«двигатель второго этапа» для т-50 начинает жить

[править] Характеристики

«Изделие 30» обладает характеристиками силовой установки пятого поколения: развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления.

К основным прорывным характеристикам двигателя относятся: новый вентилятор, полностью перепрофилированный компрессор, у него новая «горячая» часть, новая система управления — много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире.

Предположительно, двигатель сможет развивать тягу в 107 килоньютонов в крейсерском режиме и 176 килоньютонов в режиме форсажа.

Согласно данным производителя, газогенератор «Изделия 30» имеет степень сжатия 6,7, расход воздуха составляет 21-23 кг/с. Температура газов перед турбиной достигает 1950—2100 градусов по Кельвину. Максимальная тяга составляет 17-18 тонн.

Холодная часть двигателя «Изделие 30» состоит из трёхступенчатого компрессора (по сравнению с четырьмя ступенями на «Изделии 117») и одноступенчатой турбины. Горячая часть оснащена пятиступенчатым компрессором (вместо девяти ступеней) и одноступенчатой турбины.

Конструкция

Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного разряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Вооружение эсминца типа “Смелый”

В эскадренном миноносце Беспокойном особое внимание уделялось и вооружению. Этот вопрос стоял очень остро, от правильно подобранных артиллерийских и зенитных установок и их расположения зависела тактика боя

Многочисленный анализ привел к тому, что новые эсминцы обрели двухорудийные установки 130 мм калибра. Дополнялось все 85 мм артиллерийской установкой типа 85-К.

Для усиления мощности, было принято решение об установке зенитных и торпедных автоматов. Не обошлось без двух противолодочных бомбометов, якорных мин и глубинных бомб. Вооружение модернизированных эсминцев было на высшем уровне.

Зенитные установки приводились в действие благодаря электромеханическому линейному построителю. Некоторые процессы были автоматизированы. Примечательно, что стрельба осуществлялась как воздухом, так и с применением специального пороха.

За управление бомбометами отвечала специальная электромеханическая установка «Рекордер».

Вспомогательное оборудование

Вспомогательное оборудование и дополнительные средства связи были не во всех боевых машинах. Наиболее «продвинутым» оказался эсминец Смелый. Его оснастили РЛС для обнаружения надводных и воздушных целей.

Дополнительно боевая машина была укомплектована артиллерийской РЛС главного и зенитного калибра (Редан-2 и Вымпел-2).

Оценка проекта

Все эсминцы проекта 30, включая Безбоязненного, Бурного и т.д. оказались очень слабыми. Конструкция корпуса была в прямом смысле слова клепаной, боевые машины не могли держать удар противника.

Особое внимание стоит уделить машинно-котельной установке, она показала, что корабль не способен нормально «функционировать» в условиях тяжелого затяжного боя. Отсутствие РЛС и размагничивающегося устройства, а также гидролокатора оставило свой отрицательный отпечаток

К счастью, в других проектах эти минусы были учтены

Отсутствие РЛС и размагничивающегося устройства, а также гидролокатора оставило свой отрицательный отпечаток. К счастью, в других проектах эти минусы были учтены.

По мнению экспертов, проект 30 оказался слишком сырым. Он требовал замены практически во всем. Каждая модель эсминца была морально устаревшей.

Заметки [ править ]

