Универсальный гений готфрида вильгельма лейбница

Поздние годы

Семье Брунсвик Лейбниц прослужит сорок лет, пережив правление трёх наследных принцев. Таким образом, Лейбниц попадает в политическое окружение, определённое династическими целями Германского государства. Это время Лейбниц посвящает умственным занятиям логикой, физикой, философией, совершенствуя свои труды по исчислениям и другим вопросам математики. В 1674 г. он приступает к работе над исчислениями и, к 1677 г., представляет собственную последовательную систему, которая, однако, будет опубликована лишь в 1684 г. Поздние публикации 1682-1692 г.г. в значительной мере улучшают его математическую и научную репутацию. Курфюрст Эрнст Август, с целью доказать правомерность династических амбиций рода Брунсвиков, поручает Лейбницу написать историю дома. А потому, в 1687-1690 г.г. Лейбниц, в поисках архивных документов, путешествует по Германии, Италии и Австрии. В 1708 г. в научном журнале Королевского общества появляется статья Джона Кейла, в которой тот обвиняет Лейбница в плагиате идей Ньютона. Последние тридцать лет своей жизни Лейбниц занимается вопросами математики, богословия, истории, юриспруденции, политики, науки и философии.

Учение Лейбница

Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединить современную науку и философию с идеями и достижениями древних, особенно греческих мыслителей и ученых. Лейбниц выступал против огульного очернения античных мыслителей, таких как английские эмпирики, особенно Бэкон и Гоббс, и многие другие философы, которые считали полезность, пользу, практические результаты прикладной науки более важными, чем «пустые» и «никчемные» рассуждения греков. Лейбниц вообще был противником всех крайностей, и в своих учениях он старался с максимальной эффективностью использовать для себя как бесспорные истины древних авторов, так и последние достижения современной мысли. Все это, вероятно, происходило в рамках его интересных и оригинальных идей о всемогущем добром Боге, который примиряет все конфликты и сглаживает все противоречия.

Об античной философии

Ко времени Лейбница античная философия не только вышла из моды, но, казалось, навсегда была обречена на забвение как несостоятельная для научного прогресса и общего развития человеческой мысли. Многие из ее понятий и категорий были разоблачены философами Нового времени как несущественные и даже ложные. Лейбниц, однако, был принципиально против такого подхода: «Мне не стыдно сказать, что в книгах Аристотеля я нахожу больше справедливого, чем в умозаключениях Декарта. Поэтому я смею утверждать, что все восемь книг Аристотеля могут быть успешно использованы для обновленной философии. Все, что Аристотель говорил о материи, форме, природе, месте, бесконечности, времени и движении, по большей части верно и доказуемо».

Теория познания

В этом свете платоновская теория знания как памяти приобретает новое прочтение. Лейбниц не согласен с представлением Локка о том, что сознание человека в момент рождения представляет собой tabula rasa («чистую доску»), в которую только с жизненным опытом, со временем, «вписываются» соответствующие знания, получаемые органами восприятия — чувствами. В ответ на знаменитый постулат Локка о том, что в нашем интеллекте нет ничего, что не присутствовало бы ранее в чувственном опыте, Лейбниц горячо заявляет: «…кроме самого интеллекта». Другими словами, наш человеческий разум, интеллект, еще до рождения представляет собой очень специфический вид опыта, с которым мы приходим на землю, в мир физических вещей. И постижение этого мира, утверждает Лейбниц, вполне возможно, поскольку наш разум обладает «зародышами» знания о существах, формах и природе вещей, которые даны нам в опыте.

О недостатках механизма.

Механицизм, который был моден в то время и который также получал признание в философском учении, не устраивал Лейбница как единственно возможное объяснение структуры мира. Он считал, что одной механической модели явно недостаточно, и что в основе внешне воспринимаемых механических явлений мира лежат духовные, а потому не видимые глазу явления. Таким образом, все материальные (механические) объекты Вселенной, говорит Лейбниц, являются проявлениями некоего общего ментального замысла, постижение которого позволит нам объяснить все истинные причины физической природы.

О монадах.

Согласно Лейбницу, весь мир состоит из особых духовных частиц, наделенных сознанием, или, как он сам их называет, «элементов всех вещей». Они называются монадами и заполняют все пространство Вселенной, располагаясь в определенной иерархии по отношению друг к другу. Ведь сознание, которым они обладают, по мнению Лейбница, в той или иной степени присутствует во всем одушевленном и неодушевленном мире. А раз так, то и монады относятся друг к другу в соответствии с уровнем своего сознания. Но в этом случае ни одна из монад не может повлиять на другую, то есть монады никак не взаимодействуют друг с другом: «у монад нет окон, через которые что-либо может войти или выйти».

