Живой на бумаге

Архивы

В 1896 году в Балкарском обществе жителей — 5871.
В Кашхатау — 596.
Терский календарь на 1896 год, с. 138-139.

1906 год:

Чегет-эль – 45 
Верхний Куннюм – 71 
Нижний Куннюм – 53 
Фардык – 44 
Сауту – 52 
Верхний Шаурдат – 26
Нижний Шаурдат – 29 
Мухол – 105 
Тебен Эль – 33 
Мукуш – 23 
Зарашки – 10 
Коспарты – 71 
Зилги – 59 
Нижний Чегет – 26 
Верхний Чегет – 28 
Глашево – 11 
Курнаят – 18 
Тура Хабла – 70 
Ташлы Тала – 5
Тубен эль – 33
Верхний Шканты – 58 
Нижний Шканты – 45 
Догуат – 7
Итого – 889 

На 1910 год Балкарское общество состояло из 22 поселков: Чегет-эль, Верхний Куннюм, Нижний Куннюм, Фардык, Сауту, Верхний Шаурдат, Нижний Шаурдат, Мухол, Тебен Эль, Мукуш, Зарашки, Коспарты, Зилги, Нижний Чегет, Верхний Чегет, Глашево, Курнаят, Тура Хабла, Верхний Шканты, Догуат, Кашхатау.

Терский календарь на 1910 год. С. 388.

На 1914 год Балкарское общество состояло из 23 поселков: Чегет-эль, Верхний Куннюм, Нижний Куннюм, Фардык, Сауту, Верхний Шаурдат, Нижний Шаурдат, Мухол, Тебен Эль, Мукуш, Зарашки, Коспарты, Зилги, Нижний Чегет, Верхний Чегет, Глашево, Курнаят, Тура Хабла, Верхний Шканты, Догуат, Кашхатау, Тамакла.

Терский календарь на 1914 год. С. 47-48.

[править] Источники

  1. О влиянии хазарских евреев на этнос и культуру кумыков
  2. Мизиев И. М. История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России

Балкарцы и хазары относится к Хазарии

Войны Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега • Война Святослава • Война с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар • Восстание Иоанна Готского • Гражданская война • Русско-хазарские войны • Поход на Бердаа • Поход на Византию • Поход на Каспий (913 год) • Война с Ширваном и Дейлемитами • Война против Дербента • Завоевание славян • Конфликт с мусульманами (854 год) 
Битвы Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля • Рейд Булана в Дар алам 
Цари Хазарии Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка 
Известные хазары Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним 
Хазарский каганат Хазары (потомки, язык, женщины) • Культура • Наука • Армия (вооружение, наёмники, союзники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы • Дань (женщинами) • Доросская митрополия • Ислам • Кабары • Каган • Миссия Константина Философа • Налоговая система • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Тизул • Литература • Флот • Шеляг • После 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Судебная система • Экономика 
Города Хазарии Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Большая Мартыновка • Варачан • Городище Башанта • Городище у села Бараний Бугор • Верхнедженгутайское городище • Городище Выжегша • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Османюртовское поселение • Правобережное Цимлянское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Русиййа • Савгар • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семибугринское городище • Семикаракоры • Сидоровское городище • Таргунское городище • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Шелковское городище • Яхудлык • В Чечне 
Внешние отношения Хазарская дипломатия • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Армяно-хазарские отношения • Балкарцы и хазары • Хазары и Русь (торговля) • Чуваши и хазары • Абаскун и Хазария • Нападение норманнов на Нарбоннскую Галлию • Фатимиды и Хазария 
Артефакты Двузубец • Еврейско-хазарская переписка • Жидовин • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме • Топонимы (на Руси) 
Изучение Хазарии и теории Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Карачаевцы и хазары • Переселение евреев в Хазарию • Роль в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (роль в происхождении Руси, в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Роль в основании Киева • Связи с чеченцами • Хазарское иго • Викинги и евреи • Связи с норманнами (походы норманнов) • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии • Джидан • Роль в этногенезе азербайджанцев • Причины конфликта с русами • Самбатион • Терская Хазария • Экономические причины падения • Поход в Испанию (971 год) • Морские базы на Балтике (колонии в Швеции) • Хазарский миф

Депортация, переселение и возрождение

Численность балкарцев составляет примерно 125 тысяч человек, из которых больше 100 тыс. проживают в самой республике. Представители этого народа сохранились в странах бывшей Османской Империи, куда в XIX веке их предки-мухаджиры перебрались из уже российского Кавказа. Есть они и в Средней Азии, куда этот народ депортировали в 1944 г.

