Стали известны подробности шестого поколения российских истребителей

F-35 (США)

Самое скандальное детище американского военпрома. Может похвастаться, что в рунете у него хейтеров намного больше, чем у Илона Маска — а это непросто! В целом, понятное отношение к самой дорогой в мире военной программе современности.

F-35 бросает вызов чувству прекрасного и представлению о том, каким на самом деле должен быть истребитель. Критики обвиняют его в чрезмерно высокой стоимости и бесконечных проблемах с оборудованием. Кроме того, многие из заявленных технологий ещё не вышли за границы лабораторий, в то время как сам самолёт уже вовсю производится.

F-35A Lightning II(фото: U.S. Air Force)

Выпустили его в значительно больших количествах, чем F-22. В конце прошлого года заказчикам передали уже больше 265 машин. И неплохо бы нам получить столько же Су-57 к концу следующего десятилетия!

За 2018 год планируется сдать ещё 90, а со следующего — начать производить больше сотни в год.

Кроме США, в создании самолёта участвуют восемь стран-партнёров. Ещё три закупили его по линии экспорта.

На данный момент идёт подготовка лётного и технического состава и доработка машины, однако ВВС и КМП США уже заявили о начальной оперативной готовности.

Кроме Штатов, F-35 летают в Норвегии, Италии, Израиле и Японии.

Боевая эффективность и объединение в сеть

Как упоминалось в предыдущей статье, слияние данных от датчиков и интеграция отдельных самолетов с другими участниками тактической/оперативной сети является типичным для боевых самолетов пятого поколение.

По ряду оценок, F-35 устанавливает новые масштабы разнообразия и количества размещаемых на борту сенсоров, а также степени смешения поступающих от них данных. В то же время самолет способен передавать данные от своих датчиков другим пользователям сети и приобщать информацию от внешних источников к картине обстановки, генерируемой на борту. В результате экипажи F-35 получают всеобъемлющие и непрерывные сведения о своем положении в целом.


Кабина F-35

Общая картина обстановки

Цель (в частности, вооруженных сил США) состоит в том, чтобы создать сеть, которая обеспечивает все действующие в одном оперативном районе силы информацией об общей картине обстановки.

Учитывая вероятный состав подобной сети из сотен или даже тысяч участников и источников, генерирующих огромные объемы данных, решающее значение приобретает разработка необходимых алгоритмов. Алгоритмы управляют данными с требуемой детализацией для имеющего соответствующий уровень доступа получателя, а также позволяют эти данные объединять таким образом, чтобы они могли служить надежной основой для принятия решений.

История летающих автомобилей

В начале ХХ века частная авиация только зарождалась, а инженеры и изобретатели предлагали множество смелых концептов. Это совпало с бурным развитием автопрома, и как следствие — попытками объединить самолет и автомобиль в одном аппарате. К сожалению, большинство из них так и не дошли до массового производства.

1917 год — американский авиационный инженер Гленн Кертисс разработал первый прототип автоплана в алюминиевом корпусе, с размахом крыльев 12,2 м. Двигатель приводил в движение четырехлопастной винт в задней части. Однако автоплан так и не смог взлететь по-настоящему.

Изображение первого автоплана

(Фото: autocar.co.uk)

1926 год — был создан экспериментальный одноместный самолет Sky Flivver от Генри Форда. Испытания завершились крушением у берегов Флориды и гибелью пилота, поэтому от идеи «летающего Ford T» быстро отказались.

Испытатель Гарри Брукс на единственном экземпляре Ford Flivver примерно за полгода до аварии

(Фото: wikipedia.org)

1937 год — американский изобретатель и авиаинженер Уолдо Уотерман разработал гибридный самолет Studebaker с пропеллером в задней части, тремя колесами и двигателем в 100 л.с. Он мог передвигаться по земле как обычный автомобиль, а крылья можно было перевозить в сложенном виде. Проекту в итоге не хватило финансирования, чтобы запустить производство.