О свойствах монады.

Таким образом, мир состоит из особых монад, которые не поддаются декомпозиции. Эти монады в бесконечной вселенной должны быть также бесконечными по числу, поскольку нигде в природе, утверждает Лейбниц, нет пустоты и прерывистости. В то же время каждая монада уникальна, индивидуальна, неповторима. Нет двух одинаковых монад, так же как нет двух одинаковых листьев на дереве.

Научная деятельность

К тому времени, как ему исполнился двадцать один год, Лейбниц успел написать ряд научных очерков. Один из них получил высокую оценку специалистов, как за то, что автор предпринял попытку восстановления свода законов римского права, так и за то, что он доступно и чётко доказал необходимость использования исторического метода в юриспруденции. Одним из поворотных событий в жизни Лейбница становится встреча с политическим деятелем Иоганном Кристианом фон Бойнебургом. Фон Бойенбург берёт Лейбница себе в помощники, а также представляет его курфюрсту Майнца. С целью получения повышения по службе, Лейбниц пишет для того статью, вслед за чем ему поступает предложение от курфюршества помочь в редактировании правового кодекса. В 1669 г. Лейбниц получает должность асессора в Апелляционном суде. После смерти фон Бойнебурга в 1672 г., Лейбниц продолжает трудиться у его вдовы, которая в 1674 г. освобождает его от занимаемой должности.

Игра «Найди скрытую силу»

Идея субстанциальных форм, выдвинутая Аристотелем и господствующая в Средние века, заключалась в том, что любая вещь имеет некую цель, к которой она по своей природе стремится благодаря «скрытым силам» и в реализации которой обретает свое совершенство, энтелехию. Наиболее очевидно это проявляется в органической природе: так желудь имеет своей энтелехией дуб, но и неодушевленный камень стремится упасть на землю, поскольку там находится его «естественное место». К началу Нового времени эта очень глубокая и продуктивная идея стала применяться как тавтологическое объяснение всего, чего угодно, и даже как трюк, используемый шарлатанами.

Драматург Мольер в комедии «Мнимый больной» изображает нечестных врачей, которые стремятся выманить деньги у богатых клиентов, придумывая множество болезней и лекарств от них. Действие этих лекарств они объясняли, используя исковерканную латынь, через тавтологии вроде такой: «опиум усыпляет, поскольку обладает снотворной силой». Сам Лейбниц, пародируя такие объяснения, говорил, что часы показывают время, поскольку обладают «часопоказательной силой».

Поэтому большинство ученых стали относиться к этой идее крайне негативно, изгоняя отовсюду «скрытые силы», хотя им не удавалось сделать это до конца

Скажем, теория Ньютона изображает мир как огромное механическое устройство, в котором нет места для «скрытых сил», однако она базируется на важном допущении необъяснимой силы тяготения, которая также является своего рода «скрытой силой». Лейбниц же, вопреки главенствующей тенденции, стремился очистить идею этих сил от ее вульгарной интерпретации и вернуть ей эвристическую значимость

Оноре Домье. Иллюстрация к комедии Мольера «Мнимый больной»

Жизнь и сочинения

Отец Лейбница был университетским профессором морали, и его сын с юных лет проявил интерес к науке. После окончания школы Лейбниц продолжил образование в Лейпцигском (1661—66) и Йенском университете, где он провел один семестр в 1663, оказавшийся весьма полезным благодаря знакомству с идеями математика и философа Э. Вейгеля. В 1663 под руководством известного немецкого мыслителя Я. Томазия (отца К. Томазия) Лейбниц защитил тезисы работы «О принципе индивидуации» (выдержанной в духе номинализма и предвосхитившей некоторые идеи его зрелой философии), что принесло ему степень бакалавра. В 1666 в Лейпциге он пишет габилитационную работу по философии «О комбинаторном искусстве», в которой высказывается идея создания математической логики, а в начале 1667 года становится доктором права, представив диссертацию «О запутанных судебных случаях» в Альтдорфском университете.

