Выборы в сша

Позволить голосовать лучшим

Сама эта столь непривычная система выборов для стран, привыкших к процедуре прямой демократии, уходит к истокам американской истории, а именно — к Конституционному собранию, которое прошло в 1787 году в Филадельфии после окончания войны за независимость.

Тогда основные принципы избирательной системы были изложены во Второй статье конституции США. Позднее, в 1804 году, конституция претерпела модификацию и была принята так называемая Двенадцатая Поправка. Основная идея этой системы, заложенная отцами-основателями, заключалась в том, чтобы отразить федеративное устройство страны как можно полнее.

Тут стоит сказать, что если, к примеру, Россия еще со времен царя Алексея Михайловича — это довольно жесткое унитарное государство, которое исторически выстраивалось вокруг единого центра, то США наоборот выстраивались как «договорная федерация» — это и отражено в расшифровке аббревиатуры. Здесь в каждом штате, как в мини-государстве, существует собственные конституции, законодательство и институты власти.

Капитолий штата Луизиана, место нахождения законодательной и исполнительной власти региона, шедевр ар-деко

(Фото: wikipedia.org)

Именно поэтому американская конституция не отражает в себе права конкретного американца напрямую избирать президента — такое право закреплено за каждым штатом. Именно штат, как замечает Родион Белькович, доцент Факультета права НИУ ВШЭ, является субъектом президентских выборов:

«Более того, конституция США даже делегирует право выбирать ту процедуру формирования выборщиков, которая кажется штату наиболее приемлемой. То есть формально каждый штат как хочет, так и назначает выборщиков. Например, некоторые штаты какое-то время вообще просто выдвигали выборщиков от своих легислатур, то есть законодательных собраний, полностью элиминировав из этого процесса само население».

Однако помимо строго институциональных соображений у отцов-основателей были причины и другого порядка. «Нужно понимать, что главная цель отцов-основателей была создать не демократию, а республику, то есть такое политическое устройство, где правил бы не человек, а закон. Поэтому они крайне скептически относились к прямой демократии или охлократии, то есть к «власти народа», опасаясь, что она может привести страну к хаосу и анархии», — рассказывает Юрий Рогулев, доцент, заместитель заведующего кафедрой новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ.

Иными словами, основатели американского государства посчитали, что выборы президента — ответственная задача, достойная «немногих лучших», то есть тех, кто не только умудрен жизненным опытом, но и осведомлен, хотя бы в общих чертах, о том, что вообще происходит в других штатах.

Кроме того, избирать выборщиков тоже могли не все жители штатов — изначально на избирательное право был наложен имущественный ценз. Например, в 1800 году избирательным правом пользовались только 150 тыс. человек, то есть один избиратель на 35 жителей. Обоснование этой меры также было связано с ценностями той эпохи, когда считалось, что только тот человек может голосовать свободно и разумно, кто обладает материальной независимостью.

Роль партий в организации выборов

Система праймериз, как уже отмечалось выше, сформировалась относительно недавно. До начала XX века выборы президента полностью находились в руках партийных боссов. В конституции сказано: провести выборы президента. А как их провести? Кто будет выдвигать кандидатов, мобилизовать избирателей, организовывать избирательные участки, подсчитывать голоса? Все это взяли на себя политические партии. И они оказались абсолютно незаменимыми. Никто, кроме политических партий, хорошо организовать этот процесс не смог, поэтому их роль постоянно росла.

Хотя в самый ранний период отношение к партиям было негативным. В 1796 году в своем прощальном обращении к нации первый президент США Джордж Вашингтон предостерегал сограждан против «пагубного влияния духа партии», способствующего разжиганию в американских избирателях «необоснованной ревности». Несмотря на это, первые партии совершенствовали свою деятельность, постепенно поставив под свой контроль всю избирательную систему от начала и до конца. Это привело к тому, что партии получили колоссальное политическое влияние. В итоге лидеры двухпартийной системы стали даже могущественнее многих государственных чиновников — губернатора штата или даже президента.