  1. ^ Ханикатт и Энтони стр. 28 год
  2. ^ Kowner, Исторический словарь русско-японской войны , стр. 437–438.
  3. ^ http://www.cruffler.com/trivia-September00.html
  4. ^ http://members.shaw.ca/ursacki/t30rifles.htm
  5. ^ а б Аллан; Белый; Зелински. п. 90
  6. ^ a b c Аллан; Белый; Зелински. п. 90-95
  7. ^ анонимный (1903).三 十年 式 歩 兵 銃 及 騎 銃 保存 法 (Sanjū-nen-shiki hoheijū oyobi kijū hozonh) . 武揚 堂 (Buyōdō). С. 1–2. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.(56pp) (на японском)
  8. ^ Аллан; Белый; Зелински. п. 25
  9. ^ Аллан; Белый; Зелински. п. 36
  10. ^ Аллан; Белый; Зелински. п. 30–35.
  11. ^ Аллан; Белый; Зелински. п. 52-63
  12. ^ а б http://www.forgottenweapons.com/wp-content/uploads/2011/03/banzai-article.pdf
  13. ^ http://www.hungariae.com/Arisaka.htm
  14. ^ http://members.shaw.ca/ursacki/t30pix.htm
  15. ^ http://gunsmagazine.com/japans-type-30-rifle/
  16. ^ Брент Снодграсс. «Использование эстонцами линейки винтовок / карабинов Мосина Нагана» . Архивировано из оригинального 19 декабря 2010 года . Проверено 10 сентября 2012 года .
  17. ^ http://www.jaegerplatoon.net/RIFLES5.htm
  18. ^ «(수정 재업) 대한 제국 도 1905 년 부터 아리 사카 30 년식 소총 자체 했음» .
  19. ^ Китайский Warlord армии 1911-30 Филипп Джоветт, страница 21.
  20. ^ Китайский Warlord армии 1911-30 Филипп Джоветт, страница 22.
  21. де Кесада, Алехандро (20 января 2015 г.). Гражданская война в Испании 1936–39 (2): Республиканские силы . Бойцы 498. Оспри Паблишинг. п. 38. ISBN 9781782007852.
  22. ^ http://www.historicalfirearms.info/post/64897997221/british-arisakas-in-1915-the-british-army-was

Версии и модификации

Тренировочная винтовка Тип 30

В 1905—1921 гг. около 10 000 винтовок были переделаны под стрельбу холостыми патронами. Нарезной ствол оружия был расточен, чтобы сделать ствол гладким, кроме того большая часть меток на приёмнике была удалена, в том числе Имперская хризантема. На её месте были символы 空 放 銃, что означает «Для стрельбы холостыми».

Флотская винтовка Тип 35

Винтовка Тип 35 (яп. 三十五年式) — модификация винтовки Тип 30, выполненная в 1902 году по заказу японского императорского флота. На Тип 35 устанавливался новый секторный прицел и длинная ствольная накладка. Винтовка комплектовалась съёмной крышкой, закрывавшей в походном положении окно ствольной коробки. Во время стрельбы крышка снималась. До появления винтовки Тип 38 стояла на вооружении бригады морского десанта. Длина 1273 мм. Вес без патронов 4,2 кг. Длина ствола 797 мм.

Кавалерийский карабин Тип 30

Кавалерийский карабин Тип 30 (三 十年 式 騎 銃 (三 十年 式 騎兵 銃) Sanjū-nen-shiki kijū (Sanjū-nen-shiki kiheijū)) — модифицированная версия для конницы, короче на 300 миллиметров, чем пехотная модель (длина ствола карабина составляет 480 мм против 790 мм у стандартной винтовки). Предназначен для оснащения кавалерийских войск современным карабином. Различия, кроме более короткого ствола и приклада от стандартной пехотной винтовки, заключаются в том, что у него отсутствовала ствольная накладка, прицельная дальность была ограничена 1500 метрами (по сравнению с 2 000 метров у стандартной винтовки), мушка имели защитные ограждения с каждой стороны, незначительные изменения в защелке с фиксатором затвора, антабка была перемещены на левую сторону оружия, чтобы она не упиралась в спину кавалериста. В предпроизводственной версии не было штыка.

