Названия китая: срединная земля, поднебесная и другие

Вьетнамская девушка

Эти критерии составляют базовый перечень возможных отличий, но он весьма условен. В последнее время наблюдается массовая ассимиляция общества. Ввиду популяризации в нашем обществе смешанных браков постепенно стираются многие грани и различия. Узкоглазые или нет, все мы разные внешне, но каждый по-своему уникален. Не стоит быть сторонником превосходства одного народа над другими. Внешние признаки индивидуума лишь его внешняя отличительная особенность

Важно поставить во главу угла моральные, культурные и другие общечеловеческие ценности, сосуществующие в гармонии со вселенскими. Уважительное отношение к чужой культуре и менталитету, толерантность и сотрудничество — вот насущные задачи современности

Тибетцы

На протяжении всей истории Китай пытался покорить Тибет и имел на него значительное влияние. В начале XVIII века маньчжурская Империя Цин смогла установить военный контроль над Тибетом, но из-за внутренних проблем не смогла его долго удерживать. С 1912 года Тибет был независимым. Последнее силовое присоединение Тибета к Китайской народной республике произошло в 1950 году.
Стоит отметить что тибето-бирманские народы составляют наибольшую часть населения Китая. К ним также относятся туцзя, хани, лису, лаху, наси, цян, цзинпо, ачаны, пуми, ну, дино, мэньба, дулуны, лоба.
Кроме того, в составе КНР также есть тайские народы, кадайские народы, народы ли, народы мяо-яо, мон-кхмерские народы, монгольские, тюркские, тунгусо-маньчжурские народы, тайваньские и индоевропейские народы.

Диалекты

На вопрос, на каком языке разговаривают в Китае, новички чаще всего отвечают – на китайском. И это будет правдой, но только отчасти. Этот язык состоит из множества диалектов, которые могут существенно отличаться друг от друга не только в разных провинциях, но даже и в разных районах одного населенного пункта.

Разнообразие диалектов настолько велико, что иногда понять их носителей практически невозможно. Освоить языки Китайской Народной Республики можно, только изучив официальный язык Китая, который является общим для всех, которым в той или иной степени владеет каждый китаец и который преподают зарубежным студентам в местных вузах.

Разделение китайского языка на большое количество наречий обусловлено географическими и историческими предпосылками. Лингвисты условно подразделяют всю территорию государства на южную и северную.

Исторически сложилось так, что в северных регионах на разных этапах проходили основные политические события. Эта часть страны была целостной.

Юг всегда состоял из множества изолированных друг от друга территорий. Местные жители веками жили в этой части Китая. У них не было необходимости учить другие диалекты, что привело к существенной разнице между существующими сегодня наречиями.

Определяя, сколько диалектов в китайском языке, языковеды выделяют девять групп. Шесть из них используются в центре страны и в прибрежных южных регионах. К ним относятся:

  1. Диалекты У можно услышать в районе городов Нинбо и Шанхай.
  2. Северноминьские диалекты – ареал распространения город Фучжоу.
  3. Южноминьские диалекты – на них говорят в окрестностях городов Сямынь и Шаньтоу, а также на Тайване.
  4. Диалекты хакка распространены в городе Мэйсянь и пригородных регионах, в северо-восточной части провинции Гаундун, в южных населенных пунктах провинции Цзяньси.
  5. Кантонский диалект используется на востоке и в центре провинции Гуандун, включая город Гуанчжоу (Кантон).
  6. Диалекты сян – на них говорят в провинции Хунань.

Данные шесть групп являются обиходными наречиями примерно на территории четвертой части Китайской Республики. Их использует почти треть всего населения. Отличаются они примерно так, как французский и итальянский.

Дополнительно выделяют три подгруппы, которые составляют китайский мандаринский диалект, характерный для северных регионов страны. В эти три группы входят:

  • северные наречия, в том числе диалект Пекина;
  • южные;
  • центральные.

Две последние группы распространены в городах Чунцин, Нанкин и их окрестностях. Отличаются они друг от друга также как американский, британский и австралийский английский языки. Это говорит о том, что в общем понять их можно.

Мандаринский – самый распространенный китайский диалект. Его используют примерно 960 миллионов человек в самом Китае и за его пределами (порядка 71 % всех носителей китайского). Второе место по популярности занимает кантонский диалект.