Конгресс

Правительство во главе с президентом не обладало большим влиянием на протяжении всего XIX века. Главным органом власти был Конгресс. Но с течением времени правительство стало расти, а роль Конгресса — уменьшаться. А партии к началу XX века бюрократизировались и погрязли в коррупции. Возникли так называемые «партийные машины» во главе с партийными боссами, обладавшими огромным влиянием как в политической, так и в социально-экономической сфере. Они всегда могли выбрать нужного им человека на нужную должность. Под их контролем находились и национальные съезды партий. Партийные руководители просто собирались в курительной комнате и договаривались между собой, кого они выдвигают в президенты, а съезд лишь утверждал их выбор.

Избиратели

К началу XX века оформились два разнородных процесса, которые привели к неизбежному столкновению. С одной стороны, шел рост числа голосующих людей, отмена различных цензов, рост избирательного права — практически все белое мужское население стало обладать избирательным правом. С другой стороны, происходил рост бюрократизации и коррупции в партиях. Политика становилась все более массовой, а партии при этом узурпировали этот процесс.

Само собой, это привело к росту недовольства среди избирателей. Не последнюю роль в этом сыграла, как ни странно, бульварная пресса. Скандалы в политической сфере стали попадать на ее страницы и приводили к колоссальному росту тиражей. В итоге желтые СМИ стали соревноваться между собой, публикуя результаты разоблачений и журналистских расследований по поводу коррупции различных бизнесменов, политиков, кто и куда там заплатил за какую должность.

Избиратели потребовали увеличения числа политиков, которые избираются общенародным голосованием. Начинается реформа избирательной системы. С одной стороны, вводится большее число выборных постов. В частности, всех сенаторов стали выбирать общенародным голосованием по штатам. Вводятся выборы губернаторов, других местных органов власти, избиратели потребовали для себя больших прав и при определении кандидатов в президенты в ходе предварительных выборов (праймериз). Но только к концу XX века процесс проведения выборов окончательно был выведен из-под доминирующего влияния партийного руководства.

Непрозрачные процессы

Сам процесс выборов и подсчёта голосов в США контролируется властями штатов и избирательных округов — в Америке нет центральной избирательной комиссии в привычном понимании.

Федеральная избирательная комиссия США, несмотря на своё название, занимается только контролем за финансированием предвыборных кампаний и не участвует в организации голосования, контроля за ним или подсчётом результатов.

Также по теме


«Иллюзия единства»: начнётся ли в США процесс передачи власти

Дональд Трамп должен незамедлительно начать процесс подготовки передачи власти Джо Байдену. С таким заявлением выступил переходный…

Это приводит к тому, что разные штаты по-разному организовывают подсчёт голосов. В некоторых штатах, важных для исхода выборов, он не закончен до сих пор. Дональд Трамп неоднократно заявлял, что это даёт почву для манипуляций, и призывал не засчитывать бюллетени, поступившие на участки по почте уже после их закрытия.

Кроме того, выборы в США традиционно труднодоступны для международных наблюдателей. В 18 штатах, в числе которых находятся и ключевые, иностранных наблюдателей не допускают вовсе.

В 2020 году ОБСЕ направила на американские выборы около 100 наблюдателей. Они встали на сторону Байдена и обвинили Трампа в «вопиющем злоупотреблении полномочиями», когда тот потребовал остановить подсчёт голосов.

Отдельной проблемой является вопрос регистрации избирателей. В некоторых штатах он крайне запутан и бюрократизирован. При этом некоторые «прогрессивные» штаты не требуют даже удостоверения личности, в результате чего в выборах принимают участие и мигранты-неграждане.

Кто такие выборщики

Выборщики – это люди, которых избиратели наделяют правом отдать голос за того или иного кандидата. То есть после голосования 3 ноября будет создана коллегия, которая через 41 день после голосования будет отдавать голос повторно. Коллегия выборщиков состоит из 538 членов. Чтобы стать президентом США, кандидату на этот пост достаточно получить простое большинство – 270 голосов.