Депортация балкарцев – черная страница в истории народа, сколько их погибло по дороге и в первые месяцы жизни на новом месте до сих пор неизвестно. Только в 1957 г. им разрешили вернуться на родину, с условием — не претендовать на прежние жилища и имущество.

Кабардинцы были против их возвращения, и в отношениях с балкарцами до сих пор сохраняется напряжение, вызывающее конфликтные ситуации. В 1991 г. правительство СССР признало депортацию актом геноцида. В 1993 г. был утвержден национальный флаг с двуглавой горой Эльбрус по центру. Ежегодно 28 марта отмечается День возрождения балкарцев.

https://youtube.com/watch?v=tCqse1ALlXA

Какое будущее у этого народа? Переселение балкарцев на родину практически завершено, они живут на своей земле, имеют возможность хранить традиции и обычаи, учить детей родному языку. Молодежь может получить любую профессию, работать в любой сфере. Их культура, как и других малых народов России, это часть общего культурного достояния, которое нужно беречь и развивать.

Характеристика карачаево-балкарского народа

Балкарцы и карачаевцы – древнейший народ Кавказа. Истоки их истории и культуры неразрывно и тесно связаны с историей и культурой как многих кавказских народов, так и многочисленных тюркских народов от Якутии до Турции, от Азербайджана до Татарстана, от кумыков и ногайцев до алтайцев и хакасов. В бывшем Советском Союзе тюркские народы занимали по численности второе место после славянских народов, а всего в мире тюркоязычные народы составляют более 200 млн. человек.

В высокогорных ущельях Кавказа карачаево-балкарцы проживают в тесно окружении народов, говорящих на иных языках: картвельском, адыгском, осетинском и др. С XIV-XVвв. балкарцы и карачаевцы стали постепенно обособляться территориально, но во всем остальном – это единый народ. Ближайшие соседи называют балкарцев – асы (осетины), балкары (кабардинцы), азы, овсы (сваны), а карачаевцев, например, мергелы называют аланами. Термином «алан» балкарцы обращаются друг к другу.

Семейный уклад балкарцев

Основная часть семейных обычаев балкарского народа остаётся неизменной на протяжении многих столетий. Уклад жизни, сформировавшийся за долгую историю балкарцев, диктует, что главой семейства всегда выступает мужчина. Женщина же должна беспрекословно подчиняться ему, заниматься хозяйственными делами и воспитание детей.

Согласно традициям балкарцев, женщины не сидят за одним столом с мужчинами, а мужчинам не разрешается находиться в женской части дома (исключение составляют супруг или отец). Муж и жена при посторонних не называют друг друга по имени. Конечно, сегодня некоторые запреты балкарцев немного сглажены, однако основные правила поведения остаются прежними.

Карачаево-балкарский женский национальный костюм – чепкен (балкарки) / Ахмат Байсиев

В понимании балкарцев мужчина – это защитник, воин, поддержка своих родных. Именно в таком духе с ранних лет воспитывают мальчиков. В балкарских селениях нельзя увидеть женщину, что идёт с тяжёлым грузом, а рядом с ней – мужчина с пустыми руками.

К детям у балкарского народа также несколько непривычное для нас отношение

В отличие от русских семей, здесь наибольшее внимание уделяется не детям, а старикам. Родители должны быть строгими со своим ребёнком, а вот пожилые люди, бабушки и дедушки, вполне могут побаловать малыша

Эта особенность встречается у многих кавказских народов к примеру у Абхазов.

Старцы Кавказа

Благодаря такому принципу воспитания с детства балкарцы знают, что самый почитаемый человек в семье – старший представитель рода. Они с огромным уважением относятся к людям старшего возраста. Общаясь с ними, молодые балкарцы не имеют права спорить или перебивать собеседника – это считается признаком невоспитанности.

Историческая справка

Малкар был древнейшим и самым крупным обществом балкарцев, имевшем влияние на остальные общества. Он известен как Басиания, Балкария, Уллу Малкар. Сложно судить о первоначальном заселении Малкара по причине слабой археологической изученности его территории. Наиболее достоверные сведения приведены в летописях Тимура, где упоминаются местности Малкара.

Балкарское общество под этим названием вошло в состав Балкарского округа в 1921 году, но при последующем районировании, при создании Черекского района, здесь осталось всего 18 поселений. После 1944 года все они были разрушены.

