Музыка фоном: помогают ли сконцентрироваться моцарт, белый шум и тяжелый рок?

Нравится ли мозгу музыка

Если вы считаете, что на планете нет людей, которым бы музыка любого направления не нравилась вообще, то ошибаетесь. Ученые говорят, что примерно 5% населения Земли абсолютно равнодушны к музыкальным звукам. Сотрудники университета Макгилла (Канада) сравнили процессы, происходящие в головном мозге меломанов и людей, не переносящих музыку.

Оказалось, что у антимеломанов во время прослушивания любой мелодии не активизируются участки мозга, призванные обрабатывать звуковые сигналы. Также выяснилось, что в их организмах на фоне музыки не вырабатываются гормоны удовольствия.

Но в то же время эти участки мозга у антимеломанов не всегда «молчат». В остальных случаях они реагируют вполне адекватно. Почему так происходит, исследователям еще предстоит разобраться. А пока известно, что на фоне прослушивания мелодий у большинства людей улучшается настроение, проходят депрессии, апатия, то есть музыка определенно благотворно влияет мозг, можно сказать, что она ему нравится.

Международная группа ученых провела исследование, в рамках которого доказала, что любовь к мелодиям у людей закладывается на генетическом уровне и тесно взаимосвязана с выработкой дофамина (нейромедиатор головного мозга, отвечающий за чувство удовольствия). И чем больше прослушиваемая мелодия нравится человеку, тем больше дофамина вырабатывает организм.

Как разные мелодии влияют на наши эмоции

Исследования показывают, что музыка способна воздействовать на нейронную сеть головного мозга, стимулируя тем самым определенные эмоции и вызывая изменения в настроении. Наверное, многим приходилось наблюдать за тем, как маленькие дети под понравившуюся им мелодию сначала начинают улыбаться, а затем двигаться в такт. Еще один пример – колыбельные песни. В течение веков во всех странах мира матери поют малышам песни. Дети слушают, успокаиваются и засыпают. Нередко и сами мамы засыпают под колыбельные, причем даже раньше малышей.

Одной из причин таких эмоциональных изменений является гормон окситоцин, выработка которого активизируется на фоне услышанного пения. Именно этот гормон называют причиной тесной взаимосвязи между матерью и ребенком, слушающим колыбельные.

Исследователи предполагают, что окситоцин снижает активность участков головного мозга, отвечающих за страх и тревогу, поэтому выброс гормона делает человека более спокойным и доверчивым. В некоторых случаях окситоцин препятствует выработке кортизола – гормона стресса. Кроме того, ученые обнаружили, что прослушивание музыки способствует выработке гормона дофамина, отвечающего за чувство удовольствия.

Что для мозга лучше: веселая или грустная мелодия

Группа ученых из Финляндии и Великобритании обнаружила, что даже грустные мелодии могут вызывать в головном мозге процессы, которые улучшат настроение. Подводя итоги наблюдения, исследователи указали на то, что люди, как ни странно, испытывают особый вид удовлетворения и эмоций во время просмотра трагических фильмов или прослушивания грустных песен.

Свой вклад в изучение сделали и японские ученые. Они определили, что грустные переживания для нашего мозга обычно ассоциируются с романтическими чувствами, а некоторым людям в состоянии печали полезно слушать минорную музыку, так как она действует на мозг как психологическая уловка – позволяет легче пережить собственную трагедию.

В это же время мужской и женский мозг по-разному реагирует на грустную и агрессивную музыку. У женщин на фоне таких мелодий активизируется часть мозга, отвечающая за эмоциональный контроль. У мужчин все происходит наоборот. Поэтому сильному полу в состоянии грусти минорные мотивы лучше не слушать.

Интересный эксперимент с прослушиванием мажорных и минорных мелодий провели ученые из Ирландии. Они нашли подтверждения тому, что прослушивание определенной музыки может повлиять на восприятие эмоций другого человека. Участникам эксперимента дали несколько фотографий незнакомцев и попросили определить, какую эмоцию передает выражение лица. В итоге оказалось, что под веселые мелодии люди рассматривали в незнакомых лицах счастье, под грустные напевы в тех же самых фотографиях испытуемые видели нейтральную или печальную мимику.