То есть особенность системы непрямых выборов в США заключается в том, что кандидат, набравший большее количество голосов, не обязательно побеждает.

Такой инцидент произошел во время президентских выборов 2016 года, когда Хиллари Клинтон поддержало почти на 3 миллиона больше избирателей, чем Дональда Трампа, однако тот выиграл по результатам голосования выборщиков, получив 304 голоса против 227. Эта система, к слову, не очень нравится избирателям и, согласно опросу от января 2020 года, почти 60% американцев хотели бы перейти к прямым выборам. Однако в действительности осуществить это практически невозможно.

Дело в том, что институт коллегии выборщиков закреплен в Конституции, а для ее изменения необходима поддержка двух третей членов Палаты представителей и Сената, а также трех четвертей всех штатов (то есть 38 из 50).

И хотя поддержка подобной реформы со стороны конгрессменов де-факто возможна, штаты с небольшим количеством населения не захотят лишиться возможности поддерживать своего президента на уровне штата. Ведь при системе прямых выборов их голоса будут иметь сравнительно меньший вес. 

От каждого штата в коллегию входит разное число выборщиков, оно зависит от количества избирательных округов и населения. Практически во всех штатах (кроме Небраски и Мэн) все голоса выборщиков получает тот кандидат в президенты, которого поддержало большинство избирателей штата на первом этапе голосования

Из-за этой особенности в США большое внимание уделяется так называемым колеблющимся штатам

Результаты выборов Президента США в 2016 году

Для победы по результатам выборов кандидату в президенты нужно набрать 270 голосов. Картина последних выборов в 2016 году сложилась следующим образом:

  1. Дональд Трамп, кандидат от республиканской партии, сумел получить на выборах 290 электоратных голосов.
  2. Хиллари Клинтон, кандидат от демократов, завоевала 228.
  3. С учетом всех голосов картина сложилась следующим образом:
  • Клинтон получила 60 839 922 голосов избирателей;
  • За Трампа было отдано 60 265 858 голосов (по данным от 23.34 12.11.2016 года).
  1. Несмотря на то, что Хиллари Клинтон получила больше голосов избирателей, победа по электоратным голосам досталась республиканцу Дональду Трампу.
  2. Его победа позволила республиканцам занять большинство мест в Конгрессе США.

Завершающим этапом выборов президента становится утверждение результатов Конгрессом. Затем проводится Инаугурация.

За что критикуют избирательную систему США

Конечно, столь сложная и странная система выборов президента США вызывала критику чуть ли не с самого начала. И как правило, все выпады критиков были сконцентрированы на фигуре выборщика, который в нынешней Америке выглядит как старинная декорация, а также на самой процедуре косвенных выборов, которая рассматривается многими как недемократическая.

Последнее обсуждается особенно болезненно, если вспомнить один любопытный подсчет. Профессор НИУ ВШЭ Александр Беленький, проанализировав выборы за период между 1948 по 2004 годами, , что, например, в 1948 году президентом США мог стать даже тот кандидат, который получил 16,072% поддержки всех избирателей в стране.

Такое возможно благодаря системе выборщиков, чье количество, как мы помним, зависит от населенности штата и где, соответственно, наименее населенные штаты имеют некоторое преимущество за счет того, что всегда выставляют, как минимум, трех выборщиков (из расчета: один конгрессмен + два сенатора). Таким образом, в случае абсолютно успешной кампании в наименее заселенных штатах кандидат в теории может получить большее количество голосов выборщиков пусть и при меньшей суммарной поддержке американских избирателей.

В истории американских выборах нечто похожее уже случалось. Например, на выборах в 2000 году кандидат от демократов Альберт Гор определил кандидата от республиканцев Джорджа Буша — младшего более, чем на 500 тыс. голосов. Однако республиканец в итоге получил 271 голос в Коллегии выборщиков и был объявлен победителем. То же самое случилось и четыре года назад, когда Дональд Трамп получил почти на 2 млн голосов меньше, чем кандидат от демократов Хиллари Клинтон, однако при этом его поддержало 304 выборщика.