Летающий автомобиль Уотермана

(Фото: autocar.co.uk)

1946 год — в США был спроектирован Fulton FA-2 Airphibian — летающий автомобиль в алюминиевом корпусе с независимой подвеской и шестицилиндровым двигателем мощностью 165 л.с. У него были съемные крылья, с помощью которых автомобиль за 5 минут превращался в самолет. Он развивал скорость до 190 км/ч и поднимался на высоту до 3700 м. Это был первый летающий автомобиль, который получил сертификат Управления гражданской авиации США (Civil Aeronautics Administration) — то есть официально был разрешен для регулярных полетов. Однако массового спроса на аппарат все равно не было. В итоге выпустили четыре рабочих прототипа и к 1950 году свернули производство.

Фото аэромобиля Fulton

(Фото: autocar.co.uk)

В том же году появился прототип летающей машины Convair Model 116. У нее был двухместный кузов и два двигателя — мощностью 26 л.с. и 90 л.с. Автомобиль выполнил 66 испытательных полетов. Затем было построено два экземпляра усовершенствованной модели 118 для троих пассажиров, но до серийного производства так и не дошло.

1949 год — американский конструктор Молт Тейлор спроектировал аэрокар. Это был двухместный автомобиль, который трансформировался в компактный самолет. Он стал самым доступным среди аналогов на рынке и совершил серию успешных полетов. В 1956 году Управление гражданской авиации США одобрило его для серийного производства. В 1989-м вышла усовершенствованная модель, но аэрокар так и не получил массового спроса. Всего было построено шесть машин.

1956–1958 год — дизайн-студия Ford Advanced Design одноименного американского автоконцерна построила уменьшенную модель концепт-аэрокара Volante Tri-Athodyne с тремя канальными вентиляторами (у каждого был собственный двигатель). Модель так и осталась в виде концепт-кара.

1957 год — автопроизводители Chrysler, Curtiss-Wright и Piasecki получили контракты на разработку «летающих джипов» по заказу Командования транспортных исследований армии США. Это должны были быть сверхкомпактные и легкие летательные аппараты с вытяжными вентиляторами, более простые в управлении, чем вертолеты. Все три компании представили свои прототипы, самым успешным из которых оказалась модель от Piasecki. Однако позже от проекта решили отказаться, сделав выбор в пользу обычного вертолета.

1980-е годы — бывший инженер Boeing Фред Баркер основал компанию Flight

Innovations Inc. и приступил к разработке Sky Commuter — компактного двухместного самолета с вертикальным взлетом. Всего было выпущено три прототипа, ни один из которых не дошел до конвейера. В 2008 году прототип Sky Commuter был продан на eBay за £86 тыс.

Кадры с испытаний Sky Commuter

К концу ХХ века от идеи летающего авто почти отказались: на рынке гораздо востребованнее оказались обычные вертолеты, мультикоптеры и миниджеты. Однако к началу 2000-х годов начали появляться новые концепты и даже прототипы. Мировые авто- и авиаконцерны увидели перспективы для летающих авто в качестве аэротакси. Развитые государства, в свою очередь, видят в них экологичную альтернативу обычным самолетам и один из способов бороться с пробками в крупных городах.

Будущее российского самолетостроения

В числе самых перспективных самолетов России — МС21, презентованный и ОКБ Яковлева весной 2020 года. Разработчики приложили массу усилий для того, чтобы сделать конкурентоспособный аналог лайнеров от самых востребованных мировых производителей, таких как Boeing и Airbus. Планируются, что в серийное производство поступят три модели, отличающихся друг от друга длиной фюзеляжа, размахом крыла и максимальной вместимостью пассажиров. Коммерческая эксплуатация судна начнется в 2020 году. «Головастик» — легкий самолет от российских разработчиков, отличающийся аутентичным фюзеляжем и предназначенный для комфортной перевозки 4–6 пассажиров.