«Манчжурская Арисака»

«Маньчжурская Арисака» это винтовка Тип 30, поставлявшаяся по заказу Китая. Коллекционеры называют их «Маньчжурская Арисака»; фактическое военное обозначение в Китае неизвестно. Известно, что существуют две версии и названы они по маркировке на приемнике, которые сделаны на китайском языке — Гуансюй (последний император династии Цин) 29 год (光绪 二十 九年 製) и Гуансюй 31 год (光绪 三十 一年 製). Вместо наносившейся на винтовки для японской армии императорской хризантемы, у китайской версии был свернутый дракон, который являлся символом Манчжурской династии. Несмотря на то, что на винтовке было имя Гуансюя, реальным человеком, который стоял за контрактом на поставку этих винтовок из Японии был генерал Юань Шикай. Об этих винтовках известно мало, кроме того, что партии в 31 000 винтовок до наших дней сохранилось немного, и большинство из них были в сильно изношенном состоянии ввезены в Соединённые Штаты из материкового Китая в 1980-х годах.

Северокитайская копия карабина Тип 30

Сравнительно грубая копия японского карабина Тип 30 производилась в Китае для вооружения войск про-японских марионеточных правительств. Полагают, что производство винтовок осуществлялось в городе Тяньцзинь. Основное различие между китайской и японской версией Тип 30 заключается в том, что копия выполнена под патрон 7,92 × 57 мм Маузер, а ложе сделано цельным, в то время как у японского образца оно сделано из двух частей. На приёмнике изображен вишневый цветок вместо обычной японской хризантемы, помимо этого нанесены японские символы 北 支 一九 式, которые переводятся как «Северный Китай Тип 19». 19 может означать 19-й год эры Сёва или 1944 год. Истинное военное обозначение неизвестно. Предположительно, есть ещё один «Северный Китайский Тип 19», основанный на Тип 38.

Варианты

  • «Изделие 117» для ПАК ФА
  • «Изделие 117С» для Су-35С

Изделие 117

В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, «Изделие 117» на 80% состоит из новых деталей. Основные из них

  • компрессор низкого давления
  • камера сгорания]
  • турбина с увеличенным до 932 мм диаметром]
  • всеракурсное управление вектором тяги, ±20° в плоскости, ±16° в любом направлении
  • компрессор высокого давления
  • цифровая АСУ с элементами распределенных параметров
  • плазменная система зажигания ]

Благодаря этим мерам удалось значительно повысить силу тяги (15000 кгс против 12500 у АЛ-31Ф), увеличить ресурс (4000 часов против 1000), надежность и снизить расход топлива.] Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя

Система управления двигателя — цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный генератор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники (Например, из-за воздействия ядерного взрыва), двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолет на базу

29 января 2010 года начались испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателем «Изделие 117»

Изделие 117С

Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, созданный ОАО «НПО „Сатурн“» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя «Изделие 117»

Двигатели 117С отличаются от АЛ-31Ф увеличенной тягой (14500 кгс против 12500), бо́льшим межремонтным ресурсом (4000 часов против 1000), пониженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а так же позволяют самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения. От «Изделия 117» двигатель отличается применением электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой.]

В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя 117С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С.]

20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями 117С.]

Варианты

  • «Изделие 117» для ПАК ФА
  • «Изделие 117С» для Су-35С

Изделие 117

В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, «Изделие 117» на 80% состоит из новых деталей. Основные из них

  • компрессор низкого давления
  • камера сгорания]
  • турбина с увеличенным до 932 мм диаметром]
  • всеракурсное управление вектором тяги, ±20° в плоскости, ±16° в любом направлении
  • компрессор высокого давления
  • цифровая АСУ с элементами распределенных параметров
  • плазменная система зажигания ]

Благодаря этим мерам удалось значительно повысить силу тяги (15000 кгс против 12500 у АЛ-31Ф), увеличить ресурс (4000 часов против 1000), надежность и снизить расход топлива.] Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя

Система управления двигателя — цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный генератор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники (Например, из-за воздействия ядерного взрыва), двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолет на базу

29 января 2010 года начались испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателем «Изделие 117»

Изделие 117С

Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, созданный ОАО «НПО „Сатурн“» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя «Изделие 117»

Двигатели 117С отличаются от АЛ-31Ф увеличенной тягой (14500 кгс против 12500), бо́льшим межремонтным ресурсом (4000 часов против 1000), пониженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а так же позволяют самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения. От «Изделия 117» двигатель отличается применением электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой.]

