Мои лучшие годы позади…

Как заставить свой мозг работать лучше. Советы, которые помогут

Если вы задаетесь вопросом, как заставить свой мозг работать на пике (максимуме) возможного, начните с основ физиологии, например, с отдыха.

Именно во сне наш мозг полноценно «разгружается» от накопившегося стресса, формирует новые нейронные связи, отдыхает и «раскладывает» всю информацию по полочкам.

За счет этого работает интеллект, производятся мыслительные процессы разного уровня.

Спите дома, а не на работе

В это время сознание и подсознание активно обмениваются информацией, что является обязательным условием для развития личности и решения задач, поставленных днем.

Наши праотцы говорили «Утро вечера мудренее» явно неспроста. Часто верное решение приходит неожиданно именно после полноценного сна.

Спорт поможет не только убрать напряжение и очистить голову от навязчивых мыслей, но и сформировать новые нервные клетки.

Кроме того, такие нагрузки укрепляют их структуру, связь между молекулами, защищая от повреждений (если только мы не говорим о боксе).

Об этом почему-то не говорят, но в момент выполнения сложных упражнений, например, со штангой, атлет входит в состояние глубокой концентрации и укрепляет таким образом связь тела с мозгом.

Вместе с этим происходит ускоренный обмен полезных веществ, кровь циркулирует быстрее.

Все это способствует ощутимому улучшению умственных способностей.

Перезагрузиться поможет классическая музыка

Вы полны энергии, «заряжены» желанием и возможностью решать поставленные задачи.

Как заставить свой мозг не лениться и работать, подскажет лекция по изучению иностранных языков, увлекательный роман или классическая музыка.

Каждый такой источник информации для ума поможет свернуть с колеи обычного мышления и проявить творческое начало.

Не бойтесь перечитывать список литературы, рекомендованный еще в школе или университете.

Часто мы просто не готовы к некоторым книгам, возможно, в этот раз они вам понравятся. Относитесь к своему поиску с особой тщательностью.

Ваша «пища для ума» должна быть премиального качества. Так она принесет богатый урожай.

Автором статьи неоднократно проверено утверждение, что классическая музыка снимает стресс и помогает работать более продуктивно.

Проверьте и вы его на собственной практике.

Займитесь спортом

Только учитывайте при выборе, какие частоты вам более близки: высокие или низкие.

Кому-то приятны до глубины души звуки органа, а кто-то без ума от визжащей скрипки.

В противном случае даже признанный во всем мире композитор, вызовет у вас лишь негодование.

Развитие характера

  • Контроль речи. Мы слышим почти все, что говорим. И если постоянно повторяем что-либо вслух, вскоре начинаем сами верить в это, и своими поступками делать это в реальности. Это к тому, что если постоянно говорить другим, что вы больны, и самому слышать свои слова — в конце-концов заболеете; то же самое про нехватку времени — времени будет не хватать, и так далее. Посему стараюсь говорить уверенно, позитивно, и мало.
  • Контроль мыслей — все то же самое. Именно мысли определяют образ жизни, и правильное мышление сразу дает огромное преимущество над 95% людей, которые про это не знают. Мне это дается трудно, но я пробую разные способы — от медитации для расслабления, музыки для создания положительного настроя, блокнота и психологической готовности для генерации идей, до волевых усилий по пресечению мыслей о волнении, неудачах, тревогах, страхах и так далее.
  • Эмоциональный контроль. Feelings are much like waves, we can’t stop them from coming but we can choose which one to surf. Jonatan Mårtensson. Очень помогает чувство юмора — я всегда стараюсь в грустном положении вспомнить какой-нибудь анекдот или афоризм, чтобы улыбнуться. Также помогает умение быть спокойным, например, в очереди в Сбербанке — со временем я начал удивляться, чего людей так раздражает ожидание. Дело в том, что эмоции слабо совместимы с концентрацией и сосредоточенной умственной работой, поэтому научиться самоконтролю стоит, чтобы дать мозгу работать в полную силу.
  • Волевые качества, лидерские качества. Упорство, воля, умение идти до конца, терпение — это очень помогает. Однажды я решал 8 часов «завальную» задачу устного экзамена ВМК, чтобы потом опубликовать решение на форуме и получить удовлетворение собой. Полезное качество, помогает добиваться результатов и наслаждаться ими.
  • Умение общаться. Я начал жизнь белой вороной, и в школе трудно общался, был замкнутым и депрессивным человеком. Со временем усилиями сделал себя оптимистичным, жизнерадостным, и научился находить общий язык с практически любыми людьми. Все свелось к развитию адекватности и умению слушать собеседника в сочетании с эмпатией, ну и конечно — море практики.