ПАК ДА — прототип самолета для транспортировки грузов и перевозки пассажиров, разработанный ПАО «Туполев» весной 2020 года. Судно сумеет развивать скорость до 2 тысяч км/час, а для ускорения подготовки перед вылетом предусмотрена функция автоматической загрузки. ПАК ДА будет оснащаться инновационным навигационно-прицельным комплексом, системой радиоэлектронного противодействия, а также наиболее перспективными видами вооружения. Самолет может быть задействован как платформа для пуска аппаратов, выходящих в космическое пространство.

Мировые тенденции

Но, как обычно бывает в таких историях, реальность оказалась не столь радужной. Перепрыгнуть целую ступеньку не вышло. Освоение технологий, используемых в пятом поколении, затянулось. А противники догоняли США быстрее, чем ожидалось.

Сосредоточить все средства и усилия на шестом поколении так и не получилось. Но это не означало, что работы не велись. К началу 10-х годов нашего века и флот, и ВВС США достаточно активно финансировали разработкушестёрок». Требования к ним, правда, немного поменялись.

Лазерное оружие превратилось в лазерные комплексы самозащиты для уничтожения ракетвоздух-воздух». Отказались и от саморемонта. Зато добавили требование большей дальности. По задумке, истребители шестого поколения должны иметь боевой радиус не меньше, чем у стратегических бомбардировщиков.

Программа NGAD переросла в PCA(Penetrating Counter Air,истребитель прорыва»). Под это дело поменялись и показываемые прессе красивые картинки. Выше вариант PCA отЛокхид-Мартин»

Постепенно американцев нагоняют и другие страны. Информация о работах над шестым поколением появляется всё чаще и чаще по всему миру. При этом концепции машин часто отличаются от американских.

Так, разрабатываемые в Европе самолёты шестого поколения скорее стоит отнести к пятому по ЛТХ(лётно-техническим характеристикам). Машины также создаются в расчёте на опциональную беспилотность или как лидеры беспилотников специальной конструкции. Это, а также желание попиариться, и позволяет с натяжкой относить их кшестёркам».

Анонсированный недавно британский истребитель шестого поколенияТемпест». Скорее выглядит машиной пятого поколения, но за счёт потенциальной беспилотности дотягивает до шестого

Немецко-французский истребитель шестого поколения. По сути, обычное пятое поколение, но с возможностью вести в бой целую стаю беспилотников. Оттого и записан в шестое

О работе над шестым поколением заявляют и в России. Пока известна только общая концепция, и она мало отличается от американской. Хотя иногда проскакивают утверждения о необходимости крейсерского гиперзвука для такой машины. Отголоски ли это разных проектов или наши просто окончательно с требованиями ещё не определились — не ясно.

Как обычно, меньше всего данных о Китае. Слухи о ведущихся работах есть, но ничего более.

Тем не менее шестое поколение из размытой концепции всё больше приближается к реализации в металле. Сколько времени пройдёт до первого полёта этих совершенных машин, сказать сложно. Как показывает опыт, разработка легко может затянуться на десятилетия. При этом и концепция, и тем более внешний вид, могут легко измениться до неузнаваемости. Остаётся лишь с интересом следить за развитием событий.

ТОП-5 смелых футуристических концептов

Boeing 777X

Заслуживающей внимания разработкой, которая попадет в серийное производство в ближайшем будущем, считается Boeing 777X, созданный на базе широкофюзеляжного пассажирского лайнера Boeing 777. Прототип 777X представляет собой большой и экономичный двухдвигательный самолет, который отличается низким расходом топлива, оптимизированным размахом крыла и повышенной вместимостью пассажиров. Он оснащен иллюминаторами большего размера, предоставляющими пассажирам пространство для обзора. Примерная стоимость данной модели составляет 380 миллионов долларов.