Талыши: родственники иранцев и белорусов

На территории Азербайджана также проживает большое количество этносов, и все они непохожи друг на друга. По некоторым данным, до 40% населения республики принадлежит к малым коренным народам: среди них таты, талыши, курды, горские евреи, лезгины, аварцы, удины, цахуры и многие другие этносы.

Одним из самых интересных и загадочных народов, населяющих Азербайджан, являются талыши. Они имеют иранское происхождение, их язык относится к иранской языковой группе. Исторически талыши проживают на севере Ирана и юго-востоке Азербайджана, а именно в предгорной области под названием Талыш, примыкающей к юго-западному побережью Каспийского моря. Данные о численности талышей сильно разнятся: одни источники утверждают, что в мире их проживает порядка 267 300, другие дают вдвое больше – 619 000 человек, а где-то можно найти информацию и об одном миллионе представителей этой национальности.

В истории этого народа много загадок: откуда пришло слово «талыш» и как сформировалась сама народность – все это ученым только предстоит выяснить. Одно из наиболее ранних упоминаний этого народа встречается у арабского историка Аль-Табари, жившего в IX-X веках. В его трудах талыши названы «ал-тайласан». Аль-Табари писал, что этот народ живет в горах Азербайджана, не подчиняется арабам и сохранил независимость.

Внешне талыши относятся к переднеазиатскому типу, а жители горных районов больше напоминают иранцев. Но, как ни странно, генетические исследования выявили, что у талышей много общего с финно-угорскими народами и даже с белорусами. Ученые полагают, что талыши являются наследниками Мидийского царства – древнего восточного государства, существовавшего на западе Ирана с 670 до н. э. по 550 до н. э.

КНР (история и современность)[]

В 1949—1956 при помощи СССР созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, развёрнуто массированное социалистическое строительство.

В 1956 на 8-м съезде КПК провозглашён новый курс, вылившийся в победу идей Мао Цзэдуна и политику «большого скачка» и «коммунизации» (1958—1966), а в дальнейшем, в результате борьбы двух линий провозглашена «культурная революция» 1966—1976 , основным постулатом которой было усиление классовой борьбы по мере строительства социализма и «особый путь» Китая в построении государства и общества (отрицание товарно-денежных отношений, отсутствие негосударственных форм собственности, замораживание внешнеэкономических связей, публичные суды над нечестными политиками, хунвэйбины и др.)

Эта политика была впоследствии осуждена пришедшим к власти после свержения «банды четырёх» Дэн Сяопином. III Пленум ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978) провозгласил курс на социалистическую рыночную экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной при массовом привлечении иностранных инвестиций, большей хозяйственной самостоятельности предприятий, введении семейного подряда на селе, сокращении доли государственного сектора в экономике, открытии свободных экономических зон, преодолении бедности, развитии науки и техники.

Именно Дэн Сяопин сумел вырвать Китай из состояния хаоса, отсталости и нищеты и направить его по пути устойчивого социально-экономического развития. В конце 1980-х — начале 1990-х Китаю удалось полностью снять проблему обеспечения населения питанием, развить высокие темпы роста ВВП и промышленного производства, поднять уровень жизни народа.

Реформы были продолжены и его преемниками — Цзян Цзэминем (с 1993) и Ху Цзиньтао (с ).

В течение 2002−2005 Ху Цзиньтао (Шаблон:Lang-zh) сосредоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР, главнокомандующий НОАК).

Среднегодовые темпы роста ВВП в 1990—1999 составляли 10,3%, в 1998—2001 — 10%, в 2002—2005 — 9%.

По объёму ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай занимает ныне второе место в мире после США. Резко возросли валютные резервы. Объём внешней торговли к году превысил 850 млрд. долл.

В то же время бурный экономический рост Китая сопровождался растущей политической и социальной нестабильностью. На практике реформы затронули лишь прибрежные провинции на востоке страны, в то время как население остальных регионов КНР живёт довольно бедно, при этом разрыв в уровнях развития между регионами увеличивается.

Китайское руководство негативно восприняло «цветные революции», начавшиеся на постсоветском пространстве в 2004 − 2005, и, опасаясь того, что эпидемия социальных бунтов может перекинуться и на Китай, после «тюльпановой революции» в марте 2005 в Киргизии, начало масштабные действия по ужесточению контроля и ограничению иностранного влияния в стране.