Кроме того, противники выборщиков указывает на то, что такая избирательная система высушивает явку избирателей в стабильных штатах. «У каждого избирателя должен быть одинаковый стимул голосовать — но в США это не так. Подавляющее большинство людей живет в штатах, которые считаются «стабильными», где у республиканцев или демократов есть надежная поддержка выборщиков президента от штатов. Две трети штатов, таким образом, превратились в территорию, куда кандидаты редко заглядывают, ибо сосредоточивают свои усилия на «колеблющихся» штатах, число которых незначительно», — пишет, например, политик Джейми Раскин.

Жители Мичигана на митинге в поддержку переизбрания Дональда Трампа, октябрь 2020 года. Четыре года назад Трамп одержал там победу над Хиллари Клинтон с минимальным перевесом в истории штата — всего 11 тыс. голосов из почти 5 млн проголосовавших

(Фото: Chip Somodevilla / Getty Images)

Считается, что, скажем, в Техасе живут традиционные сторонники Республиканской партии, а в Калифорнии — сторонники Демократической. Получается, что вся предвыборная агитация проходит мимо этих штатов, ведь заранее известно за кого здесь проголосуют. Почему и жители этих «забытых штатов», как правило, не то, чтобы охотно ходят и на выборы.

Однако апологеты сложившейся избирательной системы напоминают, что в случае отмены института выборщиков произойдет то же самое, только наоборот: кандидаты забудут о малонаселенных штатах и всю свою кампанию сконцентрируют на наиболее густонаселенных. Ведь теперь победить можно будет в случае успешной компании всего лишь в 12 штатах.

Кроме того, напоминают они, именно выборщики позволяют обеспечивать механизмы федеративного устройства США, где каждый штат обладает своим политическим и избирательным весом. Отмени процедуру косвенных выборов и страна сразу же скатиться в унитаризм.

Как отмечает профессор Росс Бейкер: «Критики коллегии выборщиков опираются исключительно на количество голосов, защитники системы указывают на распределение этих голосов и на то, что они представляют «поперечный срез» штатов и регионов страны». Наконец, отказ от двухпартийной системы будет означать отказ от важнейшего стабилизирующего фактора в политической конструкции США, который отрезает крайности и поддерживает в стране баланс сил.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Праймериз на выборах в Конгресс

Накануне всеобщих выборов в Конгресс (general election) партии проводят первичные выборы (primary election), на которых избиратели определяют, кто станет партийным кандидатом на пост конгрессмена. Это делается для того, чтобы разные кандидаты одной партии не отбирали голоса друг у друга и тем самым не играли на руку партии-противнице. Иногда праймериз не проводятся, а кандидата определяет на политическом съезде (political convention) руководство партии.

Первичные выборы могут быть открытыми и закрытыми. На закрытые праймериз конкретной партии допускаются только избиратели, которые состоят в этой партии. На открытые праймериз могут прийти все избиратели, независимо от партийной принадлежности. Обе системы считаются неконституционными: открытые, потому что они нарушают свободу объединений (ведь кандидата от партии может выбрать любой, в том числе не состоящий в партии человек), а закрытые — потому что не допускают беспартийных к первичным выборам.

Праймериз и кокусы

Первичные выборы проходят в соответствии с расписанием, которое составляется заранее, и единообразия в проведении этой процедуры нет. По законодательству у каждого из штатов есть право самостоятельно назначать время и способ проведения праймериз — в одном это может быть март, в другом — конец мая, но в последнее время установилась негласная традиция начинать их в самых маленьких по численности населения штатах — Айове и Нью-Гемпшире.

Праймериз

Существует два типа процедуры первичных выборов. В одних штатах проводятся закрытые выборы, когда к участию в выборах кандидата в президенты допускаются только сторонники партии: за кандидата от Демократической партии голосуют только демократы, а от Республиканской — республиканцы. В остальных же происходят открытые выборы, на которых голосовать могут все избиратели вне зависимости от партийной принадлежности. Этот тип становится все более популярным, поскольку число американцев, не поддерживающих ни одну из двух партий, с каждым годом растет и уже составляет более 1/3 от всех избирателей в стране.

