Уровень iq у человека

Что влияет на IQ [ править | править код ]

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003) . До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8 . Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем .

Изучение жизненного пути приёмных детей привело к однозначному выводу о том, что различия в их судьбе в основном определялись наследственностью и случайными факторами, а не тем, в какой семье они воспитывались. Уже к 16-летнему возрасту корреляция между коэффициентом интеллекта приёмных детей и их приёмных родителей становится близка к нулю. Различия в образовательном уровне детей зависят от образовательного уровня биологических родителей вдвое сильнее, чем от образовательного уровня приёмных родителей .

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов . Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта . Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложноположительными . Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения , так и среди детей .

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute ) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями . Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например: размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25—0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями .

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы .

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормления младенца грудью повышает его IQ .

Другое исследование более 13 000 детей показало , что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования эти результаты были подвергнуты жёсткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий ; был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ ; были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых; отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу; подчёркнуты другие методологические проблемы; и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение .

22 июляЧто такое IQ и как его измеряют

Понятие «коэффициент интеллекта» и аббревиатура IQ сегодня знакомы практически всем. И все в курсе, что этот самый коэффициент можно оценить с помощью специальных тестов. Но на этом знания многих людей, далеких от психологии и смежных с ней наук, заканчиваются.

Так что же такое IQ, как его измеряют и нужно ли это делать вообще?

Начнем с небольшого исторического экскурса. В начале XX-го во Франции государство поручило психологу Альфреду Бине тесты для определения умственных способностей детей. С этой целью Бине разработал тест, который и известен сегодня под названием «Ай-Кью Тест»

Тест очень быстро стал популярным, но не во Франции, а в США. Уже в 1917 вооруженные силы США начали использовать IQ-тесты для классификаций солдат. Подобный экзамен прошли более 2 млн. человек. Затем IQ-тесты стали использовать университеты и частные компании, которые применяли их для проверки абитуриентов и потенциальных сотрудников.

Результаты многочисленных исследований позволили зарубежным специалистам сделать следующие обобщения:

50% имеют IQ от 90 до 110;

у 25% IQ выше 110 и у 25% — ниже 90.

IQ = 100 — наиболее часто встречающийся результат;

14,5% имеют IQ = 110–120;

7% — 120–130;

3% — 130–140;

0,5 — свыше 140.

IQ ниже 70 свидетельствует об умственной отсталости.

Среди старшеклассников американских школ самый распространенный результат IQ = 115, среди студентов-отличников — 135–140. Люди, которым меньше 19 или 60 лет, обычно показывают более низкие результаты при тестировании.

Уровень IQ скорее говорит о скорости мыслительных процессов (задания тестов необходимо выполнить за ограниченный отрезок времени), а не об умении мыслить или об оригинальности мышления. Поэтому тестирование интеллекта во всем сегодня теряет былую популярность.

Чтобы успешно справляться с задачами тестов IQ необходимы следующие психологические особенности: способность сосредоточить внимание, выделить главное и отвлечься от второстепенного; память, словарный запас и практическое владение родным языком; воображение и способность мысленно манипулировать объектами в пространстве; владение логическими операциями с числами и словесно выраженными понятиями, усидчивость, наконец. Если сравнить этот список с определениями интеллекта, можно заметить, что они не совсем совпадают. Если сравнить этот список с определениями интеллекта, можно заметить, что они не совсем совпадают

Если сравнить этот список с определениями интеллекта, можно заметить, что они не совсем совпадают.

Таким образом, то, что измеряют тесты интеллекта, — не совсем интеллект! Придуман даже специальный термин «психометрический интеллект»-то, что измеряют тесты интеллекта.

Несмотря на это, пока еще IQ-тест — один из основных способов измерения интеллекта. Что же он из себя представляет?

Существует два вида данного теста:

Первый предназначен для оценки интеллектуальных способностей детей от 10 до 12 лет.

Второй — для оценки интеллектуальных способностей детей от 12 лет и взрослых. Меняется только сложности вопросов, а методика одна.

Каждый тест состоит из довольно большого количества разнообразных задач, и для получения оценки 100–120 не нужно решать их все, обычно достаточно примерно половины.

При обычном измерении «общего» интеллекта не имеет значения, какие именно и в каком порядке решены

Поэтому тестируемому человеку важно сразу, при первом прочтении, определить, какую задачу решать, а какую пропустить. К пропущенным задачам можно будет вернуться, если останется время. Тот, кто сумеет выбрать «свои» задачи, получает большое преимущество перед тем, кто попытается скрупулезно решать подряд

Тот, кто сумеет выбрать «свои» задачи, получает большое преимущество перед тем, кто попытается скрупулезно решать подряд.