В октябре 2005 началась кампания по установлению государственного контроля над деятельностью крупнейших операторов сотовой связи. Проведены массовые чистки среди партийного и государственного руководства провинции Гуандун, обвиняемого в повсеместной коррупции.

Пленум ЦК КПК в октябре принял 11-й пятилетний план, «имеющий своей стратегической целью построение в Китае гармоничного общества».

5 марта на очередной сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета.

Правительство планирует замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5% в год против нынешних 10%.
Освободившиеся средства будут направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн., или почти 75% населения). Чтобы не допустить повторения «цветных революций» в КНР, уже в 2006 году планируется потратить на развитие аграрного сектора около 340 млрд. юаней (около 42 млрд. долларов), что на 14% больше, чем в 2005 году.

Возрастут расходы и на армию. Официальный военный бюджет вырастет в 2006 году на 14,7% и составит 284 млрд. юаней (35,5 млрд. долл.).

Планируемое увеличение расходов на сельское хозяйство и вооружённые силы будет осуществлено за счёт богатых приморских провинций. Поэтому ожидается, что проведение этой политики может натолкнуться на противодействие так называемого шанхайского клана бывшего председателя Цзян Цзэминя.

[править] Литература

  • Гордиенко А. Н., Куделев П. Е., Перзашкевич О. В. Китай. История, культура, искусство. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с. — (Иллюстрированные энциклопедии мировой культуры и истории). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-29268-4.
  • Кравцова М. Е. История культуры Китая. — СПб.: Лань, 1999. — 416 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8114-0063-2.
  • Маслов А. А. Китай. Колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — М.: Алетейя, 2005. — 376 с. — (Сокровенная история цивилизаций). — 2000 экз. — ISBN 5-98639-025-3.
  • Крижанівський О. П. Історія стародавнього Сходу: Підручник. — Київ.: Либідь, 2000. — 592 с (укр.)
  • Рубель В. А. Історія середньовічного Сходу: Курс лекцій: Навч. посібник. — Київ: Либідь, 1997. — 464с(укр.)
  • Рубель В. А. Історія середньовічного Сходу. Тематична хрестоматія. — Київ: Либідь, 2000. — 624 с.(укр.)

Адаптация с местным колоритом

Китай не был бы Китаем, если бы помимо любви к своей культуре не копировал передовые технологии и не перенимал опыт. Иначе Китай так бы и остался на задворках цивилизации. Трудно представить себе более открытую к изменениям нацию, чем китайцы. Но у них, как и у любых азиатов, будь то японцы или корейцы, конечный результат получается слишком уж самобытным. Китайский почерк ощущается сразу. Вместо ICQ и Скайпа у них QQ, вместо твиттера — Weibo, вместо Visa и Mastercard — UnionPay, вместо WhatsApp — Wechat. Даже интернет у них свой собственный. Зато никакой шпионаж не страшен

Может быть, какой-нибудь сапожник дядя Сяо и рад бы, чтобы ЦРУ читал его переписку, ведь это так важно для самоутверждения

Кого-то бесит, что проклятые гуки просто копируют всё, что уже стало успешным, обходя авторские права и зарабатывая миллиарды. Даже магазины чуть больше, чем полностью, завалены копиями. Но так это китайцев и выбило в лидеры, не только дешевая рабочая сила.

Краткие сведения по престолонаследию в Китае

Наследник трона Срединного государства назывался Тайцзы (太子 Tài Zǐ), то есть Верховный сын. Традиционная конфуцианская концепция устанавливала твердый принцип агнатической (патрилинейной) примогенитуры, которая в Европе была известна как Салическая система престолонаследия. При ней женщины полностью исключаются из линии престолонаследия. Однако в Китае случилось одно исключение, о котором в следующем разделе.

Примогенитура в Китае существенно осложнялась издревле существовавшей Императорской многоуровневой полигамией, которая сохранилась до конца Монархии. Система Императорских супруг–консортов была сложной, часто аморфной. Приведу ее в варианте эпохи последней династии Цин, когда полигамия стала максимально упрощенной и упорядоченной.

● Императрица (皇后 Huánghòu Хуанхоу) — только одна.

● Императорская знатная супруга–консорт (皇貴妃 Huáng Guìfēi Хуан Гуйфэй) — только одна.

