Торжественное заседание государственного совета 7 мая 1901 года

История одного шедевра: «Торжественное заседание Госсовета» Репина — Статьи

Сюжет

Николай II, находящийся во главе собрания, читает юбилейную грамоту по случаю 100-летия учреждения Александром I Непременного совета — предшественника Государственного совета.

Изначально, когда Илье Репину заказывали «фотографию в масле», предполагалось, что в этом и будет весь сюжет.

Но художник предложил добавить жизни — так на полотне появились секретари, разносящие членам совета юбилейные медали.

Изображенный портрет Николая II долгие годы считался выдумкой Репина

Принято считать, что на полотне — 81 фигура. Но на самом деле, героев 82 — забыли посчитать всех изображенных на портретах. Кстати, с портретами вышла детективная история. Долгое время искусствоведы полагали, что этих картин в реальности не существует, а Репин изобразил их лишь как украшение интерьера.

Однако, согласно заказу, ничего подобного художник не должен был выдумывать.

И действительно, оба портрета — и Николая II, и его отца, а также Екатерины II, Александра I, Николая I и Александра II — висели в круглом зале петербургского Мариинского дворца (где, собственно, с 1885 года и проходили заседания совета).

Заседание Государственного совета

Такого портрета Николая II никто не знал, пока он не всплыл, что называется, на аукционе в 1990-х. И тут-то выяснилось, что после революции, когда большевики вывозили из Мариинского дворца все картины, в зале Госсовета нашли плотно Репина, а неподалеку — одну раму.

Постепенно выяснили, что в этой раме был портрет Николая II кисти Репина. Картина была похищена, в 1990-е «возвращена». Ни один из музеев не смог купить ее — так много запросили «владельцы».

Тогда полотно попросту изъяли до выяснения обстоятельств, потому что оно было заказано Репину государством.

Вместе с Репиным картину писали его ученики Куликов и Кустодиев

Что же до сановников, то почти все они даны этюдно. Заказ был срочный, персон много, на каждого выделялось не более 3−4 сеансов. С кем-то — например, с теми, кто позировал затылком, — и вовсе за раз управились.

«Вынужденный работать быстро, так быстро, как никогда раньше, он (Репин) постепенно выработал особую манеру односеансного письма.

По существу это — потрясающие наброски кистью, почти мимолётные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений», — делился своими впечатлениями от полотна Игорь Грабарь.

Контекст

К работе они приступили за несколько дней до юбилея, начав с интерьера. В день торжественного заседания, помимо рисовальных принадлежностей, живописец привез в зал фотоаппарат. В дальнейшем Репин не раз делал снимки происходившего, но, несмотря на это, продолжал писать с натуры, а не по фото.

Репин работает

Для художника подготовили список всех членов Госсовета с указанием чина, мундира, орденов и т. п. Во время работы Репин настаивал, чтобы сановники вели себя естественно, находились на тех же местах, что и обычно.

В счет покрытия перерасхода красок гонорар Репину увеличили вдвое

За картину Репину было положено 20 тысяч рублей золотом. Однако, подсчитав, сколько красок израсходовано, Илья Ефимович намекнул секретарю Госсовета, что было бы неплохо увеличить сумму. В итоге он получил вдвое больше.

Судьба художника

Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

Вокруг личности Репина — немало мистических историй: о влиянии его картин на людей, о сумасшествии натурщиков и общении художника с колдунами.

Есть ли в этом хоть доля правды, сказать, конечно, нельзя. Но в чем нет сомнений, так это в том, с каким азартом Репин каждый раз принимался за новую работу. Идеей он увлекал и семью, и друзей.

Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом.

Лев Толстой и Илья Репин, 1908

После завершения «Торжественного заседания Госсовета» Репин, ссылаясь на болезнь, переехал из столицы в свою усадьбу «Пенаты» на Карельском перешейке. Последние 30 лет жизни художник провёл в Финляндии, где продолжал писать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.

Описание

В 1901 — 1903 годах художник создает свое последнее грандиозное полотно. По заказу царского правительства он пишет торжественное заседание государственного Совета, посвященное его столетнему юбилею. Парадный, но скучный и, в сущности, бессодержательный сюжет заседания сановников во главе с царем и членами царствующего дома Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… силой своего таланта сумел изобразить так, что получилось блестящее художественное произведение — монументальная картина. Композиционный дар Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, его огромный опыт и умение строить большое, монументальное картинное изображение в последний раз проявились здесь со всем блеском. В этом грандиозном полотне Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… возрождает утраченные в европейском искусстве традиции монументального группового портрета.

Однако стареющий художник не мог выполнить картину сам. Она писалась при участии его учеников — Б.М.Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем… и И.С. Куликова Куликов Иван Семенович Русский, советский живописец. Педагог. Учился в Петербургской школе рисования  у и в Императорской Академии Художеств у . Окончил со званием художника за картину «В крестьянской избе»…, и потому уступает по живописи его остальным полотнам.