На выполнение теста отводится ровно 30 минут. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о способностях человека, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

В заключение следует сказать, что, по мнению ряда психологов, разработанные на Западе тесты для определения коэффициента интеллекта, не совсем подходят для России. Главная причина: различие в структуре интеллекта разных стран. У русских преобладает так называемый «образный» стиль мышления, то есть русский чаще «думает» сердцем, а не головой. Остается только дождаться, когда наши предложат собственные методики оценки интеллекта. Пока их нет…

История появления IQ- тестов

Кто же первым додумался измерять человеческий ум? Считается, что к созданию системы интеллектуального «сканирования» причастны трое ученых: британский психолог Ганс Айзенк, философ и психолог из Германии Уильям Штерн, а также Альфред Бине, юрист и психолог из Франции.

Появление метода определения умственных способностей с помощью тестов можно назвать курьезным. В начале 20 века во Франции уровень развития ребенка определяли по… размеру черепа. Основатель первой в стране лаборатории экспериментальной психологии Альфред Бине, который увлекался именно детской психологией, понимал, что параметры головы не имеют отношения к тому, насколько развит ребенок.

Бине разработал, а затем опробовал на своих дочерях-подростках придуманную им методику тестирования детского интеллекта. Для этого ученый выбрал два основных параметра — возраст и уровень образования. Вместе с коллегой Теодором Симоном, они создали первую в мире шкалу умственного развития, которой впоследствии было присвоено название «шкала Бине-Симона».

Штерн первый из психологов напрямую связал зависимость умственного развития ребенка от его способности к познанию. Ученый определил, что развитие каждого человека с раннего возраста происходит индивидуально и может быть разным в зависимости от возрастных периодов и методов умственного воспитания. Кстати, большое значение в повышении умственных показателей растущего ребенка Бине придавал играм.

Идеи Бине и Штерна подхватил Ганс Юрген Айзенк, который предложил использовать систему определения детских умственных способностей для интеллектуального тестирования взрослых. Позднее кроме IQ-тестов Айзенка появились и другие, но методика английского ученого считается самой эффективной и точной.

Основные виды IQ-тестов

Всего существует восемь разновидностей интеллектуального теста Айзенка. Пять из них дают общую картину об уровне развития человека. Задания составлены на основе задач с использованием слов, изображений и цифр. Вербальная, визуальная и математическая составляющие тестов позволяют определить, какого рода интеллект в каждом из нас преобладает.

Каждый из трех других тестов имеет свою специализацию. Зрительно-пространственные, числовые и словесные задания определяют специфические способности тестируемого, которые в общем тесте не всегда можно разглядеть.

Максимальный уровень IQ по тестам Айзенка — 160 баллов. Если показатель ниже 70, значит, интеллект находится на уровне умственной отсталости. Среднее значение в этих тестах — 90-110 баллов.

IQ тесты Равена

Эта методика разработана для измерения общего интеллекта и построена на выявлении взаимосвязей между абстрактными фигурами. Наиболее часто используемые варианты теста в черно-белом и цветном исполнении.

Черно-белый тест состоит из пяти серий по двенадцать заданий в каждой.

Первая серия построена на целостности структуры фигуры, вторая —аналогиях между двумя фигурами, третья — прогрессивных изменениях в структурах, четвертая — перестановках фигур, пятая — их разделении на составляющие части.

Самый высокий уровень интеллекта присваивается, если показатель правильных ответов составляет 95%, средний — до 75%, низкий — 25% и ниже.

IQ тест Амтхауэра

Такой вид интеллектуального тестирования определяет общий уровень развития и ориентирован на профессиональную ориентацию человека. Для этого диагностируют вербальный, пространственный, счетно-математический и ассоциативный, аспекты интеллекта. В тесте 9 разделов, в каждом из которых до 20 заданий.

С помощью теста Амтхауэра можно определить творческие наклонности человека, выявить его способность к прикладной математике и программированию, распознать склонность к теоретической или практической работе, а также установить наличие или отсутствие способностей пространственно мыслить.

IQ тест Кеттела

Это методика многофакторного исследования личности и оценки индивидуальных психологических особенностей человека. Теория ученого строится на представлении интеллекта как совокупности множества способностей, которые по-разному соединяются между собой и позволяют сформировать человека с исключительными, индивидуальными, формами интеллектуального развития.