● Знатная супруга–консорт (貴妃 Guìfēi Гуйфэй) — только две.

● Супруга–консорт (妃 Fēi Фэй) — только четыре.

● Императорская наложница (嬪 Pín Пинь) — только шесть.

● Знатная особа/дама (貴人 Guìrén Гуйжэнь) — неограниченное количество.

● Служительница (англ. Attendant) Первого класса (常在 Chángzài Чанцзай; буквально «постоянная») — неограниченное количество.

● Женщина на выбор (англ. Choice Lady), или Служительница Второго класса (答應 Dāyìng Даин; буквально «согласная») — неограниченное количество.

● Служительница (官女子 Guān nǚ zǐ Гуань Нуцзы; буквально «государственная женщина») — неограниченное количество; обычно этот статус даровался служанкам, которых выбирали стать младшими наложницами.

Вопреки некоторым легендарным представлениям, число жен у Императоров Китая не было «астрономическим». В династии Цин максимальное число консортов было у Императора Канси — 79. А у Гуансюя — лишь 3.

Титул наследного принца давался старшему сыну старшей по рангу жены Императора. Феномен полигамии часто приводил к проблемам и конфликтам, в том числе у чужеземных династий, завоевывавших Китай и перенимавших его традиции. Например, Император Син-цзун династии Ляо (правил 1031–1055) был сыном наложницы низкого ранга, что привело к дворцовым катаклизмам и стало началом упадка этого государства.

Если старший сын Императора умирал, еще не став новым Монархом, то титул передавался его сыну, что было одним из самых сложных аспектов престолонаследия. Император династии Мин Чжу Юаньчжан (правил под девизом Хунъу) в 1395 году издал специальный указ–инструкцию, в котором четко зафиксировал этот порядок, так как его старший сын Чжу Бяо умер в 1392 году. В дальнейшем Императором стал Чжу Юньвэнь (правил как Цзяньвэнь), сын Чжу Бяо. Однако четвертый сын Чжу Юаньчжана, Чжу Ди (имел княжеский титул Янь-вана), восстал против Цзяньвэня (при этом распространяя легенду, будто борется не с Цзяньвэнем, а с его дурными сановниками — классическими «плохими боярами») и в 1402 году захватил власть. Цзяньвэнь, предположительно, погиб с женой и сыном во время пожара в его дворце. Чжу Ди стал Императором с девизом Юнлэ и первым делом принялся вырезать всех сторонников погибшего Монарха, вычеркивая отовсюду его имя и меняя в записях годы правления «Цзяньвэнь» на продолжение эры «Хунъу» в попытках снять сомнения в законности своего права на власть. Историк Фан Сяожу был казнен, а род его «вырезан в десяти поколениях» (в состав десятого поколения входили также его ученики и учителя), за отказ написать представление к инаугурации Юнлэ. Перед смертью Фан Сяожу написал своей кровью иероглиф 篡 (cuàn цуань), означающий «узурпатор».

Надо отметить, что в Китае народное сознание довольно спокойно относилось к подобным переворотам, поскольку считалось, что если Император терял власть, значит, он лишился благосклонности богов. Кстати, правление Юнлэ было одним из самых блистательных периодов в истории Китая.

Как китайцы называют свою страну

中国

Китайцы называют свою страну Чжунго — 中国 — Zhōngguó — Срединное государство — с давних времен. Впервые это название появилось в Западной Чжоу (1045 до н. э. — 770 до н. э.) в Центральной равнине Китая, где еще 4000 лет назад начало образовываться поселение. Более точно — это означает центр территории, на которую распространялась власть императора — Центральная страна.

Вначале так называли территорию вокруг столицы, затем так называли княжества Западной Чжоу в противовес другим китайским княжествам, то есть 中国 означал определенный народ, нацию. Затем 中国 приобрел более политический смысл — уже захватившие северные земли Китая кочевые племена называли себя Чжунго, хотя китайцами собственно не являлись.

Теперь это название широко употребляется и в названии государства и в национальности «китаец».

天下

Поднебесная

Изначально это название — Тянься — 天下 — tiānxià — Поднебесная — относилось к китайскому народу — ханьцам — в противоположность ко всему остальному миру. Это было в период династии Хань (206 год до н. э. — 220 н. э. ). В последствии распространилось на восточно-азиатский регион.