Progress eagle

Трехпалубный самолет «Progress eagle» рассчитан на восемь сотен пассажиров и оснащается двигателями, работающими посредством водородной тяги. Для получения дополнительной энергии инженеры снабдили лайнер ветрогенераторами и батареями, заряжающимися от солнечного света, которые занимают 34 верхней площади фюзеляжа. На первой палубе предусмотрены всевозможные развлечения для пассажиров, включая бары, буфеты и комнаты отдыха. Для изготовления «Progress eagle» используются такие материалы, как: керамика, алюминий, волокно из углерода, титан и ряд специальных сплавов.

NASA N3-X

NASA N3-X представляет собой модернизированное судно, разработанное сотрудниками космического агентства совместно со специалистами из Lockheed Martin и Airbus. Летательный аппарат отличается низким количеством выбросов в атмосферу и практически полным отсутствием шума. Концептуальная модель оснащается сверхпроводящими электродвигателями, приводящими в действие систему пропеллеров. Для генерации дополнительной энергии используются надкрыльные газотурбины, а высочайшая эффективность двигателей достигается благодаря усилиям инженеров из компании Rolls Royce.

Box Wing Jet

Box Wing Jet — модернизированный биплан, сохранивший привычный фюзеляж для пассажирского самолета. Инженеры из корпорации Lockheed Martin оснастили прототип этого самолета будущего своеобразными крыльями, увеличивающими подъемную силу по отношению к коэффициенту лобового сопротивления. Такой шаг конструкторов рассчитан на совершение крутых посадок и взлетов, а также на преодоление самолетом больших расстояний на одной заправке. К наиболее важным инновациям лайнера относятся увеличенные лопасти и модернизированные двухканальные двигатели.

LAPCAT A2

LAPCAT A2 является гиперзвуковым лайнером британского производства, в котором полностью отсутствуют привычные для пассажирского авиатранспорта иллюминаторы. На текущий момент продолжительность полета из Бельгии в столицу Австралии составляет порядка двух десятков часов. Создатели A2 утверждают, что их самолет сумеет преодолеть данный отрезок в 4 раза быстрей. Огромная скорость свыше 5900 км/час достигается благодаря комбинации ракетного и реактивного двигателей. Для того чтобы уменьшить сопротивление воздуха, высота полета лайнера будет превышать в 2 раза высоту, на которой передвигаются современные Боинги.

NGF (Германия, Франция, Испания)

Первые слухи о планах европейцев создать истребитель шестого поколения появились примерно год назад, а в феврале прошлого года стало известно, что Франция и Германия подписали соглашение о начале концептуального этапа научно-исследовательской работы в рамках программы нового истребителя. К проекту уже присоединилась Испания, а в будущем поучаствовать в нем могут и другие европейские авиастроители.

Малозаметный истребитель должен будет заменить собой французский Dassault Rafale и общеевропейский Eurofighter Typhoon примерно в 2035-2040 годах. Истребитель NGF является частью более масштабной программы Système de combat aérien du futur (SCAF), направленной на создание общеевропейской «системы систем», которая должна будет играть главную роль в обеспечении безопасности стран Евросоюза. Кроме непосредственно нового боевого самолета военные также получат новые БПЛА и системы управления и наведения.

Что же будет представлять собой NGF? Известно, что ведущую роль в его создании сыграют французы из Dassault Aviation. В 2018 году компания в своем ролике показала первое изображение европейского истребителя будущего. 

Выбранная аэродинамическая схема похожа на ту, которую хотят использовать для американского истребителя шестого поколения. Так, машина полностью лишена вертикального оперения. Впрочем, если «американца» иногда рисует с передним горизонтальным оперением, у европейской машины его нет. Спереди самолет похож на Dassault Rafale, а форма и величина фонаря позволяет с большой долей вероятности говорить, что NGF хотят двухместным: по крайней мере, одну из версий истребителя. Впрочем, есть мнение, что за годы разработки облик самолета может не раз измениться. Скорее всего, так оно и будет. 

