Гуманитарные специальности и вузы

Перспективные гуманитарные профессии будущего

Далее речь пойдет об изменениях рынка гуманитарных профессий с развитием информационных технологий. Мы расскажем о гуманитарных профессиях, которые набирают популярность и станут особенно востребованы в будущем. Особенность этих профессий состоит в том, что многие из них прекрасно подходят для фриланса. Раньше трудовая деятельность гуманитария была немыслима без личного взаимодействия с другими людьми, но сегодня специалисты гуманитарной сферы могут применять свои знания и навыки и получать от этого стабильный доход, не выходя из дома.

PR-менеджер

Профессия PR-менеджера относится к социально-гуманитарному профилю. Приставка PR (public relations) в названии переводится с английского как «связи с общественностью». PR-менеджер или специалист по связям с общественностью – этот тот, кто создает репутацию бренда, отдельного человека (например, политика) или целой фирмы и ищет способы привлечения к ним внимания целевой аудитории.

PR-менеджеры работают в сферах государственной службы и политики, бизнеса и торговли. Существует еще так называемый социальный пиар, в задачи которого входит привлечение широкого круга людей к общественной деятельности или социальным проектам.

Для построения успешной карьеры PR-менеджера незаменимыми качествами будут умение анализировать и прогнозировать, хорошая речь, особенно письменная, и знания психологии.

Seo специалист

SEO специалист – это человек, который занимается оптимизацией интернет-сайтов, их структуры, контента и имеющихся функций, учитывая поисковые запросы интернет-пользователей и особенности поисковых систем. Задача SEO специалиста – сделать так, чтобы сайт оказался в самом начале списка страниц, который предлагает поисковая система в ответ на тот или иной пользовательский запрос. По мере того как Интернет проникает во все сферы человеческой жизни, SEO специалисты становятся все более востребованными.

SMM специалист

SMM специалист – новая гуманитарная профессия, особенно популярная среди девушек. SMM – аббревиатура английского словосочетания Social Media Marketing, что в переводе означает «маркетинг в социальных медиа». Отсюда поле деятельности SMM-специалиста – социальные сети, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому SMM-специалист – чрезвычайно востребованная профессия гуманитарного профиля.

Контент-менеджер

Понятие контента включает в себя тексты, фотографии, видео и аудиозаписи, публикуемые на интернет-сайтах. Когда мы создаем новый пост в своем аккаунте в социальной сети, мы тоже являемся создателями контента. Однако ошибочно полагать, что генерирование контента является главной обязанностью контент-менеджера. Далеко не всегда он сам пишет тексты, подбирает к ним фото- и т. д. Контент-менеджер – это человек, который следит за качеством контента, соответствием наполнения сайта его целям и своевременностью обновления информации.

Стилист

Стилист – это перспективная гуманитарная профессия с ярко выраженным творческим уклоном. Место в списке профессий будущего она получила благодаря современной тенденции сотворения образов. Публичные люди должны всегда хорошо выглядеть, однако, чтобы заниматься своим внешним видом, им, как правило, не хватает времени и знаний. Поэтому они нередко обращаются за квалифицированной помощью к стилистам – специалистам по созданию имиджа и индивидуального стиля.

Кто такой гуманитарий?

Гуманитарий — это человек, от природы предрасположенный к творческой деятельности, но испытывающий затруднения в работе с точными науками. Это определения гуманитария в широком смысле слова. В узком смысле гуманитарий — это специалист, получивший гуманитарное образование.

На практике получается так, что люди, изначально склонные к творческой деятельности, чаще всего поступают в вузы на гуманитарные специальности. Поэтому обе трактовки обычно применимы к одному и тому же человеку.

Слово «гуманитарный» имеет латинское происхождение. Оно образовано от слова humanus (человеческий) и подразумевает всё, что связано с человеком. Гуманитарными называются науки, изучающие человеческие взаимоотношения, культуру, религию, психологию, искусство, историю и прочее.

Гуманитарий – это человек, от природы имеющий хорошо развитое творческое мышление и использующий свои творческие способности для работы. Противоположностью гуманитария является «технарь» – человек с логическим и математическим мышлением. Интересно, что эти два типа мышления плохо сочетаются. Поэтому гуманитарию обычно плохо даются технические науки, а технарю – гуманитарные.