Буквально означает «普天之下» — pǔtiānzhīxià — под небом, весь мир, не подразумевая географических ограничений.

На схеме — китайский порядок вещей, который не меняется при смене власти. В центре — собственно китайский народ во главе с императором,  живущий согласно этикета и закона. Синий круг — это иноземные подданные — вассалы или иноземные монархи,  которые приносят дань императору.

China

Слово «China» происходит от санскритского слова Cīna (चीन), которое было переведено на персидский как Chīn (چین),  и скорее всего происходит от названия китайской династии Цинь (221—206 до н. э.), но в более ранний период — когда Цинь была одним из самых западных княжеств в период правления династии Чжоу. Видимо это название принесли китайские купцы, путешествующие по шелковому пути. Слово Cīna встречается в древних индуистских писаниях, в т.ч. в Махабхарате (5 до н.э.).

Римляне писали это слово как Cina, которое затем стало China.

Китай и Катай

Наш вариант названия Китая происходит собственно от названия вовсе не китайского народа. Так то)

Кидане или китаи — это группа кочевых маньчжурских племен, которые в 907 году захватили Северный китай, образовав там свою династию Ляо . Следующие завоеватели тоже стали так называть эти земли. Отсюда произошло название Катай — Цветущая страна, — так называли Китай народы и племена, жившие между Китаем и Каспийским морем. Именно от этих народов европейцы и переняли название Катай, от которого видимо и пошло название Китай. Так что наш «Китай» не вполне «китайский»)). До сих пор на Западе можно встретить «Катай», как поэтическое название Китая.

Почему «синология»?

Почему науку о Китае и всем китайском называют синологией? Откуда взялось это слово?

«Синэ» («Sinae») — название Южного Китая, которое использовали греки и римляне наряду с «Cina» («China»). Затем префикс sin- стал использоваться по отношению ко всему китайскому.

Страна шелка или Σηρες

丝 — sī — шелк по китайски — по английски silk. Древние греки называли Китай Страной шелка — Серес (Σηρες) . Предполагают, что это название произошло от китайского слова «шелк». А от Σηρες уже произошло латинское слово «serica» — «шёлк».

Шелк

Китайцы и варвары

Издревле в Китае сложилось довольно высокомерно-пренебрежительное отношение к иноземцам, которых часто именуют лаовай 老外 («варвар», букв. «дилетант», «профан»). Даже в XIX в., после того, как Китай был опустошен западными странами в ходе Опиумных войн (первая Опиумная война – 1840-1842, вторая Опиумная война – 1856-1860) и находился в положении полуколонии, существовал китайский этноцентризм. Согласно одному историческому анекдоту, императрица Цыси (1835-1908) одно из писем королеве Виктории (1819-1901) начала словами: «Приветствую тебя, королева варваров».

Со времен глубокой древности в Китае сложилось почтительное отношение к государству и государственным институтам. Государство мыслилось как большая семья, вышестоящих и нижестоящих членов которой связывают чувства отцовской любви и сыновней почтительности. Это нашло отражение и в современном китайском языке, где слово «государство» буквально означает «страна-семья» (гоцзя 国家), а слово «все» — «большая семья» (дацзя 大家).

За многовековую историю (сами китайцы говорят о «пятитысячелетней истории» страны) в китайской цивилизации выработались ценности, которые продолжают играть существенную роль и в настоящее время, оказывая влияние на все сферы жизни, от политики, до личных взаимоотношений: превознесение древности, почтение перед старшими, уважение традиций, коллективизм, идеал гармонии,  представления о цикличности времени и истории и т.п.

По теме: Китайцы и их ценности

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Юги: один в поле воин

В предисловии мы уже упоминали кереков – небольшой палеоазиатский народ, проживающий в Беринговском районе Чукотского автономного округа. Сами кереки называют себя анкалгакку, что в переводе означает «приморские люди». До недавнего времени этот народ считался самым малочисленным коренным народом России: по данным переписи 2010 года, на Земле осталось всего четыре представителя этой народности. Однако есть на российских просторах народ, которому удалось побить этот печальный рекорд – юги. Сейчас во всем мире остался всего один представитель этого народа.

Об этом древнем сибирском племени нам известно немного. Их язык относится к енисейской языковой семье и сильно похож на кетский. После смерти последнего представителя народности он, к сожалению, будет безвозвратно утрачен.

