Гиппокамп и миндалевидное тело в мозгу регулируют память

Цереброспинальная жидкость

Цереброспинальная жидкость – это прозрачная жидкость, окружающая мозг. Объем жидкости составляет 100-160 мл, состав похож на плазму крови, из которой она возникает. Однако цереброспинальная жидкость содержит больше ионов натрия и хлорида, меньше белков. В камерах содержится лишь небольшая часть (около 20%), наибольший процент находится в субарахноидальном пространстве.

Функции

Цереброспинальная жидкость формирует жидкую оболочку, облегчает структуры ЦНС (уменьшает массу ГМ до 97%), защищает от повреждений собственным весом, шока, питает мозг, удаляет отходы нервных клеток, помогает передавать химические сигналы между различными частями ЦНС.

Тренировать память можно

Часть мозга отвечающая за память надо тренировать, чтобы избавиться от проблем с запоминанием.

Беспокойство в отношении снижения умственных способностей — растущая проблема среди людей пожилого возраста.

  • к 2025 году общее число пенсионеров старше 60 лет увеличится вдвое
  • около двух третей людей старше 50 лет жалуются на проблемы запоминания
  • стареющие люди боятся потери памяти больше, чем рака, сердечных заболеваний и смерти.

Идея о том, что мозг может постоянно преобразовывать и реформировать самого себя, революционным образом изменила взгляд ученых на него.

Потеря связей между клетками мозга вполне обратима: регулярные тренировки способствуют созданию новых, действующих и защищающих связей, создающих ресурс. С учетом последних научных прорывов в области знаний о старении мозга уместным кажется прогноз снижения, а возможно, и, по большей части, устранения привычных потерь памяти, ассоциирующихся с возрастом

И что еще более важно: мрачные реалии угрозы “отключения” части мозга отвечающей за память или так называемой болезни Альцгеймера в течение нескольких ближайших десятилетий могут быть во многом предотвращены благодаря применению этих новых открытий вкупе с недавно появившимися биомедицинскими стратегиями профилактического и терапевтического характера. Внесите в свою жизнь некоторые изменения, способствующие поддержанию здоровья мозга отвечающего в том числе и за память

Литература

  1. Collins A., Koechlin E. Reasoning, learning, and creativity: frontal lobe function and human decision-making //PLoS biology. – 2012. – Т. 10. – №. 3. – С. e1001293.
  2. Chayer C., Freedman M. Frontal lobe functions //Current neurology and neuroscience reports. – 2001. – Т. 1. – №. 6. – С. 547-552.
  3. Kayser A. S. et al. Dopamine, corticostriatal connectivity, and intertemporal choice //Journal of Neuroscience. – 2012. – Т. 32. – №. 27. – С. 9402-9409.
  4. Panagiotaropoulos T. I. et al. Neuronal discharges and gamma oscillations explicitly reflect visual consciousness in the lateral prefrontal cortex //Neuron. – 2012. – Т. 74. – №. 5. – С. 924-935.
  5. Zelikowsky M. et al. Prefrontal microcircuit underlies contextual learning after hippocampal loss //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2013. – Т. 110. – №. 24. – С. 9938-9943.
  6. Flinker A. et al. Redefining the role of Broca’s area in speech //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2015. – Т. 112. – №. 9. – С. 2871-2875.

Ярость и страх затрагивают миндалины

Во время развития эмбриона внутри утробы происходит формирование лимбической системы. Она отвечает за те эмоции и поступки, которые необходимы человеческому виду для выживания. Миндалины – одна из наиболее важных частей лимбической системы. Они находятся вблизи гипоталамуса и задействуются тогда, когда человек видит еду, плачущих детей, противников и сексуальных партнеров.

Откуда берется чувство тревоги или страха? При этих эмоциях также активизируются миндалины, например, когда темной ночью вы думаете, что вас кто-то преследует, и у вас сильно бьется сердце. Ученые определили, что человек чувствует опасность даже тогда, когда эти области активизируются искусственно.