Штаты также сами определяют, в какой форме будут проходить первичные выборы. Они могут осуществляться путем тайного голосования, которое проводится и финансируется властями штата по избирательным округам. Тогда эта процедура ничем не отличается от выборов в Конгресс. Подобным образом голосуют около 2/3 от общего количества штатов, включая такие, как Коннектикут, Флорида или Нью-Йорк.

Кокус

Другой формой выборов являются собрания избирателей, или кокусы, на которых кандидатов избирают путем публичного обсуждения и голосования. Если тайное голосование организует администрация штата, то кокусы находятся целиком под контролем партий. Они могут проводиться в церкви, местной школе или даже в пиццерии — это опять же зависит от штата. Сама процедура голосования также неоднородна: в одних штатах за кандидата голосуют поднятием руки, при голосовании Демократической партии разбиваются на группы и считают по головам. На кокусах заметнее идеолого-политическая роль партий, поскольку их лидеры могут существенно влиять на соотношение голосов в ходе «живых собраний» и провоцировать «перебежки» избирателей из одной группы в другую. Поэтому система тайного голосования более независима и менее управляема, чем кокусы.

Суперделегаты

После процедуры подсчета голосов партия выдвигает делегатов от штата, которые на национальном партийном съезде отдадут свои голоса в пользу того кандидата в президенты, которого избрало большинство избирателей. К примеру, если делегатов двадцать, а голоса разделились пополам между демократами Хиллари Клинтон и Берни Сандерсом, то 10 делегатов будут голосовать на съезде за Клинтон, а другие 10 — за Сандерса.

На съезде также присутствуют так называемые суперделегаты, которые не выбираются по штатам, а назначаются партийным руководством из числа партийной элиты, наиболее высокопоставленных представителей партии, таких как конгрессмены или судьи. Их голоса могут влиять на окончательное решение съезда. Например, в случае если ни один из кандидатов от партии на съезде не набирает абсолютного большинства голосов рядовых избирателей, большое значение имеет выбор группы суперделегатов.

Бульварная пресса развила демократию

Как ни странно, но именно «желтая пресса» повлияла на развитие демократии в США. Партийная верхушка погрязла в коррупции, скандалах, интригах. Этим воспользовалась пресса в своих целях. Журналисты соревновались друг с другом о самом громком коррупционном заголовке, получая огромные прибыли от продаж. Это совпало с политической борьбой населения расширить свои права, влиять на избирательную систему. Все понимали, что съезды депутатов не выражают взглядов граждан. Постепенно, шаг за шагом, население приобретало все больше избирательных прав и возможностей: в США ввели прямые выборы сенаторов от штата, губернаторов, а также выбирать прямым голосованием будущих кандидатов в президенты через праймериз. Только к концу XX все это было реализовано окончательно.

Этапы президентских выборов

Кандидат в президенты должен пройти многоступенчатые выборы. Проводят их на трех уровнях:

  1. Первый этап – это федеральный или общенациональный уровень.
  2. Второй – уровень штатов.
  3. Третий – местный уровень.

Выборы Президента касаются более 18 000 чиновников, избирающихся вместе с ним. Это руководители всех уровней, начиная с вице-президента до руководителей сельских общин  (шерифов).

«Праймериз» – предварительные выборы кандидатов в Президенты США

С 1789 года является законной формой двухступенчатая система выборов Президента. На первом этапе, проходящем с 1 февраля по 31 июня, проводятся предварительные  выборы кандидатов в президенты и вице-президенты, называемые «Праймеризом». Его организацией и финансированием занимается правительство. «Праймериз» идет в течение целого дня.  Кокусы проходят несколько часов. Их оплата производится из партийных средств. Народ выбирает по одному представителю от демократической и республиканской партий, которым предстоит борьба за президентское кресло.