Волноваться следует

Полвека назад филолог Эрих Ауэрбах поднял аналогичный вопрос, когда над Европой висел тот призрак кризиса, который сегодня материализовался в Индии. Он описывал потерю классической филологии как «обнищание, у которого не может быть компенсации». Но Ауэрбах подразумевал, что есть категория людей, которая такую потерю прочувствует и осознает ее масштаб. Сегодня ситуация куда проблематичнее — стоит просмотреть информационную и академическую повестку, и станет ясно, что филология — это последнее, что сегодня интересует человечество, и первое, чем, в случае чего, можно пренебречь. И это довольно страшная картина.

В отношении Индии Поллок дает четкую временную рамку для определения «классики» — высокая культура до 1800-х. Четкая граница связана с тем, что колониальная Индия, расположившаяся по ту сторону этой рамки, использует литературу идеологически, создает определенный образ Индии и, как следствие, дистанцию между изначальным посылом и тем, кто его воспримет в будущем. Классическое, по Шелдону Поллоку, — это Культура без примесей.

Тех, кто подобную культуру создает — классиков — в европейской традиции, начиная от Элиота и заканчивая Гадамером, определяют как универсальных мыслителей, транслирующих вечные истины, вечную современность и нетленную, недвусмысленную мораль. Сама категория универсальности в такой системе представлений связана с образом Классика и Классического. Поллок устанавливает принципиально иную и более интересную логику: классик универсален не потому, что транслирует в мир абсолютные истины, замершие, как насекомые в янтаре. Он универсален, поскольку сопротивляется современности, высвечивает различия между прошлой эпохой и нынешней. Классик не вскармливает в читателе иллюзию о том, что люди эпохи Гомера мыслили и чувствовали так же, как мы, он открывает доступ к различиям в наших сознаниях.

Например, актуальное для нас сегодня сочетание осмысленного космополитизма и местничества, данное в санскритской литературе.

Не имея возможности прочесть тексты прошлого, мы теряем единственный источник, который позволяет нам соприкоснуться с исчезнувшим знанием, с формами мышления, оставшимися по ту сторону времени. Главным связующим звеном здесь становится язык (в гадамеровском понимании: «Язык — не столько имущество человека в мире, сколько основа для того, что у человека вообще есть мир… существование человека в мире исконно лингвистическое»). С языком тесно связана педагогическая функция классики, вырабатывающей в нас понимание того, как человек обуславливается языком.

Филология в этом смысле — главный помощник по преодолению временной и пространственной дистанции между нами и текстом, помогающий прорваться к пониманию того, что этот текст транслирует. Причем к тексту любому, в том числе современному, то есть прозрачному, разжеванному и доступному, но все же влияющему на наше сознание. Классическая филология создает для нас методологический канон, учит нас дисциплинированным отношениям с текстом и проясняет не всегда ясные взаимосвязи в триаде «автор – традиция – наше собственное сознание».

Та же санскритская литература оставила нам в наследство одновременно и отчет о взращивании цивилизации, и описание варварства, чудовищного социального неравенства и прочих общественных зол. Научное исследование здесь выполняет роль архитектора критического мышления, которое имеет дело с довольно тонкими вещами вроде тех, о которых писал Маркс: «Трудность заключается не в понимании того, что греческое искусство и эпопея переплетены с определенным формами социального развития , сложность в том, что они все еще доставляют там артистическое удовольствие».

Исследование несовременного языка парадоксальным образом становится самым глубоким методом рефлексии над современностью, а классическая филология текстов ведет нас прямиком к филологии жизни, о чем фрагментарно писал Ницше: «Филология как ephexis — в толковании: идет ли дело о книгах, о газетных новостях, о судьбах и состоянии погоды, не говоря уже о „спасении души“». Быть может, силами классической филологии душу и не спасти, но некоторой части человечества она была бы крайне полезна.

Патетика заключается еще в том, что в эпоху господствующего капитализма выбирать самый неинструментальный способ образования — значит выбирать максимально оппозиционный способ жизни.

Виды науки

Впервые классификацию науки по различным видам провел Аристотель. Он поделил их на теоретические, практические и творческие. В современном мире науки принято делить на:

  • естественные;
  • технические;
  • гуманитарные;
  • общественные. 