В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя 117С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С.]

20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями 117С.]

Два этапа

Су-57 будет принят на вооружение в два этапа. На первом этапе в войска начнут поступать боевые самолеты с двигателями АЛ-41Ф1 («изделие 117») — похожие двигатели устанавливаются сегодня на истребители Су-35С. На втором этапе Су-57 получат двигатели уже пятого поколения, сегодня обозначаемые как «Изделие 30».

Удельным весом в авиации принято называть отношение массы двигателя к его полной тяге. Для перспективного «Изделия 30» этот показатель составляет менее 0,1, то есть двигатель будет способен выдавать более чем в 10 раз больше тяги, чем весит сам.

В двигателе второго этапа для Су-57 разработчики применили ряд новых конструкторских подходов и технологий, благодаря чему «Изделие 30» по удельному расходу топлива примерно соответствует двухконтурному двигателю АЛ-31Ф (670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме), однако превосходит его по показателю удельной тяги. АЛ-31Ф и его варианты являются одними из самых экономичных двигателей для боевых самолетов в мире; такие двигатели ставятся на истребители Су-27, Су-30 и Су-34, а также на китайский истребитель J-20.


Двигатель пятого поколения под кодовым названием «Изделие 30», который создавали с учетом российского и зарубежного опыта.

Война моторов в разгаре

Итак, двигатель АЛ-41Ф1С сделан и выпускается серийно и эксплуатируется в строевых частях на самолете Су-35С, о котором писал НиТ № 8 в 2013 г. Он вышел на этот этап в ускоренном режиме в т.ч. и «с помощью» ограничения на 500 кгс тяговых показателей (как в свое время и американский F119-PW-100). Это несколько снижает летные данные самолета в том виде, в котором он есть сейчас, но ускоряет его отработку и приближает то время, когда самолет обретет полные свои возможности.

Подробные характеристики двигателей АЛ-41Ф1, АЛ-41Ф1С и их зарубежных аналогов по понятным причинам остаются секретными. Обнародованы лишь величины их тяг на взлете, размеры и масса. И из этих данных следует, что российское изделие превосходит американское по такому важнейшему показателю как удельный вес (отношение сухой массы к тяге), а также по отношению тяги к площади поперечного сечения и объему, занимаемому двигателем в фюзеляже.

Но важно не только это. Как мы уже неоднократно говорили на страницах нашего журнала, существенные преимущества российскому истребителю Сухой Т-50 дает легкое, осесимметричное сопло с хорошей внутренней и внешней аэродинамикой, а также способ управления вектором тяги, обеспечивающий его всеракурсное отклонение

Вкупе с удачной компоновкой Т-50 это и является залогом более высоких характеристик российских истребителей в маневренном воздушном бою, роль которого сегодня всё также велика, как и прежде.

Американский истребитель V поколения Локхид-Мартин F 22А имеет и двигатели поколения V. Фото: paralay.com

Вариант двигателя АЛ-41Ф1 – АЛ-41Ф1С («Изделие 117С»). Фото: paralay.com

Сильной стороной американского двигателя F119-PW-100 традиционно остается ресурс, что при более высокой цене самого двигателя и его ремонта снижает общую стоимость жизненного цикла самолета. Тем не менее, по отношению к отечественным ТРДДФ предыдущего поколения создателям АЛ-41Ф1 удалось существенно продвинуться вперед и в этом направлении. Сегодня серийный двигатель АЛ-41Ф1С имеет взлетную тягу на форсаже 14500 кгс и 8800 кгс без него и при этом его начальный назначенный ресурс достиг 4000 ч, ресурс до 1-го контрольно-восстановительного ремонта (КВР) и межремонтный – 1500 кгс, но это еще предстоит подтвердить в условиях широкой летной эксплуатации.