Развитие и тренировка мозга

Наступил ХХI век, современные люди мыслят примерно так: зачем запоминать лишнюю информацию, если все ответы можно найти в интернете. Но «человек» по-латыни – Homo Sapiens, что означает «человек разумный»

В уме человека от рождения заложено множество высших когнитивных мозговых функций, предназначенных для познания мира: память, внимание, координация, речь и т.д

Современные технологии на самом деле призваны облегчить жизнь современного человека и помочь ему в развитии. Но многие люди почему-то воспринимают прогресс совершенно иначе и полагают, что можно весь повседневный функционал доверить машинам и компьютерам. Из-за этого наш ум «ленится», он забыл, что должен быть постоянно «в онлайн-режиме», то есть включенным. А зачем? Включены постоянно ультрабук, планшет, навигатор и т.д.

Мы каждый день слышим о необходимости тренировать бицепсы и трицепсы, и том, как красиво иметь плоский живот, сильные ногти и волосы. Мозг также крайне необходимо тренировать, как самую главную «мышцу» нашего организма. С человеком, волею судьбы оставшимся инвалидом, общаться можно, яркий пример этому – Ник Вучич, родившийся без рук и ног. А с человеком, оставшимся «без мозга» или родившимся без него, общаться невозможно, это – не общение, а сплошное мучение. Существуют упражнения на тренировку мозга, и в этом плюс современного прогресса.

Как это работает?

Команда профессионалов ежедневно трудится над разработкой новых упражнений для тренировки интеллекта. В разделах для «тренировки мозгов», на самом деле представлена не одна игра, а множество современных игровых тренажеров для вашего мозга. Можно выбирать любой понравившийся на свой вкус. Такие тренировки ума в игровой форме подойдут и детям, и подросткам, и взрослым. Все мы немного остаемся детьми и любим поиграть. Появилась возможность играть с пользой для ума.

Считается, что компьютерные игры убивают головной мозг, особенно этому подвержены подростки. Возможно, что это так. Если человек часами сидит у монитора, не прерываясь ни на минуту, не следя за осанкой, порой забывая поесть – это убивает не только интеллект, но и весь организм в целом. Чтобы вы поняли разницу, мы сейчас рассматриваем геймеров – людей, страдающих игровой зависимостью.

Игры для тренировки мозга – совершенно другое направление компьютерных игр. Они созданы для того, чтобы помочь в развитии ума, интеллекта, концентрации внимания, улучшения памяти, стабилизации мышления. Как следствие, человек, мозг которого развит и правильно работает, становится более успешным, чем остальные. Почему? Способность мыслить рационально, быстро принимать решения, молниеносно оценивать ситуацию – очень важны в современном обществе, помогают в ведении бизнеса.

Мозг отвечает также за память, умение запоминать адреса, номера телефонов и различные события. Если вы замечаете, что память ухудшилась, и вы не можете что-то вспомнить – это сигнал о том, что пора принимать меры, к примеру такие, как упражнения на тренировку мозга онлайн.

На сколько можно развить свой мозг?

Всегда удивлялась людям, которые в точности запоминали огромное количество цифр, ячеек, фактов и еще кучу всего. Это какие-то прям небожители, думала я. Но каким же было мое удивление, когда собственная дочь в 3 года стала выдавать разные факты из жизни, цифры, стихи напамять и без умолку! И это всего-то несколько месяцев детской игры “Отгадай-ка” (угадывать по памяти расположение картинок).

