Взрыв на байконуре в 1960 году: самая страшная катастрофа в истории космонавтики

Закопали на берегу реки

А дальше началась официальная ложь. Каково было свидетелям катастрофы читать в газетах и слушать в эфире(некоторые офицеры в нарушении всех требований и инсртукций держали у себя приемники) вранье про смерть маршала Неделина,про то,что кремация его тела состоялась в ночь на 27 октября?

Вражьи голоса,хорошо слышимые в офицерские радиоприемники,уже на следующий день очень подробно рассказали о случившейся трагедии. «Кремация состоялась на 43-й площадке,а не в Москве,» — с грустью уточняет Квасов.

Памятник маршалу Неделину.

Открытые источники.

Ну,ладно,прах маршала хотя бы похоронили с почестями,некролог написали. Помимо официальных казенных слов — «пламенный патриот нашей Родины», «верный сын Коммунистической партии» и прочих штампов,известен отзыв Сергея Павловича Королева о Неделине: «Это большая удача,что в период разработки и реализации грандиозного проекта по созданию первых баллистических ракет вместе со мной находился эрудированный во всех отношениях,умный военачальник,понимающий тонкости науки и техники. С ним приятно было работать,вести беседу и даже спорить».

Говорят,Митрофан Иванович был лучшим главкомом ракетных войск за всю их историю… Но ведь о десятках других погибших не обмолвились тогда ни словом,закопали в братской могиле на чужой земле,на берегу реки Сырдарьи — будто и не было их.

Новая перспективная ракета

В разгар «холодной войны» между СССР и США чрезвычайно актуален был вопрос создания такой межконтинентальной баллистической ракеты, подготовка которой к старту занимала бы как можно меньше времени, но при этом сама заправленная ракета могла находиться в предстартовом состоянии как можно дольше. Иными словами требовалось повысить оперативность реагирования стратегических ракетных сил и увеличить время, в течение которого ракета сохраняла бы готовность к пуску. Разумеется, ракета должна была обладать достаточной дальностью полёта, чтобы наносить удары по любой точке страны-противника из глубины нашей территории.

Всем этим условиям отвечал проект ракеты Р-16, предложенный в 1956 году ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля  и утверждённый Президиумом ЦК КПСС в начале 1959 года. Важным отличием новой ракеты, позволявшим быстро приводить её в готовность к пуску и долго держать с заправленными баками, было использование жидкого топлива из токсичных компонентов с высокой температурой кипения. Такими компонентами у Р-16 были гептил и азотная кислота. Сейчас это один из обычных видов топлива, а тогда двигатели, в которых он применялся только начинали внедряться.

Испытать до 7 ноября

Осенью 1960 года первая ракета Р-16 была построена и доставлена на полигон Тюратам (ныне Байконур) в Казахской ССР. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв торопил с запуском, желая приурочить успешное испытание к очередной годовщине Октябрьской революции. Кроме того, ему предстояло отправиться в очередное заграничное турне, а каждый новый успех советской ракетной техники давал Хрущёву козыри в его дипломатии ядерного блефа.

Испытание было назначено на вечер 23 октября. Примерно за час до старта возникла нештатная ситуация – замыкание проводов дало преждевременный сигнал на подрыв пиропатронов подачи топлива в ступень. Подготовку к старту пришлось срочно остановить. Начали разбираться в случившемся. Причину установили быстро.

По технике безопасности, рекомендованной конструкторами, требовалось слить топливо, а компоненты ракеты направить для выяснения и исправления дефектов на завод-изготовитель. Это отсрочило бы запуск минимум на месяц. Кроме того, ракету нельзя было держать заправленной дольше суток, по истечении которых следовало слить топливо.

Взрыв на Байконуре, 24 октября 1960

На Байконуре шла подготовка к запуску межконтинентальной ракеты Р-16, но были выявлены недостатки, на устранение которых требовалось длительное время. Присутствующий на космодроме Главком ракетных войск СССР Неделин М.И. сказал, что времени для устранения неполадок нет — ракету надо запустить, и событие это приурочено ко Дню Великой Октябрьской социалистической революции.

Что оставалось делать? Только подчиняться, запускать технику без доработок и надеяться на лучшее.