Для истребителя V поколения Т-50 (ПАК ФА) – Су-57 это двигатель «I этапа», т.е. ему на смену идет изделие этапа II. Именно он должен быть на тех серийных истребителях Су-57, которые предназначены не для войсковых эксплуатационных испытаний, а для строевой службы.

Примечания[править | править код]

  1. Honeycutt & Anthony p. 28
  2. Kowner, Historical Dictionary of the Russo-Japanese War, p. 437—438.
  3. Arisaka Rifle Collector’s Guide
  4. Shaw Communications
  5. Allan; White; Zielinski. p. 90
  6. 123 Allan; White; Zielinski. p. 90-95
  7. Винтовки и карабины системы Арисака
  8. anonymous (1903).三十年式歩兵銃及騎銃保存法 (Sanjū-nen-shiki hoheijū oyobi kijū hozonhō. 武揚堂 (Buyōdō). pp. 1-2.
  9. Allan; White; Zielinski. p. 25
  10. Allan; White; Zielinski. p. 30-35.
  11. Allan; White; Zielinski. p. 52-63
  12. Japanese Arisaka Rifles Captured By Austro-Hungary
  13. Brent Snodgrass. The Estonian Use Of The Mosin Nagant Line Of Rifles/Carbines(неопр.) . Дата обращения 10 сентября 2012. Архивировано 19 декабря 2010 года.
  14. Shaw Communications
  15. Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2020. Архивировано 13 августа 2020 года.
  16. FINNISH ARMY 1918—1945: RIFLES PART 5
  17. Chinese Warlord Armies 1911-30 by Philip Jowett, page 21.
  18. Chinese Warlord Armies 1911-30 by Philip Jowett, page 22.
  19. Allan; White; Zielinski. p. 90
  20. Historical Firearms. British Arisakas

Пользователи

  •  Австро-Венгрия: Некоторое количество было захвачено у Русской армии во время Первой мировой войны. Когда иссякли запасы трофейных боеприпасов, некоторые из винтовок переделали под патрон 6,5 × 54 мм Манлихер-Шёнауэр, а их целики, заменялись таковыми по образцу Mannlicher M1895;
  •  Чехословакия: Использовались Чехословацким легионом в ходе Гражданской войны в России;
  •  Эстония: большая часть доставшихся от Финляндии Тип 30 была переделана под английский патрон .303 British;
  •  Японская империя;
  •  Финляндия: Некоторое количество состояло на вооружении финской армии;
  • Королевство Хиджаз: Поставлялись КВМФ Великобритании Лоуренсу Аравийскому для арабских сил во время Арабского восстания;
  •  Китайская Республика: Тип 30 была вооружена армия Фэнтянской клики генерала Чжана Цзолиня. Часть была поставлена из Советского Союза;
  •  Российская империя: Поставлялись из Великобритании в качестве помощи и приобретались непосредственно у Японии;
  •  Великобритания: Закупались для Британского флота ввиду временных перебоев с поставками винтовок Lee-Enfield.

Больше возможностей по сдерживанию

До недавнего времени недостатком Су-57 было отсутствие двигателя нового поколения («изделие 30»). Опытные образцы ПАК ФА оснащались силовым агрегатом «первого этапа» АЛ-41Ф-1 («изделие 117»). Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с управляемым вектором тяги выпускается для истребителя поколения 4++ Су-35С.

Су-57 впервые поднялся в воздух с двигателем «второго этапа» в декабре 2017 года. «Изделие 30» призвано обеспечить возможность длительного полёта на сверхзвуковой скорости в крейсерском (бесфорсажном) режиме. Предположительно, скорость истребителя с новой силовой установкой составит 1300—1800 км/ч, максимальная — 2600 км/ч. В настоящее время продолжаются заводские испытания этого уникального агрегата.

  • Взлёт самолёта пятого поколения Су-57
  • РИА Новости

Как сообщил в интервью «Интерфаксу» в июле этого года вице-премьер Юрий Борисов, первые серийные истребители пятого поколения будут оснащены АЛ-41Ф-1. Однако в будущем Минобороны проведёт их ремоторизацию. Таким образом, все строевые Су-57 будут летать исключительно на новых двигателях.