Как говорят исследователи человеческого главного компьютера, прокачать мозг при желании может каждый. Вспомните историю Нелсона Деллиса – четырехкратного победителя чемпионатов США по запоминанию. Он утверждает, что его память была просто ужасной, когда он принял решение ее тренировать. И, вуаля, призер чемпионата!

Получается, развить свой мозг можно на сколько угодно! Все зависит от того, какая задача перед вами стоит. Например, если нужно быстро запоминать, усердно развивайте память

А если для вас важно максимально концентрироваться на работе, усиленно развивайте внимание

Поэтому запомните главное: тренировать мозг можно и нужно и таким тренировкам нет предела, как нет предела вашему совершенству!

Как подготовить мозг к тренировкам

Так же, как спортсмены готовят своё тело к физическим упражнениям, мозг человека нужно подготовить для интеллектуального развития. Для этого достаточно помнить и следовать трём условиям, которые помогут сделать мозг пластичным и готовым к усвоению и переработке нового материала. Они помогут вам и вашим детям тренировать свой мозг.

  1. Высокая физическая активность. Если вы постоянно находитесь в сидячем или лежачем положении, то у вас есть риск появления гиподинамии. Из-за этого жирные кислоты, которые находятся в вашем организме, не расщепляются. К тому же из-за недостатка движения нарушается кровообращение. А из-за этого в мозг может поступать недостаточное количество кислорода, что ухудшит его работу.
  2. Употребление фосфатов и углеводов. Обязательно нужно есть продукты, которые включают в себя фосфор (тыква, соевые бобы, орехи, фасоль, плавленый сыр) и полезные углеводы (рис, кукурузные хлопья, макароны, кефир, рыба, креветки).
  3. Обильное питьё. Приучите ребенка пить много воды. Она очищает организм от токсинов, а также помогает поддерживать нейронные связи, тем самым обеспечивая развитие когнитивного мышления.

Развитие левого полушария

Левое полушарие отвечает за логическое, рациональное мышление и в силу нашего стиля жизни доминирует практически у всех людей, за исключением левшей. Система образования построена на развитии именно левого полушария, то есть необходимые навыки ребенок получает уже в школе. Но есть несколько способов, как быстрее развить левое полушарие:

  • ежедневно решать математические задачи разной сложности;
  • тренироваться в задачках на логику и смекалку;
  • разгадывать ребусы, кроссворды, шарады и т. д.

Развитие правого полушария

Установлено, что правое полушарие, отвечающее за творческое и образное мышление, доминирует у людей с рождения. Однако в процессе обучения происходит перекос в сторону левого полушария, которое постепенно подавляет правое. У левшей правая часть мозга все равно остается доминирующей, но вот другим детям полезно узнать, как развить правое полушарие:

  • посещать творческие мероприятия (выставки, музеи, галереи и т. д.);
  • сочинять стихотворения или рассказы;
  • задействовать левую руку при выполнении привычных действий;
  • визуализировать различные образы;
  • воспроизводить в уме знакомые звуки, запахи, ощущения.

Но главное условие всестороннего развития ребенка – тренировка и налаживание связи между полушариями. Для этого и нужны нейрогимнастические упражнения. Наибольший эффект от их выполнения наблюдается у детей от 7 до 12 лет – в этом возрасте они наиболее активны и любознательны.

Правда ли, что мозг работает только на 10%?

Несмотря на то, что ученые убеждены в использовании мозга на 10-15%, другие специалисты утверждают, что это миф. Для подтверждения этого приводятся веские аргументы:

  • Исследования нарушений работы мозга человека показали, что и минимальные повреждения приводят к губительным последствиям. Если бы 90% человеческого мозга не использовались, то их повреждение никаким образом не влияло бы на способности людей;
  • Если бы 90% от объема мозга были бы бесполезны, то он имел бы меньший размер, в виду отсутствия потребности в нем. Человеческий мозг требует до 20% всей энергии организма, при этом составляя 3% массы тела. Если бы только 10% человеческого мозга были нужны, то в процессе эволюционного развития преимущество было бы у биологического вида с меньшим объемом головного мозга;
  • Современные технологии позволяют путем томографии наблюдать за работой мозга. В процессе исследований выяснилось, что человеческий мозг проявляет жизненную активность и во время сна. Все зоны мозга производят импульсы, если в органе не обнаружено повреждений;
  • Работа мозга четко структурирована. Каждый отдел человеческого мозга отвечает за конкретную функцию. Отделений органа, не выполняющих никакой обязательной работы, в процессе исследований обнаружено не было;
  • Анализ микроструктуры человеческого мозга показал, что все его клетки и нейроны активны. Если бы мозг функционировал только на 10% это бы заметили;
  • Неактивные клетки с течением времени отмирают. Если бы 90% мозга не функционировало, то при вскрытии черепной коробки было бы обнаружено масштабное отмирание клеток. В действительности это не так.

