Что считалось красивым в средневековье, эпоху возрождения и в XIX веке

Какой был идеал красоты

По церковным представлениям судят относительно изображений святых Средневековья. Под куполами церквей парят почти невесомые фигуры мучеников, исполненные скорби. Идеалом красоты считалась девушка, повторяющая лик девы Марии:

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • слишком высокий лоб;
  • большие глаза.

Художники рисуют на полотнах субтильных девушек с выступающими животами, линия груди и бедер обозначена слабо. Любая округлость тела считалась вульгарностью, свидетельствовала о низком происхождении девушки. В Средневековье лиф одежды туго шнуровали, а в Испании сдерживали рост груди свинцовыми накладками. В моде были глаза без ресниц и выбритые лбы, поэтому женщины пользовались народными рецептами по удалению волос на теле.

Любые веснушки или родинки считались дьявольскими метками, их надлежало регулярно натирать аметистом для удаления. Дама Средневековья олицетворяла кротость, создавала вид неземного создания. У девы непременно должны быть зеленые или голубые глаза, а также идеальную картинку Средневековья дополняли струящиеся до пола золотистые волосы. Одежда средневекового рыцаря, наоборот, подчеркивала мужественность. Идеалом считался мужчина с крепким телосложением и четко выраженными чертами лица.

Китайская пытка бамбуком

Печально знаменитый на весь мир способ ужасной китайской казни. Возможно, легенда, ибо до наших дней не сохранилось ни единого документального доказательства, что эту пытку действительно применяли.

Бамбук — одно из самых быстрорастущих растений на Земле. Некоторые из его китайских сортов могут за день вырасти на целый метр. Некоторые историки считают, что смертоносная бамбуковая пытка применялась не только древними китайцами, а и японскими военными во время Второй мировой войны.

Как это работает?

1) Ростки живого бамбука затачиваются ножом, чтобы получились острые «копья»; 2) Жертва подвешивается горизонтально, спиной или животом над грядкой молодого заостренного бамбука; 3) Бамбук быстро растет в высь, вонзается в кожу мученика и прорастает сквозь его брюшную полость, человек умирает очень долго и мучительно.

Как и пытку бамбуком, «железную деву» многие исследователи считают страшной легендой. Возможно, этими металлическими саркофагами с острыми шипами внутри только пугали подследственных, после чего те признавались в чем угодно.

Это интересно: Путь к Свободе, или Декларация независимости США

Кровавая служанка

И здесь пальму первенства следует вручить прекрасной Фредегодне, рыжеволосой королеве франков, которая не только отправила на тот свет огромное количество людей, но и смогла избежать расплаты за свои злодеяния. Она родилась в середине VI столетия в не знатной семье, но с детства была честолюбива. В юные годы Фредегонде удалось стать служанкой супруги короля франков Хильперика, против которой она тут же начала плести интриги. Из-за козней «девушки из народа» несчастная королева вскоре отправилась в монастырь, а её соперница тут же обольстила «освободившегося» монарха. Вот только Хильперик не собирался звать под венец любовницу-простолюдинку и спустя некоторое время женился на богатой принцессе. Однако это ненадолго огорчило злодейку. Немного погоревав, она подослала к королеве наёмного убийцу, который задушил несчастную в её же постели. Вот тут уже Фредегонда не выпустила монарха из своих цепких ручек, и вскоре он сочетался с преступницей законным браком. Однако «развод по-королевски» не понравился сестре убитой супруги Хильперика — правительнице соседнего государства. Её войска вторглись во владения «молодожёнов» и захватили львиную долю земель франков. Но Фредегонда нашла способ разрешить и эту проблему. Вскоре подкупленные ею люди зарезали вражеского полководца, и обезглавленное войско мстителей было вынуждено покинуть покорённые территории.

Раскол

Время шло, росли города и появлялись высшие учебные заведения, но — только мужские. В 11 веке целостность института образования была расколота на две части — светское и религиозное. Светское образование было всецело присвоено мужским университетам, а женщинам осталось религиозная часть — обучение при монастырях. В скором времени, несмотря на могущество церкви, монастырские школы для девушек потеряли свою популярность. Аристократические и зажиточные семьи становятся полностью привержены домашнему женскому обучению.