Написанные для картины с натуры этюдные портреты царских сановников — последнее завоевание Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… в области портрета. Развивая то, что он начал в портрете МусоргскогоПортрет композитора М.П.Мусоргского. 1881Холст, масло, 69 х 57Государственная Третьяковская галерея, художник дает здесь уже нечто отличное и по методу характеристики и по живописной системе.

В портретах членов Государственного Совета Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… достигает большого мастерства в воспроизведении как бы на лету схваченного образа человека, в его меткой и остро выразительной подаче. В характеристике решающей является передача позы, жеста, манеры держаться, то есть по преимуществу внешнего зрительного облика человека. Само выражение лица передается преимущественно как выразительная мимика. Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… остается в этих характеристиках замечательным психологом. Но, приобретая небывалую до того остроту и выразительность, эти характеристики вместе с тем становятся более однозначными, менее сложными. Этого, впрочем, было достаточно для данных объектов, тем более что психологические характеристики носили ясно выраженный социальный характер.

Особенно замечателен в этом отношении портрет Победоносцева, самой живописной трактовкой подчеркивающий бюрократическую холодность, формализм натуры этого страшного реакционера. Перед нами в безжизненной маске со словно стертыми, расплывчатыми чертами лица дано олицетворение полицейско-бюрократического режима, душащего все живое и прогрессивное.

В портрете Игнатьева чрезвычайно выразительна его поза полуобернувшегося к соседу человека, жест, которым он подносит руку к губам. С большой энергией и материальностью написано его тучное тело.

Искусство, каким вы его еще не видели

#12

z-4088.jpg

Репин И.Е.

Торжественное заседание Государственного совета

#5

Государственный совет Российской империи создал Александр I в 1801 году. Это было законосовещательное учреждение, членов которого назначал император. В апреле 1901 года Николай II поручил Илье Репину запечатлеть юбилейное заседание Госсовета.

#13

Репин решил делать полотно масштабным — почти девять на четыре метра. Художнику на тот момент было уже под шестьдесят лет, и он почти не мог писать правой рукой из-за сильных болей. Поэтому в создании картины участвовали его ученики: Борис Кустодиев и Иван Куликов.

Торжественное заседание должно было пройти в Круглом зале Мариинского дворца в Петербурге. Репин и его помощники заранее сделали этюды интерьера, и к событию изображение обстановки было готово. За время мероприятия мастер успел написать эскиз маслом. Также, чтобы все зафиксировать, он впервые сделал снимок фотоаппаратом.

#14

5a17f78697d8bed4466d8217-original.jpg

Заседание Государственного совета. 1900 год.

#15

Затем художник в течение нескольких месяцев делал в альбомах наброски собраний Госсовета. Ему выдали список членов совета с перечнем чинов, формы, наград. На этих материалах Репин оставлял свои комментарии, например: граф Алексей Игнатьев — «гастроном, глаза хитрые, умные», оберпрокурор Синода Константин Победоносцев — «совсем сова».

rm86_catpage.jpg

Илья Репин. Портрет Константина Победоносцева. Холст, масло. 1903. Государственный Русский музей.

#16

Для полотна Репин написал шестьдесят портретов с натуры, не без помощи учеников. Всего на картине восемьдесят один человек — члены Государственного совета во главе с Николаем II и статс-секретари — некоторые повернуты к зрителям спиной или вполоборота.

#17

Из-за срочности живописец выполнял портреты в этюдной форме за три-четыре сеанса, а иногда и за один. Никогда раньше мастеру русского реализма не приходилось работать так быстро. Для автора это был подготовительный материал, но получилась целая портретная галерея, восхитившая современников живыми деталями.

undefined

Илья Репин. Портрет великого князя Владимира Александровича. Холст, масло. 1903. Государственный Русский музей.

#18

Художник Илья Грабарь писал: «По существу это — потрясающие наброски кистью, почти мимолётные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений».

#19

Талант автора проявился также в построении сюжета и композиции. Изначально Репин должен был изобразить, как Николай II зачитывает на заседании юбилейную грамоту. Однако он предложил добавить динамичности и показать момент, когда секретари разносили памятные медали.

В ряды сидящих людей живописец добавил акценты: написал некоторых стоя во весь рост или в движении. А чтобы видно было всех, пришлось поменять масштаб отдельных фигур и обозначить перспективу с нескольких точек зрения. Картина представляет собой по сути панораму.

#20

Репин мастерски построил колорит картины. Несмотря на обилие тёмно-красного в интерьере, чёрного, золотого, голубого и алого в одежде, Репин с помощью тончайших оттенков передал все цвета по-разному. Например, в зависимости от освещения красный стул мог быть тёмно-бордовым или розовым.

#21

Вся работа заняла три года. Кустодиев выполнил правую часть финального холста, Куликов — левую. Сам мастер писал центр и в конце прошёлся кистью по всей картине. «Фотография в масле» стала и крупнейшим полотном своей эпохи, и самым массовым портретом, и историческим документом.

#22

11111.jpg

Зал заседаний Мариинского дворца с размещённой в нем картиной Ильи Репина. 1900-е годы.