Традиционные занятия югов такие же, как у большинства народов Сибири – охота и рыбная ловля. Отсюда и основная пища – мясо, рыба, ягоды, коренья, а также лепешки из муки. Известно также, что юги разводили скот, в основном коз. Для жизни они строили либо конические чумы, либо полуземлянки с каркасом из бревен. Как и кеты, юги относятся к енисейским народам. Юги – далеко не единственный из енисейских народов, время которого бесследно прошло. Ассанты, котты, арины, пумпоколы – все эти народности, некогда населявшие берега Енисея, уже давно канули в Лету. Согласно историческим документам XVII века, к енисейской группе языков также относились языки буклинцев, байкотцев, яринцев, ястинцев, ашкиштимов и койбалкиштимов. Но сегодня от них не осталось ничего, кроме нескольких личных имен. В Атласе языков, находящихся под угрозой исчезновения, составленном ЮНЕСКО, югский язык также отнесен к мертвым. Таким образом, в России и во всем мире остался лишь один енисейский народ – упомянутые выше кеты. И всего один, последний юган.

Как по-китайски «Китаец»

И в заключение разберём, как по-китайски будет самоназвание носителя этого замечательного во всех отношениях языка и официальное наименование его северного соседа.

Итак, «китаец» – 中国人, что в той же транскрипции пиньинь звучит как Zhōngguó rén. Всего три иероглифа, а сколько счастья – полные штаны! Тут тебе и собственно «китаец», и сразу целая толпа его соплеменников – «китайский народ».

Сразу бросается в глаза, что данное понятие, состоящее из трёх иероглифов中国人– Zhōng, Guó и Rén, буквально может также означать «люди Срединного государства». Но кто будет воспринимать это сочетание настолько буквально? Опять же сегодня «люди Срединного государства» с их тысячелетними традициями конфуцианства и прочими достоинствами мыслят несколько иными категориями и образами, нежели современный среднестатистический «цивилизованный» европеец, откуда бы таковой не происходил.

Авторы Гайдпарка

  • Борис Ихлов

    Последствия бегства США и Афганистана

    Читать полностью

  • Светлана Никитина

    Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга

    Читать полностью

  • Игорь Авдеев

    Против

    Читать полностью

  • Сергей Слизников

    Демократия и Россия – два несовместимых понятия

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая

    Читать полностью

  • WikiLeaks

    В Белоруссии отмечается новый государственный праздник

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Признание Соловьева

    Читать полностью

  • ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ

    О чём молчал Марк Твен

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму

    Читать полностью

Значение названия страны на китайском языке

Для всего мира Китай имеет одно название. Для самих жителей государства название состоит из двух иероглифов: 中国. «Тянь Ся» — так звучит Китай для самих китайцев. «Тянь» переводится, как «день» или «небо». А «Ся» означает «подножие» или «нахождение под чем-либо».

Иероглиф, обозначающий Китай 中国 (Тянь Ся) —  означает «подножие» или «нахождение под чем-либо».

Вот почему Китай называют Поднебесной страной. Помимо этого названия, о Китае можно услышать, как о «срединной земле». «Чжун Го» — срединная империя, которую никто не пытался завоевать тысячи лет. Китайцы очень гордятся своим происхождением и культурой, немудрено, что какой-то период времени они считали себя «пупами земли». И, возможно, считают так сегодня.

На появление таких названий повлияла и география Китая. На территории всей страны есть места, где горные пики впиваются вершинами в небеса, а внизу у гор располагаются древние дворцы, храмы и монастыри. Завораживающее «низкое» небо с красивыми облаками тоже сыграло свою роль в формировании древних представлений и образов разных народов.

Иногда китайцы именуют свое государство «Сыхай». Это слово переводится, как «страны между четырьмя морями». И здесь географическое положение Китая влияет на название. «Сыхай» — более обширное понятие, включающее в себя не только центральные земли, но и все провинции, простирающиеся до самых границ современного Китая. Хотя главной все же остается концепция небесного господства и судьбы.

