Обжалование постановления об административном правонарушении: порядок действий

Комментарий к Статье 30.11 КоАП РФ

1. При применении статьи 30.11 КоАП (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля)) необходимо иметь в виду, что положения, закрепленные в данной норме, не лишают гражданина, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также других лиц, имеющих в силу статьи 30.1 КоАП право обжалования постановления по делу об административном правонарушении, права непосредственно обращаться к председателю или заместителю председателя соответствующего вышестоящего суда, правомочным на основании части 3 статьи 30.11 КоАП пересматривать вступившие в законную силу постановления. В противном случае будет нарушено право этих лиц на судебную защиту (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации).

Если у председателя или заместителя председателя соответствующего суда возникнут сомнения в законности обжалуемого постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, он вправе истребовать дело для проверки. При этом в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП указанные лица не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

По результатам рассмотрения жалобы председатель или заместитель председателя соответствующего суда при наличии оснований для отмены или изменения вступивших в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении выносит постановление. В случае отказа в удовлетворении жалобы заявителю должно быть сообщено об этом письмом.

Поскольку протест прокурора является процессуальным документом, предусмотренным КоАП, по результатам рассмотрения протеста прокурора председатель или заместитель председателя соответствующего суда выносит постановление об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении протеста.

Рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП. Копия постановления направляется прокурору и (или) лицу, подавшему жалобу.

Предполагается обязанность суда надзорной инстанции известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте принесения протеста прокурора, предоставить возможность ознакомления с протестом и представить свои возражения на него. Данные положения не препятствуют пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по жалобе лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении.

2. Согласно главе 36 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных ст. 42 АПК лиц, а по делам, указанным в ст. 52 АПК, — по представлению прокурора.

Лица, участвующие в деле, и иные лица вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора и в случаях, предусмотренных АПК, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

Пересмотр в порядке надзора определений арбитражных судов применяется и при пересмотре определений арбитражных судов, если предусмотрено их обжалование отдельно от решений, постановлений или если они препятствуют дальнейшему движению дела. Иные определения арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора вместе с пересмотром в порядке надзора решений, постановлений арбитражных судов.

Следующий комментарий к статье 30.6 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 30.6 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. На КоАП РФ не распространяются положения ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Российская газета. 2006. 5 мая), так как установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Соответственно, в силу специфики процессуальных отношений, обращения граждан, связанные с реализацией своих процессуальных прав, регулируются Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, КоАП РФ.

2. Рассмотрение жалобы производится в строго процессуальном порядке, а именно с соблюдением базовых требований, так, она подлежит рассмотрению судьей единолично в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд.

Должностное лицо, осуществляющее рассмотрение, не связано доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме.

Акцентируется внимание на законности и обоснованности дополнительно представленных материалов, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП и ГПК. При рассмотрении жалобы разрешаются заявленные отводы и ходатайства, заслушиваются объяснения лиц, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, заслушиваются показания других лиц, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия

В целях удостоверения совершения должностным лицом, рассматривающим жалобу, и иными участниками производства действий, предусмотренных на стадии рассмотрения жалобы, а также в целях удостоверения соблюдения прав лица, обратившегося с жалобой, может вестись протокол рассмотрения жалобы (см. комментарий к статье 28.2 КоАП РФ)

При рассмотрении жалобы разрешаются заявленные отводы и ходатайства, заслушиваются объяснения лиц, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, заслушиваются показания других лиц, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия. В целях удостоверения совершения должностным лицом, рассматривающим жалобу, и иными участниками производства действий, предусмотренных на стадии рассмотрения жалобы, а также в целях удостоверения соблюдения прав лица, обратившегося с жалобой, может вестись протокол рассмотрения жалобы (см. комментарий к статье 28.2 КоАП РФ).

3. Положения комментируемой статьи нашли более детальное отражение в части 6 ст. 210 АПК РФ, где не только воспроизведено это положение, но и определены обстоятельства, которые подлежат установлению при рассмотрении дела в судебном заседании: наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение; имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности; соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности; не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, прямо возложена на административный орган, принявший оспариваемое решение. Согласно ч. 5 ст. 210 АПК РФ в случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.

Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Правила составления жалобы

Кассационная жалоба по административному делу имеет нормы составления и подачи. Законодательством предусмотрено использование специальных бланков и определенный порядок их заполнения. Подача документа осуществляется как в письменном, так и в электронном формате.