Тест построен на абстрактных заданиях, с помощью которых можно определить шестнадцать первичных характеристик умственных способностей человека.

От чего зависит

Психологи и ученые неоднократно проводили исследования, пытаясь найти взаимосвязь между тем, каким должен быть уровень интеллекта, и различными данными человека:

  • наследственностью;
  • физиологическими параметрами;
  • полом;
  • расовой принадлежностью;
  • окружающей средой, воспитанием.

Некоторые исследователи даже связывали IQ с музыкальными пристрастиями. Так, по мнению британских ученых, коэффициент интеллекта выше у поклонников классической музыки и тяжелого рока. Самый низкий уровень IQ у людей, предпочитающих R’n’B и хип-хоп.

В действительности ни одно из исследований так и не дало оснований полагать, что тот или иной фактор оказывает существенное влияние на IQ человека. Любые различия, связанные с полом, расой или другими параметрами, можно объяснить погрешностями, эмоциональным и физическим состоянием человека во время проведения тестирования и даже временем суток.

В то же время принято считать, что у детей одаренных родителей больше шансов на высокие показатели интеллекта. Кроме того, чем более благополучна среда проживания ребенка, тем более высокий коэффициент интеллекта он сможет продемонстрировать в будущем.

На IQ влияет и возраст человека. Как правило, к 26 годам интеллект достигает своего пика, а затем постепенно начинает снижаться.

Мерилин вос Савант

Индекс IQ — 190. Журналистка и писательница из Соединённых Штатов Америки. Драматург, имеет австрийское происхождение. Сама фамилия этой женщины происходит от французского глагола savior (знать). Имеется ещё одно значение этого слова — мудрец. В период с 1989 по 1992 годы эта женщина входила в Книгу Рекордов Гиннеса как обладательница самого высокого интеллекта среди представительниц своего пола. Она является почётным членом Академии Менца, эта организация объединяет индивидуумов, обладающих самым высоким интеллектом. Единственной женщиной в этой структуре она является главным образом потому, что авторами всех остальных тестов на интеллект стали представители мужского пола.

Уровень интеллекта может варьироваться

В 1984 году американский психолог Джеймс Флинн обнародовал результаты своих вычислений. Оказалось, что с 1932 по 1978 год в Соединенных Штатах Америки средний показатель IQ увеличился на 13-14 пунктов. Позже эти выводы подтвердились и в других странах. Полученные Джейсом Флинном результаты были названы «эффект Флинна».

Однако еще одно исследование, проведенное норвежскими учеными, показало: с 70—годов прошлого века каждое поколение теряло в уровне интеллекта по нескольку пунктов. Так, рожденные в 1969 году имели уровень IQ порядка 102,3, а у рожденных в 1976 он составлял уже 99,5. Средний IQ рожденных в 1989 дал цифру 99,4. Ученые решили проследить эту тенденцию на отдельных семьях. И она подтвердилась: старшие дети значительно лучше справлялись с заданиями на интеллект, чем младшие. Авторы исследования сделали предположение, что дело здесь не в распространении наименее удачных генов и даже не в демографической ситуации, как утверждали многие.

Значение показателей IQ

Самый высокий уровень интеллекта у математика Теренса Тао из Австралии. У него коэффициент выше 200 баллов. Такое встречается очень редко, ведь у большинства людей показатель едва достигает 100. Практически все лауреаты Нобелевской премии являются обладателями высокого IQ — выше 150 баллов. Именно эти люди помогают развиваться технологиям, активно участвуют в исследованиях, совершают разные открытия, изучают космос и физические явления.

Разберем все возможные показатели интеллекта тестов IQ:

  1. Выше 140. Это люди с невероятным умом, редкими творческими способностями. Они могут легко достичь успеха в научной деятельности. Таким показателем может похвастаться Билл Гейтс, Стивен Хокинг. Люди с высоким ай кью совершают величайшие открытия, являются гениями своей эпохи. Именно они исследуют космос, создают новые технологии, ищут лекарства от болезней, изучают природу человека и окружающий мир. Процент таких индивидуумов всего 0,2 от населения Земли.
  2. Показатель 131-140. Таким уровнем может похвастаться 3 % населения планеты. В них входят Арнольд Шварценегер и Николь Кидман. Успешные люди, которые добиваются намеченной цели, обладают высоким уровнем интеллекта. Они могут стать успешными политиками, менеджерами, руководителями компаний, специалистами в науке.
  3. Показатель 121-130. Интеллект высокого уровня. Людям с таким показателем легко дается обучение в ВУЗе. Составляют 6 % населения. Они успешны, часто становятся руководителями, активно занимаются творчеством.
  4. Показатель 111-120. Выше среднего уровня интеллекта. Встречается у 12 % населения. Любят учиться, у них не возникает никаких проблем с науками. Если человек любит и хочет трудиться, то он легко сможет получить высокооплачиваемую работу.
  5. Показатель 101-110. Большинство людей планеты с таким уровнем интеллекта. Это средний коэффициент интеллекта, который говорит о полноценности человека. Многие его обладатели с трудом заканчивают ВУЗ, но при достаточных усилиях могут учиться и получить хорошую работу.
  6. Показатель 91-100. Результат для четверти населения планеты. Если тест показал такой результат, не стоит отчаиваться и расстраиваться. Такие люди хорошо учатся, могут работать в любой сфере, которая не требует значительных умственных усилий.
  7. Показатель 81-90. Коэффициент ниже среднего. Встречается у 10 % людей. Довольно неплохо учатся в школе, но редко получают высшее образование. Чаще работают там, где не нужно прилагать умственные усилия, больше любят трудиться физически.
  8. Показатель 71-80. Приблизительно 10 % населения с таким уровнем интеллекта. Встречается у людей, которые страдают умственной отсталостью легкой степени. Они часто учатся в специализированных школах, но могут обучаться и в нормальных среднеобразовательных учреждениях. Только их успехи редко поднимаются выше среднего.
  9. Показатель 51-70. Встречается у 7 % населения, которые имеют легкую форму умственной отсталости. Редко являются полноценными членами социума, но вполне могут самостоятельно жить и заботиться о себе без посторонней помощи.
  10. Показатель 21-50. Очень низкий уровень интеллекта, который встречается у 2 % людей. Индивидуумы страдают слабоумием, сильно отстают в развитии от своих сверстников. Они не могут нормально обучатся, имеют опекунов, которые помогают заботиться о себе.
  11. Ниже 20. Таких людей не больше 0,2 % от населения. Это показатель тяжелой формы умственной отсталости. Такие люди не могут сами жить, ходить на работу, зарабатывать себе на еду, одежду и проживание, поэтому постоянно находятся под опекой. Они не могут обучаться, часто страдают психологическими отклонениями.

Результат не стоит воспринимать как единую правдивую инстанцию. Ведь показатель зависит от многих факторов: окружающая среда, наследственность, стиль жизни, место проживания, религия.

Интеллект человека растет до 26 лет, а потом медленно уменьшается, если этому не препятствовать. Но все зависит от желания самого человека обучаться, искать и узнавать что-то новое. Поэтому есть все шансы повысить свой уровень знаний. Для этого необходимо не ленится, читать много книг, посещать культурные мероприятия, заниматься творчеством и умственной деятельностью.

Если для индивидуума интерес представляют только сериалы, игры и прогулки с друзьями, то даже при наличии большого потенциала, уровень его интеллекта будет низким. Необходимо постоянно совершенствовать свою личность, найти свое хобби, общаться с умными людьми, познавать мир.

Жизнь гения

Когда Уильяму было 7 лет, отец пытался отдать его учиться в Гарвард. Однако, такого маленького мальчика взять в университет не могли. И вторую попытку он совершил уже в 11-летнем возрасте. Попытка оказалась успешной.

Юноша попал на экспериментальный факультет, и стал самым младшим студентом Гарварда. После демонстрации знаний и интеллекта, Уильяма пригласили читать лекции по четырёхмерному пространству.

Подростком Уильям успешно окончил Гарвардскую школу наук и искусств.

В 15 лет Уйильям подвергался угрозам со стороны сверстников, которые обещали ему физическую расправу. В связи с этим, родители подростка решили найти ему работу подальше от плохой компании и он попал в Техас на должность помощника учителя Математики в Университете Райса. 

Однако через несколько месяцев Уильям Сайдис потерял вкус к работе в основном из-за плохо отношения учеников (он был младше них) и вернулся обратно. Он поступил в Гарварде в Школу права, но бросил обучение, не окончив его.

В дальнейшем Сайдис часто менял работу и покидал место сразу же, кто только коллегами замечалась его гениальность.

В 1919 году Сайдис в Бостоне принял участие в первомайской демонстрации, где был арестован. На суде он позиционировал себя как социалист и был приговорён к 18 месяцам тюрьмы. 