Именно этот переломный момент вложил самый большой вклад в разрыв между женским и мужским образованием. На его восстановление ушли долгие века.

Образования в средние века — реальность

На самом деле, общество того времени не могло похвастаться высоким уровнем образования, центром которого являлись приходы и монастыри. В виде учителей выступали монахини. Это объяснялось тем, что от служителей Господа требовался высокий уровень грамотности, который был задействован в чтении священных рукописей и переписи книг в скрипториях. Помимо религиозной литературы, монахини нередко были знакомы и с творчеством античных писателей.

Общество воспринимало образование монахинь без осуждения, но все же не допускало их до самых ценных наук того времени. К ним относились дисциплины схоластики, юриспруденции и теологии.

Монастырские школы для девочек имели непомерно высокие цены на обучение, поэтому в них обучались только девушки из богатых и аристократических семей. После выпуска, перед воспитанницами вставал выбор между постригом в монахини, или возвращением в семью.

Еще одним вариантом женского образования в средние века, являлось домашнее обучение. Этот вид особенно был востребован среди королевских и аристократических семей. На рассвете эпохи средневековья, образование юношей настолько всецело было уделено ратному мастерству, что остальным дисциплинам времени практически не уделялось. В результате этого благородные дамы, обучавшиеся дома, были более умны и эрудированы, нежели их супруги.

Изменения в женском костюме в романский период

В основе женского костюма все также оставались туники. Самое существенное изменение в одежде, произошедшее в романский период, заключалось в том, что одежду стали кроить, а не собирать из цельных кусков тканей.

В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.

Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.

Появилась еще одна накидка с заниженной отрезной линией талии — блио, — которая надевалась через голову. Ее шили из шелка или шерсти.

Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.

Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.

Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.

Мужской костюм в период готики

Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.

Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.

В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.

Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.

Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.

Моча для умывания

Во все времена, женщины придумывали разные немыслимые способы сохранить свою молодость и красоту. В ход шли любые методы и средства. В средневековой Европе молодые дамы знатного происхождения умывали свое лицо собственной уриной. Для большинства из нас подобное кажется дикостью. Однако тогда люди верили в антисептические и регенерирующие свойства мочи. Конечно, современная наука знает, что моча здорового человека стерильна, но никаких полезных свойств, подтверждённых лабораторными опытами, она не имеет. Из этого следует, что женщины мучали себя напрасно – мочой молодость не вернешь.

ДревностьСарматы, кельты и Герардеска Манутиус

В каменном веке гендерные роли были проще некуда: лохматый и здоровый мужик ловит дичь, пока его лохматая и здоровая женщина сидит в пещере и растит лохматых и здоровых детей или собирает коренья в лесу. Но с развитием общества все становится не так однозначно, особенно у кочевых народов, для которых умение управляться с лошадью стало важнее внешних габаритов. Особенно ярким примером тому служат сарматы, ираноязычный народ, 2 с половиной тысячи лет назад живший на территории современной Украины, России и Казахстана. Их женщины имели высокий социальный статус и участвовали в охоте и войнах наравне с мужчинами.

Они метали дротики и стреляли из лука, и как сообщает нам Псевдо-Гиппократ, нередко им удаляли правую грудь, чтобы все жизненные соки перешли в правую руку, что должно было сделать такую девушку сильной как мужчина. Конечно, вероятнее всего, это не более, чем байка, в которую поверил падкий на красочные истории классик. Немного больше доверия вызывает Геродот, который сообщает нам, что замуж сарматская девушка могла выйти, лишь убив врага. Учитывая воинственность племени, в такое вполне можно поверить.

Довольно очевидно, что античным авторам хотелось показать дикость варваров-скотоводов, противопоставив их мирным земледельцам, которые прозорливо держали своих женщин в узде.

Вот только сами оседлые народы не всегда следовали этому правилу. Те же кельты не были против того, чтобы их женщины, наряду с мужчинами, участвовали в боях и походах. По сообщениям античных авторов, кельтские девушки часто дрались и боролись друг с другом из-за мужчин, да и с мужчинами вполне могли схлестнуться в схватке. Если вспомнить знаменитую Боудикку, возглавившую антиримское восстание, можно сделать выводы, что даже звание военного лидера не было недоступным для женщин.

Боудикка

Видимо, единственное, в чем были критично ущемлены жены кельтов, так это в том, что им, в отличие от мужчин, не разрешалось драться полностью обнаженными.