Каждая партия принимает решение об единственном кандидате в президенты. Это критерий выборной системы страны. Праймериз бывает 2-х видов:

  1. Закрытый, в котором голосовать за кандидатуру президента имеют право только члены партии.
  2. Открытый, голосовать имеют право все.

Американская система голосования отличается отсутствием центральных партийных органов в стране и единого руководства партийными организациями. У каждого штата свои республиканцы и демократы. Голосование не регламентируется сверху государственным законодательством. Каждый штат проводит их по-разному.

Второй этап выборов

Второй этап предполагает проведение национальных конвенций или съездов республиканцев и демократов, на которых партийные руководители должны утвердить кандидатов от каждой партии (по 1 человеку) для участия в предвыборной президентской кампании.

Третий, основной этап выборов

На третьем – основном этапе – американцы (граждане страны) голосуют за выборщиков от штатов, которым предоставлено право выбирать президента страны, и кандидатуры на этот пост.

Что предусматривает четвертый этап

На данном этапе работой займутся выборщики, Коллегия в составе 538 человек. Каждый штат имеет определенное количество выборщиков, зависящее от числа избирателей. Количество электоратных голосов от штата зависит от числа его избирателей.

Как распределяются голоса после того, как  штаты отдали их за выборщиков и кандидатов на президентский пост. Каким образом они будут распределяться. В штатах, за исключением двух (Мэн и Небраска), действует принцип « победителю достанется все». Суть его в следующем:

  1. Президент и вице-президент, набравшие наибольшее число голосов в штате, получат все электоратные голоса его выборщиков. Голоса, отданные избирателями штата за демократов, дают выборщикам от демократической партии право на выбор президента.
  2. В работе Коллегии действует принцип по объективному и независимому выбору Президента.

Мажоритарная система и самовыдвиженцы

Возможно ли в США наличие самовыдвиженцев и беспартийных кандидатов? Здесь нужно помнить, что в Штатах действует двухпартийная система. Да, был Теодор Рузвельт, но он организовал прогрессивную партию и в 1912 году отнял голоса у Республиканской партии в пользу демократов. Была Социалистическая партия, чей лидер Юджин Дебс в начале XX века собирал порядка 5 миллионов голосов. В настоящее время в США действуют несколько значимых политических партий, которые получают голоса на местных выборах в отдельных штатах.

За всю историю США можно насчитать более трех тысяч партий. Но на национальном уровне побеждали только две из них, и все благодаря мажоритарной системе выборов, которая действует в соответствии с принципом «победитель получает все».

Если за того или иного кандидата проголосовало хотя бы на одного человека больше, он получает все голоса выборщиков данного штата. Так что наличие двухпартийной системы вместе с мажоритарной системой выборов и институтом выборщиков практически ставит крест на любом третьем кандидате. И в этом нет никакого заговора. Ему просто никогда в жизни не удастся привлечь на свою сторону необходимое число выборщиков.

Выборщики

Кроме того, выборщики — это все-таки представители политической элиты, доверенные лица, имеющие, как правило, определенный вес в своем штате. Это могут быть представители финансовой сферы, церкви, каких-то общественных движений. Они известны местному населению и в каком-то смысле являются подстраховкой конечного результата.

В 1992 году Биллу Клинтону и Бушу-старшему составил конкуренцию Росс Перо. Это был техасский бизнесмен, который, в отличие от Дональда Трампа, создал свою партию, сформировал собственную и довольно четкую программу. Он набрал почти 20% голосов, но выборщиков получить не смог, так что эти 20% голосов оказались потерянными. Фактически он отобрал голоса у сторонников Республиканской партии и способствовал избранию Билла Клинтона.

Мажоритарная система подталкивает к тому, чтобы было максимум два кандидата. Ведь если их будет трое, то может вообще никто не выиграть, и тогда в дело вступит Конгресс. По конституции палата представителей и сенат рассматривают итоги выборов президента и голосуют. В XIX веке были такие случаи, когда кандидаты не получали нужного числа выборщиков и президента выбирали в Конгрессе США.