Классический стиль музыки

Для развития умиротворенности разума отлично подходит Моцарт. Он и вдохновляет на новые мысли и идеи. Еще давно классический музыкальный стиль считался прерогативой интеллектуальных людей. В наше время ситуация, конечно же, поменялась из-за обилия самой разной музыки, но в целом умные люди и сегодня нередко слушают классику. Кроме этого, Моцарт оказывает позитивное влияние на развивающихся детей.

Мелодии, написанные Моцартом, заслуженно считают целебными, потому что в ней содержится огромное количество различных музыкальных комбинаций. Они помогают пробудить мозговую активность. Но следует отметить, что далеко не вся классика оказывает столь положительное воздействие. Например, музыка Баха к таковым не относится.

Зачем солдатам маршировать под музыку?

Часто в исторических фильмах показывают, как солдаты маршируют под барабанный бой и флейту. А зачем это?

«Для задания ритма шага»: обычный ответ. Верно.

Так-же под звуки музыки шли в бой. Это было еще чаще.

Но оказывается не только. Еще сто лет назад в Америке проводились опыты по влиянию музыки на спортсменов. И было замечено, что велосипедисты быстрее работают ногами под звуки бодрой музыки. Она блокирует импульсы усталости, посылаемые мозгом и спортсмену становиться легче. Потребление кислорода становится на 7 процентов меньше, без снижения нагрузки!

Так же и у солдат. Музыка отвлекает мозг не только от импульсов усталости, но и заглушает чувство страха, с которым невероятно трудно бороться!

А если все таки просто слушать музыку?

А если просто слушать музыку, есть ли какой то эффект? Имеется в виду не терапевтический, а развивающий для головного мозга? Да, есть.

Слушая музыку, мы плачем, радуемся, воодушевляемся. Она имеет доступ к нашим эмоциям. Мы наслаждаемся музыкой, она затрагивает наши чувства.

Ученые сканировали мозг человека во время прослушивания музыки и ими было обнаружено, что активировались те же самые центры вознаграждения, как и в случаях эмоционального подъема.

То есть эффект был такой же, как и в случаях получения удовольствия от поедания любимого кусочка торта, а, может, для кого-то любимого сочного фрукта.

О приеме наркотиков и занятиями сексом мы не будем говорить, но и в последних случаях активируются те же самые центры.

Взять, например, музыку Моцарта.

Почему заговорили об эффекте Моцарта? И почему сейчас пытаются нивелировать эти выводы? Это отдельный вопрос. Чтобы не верить на слово, предлагаю проверить на практике)

Что нам говорят факты? Вольфганг Амадей Моцарт был уникальным музыкантом, композитором, но сначала удивительным ребенком.

Талант Моцарта

Он слушал звуки скрипки отца и пение песен мамы, когда находился в животе у матери. В 6 лет, когда наши дети еще ходят в школу, он уже был профессиональным исполнителем.

Ездил в турне, сочинил свое первое произведение. Он с бешенной скоростью сочинял. Как только он записывал одно, сразу же сочинял другое.

Моцарт писал своему отцу, что он видит произведение сразу целиком, как картину или статую, у себя в голове, а ему остается только перенести его на бумагу. Он писал, что все уже сочинено.

Он мог огромное произведение «переписать» за 6 часов. Всего Моцарт за свои тридцать с небольшим лет сочинил 626 произведений.

Моцарту был открыт канал, но только ему. Человек должен быть настолько чувствительным, чтобы воспринять все то, что дается свыше.

Поэтому музыка Моцарта особенная, она отличается от произведений всех других  композиторов. Она прозрачна, чиста, проста.

Так, ученые обнаружили, как раз в знаменитом эксперименте, который выявил эффект Моцарта, следующие факты.

Дети, которые просто слушали в течение 10 минут сонату для двух фортепиано До мажор К. 448, могли проходить тесты с повышением коэффициента IQ на 6-9 баллов.

Но если не поддерживать этот эффект, то он сходит на нет. На самом деле, такое падение — это обычное явление.