Поселения Малкара

В числе поселений Малкара, начиная с раннего Средневековья, известны следующие:

  • Абаевский
  • Азаматовский
  • Аул / Биевский
  • Бабугент
  • База-Тала / Бозиевский
  • Верхний Чегет
  • Верхняя Балкария
  • Верхняя Жемтала
  • Глашево
  • Гуат
  • Догуат (Мисаковский)
  • Жаноковский в Бабугенте
  • Жаноковский на Аргудане
  • Жаноковский на Сукан-Суу
  • Жанхотовский на реке Кара-Суу Балкарский
  • Зарашкы
  • Зылгы
  • Ийисли-Суу
  • Ишканты
  • Кара-суу Балкарский
  • Кашхатау
  • Коспарты
  • Курнаят
  • Кюнлюм
  • Мукуш
  • Мухол
  • Нижний Чегет
  • Сауту
  • Сукан-Эль
  • Тамакла
  • Ташлы-Кала
  • Ташлы-Тала
  • Таш-Юй
  • Темиркановский
  • Темукуево
  • Тёбен-Эль
  • Тогай-Аллы
  • Туура-Хабла
  • Уштулу
  • Фардык
  • Хасанья
  • Хучошку
  • Хызны-эль
  • Чегет Журт
  • Чегет-Эль
  • Шаурдат
  • Шешки
  • Эльбуздук
  • Эдакаевский

Необычные традиции балкарцев

В старину у балкарцев существовало почитание огня. Пламя домашнего очага ценилось особенно. Нельзя было погасший огонь разжигать от углей, взятых у соседей. Для этого в каждом семейств существовал один определённый день, когда можно было “делиться” огнём с соседями или брать угольки для себя.

Не менее интересный и обычай куначества, которого балкарцы придерживаются по сей день. Ещё куначество называют искусственным родством, что, на мой взгляд, очень точно. Установить такую связь могут очень близкие и доверенные люди, настоящие друзья, что желают связать судьбы своих родов воедино.

Для проведения обряда куначества требовалась дружба, проверенная временем, а также проведение особого ритуала. Во время него оба человека наливали в чашу напиток и, поочерёдно давая друг другу клятву, выпивали его.

В конце обряда друзья обменивались оружием, преподносили друг другу подарки. Тот, кто совершил куначество, считался равным кровному родственнику. Он должен был поддерживать товарища в любой ситуации, а при необходимости – даже отдать жизнь за друга.

Танец балкарцев

Хозяйство и культурно-экономические связи

Балкарцы и карачаевцы с древнейших времен занимались и занимаются горным, отгонным и яйлажным скотоводством. Скот на лето выгоняют на летние пастбища – «жайлыкъ». От этого термина и происходит широко распространенное понятие «яйлажное скотоводство».

Ведущей отраслью скотоводства у балкарцев и карачаевцев было овцеводство, однако большое место занимало и разведение крупного рогатого скота и коневодства. Огромное количество скота, в несколько раз превышающее уровень у соседних народов, обеспечивало балкарцам и карачаевцам все жизненно необходимое. Продукция скотоводства одевала, кормила, обувала народ, она шла на общекавказские рынки, где на нее выменивали все необходимые товары: ткани, посуду, соль и пр.

Высокоразвитое горнорудное дело обеспечивало балкарцев и карачаевцев медью, свинцом, каменным углем, селитрой и др. Пахотных земель в Балкарии и Карачае было мало, поэтому земледелие не играло такую же, как скотоводство, важную роль в их экономике.

Тем не менее, каждый клочок земли тщательно обрабатывался, очищался от камней, орошался при помощи умело проведенных ирригационных сооружений. Во многих местах и сейчас можно видеть горные склоны, изрезанные громадными террасовыми полями древних карачаево-балкарцев – земледельцев.

Балкарцы и карачаевцы имели самые дружественные культурно-экономические связи со всеми соседними народами. Эти контакты часто приводили к множеству смешанных браков и межэтнических родственных взаимоотношений.

Древние сведения о балкарцах и карачаевцах

Современное имя балкарцев восходит к имени древних кавказских болгар, которых уже во II веке до н.э. древние армянские источники размещали «в земле болгар, в Кавказских горах». Арабский автор X века Ибн-Рустэ писал, что в отдаленнейших пределах Грузии живут племена Таулу-ас, т.е. «Горные асы». Это название вполне тождественно географическому самоназванию карачаевцев и балкарцев «Таулу», т.е. горцы.

Многие видные ученые прошлого и XX века – Менандр Византиец, Г.А. Кокиев и др. – называли один из крупнейших торговых путей вдоль реки Кумы мимо Эльбруса, через Карачай в Колхиду (Грузию), которым владели римляне, «Хоручон» по имени карачаевцев. Анализ всех доступных материалов приводит академик П. Бутков к выводу, что уже в X веке на современной территории Балкарии жили балкарцы.