Неделин, дабы показать, что он не бросает свою команду, сидел на стуле неподалеку от ракеты. Помимо него на космодроме было, как минимум, 250 человек, хотя должно быть всего сто.

За полчаса до планируемого запуска случился запуск двигателя 2-й ступени, приведший к развалу топливных баков и возгоранию. Пожар распространился с огромной скоростью, и практически все, кто находился вблизи ракеты, стали его жертвами.

Сведения об общем количестве жертв разнятся: по одним сведениям в пожаре сгорели 78, по другим — 126 человек.

Все обгорели до неузнаваемости — их невозможно было опознать. Кого-то опознали по огромному росту, а Неделина, к примеру, по обгоревшей звезде Героя Советского Союза и по кусочку маршальского погона.

Распространяться о трагедии было запрещено, советский народ о случившемся не знал, а владеющие ситуацией молчали и все скрывали.Гриф «секретно»

Родственники погибших придумывали какие-то якобы произошедшие несчастные случаи, а смерть маршала Неделина скрыть трудно, поэтому было объявлено, что он разбился в авиакатастрофе.

Гриф «секретно» с этого дела впервые «сняли» отечественные СМИ — именно они поведали об этой чудовищной трагедии в 1989 г., хотя зарубежные журналисты узнали о ней раньше и, конечно же, рассказали в своих изданиях. По сей день ЧП на космодроме Байконур — самая страшная катастрофа в истории мирового ракетостроения.

Последствия

После возвращения с полигона Янгель докладывал о случившемся сначала первому секретарю ЦК КПУ Николаю Подгорному, а затем секретарю Днепропетровского обкома партии. Перенесённые потрясения сказались на здоровье главного конструктора ОКБ-586, и в конце октября у него случился второй инфаркт (первый был в феврале 1958). В середине ноября на Южмаш прибыла для доработок вторая лётная ракета. В течение месяца пришли и новые бортовые приборы. После полного цикла заводских испытаний доработанная ракета 28 декабря специальным железнодорожным составом была отправлена в Тюра-Там. Этим же поездом выехала бригада испытателей во главе с М. К. Янгелем. 1 января 1961 года состав прибыл на полигон.

К этому времени на полигоне был проведён ряд мероприятий:

  • восстановлен разрушенный старт и закончена подготовка второго;
  • усилены меры безопасности;
  • были рассмотрены предложения по «защите от дурака»,
  • введена автоматическая система пожаротушения;
  • количество ручных операций сокращено до минимума;
  • изменён порядок предстартовой подготовки и пуска ракеты: впервые было осуществлено сетевое планирование работ на стартовой позиции — был составлен график с указанием точного времени и места осуществления каждой операции; за счёт объединения и укрупнения ряда операций было сокращено число операторов и контролёров;
  • с началом заправки ракеты устанавливался особый режим — все участники подготовки к старту носили на руках специальные нарукавные повязки; по мере приближения к моменту старта сокращалось число цветных повязок, находившихся у ракеты; последними, после объявления 15-минутной готовности, в бункер спускались специалисты с красными нарукавными повязками.

В результате принятых мер во время и после заправки второй лётной ракеты возле неё находилось не более двадцати человек. После объявления часовой готовности все лишние люди были эвакуированы с места старта. Из числа гражданских специалистов в бункере управления находились только М. К. Янгель и главные конструкторы некоторых систем.

Пуск ракеты состоялся со второй пусковой установки площадки № 41 2 февраля 1961 года. Он не был полностью удачным. За несколько минут до старта обнаружилось отсутствие питания системы аварийного подрыва ракеты в полёте и телеметрической системы «Трал». Янгель посчитал, что основная задача — доказать работоспособность ракеты, и, понимая, что пуска ждут в Москве, принял решение проводить пуск без телеметрии.

Пуск в целом состоялся нормально, хотя головная часть вместо Камчатки упала в Красноярском крае. Из-за отсутствия данных телеметрии установить причину отклонений не удалось. Только по результатам третьего, также не совсем удачного пуска 3 марта 1961 года было установлено, что возникающие в полете перемещения топлива в баках второй ступени слишком велики и система управления не справляется со стабилизацией ракеты. Были введены успокоители-перегородки, которые компенсировали колебания компонентов топлива в полёте. Только с августа 1962 года ракета стала летать нормально. 20 октября 1962 года постановлением правительства межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 (8К64) была принята на вооружение. К 1965 году было развёрнуто 186 пусковых установок для ракет Р-16.