Естественные

Естественные науки — это науки о явлениях природы, ее объектах, о происходящих в ней процессах, о человеке как субъекте природы. Сюда относится математика, физика, химия, общая биология, анатомия, география, геология астрономия. Они отвечают за накопленные знания и опыт человечества. Одним из главных методов исследования в естественных науках является экспериментальная деятельность человека. Все знания проверяются либо опытным путем, либо с помощью строгих, логически выверенных доказательств.

Технические

Технические (инженерные) науки — науки, изучающие главным образом явления, имеющие отношение к развитию технического прогресса. К ним можно отнести архитектуру, информатику, механику, электротехнику, агрономию.

Они выполняют функцию практического применения естественно-научных знаний, а также отвечают за разработку технологий, создание и развитие техники. В свою очередь, результаты прикладной технической деятельности на практике доказывают или опровергают теоретические знания. 

Гуманитарные

Гуманитарные науки — это науки, изучающие человека и его взаимодействие с обществом. В отличие от естественных, в них имеет значение не столько точное описание происходящих событий, сколько их ясное понимание и объяснение произошедшего. Важнейшую роль здесь играет понятие правды и присутствие нравственной оценки события.

К гуманитарным наукам относят:

  • культурологию;
  • политологию;
  • лингвистику;
  • филологию;
  • психологию;
  • этнографию;
  • религиоведение;
  • антропологию;
  • литературоведение;
  • искусствознание;
  • отдельные разделы философии;
  • частично исторические науки.

Общественные

Общественные науки — это науки, исследующие закономерности развития природы, человеческого общества, мышления человека, изучающие экономические, исторические, социальные и культурные вопросы.

Происходящие в обществе процессы имеют более сильное влияние на развитие этих наук, чем на естественные или технические.

На первом месте здесь стоит комплекс философских дисциплин (логика и диалектика), а также обществознание. К общественным наукам относятся:

  • социология;
  • история;
  • юриспруденция;
  • политология;
  • педагогика;
  • риторика;
  • социальная география;
  • экономика;
  • большая часть гуманитарных наук.

Гуманитарные и общественные науки по своему содержанию тесно связаны друг с другом, имеют общие черты, поэтому их часто объединяют.

Проблема амбивалентности

Хотя все прикладные дисциплины направлены на то, чтобы помогать человеку решать определенные задачи, их итоги могут быть двойственными. С одной стороны, новые знания считаются поводом для дальнейшего прогресса и расширения сознания людей. Но с другой, они становятся причиной появления проблем. В некоторых случаях они могут оказывать негативное влияние на человека и окружающую среду.

Прикладные науки часто нарушают природную гармонию. Они служат удовлетворению потребностей личности. С их помощью люди получают хорошую прибыль. Но при этом они могут стимулировать или усугублять природные процессы, негативно сказываться на здоровье и даже заменять естественные элементы синтетическими.

Подобное противоречивое отношение может угрожать существованию планеты. Ведь прикладные дисциплины служат только потребностям человека. А природа при этом терпит значительный ущерб. Эта амбивалентность поделила учёных и исследователей на две группы. Одна считает, что человек является венцом природы и может делать всё, что ему угодно. А вторая старается доказать, что люди должны жить в гармонии с окружающим миром и не нарушать его законы.

Общественные науки

Общественные науки кроме перечисленных гуманитарных охватывают еще и социальный круг исследований — это история, юриспруденция, лингвистика, риторика, политология, педагогика, культурология, география, антропология. Столь большой спектр наук изучает исторические этапы прошлого, а также, что может произойти в истории будущего. Решает фундаментальные теоремы социального общества. Эта наука исследует человеческие взаимоотношения и позиции.

Еще в недалеком прошлом общественные науки не имели под собой основы и рассматривались только с точки зрения необходимости в той или иной области. На сегодняшний день они являются актуальными для всех слоев общества. Теория о том, что люди смогут управлять собой с помощью социальной статистики и исследований становится популярной и рассматриваемой.

Переводчик

Предмет: лингвистика, иностранные языки.Средняя зарплата: 55 000 руб.Необходимое образование: высшее профессиональное, языковая практика в стране или с носителем языка.Кому подходит: всем, у кого есть способности к языкам.