В 1395/96 гг. всемирный завоеватель Тимур и его летописцы именовали балкарцев и карачаевцев асами и вели с ними ожесточенную борьбу. Асами до сих пор именуют балкарцев и карачаевцев их ближайшие исторические соседи – осетины.

В 1404 году архиепископ Иоан Галонифонтибус называл карачаевцев «кара черкесами», так же именовал их путешественник 1643 год Арканджелло Ламберти.

Таким образом, с древнейших времен и до XIV века в письменных документах балкарцы и карачаевцы назывались асами, болгарами, карачеркесами, таулуасами…

В грузинских документах XIV века и позднее балкарцы и Балкария назывались «басианами», «Басианией». Наиболее ранним упоминанием этого названия является золотой «Цховатский крест». На этом кресте повествуется о том, как некий эристав Ризия Квенипневели попал в плен в Басианию и был выкуплен оттуда на средства Спасской церкви селения Цховати Ксанского ущелья. Басианию и быт басианов подробно описывал в своем трактате историк и географ Грузии царевич Вахушти в 1745 году. Название «басиани» происходит от имени хазарского племени «баса» с прибавлением к нему грузинского указателя множественности «ани».

В январе и феврале 1629 года Терский воевода И.А. Дашков отправил в Москву два письма, в которых писал, что в земле, где живут «балкарцы», имеются залежи серебра. С тех пор имя балкарского народа постоянно фигурирует в русских официальных документах. В 1639 году в Грузию отправляется русское посольство в составе Павла Захарьева, Федота Елчина, Федора Баженова. Они 15 дней гостили у карачаевских князей Крымшаухаловых в ауле Эль-Журту близ современного города Тырныауза. О балкарских кабаках (селениях) говорится и в 1643 году в отписке Терского воеводы М.П. Волынского. А в 1651 году московские послы Н.С. Толочанов и А.И. Иевлев, следуя в Грузию, две недели гостили у балкарских князей Айдаболовых в Верхней Балкарии. Сведения о балкарцах и карачаевцах содержатся в документах европейских и русских ученых и путешественников 1662, 1711, 1743, 1747, 1753, 1760, 1778, 1779, 1793-94, 1807-1808 годов. В 1828 году академик Купфер называет карачаевцев «черкесами», такое название за балкарцами и карачаевцами было закреплено еще с 1636, 1692 гг. в путевых заметках грузинских и европейских авторов. В подобных документах балкарцев и карачаевцев очень часто называли «горскими черкесами».

См. также:Некоторые этнонимы в Известиях Абу-Али Ахмеда бен Омар ибн Русте (Даста)

Фамилии

В поселках Малкара до 1944 г. проживали следующие фамилии:

  • Абаевы, Абазаевы, Ажоевы, Абшаевы, Азаматовы, Айдебуловы Аккиевы, Акуловы, Алафаевы, Аликаевы, Алкашевы, Алтуевы, Аппаевы, Атабиевы, Атасаовы, Ацкановы.
  • Баготаевы, Байкишиевы, Байсиевы, Батаевы, Баталовы, Батуевы, Батчаевы, Башиевы, Бегиевы, Биевы, Бийногеровы, Бикановы, Битуевы, Бичиевы, Богашаевы, Бозаевы, Бозиевы, Болатовы, Боташевы, Боттуевы, Буштоковы.
  • Габоевы, Габолаевы, Гадиевы, Гажоновы, Газаевы, Гасиевы, Геляевы, Гериевы, Гилдуевы, Глашевы, Гузеевы, Гузиевы, Гузоевы, Гулпановы, Гумаевы, Гутаевы.
  • Даутиевы, Догучаевы, Дадуевы, Дюгорлиевы.
  • Ёрюзмековы.
  • Забаковы, Заммаевы, Заммоевы, Занкишиевы, Заниюковы, Зашаевы, Зезаевы, Зокаевы, Зумакуловы.
  • Жаландиевы, Жангулановы, Жангуразовы, Жанибековы, Жаниюковы (Жаноковы), Жанхотовы, Жекеевы, Жилкибаевы.
  • Иликаевы, Илистиновы.
  • Кабардуковы, Кадыровы, Казиевы, Койбаевы, Кайгермазовы, Карабашевы, Караевы, Каркаевы, Карчаевы, Керменовы, Киштиковы, Кубадиевы, Кужоновы, Курмановы, Кучуковы.
  • Лелюкаевы, Лекураевы.
  • Магомедовы, Мамаевы, Маммеевы, Мамукоевы, Мелюхаевы, Мечекуевы.
  • Мечукоевы, Микиевы, Мирзантовы, Мисаковы, Мисировы, Моллаевы, Мокаевы, Муртазовы, Мусуковы, Мырзаевы.
  • Нагестаевы, Настаевы, Ногаевы, Ногеровы, Ностуевы.
  • Оразаевы, Ораковы, Османовы.
  • Расуловы.
  • Сабанчиевы, Сакаевы, Саракаевы, Саракуевы, Сарбашевы.
  • Табаксоевы, Табылоевы, Таубулатовы, Таукеновы, Таумурзаевы, Текаевы, Текеевы, Темиржановы, Темиркановы, Темкаевы, Темукуевы, Тетуевы, Тишхановы, Тогузаевы, Токлуевы, Токуевы, Токумаевы, Томаевы, Тотруковы, Тотуркуловы.
  • Ульбашевы, Уянаевы, Уяновы.
  • Фриевы.
  • Хабиевы, Хазгериевы, Хасаовы, Хацуевы, Хибиевы, Хульчаевы, Хучинаевы.
  • Цикановы, Цраевы, Цораевы.
  • Чанаевы, Черкесовы, Чеченовы, Чокаловы, Чофановы, Чочаевы, Чубоковы.
  • Шабатуковы, Шаутаевы, Шахановы, Шитуановы, Шуановы, Шукаевы, Шунгаровы.
  • Эбзеевы, Эдакаевы, Эльсиоровы, Эндреевы, Эристаовы, Этчеевы, Эхчиевы.