Суд самого молодого студента Гарварда вызвал большую шумиху и широко освещался в прессе. Но отбывать наказание Уильяму не пришлось, так как его отец сумел уговорить прокурора на смягчение. 

Уильям прожил год в Нью-Гемпшире в санатории, а потом вернулся к родителям, которые требовали от сына радикальных изменений, иначе грозились сдать его в сумасшедший дом.

Всю остальную жизнь Уильям Сайдис прожил в одиночестве в Нью-Йорке. Увлекался коллекционированием железнодорожных билетов. Он часто судился с газетными издателями, которые публиковали статьи о нём.

В 46 лет Уильям Сайдис умер от мозгового инсульта. По этой же причине умер и его отец Борис Сайдис в возрасте 56 лет.

Сколько IQ у нормального человека

Средний уровень интеллектуального развития составляет 100-120 баллов. Однако учеными давно предложено определять уровень IQ с учетом хронологического возраста. Тест показывает не степень эрудированности личности, а оценивает общие показатели. Тесты разработаны с целью распределить результаты со средним показателем. Тест указывает направление, в котором человек должен развиваться. Считается хорошим уровень IQ 90-120 баллов. Однако следует помнить, что наиболее верными будут результаты первоначального тестирования, дальше данные будут искажаться.

Человеческий интеллект определить очень трудно, измерить — практически невозможно. Накопление знаний, способностей и навыков происходит в течение всей жизни человека.

Основу интеллекта составляют несколько определяющих факторов, важны генетика, среда, окружение. Учеными установлена прямая зависимость умственного развития от генов. Процент влияния может составлять от 40 до 80 процентов.

На уровень интеллекта и индекс айкю влияет развитие головного мозга. Чем сильнее развиты у человека лобные доли, отвечающие за мыслительные процессы, тем выше уровень IQ.

Особое внимание ученые уделяют развитию детей в первые годы жизни и воспитанию. Уровень умственного развития связывался с порядком рождения детей в семье

Долгое время считалось, что первенцы обладают более высоким уровнем айкью. По сравнению с младшими детьми. Недавние исследования показали, что порядок рождения детей определяет потенциал развития, умение рассуждать и мыслить, и в результате определить уровень развития интеллекта. В среднем дети, рожденные первыми, при прохождении тестов показывают соответствие норме по возрасту, но набирают на несколько баллов больше, чем младшие братья и сестры.

На развитие умственных способностей оказывает влияние состояние здоровья. Нормально для человека следовать полезным привычкам и вести здоровый образ жизни. Это позволяет поддерживать в тонусе мозговую активность. Ученые доказали, что среди людей, обладающих высоким уровнем интеллекта, меньше больных хроническими заболеваниями, их продолжительность жизни выше.

Критика [ править | править код ]

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных и политиков.

Доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта у многих задач некорректно составлены условия либо ошибочны авторские решения. По его мнению, тесты Айзенка выдают высокую оценку людям с «усреднённым» мышлением, в то время как более умный человек с большей вероятностью даст решение, отличное от авторского .

Не имея целью критиковать тесты на IQ, советский психолог Лев Семёнович Выготский, тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития . В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития».

Известный британский марксист Морис Корнфорт, критиковал тесты на IQ как метафизичные и направленные на то, чтобы лишить большинство детей полноценного образования из-за их, якобы, недостаточных для этого умственных способностей .

В 2012 году британские учёные пришли к выводу о том, что интеллект человека состоит из нескольких компонентов и не сводится к одному показателю .

Самый высокий уровень IQ у австралийского математика, автора теоремы Грина-Тао, его зовут Теренс Тао. Получение результатов свыше 200 баллов — очень редкое явление, ведь большинство жителей нашей планеты едва набирают 100 баллов. Людей с крайне высоким IQ (более 150) можно найти среди Нобелевских лауреатов. Именно эти люди двигают науку вперед, совершают открытия в различных профессиональных отраслях. Среди них американская писательница Мэрилин вос Савант, астрофизик Кристофер Хирата, феноменальный читатель Ким Пик, способный прочитывать страницу текста за несколько секунд, британец Дэниел Таммет, запоминающий тысячи цифр, Ким Унг-Йонг, который уже в 3 года учился в университете и другие известные личности с поразительными способностями.