Кстати, сами римляне, хоть и не пускали своих женщин в битву, не были против того, чтобы те  сражались в качестве гладиаторов. Судя по всему, это было настолько распространено, что даже свободные гражданки были не против рискнуть жизнью на арене. Об этом свидетельствует закон, принятый в 19 году н. э., согласно которому запрещалось вербовать дочерей и внучек членов сенаторского и всаднического сословий в гладиаторы. Да и декрет императора Септимия Севера, в 200 году н. э. полностью запретивший женщинам участвовать в гладиаторских боях, говорит о том, что до этого явление было весьма распространено.

Широко известна история Герардески Манутиус, которая примкнула к восстанию Спартака, правда, скорее в роли наложницы. Когда рабов разбили, ее прелестями соблазнился генерал Красс. Однако по ходу кампании та, видимо, нахваталась азов гладиаторского искусства. Так что полководец, еще больше восхитившись этой женщиной (и, скорее всего, испугавшись за свою жизнь), отправил ее в школу гладиаторов. После обучения Герардеска прирезала на арене около двухсот противников, пока ее саму не убили двое карликов, один из которых воткнул ей трезубец сзади в почки.

Брачный контракт с точки зрения Средневековья

К браку в это время относились противоречиво и, на современный взгляд, странно. Далеко не сразу церковь вообще сумела найти достаточно оснований, чтобы оправдать брак как таковой. Очень долго считалось, что настоящим христианином может быть только девственник.

Эта концепция, впервые сформулированная Святым Иеронимом и папой Григорием Великим, безоговорочно принималась церковью. Однако уже Блаженный Августин на рубеже IV и V веков утверждал, что брак все-таки не так уж плох.

Святой отец тоже признавал превосходство девственников над женатыми, но считал, что в законном супружестве плотский грех превращается из смертного в простительный, «ибо лучше вступить в брак, чем разжигаться«. При том строго оговаривалось, что в браке соитие должно совершаться не ради наслаждения, а только с целью рождения детей, у которых, коли они будут вести праведную жизнь, появляется шанс заменить в раю падших ангелов.

Такой взгляд возобладал в церковных кругах лишь в начале IX века, и с той поры брачные союзы стали освящать таинством венчания. А прежде отсутствовало даже само понятие — «брак». Семьей называлось более или менее постоянное совместное проживание многочисленных родственников со стороны «мужа».

Количество «жен» никак не нормировалось; более того, их можно было менять, отдавать во временное пользование друзьям или кому-то из родни, наконец, просто выгнать. В Скандинавских странах жена, даже уже венчанная, длительное время вообще не считалась родственницей мужа.

Но и после того, как церковь стала освящать брак, общественная мораль строго делила брачные отношения (более похожие на политический, юридический и финансовый договор) и подлинную любовь.

Так, например, одна из высокородных дам XII века Эрменгарда Нарбоннская на вопрос, где привязанность сильнее: между любовниками или между супругами, — ответила так: «Супружеская привязанность и солюбовническая истинная нежность должны почитаться различными, и начало свое они берут от порывов весьма несхожих«.

Главное, что требовалось от женщины в браке, — рождение детей. Но сия благословенная способность часто оказывалась для средневековой семьи не благом, а горем, так как сильно осложняла процедуру наследования имущества.

Делили добро по-всякому, но самым распространенным способом распределения наследства был майорат, при котором львиную долю имущества, прежде всего земельные наделы, получал старший сын. Остальные сыновья либо оставались в доме брата в качестве приживалов, либо пополняли ряды странствующих рыцарей — благородных, но нищих.

Дочери и жены долгое время вообще не имели никаких прав на наследование супружеского и родительского имущества. Если дочь не удавалось выдать замуж, ее отправляли в монастырь, туда же шла и вдова.

Только к XII веку жены и единственные дочери приобрели право наследования, но и тогда (и много позже) они были ограничены в возможности составлять завещания. Английский парламент, например, приравнивал их в этом отношении к крестьянам, бывшим собственностью феодала.

Особенно тяжело приходилось девушкам-сиротам, они целиком попадали в зависимость от опекунов, редко испытывавших родственные чувства к своим подопечным. Если же за сиротой стояло большое наследство, то ее брак обычно превращался в весьма циничную сделку между опекуном и предполагаемым женихом.