Государственная комиссия

Кроме Брежнева, в состав комиссии вошли

  • первый заместитель министра обороны СССР А. А. Гречко,
  • заместитель председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинов,
  • председатель Госкомитета по оборонной технике при Совмине СССР К. Н. Руднев,
  • председатель Госкомитета по радиоэлектронике В. Д. Калмыков,
  • заведующий отделом оборонной промышленности ЦК КПСС И. Д. Сербин,
  • начальник 3-го Главного управления КГБ А. М. Гуськов,
  • директор НИИ-229 Г. М. Табаков,
  • директор НИИ-88 Г. А. Тюлин.

Первое заседание комиссии состоялось в монтажно-испытательном корпусе сразу по прибытии колонны машин с аэродрома. В присутствии всех выживших испытателей Р-16 Брежнев заявил: «Никого наказывать не будем». Как показало дальнейшее расследование, непосредственные виновники аварии — ответственные за технику безопасности работ и разработчик системы управления — погибли при взрыве. Оставшихся в живых наказывать посчитали негуманным. По воспоминаниям Василия Будника (заместитель Янгеля), по результатам работы комиссии Брежнев сказал: «… вы сами себя наказали».

Причины катастрофы

Основной причиной катастрофы было признано грубое нарушение мер безопасности. Комиссией по расследованию был установлен следующий ряд действий, повлёкших за собой катастрофу.

  1. Предварительный прорыв разделительных мембран топливных баков второй ступени ракеты во время отменённого старта накануне, 23 октября. Топливо из баков ракеты, в нарушение инструкции, слито не было.
  2. В целях ускорения предстартовой подготовки было осуществлено преждевременное подключение бортовой ампульной батареи. По инструкции бортовые ампульные батареи должны быть подключены после проведения всех проверок, непосредственно в процессе пуска. Было принято решение использовать внешнюю ампульную батарею и установить её на борт за час до пуска. В результате этого электрические цепи ракеты оказались под напряжением.
  3. За полчаса до пуска была начата операция выставления «в нуль» программных механизмов систем управления, в частности, программного токораспределителя. При отсутствии бортового питания эта операция ничем не грозила, но в данном случае это привело к катастрофе. При начале движения вала ПТР произошло замыкание контактов запуска пиростартёра и несанкционированный пуск двигательной установки 2-й ступени.

Пуск отменить нельзя

Исходя из технических возможностей того времени, в заправленном состоянии Р-16 могла стоять не более суток. По истечении этого времени начинали происходить необратимые изменения в ее техническом состоянии. Компонентами топлива разрушались уплотнения, прокладки, манжет. При отмене запуска ракету сразу же следовало транспортировать на техническую площадку для слива топлива. Далее, после профилактики оборудования, которое занимало не менее месяца, можно было надеется на следующий старт. 

Однако у советского правительства не было в запасе ни месяца, ни даже лишней недели. Техникам конструкторского бюро пришлось пойти на экстренные меры. По решению специальной комиссии они приступили к замене пиропатронов, сработавших прямо на старте, без слива топлива. Эта процедура была связана с большим риском, но учитывая «срочность», озвученную в Кремле, смирились даже военные. 

Пуск в очередной раз перенесли на 19 часов 24 октября.

В течение дня 24 октября специалисты продолжали заниматься устранением критических недостатков ракеты. В это время на заседании комиссии, контролирующей пуск Р-16, было принято роковое решение. Оно регулировало процедуру 30 минутной готовности в части переустановки двигателей системы в нулевое состояние. Однако принято оно было без учета, что к этому времени ракета уже находится в штатном подключении. Осуществить блокировку, препятствующую запуску, уже невозможно — она снята во время предыдущих операций.

