

Прежде всего, надо было очень осторожно отделить из скалы цельный гранитный кусок необходимой величины. Потом тут же на месте эту массу отделывали, придавая ей форму колонны

Перевозку осуществляли по воде на специально построенном судне.

В это же время в Петербурге, на Дворцовой площади создавали фундамент. На глубину 36 м были вбиты 1250 сосновых свай, а на них, до уравнения площади, были уложены обтесанные глыбы из гранита. Затем была поставлена самая большая глыба как основа для пьедестала. Эту задачу выполняли ценой громадных усилий и большого количества механических приспособлений. Когда закладывали фундамент, стоял крепкий мороз, и для лучшего схватывания в цементный раствор добавляли водку. В середину фундамента была положена бронзовая шкатулка с монетами, которые были отчеканены в честь победы 1812 года.

Кажется, что колонна представляет собой точный центр Дворцовой площади. Однако, это не так: она установлена в 140 м от арки здания Главного штаба и в 100 м от Зимнего дворца. Крайне трудным было осуществление постановки самой колонны. По 2-ум сторонам пьедестала были построены леса до 22 сажень высотой. По наклонной плоскости колонну подкатили на специальную платформу и обмотали канатными кольцами, к которым были прикреплены блоки. Соответствующие блоки были установлены и на вершине лесов.

30 августа 1832 года состоялось поднятие колонны. На Дворцовую площадь прибыл император Николай I с семьей. Много людей пришло посмотреть на это действо. Народ теснился на площади, у окон и на крыше Главного штаба. 2000 солдат ухватились за канаты. Медленно колонна поднялась и повисла в воздухе, после канаты были отданы, и гранитная глыба тихо и точно опустилась на пьедестал. По площади пронеслось громкое «Ура!», а государь, вдохновленный успехом, произнес архитектору: «Монферран, вы себя обессмертили!».

Через 2 года была окончена последняя отделка колонны, и в присутствии императора и 100-тысячного войска был совершен обряд освящения.

Тайные знаки и городские легенды

Установка колонны заняла около полутора часов – трудились две тысячи солдат и четыреста рабочих. Лицезреть процесс изволил сам император, а вот Огюст Монферран поначалу хотел остаться в стороне и только после уговоров государя тоже явился на площадь. Когда Александровскую колонну водрузили на постамент, Николай I одобрительно произнес: «Монферран, Вы себя обессмертили!» Правда, впереди еще было немало работы: в течение двух лет гранит продолжали обрабатывать, а из бронзы отливали барельефы и скульптуры.

Вершину колонны венчает фигура ангела, обхватившего крест. Легенда гласит, что во время ваяния скульптуры Борис Орловский ориентировался на внешний облик Александра I, стремясь придать ангелу сходство с Благословенным императором. Поговаривали даже, что таково было желание членов императорской фамилии. Однако на деле скульптор едва ли выполнил столь специфический «заказ»: фигура у ангела женская, да и черты лица совсем другие. Согласно иной версии, «прототипом» в данном случае выступила знакомая Орловскому поэтесса Елизавета Кульман, скончавшаяся за девять лет до торжественного открытия Александровской колонны. «Фигура Ангела с крестом, которым попирается у подножия вражда и злоба (змея), изображает разительную мысль – сим победиши», – говорится в описании скульптуры.

Несмотря на восторг, охватывающий жителей столицы при одном взгляде на колонну, поначалу она внушала им страх. Главная причина двоякого отношения заключалась в том, что монумент не был ничем закреплен и стоял на земле лишь благодаря собственной тяжести. Считается, что, подойдя к нему вплотную и подняв голову вверх, можно увидеть едва заметное покачивание. Огюст Монферран узнал по чистой случайности о том, что петербуржцы боятся ходить мимо его творения. Однажды он попросил извозчика подъехать немного ближе к колонне, однако тот наотрез отказался и сказал недоумевающему архитектору, что махина в любой момент может рухнуть. Пришлось Монферрану своими силами бороться с общественными страхами. Каждый день, выходя из своего дома на Мойке, архитектор вместе с собачкой добирался до Дворцовой и там «наматывал круги» вокруг Александрийского столпа.

Со временем горожане бояться перестали, зато обнаружили на колонне некий «тайный знак». В 1889 году дипломат Владимир Ламсдорф оставил в дневнике любопытную запись о том, что с наступлением темноты на монументе проступает буква «N» да еще и светится! Впечатлительная публика мигом взялась рассказывать истории о предзнаменовании нового царствования в грядущем году. А ведь имя наследника, будущего Николая Второго, на латинице и вправду начинается с буквы «N». Увы, любители мистики недолго рассуждали над «шокирующей» ситуацией. Разгадка явления оказалась простой: на стеклах городских фонарей было выгравировано название фирмы-изготовителя Siemens. Когда фонари со стороны Исаакиевского собора включались, на Александровской колонне отражалась одна из букв.

История памятника

Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси — автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали — центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.

Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном

Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана

Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в Париже. Вот так и появился проект Александрийского столпа.

Взяв за образцы колонны Помпея в Египте и Траяна в Риме, а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.

Строительство монумента

Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из Финляндии, а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в Санкт-Петербург понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.

В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода — залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур — известный российский инженер и архитектор.

Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.

Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.

Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник — Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского — шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.

Открытие Александрийского столпа

Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее — Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.

У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.

Высота и вес Александрийского столпа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга

Если взять полную высоту памятника вместе с подножием, пьедесталом и навершием, то его высота составит 47,5 метра. Другие размеры:

  • высота ствола (монолитного стержня колонны) — 25,6 м (12 саженей);
  • нижний диаметр колонны — 3,66 м (12 футов), верхний — 3,15 м (10 футов 6 дюймов);
  • высота пьедестала колонны из 8 гранитных блоков, уложенных в три ряда — 4,25 м;
  • размеры барельефов — 5,24×3,1 м;
  • высота цоколя из монолитного гранита — 3.9 м;
  • горизонтальные размеры цоколя — 6,3×6,3 м;
  • высота колонны до ствола (подножие) ~10 м.

Вес цоколя и пьедестала — 704 тонны.Вес гранитного ствола колонны — 612 тонн.Вес навершия — 37 тонн.Полный вес — 1353 тонны.

Арка Главного штаба

Арка Главного штаба – это триумфальная арка, и посвященная победам России в войне 1812 года. Арка состоит из трех связанных между собой частей и выходит с одной стороны на Дворцовую площадь, с другой – на Невский проспект. Она украшена скульптурными элементами и орнаментами, символизирующими военную мощь российской армии. Над аркой установлена скульптурная группа – запряженная шестеркой лошадей триумфальная колесница богини победы Ники с лавровым венком в руке.

На месте здания Вольного экономического общества к 1846 году было построено новое здание, по стилю и архитектуре сочетавшееся со зданием Главного штаба. Оно также вошло в комплекс зданий Главного штаба.