История происхождения балкарского народа

Ранняя история этого кавказского народа покрыта тайной. Известно, что за время своего существования он обзавелся тюркскими, алано-осетинскими, сванскими и адыгскими этническими компонентами. Существует несколько версий о происхождении балкарцев.

Французский ученый Г. Ю. Клапрот, изучавший народы Северного Кавказа в начале 19-го столетия, считал, что предки балкарцев – переселившиеся в горные ущелья хазары из золотоордынского города Маджары, разрушенного войсками Тамерлана в 1395 г. По мнению других ученых, высокогорные кавказские народы являются потомками воинов Тамерлана, поселившихся в горах после победы над Тохтамышем.

Русские историки и этнографы считают, что они произошли от древних кавказских болгар или выделились из народов, находившихся под монгольским владычеством в XVI веке. Все версии основаны на народных легендах и не имеют прямых доказательств. Карачаево-балкарская письменность появилась только в XVIII в., поэтому подлинные исторические сведения о их появлении на Кавказе не дошли до наших дней.

Издревле они селились в предгорьях и горах, реже на равнинах. Дома из камня и глины скученно строились в местах труднодоступных для нападения. Основу хозяйственного быта балкарцев составляли отгонное скотоводство и пашенное земледелие, что отразилось на кухне и послужило развитию кожевенного ремесла.

Каждое поселение состояло из нескольких родов. Представители высших сословий жили в многокомнатных домах, крестьяне – в однокомнатных. Жилье разделялось на две половины – мужскую и женскую. Дома отапливались и освещались с помощью открытого очага. Долго сохранялся обычай, согласно которому только в один определенный день можно было давать соседям огонь из своего очага, чтобы разжечь их потухший очаг.

Балкарское общество имело многоступенчатую иерархию, которая неофициально сохранилась и в наши дни. Знать – таубии, князья. На ступень ниже уздени – дворянство. Менее привилегированное сословие – каракиши, исполняли не только дворянские обязанности, но и трудовые. Это сословие считалось неоднородным и подразделялось на несколько категорий.

Следующие – азаты – земледельцы, которые работали на землях таубиев. Еще ниже – чагары, имеющие незначительные права. Касаги и карауши занимали низшую ступень и не имели прав. Для представителей каждого сословия был свой свод правил.

Культура, традиции и обычаи балкарцев

Семейные традиции балкарцев продиктованы нормами поведения, сформировавшимися за много веков. Тип уклада семьи – патриархальный с четкой иерархией. Женщина должна беспрекословно подчиняться мужчине и служить ему, она не имеет права сидеть с ним за одним столом. Посторонним мужчинам запрещено находиться в женской половине дома. Родители проявляют строгость к детям, а старики могут быть с ними ласковы.

Культура уходит корнями в глубокую древность. В деревнях отмечаются праздники весеннего равноденствия и летнего солнцестояния, исполняются обрядовые песни и танцы, совершается ритуальное умерщвление быка или барана.

Древний этикет

Горцы и сейчас придают большое значение правилам этикета и стараются соблюдать их во всем. Например, дети и женщины не садятся за один стол с гостем и мужчинами, а ждут, когда понадобится их помощь. В гости приглашают даже малознакомых людей, угощают их, проявляют к ним уважение.