За час до аварии разделительные пиромембраны топливных баков были прорваны — эту операцию для надежности проводили вручную. Герметичность магистралей сомнений ни у кого не вызвала, включению ампульных батарей был дан старт. Однако в 18-45 произошло срабатывание клапана программного токораспределителя, давшее возможность двигателю само запуститься. За секунды образовавшееся пламя прожгло баки с окислителем и горючим, поднимая вверх 120 тонн фрагментов ракетного топлива. 

Пожар, расползающийся молниеносно, поглощал все на своем пути. Баки с ракетным топливом взрывались один за другим, направляя пламя на конструкторов и испытателей, находящихся внизу ракеты. Люди сгорали практически мгновенно на глазах друг друга. В возникшей панике персонал прыгал прямо в огонь, пытаясь убежать от стремительно воспламеняющейся ракеты.

Как отреагировали в Кремле и Белом доме

Российский премьер Дмитрий Медведев провел закрытое совещание кабинета министров, на котором глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин и вице-премьер Юрий Борисов отчитались о происшествии.

После этого Борисов заявил о приостановлении пусков пилотируемых ракет до выяснения всех обстоятельств аварии. Расследовать причины будет специальная комиссия во главе с Рогозиным. Также Борисов пообещал сотрудничать с NASA и предоставлять американской стороне всю необходимую информацию.

«Слава богу, космонавты живы. Хорошо, что должным образом сработали системы безопасности и сам экипаж», — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, глава государства получит «весь необходимый объем информации» о случившемся от Рогозина и Борисова.

Черный день ракетостроения

Многие инженеры сомневались в успешности запуска в таких условиях, а многие даже опасались проводить подобные испытания, не до конца устранив все неисправности. Но для советских военных поставленный приказ был выше, чем возможные опасности. Маршал Неделин, подавая подчиненным пример личной отваги, сидел в семнадцати метрах от ракеты, в так называемой нулевой точке.

Командующий запуском ракеты Р-16

Естественно, кто мог не последовать примеру командующего, и проигнорировать его смелость? Все инженеры и члены государственной комиссии, также расположились рядом. Для проведения технических работ требовалось не больше сотни людей, но в тот день на площадке находилось еще около ста пятидесяти человек.

Чтобы исключить ложные сигналы о срабатывании прорыва пиромембран, было решено переустановить электрическую систему управления в нулевое положение, а сами прорывы пиромембран контролировать вручную. В 18.45 началось приведение электрической системы ракеты в нулевое положение, что означало получасовую готовность к старту. Но произошло непоправимое.

С началом процесса установки в исходное положение систем, запустился двигатель второй ступени ракеты. Огненная струя дошла до баков первой ступени и произошел взрыв. Волны пламени, расходившиеся во все стороны от ракеты, поглощали все, что находилась вокруг. Страшную картину катастрофы запечатлели камеры, автоматически сработавшие со стартом второй ступени. Эти камеры должны были зафиксировать триумф советских инженеров, но записали страшные кадры их смерти.

Кадр из записы огромного взрыва

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

Двадцать секунд пламя бушевало на стартовой площадке, не оставляя возможности выжить, тем, кто находился ближе всего к ракете. Еще два часа, пожарные не могли начать тушение и спасти людей. Лишь, когда догорели остатки топлива и сооружения на стартовой площадке, спасатели смогли добраться к месту катастрофы вплотную.

По официальным данным, в момент катастрофы погибло 74 человека, включая самого маршала Неделина. Его тело так и не смогли найти, а на месте, где он сидел осталась лишь расплавленная звезда Героя Советского Союза. От ожогов впоследствии скончалось еще несколько человек, общее количество погибших достигло 78-ми человек. По неофициальным данным, число жертв трагедии больше и колеблется от 92-х до 126-ти человек.

Позднее, расследование установило причины катастрофы. Из-за чрезмерной спешки, были не соблюдены меры безопасности. Топливо не было слито, а электрическое питание ракеты не отключено в момент, когда производилось выставление в ноль электрических систем ракеты. Это привело к запуску двигателя второй ступени ракеты.

Мемориальная доска с фамилиями погибших во время катастрофы

Ктo винoвaт?