F/A-XX (ВМС США)

Пожалуй, самая известная программа по созданию истребителя шестого поколения. История у нее богатая. Впервые требования определили в июне 2008 года и в разное время называли ее по-разному.

В апреле 2012 года ВМС США выпустили официальный запрос (Request for information или RFI) для F/A-XX. Речь шла об истребителе завоевания господства в небе с возможностями ударов по наземным/морским целям, способным в будущем заменить многоцелевые истребители F/A-18E/F Super Hornet и самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler примерно в 2030-х годах. Истребитель F/A-XX не сменит полностью новые палубники F-35C Lightning II, но дополнит их, существенно расширив возможности флота.

Вообще, военные США видят палубную боевую авиацию будущего как своего рода трио: F-35, F/A-XX и перспективный ударный БПЛА, похожий на Northrop Grumman X-47B.

К слову, сейчас F/A-XX видят пилотируемым, беспилотным или же опционально-пилотируемым. Независимые эксперты больше склоняются к третьему варианту, но никто точно не может сказать, чего захотят в Пентагоне через десятилетие. Ведь беспилотные системы эволюционируют очень и очень быстро, и будет ли нужен пилот в кабине — сказать тяжело.

Сложно уверенно говорить и про внешность будущей машины. Однако еще в 2010 году подразделение Boeing Phantom Works в рамках НИОКР по шестому поколению для флота дали понять, что речь может идти про двухместный двухдвигательный истребитель, который в целях снижения радиолокационной заметности оборудовали плавным сопряжением крыла с фюзеляжем и лишили какого-либо горизонтального оперения. 

Next Generation Air Dominance (ВВС США)

В мае этого года стало известно, что «шестерки» ВМС и ВВС США разошлись окончательно. И теперь флот намерен получить самолет, требования к которому будут серьезно отличаться от требований к сухопутной версии, имеющей условное обозначение Next Generation Air Dominance.

Чем должно стать F/A-XX мы, в целом, уяснили, теперь посмотрим на машины для ВВС. Как следует из названия, перед нами будет прирожденный воздушный боец — наследник F-22 — основной особенностью которого станет возможность глубокого проникновения на территорию врага с возможностью эффективно защищать перспективные стратегические бомбардировщики B-21. Флоту, как оказалось, это не нужно, так как он делает ставку на ракеты сверхбольшой дальности. Из этого можно заключить, что истребитель для ВВС будет, кроме прочего, иметь очень большой радиус действия. 

Это потребует новых решений и одним из них стала программа Adaptive Versatile Engine Technology (ADVENT), направленная на разработку для ВВС Соединенных Штатов адаптивного турбореактивного двигателя для боевых самолетов. Предлагается, что такой двигатель будет потреблять на 25 % меньше топлива и иметь на 10 % большую тягу, чем другие существующие современные двигатели, что в совокупности увеличит дальность полета на 30 % при прочих равных.

Новый самолет получит и более серьезное вооружение, чем существующие машины. В ноябре 2013 года Исследовательская лаборатория ВВС США опубликовала запрос информации о лазерном оружии. Военно-воздушные силы заинтересованы в трех категориях лазеров: маломощные (для прицеливания и поражения датчиков противника), средней мощности (для защиты от ракет) и мощные (для поражения самолетов противника и наземных целей). Все эти системы планируют устанавливать на новый истребитель шестого поколения.

Шестое только на горизонте

Что такое боевой летательный аппарат шестого поколения, в точности не определено до сих пор. Зануды, впрочем, укажут, что и пятое поколение единого четкого определения по-прежнему не имеет. Однако определенные характерные черты этих будущих концептов уже определены.