Например, у детей к 2-3 классу, если не заниматься с ними и дальше, прирост интеллектуальных способностей замедляется.

Позже, другие исследователи, из них психолог В. Уильямсон из Великобритании, сомневаясь в том, что исследованная соната Моцарта повышает интеллект, посчитала ее совсем «не тем суперсредством для развития мозга».

Она пишет, что любая музыка, которая нравится человеку, вызывает хорошее настроение, способна вызвать интеллектуальный подъем. Замечательно!

Но это только доказывает как универсальна Музыка Моцарта! Она подходит любому ребенку, взрослому, потому что вызывает хорошее настроение у любого человека и следующий за ним интеллектуальный подъем.

Кто же запрещает слушать музыку постоянно?)

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, , что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга

Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты и другие ученые

Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Что такое альфа волны

Электрическая работа мозга на частоте 8-12 Гц называется альфа-волнами. Ее можно добиться при хорошей релаксации. При этом человек не должен погружаться в сон, хотя его глаза остаются закрытыми.

У детей мозг большую часть времени находится именно в состоянии альфа-ритма. У взрослых такое состояние наблюдается при расслабленности, медитации, занятиях йогой, прослушивании хорошей музыки и т.д.

При стимуляции деятельности мозга с помощью альфа-волн можно добиться:

  • расслабления тела, сознания;
  • креативного состояния;
  • усиления всех эмоций;
  • усиления своих физических способностей;
  • уменьшения тревожности, стресса;
  • достижения рабочего состояния;
  • повышения обучаемости;
  • укрепления иммунитета;
  • позитивного мышления;
  • повышения выработки серотонина.

У такой стимуляции есть и относительные недостатки:

  • это может быть скучно;
  • может клонить в сон;
  • теряется концентрация;
  • иногда может вызывать депрессию;
  • при избытке стимуляции может появиться усталость;
  • растет восприимчивость.

Преимуществ гораздо больше, чем недостатков. Просто нужно во всем знать меру. Избыточная стимуляция может стать вредной. А если придерживаться разумных границ, можно исцелять мозг и повышать его возможности. Классическая мелодия для малыша или взрослого станет хорошим стимулом и поддержкой.

Сила высоких частот от эксперта

Силу музыки Моцарта изучал Альфред Томатис, доктор медицины, оториноларинголог. Он изучал силу частот его музыки и писал, что по воздействию на организм человека она несравнима с другими.

Музыка Моцарта улучшает восприятие пространства, помогает сосредоточиться, сконцентрироваться, имеет длящееся во времени действие.

Высокочастотные концерты энергетически подзаряжают кору головного мозга, помогают сонастроить мозг и тело

Учеными доказано, что если вы слушаете определенное количество времени такую музыку, это гармонизирует работу мозга, обостряет разум, внимание и концентрацию

Кроме того, за счет положительного воздействия на мозг, происходит оздоровление организма.

А. Томатис сделал открытие о связи слуха и речи и запатентовал прибор «Электронное ухо», с помощью которого лечил от дислексии, заикания, даже физических повреждений органов речи.

Его действие основано в том числе на силе высоких частот музыки Моцарта. Жерар Депардье был вылечен от заикания с помощью этого прибора.

Почему с возрастом люди плохо себя чувствуют (помимо всего прочего, конечно)? Они перестают слышать звуки высоких частот, которые могли бы подзарядить их мозг и оздоровить.

Да, и просто люди в пожилом возрасте, ну, не слушают такую музыку.

Если вы хотите узнать о такой музыке переходите по этой ссылке и внизу (откроется в новой вкладке). Во Франции и в нашей стране открыты центры Томатиса. Я сама с рождения дочери ставила ей диск с произведениями Моцарта.

«Эффект Моцарта»

Так исследователи назвали уникальное действие произведений Моцарта на мозг, физическое тело и человеческую энергетику.