Ужe в нoчь нa 25 oктября нa пoлигoн рaccлeдoвaть причины кaтacтрoфы вылeтeлa прaвитeльcтвeннaя кoмиccия вo глaвe c прeдceдaтeлeм Прeзидиумa Вeрхoвнoгo Coвeтa CCCР Л.И. Брeжнeвым. В рeзультaтe рaccлeдoвaния ocнoвнoй причинoй aвaрии былo признaнo грубoe нaрушeниe мeр бeзoпacнocти. Нo никтo тaк и нe пoнec зa этo нaкaзaния, пocкoльку лицa, oтвeтcтвeнныe зa тeхнику бeзoпacнocти и рaзрaбoтку cиcтeмы упрaвлeния, тoжe пoгибли при взрывe. Нe пocтрaдaл и Янгeль, зa кoтoрoгo, нecмoтря нa нaтянутыe oтнoшeния, вcтупилcя caм Глaвный кoнcтруктoр C.П. Кoрoлeв. «Этo мoглo cлучитьcя и у мeня — нoвaя тeхникa…», — cкaзaл oн Хрущeву.

Дaнныe o кaтacтрoфe были зaceкрeчeны. Чтo кacaeтcя Нeдeлинa, тo oбъявили, чтo oн якoбы трaгичecки пoгиб в aвиaкaтacтрoфe. Рoдным и близким пoгибших рeкoмeндoвaли мoлчaть o трaгeдии. Дaжe хoрoнить жeртв cтaрaлиcь cкрытнo…

Падение самолета на детский сад, 1972

Погибшие при падении самолета на детский сад дети

Катастрофа произошла в городе Светлогорске (Калининградская область, СССР).

16.05.1972 самолет АН-24Т, принадлежащий Балтийскому флоту СССР, проводил плановый облет территории. Но были очень плохие погодные условия — сгустился плотный туман.

Несмотря на это, экипаж принял решение не отменять вылет. В итоге самолет, летевший на низкой высоте, зацепил крылом за крону дерева и, теряя высоту, на большой скорости снес второй этаж здания детского сада и упал неподалеку. Из-за утечки топлива начался пожар…

Катастрофа унесла жизни 8 членов экипажа, 3 воспитателя детского сада и 24 ребенка младше шести лет!  

К месту аварии сразу же подоспели наряды милиции и военнослужащие. Территорию оцепили, причем туда не пустили прибежавших безутешных родителей.

Как спустя десятилетия рассказывали те, кто держал это оцепление и доставал из-под руин обгоревшие маленькие детские тела, они сами не сдерживали слез, а некоторые теряли сознание.

Казалось бы, страна сразу же должна узнать о случившемся и объединиться в общем горе. Но нет. В Светлогорске отключили телефоны и свет, на улицах дежурили патрули, которые тактично, но настойчиво рекомендовали жителям уйти в квартиры.

А утром, когда взошло солнце, горожане не поверили своим глазам — на месте детского сада разбит сквер, словно ничего и не было. Лишь запах гари напоминал о катастрофе.

И это надо, за одну ночь были разобраны руины здания и вывезены за город, сгоревший слой почвы покрыт привезенной землей, разбиты клумбы, а между ними проложены вымощенные кирпичом тропинки.

Но самое страшное, что власти запретили и горожанам, и семьям погибших говорить о трагедии. И те страдали от горя, но молчали и все скрывали…

Похороны погибших детей

Малышей хоронили одновременно, и проститься с ними пришел практически весь город…

Почему детей хоронили отдельно от летчиков? Так захотели родственники малышей — они запретили пилотов хоронить рядом со детьми, поскольку, согласно экспертизе, в момент полета те были пьяны…

По факту крушения самолета не возбудили уголовное дело, только высокие армейские чины лишились должностей. И это за столько загубленных жизней!

Взрыв ракеты “Восток” на космодроме Плесецк (1980 год)

На космодроме Плесецк 8 марта 1980 года проводились завершающие работ по подготовку к запуску ракеты «Восток». Она должна была доставить на орбиту спутник-шпион «Икар». Ракету заправляли различным топливом. На последнем этапе происходила ее заправка перекисью водорода. В этот момент произошло возгорание 300 тонн топлива, вслед за которым последовал мощный взрыв.