Напрашивается вывод, что теория об использовании 10% мозга, не более чем необоснованный миф. Человек задействует все области мозга, но не на все 100%. Чтобы понять, как простимулировать мозговую активность, следует выяснить, как работает человеческий мозг.

Зарядка для мозга

Тренировки для мозга, подобно зарядке для тела, помогают нам оставаться молодыми и энергичными. При занятиях спортом формируется мышечная ткань, тело становится упругим и подтянутым, примерно тот же принцип соблюдается и при работе с головным мозгом: при регулярных упражнениях формируются новые нейронные связи, которые влияют на психологическую гибкость и способность адаптироваться к разным условиям

Причем, как и в ситуации с телом, систематичность — важное условие крепкого и устойчивого здоровья.

Тренировать сознание и головной мозг можно самыми различными способами, например, для улучшения концентрации внимания подойдут головоломки, видеоигры, различные тренажеры и скорочтение. Улучшить память и избавиться от стресса можно при помощи медитаций и практики осознанности. Есть и сочетающие в себе все это методики, основанные на новейших исследованиях в области нейрофизиологии, например, нейрофидбэк-тренинг.

5 Не забывай отдыхать

Не стоит забывать, что бурная интеллектуальная деятельность нередко приводит к стрессовым состояниям, в которых нет ничего хорошо. Естественно, умеренный стресс можно себе позволить, потому что он помогает нам мобилизовать умственные силы, однако доводить до крайности этот момент лучше не стоит. 

Напомним, что стресс вырабатывает гормон кортизол, который в нормальных объемах помогает нам сосредоточиться. Однако постоянная тревога и напряжение оказывают негативное влияние на наш мозг. 

Именно поэтому нам нужно позволять себе отдыхать время от времени. Это помогает перезарядиться и взяться за работу с новыми силами. 

Если ты понимаешь, что тебе бывает трудно расслабиться и абстрагироваться от внешних раздражителей, попробуй медитацию.

Комплекс упражнений для развития левого полушария

Он рассчитан на то, чтобы улучшить деятельность левого полушария. Упражнения можно выполнять отдельно или в комбинации с перечисленными выше, однако развивать головной мозг лучше всего комплексно.

Сюда входят следующие упражнения:

  1. Все действия необходимо выполнять в течение длительного времени только правой рукой, если манипуляции можно совершить с использованием одной руки – задача заключается в том, чтобы полностью не задействовать левую руку. Несмотря на всю привычность действий, выполнение данного упражнения для правшей станет весьма необычным.
  2. Чтобы качественно развивать левое полушарие, необходимо каждый день уделять свое время, играя в игры на логику и решая математические задачи, даже если вы в этой сфере плохо соображаете. Развивайтесь!
  3. Ежедневно примерно по полчаса нужно разгадывать сканворды или классические кроссворды. Решение таких логических задач относится к аналитической сфере, а не к интуитивной, поэтому полностью задействуется левое полушарие.

Упражнение №2

С помощью следующего упражнения можно научиться синхронизации деятельности правого и левого полушария. Проводится оно следующим образом:

  1. Встаем прямо, вытягиваем вверх/вперед руки.
  2. Затем рисуем образно в воздухе правой рукой прямоугольник, а левой – окружность.
  3. Продолжать тренироваться нужно до того момента, пока не будет достигнуто успеха. После этого – меняем руки.

Если все получается достаточно хорошо, то нужно повысить сложность упражнения, стараясь нарисовать в воздухе фигуры посложнее (например, многоугольники).