Главный из них — создание полностью беспилотных боевых авиационных комплексов. Эти машины проектируются как беспилотные и лишь после этого — как «опционально пилотируемые». Это общее место: например, российский концепт шестого поколения, прорабатываемый сейчас в самой начальной стадии, ориентирован именно на беспилотное исполнение, и лишь в качестве возможного допускается пилотируемый вариант. Беспилотные машины имеют определенные плюсы, в частности, они легче и имеют свои преимущества по перегрузкам и допустимому уровню физических полей.

Более того, шестое поколение предусматривает создание «стай»: групп машин, работающих в единой боевой сети обмена информацией. В России рассматривался в том числе вариант пилотируемого «командного» самолета во главе стаи беспилотников.

Темпест_1

Министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон осматривает модель кабины истребителя шестого поколения Tempest на авиасалоне в Фарнборо 

Фото: REUTERS/Peter Nicholls

Шестое поколение, скорее всего, станет первым двухсредным. Самолеты станут воздушно-космическими и получат возможность действовать не только в верхних слоях атмосферы, но и на орбите. При этом будет внедрено новое поколение композитов и наноматериалов, которые в том числе радикально снизят радиолокационную и инфракрасную заметность самолетов.

Среди откровенно фантастических (по крайне мере, из сегодняшнего дня) предложений — метаморфизм: придание самолетам способности изменять форму в полете и не только в виде изменения стреловидности крыла.

Само собой, особый интерес представляют бортовые комплексы вооружения «на новых физических принципах». К ним в первую очередь относится электромагнитное оружие, способное поражать бортовую аппаратуру вражеских летательных аппаратов. Кроме того, допускается создание лазеров, что будет выгодно для применения в том числе и за пределами атмосферы.

Помимо европейцев и России, соответствующие проработки ведутся в Китае (проект «Темный меч») и в США (где программы размножаются из-за противоречий ВВС и авиации флота).

МиГом — в шестое поколение

Вполне возможно, что истребители шестого поколения будут сразу проектироваться в беспилотном варианте. Один из самых компетентных и авторитетных научных центров в области авиации — Государственный НИИ авиационных систем. Его гендиректор Сергей Хохлов в интервью информагентству РИА Новости сказал следующее:

— Работа над шестым поколением уже ведется. Основным отличием от пятого поколения будет то, что в базовом варианте истребитель шестого поколения предполагается беспилотным. Возможность пилотирования опциональна. Все остальные характеристики являются дальнейшим развитием уже существующих: еще быстрее, еще маневреннее, еще незаметнее и так далее.

Слова Хохлова лишь укрепили мнение экспертного сообщества в том, что во всем мире активно идет активный поиск концепции боевых самолетов будущего. Стало ясно — наша страна в этом деле не аутсайдер. Более того, за рубежом уверены, что в ближайшие годы самолетостроительная корпорация МиГ поднимет в воздух истребитель-перехватчик шестого поколения МиГ-41.

Американское издание The National Interest посвятило несколько публикаций этому проекту, в них МиГ-41 назван «быстрым и смертельным» самолетом. Китайское издание Sohu более подробно оценило перспективы новейшего российского истребителя-перехватчика, который может сразу занять нишу шестого поколения. Китайские эксперты даже предположили, что первые партии МиГ-41 станут поступать на вооружение с 2025 года. Утверждается, что в новой машине используются самые продвинутые технологии. Перехватчик будет почти невидим для систем технического зрения и обладать почти гиперзвуковой скоростью, превышающей звуковую в четыре раза. Вооружение его составят ракеты новейшего поколения, способные поражать воздушные цели на дальности в сотни километров, а также наземные и морские. Естественно, он будет нести гиперзвуковой «Кинжал».

Основным отличием от пятого поколения будет то, что уже в базовом варианте истребитель шестого поколения предполагается беспилотным

В отечественных СМИ ранее сообщалось, что опытно-конструкторские работы по перспективному авиационному комплексу дальнего перехвата стартовали в РСК «МиГ» еще в прошлом году. Так что вполне возможно, много чего знающие китайцы не так уж и фантазируют.