Переводчики безупречно знают один или несколько иностранных языков. Часто эту профессию выбирают люди, которые не просто окончили языковой вуз, но и на протяжении определенного времени проживали с носителями языка. Переводчики работают с литературными произведениями, документацией, техническими материалами или могут быть синхронистами

В последнем случае важно понимание особенностей языковой среды и местных диалектов, иначе можно попасть в курьезные ситуации

Сегодня перспективным считается изучение китайского, немецкого, испанского языков. Наиболее популярным продолжает оставаться английский, около 65 % работодателей ищут специалистов, которые могут работать с этим языком.

Отличие гуманитарных и общественных наук

Если говорить простым языком, то гуманитарные науки направлены на изучения человека с точки зрения его внутренней натуры: духовность, нравственность, культурность, изобретательность. В свою очередь общественные направлены на изучение не только внутреннего естества человека, но и его действия в той или иной ситуации, мировоззрение на происходящее в обществе.
Есть несколько основных отличий между гуманитарными и общественными науками:

Абстрактные понятия, которые выявляют признаки и свойства ориентированы в гуманитарных науках. Например, «опытный человек», в данном случае рассматривается не сам человек, а тот самый опыт, который он получил

Общественные же науки акцентируют свое внимание на человеке и его деятельности в социальном обществе.
Чтобы теоретически ориентироваться в изучении социального развития общества, ученые общественных наук пользуются проверенными инструментами и правилами. В гуманитарных науках это мало практикуют.

Учреждения

Различные учреждения из исследований , в области науки говорят , в частности , «социальный» и их расширение в других областях (экономика, политика, религия, история …), были созданы в первой половине XX — го  века  : Новая школа социальных исследований в Нью-Йорк, 1919 год  ; Международный институт социальной истории в Амстердаме, в 1935 году  ; Франция, начиная с 1869 г. Практическая школа высшие исследования имеют раздел , посвященный экономику и VI — й глава школы станет школой высших исследований в области социальных наук . Свободная школа политических наук была создана в 1872 году , а в 1945 году стал Sciences Po . С года Фернан Бродель возглавлял Фонд Maison des Sciences de l’Homme , который он помог создать.

Фонд Рокфеллера создал Департамент производственных отношений с целью лучшего понимания социальных движений после резни в Ладлоу (апрель 1914 г. ). Департамент возглавил Уильям Лайон Маккензи Кинг , который несколько раз будет премьер-министром Канады . В 1930-х годах Фонд Рокфеллера, который начал финансировать все больше и больше инфраструктуры, связанной с социальными науками, создав, среди прочего, Совет по исследованиям в области социальных наук , купил Центр социальной документации (CDS), созданный во Франции патроном Альбертом Каном. , и расположен на улице Ульм, в помещении Высшей школы нормального образования (ENS). Но CDS прекратил свою деятельность в 1941 году , а его фонды были рассредоточены (большая часть из них хранилась в Библиотеке современной международной документации (BDIC) в Нантере ).

Во Франции Французское общество истории гуманитарных наук (SFHSH), некоммерческая ассоциация, созданная в 1986 году, объединяет исследователей, целью которых является продвижение историографических исследований, касающихся социальных и гуманитарных наук. Большинство ежегодных конференций, организуемых SFHSH, были опубликованы, некоторые из них были опубликованы в сборнике «История социальных наук», созданном в L’Harmattan в 1994 году Клодом Бланкартом и Лораном Муккьелли .

Дисциплины

Рейтинг дисциплин может варьироваться в зависимости от страны и перспективы с международной точки зрения.