Иоанн Безземельный.

Например, английский король Иоанн Безземельный (1199-1216), ставший опекуном малютки Грейс, наследницы Томаса Сейлби, решил отдать ее в жены брату главного королевского лесничего Адаму Невилю. Когда девочке исполнилось четыре года, тот заявил о своем желании немедленно вступить с ней в брак. Епископ воспротивился, сочтя такой брак преждевременным, однако во время его отсутствия священник обвенчал новобрачных.

Грейс очень скоро овдовела. Тогда король за 200 марок передал ее в жены своему придворному. Однако и тот вскоре скончался. Последним мужем несчастной стал некий Бриан де Лиль. Теперь предприимчивый король получил уже 300 марок (Грейс, видимо, росла и хорошела). На сей раз муж прожил долго, имел зверский характер и постарался, чтобы жизнь его жены не была сладка.

Мужская

В средневековом костюме мужская одежда предполагала ношение двух туник. Ближе к телу носили длинную тунику камизу из простой ткани, а сверху надевали богато разукрашенную короткую тунику – котт. Со временем туники у знатных особ становятся длинными, а нижняя и верхняя одежда крестьян Средневековья остается укороченной.

У мужчин тоже в гардеробе присутствовало блио. Такая свободная одежда имела боковые разрезы, подпоясывалась на талии. Также различали блио без пояса, но со свободной юбкой и обозначенной талией. Прародителями шорт являлись бре, то есть простая материя, обернутая в районе бедер. Позже этот элемент гардероба стали шить до колен, оснащая снизу завязками или шнуровкой. К бре или к коленям ремнями привязывали шоссы или чулки из плотной материи.

Верхней одеждой мужчины служили сюрко, плащи и мантии. Сюрко представляли собой кусок материи не сшитый по бокам, но с проделанным отверстием для головы. Средневековые плащи достигали пола, прикреплялись фибулой на груди или плече. Аристократы носили мантии из дорогого материала, отделанные драгоценностями и мехом. В Средневековье рыцарское обмундирование состояло из «гербового» костюма, в котором присутствовал один из цветов дамы сердца.

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков

В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Экономические возможности

Крестьянки

Крестьянки, которые жили и работали в усадьбах, составляли самую большую группу работающих женщин в средние века. Большинство крестьянок в какой-то момент вышли замуж, и их физический труд делился с мужьями. Записи поместья показывают, что многие незамужние женщины владели землей в поместье, как и мужчины, и должны были выполнять такой же объем работы, чтобы сохранить свои права на аренду. Не имея возможности разделить свой труд, одинокие женщины стали одной из самых тяжелых рабочих групп в крестьянской общине.

Хотя несколько ролей существовали исключительно для женщин, доярка или «дае» стала популярной позицией для женщин, чтобы получать заработную плату в поместье. Рост популярности, наряду с гендерной коннотацией дня, можно объяснить предпочтением найма на работу женщин. Даже если в поместье не производились молочные продукты, можно было найти работу на день, поскольку низкая заработная плата женщин экономила имение.

Если женщина не могла найти работу дояркой, ей разрешали трудиться во время сбора урожая. Записи поместья показывают, что женщины участвовали не только в пахоте, за которую платили более высокую заработную плату, но и во всех этапах сбора урожая. Тем не менее, женщина была ограничена более низкой заработной платой и не могла участвовать в сборе урожая зерна, за которое платили значительно больше. Учитывая широко распространенные различия в заработной плате и ограниченный период сезонной доступности, незамужние крестьянки изо всех сил пытались сохранить финансовую безопасность.

Горожанки

Приток мигрантов, который привлек большое количество женщин в поселки и города, затруднил многим женщинам возможность найти мужа среди гораздо меньшего по численности населения мужчин. В результате число незамужних женщин в этих районах быстро выросло, и работа стала основным источником заработка для женщин из низшего класса. Некоторые профессии были более доступны для одиноких женщин в раннем средневековье, но ограничения, введенные в более позднее средневековье, значительно уменьшили экономические возможности для одиноких женщин.