Базируется данное упражнение на развитии обоих полушарий. Суть системы выполнения этой задачи заключается в том, что обычные вещи выполняются необычными способами. Например, можно поменять руки, которыми вы чистите зубы, держите ложку и ручку, носить рюкзак на другом плече и т.д.

Как рождаются идеи

Представьте себе, что наш мозг – это огромное количество маленьких ящиков, в каждом из которых хранится какой-то случай из нашей жизни. Иногда ящики открываются и закрываются в независящем от нас порядке, тем самым происходит соединение воспоминаний случайным образом.

Чем в более расслабленном состоянии пребывает человек, тем чащи эти ящички открываются и закрываются, соответственно, тем больше воспоминаний перемешивается.

Когда это случается, у человека рождается больше идей, чем в любое другое время. Для каждого из нас это индивидуально: к кому-то гениальные идеи приходят во время пробежки, к кому-то — во время утреннего душа, во время игр с ребенком или вовсе за рулем автомобиля. Это происходит в моменты прояснения разума.

Когда мозг находится в расслабленном состоянии, у человека рождается больше мыслей. Они могут быть самыми обычными, хорошо вам знакомыми и даже казаться неважными, но порой в их ряды просачивается то, что мы и называем креативом и творчеством. Чем больше у человека идей и мыслей, тем выше вероятность того, что одна из них окажется нестандартной.

Как формировался миф

Собственно, сразу никто и не собирался извращать факты по злому умыслу — все дело в том, что журналисты, которые подхватили фразу ученого, не особенно задумывались о ее истинном смысле, равно как и не очень разбирались в работе мозга. Это тоже нельзя считать их упущением — ведь не может же журналист во всем разбираться, правда? В результате было написано несколько статей о «неполной работе» мозга, после чего появились еще статьи, и так далее — все по принципу испорченного телефона.

Давайте теперь подумаем о том, что значит «использовать 10%» ресурсов мозга. Масса нашего головного мозга равна в среднем 1400 граммов (в среднем). Если действительно работает всего 10%, получается, что лишь 140 граммов вещества является полезным. Ну, если это действительно так, то мы думаем частью мозга, по размеру не превышающей мозг овцы. Не хотите ли вы сказать, уважаемые поклонники мифа, что мы по умственному развитию равны овцам? Конечно, нельзя воспринимать все так буквально — мы утрируем, конечно же утрируем. Но доля рационализма здесь есть, и она хорошо заметна.

Кроме того, давайте подумаем, какое оборудование нужно, чтобы проверить, какой процент мозга задействован в работе во время бодрствования человека. Неужели кто-то может сосчитать все работающие и неработающие нейроны? Давайте перефразируем вопрос: «Неужели ученые начала двадцатого века могли сосчитать, какой процент мозга работает?». Да в 1908 году, когда стал активно муссироваться этот миф, даже радио было не особенно развито, что уж там говорить о снятии энцефалограмм или проверке работы мозга в реальном режиме времени.

Кроме того, мы знаем, что если человек не занимается активной умственной деятельностью, не тренирует мозг, то синапсы, соединяющие нервные клетки, нейроны, постепенно деградируют, и у такого человека ухудшается память, интеллект, он может забыть даже таблицу умножения. Так если мы в течение многих поколений не используем 90% мозга, неужели он все еще остается в работоспособном состоянии? Очень вряд ли.

Собственно, опровержение мифа было сделано не только учеными прошлого, которые активно выступали против слухов о «10%» среди непосвященных, но и современными учеными, которые действительно неоднократно проводили эксперименты по отслеживанию активности работы головного мозга в режиме реального времени — современная техника это позволяет.

Наверное, нашим читателям будет интересно узнать, что науке хорошо известно, из каких тканей состоит человеческих мозг, ведь клеточный состав его очень хорошо изучен. Кроме того, отлично изучена анатомия нашего мыслящего органа, известны и определены основные сигнальные пути между его структурами (структуры эти тоже можно найти практически в любом учебнике по нейрофизиологии). Ученые знают, как возникает электрическая активность в мозге и как она передается от клетки к клетке. Но вот незадача — науке неизвестно, как работает вся система в целом.