Ярость – также работа миндалин. Невероятно, но ярость человека напоминает счастье: как восторг или удовольствие, она побуждает людей к действиям, в отличие от досады или страха. Ярость и гнев задействуют и другие области мозга, поскольку этому органу требуется также обратиться к памяти, опыту, оценить обстановку, распорядиться гормонами.

Средний мозг

Средний отдел органа выполняет достаточно много физиологически значимых функций.

Анатомическое строение:

  1. Четыре холма (два верхних и два нижних) – данные бугры образуют верхнюю поверхность средней части органа;
  2. Сильвиев водопровод – представляет собой полость;
  3. Ножки мозга – парные части, которые соединяются с покрышкой среднего мозга.

Данный отдел относится к стволовой структуре органа и имеет сложное строение, несмотря на небольшие размеры. Средний мозг – подкорковый отдел головного мозга, входящий в двигательный центр экстрапирамидной системы.

Функции внутреннего мозга:

  • Отвечает за зрение;
  • Контролирует движения;
  • Регулирует биоритмы (режим сна и бодрствования);
  • Отвечает за концентрацию внимания;
  • Регулирует болевые ощущения;
  • Отвечает за слух;
  • Регулирует защитные рефлексы;
  • Поддерживает терморегуляцию в организме.

В толще ножек мозга находятся нервные волокна, концентрирующие в себе почти все пути общей чувствительности. Различные поражения внутренней структуры органа приводят к нарушению зрения и слуха. Движения глазными яблоками становятся невозможными, отмечается выраженное косоглазие совместно со снижением слуха (двусторонней). Часто возникают галлюцинации, как слуховые, так и зрительные.

Функциональные системы

Надо сказать, что из всех областей головного мозга кортекс демонстрирует наибольшие эволюционные успехи, хотя он начал эволюционировать относительно недавно. В отличие от очень консервативного продолговатого мозга, который выполняет важные функции, например, регулирует частоту сердцебиений и следит за дыханием, многие участки кортекса ничего не решают в вопросах выживания.

Неокортекс по праву считается главным достижением эволюции и субстратом умственного развития человека. Хотя его зачатки впервые появились ещё у рептилий, живших в каменноугольном периоде. Старый, первоначальный вариант этого слоя представлял собой однородный шестислойный лист, состоящий из нейронов. Размер, а также сложность кортекса почти достигли совершенства у современного человека, который, к слову, отделился от уровня мыши почти 100 млн лет назад. Если бы какой-либо новый орган должен был существенно отличать людей от других видов, то это неокортекс — центр экстраординарных способностей Хомо Сапиенс.

Сенсорная область

Кортекс связан с различными подкорковыми структурами. Части коры, которые получают сенсорные сигналы от таламуса (часть мозга с большой массой серого вещества), называются первичными сенсорными зонами. Каждое из пяти чувств относится к определённым группам мозговых клеток, которые классифицируют и интегрируют информацию. Пять общепризнанных сенсорных модальностей, включая зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, расположены следующим образом:

  1. Соматосенсорная кора расположена поперёк центральной борозды. Она сконфигурирована особым образом, чтобы соответствовать соседним двигательным клеткам, связанным с конкретными частями тела. Самыми чувствительными областями считаются губы и кончики пальцев.
  2. Основная вкусовая зона находится в постцентральной извилине.
  3. Обоняние — единственная сенсорная система, которая не проходит через таламус. Она располагается вдоль нижней поверхности височной доли.
  4. Зрительная зона находится глубоко в затылочной доле и спрятана внутри складок.
  5. Первичная слуховая кора расположена на поперечной извилине.

Каждое полушарие головного мозга получает информацию с противоположной стороны тела. Например, правая первичная соматосенсорная кора знает, что делают левые конечности, а правая зрительная зона обрабатывает сигналы, получаемые из левого глаза. Корковые сенсорные карты отражают структуру соответствующего чувствительного органа, который называется топографической схемой. Примеры карт:

  • ретинотопная — соответствует точкам в сетчатке глаза;
  • тонотопическая — в первичной слуховой коре;
  • соматотопическая — в первичной сенсорной коре (схематично выглядит как искажённое изображение человека).