Одной из отличительных особенностей балкарцев, как и других кавказских народов, является почтительное отношение к старшим по возрасту. Считается недопустимым оскорбить или даже перебить в разговоре родителей, стариков, не прислушаться к их мнению.

Женщина обладала меньшими правами, чем мужчина, но, будучи матерью и женой, также пользовалась почитанием. Девушке не позволяли самой выбирать мужа – за нее решение принимали родители. Она могла увидеть жениха впервые в день свадьбы и не имела права ответить прямым отказом.

Свое согласие невеста выражала, надев белый платок, а платье, надетое без пояса, означало отказ. Родители примирялись с ее решением или же играли свадьбу против воли невесты. Если у нее был другой возлюбленный, он мог ее выкрасть и заплатить калым. В то же время, насильственное похищение без согласия девушки осуждалось и наказывалось.

Народное музыкальное творчество тесно связано с культурой и историей. В своих песнях балкарцы прославляют героев, описывают исторические события, рассказывают легенды. Мелодии ритмичны, исполняются мужским хором в унисон или раскладываются на голоса. Одна и та же фраза повторяется по нескольку раз. Напевы сопровождаются быстрыми пассажами на тростниковой дудке и щелканьем на ударном инструменте, состоящем из дощечек, вздетых на веревку.

Самое большое семейное событие – свадьба, всегда многолюдная, обильная, сопровождающаяся песнями и танцами. Сейчас по всему интернету гуляют видео, что балкарцы снимают на этих праздниках – богато украшенные национальные костюмы, традиционная кухня, неизменная лезгинка.

Национальная одежда

Одежде присущи характерные черты горских традиций. Мужской костюм состоял из широких штанов, нательной рубахи и черкески, которую надевали поверх бешмета по выходным и праздникам. На поясе, украшенном серебряными украшениями, висел нож. Головной убор, традиционный для Кавказа – папаха. Верхней одеждой служила одежда из овчины или войлока. Обувь – чувяки и ноговицы – делали из сафьяна и войлока.

Женская одежда была многослойной – нательная рубаха и штаны, поверх — утягивающий фигуру кафтанчик, на него распахнутое впереди платье с нарядным поясом. В холодную погоду также надевалось второе стеганое платье, на плечи накидывалась большая теплая шаль.

Замужние женщины ходили в платках, незамужние девушки — в расшитых высоких шапочках, но голова у всех должна была быть покрыта. Женская обувь не отличалась от мужской. Национальный балкарский костюм определял возраст и принадлежность к сословию. Это хорошо видно на фото балкарцев конца XIX, начала XX века.

Религия предков

До перехода в ислам они были политеистами. Самым главным богом считался Тенгри (Тейри) – обожествленное небо. Также верили в божеств-покровителей, духов, приметы, магическую силу трав, деревьев и камней, изготавливали обереги и тотемные предметы.

Животных почитали и уважали. Согласно поверьям, оленье молоко могло исцелить самые страшные болезни, зажженная волчья жила наводила болезнь на убийцу или вора. Волчьи кости и шерсть оберегали дом от злых духов, а чернобурки – от голода.

Хранила дом змея, живущая во дворе, вход в него — бараньи или турьи рога, а кровью жертвенной овцы мазали личико новорожденного для придания сил. Особо почитался конь – верный друг воина, способный видеть духов и джиннов. Коней хоронили вместе с хозяевами, конский череп окунали в реку во время засухи.

В XVII в. со стороны Дагестана пришли мусульманские проповедники, но еще в XIX в. религия балкарцев являла собой смешение исламских, христианских и языческих традиций. В наши дни большая часть народа – мусульмане-сунниты. Несмотря на официальную религию, жители многих поселений по-прежнему верят в магию природы.

Диалекты и литературный язык

У карачаево-балкарских языков пять диалектов:

  1. карачаево диалект, распространение только на верхней Кубани до 19 — го века , а затем распространяется через населенные пункты в больших районах Карачаево-Черкесии и диалекта практически всех людей , карачаевцев ,
  2. Баксан говор на верхнем Баксане на юго — западе Кабардино-Балкарии ,
  3. Tschegem говор дальше на восток на верхнем Tschegem ,
  4. Chulam-Besengi диалект, названный в честь двух исторических племенных объединений, и к востоку от вышеупомянутого диалекту на верхней Tscherek-Chulamski ,
  5. Malqar говор или диалект Балкарский на верхней Tscherek-Balkarski на юго — востоке Кабардино-Балкарии. До 20 — го века , только члены этого племени не были причислены к «балкарцев», самостоятельно обозначая Malqar , и только потом делали исторические племена Урусби (на Баксане), в Tschegem , в Chulam и Besengi быть включены по национальности балкарцы .