Курьезная ситуация, которая, тем не менее, играет на руку многим не очень чистым на руку ученым и вовсе не ученым, кто желает извлечь свою собственную выгоду из такого незнания. Там не менее, уже давно известно, что в работе задействованы все клетки мозга, этот орган работает постоянно. В некоторые моменты определенные участки мозга работают активнее, чем другие, но вот ни о каких 10%, 30% или 50% речь не идет. Работает весь мозг, и это доказано уже давно.

Как стать креативным?

Итак, нейронные огни.

Представьте себе такую ситуацию: вы находитесь на последнем этаже небоскреба, смотрите на ночной город. Где-то в окнах горит свет, по улицам ездят машины, подсвечивая себе дорогу фарами, вдоль дорог горят фонари. Так и наш мозг, он похож на ночной город, в котором в любом случае отдельные его улицы, проспекты и дома будут освещены.

Фонари – это нейронная связь. Некоторые нервные цепочки – «улицы» (проводящие пути) светятся всегда. Это есть ничто иное, как хорошо известная нам информация и проверенные способы решения трудностей.

Творчество, в свою очередь, проживает там, где темно, где дорога еще не проложена, а путника ожидают удивительные в своей необычности решения и идеи. Если человек нуждается в новых идеях, если жаждет вдохновения, то ему необходимо приложить усилия для того, чтобы зажечь новый фонарь, то есть создать новую нейронную микроскопическую сеть.

Такая «скучная» серо-белая картинка

Вот перед медиками лежит вынутый из черепной коробки головной мозг человека. Что они видят? Почти унылую из-за своей бесцветности серо-белую картинку – серого цвета кора и серо-белые подкорковые образования. Но стоит узнать лишь некоторые скудные факты об этом удивительнейшем органе человеческого тела, как, становится ясно, что мозг по своей таинственности и сложности вполне может конкурировать с космосом.

Судите сами:

  • Головной мозг человека состоит из полутора миллиардов нервных клеток;
  • В случае разрушения какой-либо части мозга, ее функции способна принять на себя другая мозговая структура;
  • Закономерности развития мозга позволяют делать заключение о том, какие функции у человека развиваются успешнее других, а какие отстают в своем развитии от понятия «норма».

Совет 1

Нельзя улучшать то, в чем не разбираешься. Читайте о работе мозга, стремитесь понять принципы его работы. Определите для себя важные направления развития своих познавательных способностей и изучите закономерности их развития.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Цифровые технологии упрощают нам жизнь, а прогресс диктует свои правила. Незачем заставлять себя придерживаться «старых правил», когда есть возможность развивать мозг по-новому. Многолетние исследования нейропсихологов подарили нам массу методик укрепления мозга. Викиум адаптировал эти научные знания и воплотил в онлайн-тренажеры. Выполненные в игровой форме, они просты и понятны, но при этом крайне ценны

Чтобы поддерживать высокий тонус мозга, важно развивать его базовые функции — мышление, восприятие, внимание, память. Именно на тренировку этих функций направлены задания. Запатентованная программа выстраивает персональную тренировку так, чтобы развитие происходило комплексно, создавая крепкий фундамент вашей ежедневной продуктивности

Укрепляйте мозг вместе с Викиум!

Запатентованная программа выстраивает персональную тренировку так, чтобы развитие происходило комплексно, создавая крепкий фундамент вашей ежедневной продуктивности. Укрепляйте мозг вместе с Викиум!

Новые связи

Любой процесс обучения чему-то новому в нашем мозге происходит благодаря образованию нейронных связей. Движения, речь, память, способность мыслить, наконец, — результат взаимодействия этих связей. Поначалу нам трудно выполнять новые действия, следовать алгоритмам, даже запоминать стихи, но со временем становится все проще, и в результате мы оттачиваем навык до автоматизма. В результате регулярного повторения мозг укрепляется, буквально. Созданные нейронные связи становятся прочнее, словно мышцы при постоянных тренировках. Получается, что наш мозг сильно меняется, когда мы чему-то учимся.