Образец кассационной жалобы по административному делу — стр 1

Самое главное в кассационной жалобе — мотивационная часть. Суть дела и ход расследования коллегию не интересует в принципе. Рассматриваться будет работа судей и законность вынесенного вердикта. Образец заполнения заявления можно найти на тематических сайтах, предоставляющих услуги по консультированию и сопровождению лиц в ходе процесса.

Важно! Некорректно заполненный бланк или необоснованная формулировка становятся наиболее частыми причинами отклонения жалобы. Некомпетентным в данном вопросе лицам рекомендуется воспользоваться услугами юриста, который поможет грамотно составить кассационную жалобу и будет оказывать содействие до вынесения вердикта

Содержание кассационной жалобы:

  1. Суд, в который адресована жалоба.
  2. Информация о гражданине, подающем кассацию. Указывается адрес проживания, ФИО, роль в данном процессе (ответчик, потерпевшая сторона, другое заинтересованное лицо).
  3. Перечень предыдущих судов, ранее занимавшихся рассмотрением дела.
  4. Вынесенный вердикт.
  5. Мотивационная часть нарушения со стороны нижестоящих инстанций. Рекомендуется подробно раскрыть их суть и указать ссылки на законодательные акты. Можно обосновать, как рассмотрение жалобы может изменить ранее вынесенное решение.
  6. Прошение от имени заявителя об отмене акта или пересмотре дела.
  7. Заключительная часть: дата, подпись заявителя и ее расшифровка.

Есть дополнительные требования к составлению кассации, их рекомендуется учесть:

При составлении заявления важно избегать грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. В противном случае жалобу могут отклонить до рассмотрения уполномоченными представителями власти.
Соблюдение срока, который дается всем гражданам в соответствии с законодательством.
Четкое обоснование жалобы, с прикрепленными ссылками на якобы нарушенные нормы закона.. Каких ошибок не стоит делать при подаче кассации:

Каких ошибок не стоит делать при подаче кассации:

  • приводить дополнительные аргументы с целью доказать свою правоту;
  • указывать на опечатки, ошибки в расчетах и т. д.;
  • настоятельно требовать рассмотрения новых фактов и доказательств.

Образец кассационной жалобы по административному делу — стр 2

Законодательные основания оформления обжалования постановления

Административное нарушение прав – это действие (бездействие) человека или организации, которое ущемляет права человека и наносит вред обществу. Оно определяется следующими факторами:

  • общественной опасностью;
  • противоправностью;
  • виновностью;
  • наказуемостью;
  • аморальностью.

Виды административных правонарушений

Чтобы привлечь виновного к ответственности, составляется протокол, в котором фиксируются все необходимые сведения. На основе этого документа выносится постановление, в котором описываются санкции против виновного лица. Полиция может самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности или же передать дело в суд.

Орган, в который было направлено заявление, обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. Заявление будет рассматриваться только при личном присутствии человека, подавшего его. На заседании заявитель может привести доводы, которые подтверждают незаконность решения.

Право на обжалование постановления закрепляется 30 статьей КоАП России. Эта статья состоит из 19 пунктов, в которых рассматриваются следующие моменты:

  • кто может подать заявление;
  • какие решения могут быть пересмотрены;
  • порядок подачи жалобы;
  • сроки подачи и рассмотрения заявления.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению

Процесс обжалования индивидуален, поэтому не существует единой схемы подачи заявления. Рассмотрим, основные моменты, описанные в 30 статье КоАП Российской Федерации.

Что можно обжаловать?

Постановление о нарушении включает в себя ряд санкций, принимаемых против виновного лица. Именно эти санкции можно обжаловать, то есть выразить свое несогласие с вынесенным наказанием. Это можно сделать, если:

  • факт совершения противоправных действий не доказан;
  • нарушение объясняется крайней необходимостью;
  • с момента происшествия прошло большое количество времени;
  • проступок был незначительным и не нанес существенного ущерба.

В заявлении можно просить об альтернативном наказании или его отмене. Также заявление может подать жертва правонарушения, если считает принятую меру пресечения недостаточной. Можно обжаловать, как вступившие, так и не вступившие в силу постановления.

Кто имеет право подавать жалобу?