Часто встречающиеся иероглифы в китайских топонимах

В образовании китайских топонимов часто используются следующие иероглифы:

связанные со сторонами света и ориентацией в пространстве:

  • 北 бэй  «север»: Пекин (Бэйцзин) 北京, Бэйшань 北山
  • 东 дун  «восток»: Шаньдун 山东, Дунхуан 东皇
  • 南 нань «юг»: Нанкин 南京, Нанчанг 南昌
  • 西 си «запад»: Синин 西宁, Гуанси 广西, Сиань 西安
  • 中 чжун «центр»: Чжунго (Китай) 中国, Чжунхай 中海
  • 上 шан «наверху»: Шанхай 上海, Шанцин 上清
  • 下 ся «внизу»: Тянься (Поднебесная) 天下

описывающие окружающий мир:

  • 口 коу  «рот», «устье», «отверстие»: Хайкоу 海口, Чжанцзякоу 张家口
  • 龙 лун  «дракон»: Лунхай 龙海
  • 头 тоу  «голова»: Баотоу 包头, Шаньтоу 汕头
  • 天 тянь  «небо»: Тяньцзинь 天津
  • 峰 фэн  «пик»: Жужунфэн 祝融峰
  • 海 хай  «море», «большое озеро»: Хайкоу 海口, Шанхай 上海
  • 河 хэ «река»: Хуанхэ 黄河, Хэбэй 河北
  • 州 чжоу  «земля», «область»: Ланьчжоу 兰州, Сучжоу 苏州
  • 江 цзян  «большая река»: Лицзян 丽江, Цзянси 江西
  • 长 чан  «длинный»: Чанчунь 长春, Чанша 长沙
  • 池 чи  «озеро», «пруд»: Дяньчи 滇池
  • 城 чэн  «городская стена»: Цинчен 青城
  • 山 шань  «гора»: Шанси 山西, Шандун 山东
  • 石 ши  «камень»: Шилинь (каменный лес) 石林
  • 阳 ян  «солнце»: Лоян 洛阳, Яншо 阳朔

дворцы, храмы, монастыри:

  • 宫 гун «дворец», «резиденция»: Гугун 故宫, Шанцингун 上清官
  • 庙 мяо «монастырь», «кумирня»: Наньюэ Дамяо (Великий Храм Южного Пика) 南岳大庙
  • 寺 сы «монастырь»: Линъинь-сы 灵隐寺, Шаолинь-сы 少林寺
  • 坛 тань «алтарь»: Тяньтань (Храм Неба) 天坛, Житянь (Алтарь Солнца) 日坛
  • 园 юань «парк»: Ихэюань 颐和园, Юаньминъюань 圆明园

выражающие покой и умиротворение:

  • 安 ань «мир», «согласие»: Сиань 西安, Аньхой 安徽
  • 宁 нин «тихий», «спокойный», «умиротворенный»: Инин 伊宁, Наньнин 南宁, Ляонин 辽宁

названия царств и династий:

  • 汉 хань «Хань», «китайский»: Ухань 武汉, Ханьшуй 汉水
  • 秦 цинь «Цинь»: Циньхуандао 秦皇島
  • 国 го «царство», «княжество»: в названиях древних царств и княжеств: Чу-го (царство Чу) 楚国, Лу-го (царство Лу) 鲁国

Разумеется, это не исчерпывающий список.

Карта из Шаньхайцзин («Каталог гор и морей»)

Как по-китайски Китай

Таких оригинальных самоназваний у Китая и его жителей, как минимум два, и они, Китай и китайцы, не испытав за несколько тысяч лет самобытной своей истории ни малейшего влияния извне, сумели донести эти названия до наших дней.

Как пишется иероглифами

Самое древнее или, точнее, одно из самых древних самоназваний Китая – Поднебесная и восходит оно ещё к временам знаменитого Конфуция. 天下. Пока смотрим, запоминаем. Это самоназвание носит скорее поэтический оттенок, хотя и нередко встречается в числе неофициальных имён Китая в публикациях иностранных, в том числе русскоязычных СМИ.

Второе, не менее древнее самоназвание – Чжунго, 中国. И снова смотрим, запоминаем.

Произношение

А теперь произношение этих терминов, самоназваний, по правилам пиньинь – официально признанной в Китайской Народной Республике и Китайской Республике (Тайвань) системе транскрибирования, романизации путунхуа – китайского разговорного языка.

Итак, Поднебесная: 天下 – Tiānxià, Тянься.

То же, для Чжунго (подробнее о значении этого термина чуть ниже): 中国, Zhōngguó.