В средние века социальный статус был важным фактором, определявшим, какую работу могла выполнять горожанка. В самом нижнем конце этого диапазона находились домашние работники и служанка, физический труд которых был сопоставим с трудом крестьянок в сельской местности. Слуги обычно были переселенцами из крестьянских семей в деревне, а богатые семьи могли работать по найму на многие годы. Служебный труд был в основном домашним, но те, кто хорошо справлялся, могли также помогать своему работодателю на своем рабочем месте. Несмотря на то, что их обучение было сопоставимо с ученичеством, эти женщины не могли профессионально заниматься торговлей.

Для незамужней женщины с чуть более высоким статусом неиспользованное приданое может покрывать расходы, необходимые для поступления на ученичество. Одиноких женщин иногда отдавали в ученики женщинам, которые уже занимались своим ремеслом, хотя это становилось все реже. Однако после того, как в позднем средневековье были созданы гильдии, женщинам стало практически невозможно заниматься определенными профессиями. В результате профессии, в которых не было профессиональных гильдий, такие как производство текстиля и продажа съедобных товаров, стали наиболее доступными вариантами для одиноких женщин. Тем не менее, ученичество в этих профессиях было трудно получить, и оно не было официально отражено в официальных отчетах. Если женщине посчастливилось получить такую ​​возможность, профессиональное продвижение в этой сфере было практически невозможным. Независимо от профессии или ремесла, большинство этих женщин сохраняли низкий статус и оставались бедными на протяжении большей части своей жизни.

Экономические трудности, которые гильдии навязывали незамужним женщинам, побудили многих заняться розничной торговлей. Этих женщин называли торгашами, зарабатывая на жизнь покупкой и продажей различных съедобных товаров. Однако без мужа, который помогал бы им путешествовать, торгаши ограничивались продажами на городском рынке. Торговцев регулярно обвиняли в перепродаже товаров по ценам, обманчиво превышающим рыночную. Обвиняемых называли «регратерами», и они не пользовались большим уважением со стороны городских властей.

Элитные женщины

Для знатных женщин брак был условной судьбой. Если элитная женщина не выходила замуж или ее родители не могли содержать ее приданое, монашеская жизнь была ее единственным выходом. По этой причине о женщинах из элиты, которые оставались незамужними на всю жизнь, было практически не слышно.

Королева, помогавшая Колумбу (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Одной из великих женщин Средневековья была Изабелла Кастильская, жена Фердинанда Арагонского, ставшая основательницей династии, положившей начало объединению Испании. Она родилась в 1451 году в семье короля Кастилии Хуана. События, приведшие к ее браку, были сложные и напряженные. Изабелла тайно вышла замуж за Фердинанда, короля Арагона в возрасте 18 лет. В 1474 году она провозгласила себя королевой. И за свое тридцатилетнее царствование она смогла возвысить уровень Кастилии до небывалых высот.

В 1492 году произошло несколько значительных событий, на которые повлияла Изабелла. Это взятие города Гранады, отплытие Колумба через Атлантику и его открытие Америки по благословению королевы, и изгнание из испанских земель мавров и евреев. Для нехристиан были выдвинуты условия: либо стать католиками, либо покинуть землю Испанскую. Отправив Колумба в экспедицию, Испания не только открыла новую землю, но и значительно пополнила свою казну. Изабелла умерла в 1504 году, родив за свою жизнь десять детей. Наследницей ее владений стала ее четвертая дочь Хуана. В жизни королева Изабелла Кастильская была известна как красивая, энергичная, умная, упорная женщина.

Пышные формы и светлая кожа эпохи Возрождения

XVI век

Красота Ренессанса. Сандро Боттичелли / Галерея Уффици

В Ренессанс (эпоху Возрождения) европейцы называли красивыми пышные и округлые формы. Художники хотели отойти от строгих религиозных стандартов христианства: стандарт красоты Ренессанса создали Боттичелли, Леонардо да Винчи и Рафаэль — женщины на их картинах выглядят хрупкими и беззащитными.

А вот русская красавица XVI века по-прежнему должна была быть в первую очередь выносливой, чтобы справляться с хозяйством и успешно вынашивать детей. Как пожилые, так и молодые женщины белились и румянились. При этом косметикой пользовались как для лица и шеи, так и для глаз и зубов.

Румяные щёки, длинная коса и полнота — идеал русской девушки того времени. «Чарка мёда», Константин Маковский