В результате взрыва ракеты «Восток» в 1980 году погибли 48 человек

Сильный пожар сразу убил 44 человека. От сильных ожогов позже скончались еще 4 человека. Серьезные ожоги и травмы получили 39 человек.

Истинная причина трагедии стала известна только спустя шестнадцать лет. Независимое расследование показало, что в конструкции топливных фильтров были применены опасные материалы фильтров, которые и стали причиной возгорания.

Oгнeнный aд

Нa cтaртoвoй плoщaдкe нa мoмeнт пуcкa нaхoдилocь oкoлo 250 чeлoвeк, в тoм чиcлe caм Нeдeлин. 24 oктября

oкoлo 18:45 oбъявили 30-минутную гoтoвнocть и нaчaли выcтaвлeниe в нoль прoгрaммнoгo тoкoрacпрeдeлитeля. Нa этoм этaпe прoизoшeл нecaнкциoнирoвaнный зaпуcк двигaтeля втoрoй cтупeни. Были рaзрушeны бaки пeрвoй cтупeни, чтo привeлo к взрыву кoмпoнeнтoв рaкeтнoгo тoпливa.

В плaмeни пoгибли вce, ктo нaхoдилcя вблизи cтaртoвoгo cтoлa. Cрeди них были мaршaл Нeдeлин, зaмecтитeль нaчaльникa пoлигoнa инжeнeр-пoлкoвник A.И. Нocoв, нaчaльники 1-гo и 2-гo упрaвлeний пoлигoнa инжeнeр-пoлкoвники E.И. Ocтaшeв и Р.М. Григoрьянц, зaмecтитeли Глaвнoгo кoнcтруктoрa OКБ-586 Л.A. Бeрлин и В.A. Кoнцeвoй, зaмecтитeль глaвнoгo кoнcтруктoрa OКБ-456 Г.Ф. Фирcoв, глaвный кoнcтруктoр OКБ-692 Б.М. Кoнoплeв.

Пo рaзным дaнным, пoгибших былo oт 74 дo 126 чeлoвeк. Дecятки людeй пoлучили рaны и oжoги. Чудoм cпaccя М.К. Янгeль, oтлучившийcя нa врeмя в курилку. Имeннo oн cрaзу жe пocлe cлучившeгocя oтпрaвил тeлeфoнoгрaмму в Крeмль.

Вcкoрe к 41-й плoщaдкe, гдe прoхoдили иcпытaния Р-16, cтянулиcь мeдики и пoжaрныe. Выживших oтпрaвили пo гocпитaлям, трупы cклaдывaли в cпeциaльнoм пoмeщeнии. Впocлeдcтвии мнoгих oкaзaлocь крaйнe cлoжнo oпoзнaть, тaк кaк тeлa были oбeзoбрaжeны дo нeузнaвaeмocти. Oт Нeдeлинa, нaпримeр, ocтaлиcь тoлькo oплaвлeннaя звeздa Гeрoя Coвeтcкoгo Coюзa, ocтaнoвившиecя в мoмeнт взрывa нaручныe чacы и мaршaльcкий пoгoн… Кoнoплeвa удaлocь oпoзнaть лишь пo рocту – oн был caмым выcoким из приcутcтвoвaвших нa плoщaдкe.

Связанные события

Имя / событие Дата Язык
1 В Екатеринбурге мужчина с ножом напал на прохожих. Погибли 3 человека 17.05.2021 lv, ru
2 10 человек погибли в катастрофе автобуса в Забайкалье 01.12.2019 ru
3 At least 3 Palestinians have been killed by Israeli fire in besieged Gaza Strip 18.08.2019 en
4 Катастрофа Boeing 737 в Перми 14.09.2008 de, en, pl, ru
5 9 osób zginęło w wyniku eksplozji rakiety Kosmos 11K65M na radzieckim kosmodromie w Plesiecku 26.06.1973 pl
6 СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны 26.05.1972 pl, ru
7 Trzej kosmonauci zginęli podczas powrotu na Ziemię kapsuły radzieckiego statku kosmicznego Sojuz 11 29.06.1971 pl
8 The «Big Bang theory» of the origin of the universe proposed in the academic journal Physical Review 01.04.1948 en, lv
9 День чекиста 20.12.1917 en, lv, pl, ru