Стоит отметить, что очень активно по истребителям новых поколений работают в США. Замминистра ВВС США по закупкам Уилл Ропер в интервью изданию Defense News заявил, что уже 1 октября 2019 года, то есть через неделю, ВВС США официально полностью пересмотрят свою программу истребителя следующего поколения, известную как Next Generation Air Dominance (NGAD). Вообще-то это вызов глобального масштаба.

Целью должно стать быстрое создание самого лучшего истребителя, который промышленность сможет разработать за пару лет, интегрируя все имеющиеся и все более совершенствующиеся технологии. Также, по мнению американцев, должно появиться «сетевое» семейство истребителей. Один тип самолетов может нести «революционное оружие» вроде бортового лазера. Другой будет насыщен искусственным интеллектом и станет выполнять роль воздушного командного пункта. Появятся и беспилотные носители вооружения, внешне не отличающиеся от пилотируемых истребителей.

Если судить по изображениям перспективных самолетов, то они будут строиться по принципу летающего крыла. Это обеспечит высокую маневренность, малозаметность и крейсерскую сверхзвуковую скорость.

Помимо истребителей нового поколения, за океаном планируют создать и дальний перехватчик под названием Penetrating Counter Air. Скорее всего, это будет лишь аналог нашего МиГ-41 — не более того.

Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Сергей Птичкин

ТОП-5 смелых футуристических концептов

Boeing 777X

Заслуживающей внимания разработкой, которая попадет в серийное производство в ближайшем будущем, считается Boeing 777X, созданный на базе широкофюзеляжного пассажирского лайнера Boeing 777. Прототип 777X представляет собой большой и экономичный двухдвигательный самолет, который отличается низким расходом топлива, оптимизированным размахом крыла и повышенной вместимостью пассажиров. Он оснащен иллюминаторами большего размера, предоставляющими пассажирам пространство для обзора. Примерная стоимость данной модели составляет 380 миллионов долларов.

Progress eagle

Трехпалубный самолет «Progress eagle» рассчитан на восемь сотен пассажиров и оснащается двигателями, работающими посредством водородной тяги. Для получения дополнительной энергии инженеры снабдили лайнер ветрогенераторами и батареями, заряжающимися от солнечного света, которые занимают 3/4 верхней площади фюзеляжа. На первой палубе предусмотрены всевозможные развлечения для пассажиров, включая бары, буфеты и комнаты отдыха. Для изготовления «Progress eagle» используются такие материалы, как: керамика, алюминий, волокно из углерода, титан и ряд специальных сплавов.

NASA N3-X

NASA N3-X представляет собой модернизированное судно, разработанное сотрудниками космического агентства совместно со специалистами из Lockheed Martin и Airbus. Летательный аппарат отличается низким количеством выбросов в атмосферу и практически полным отсутствием шума. Концептуальная модель оснащается сверхпроводящими электродвигателями, приводящими в действие систему пропеллеров. Для генерации дополнительной энергии используются надкрыльные газотурбины, а высочайшая эффективность двигателей достигается благодаря усилиям инженеров из компании Rolls Royce.

Box Wing Jet

Box Wing Jet — модернизированный биплан, сохранивший привычный фюзеляж для пассажирского самолета. Инженеры из корпорации Lockheed Martin оснастили прототип этого самолета будущего своеобразными крыльями, увеличивающими подъемную силу по отношению к коэффициенту лобового сопротивления. Такой шаг конструкторов рассчитан на совершение крутых посадок и взлетов, а также на преодоление самолетом больших расстояний на одной заправке. К наиболее важным инновациям лайнера относятся увеличенные лопасти и модернизированные двухканальные двигатели.