Моторные зоны

Они расположены как пара наушников, простирающихся от уха до уха, в обоих полушариях коры. Участвуют в контроле произвольных движений, особенно мелких, выполняемых руками. Правая половина моторной области управляет левой стороной тела, а левая — правой.

  1. Первичная моторная кора. Вносит основной вклад в генерацию нервных импульсов, которые контролируют выполнение движения. Например, сгибание локтя.
  2. Премоторный кортекс. Очень похожа на предыдущую, но отвечает за более сложные движения.
  3. Дополнительная моторная зона. Планирует двигательную активность, несёт ответственность за последовательность движений, а также координирует обе стороны тела.

Кроме того, моторные функции были описаны и для задней теменной коры, которая направляет произвольные перемещения в пространстве. А вот дорсолатеральный префронтальный кортекс решает, как и куда нужно двигаться в соответствии с инструкциями (мыслями), генерируемыми мозгом. Большинство нейронов в моторной коре проецируются на синапсы в спинном мозге. Они оказывают влияние на ряд мышц и суставов.

Поля ассоциаций

Производят осмысленное восприятие мира, позволяют человеку эффективно взаимодействовать со средой, поддерживают абстрактное мышление и речь. Теменные, височные, затылочные доли расположены в задней части мозга, преобразуют сенсорную информацию в последовательную модель восприятия окружения, соотнося её с прошлым опытом. То есть глобально области ассоциации организованы как распределительные сети. Эти связи имеют большое значение для языковой функции.

Продолговатый мозг

Задний отдел центрального органа ЦНС включает в себя луковицу (продолговатый мозг), которая входит в стволовую часть. Луковица отвечает за координацию движений и сохранение равновесия в вертикальном положении.

Анатомически структура расположена между выходом первого спинномозгового нерва (область отверстия затылочной кости) и мостом (верхняя граница). Данный отдел регулирует дыхательный центр – жизненноважный отдел, при его повреждении наступает мгновенная смерть.

Основные функции продолговатого мозга:

  • Регуляция кровообращения (работа сердечной мышцы, стабилизация артериального давления);
  • Регуляция системы пищеварения (выработка пищеварительных ферментов, слюноотделение);
  • Регуляция мышечного тонуса (выпрямительные, позные и лабиринтные рефлексы);
  • Контроль безусловных рефлексов (чихание, рвота, моргание, глотание);
  • Регуляция дыхательного центра (состояние легочной ткани и ее растяжение, газовый состав).

Продолговатый мозг имеет внутреннее и внешнее строение. На внешней поверхности расположена срединная линия, которая делит пирамиды (соединение коры с ядрами черепных нервов и двигательными рогами).

В линии происходит перекрест нервного волокна и образуется кортикоспинальный путь. Сбоку от пирамиды находится олива (овальное расширение). Пирамидная система позволяет выполнять человеку сложную координацию движений.

Внутреннее строение (ядра серого вещества):

  1. Ядро оливы (пластина серого вещества);
  2. Нервные клети со сложными связями (ретикулярная формация);
  3. Ядра черепных нервов (языкоглоточный, подъязычный, добавочный и блуждающий);
  4. Связь между жизненно важными центрами и ядром блуждающего нерва.

Пучки аксонов в луковице обеспечивают связь спинного мозга с другими отделами центральной нервной системы (проводящие пути – длинные и короткие). В продолговатом мозге регулируются вегетативные функции.

Сосудодвигательный центр и ядра блуждающего нерва инвертируют сигналы, необходимые для поддержания тонуса – артерии и артериолы всегда немного сужены, а деятельность сердца замедлена. В луковице находятся активные полюса, стимулирующие выработку различных секретов: слюнных, слезных, желудочных ферментов, желчеобразование, ферменты поджелудочной железы.

Медиаторные системы

Сама жизнь животного зависит от того, помнит ли оно, какие события предвещают удовольствие, а какие — боль. Поэтому ценность той или иной информации для животного, т. е. нужно ли ее сохранять в па­мяти, определяется отчасти тем, что происходит после ее первоначального получения. Высказывались предположения о том, что на это первоначальное за­поминание могут влиять некоторые гормоны и нейромедиаторы.Первым кандидатом на эту роль является гормон норадреналин, выделяемый мозговым веществом надпочечников в периоды эмоционального возбуждения. Если при обучении животного определенным действиям в качестве наказания используется боль (например, сильный электрический удар), а затем оно получает небольшую дозу норадреналина, то это животное намного лучше запомнит правильную форму поведения, чем в опыте без применения этого гормона. Слабый электрический удар не вызывает мобилизации больших количеств собственного норадреналина; поэтому, чтобы получить сходное улуч­шение памяти, животному нужно ввести гораздо больше норадреналина. Амфетамин — известный стимулятор, облегчающий запоминание, — тоже активи­рует норадреналиновую и дофаминовую системы ор­ганизма. (Возможная роль норадреналина в закреплении следов памяти у человека обсуждается в конце этой главы.) Поскольку циркулирующий в крови норадреналин не может преодолеть гематоэнцефалический барьер, физиологические механизмы его влияния на память неизвестны.

Причины и классификация нарушений речи у взрослых

Повреждение любой области, отдела мозга, отвечающего за речь, может вызвать различные состояния, такие как:

  • дислексия — неспособность читать и затруднения при обучении письму
  • афазия – нарушение восприятия речи при сохраненном слухе
  • аномия – разновидность афазии, неспособность называть вещи своими именами
  • аграфия — неспособность писать.

Кроме того, расстройства зависят от того, какая область повреждена более всего.

Область Брока в первую очередь отвечает за языковую продукцию. Повреждение этой области приводит к продуктивной афазии.

Область Вернике в первую очередь отвечает за понимание языка. Повреждение этой области приводит к рецептивной афазии.

Первичная слуховая кора определяет высоту и громкость звуков

Угловая извилина отвечает за несколько языковых процессов, включая (но не ограничиваясь) внимание и обработку чисел

Без мозга не было бы языка. В человеческом мозге есть несколько областей, специфичных для обработки и производства речи. Когда эти участки повреждены при инсульте, операции, разрыве аневризмы или травмированы, способность говорить или понимать речь может быть потеряна — расстройство, известное как афазия. Эти области должны функционировать вместе, чтобы человек мог развивать, использовать и понимать язык.

Проблемы и диагностика

Проблемы с функционированием базальных ядер проявляются в ухудшении состояния здоровья, ведь эта область является очень важной для организма. Функциональная дефицитарность может привести к параличу или синдрому Паркинсона

Когда на поверхности базальных ядер образуется большое количество кальция, это приводит к головным болям, частой утомляемости и даже судорогам. Для того чтобы избавиться от патологий базальных ядер, необходимо использовать комплексное лечение с привлечением психотерапевта и логопеда.

Выявить патологии базальных ядер может врач-невролог, после проведения обследований. Так, например, рекомендуется провести КТ или МРТ, УЗИ, общий осмотр, электроэнцефалограмму. Эффективность лечения зависит от таких факторов, как возраст пациента, общее состояние, стадия заболевания, а также время обнаружения.

Сохраняйте здоровье и активность мозга с помощью регулярных тренировок. Для этого созданы когнитивные тренажеры Викиум.

Отделы головного мозга

  1. Задний. Объединяет продолговатый мозг, мозжечок, Варолиев мост.
  2. Средний. Самая малая мозговая часть.
  3. Передний. Относится к самой большой части, занимающей более 2/3 объема, включает конечный и промежуточный мозг.

Каждый из отделов выполняет определенные функции, но и одновременно они тесно взаимодействуют между собой.

Задний отдел

Располагается с задней части черепа. Если рассматривать продолговатый мозг, входящий в этот отдел, то он является своеобразным связующим звеном между спинным и головным. Одновременно он отвечает за регулирование важных функций координирования работы сердца, поддержания безусловных рефлексов. В этом отделе располагается вход и выход нервных окончаний, передаются сигналы от спинного мозга в головную часть.

Мозжечок

Небольшая, но очень важная часть, отвечающая за координацию человека, адаптацию организма к новым условиям. Мозжечок регулирует мышечную активность, способствует удержанию равновесия или стабилизации позы, позволяет последовательно проводить действия.