Согласно регулярным фонетическим звуковым сдвигам произношения аффрикатов ch и j , в тюркологии они делятся на две диалектные группы и пять диалектов.

Основные диалектные группы отличаются в произношении первого звука , как ч (кириллица орфографической: ч, IPA : tʃ) или в качестве г (Cyrill:. Ц, IPA: TS) в Ch диалектах или Ch Хорошо диалектах ( русская ч окающего ) и диалекты Z или диалекты Z oka ( русский ц окающий ). Например, карачаево-балкарское слово, обозначающее волосы, произносится в чокских диалектах «цхотч» (чоч), а зокайш произносится «зоз» (цоц). Диалекты чока — карачаевский, баксанский и чегемский, диалекты дзока — чулам-бесенги и малкар.

Пять упомянутых диалектов используются в произношении dsch как dsch (кирилл. Дж, IPA: dʒ), как dsch ‘ (dsch со следующим абзацем , kyrill. Дж’, IPA: d sch), как озвученный sh (редко в Немецкий, как и первый звук во французском «журнале», kyrill. Ж, IPA: ʒ) и как звонкий s (в немецком языке часто в начале слова, kyrill. З, IPA: z), далее классифицируется в: dsch okaisch ( Русский дж окающий ), dsch ‘ Okay ( русский дж’ окающий ), Sch Okay ( русский ж окающий ) и s Okay ( русский з окающий ). Например, слово «путь» произносится как Джокаиш дшол (джол), Джокайш дшол (дж’ол), Шокаиш схол (жол) и Сокаиш соль (зол). Согласно этой широко распространенной классификации, карачаевский диалект также известен как диалект Чокаиш-Джока, баксанский диалект как диалект Чокаиш-Дж’ока, диалект Чегем как диалект Чокаиш-Шока, диалект Чулам-Бесенги как Зокаиш-диалект. смешанный диалект Schoka или диалект Soca и диалект Malqar, называемый диалектом Zokaish-Soca.

Литературный язык карачаево-балкарцев сложился в 20-е годы прошлого века на основе чокских диалектов карачаево-баксан-чегемских, которые несколько отличаются друг от друга и до сих пор стандартизированы в той мере, в какой письменность карачаевских народностей (на основе на карачаевском диалекте) и балкарском (основанном на баксанском и чегемском диалекте) различаются лишь некоторыми фонетическими и стилистическими деталями (помимо упомянутых различий в произношении dsch , например, карачаевский k в балкарском варианте стандартный язык часто используется в качестве г разговорный и письменный), но взаимно вполне понятно , и поэтому считается однородным плюрицентрический язык высокого уровня .

С другой стороны, существуют дальнейшие фонетические различия между основными диалектами, диалектами Tsch / диалектами Choka и диалектами Z / диалектами Zoka, которые не стали основой литературного языка. Например, Chokaisch b > Zokaisch f и Chokaisch «harte» q (Кирилл. Къ)> Zokaisch «жесткий» ch (Кирилл. Хъ, IPA: ⁠χ), z. B. chokaisch chebgen (чебген)> zokaisch zefchen (цефхен) (= нем. «Одежда») и chok. chybtschiq (чыбчикъ)> зок. zyfzych (цыфцыхъ) (= немецкий: «воробей»). Помимо фонетических звуковых сдвигов, зока-диалекты малкар и чулам-бесенги также имеют различия в словарном запасе , в том числе большее количество заимствованных слов из соседнего осетинского языка и некоторые грамматические различия.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

“Каншоби и Гуашагат: фольклор и действительность”

“АдыгэлI, зауэлI, щIэныгъэлI, егъэджакIуэ, КъБР-м и цIыхубэ тхакIуэ Нало Ахьмэдхъан”.

Трехъязычные учебные словари Турецко-русско-кабардино-черкесский   и Русско-турецко-кабардино-черкесский

          Аннотация. Создание трехъязычных словарей, рассчитанных на мак-симально быстрый результат методик обучения языкам является актуальной проблемой лексикографии. Для успешной работы по преподаванию тех или иных языков, в частности русского языка немаловажным является создание учебных пособий и разработок, а также словарей. В многоязычных (перевод-ных) словарях дается не объяснение (толкование) значений слов, а перевод, то есть подбирается слово-соответствие другого языка. Как известно, осно-вой преподавания языку и критерием оценивания уровня языковой компе-тенции является многоязычный словарь. Появление трехъязычных словарей и сама методика их использования в учебном процессе поможет в деле под-готовке высококвалифицированных специалистов-иностранцев по тем или иным отраслям знаний.