Самовыдвиженец

С другой стороны, американские партии отличаются от привычных европейских. Они, по сути, представляют собой широкие избирательные коалиции без обязательного индивидуального членства. Да, есть структура, но этим занимаются партийные функционеры, которые получают зарплату. Все остальные — это выборные политики, получившие посты по партийным спискам, добровольные партийные активисты и рядовые избиратели, которые сами считают себя сторонниками той или иной партии. И благодаря этой системе, например, Дональд Трамп, который никакого отношения никогда к партии не имел, фактически самовыдвиженец, сейчас ведет избирательную кампанию по списку республиканцев.

Об особенностях американской избирательной системы

Политические силы страны

В стране исторически сложились две наиболее крупные и влиятельные партии: Демократов и Республиканцев. Эти партии имеют принципиальные различия:

  1. Республиканская партия более консервативная, приветствующая строгие взгляды,на управление государством:
  • защита интересов среднего класса и бизнеса;
  • ставка на силу и патриотизм;
  • регламентированный расход бюджетных средств.
  1. Демократическая партия – это либеральная социально ориентированная политическая организация. Она работает по поддержке нуждающихся, оказывая:
  • помощь безработным;
  • медицинскую помощь;
  • отмену смертной казни.

В стране есть и другие политические силы, партии, которые не обладают ни финансами, ни авторитетом, ни поддержкой. Им не представляется возможность попасть в Конгресс США для продвижения своих интересов.

Пути формирования государственных органов

У власти США – три ветви:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

Две первые формируются на основании выборов. В судебную ветвь назначают на основании законодательства в штатах. Конгресс США – это основной законодательный орган власти страны, состоящий из 2-х палат:

  1. В Сенат от каждого штата выбирается по 2 представителя сроком на 6 лет.
  2. Палата представителей включает 435 членов, которых избирают на 2 года.

Из краткого алгоритма  системы выборов в США можно понять, как она работает:

  1. Из выборщиков побеждают получившие большее количество голосов.
  2. Выборщики отдают голоса за кандидатов в президенты и передают результаты голосования Конгрессу.
  3. Голоса подсчитываются палатами Конгресса.
  4. Победа принадлежит кандидату, набравшему большее количество голосов.

Особенностью американской избирательной системы является «Праймериз» и Коллегия выборщиков. В общих чертах избирательную систему США можно охарактеризовать так:

  1. Президента и вице-президента выбирает Коллегия выборщиков с учетом голосов населения страны.
  2. Число членов Коллегии выборщиков представителей Конгресса США одинаковое (538 человек), кроме Колумбии, где нет  конгрессменов, но имеются голоса 3-х выборщиков.

В стране существует система, учитывающая количество голосующих. Право голоса предоставляется зарегистрированным на избирательных участках гражданам

Легко ли при такой сложной и запутанной избирательной системе стать Президентом США? Кто может занять этот пост?  Сколько сроков он будет править страной? Что для этого нужно сделать? Эти вопросы волнуют претендентов на пост президента, организаторов выборов. Они волнуют половину человечества, если не больше.

О времени проведения выборов в США

Многие люди не задумываются над тем, в какой день, месяц и год проходят американские выборы. Но история фиксирует все выборы и установила, что проходят они в одно и то же время с 1845 года: во вторник, который наступит  после первого понедельника ноября. Эта дата традиционная и сложилась исторически. Если вернуться в историю жизни американского народа, то станет ясно, что они могли проходить только во вторник:

  1. Суббота в Америке – рабочий день.
  2. Воскресенье принадлежит Богу. В этот день принято ходить в церковь.
  3. В среду американцы традиционно испокон веку ходят на базар.
  4. А вторник выделили для проведения президентских выборов.

Вот так традиционно, до сегодняшнего дня и проходят в Америке президентские выборы в одно и то же время. Посчитать очередной год, месяц и день выборов не трудно.