Опрошенные RT эксперты сходятся во мнении, что ОКБ Сухого удалось выполнить поставленные Минобороны задачи. Вложения в проект Су-57 себя оправдали.

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что с вводом в строй серийных Су-57 воздушно-космические силы РФ получат больше возможностей по сдерживанию вероятных оппонентов на важнейших стратегических направлениях.

«Страны — члены НАТО активно перевооружаются на поставляемый США F-35. С появлением Су-57 в составе ВКС можно однозначно говорить, что никакого преимущества американцы и их союзники по НАТО не получат», — подчеркнул Мураховский.

Проблема менеджмента

Разработка двигателя АЛ-41Ф1 (изделие 117) была начата в рамках научно-исследовательской работы (НИР) «Демон» для истребителей IV++ и поколения V в «лихие девяностые». В этой программе главную роль играли институты, ОКБ и заводы, которые были основаны еще в советские годы и уже мели то тяжелое время существенно пострадали и были вынуждены менять свою организационную структуру. Вообще удивительно, что тогда они смогли сделать такой двигатель и в конце 1990-х гг. начать его летные испытания на летающей лаборатории, переоборудованной из МиГ-25.

Это было время реформ по Гайдару и Чубайсу, изобретателям «шоковой терапии» для здоровой экономики. Да, новая форма их существования действительно лучше соответствовала требованиям, которые диктовали условия, в которые промышленность загнали, но она была направлена на экспортные задачи и лишена управляющего административного органа, координирующего такие сложные программы, выполняемые в интересах собственных вооруженных сил.

Головным исполнителем проекта «117» стал филиал НПО «Сатурн» – Научно-технический центр (НТЦ) им. А.М. Люльки, на который приходится примерно 70% объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Его возглавляет Генеральный конструктор Евгений Марчуков, который является ответственным за общую разработку двигателя. Создание компрессора высокого давления поручено НПЦ газотубостроения «Салют». Опытное производство НПО «Сатурн» изготовило несколько партий деталей, узлов, модулей и комплектных двигателей для испытаний, а также большое количество специального стендового оборудования.

В производственном процессе с самого начала участвовало и серийное предприятие – Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО), которое провело практическую отработку всего пакета необходимых технологий. В НИОКР также принимали участие научные учреждения (прежде всего, Центральный институт авиационного моторостроения – ЦИАМ), а также ОКБ им. П.О. Сухого, для самолетов которого этот двигатель предназначался.

Одной из самых болезненных проблем российской авиапромышленности постперестроечного периода стало разрушение централизованной системы административного управления, что затрудняло координацию усилий организаций-участников в выполнении столь сложных программ. Когда на рубеже 90-х гг. в Кремле сменилась власть, одной из первых ее задач стало восстановление управляемости «сектора реальной экономики», т.е. промышленности. И это оказалось необходимо не только потому, что в здесь для государственной собственности все еще оставалась достаточно велика – без общей координации и частник не очень-то эффективно работал.

Для этого надо было создать внятную и вменяемую систему взаимоотношений с теми частными и полугосударственными предприятиями, которые работали хорошо, и помочь восстановить продуктивный потенциал тем, кто такую способность подрастерял.

Когда президентом России стал В.В. Путин и заговорили о «вертикали власти», многие либеральные экономисты предрекали возврат к системе жесткого администрирования, однако этого не произошло

Мы не будем здесь разбирать, чем отличаются созданные для управления «подотраслями» промышленности корпорации от осуществившего в Советском Союзе министерств, обратим внимание лишь на их более узкую направленность. Например, за общую организацию НИОКР в рамках всей программы создания двигателя АЛ-41Ф1, организацию его серийного производства, выполнение Гособоронзаказа и продвижение изделия на внешний рынок осуществляет Объединенная двигательная корпорация (ОДК), тогда как в Министерстве авиапромышленности «советского образца» это был лишь уровень одного главка

О том, хорошо или плохо ОДК и другие корпорации работают, разнообразные эксперты спорят с момента их появления, приводя в качестве аргументов конкретные факты их успешной деятельности и различных неудач и нарушений. Однако очевидно одно – при всех недостатках такая система лучше её отсутствия. Ведь что было до того все еще хорошо помнят.