Оспорить решение могут только участники процесса, которые перечисляются в 25 главе КоАП РФ, а именно:

  • лица, обвиняемые в осуществлении противоправных действий;
  • лица, пострадавшие в результате действий обвиняемого;
  • лица, которые имеют право защищать интересы несовершеннолетнего или недееспособного гражданина (родители, опекуны, усыновители или попечители);
  • директор фирмы или другие ее законные представители;
  • адвокат, который представляет интересы обвиняемой стороны;
  • юрист, который выдвигает обвинения.

Сроки проведения процедуры

Подать заявление можно в течение 10 дней с момента вручения постановления. Это относится ко всем правонарушениям, кроме случаев, когда нарушаются права человека, связанные с проведением выборов и референдумов (описываются в 5 статье КоАП). В этих случаях заявление можно подать в течение 5 суток.

Если человек не успел подать заявление в положенный срок, можно подать запрос на его восстановление. Для этого вместе с жалобой нужно отправить соответствующее заявление, в котором описываются обстоятельства, помешавшие вовремя оспорить постановление. Также следует предоставить доказательства существования этих обстоятельств. Просьба рассматривается в индивидуальном порядке, после чего выносится решение о продлении срока или отклонении ходатайства.

Обжалование постановления

Все жалобы рассматриваются в течение определенного законодательством срока. Жалоба, направленная в суд, рассматривается в течение 8 недель. Должностные лица должны рассмотреть заявление в течение 10 дней.

Заявления, связанные с нарушениями, описанными в 5 статье КоАП, должны быть рассмотрены в течение 5 дней. Жалобы на решения о лишении свободы или высылке рассматриваются в срочном порядке – в течение 24 часов. Если предприятию было постановлено остановить свою деятельность, то жалоба на это решение рассматривается в течение 5 суток.

Комментарии к статье 30.3 КоАП РФ, судебная практика применения

В п.п. 29.1, 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Срок вступления в силу постановления об административном правонарушении

Согласно положениям статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ, — пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.

При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ).

Срок вступления в силу постановления, если не получал его по почте

В случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, — по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 КоАП РФ).

Восстановление пропущенного срока обжалования постановления

В случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном статьями 30.2 — 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 3 статьи 30.3 КоАП РФ).

Можно ли обжаловать определение об отказе в восстановлении срока обжалования постановления?

Несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение исходя из общих принципов осуществления правосудия может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.

Кто должен рассматривать ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления?

Ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении рассматривает судья районного суда, к полномочиям которого относится рассмотрение дела по жалобе на постановление мирового судьи, а ходатайство о восстановлении срока обжалования решения судьи районного суда или гарнизонного военного суда, вынесенное по жалобе на постановление органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ рассматривается судьей вышестоящего суда (верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда).

Рекомендуемые публикации:

Обжалование постановления об административном правонарушении (со ссылками на образцы жалоб на постановление по делу об административном правонарушении

Восстановление сроков обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Основания для оспаривания постановления

Все граждане и организации обладают правом на обжалование постановления – оно закреплено в ст. 30.1 КоАП РФ. 

Основанием для оспаривания может послужить следующее:

  • Неправильное оформление документа;
  • Указание недостоверных данных в постановлении;
  • Несогласие со своей виной.

Если речь идет о постановлениях ГИБДД, чаще всего основанием является отрицание гражданами своей вины. Это возможно, если документ составлен в отношении лица с нарушением процессуальных норм, а также при других обстоятельствах: например, если виновника обязывают уплатить штраф за превышение скорости, хотя на самом деле он не нарушал ПДД.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2019 № 30 «О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда» с 1 октября 2019 года кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых нижестоящими судами.

Порядок подачи кассационной жалобы по делу об административном правонарушении

Жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб подаются непосредственно в кассационный суд.

Жалобы могут быть поданы следующими лицами:— лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;— защитником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;— потерпевшим, представителем потерпевшего;— законным представителем физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, илипотерпевшего, законными представителями юридического лица;— уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, допущенным к участию в деле в качестве защитника.

Требования к кассационной жалобе по делу об административном правонарушении

Жалоба на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб должна содержать: 1) наименование суда, в который подается жалоба; 2) сведения о лице, подавшем жалобу; 3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб;6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе; 7) подпись лица, подавшего жалобу.

К жалобе должны быть приложены:1) копия постановления по делу об административном правонарушении;2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;4) копии жалобы, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении.

Читать полный текст:
№ 30 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № 30 О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда
№ 26 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года № 26 О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
№ 25 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года № 25 О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции