Какие области мозга ответственны за эмоции

Развитие рефлексов, мозга и психики

Родившийся ребенок имеет врожденные рефлексы, которые начинают функционировать с семи месяцев внутриутробного развития:

  • сосание;
  • мигание;
  • реагирование на свет и звук.

Далее развитие рефлексов, мозга и психики происходит в течение жизни и зависит от условий. Развитие мозга детей заканчивается в 6 лет. Младенец рождается с маленьким количеством синапсов, которые к 6 года увеличиваются, стабилизируются и не меняются в течение жизни.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Определение 2

Синапс – точки соприкосновения отростков нервных клеток, передача нервных импульсов, сведений.

В 18 лет у человека происходит функциональная зрелость мозга. С 25 лет нервные клетки начинают отмирать. Ежедневно человек теряет десятки тысяч. Сначала этот процесс не опасен, так как в коре головного мозга около 40 миллиардов нервных клеток, и одна из них может заменить 9 погибших. С 45 лет процесс гибели усиливается, т.е. уже каждый день может погибать до 1000 клеток. Это приводит к:

  • снижению скорости восприятия;
  • снижению понимая новой информации;
  • замедлению скорости и точности реакции;
  • нарушениям памяти;
  • ослаблению интеллекта;
  • слабоумию;
  • расстройству движений;
  • эмоциональному и личностному изменению.

Но этот процесс может начаться раньше, так как неблагоприятные условия тоже влияют на ускорение гибели нервных клеток, к деградации психики и интеллекта, к смерти:

  • постоянные стрессы;
  • алкоголь;
  • наркотики;
  • плохая экология.

Для того чтобы нейроны работали полноценно, они поддерживаются глиальными клетками. Их в девять раз больше. В функции глиальных клеток входят:

  • направление питательных веществ из кровеносных сосудов в нейроны;
  • поддержание оптимального баланса ионов в мозге;
  • обезвреживание болезнетворных микробов;
  • влияние на образование синапсов;
  • установление нервных связей;
  • обмен сигналами с нейронами и глиальными клетками.

По некоторым данным, ученые выдвинули гипотезу о том, что, если человек обладает повышенным количеством глиальных клеток, то он является гением.

Мозг человека отличается высокой пластичностью, но при малейшем его повреждении, удалении, меняется личность человека, психика, в худшем случае может привести к летальному исходу. Например, повреждая зону Брока (задняя треть нижней лобной извилины) у человека нарушается речь. Или повреждение пришлось на зону Вернике (задняя треть верхней височной извилины), то больной может говорить, но речь становиться бессодержательной. Если повреждена лобная часть, то нарушается:

  • восприятие реальности;
  • самооценка;
  • интеграция информации восприятия;
  • память с эмоциями и мотивациями;
  • программа, которая была создана для достижения целей.

Любовь и похоть – вовсе не эмоции

Несмотря на то, что сегодня наш мозг изучают сотни ученых во всех странах мира, у науки пока что нет точного ответа на вопрос, что такое эмоции или чувства. Да, многие из них возникают в лимбической системе, однако, физиологически некоторые сильно отличаются друг от друга. К примеру, с этой точки зрения вожделение совсем не похоже на счастье или страх. Оно появляется в вентральном стриатуме, а не в миндалинах. Вентральный стриатум также возбуждается при оргазме или поедании пищи. Существует множество сомнений, является ли вожделение чувством или нет.

При этом любовь, в отличие от вожделения, активизирует дорсальный стриатум. Интересно, что при употреблении наркотиков возбуждается эта же область. Во время любви человек испытывает и ярость, и страх, и счастье, и грусть намного интенсивнее и чаще, чем в тихие и спокойные моменты, так что можно утверждать, что влюбленность – это именно совокупность чувств, импульсов и намерений.

Заключение

Говоря о чувствах и эмоциях, следует понимать, что надо стремиться к избавлению от негативных и к постановке в приоритет положительных эмоций. Чем больше позитивных чувств, тем счастливее мы себя ощущаем, тем больше добиваемся в жизни. Негативные же эмоции изменяют мышление, оказывают плохое влияние на здоровье, мешают достижению целей. Поэтому необходимо работать над собой и стараться испытывать только позитивные эмоции. А если вы чувствуете, что ваш мозг во власти негативных мыслей и переживаний, пройдите курс Викиум «Детоксикация мозга». Он помогает избавиться от токсичных мыслей, сократить уровень стресса, наладить сон и жизнь в целом.

Когда тревожность может быть полезной

Я, конечно, чудовищно упрощаю. Все гораздо сложнее — примерно в той же степени, в какой мозг человека сложнее мозга маленькой рыбки.

Во-первых, в небольших и контролируемых реакциях тревожности ничего плохого нет. Тревожность и страх — системы сигнализации, предупреждающие нас о потенциальной опасности, связанной с неизвестностью

Важно, чтобы они не доминировали слишком часто, не загоняли в положение страуса, разбивающего голову о бетонный пол. Так можно дойти до состояния «вызванной беспомощности» — когда мозг отказывается искать пути выхода из ситуации, погружаясь в пучины отрицательных эмоций, безволия и подчинения «неизбежному».
Во-вторых, помимо любопытства, с избыточной тревожностью конкурирует масса других врожденных программ: начиная от голода и лени и заканчивая стремлением лидировать, сохранить собственность, защитить семью и потомство

В этом же списке — стремление к свободе, а также эмпатия и альтруизм.
В-третьих, наши психические процессы, к счастью, весьма лабильны, подвижны, и надолго «зависнуть» в состоянии страха и тревожности не всякому удается. Упомянутые выше амигдала, гипоталамус, инсулярная кора, генерирующие страх и стресс, тоже живые и утомляются («устал бояться»), позволяя мозгу переключиться на решение других задач. Кроме того, наша нервная система постоянно «планирует от достигнутого»: чтобы тревожность сохранялась, неопределенность должна постоянно нарастать, а это не так уж часто случается. «Внутренняя модель» сообщает: да, света в конце тоннеля пока почти не видно, но и хуже-то не становится. То есть мы уже почти приспособились и можно ощущать и вести себя немного смелее.
В-четвертых, есть наша воля — способность работающих с «внутренней моделью мира» высших центров мозга отменять программы, которые восходят из его глубинных структур (таких как амигдала и гипоталамус). Мы можем терпеть, преодолевать, контролировать голод и агрессию, лень и избыточное любопытство. Не всегда, конечно; иначе откуда берутся импульсивные покупки и прокрастинация? Контролировать избыточный страх мы тоже можем. И даже вполне уместный страх можем преодолеть, прыгнув с парашютом или выйдя на сцену с публичным выступлением (не говоря уже про спасение утопающих). Существует обширный список поведенческих приемов, помогающих контролировать страх. Они вполне очевидны, но претворить их в жизнь порой не очень легко. Среди таких приемов — физическая нагрузка, правильный сон, здоровое питание, общение, творчество. Положительные эмоции, в результате чего бы они ни возникали, помогают победить негативные, связанные с неопределенностью.
Наконец, в-пятых, человечество по ходу своей истории сгенерировало ряд мощных методов борьбы со страхом. Эту задачу в числе прочих должны решать государство и религия. В более явной форме эту функцию выполняет и наука — даже на уровне прогноза погоды. В сфере экономики с тревожностью и неизвестностью борются страховые фирмы. И конечно, человек, который не справляется с проблемами, должен знать о существовании когнитивно-поведенческой психотерапии, профессионально работающей со страхами. Еще одна линия обороны — лекарственные препараты, транквилизаторы и анксиолитики, ингаляции ксенона, в конце концов (больше подходит для панических атак). Наконец, никто не отменял самовнушение (суггестию), аффирмации. Это ведь тоже работа с «внутренней моделью мира», ее направленная коррекция. Для меня ярчайшим примером является «Литания против страха» из гениальной эпопеи Фрэнка Херберта «Дюна».

Полушария головного мозга

Клетки мозга или нейроны передают и обрабатывают сигналы, исполняющие сопутствующую работу. Мозг разделен на полости, состоящие из отделов. Каждый отдел отвечает за различные функции. От их работы зависит деятельность и функционирование организма.Головной мозг подразделяется на 5 отделов, каждый из которых отвечает за отдельные функции:

  1. Задний. Этот отдел разделен на варолиев мост и мозжечок. Отвечает за координацию движений.
  2. Средний. Несет ответственность за врожденные рефлексы на окружающие раздражители.
  3. Промежуточный делится на таламус и гипоталамус. Отвечает за эмоции, обработку сигналов, поступающих от рецепторов, регулирует вегетативную работу.
  4. Продолговатый. Отвечает за управление вегетативных функций: дыхание, обмен веществ, сердечно-сосудистую систему, рефлексы пищеварения.
  5. Передний мозг. Этот отдел разделен на правое и левое полушария, покрытые извилинами, что увеличивает объем поверхности. Составляет 80% от массы всех отделов.

Правое полушарие отвечает за следующее:

  • способность воспринимать обстановку в целом;
  • развитие интуиции;
  • принятие решений;
  • распознавательные способности: картин, лиц, образов, мелодий.

Левое полушарие отвечает за работу правой стороны туловища, а также обрабатывает информацию, поступающую с правой стороны. Левое полушарие отвечает за следующее:

  • развитие речи;
  • анализ обстановки и связанных с ней действий;
  • способность обобщать;
  • логическое мышление.

Головной мозг – очень сложный орган, имеющий множество отделов. Даже небольшая травма или воспаление одного из отделов в головном мозге может стать причиной потери слуха, зрения или памяти.

Живые электросети

По приблизительным оценкам, в нервной системе человека более 100 млрд нейронов. Все структуры нервной клетки ориентированы на выполнение важнейшей для организма задачи – получение, переработка, проведение и передача информации, закодированной в виде электрических или химических сигналов (нервных импульсов).

Нейрон состоит из тела диаметром от 3 до 100 мкм, содержащего ядро, развитый белок-синтезирующий аппарат и другие органеллы, а также отростков: одного аксона, и нескольких, как правило, ветвящихся, дендритов. Длина аксонов обычно заметно превосходит размеры дентритов, в отдельных случаях достигая десятков сантиметров и даже метров. Например, гигантский аксон кальмараимеет толщину около 1 мм и несколько метров в длину; экспериментаторы не преминули воспользоваться такой удобной моделью, и опыты именно с нейронами кальмаров послужили выяснению механизма передачи нервных импульсов.

Снаружи нервная клетка окружена оболочкой (цитолеммой), которая не только обеспечивает обмен веществ между клеткой и окружающей средой, но также способна проводить нервный импульс. Дело в том, что между внутреннней поверхностью мембраны нейрона и внешней средой постоянно поддерживается разность электрических потенциалов. Это происходит благодаря работе так называемых «ионных насосов» – белковых комплексов, осуществляющих активный транспорт положительно заряженных ионов калия и натрия через мембрану. Такой активный перенос, а также постоянно протекающая пассивная диффузия ионов через поры в мембране обуславливают в покое отрицательный относительно внешней среды заряд с внутренней стороны мембраны нейрона.

Если раздражение нейрона превышает определенную пороговую величину, то в точке стимуляции возникает серия химических и электрических изменений (активное поступление ионов натрия в нейрон и кратковременное изменение заряда с внутренней стороны мембраны с отрицательного на положительный), которые распространяются по всей нервной клетке. В отличие от простого электрического разряда, который из-за сопротивления нейрона будет постепенно ослабевать и сумеет преодолеть лишь короткое расстояние, нервный импульс в процессе распространения постоянно восстанавливается.

Основными функциями нервной клетки являются восприятие внешних раздражений (рецепторная функция), их переработка (интегративная функция) и передача нервных влияний на другие нейроны или различные рабочие органы (эффекторная функция). По дендритам – инженеры назвали бы их «приемниками» – импульсы поступают в тело нервной клетки, а по аксону – «передатчику» – идут от ее тела к мышцам, железам или другим нейронам.

Вся пластичность твоего мозга

Наш мозг необычайно пластичен. Не в том смысле, что он разбухает при получении новой информации, скорее наоборот — он как пластилин. Так что утверждения античных лекарей о том, что с возрастом мозг человека перестает меняться и замирает в одной форме, словно глина, в корне неверны.

Если заглянуть в медицинский справочник, то там будет написано, что нейропластичность — это способность нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт. Что характерно, речь идет не только о новой информации, поступившей в голову. Например, доподлинно известно, что потерпев увечье или лишившись какой-то части тела, организм компенсирует ее недостаток, усиливая другие органы. Ответственен за всё это наш дорогой мозг — проведенные опыты наглядно показали, как ослабляется нейронная сеть в местах, которые не нужны, и как она усиливается в других частях.

Так что физический состав мозга может меняться в зависимости от потребностей и опыта. То есть после того, как ты научился делать поделки из пластиковой бутылки или запомнил комбинации в Mortal Kombat, твой мозг меняется, и если наблюдать за ним в этот момент, то изменения можно увидеть воочию, в отличие от обещаний нового мэра улучшить внешний облик родного города.

Но не спеши радоваться (хотя чему тут радоваться, это просто интересный факт): для того, чтобы по-настоящему прокачать мозги, нужно систематизировать свои упражнения. Например, чем больше ты используешь определенный мускул, тем большую область мозг для него выделяет. Одно из исследований показывает, что хотя области, отвечающие за движения пальцев, обычно имеют одинаковый размер, это непостоянно. После пяти дней упражнений на пианино были найдены определенные и вполне видимые изменения в двигательной области коры мозга.

Сейчас этот метод планируют использовать в лечении особенно депрессивных граждан, но на практике пока до такого не дошло.

Борозды и извилины головного мозга

Рельеф коры индивидуален, но состав одинаков. Так, человеческий мозг включает:

  • сильвиеву борозду между лобной и височной долями;
  • латеральную борозду, разделяющую височную, теменную и лобную доли;
  • роландову борозду, отделяющую лобную долю от теменной;
  • теменно-затылочную борозду, которая разграничивает затылочный и теменной участки;
  • поясную борозду на медиальной поверхности мозга;
  • круговую борозду, формирующую островковую часть на базальной поверхности больших полушарий;
  • борозду гиппокампа, которая является продолжением поясной.

Извилины головного мозга имеют разные размеры и формы. Интересный факт: если расправить все извилины, а их достаточно много в мозге человека, то полученная ткань займет до 22 кв. метров площади. Рассмотрим основные извилины и их функции:

  • ангулярная извилина отвечает за зрение и слух;
  • нижняя лобная извилина имеет центр Брока в задней части, который отвечает за правильное воспроизведение речи;
  • верхняя височная извилина с центром Вернике в задней части участвует в распознавании письменной и устной речи;
  • передняя центральная извилина отвечает за осуществление сознательных движений;
  • поясная извилина участвует в формировании эмоций;
  • гиппокампальная извилина необходима для нормального запоминания;
  • веретенообразная извилина участвует в распознавании лиц;
  • язычная извилина нужна для обработки информации, которая поступает на сетчатку глаза;
  • прецентральная извилина отвечает за понимание информации, которая поступает в результате осязания;
  • постцентральная извилина необходима для осуществления произвольных движений.

Теперь вы знаете о главных извилинах мозга, и за что они отвечают. Это достаточно сложная и многогранная тема. В рамках одной статьи непросто рассмотреть ее полностью. Однако точно можно сказать, что каждая извилина выполняет важную роль, имеет конкретное значение и является необходимой составляющей коры головного мозга.

Борозды и извилины неразрывно связаны. Борозды ограничивают доли, состоящие из группы извилин. Они же разграничивают отдельные извилины. Мозг имеет сложную структуру, что и позволяет ему выполнять множество важнейших функций.

Эмоции порождаются внутри структуры под названием «лимбическая система»

В отличном фильме Кристофера Нолана «Начало» (Inception) герои перемещаются по лимбу своей жертвы — в картине этим понятием обозначают самый глубокий уровень сна, «чистое подсознание». Благодаря картине Нолана непривычный термин вошел в обиход, и теперь его знают даже люди, от нейронаук весьма далекие. В реальном мозгу лимб действительно крайне важен — хотя к нолановскому «чистому подсознанию» не имеет ни малейшего отношения. В переводе с латыни limbus— граница, край чего-либо, и в случае мозга это как раз граница между новой корой и более древними структурами (если говорить более точно, то между новой корой и стволом мозга). По форме эта область напоминает кольцо с отростками, и в учебниках по анатомии она называется лимбической системой.

* На самом деле центров удовольствия несколько, но в популярной литературе привычно говорят об одном.

Именно здесь «сидят» все наши эмоции — от гнева и ярости до радости и блаженства. Крысы-матери, которым намеренно повреждали лимбическую систему, полностью теряли интерес к своим детенышам, переставали кормить крысят, несмотря на их отчаянный писк, и вообще вели себя так, будто перед ними неживые объекты. Еще более впечатляющий эффект, чем разрушение лимбической системы, дает ее гиперстимуляция. В 1954 году американские физиологи Джеймс Олдс и Питер Мильнер решили выяснить, что будет, если возбуждать определенные зоны мозга крыс электрическим током. Они напичкали крысиную голову электродами и включали их, если животное забегало в определенный угол клетки. В те годы тонкая анатомия мозга была изучена недостаточно, и исследователи, сами того не зная, попали электродами в самое «сердце» лимбической системы — знаменитый центр удовольствия*. К удивлению экспериментаторов, после пары ударов током крысы вместо того, чтобы избегать злополучного угла, стали упорно стремиться именно туда. Догадавшись, что стимуляция этой зоны приносит животным удовольствие, исследователи подсоединили провода от электродов к рычагу, чтобы крысы могли включать ток самостоятельно. Осознав возможности подброшенного экспериментаторами механизма, животные прекращали есть и пить и проводили сутки напролет, нажимая и нажимая на рычаг. Рекордсмены умудрялись делать это по 700 раз за час!

Giphy

Материалы и методы

Участники

Для исследования было отобрано 30 пациентов больницы Чжу Цзян Южного медицинского университета, которые соответствуют следующим критериям:

  • возраст от 60 до 70 лет;
  • использование правой руки как ведущей;
  • наличие неврологической симптоматики и соответствующему ей повреждению головного мозга;
  • нахождение в периоде восстановления (от 3 месяцев до 1 года) после инсульта со стабильной симптоматикой;
  • единичная зона инфаркта размером от 3 до 5 см, локализованная в правой лобной доле;
  • пациенты в ясном сознании, способные взаимодействовать с интервьюером;
  • оценка по шкале NIHSS не более 6 баллов;
  • оценка индекса Бартера более 60 баллов;
  • без предшествующих ишемических или геморрагических инсультов в анамнезе;
  • без психиатрического анамнеза, эпизодов злоупотребления наркотиками.

Каждый больной прошел клиническое интервью с опытным нейропсихологом, который провел диагностику депрессии в соответствии с критериями DSM-IV. Тяжесть депрессии оценивалась по шкале HAMD-24. В результате пациенты были распределены по двум группам:

  • пациенты с постинсультной депрессией (13 человек): соответствие критериям депрессии по DSM-IV и оценка по шкале HAMD-24 более чем 17 баллов;
  • пациенты без постинсультной депрессии (17 человек).

Также всем участвующим в испытание пациентам была проведена оценка когнитивных функций (MMSE) и активности жизнедеятельности (индекс Бартела).

Нейровизуализация

Каждый пациент прошел МРТ и фМРТ покоя, по 6 минут каждое исследование.

Воксель-базированная морфометрия

Воксель-базированная морфометрия – метод нейровизуализации, способный отражать объемную плотность коры зон мозга и использующий для этого специализированное программное обеспечение (в данном случае SPM8). В ходе воксель-базированной морфометрии происходит постпроцессорная обработка данных МРТ.

Морфометрия выполняется в несколько этапов:

1. Проверка данных нейровизуализации на наличие артефактов, структурных аномалий и патологий, и выделение основных структур головного мозга: серого и белого вещества, цереброспинальной жидкости;

2. Создание специального шаблона из всех изображений серого вещества
обработка изображений серого вещества головного мозга, корректировка, сглаживание структур и предварительный статистический анализ;

3. На завершающем этапе проводится статистическая обработка подготовленных изображений, результатом которой является выявление зон достоверных различий для качественной оценки;

Анализ функциональной связности в покое

Seed-based метод – гипотетический подход, при котором определенный участок выбирается в качестве эталона, и рассчитываются временные корреляции между ним и другими участками головного мозга. Данный метод позволяет выявить изменения функциональной связности, которые характерны для нейропсихических заболеваний.

В качестве эталона (seed-region) исследователями были выбраны обе стороны передней поясной коры (ППК), так как она входит в лимбическую систему. Лимбическая система является важным узлом системы эмоций, включающий дэфолт-систему мозга и сеть внимания, и имеет богатые нервные связи с миндалевидным телом, таламусом и гиппокампом. Также ППК активно участвует в обмене информацией с префронтальной корой (ПФК). Выбор передней поясной коры как ROI (region of interest) может стать важным этапом в изучении механизма развития постинсультной депрессии. Карты функциональной связности (ФС) всего головного мозга были сгенерированы отдельно для каждой группы больных.

Строение больших полушарий

Поверхность конечного отдела ЦНС покрывает кора, которая занимает около 44% объема больших полушарий. Площадь этой структуры у обычного человека примерно равна 2200 см², причем большая ее часть залегает в глубоких бороздах или как их еще называют – мозговых извилинах. Благодаря наличию борозд и извилин площадь коры значительно увеличивается.

Величина и форма извилин зависит от индивидуальных особенностей человека – как известно головной мозг различных людей и даже полушария одного индивида между собой визуально отличаются. Это явление среди специалистов носит название «функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Согласно наблюдениям такая особенность сказывается на психике человека: например, некоторым людям легче дается изучение точных наук, а другие больше используют творческий подход при решении насущных проблем.

В коре происходит подготовка к осознанным движениям, формируется речь, происходит мышление и запоминание наиболее значимой информации. Также она отвечает за условные рефлексы – приобретенные ответные реакции организма на перемены.

Кора формируется из скопления тел нейронов, которые формируют ее слои. С их помощью большие полушария осуществляют свои функции. Количество слоев коры на разных участках не равнозначно: в зависимости от места расположения зоны и ее типа их может быть от 2 до 6.

Специалисты выделяют в коре на 4 вида поверхностей: древнюю (палеокортекс), старую (архикортекс), новую (неокортекс) и промежуточную кору, которая состоит из промежуточной древней и промежуточной старой коры.

По последним подсчетам количество нейронов коры варьируется в пределах 10-14 млрд. единиц. Они связаны между собой при помощи синапсов – специальных связей, которые позволяют моментально передавать импульсы от одного нейрона к другому. Передача сигнала по синапсу происходит химическим путём с помощью активных химических элементов или электрическим путём, посредством прохождения ионов.

Под корой располагается белое вещество. Его формируют скопление пучков аксонов нейронов коры, которые покрыты миелином. Химическое строение оболочки отростков нервных клеток позволяет передавать импульс между нейронами в 5—10 раз быстрее, чем по немиелинизированным связям.

Ниже белого вещества, в стволе располагаются центры бессознательных рефлексов и контролирующие структуры внутренних органов и систем органов.

Участки полушарий

Всю поверхность коры больших полушарий условно делят на несколько зон. Каждая из них выполняет определенные функции. Границы зон обозначены наиболее выдающимися извилинами.

Зоны не являются какими-то отдельными участками мозга, в которых происходят только конкретные психические и физиологические процессы, так как они постоянно взаимодействуют между собой, что подтверждается многочисленными исследованиями в области психики.

Топографически выделяют следующие участки коры полушарий:

  • Затылочная. Отвечает за восприятие и хранение данных получаемых от органов зрения.
  • Височная. Ее функции основаны на восприятии, анализе и воспроизведении речи и звуков, понятием слуховой информации, и данных поступающих от органов вкуса и обоняния. Участвует в запоминании информации, а именно накапливает ее.
  • Теменная доля БП головного мозга. В этой зоне располагаются функциональные центры анализатора окружающей среды. Она отвечает за расположение частей тела в пространстве.
  • Лобная. Является самым большим участком, с помощью которого мозг выполняет следующие функции:
  1. движение и регуляция направленных действий;
  2. письмо;
  3. речь, а именно выговор отдельных звуков, тембр, интонацию;
  4. программирование сложных поведенческих реакций, принятие решений, планирование, анализ полученного результата, а также спонтанного поведения;
  5. лобной зоне располагается обонятельный нервный центр.

Таким образом все зоны: теменная, затылочная, лобная и височная, занимаются восприятием информации из окружающей среды, а также определяют поведение человека во время наиболее значимых изменений.

Некоторые участки могут выполнять сразу несколько функций. Это становится особенно заметно при повреждении соответствующих зон мозга в результате ЧМТ – со временем их функция частично восстанавливается, так как соседние берут на себя работу утраченных центров.

Островковая кора знает о состоянии организма больше, чем сознание, и, как может, старается поправить его

В последние годы стало появляться все больше данных, что передний островок и в целом вся островковая кора, частью которой он является, влияют на наши решения не только через омерзение, но и куда более сложным образом. Эта зона лежит вдали от основных дофаминовых путей, поэтому исследователи, которые занимаются самоконтролем и зависимостями, долго ее игнорировали. Однако в 2007 году в престижном журнале Science вышла работа, авторы которой показали, что после травмы островковой коры (например, в результате инсульта) курильщики за один день отказывались от многолетней привычки. Позже эти результаты подтвердили в других лабораториях.

Связь островковой коры с нарушениями самоконтроля объясняют через эмоции. Исследователи, которые изучали, что происходит в мозгу, когда человек испытывает те или иные чувства, показали, что рисунок активации разных областей у горюющих и радующихся людей заметно отличается. Островковая кора и некоторые другие зоны (например, вторичная соматосенсорная и передняя поясная кора) включались и выключались очень непохожим, но совершенно определенным образом. Все эти зоны прямо или косвенно получают сигналы от внутренних органов, поэтому исследователи заключили, что эти регионы, и в первую очередь островковая кора, отвечают за презентацию сознанию внутреннего состояния организма. Во многом на основе этой информации организм решает, не поправить ли как-то это самое состояние — например, при помощи сигаретки или рюмочки чего-нибудь горячительного. При этом сознание получает только часть этих сведений, поэтому человек не связывает ту или иную эмоцию с внутренним состоянием, а полагает, что она возникла спонтанно. Иначе говоря, если эта гипотеза верна, то именно особенности строения и работы островковой коры и сопряженных зон во многом ответственны за то, какие эмоции мы испытываем. А значит, они ответственны и за наши порывы сделать что-нибудь неполезное (впрочем, и полезное тоже).

Giphy

Природа или среда

Гены лишь на 40% определяют нашу реакцию на отрицательные эмоции. Остальные 60% — те особенности функционирования мозга, которые человек приобретает по ходу жизни и становления личности.

Интересно, что в том же 2016 году опубликовано аналогичное исследование экстраверсии (S.M. van den Berg et al., Behavior Genetics, 46, 170–182), в котором никаких явных связей с генами не обнаружено. Это, видимо, указывает, что такие характеристики личности, как общительность и любопытство, зависят уже не от десятков, а сотен генов. Подобное можно сказать и о другом члене «большой пятерки» — «открытости опыту» (M.H.M. de Moor, 2012).

Представим на минуту, что наше существование проистекает в полностью знакомой среде. Надежно, но скучновато. И тут появляются некоторые изменения, новые объекты или события. Если случившееся затрагивает лишь незначительную часть «модели мира», о тревожности и страхе речь обычно не идет; здесь, как правило, доминирует реакция любопытства. Что там в Китае? Новая эпидемия?

Но вот изменения нарастают. Они все более очевидны, и параллельно растут опасения за успех деятельности (благополучие, здоровье). Наконец, мы достигаем ее — точки перехода от любопытства к тревожности. Теперь нам уже не столько интересно, сколько страшно. Возникает, как говорят нейробиологи, «пассивно-оборонительная реакция»: хочется спрятаться и затаиться — может, еще обойдется?

Мир после коронавируса: ждет ли нас эпидемия тревоги и депрессии?

Обратная связь мимики и эмоций

Первым гипотезу об обратной связи мимических реакций и эмоций выдвинул Чарльз Дарвин в 1872 году. Он предположил, что свободное выражение эмоций усиливает ее, а подавление мимики, наоборот, смягчает.

Ученые, проводя опыты и исследования, не раз опровергали влияние лицевой экспрессии на переживания или подтверждали новыми результатами. У этой теории есть как сторонники, так и противники.

Существуют методики изменения психофизического состояния человека с помощью мимических упражнений. Создавая образ положительных эмоций на лице, человек может реально повысить свое настроение и выработать позитивный взгляд на происходящее.

Возникает асимметрия лица – правая часть отражает духовную, генетическую часть личности, левая – социальную, жизненную. При проведении видеокомпьютерной диагностики отчетливо видны различия сторон лица.

Для гармонизации психических процессов и психофизической саморегуляции, а также лечения пациентов с депрессией, повышенной тревожностью проводят анализ портретов, составленных из двух левых и двух правых частей лица. Путем обратной связи между мимикой и эмоциями в мозг поступают сигналы. При этом выравниваются способности человека, уменьшаются проявления расстройств, даже происходит омоложение.

Эмоции рождаются в различных отделах головного мозга и путем нейронных реакций попадают в Варолиев мост. Лицевой нерв, начинающийся в бороздке моста, передает сигналы мускулатуре лица. Мимические мышцы отличаются от всех остальных строением, функциями, назначением. Существуют методы лечения и омоложения, использующие обратную связь между лицевой экспрессией и эмоциональным и физическим состоянием человека.

Чувствительность органа

Об остроте обоняния можно судить по тому, что человек способен ясно воспринимать, например, запах 0,0000000005 доли грамма масла розы или мускуса, примерно 4,35 доли грамма газа меркаптана. Если в воздухе содержится даже 0,00000002 г на 1 см3 газа сероводорода, то он явно нами ощутим.

Существуют запахи, которые обладают большой силой и стойкостью и даже могут храниться в течение 6-7 тысяч лет. Примером этому могут служить запахи, которые ощутили люди, участвовавшие в раскопках египетских пирамид. Можно сказать, что наш нос способен обнаружить во вдыхаемом воздухе различные примеси пахучих веществ в очень малых количествах, которые не могут быть измерены даже при помощи химических исследований.

Орган обоняния человека способен различать не больше нескольких тысяч различных оттенков запахов. В этом мы очень сильно отстаем от животных. Собаки, например, могут узнать около 500 тысяч запахов.

Какая часть мозга контролирует гнев?

Как и страх, гнев это реакция на угрозу или стресс. Когда происходит ситуации, которая кажется опасной и нет возможности убежать, организм скорее всего ответит гневом или агрессией. Это так же можно рассматривать как часть реакции «бей или беги».

Разочарование, например, столкновение с препятствиями в попытке достичь цели, также может вызвать гнев.

Гнев начинается с миндалины, стимулирующей гипоталамус, так же, как в эмоции страха. Кроме того, префронтальная кора тоже может играть роль в гневе. Люди с повреждением этой области часто испытывают проблемы с контролем своих эмоций, особенно гнева и агрессии.

Как более эффективно адаптироваться к неопределенности

  1. Узнать о ситуации больше. Это, как правило, сложнее, чем кажется. Доверяйте настоящим экспертам — специалистам в соответствующей области. Блогеры и всяческого рода комментаторы зачастую заинтересованы не в объективном освещении событий, а в хайпе и лайках. Недаром то, что они делают, называют «информационным фастфудом».
  2. Будьте готовы потрудиться ради знаний. Разобраться в особенностях взаимоотношений вирусов и иммунной системы, макроэкономических событиях или закономерностях экологических процессов очень непросто. Но это окупается осознанным отношением к ситуации, появлением ваших личных и все более качественно работающих прогнозов, тактик и стратегий поведения.
  3. Не теряйте оптимизма, даже если новости пока не очень хорошие. Ищите в ситуации плюсы, компенсируйте нарастающую тревожность разнообразием источников положительных эмоций. Это отвлекает и позволяет не зацикливаться на страхах и потерях. Библейское «и это пройдет» в полной мере относится к неопределенности. Пройдет, обязательно пройдет.
  4. Следите за собственным организмом. Возможно, ему нужно больше ресурсов для решения поставленных задач, для того, чтобы адаптироваться к резкой смене ситуации. Нужно учитывать, хватает ли вам сна, достаточно ли витаминов в питании, есть ли физическая нагрузка. Ловите тревожные сигналы — вроде набора веса или упадка сил — и реагируйте.
  5. Одному справиться очень нелегко. Наши коллеги и друзья, любимые и близкие — наша опора и помощь. И мы им тоже нужны. При объединении усилий (например, при «мозговом штурме») эффективность умножается. Ведь мы сводим вместе свои знания и уже наработанные навыки преодоления препятствий. Один ум хорошо, но три, или пять, или десять, собравшиеся вместе ради одной цели, — гораздо лучше.