Магнитно-резонансный томограф помог выявить влияние на мозг человека музыки Моцарта. Было доказано, что она влияет не на отдельные участки, а на всю кору. Воздействие идет по частоте смены ритма и по частоте звука. Известно, что мозг человека работает циклично. Ритм нервной системы – полминуты. Звуковые волны, которые колеблются с такой же частотой, вызывают наибольший резонанс в коре мозга. В произведениях Моцарта полуминутные волны встречаются чаще, чем у других композиторов.

Мало того, экспериментально доказано, что музыка гениального австрийца повышает интеллект, концентрацию внимания и сосредоточенность даже у тех, кого она оставляет равнодушным.

Наиболее сильно моцартовские мелодии воздействуют на детей, развивая умственные способности и пространственное мышление.

Если с точки зрения физиологии «эффект Моцарта» требует дополнительных доказательств, то влияние божественных мелодий композитора на концентрацию и настроение не требует теоретических подтверждений, стоит только начать слушать.

Как наш мозг воспринимает звуки

Звук – это не что иное, как волна из механических колебаний, распространяющихся в определенной среде. Он может проходить сквозь жидкости, твердые тела, газы. Когда эта волна, передвигаясь воздухом, достигает нашего уха, а точнее – барабанной перепонки, мы слышим определенные звуки.

Разные звуки, входя во внутреннее ухо, активизируют разные области головного мозга. Что интересно, результат такого влияния часто зависит от музыкальной подготовки человека. То есть у разных людей одна и та же мелодия может вызвать разные эмоции и провоцировать активность разных частей головного мозга. Тем не менее существуют и некоторые общие модели влияния музыки.

Головной мозг – это центр управления человеческим телом. Он состоит из двух полушарий: правого (отвечает за интуицию, творческое начало, воображение) и левого (ответственно за вербальную информацию, аналитическое мышление, логику, языковые способности). То есть правая полусфера мозга обрабатывает информацию интуитивно, визуально и творчески, а левая – путем аналитических размышлений, логики и сложных математических вычислений. Но оба полушария не работают в автономном режиме, а соединены между собой мозолистым телом – сплетением нервных волокон.

Все, что случается с человеком каждую секунду на протяжении всей жизни в той или иной степени воздействует на мозг. И музыка не исключение. Под ее воздействием активизируется обмен информацией между двумя полушариями, позволяя им работать в гармонии. Поскольку музыка – это невербальная информация, она воздействует на правое полушарие. Но как только к мелодии добавляются слова, начинается влияние на левую часть органа. Таким образом, любая песня активизирует обе полусферы. Кстати, как обнаружили ученые, на височную долю мозга (так называемая слуховая кора головного мозга) может влиять не только реально услышанная мелодия, но и воображаемая.

А еще было выяснено, что звуки могут влиять на нейропластичность мозга, то есть его способность к формированию новых нейронных связей. Клетки головного мозга в течение всей жизни взаимодействуют между собой. Но схемы этого взаимодействия могут со временем меняться. Это случается, например, после травм головного мозга или в ходе взросления человека (под действием жизненного опыта меняется и структура головного мозга).

Но как оказалось, есть еще один фактор, способный повлиять на нейропластичность мозга. Это музыка. В ходе научных наблюдений ученые обнаружили, что иногда, когда нейроны теряют возможность взаимодействовать между собой в привычных комбинациях, под воздействием определенных мелодий они начинают прокладывать себе альтернативный маршрут. Так, музыкотерапия помогает восстанавливаться пациентам после тяжелых черепно-мозговых травм (когда пострадала речь или память).

Влияние жанров и стилей

Наиболее благодатно воздействует на человека народная музыка. Этника успокаивает, возвращая к историческим корням и нормализуя жизненный поток. С точки зрения здоровья омолаживает организм, приводит в норму процессы жизнедеятельности.

А вот как классическая музыка воздействует на мозг человека. Разные ее стили воздействуют на разные участки мозга и поэтому вызывают неодинаковые реакции. Ощущение стабильности создают барочные произведения Баха, Генделя, Вивальди. Неторопливый ритм успокаивает, но не мешает умственным процессам. В современном, переполненном информацией мире помогает собраться с мыслями, принять верное решение.

Романтические произведения Чайковского, Шумана, Листа, Шопена дарят легкие позитивные эмоции, улучшают настроение, привлекают любовь, оказывают успокоительный и обезболивающий эффект.