В последнее время вновь заговорили о том, что вошедшие в такие корпорации (в т.ч. и в ОДК) предприятия должны получить больше свободы действий, и это позволит привлечь им больше инвестиций. Что же, дополнительные средства – это хорошо. Но орган, который будет направлять деятельность разнородных предприятий в русло конкретного проекта и жестко контролировать их деятельность, в т.ч. финансовую, должен остаться. Иначе все может повториться.

Пользователи[править | править код]

  •  Австро-Венгрия: Некоторое количество было захвачено у Русской армии во время Первой мировой войны. Когда иссякли запасы трофейных боеприпасов, некоторые из винтовок переделали под патрон 6,5 × 54 мм Манлихер-Шёнауэр, а их целики, заменялись таковыми по образцу Mannlicher M1895;
  •  Чехословакия: Использовались Чехословацким легионом в ходе Гражданской войны в России;
  •  Эстония: большая часть доставшихся от Финляндии Тип 30 была переделана под английский патрон .303 British;
  •  Японская империя;
  •  Финляндия: Некоторое количество состояло на вооружении финской армии;
  • Королевство Хиджаз: Поставлялись КВМФ Великобритании Лоуренсу Аравийскому для арабских сил во время Арабского восстания;
  •  Китайская Республика: Тип 30 была вооружена армия Фэнтянской клики генерала Чжана Цзолиня. Часть была поставлена из Советского Союза;
  •  Российская империя: Поставлялись из Великобритании в качестве помощи и приобретались непосредственно у Японии;
  •  Великобритания: Закупались для Британского флота ввиду временных перебоев с поставками винтовок Lee-Enfield.

Страны-эксплуатанты[править]

  • Австрия (Австро-Венгрия) — некоторое количество было захвачено у Русской армии во время Первой мировой войны. Когда иссякли запасы трофейных боеприпасов, некоторые из винтовок переделали под патрон 6,5×54 мм Манлихер-Шёнауэр, а их целики, заменялись таковыми по образцу Mannlicher M1895.
  • Чехия (Чехословакия) — использовались Чехословацким легионом в ходе Гражданской войны в России.
  • Эстония — большая часть доставшихся от Финляндии Тип 30 была переделана под английский патрон .303 British.
  • Япония (Японская империя)
  • Финляндия — некоторое количество состояло на вооружении финской армии.
  • Саудовская Аравия (Хиджаз) — поставлялись КВМФ Великобритании Лоуренсу Аравийскому для арабских сил во время Арабского восстания.
  • Китайская Республика — Тип 30 была вооружена армия Фэнтянской клики генерала Чжана Цзолиня Часть была поставлена из Советского Союза.
  • Россия (Российская империя) — поставлялись из Великобритании в качестве помощи и приобретались непосредственно у Японии.
  • Великобритания — закупались для Британского флота ввиду временных перебоев с поставками винтовок Lee-Enfield.