Новая номенклатура СВС, 2010 (Франция)

Что касается научных исследований во Франции , классификация дисциплин выглядит следующим образом в новой номенклатуре (2010 г.) национальной стратегии исследований и инноваций (SNRI) гуманитарных и социальных наук (SHS):

  • SHS1: Рынки и организации (экономика, финансы, управление)
  • SHS2: Социальные нормы, институты и поведение (право, политология, социология, антропология, этнология, демография, информация и коммуникация)
  • SHS3: Космос, окружающая среда и общества (исследования окружающей среды, физическая география, социальная география, городская и региональная география, планирование землепользования)
  • SHS4: Человеческий разум, язык, образование (когнитивные науки, языковые науки, психология, педагогические науки, STAPS)
  • SHS5: языки, тексты, искусство и культура (языки, литература, искусство, философия, религия, история идей)
  • SHS6: Древний и современный миры (Предыстория, археология, история, история искусства)

Согласно ОЭСР, руководство Фраскати

Следующие науки классифицируются в соответствии с «Рабочей группой национальных экспертов по показателям науки и технологий» ( ОЭСР , НИОКР  : Руководство Фраскати , 1963 г., 7-е издание на английском языке: 2015 г.).

  • Социальные науки  :

    • Психология
    • Экономика и менеджмент (экономика, эконометрика, производственные отношения, администрирование и управление бизнесом);
    • Педагогические науки (образование в целом, педагогика, дидактика);
    • Социология (социология, демография, антропология, этнология, семейные исследования);
    • Право (юриспруденция, криминология, пенология);
    • Политология (политология, государственное управление, теория организаций);
    • Социальная и экономическая география (экология (социальные аспекты), культурная и экономическая география, градостроительные исследования (городское планирование и развитие): транспортное планирование и социальные аспекты транспорта);
    • Медиа и коммуникация (журналистика, информатика (социальные аспекты), библиотечное дело, медиа и социокультурная коммуникация).
  • Гуманитарные науки (или гуманитарные науки):
    • История , история искусства , археология  ;
    • Языки и литература (общие языковые исследования, отдельные языки, общие литературные исследования, теория литературы, отдельные литературы, лингвистика);
    • Философия , мораль и религия (философия, история и философия науки и техники, этика, теология, религиоведение);
    • Искусство (искусство, архитектурный дизайн, исполнительское искусство (музыковедение, театральное искусство, драматургия), фольклористика, кино, радио и телевидение).

Три популярных вопроса о профессиях для гуманитариев

Какие профессии для гуманитариев оплачиваются лучше всего?

Самые высокооплачиваемые профессии для гуманитариев – журналистика и писательское дело. Журналисты, работающие в крупных городах, получают зарплаты выше 50 000 руб., а гонорар писателя может превышать 100 000 руб., но для этого нужно создать действительно интересную книгу.

Также лидирующие позиции в списке высокооплачиваемых профессий для гуманитариев занимает работа психологов. Цена одного сеанса психолога в Москве стартует от 2 000–2 500 тыс. руб., за день можно работать с 2-3 пациентами. Конечно, на периферии «душеведы» получают меньший гонорар, но все равно в месяц выходит солидная сумма.

Заработки фотографа, парикмахера-стилиста, переводчика, художников зависит от количества клиентов: много заказов – большой доход. Средне оплачивается труд полицейских, заработная плата несоизмерима с физическими нагрузками и опасностью, которой ежедневно подвергают свою жизнь представители правопорядка.

Самые маленькие заработные платы у учителей, библиотекарей, а также социальных работников. И если педагоги могут давать частные уроки, то последние два специалиста лишены этой возможности.

Какие профессии для гуманитариев можно освоить на курсах?

Гуманитарии могут быть не привязаны к рабочему месту, ведь написанием статей, созданием фотоснимков или переводами можно заниматься в любой точке мира, благо сегодня для отправки материалов можно использовать интернет. Если вы хотите быстро получить новую специальность, то можете записаться на курсы корректоров. Вас научат вычитывать, исправлять чужие тексты, рекламные и другие виды материалов.

Также на курсах можно получить профессию фотографа, графического дизайнера, лешмейкера, который специализируется на наращивании ресниц. Популярность пользуются программы для гидов и экскурсоводов, нянь.

Хорошая профессия для гуманитариев-интровертов – блогер. Работая в этой сфере, можно не покидать свой дом или, наоборот, постоянно путешествовать. Блогеры занимаются созданием текстового и визуального контента, подыскивая интересное для читателей (зрителей) направление. Если блог популярный, то его читают, цитируют, поэтому в нем можно размещать рекламные материалы. Именно за рекламу блогерам и платят деньги, стоимость одного поста может составлять от нескольких сотен рублей до 300 000 и больше.

Какие еще существуют профессии для гуманитариев?