Нестандартные идеи, творческие порывы возникают при прослушивании музыки импрессионистов —Дебюсси, Равеля. Шопена. Такие произведения снижают уровень кортизола в крови, оказывают седативное действие. Особняком стоят произведения Моцарта с их глубочайшим содержанием и совершенной формой. Экспериментально доказано, что прослушивание его мелодий облегчает усвоение знаний, активизирует память, развивает познавательные возможности.

Блюз, джаз, регги с их африканскими мотивами дарят настроение безмятежности и легкости бытия, раскрепощают.

Популярная музыка восполняет внутреннюю энергию, вызывает чувство благополучия.

Многогранный рок для одних людей — источник вдохновения, способ справиться со стрессом; для других — фактор агрессии и раздражения.

Музыкальные произведения в стилях хип-хоп, панк, рэп возбуждают, прибавляют активности.

В любом случае в звуки надо вслушиваться, как бы растворяться в них. Тогда чудо произойдет.

Как повысить продуктивность работы

Если вы хотите повысить продуктивность, можно включить в наушниках энергичное произведение. Это может быть и не классика. Мозг начинает обрабатывать все звуки, которые поступают к нему от слуховых рецепторов. При этом человеку легче сосредоточиться на работе

Важно, чтобы в мозг поступали именно звуки музыки, а не сторонний шум

Если музыка настраивает на продуктивную работу, то посторонний шум вызывает стресс, снижает выработку гормона удовольствия дофамина. При шуме начинаются сбои в работе префронтальной коры мозга. Именно она отвечает за последовательные действия, внимательность, восприятие импульсов. Если же включить музыку, которая вам нравится, можно поднять настроение, успокоиться.

Выполнять монотонные действия на работе будет легче и продуктивнее, если заниматься этим под музыку. Как показывают наблюдения, в этом случае работается бодрее, веселее, а ошибок становится меньше, также растет производительность.

Какую музыку слушать для развития мозга и памяти, если совсем не знаешь с чего начать?

Есть ли такая музыка для развития мозга и памяти одновременно? Да, такая музыка есть! Как вам такое: слушать музыку и расширять память, слушать музыку и лучше концентрироваться, слушать музыку и оздоравливаться, слушать музыку и снимать стресс?

Представляете, вы лежите, наслаждаетесь музыкой, и выздоравливаете, избавляетесь от стресса и память ваша расширяется, работа головного мозга улучшается.

В наш век интернета, огромного объема информации имеет успех тот, кто быстро усваивает информацию. А еще обладает различными способностями, развитым интеллектом и головным мозгом в целом, и, конечно, отличной памятью.

Именно это дает больше степеней свободы и, конечно, здоровье. Имея у себя все перечисленное или хотя бы часть, человек может быстро освоить нужную профессию, изменить направление жизни, подстроиться к изменчивым требованиям окружающей среды.

Но самое главное — быть счастливым. А что говорить о детях, которые уже живут в постоянном потоке информации. Как им овладеть и не потеряться?

Как нам может помочь музыка?

Шум: проблема или решение

Музыка не единственный звуковой допинг для борцов с прокрастинацией. Так называемый белый шум тоже пользуется популярностью. Например, этой весной сайт генератора офисного шума получил сотни тысяч просмотров. Его создатель, бельгийский инженер-исследователь, признался, что не ожидал такого внимания к проекту, запущенному в шутку. 

На некоторых белый шум действительно оказывает позитивное влияние. Например, одно из исследований показало, что фоновый шум в 60 дБ улучшил концентрацию у экстравертов. В другом эксперименте ученым удалось выяснить, что белый шум помогает сосредоточиться невнимательным детям, которые часто отвлекаются.

Однако эти исследования показывают и обратную сторону шума. Он снижает показатели интровертов в сравнении с работой в тишине и отвлекает внимательных детей.

Выход из этой ситуации — хорошие наушники. Правильно подобранные шумоподавляющие наушники могут обеспечить защиту от негативного влияния извне, которое мешает работать и учиться.