Дословный перевод

Современный дословный перевод сочетания пары иероглифов 天下, Tiānxià – «мир».

Такой же перевод для второго термина, 中国, Zhōngguó – «Срединное государство», официальное отображение географического наименования «Китай» иероглифами при письме байхуа – письменном стандарте современного китайского языка.

Государственные символы Китая – флаг, герб, гимн

К числу главных государственных символов Поднебесной, как и любого другого государства, относятся её флаг, герб и гимн.

Автор алого полотнища с расово правильными жёлтыми звёздами – Цзэн Лянсун. Четыре малых звезды внизу – это туземные пролетарии и крестьяне, а еще китайская городская интеллигенция и армия. А большая звезда – главенствующая над только что описанными четырьмя, призвана символизировать их нерушимое единство и беззаветную преданность Коммунистической партии Китая.

Вполне себе по-ленински, точнее, по-сталински – ибо пик «наиболее острой» дружбы двух великих народов, советского и китайского, пришёлся аккурат на время пребывания у руля ЦК ВКП(б) Генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина. И, надо полагать, данный факт сыграл немалую роль при разработке дизайна государственного флага соседней Китайской Народной Республики. Во всяком случае, влияние северного соседа здесь очевидно и неоспоримо.

В центре китайского государственного герба положено изображение мавзолея Отца нации – товарища председателя Мао Цзэдуна на самой известной в мире пекинской площади Тяньаньмэнь, а вверху над ним тот же «ассортимент» звёзд и в том же порядке. Колосья, очень даже органично дополняющие этот рисунок, символизируют китайский рабочий класс и китайское же крестьянство, выполняя, таким образом, ту же самую геральдическую роль, что и аналогичные колосья в гербе Союза ССР.

Принцип «гуанси»

Те, кто ведут бизнес с китайцами и мотаются в Гуаньчжоу каждую неделю по вторникам, знают про такой старинный китайский принцип, как «гуанси». Эта черта характерна именно для социалистической страны, но не всё плохо, что придумано компартией.

Для любого китайца «гуанси» — это способ поддерживать свои связи в обществе, чтобы выполнять обязательства перед своими родственниками, друзьями, начальниками и знакомыми, а также для того, чтобы повышать свои шансы в жизни, приобретать труднодоступный товар и решать проблемы с бюрократией. Но главная особенность этих тесных социальных связей — взаимопомощь. Они не разделяют для себя работу и личные отношения. Наверное, поэтому слишком многое в бизнесе с Китаем завязано на личных отношениях

Все-таки приятно, когда тебе без лишних просьб оказывают помощь, дарят подарки, проявляют внимание и уважение

С тех пор, как Китай открыл для себя такое чудо, как рыночная экономика, интерес к «гуанси» упал, как наша вера в полицию. Но его зачатки по-прежнему задают настроение в обществе.

В чем отличие между китайцами и японцами


Так уж сложилось, что между этими двумя народами отношения были всегда натянутыми. Нашествий кочевников японцам удалось избежать. А островная жизнь исключила и кровосмешение с другими национальностями. Разве что айны стали исключением.
Что касается китайцев, то здесь за прошедшие века намешано немало – монголы, маньчжуры, ханьцы, эвенки, тибетцы и это далеко не полный список. В разных регионах Китая, как впрочем и в европейских странах, между представителями одного государства будут наблюдаться различия. А вот для человека из другой стороны эти отличительные качества останутся незамеченными.
Что касается китайцев и японцев, то они отличаются и по внешнему виду. В Японии люди выше ростом, более светлые. У них несколько шире разрез глаз, а черты лица тоньше. В манере одеваться тоже есть явные различия. Японцы предпочитают западный стиль, соответственно, одежа у них красивая. В плане поведения японцы очень спокойные, скромные, голос они повышают редко. В среднем – это утонченные люди, которые заботятся о собственном внешнем виде.
Все перечисленное относится к среднестатистическим представителям национальности. Если у девушек из Японии и Китая модельная внешность, увидеть явные различия между ними будет крайне сложно.
Немного о языке. Японский достаточно много чего почерпнул из китайского языка, в том числе и письменность. Если сравнить два этих языка, то более 50 процентов иероглифов в них идентичны. Но лексика у них абсолютно разная. К тому же, в произношении китайский язык несколько сложнее японского.