Варолиев мост

Анатомическое строение головного мозга человека включает особую поперечную волну или Варолиев мост. Эта часть объединяет мозжечок, продолговатый мозг и кору больших полушарий.

Средний отдел

Строение среднего отдела предполагает в верхней части наличие четверохолмия, которое выполняет ряд важных функций относительно различных восприятий информации.  Ткани обеспечивают рефлекторное преобразования слуховых, зрительных рефлексов.

Передний отдел

Состоит из основных частей – промежуточный и конечный мозг, который также дополнительно имеют определенные функциональные элементы. Промежуточный включает:

  • Таламус. Занимает 80% от промежуточного мозга, практически все сигналы перерабатываются через таламус и только потом поступают в мозговую кору. Регулирует чувствительную способность, зрительную, тактильную, обонятельную и другие.
  • Гипоталамус. Контролирует работу внутренних органов, способствует нормальному температурному обмену, отвечает за вегетативную систему, сердечный ритм, половое влечение, память и ряд других важных физиологических и поведенческих особенностей.
  • Эпиталамус. Включает железу эпифиз, которая регулирует цикличность бодрствования и сна, синтезирует гормон мелатонин, влияет на обменные процессы, концентрацию гормональных соединений.

Гипоталамус соединяется с гипофизом, с одной из важных желез эндокринной системы. Именно она синтезирует гормоны, помогающие функционировать щитовидной железе, в родовой деятельности, при лактации, а также в ряде других метаболических процессах.

Конечный мозг

Анатомия головного мозга человека предполагает два полушария, соединяющую борозду и некоторые другие ткани, которые объединяются в конечный отдел. Поверхность полушарий условно делится на следующие доли:

  1. Лобная. Преимущественно влияет на логические способности, речь, двигательную активность.
  2. Теменная. Отвечает за способность осязать, чувствовать вкус, запах, в некоторой степени за вербальную память.
  3. Затылочная. Воспринимает информацию, полученную зрительными органами, сетчаткой глаза.
  4. Височная. Помогает воспринимать звуки, обрабатывать сигналы. Височная часть связана со способностью запоминать, воспринимать речь и другими важными функциями.

Строение головного мозга относительно сложное, включает множество отдельных структур, выполняющих различные функции, благодаря которым человек может жить, ощущать, реализовывать свои потребности.

Лобные доли – «управляющая компания»

Самая большая часть мозга – это лобные доли. Одна из основных функций этого отдела мозга – планирование – возможность совершать поступки, требующие нескольких разных действий. Чтобы последовательность действий была правильной, лобные доли осуществляют еще одну функцию –организационную . Кроме того, лобные доли играют важную роль вконтроле эмоций . В глубоко расположенных отделах мозга располагаются области, отвечающие за примитивные эмоции: голод, агрессию и сексуальное влечение. Эти структуры отправляют сообщения в отделы мозга, отвечающие за действия. Лобные доли управляют этим процессом за счет так называемойстоп-функции . Так, например, если эмоции диктуют ударить начальника – лобные доли сигнализируют: «Стой, или потеряешь работу». Эта функция исключительно уведомительная. Отключать эмоции и останавливать действия лобные доли, разумеется, не могут.

Виды памяти

Способность к запоминанию у всех разная, и многие вещи люди запоминают по-разному. Кто-то хорошо запоминает имена, другой номера телефонов, третий лучше других помнит, что и где лежит, а у четвертого прекрасная память на тактильные ощущения. Кому-то для того чтобы запомнить что-то нужно это записать, другому достаточно услышать.

Таким образом, информация поступает в мозг несколькими путями. Следовательно, существует несколько видов памяти, которые отличаются типом психической активности. Выделяют двигательную (моторную, мышечную), эмоциональную, образную и словесно-логическую (смысловую) память. Образная в свою очередь делится на слуховую, зрительную и осязательную. Сферой образной памяти является запоминание образов предметов и их свойств при помочи зрительных, слуховых и осязательных рецепторов. Эмоциональная память ответственна за хранение и воспроизведение эмоций, которые были вызваны тем или иным объектом в прошлом. А моторная память связана с запоминанием любых движений. Благодаря ей человек дышит, ест, ходит, учится танцевать, писать не задумываясь над каждой буквой и так далее. Словесно-логическая память позволяет запоминать и узнавать понятия, мысли, умозаключения. Она позволяет понимать смысл написанного, а не заучивать тексты.