IQ 170 — Пол Аллен

Пол Аллен — величайший провидец из Microsoft. Именно так называют аналитики одного из основателей могущественной Microsoft Corp. Соучредитель компании Майкрософт Пол Аллен является, одним из самых успешных людей, который превратил свой IQ в богатство. В совместном бизнесе Пол Аллен занимался техническими идеями и перспективными разработками (его перу принадлежат Word и Windows, MS DOS и Microsoft Mouse), Гейтсу ближе оказались переговоры, контракты и прочее деловое общение. При состоянии, оцениваемом в 14,2 миллиарда долларов, Пол Аллен находится на 48-м месте в списке самых богатых людей в мире, являясь владельцем множества компаний и спортивных команд. Это прямо подтверждает знаменитую американскую поговорку: «Если ты такой умный, почему не богатый?».

Споры вокруг IQ

Что такое IQ-тесты? Это набор из нескольких десятков заданий, которые нужно выполнить за отведенное время. Такую методику определения уровня умственных способностей многие до сих пор считают спорной.

Одни специалисты полагают, что ограничение по времени, как правило, мобилизует мозг, человек начинает лучше соображать и быстрее решать задачи. В обычных условиях этот же интеллектуал может начать «тупить» и не справиться с более простым тестом. А у некоторых все происходит с точностью наоборот.

Другие эксперты считают, что IQ демонстрирует не знания, а особую гибкость мышления, способность тестируемого логически мыслить, рассуждать, находить не ответы на поставленные вопросы, а пути поиска к ним. Но это дано не каждому. Айзенк сам признавал, что IQ-тесты требуют навыков и не рассчитаны на глубокие знания предмета. Если вы мыслите нестандартно, результаты вашего тестирования могут оказаться ниже среднего.

Третья категория ученых уверена, что неоднократное прохождение одного и того же теста позволяет освоить и запомнить принципы решения задач. Поэтому уже с третьего или четвертого раза можно дойти до уровня «гениальности». Такие тренинги рекомендуют проходить, например, перед важными собеседованиями, на которых нередко используются IQ-тесты.

И, наконец, многие ученые обнаруживают прямую связь между уровнем интеллекта и социальным положением человека, его окружением, уровнем доходов, а также качеством здоровья и профессией, которой он владеет. Не последнюю роль в этом вопросе играет возраст. По некоторым данным пик интеллектуального развития приходится на 26-27 лет. Однако факт дальнейшего его снижения многие ученые считают неоднозначным.

В целом психологи и другие специалисты не рекомендуют для определения умственных способностей человека полагаться только на показатель IQ. Все-таки, объясняют они, интеллект такое широкое и глубокое понятие, что его невозможно ограничить рамками типовых тестов.

Виноват во всем прогресс

После «эффекта Флинна» учеными по всему миру примерно с 90-х годов регистрировалось снижение интеллектуального уровня человечества. В 2000 году был выведен среднемировой показатель IQ, составивший 90,31 балла. По прогнозу ученых, к 2025 году он составит 86,67 балла. Ученые говорят, что, если тенденция сохранится, то через какие-то 150 лет средний уровень интеллекта взрослого человека будет равен тому, который имеет нынешний девятилетний ребенок.

Российские ученые по этому поводу бьют тревогу. По их данным, ежегодно все большее количество людей жалуется на ухудшение мозговой деятельности: возрастает рассеянность, возникают сложности с запоминанием даже простейшей информации, невозможность сконцентрироваться на чтении больших текстов, а о чтении книг вообще мало кто говорит. Самое ужасное, говорят врачи, что жалуются на это не пожилые люди, которым по возрасту «положены» такие проблемы, а представители среднего возраста и более молодое поколение. По мнению медиков, виноваты во всем Интернет и распространение гаджетов. Людей подсадили на постоянную связь, и они теперь все свободное время проводят в смартфонах и ноутбуках. Мир перешел на чтение коротких сообщений, получение хаотичных отрывочных сведений, восприятие очень узкой информации. В результате сегодня многим не под силу прочесть обычную аналитическую статью: на просторах всемирной паутины стал распространенным аргумент: «слишком много букв – не осилил». Хорошо еще, если написано без ошибок. В 2008 году российские ученые опубликованы данные, свидетельствующие о том, что в Интернете среднестатистический пользователь прочитывает не более 20 процентов текста, который размещен на странице. Читает начало, несколько строк в середине и конец, чтобы понять, чем все закончилось. А далее он ставит лайк, одновременно решая, кем с этим поделиться с целью вызвать новую волну лайков. До осмысливания прочитанного, а уж тем более вразумительного обсуждения мало кто доходит. Мыслительная деятельность в СМС-формате – вот что губит интеллект людей, уверяют ученые. Но не все.