Современные технологии постепенно вытесняют труд живых людей, многие виды работ через 10–15 лет просто утратят свою актуальность. Эксперты считают, что автоматизация отправит в прошлое профессии администраторов сайтов, почтальонов, многих сотрудников типографий. Но есть профессии для гуманитариев, которые никогда не перестанут быть востребованными:

  • адвокат, защищающий своих клиентов во время судебных заседаний, оказывающий профессиональную юридическую помощь гражданам;
  • археолог, который изучает историю человечества, используя реальные вещественные источники и занимаясь их поиском;
  • дизайнер, занимающийся разработкой интерьеров, перепланировкой и реализацией созданного проекта;
  • флорист, умеющий создавать неповторимые цветочные композиции;
  • актер, который перевоплощается в разные образы на сцене, во время съемок кинофильмов, рекламных роликов;
  • диджей, создающий и воспроизводящий музыкальные композиции.

Еще одна интересная специальность – стюарды и стюардессы, работающие на воздушных суднах. Они оказывают помощь пассажирам, отвечают за безопасность в течение полета, а в чрезвычайных ситуациях – за эвакуацию. За годы работы бортпроводники посещают десятки стран, расширяют свой кругозор, подтягивают знание иностранных языков. Еще один бонус профессии – неплохая заработная плата, размер которой стартует от 50 000 руб. Словом, у гуманитариев огромный выбор профессий – работать можно и на земле, и в небе. 

Высшее гуманитарное образование: что это такое

Что же из себя представляет гуманитарное образование и зачем оно нужно?

Гуманитарным наукам противопоставляют технические, изучающие машины, технику и производственные процессы. А также профессиональные направления, главная цель которых — обучать конкретным навыкам, а не развивать академические знания.

Что такое гуманитарный вуз? Это университеты, основная цель которых развивать и прививать студентам гуманитарную мысль. Это значит, научить их думать широко, видеть связи между событиями, читать и понимать фундаментальные труды, учитывать множество факторов, принимать нетривиальные решения и подходить к задачам творчески.

Лучшие вузы для обучения

Теперь остановимся на том, куда пойти учиться гуманитарию. В основном получают такие профессии после 11 класса школы, хотя по некоторым направлениям есть и средние специальные учебные заведения. Учиться лучше всего в классических или гуманитарных университетах, где есть квалифицированный преподавательский состав, необходимая литература и материальная база. Остановимся на некоторых из них:

  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова – это один из главных вузов страны. В нем можно получить знания по широчайшему спектру профилей. Достаточно взглянуть на структуру заведения. Здесь есть философский, экономический, филологический, юридический, исторический факультеты, высшие школы перевода, телевидения, социальных наук и др. Есть все возможности заниматься наукой, нередко в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Диплом МГУ открывает многие двери и дает серьезные перспективы.
  • Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова обучает студентов на факультетах лечебном, стоматологическом, клинической психологии, сестринского дела, педиатрическом, спортивной медицины. Вуз имеет ряд иностранных партнеров. Среди них университеты из г. Осло (Норвегия), г. Осака (Япония), г. Гронинген (Нидерланды), г. Бордо (Франция) и др. Реализуется ряд международных проектов.
  • Российский государственный университет правосудия учит по четырем основным профилям: «Юриспруденция», «Менеджмент», «Экономика», «Государственное и муниципальное управление». Здесь готовят специалистов по гражданскому, административному, земельному, конституционному, уголовному, международному праву.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) выпускает учителей самых разных специальностей, психологов, дефектологов, лингвистов. Есть филиалы в Выборге, Махачкале и Волхове. Налажено сотрудничество с целым рядом (около 180) университетов, институтов, общественных организаций гуманитарного направления.
  • Московский государственный институт культуры предлагает возможность получить профессиональные знания по ряду специальностей. Здесь действуют хореографический, театрально-режиссерский факультеты, а также факультеты музыкального искусства, медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств, государственной культурной политики. Творческие люди могут в полной мере реализовать свой потенциал в стенах этого вуза и после его окончания.

Те, кто не поступает сразу в вуз, может начать свое обучение в соответствующих колледжах (педагогическом, правовом, медицинском) или училищах культуры, после чего начинать трудовую деятельность или подавать документы в университет.