Согласно другой классификации память делится произвольную (преднамеренную) и непроизвольную. Произвольной человек пользуется по своему желанию, заставляя ее работать тогда, когда считает информацию нужной. При этом ему приходится прилагать определенные усилия. Непроизвольная память срабатывает вне зависимости от внимания человека и наличия цели запомнить что-либо, как бы в фоновом режиме. Взрослые запоминают только тогда, когда ставят перед собой такую задачу. А непроизвольная память, которая так хорошо развита у детей, с возрастом ослабевает.

По продолжительности хранения информации человеческая память делится на кратковременную, оперативную и долговременную. При этом сроки хранения не зависят от желания человека, но он может повлиять на них, используя приобретенные знания как можно чаще. Оперативная память используется для мгновенного воспроизведения сохраненной информации, которая немедленно забывается. Ее объем очень незначителен. Например, требуется записать номер телефона, поэтому приходится на пару секунд его запомнить, а после написания эти данные стираются. Кратковременная память позволяет хранить данные в течении определенного, достаточно непродолжительного периода времени. В качестве примера можно привести подготовку к экзамену, когда после передачи информации преподавателю она теряет актуальность и забывается. В долговременной памяти хранятся данные, к которым человек обращается постоянно или периодически. К примеру, алфавит, знание языка, таблица умножения. Отдельно следует упомянуть наследственную и генетическую память.

За что отвечает средний мозг?

Память-это сложный процесс, который включает в себя три фазы: кодирование (принятие решения о том, какая информация является важной), хранение и воспроизведение. Различные области мозга задействованы в различных типах памяти

Ваш мозг должен обратить внимание и репетировать, чтобы событие перешло из кратковременной памяти в долговременную-так называемое кодирование. Рис 6. Структуры лимбической системы участвуют в формировании памяти

Префронтальная кора кратковременно удерживает в кратковременной памяти последние события. Гиппокамп отвечает за кодирование долговременной памяти

Структуры лимбической системы участвуют в формировании памяти. Префронтальная кора кратковременно удерживает в кратковременной памяти последние события. Гиппокамп отвечает за кодирование долговременной памяти.

Кратковременная память, также называемая рабочей памятью, возникает в префронтальной коре головного мозга. Он хранит информацию в течение примерно одной минуты, и его емкость ограничена примерно 7 пунктов. Например, он позволяет вам набрать номер телефона, который кто-то только что сказал вам. Он также вмешивается во время чтения, чтобы запомнить предложение, которое вы только что прочитали, так что следующий имеет смысл.

Средний мозг находится в области переднего отдела моста и идет до сосочковых тел, а также к зрительным трактам. Здесь выделены скопления ядер, которые именуются буграми четверохолмия. Строение и функции отделов головного мозга (таблица) указывают на то, что отдел этот ответственен за скрытое зрение, ориентировочный рефлекс, дает ориентацию рефлексам на зрительные и звуковые раздражители, а также поддерживает тонус мышц человеческого организма.

Продолговатый мозг – это естественное продолжение спинного мозга. Именно поэтому в строении имеется много общего. Особенно ясно это становится, если детально рассмотреть белое вещество. Представляют его короткие и длинные нервные волокна. В виде ядер здесь представлено серое вещество. Отделы мозга и их функции (таблица представлена выше) указывает, что продолговатый мозг руководит нашим равновесием, координацией, регулирует обмен веществ, руководит дыханием и кровообращением. Также отвечает за такие важные рефлексы нашего организма, как чихание и кашель, рвота.

За работу памяти отвечает лишь части коры органа, лимбической системы и мозжечка. Главным образом влияют участки, находящиеся в височной зоне левого и правого полушария.

Также главным отделом для хранения длительной информации является гиппокамп.

Он несет ответственность за многофункциональную деятельность. Передает двигательные ощущения (координацию), тактильные, а также рефлекторные ощущения.