Стрелковое оружие Японской империи

Револьверы и пистолеты: Тип 26 • Кувабара • Хино-Комуро • Тип А/Б • Тип 14 • Тип 1 • Тип 2 • Тип Инагаки • Тип Сугиура • Тип 19 • Тип 94 • National Defence Pistol
Пистолет-пулемёты: Tokyo Arsenal Model 1927Tokyo Arsenal Model 1928 • Nambu Type I • Nambu Type II • Тип 100
Винтовки: Тип 30 • Тип 35 • Тип 38 • Тип 44 • Тип 97 • Тип 99 • Тип 0 • Тип 1 • Тип 2 • Тип I • Тип Мурата • Kan’i Shōjū • National Defence Rifle • Тип 38 • Тип 44
Самозарядные винтовки: Йокосука Тип 4 • Йокосука Тип 5 • Kawamura automatic rifle • Type Hei • Type Kō
Ручные пулемёты: Тип 11 • Тип 96 • Тип 89 • Тип 91 • Te-4 • Тип 97 • Тип 99 • Kawamura 5M • Kawamura 7M • Тип Му • Тип Ю • Nambu training machine gun
Станковые пулемёты: Тип 3 • Тип 92 • Тип 93 • Тип 97 • Тип 1 • Тип 100
Противотанковые ружья: Тип 97
Гранотомёты: Тип 10 • Тип 89 • Тип 100 • Тип 2 • Тип 4 • Experimental Type 5
Огнеметы: Number 1 • Number 2 • Тип 93 • Тип 95 • Тип 100
Гранаты: Тип 10 • Тип 91 • Тип 97 • Тип 98 • Тип 99 • Тип 3 • Тип 4 • Тип 10 • Тип 90
Мечи и штыки: Кай-гунто • Син-гунто • Тип 30 • Тип 2 • Японский унтер-офицерский меч-пистолет

Для ПАК ФА разрабатывают новый двигатель

Научно производственное объединение «Сатурн» начало подготовку нового двигателя для перспективного истребителя Т-50 (ПАК ФА) к стендовым испытаниям. Об этом заявил Евгений Марчуков, генеральный конструктор-директор Научно-технического центра имени Люльки, входящего в состав «Сатурна». Испытания нового двигателя начнутся в 2014 году.

«В железе двигатель будет готов через два года, и начнутся стендовые испытания, будет идти его доводка. Это — принципиально новый двигатель, поэтому он создается достаточно долго», — заявил Марчуков. По его словам, удельный вес новой силовой установки будет на 30% меньше, чем у АЛ-41Ф1 («Изделие 117», доработанная версия двигателя АЛ-41Ф1С для Су-35), известного, как двигатель первого этапа.

Как ожидается, стоимость жизненного цикла нового двигателя также будет почти на треть меньше, чем у АЛ-41Ф1С и, по словам Марчукова, «сам он должен быть дешевле». Новый двигатель для ПАК ФА известный как двигатель второго этапа или «Тип 30» будет значительно отличаться от используемого в настоящее время «Изделия 117». Последний будет устанавливаться на первые серийные машины, пока не завершится разработка двигателя «Тип 30».

О новой силовой установке для Т-50 пока известно не много. По предварительным данным, от АЛ-41Ф1 новый двигатель «Тип 30» будет отличаться увеличенной тягой и повышенной топливной эффективностью. По неподтвержденным данным, силовая установка сможет развивать тягу в 107 килоньютонов в крейсерском режиме полета и в 176 килоньютонов режиме форсажа.

В апреле 2012 года генеральный директор НПО «Сатурн» Илья Федоров рассказал, что создание двигателя второго этапа идет с опережением сроков, а начало поставки новых силовых установок Министерству обороны России запланировано на 2020 год. В этом же году на вооружение ВВС России должны поступить первые серийные Т-50.

Примечания

  1. Ханикатт и Энтони стр. 28
  2. Каунер, Исторический словарь русско-японской войны, п. 437–438.
  3. ^ Аллан; Белый; Зелински. п. 90
  4. ^ Аллан; Белый; Зелински. п. 90-95
  5. (56 стр.)(на японском языке)
  6. Аллан; Белый; Зелински. п. 25
  7. Аллан; Белый; Зелински. п. 36
  8. Аллан; Белый; Зелински. п. 30–35.
  9. Аллан; Белый; Зелински. п. 52-63
  10. ^
  11. Китайские военачальники 1911-1930 годов Филип Джоуэтт, стр.21.
  12. Китайские военачальники 1911-1930 годов Филип Джоветт, стр. 22.
  13. де Кесада, Алехандро (20 января 2015 г.). Гражданская война в Испании 1936–39 (2): республиканские силы. Бойцы 498. Оспри Паблишинг. п. 38. ISBN .