LAPCAT A2

LAPCAT A2 является гиперзвуковым лайнером британского производства, в котором полностью отсутствуют привычные для пассажирского авиатранспорта иллюминаторы. На текущий момент продолжительность полета из Бельгии в столицу Австралии составляет порядка двух десятков часов. Создатели A2 утверждают, что их самолет сумеет преодолеть данный отрезок в 4 раза быстрей. Огромная скорость свыше 5900 км/час достигается благодаря комбинации ракетного и реактивного двигателей. Для того чтобы уменьшить сопротивление воздуха, высота полета лайнера будет превышать в 2 раза высоту, на которой передвигаются современные Боинги.

Боевая эффективность и объединение в сеть

Как упоминалось в предыдущей статье, слияние данных от датчиков и интеграция отдельных самолетов с другими участниками тактической/оперативной сети является типичным для боевых самолетов пятого поколение.

По ряду оценок, F-35 устанавливает новые масштабы разнообразия и количества размещаемых на борту сенсоров, а также степени смешения поступающих от них данных. В то же время самолет способен передавать данные от своих датчиков другим пользователям сети и приобщать информацию от внешних источников к картине обстановки, генерируемой на борту. В результате экипажи F-35 получают всеобъемлющие и непрерывные сведения о своем положении в целом.

Кабина F-35

Общая картина обстановки

Цель (в частности, вооруженных сил США) состоит в том, чтобы создать сеть, которая обеспечивает все действующие в одном оперативном районе силы информацией об общей картине обстановки.

Учитывая вероятный состав подобной сети из сотен или даже тысяч участников и источников, генерирующих огромные объемы данных, решающее значение приобретает разработка необходимых алгоритмов. Алгоритмы управляют данными с требуемой  детализацией для имеющего соответствующий уровень доступа получателя, а также позволяют эти данные объединять таким образом, чтобы они могли служить надежной основой для принятия решений.

Технологические вызовы

Для действующего в подобной среде одиночного боевого самолета это означает наличие на борту высокой вычислительной мощности, большой пропускной способности и скорости передачи данных. И, как следствие, дальнейший рост сложности системного программного обеспечения.

В то же время боевая эффективность самолета, зависящая от квази постоянной связи с его окружением, повышает значение его собственной электронной подписи. Самолеты с низким уровнем излучения, если они не должны терять это тактическое преимущество, требуют средств связи с ограниченной степенью пеленгации (LPI). Многофункциональный защищенный канал передачи данных (Multifunction Advanced Data Link, MADL) F-35 считается трудно обнаруживаемым. Вместе с тем, он подходит только для использования в границах одного тактическое формирования, но не для общения с расширенным оперативным окружением. Для решения последней задачи в настоящее время F-35 все еще использует канал «Линк 16» (Link 16), который не отвечает уровню скрытности этого самолета.

Multifunction Advanced Data Link, MADL

Дополнительно к выше перечисленному, независимо от того, благодаря какому техническому решению организуются каналы передачи данных, они должны быть устойчивыми к действию средств РЭБ и кибер-атакам.

В реальности эта устойчивость не сможет длительно существовать, основываясь на единственном комплексе мер, а вероятнее всего потребует постоянного соревнования с совершенствующимися возможностями средств обнаружения и противодействия. Это может означать, что боевой самолет поколения «Х» в ситуациях, когда невозможна достаточная защита каналов передачи данных, должен быть пригоден действовать автономно, т.е. без поддержки тактической/операционной сети.

Таким образом, согласно актуальным тенденциям, боевая эффективность боевого самолета будущего увязывается с крейсерским полетом на сверхзвуке, обладанием высокоточным оружием неограниченного боезапаса и интеграцией в тактические/оперативные сети группировок войск.

Вероятными направлениями  достижение намеченных целей может стать реализация проектов нового авиационного двигателя, применение лазерного оружия и дальнейшее совершенствование и усложнение  алгоритмов обработки данных. Вместе с тем, успешность перечисленных проектов зависит как от решения многочисленных сложных технологических задач, так и от способности победить в непрерывном соревновании со средствами обнаружения и противодействия противника.

По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»