С помощью данной области человек может без каких либо проблем перемещаться в пространстве.

За речевую функцию в основном отвечает левое полушарие, в котором расположены речевые зоны — моторная и сенсорная.

Задний мозг

Варолиев мост, который с анатомической точки рения считается структурой заднего мозга, представлен в виде утолщенного валика. В нижней части моста располагается продолговатый отдел, сверху – средний.

В мосту расположены центры, которые управляют функционированием жевательных, мимических, некоторых глазодвигательных мышц. В мост идут нервные импульсы от рецепторов органов чувств, кожного покрова, внутреннего уха, благодаря этой зоне мы можем чувствовать вкус, держать равновесие и обладаем слуховой чувствительностью.

Система памяти у человека

Почти сорок лет назад психолог Карл Лэшли — пионер в области экспериментального исследования мозга и поведения — попытался дать ответ на вопрос о пространственной организации памяти в мозгу. Он обучал животных решению определенной задачи, а затем удалял один за другим различные участки коры головного мозга в поисках места хранения сле­дов памяти. Однако независимо от того, какое коли­чество корковой ткани было удалено, найти то спе­цифическое место, где хранятся следы памяти -энграммы, — не удалось. В 1950 году Лэшли писал: «В этой серии экспериментов… не было получено ника­ких прямых сведений об истинной природе энграммы. Пересматривая данные о локализации сле­дов памяти, я иногда чувствую, что необходимо сделать следующий вывод: обучение попросту невоз­можно».Дальнейшие исследования показали, в чем заключалась причина неудачи Лэшли: для научения и па­мяти важны многие области и структуры мозга помимо коры. Оказалось также, что следы памяти в коре широко разбросаны и многократно дублируют­ся.Один из учеников Лэшли, Дональд Хебб, продол­жил дело своего учителя и предложил теорию происходящих в памяти процессов, которая определила ход дальнейших исследований более чем на три деся­тилетия вперед. Хебб ввел понятия кратковременной и долговременной памяти. Он считал, что кратковре­менная память — это активный процесс ограниченной длительности, не оставляющий никаких следов, а долговременная память обусловлена структурными изменениями в нервной системе.Как полагал Хебб, эти структурные изменения мо­гли бы вызываться повторной активацией замкнутых нейронных цепей, например путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре. Повторное воз­буждение образующих такую цепь нейронов приво­дит к тому, что связывающие их синапсы становятся функционально эффективными. После установления таких связей эти нейроны образуют клеточный ан­самбль, и любое возбуждение относящихся к нему нейронов будет активировать весь ансамбль. Так мо­жет осуществляться хранение информации и ее по­вторное извлечение под влиянием каких-либо ощу­щений, мыслей или эмоций, возбуждающих от­дельные нейроны клеточного ансамбля. Струк­турные изменения, как считал Хебб, вероятно, проис­ходят в синапсах в результате каких-то процессов роста или метаболических изменений, усиливаю­щих воздействие каждого нейрона на следующий нейронтеории клеточных ансамблей особое значение придавалось тому, что след памяти — это не статиче­ская «запись», не просто продукт изменений в струк­туре одной нервной клетки или молекулы мозга. По­нимание памяти как процесса, включающего взаимо­действие многих нейронов, вот, по-видимому, на­илучший путь неврологического объяснения того, что узнали психологи о нормальной переработке ин­формации у человека.

Функции базальных ядер

Основной функцией базальных ядер можно считать работу, направленную на поддержание работоспособности и жизнеобеспечения организма. Они поддерживают тесную связь с другими системами в организме. К основным функциям базальных ганглий можно отнести следующие:

  1. Поддержание позы, управление стандартными действиями, поддержание тонуса мышц, а также осуществление контроля над мелкой моторикой.
  2. Контроль словарного запаса и речевых оборотов.
  3. Нормализация процессов бодрствования и отдыха.
  4. Осуществление контроля над дыханием, нормальной температурой тела, обменом веществ, давлением.
  5. Передача импульсов при помощи специально выработанного вещества.

Базальные ядра оказывают большое влияние на поведенческие реакции.