          Ключевые слова: словарь, лексикография, ударение, язык, культура,

перевод, языкознание, интонирование, аудиосопровождение.

В истории лексикографической науки, где накоплен большой опыт

создания двуязычных словарей, примеры создания трехъязычных словарей

довольно редки.

Обучение зарубежных студентов в отечественных вузах считается престижным и показательным,  для признания приоритетности того или иного вуза и является одним из серьезных аргументов в готовности профессорско-преподавательского состава учебного заведения к подготовке высококвалифицированных специалистов-иностранцев по тем или иным отраслям знаний.

Для успешной работы по преподаванию тех или иных языков, в частно-сти, русского языка, немаловажным является создание учебных пособий и разработок, а также словарей. Поэтому подготовка двуязычных и трехъязыч-ных словарей – необходимое условие налаживания результативного учебного процесса для студентов-иностранцев. В этом русле составленную нами лексикографическую работу, по своей сути, можно считать переводным лексиконом. В русских и кабардино-черкесских словах везде поставлено ударение, что будет успешно содействовать усвоению произносительных норм этих языков.

Лексический материал словарей подобран с учетом тематики занятий, проводимых со студентами-иностранцами. Подготовленные нами трехъязыч-ные словари могут быть также полезны для лиц, претендующих на получение гражданства и трудовых мигрантов. Предлагаемые и впервые вводимые в научный оборот две разновидности трехъязычных учебных словарей представляют особый интерес в связи с тем, что объединяют в себе носителей разных языковых культур и семей.

Данные типы словарей будут иметь прикладной характер и могут быть успешно использованы на занятиях по русскому и кабардино-черкесскому языкам для студентов-иностранцев. С помощью них, иностранные студенты смогут обогатить свой словарный запас по русскому языку, а также состав-лять предложения и тексты по соответствующей разговорной теме, вступать в диалог с преподавателем или другими студентами. Они могут быть полез-ны при переводе текстов с одного языка на другие языки, а также в научно-исследовательской деятельности в области сравнительного и сопоставитель-ного языкознания.

Достоинства   словарей усиливаются тем обстоятельством, что к ним будет приложено аудиосопровождение, которое позволит услышать произно-шение слов и уловить интонирование изучаемых языков, что немаловажно в преподавании языков студентам-иностранцам. Предлагаемые впервые научному сообществу трехъязычные учебные словари   с аудиосопровождением могут быть использованы в практике пре-подавания турецкого, русского и кабардино-черкесского языков

Предлагаемые впервые научному сообществу трехъязычные учебные словари   с аудиосопровождением могут быть использованы в практике пре-подавания турецкого, русского и кабардино-черкесского языков.

Таблица распределения для различных алфавитов

Арабский (1920-1924) Латинский (1924–1938) Латынь (1994, проект) Кириллица (1961–1964) Кириллица (1937–1961, с 1964)
ا А а А а А а А а
ب B в B b Б б Б б
و V v V v В в В в
گ G г G г Г г Г г
غ Ƣ ƣ Ğ ğ Ғ ғ Гъ гъ
د D d D d Д д Д д
ە E e E e Е е Е е
ۆ Ө ө Ö ö, yo yo Ө ө, Ё ё Ё ё
ژ Ƶ ƶ J j Ж ж Ж ж
ج Ç ç C c Җ җ Дж дж (Ж ж)
ز Z z Z z З з З з
ي Я я Я я И и И и
ي J j Г г Й й Й й
ك, ک K k K k К к К к
ق Q q Q q Қ қ Къ къ
ل L l L l Л л Л л
م М м М м М м М м
ن N n N n Н н Н н
ڭ, ݣ Ꞑ ꞑ Нг нг Ң ң Нг нг (Нъ нъ)
وٓ О о О о О о О о
پ P p P p П п П п
ر R r R r Р р Р р
س S s S s С с С с
ت Т т Т т Т т Т т
و U u U u У у У у
و W w W w Ў ў У у (Ў ў, У́ у́)
ف F f F f Ф ф Ф ф
خ Х х Х х Х х Х х
ح Ч ч Ч ч Һ һ
S̷ s̷ Ц ц Ц ц Ц ц
چ C c Ç ç Ч ч Ч ч
ش Ş ş Ş ş Ш ш Ш ш
Ş ş Щ щ Щ щ
ъ ъ
ىٕ Я я Ы ы Ы ы
ь ь
ئە, اە E e E e Э э Э э
ۉ Г г Ü ü, Yu yu Ү ү, Ю ю Ю ю
Я да Я я Я я