Отказавшись от карьеры университетского профессора, Лейбниц в 1668 поступает на службу к майнцскому курфюрсту, при покровительстве барона И. Х. Бойенбурга (и в его министерство), с которым он познакомился в Нюрнберге. На этой службе он в основном выполняет поручения юридического характера, не прекращая, однако, и научных исследований. В 1671 Лейбниц публикует работу «Новая физическая гипотеза». В 1672 он прибывает в Париж с дипломатической миссией и остается там вплоть до 1676. В Париже он завязывает широкие знакомства с учеными и философами, активно занимается математическими проблемами, конструирует «компьютер» (усовершенствуя счетную машину Б. Паскаля, умеющий выполнять основные арифметические действия. В 1675 Лейбниц создает дифференциальное и интегральное исчисление, обнародовав главные результаты своего открытия в 1684, опережая И. Ньютона, который еще раньше Лейбница пришел к сходным результатам, но не публиковал их (хотя Лейбницу в приватном порядке были известны некоторые из них). Впоследствии на эту тему возник многолетний спор о приоритете открытия дифференциального исчисления.

Возвращаясь из Франции, Лейбниц посетил Англию и Нидерланды. В Нидерландах он познакомился с Б. Спинозой и несколько раз беседовал с ним. Большое впечатление произвели здесь на Лейбница и материалы исследований А. Левенгука, открывшего мир микроскопических живых существ.

В 1676. Лейбниц, вынужденный искать постоянные источники дохода, поступает на службу к ганноверским герцогам, которая продлилась около сорока лет. Круг обязанностей Лейбница был весьма широк — от подготовки исторических материалов и поисков общей основы для объединения различных христианских вероисповеданий до изобретения насосов для откачки воды из рудников.

Переписываясь с сотнями ученых и философов, Лейбниц вел также активную организационную работу, участвуя в создании ряда европейских Академий наук.

В 1686 Лейбниц пишет работу «Рассуждение о метафизике», ставшую важным этапом его творчества, так как именно здесь он впервые достаточно полно и систематично изложил принципы своей философской системы.

В 1697 г. Лейбниц знакомится с Петром I и впоследствии консультирует его по самым разным вопросам.

Последние пятнадцать лет жизни Лейбница оказались на редкость плодотворными в философском отношении. В 1705 он завершает работу над «Новыми опытами о человеческом разумении» (впервые опубликованы в 1765), уникальным комментарием к «Опыту о человеческом разумении» Дж. Локка, в 1710 издает «Опыты теодицеи», пишет «Монадологию» (1714), небольшой трактат, содержащий краткое изложение основ его метафизики

Важное значение для понимания поздней философии Лейбница имеет также его переписка с Н. Ремоном и особенно с ньютонианцем С

Кларком.

Смерть Лейбница в 1716 не вызвала почти никаких откликов со стороны научных обществ и Академий.

Лейбниц был исключительно эрудированным человеком в философии и во многих научных областях. Наибольшее влияние произвели на него философские идеи Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Н. Мальбранша, П. Бейля и др. Перенимая у них самое ценное, Лейбниц при этом вел активную полемику со всеми упомянутыми мыслителями. Большой интерес Лейбниц проявлял также к античной и средневековой философии, что было не совсем типично для философа Нового времени.

Детство и юность

Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 21 июня (1 июля) 1646 года, в административном центре земли Нижняя Саксония – Ганновере. Готфрид вырос в семье профессора сербо-лужицкого происхождения, который не был далек от философского учения: в течение 12 лет главный кормилец в доме преподавал особую форму познания мира и позиционировал себя как публичный профессор морали.

Готфрид Лейбниц

Его третья супруга Катерина Шмукк, дочь высокопоставленного юриста, по национальности – чистокровная немка. Готфрид был ребенком, поцелованным Богом: с раннего детства мальчик проявлял свою гениальность, поэтому Лейбницы старались развивать любознательность маленького сына. Уже тогда не было сомнений, что их отпрыск станет великим ученым, который подарит этому миру полезные изобретения.

Отец одаренного мальчика прививал Готфриду любовь к литературе, поэтому Лейбниц проглатывал книги одну за другой, читая исторические рассказы о великих королях и храбрых рыцарях. К сожалению, Лейбниц-старший умер, когда мальчику не было и семи лет, но родитель оставил после себя большую библиотеку, ставшую любимым местом у юного Готфрида.

Статуя Готфрида Лейбница

Однажды будущий философ и ученый наткнулся на две рукописи, некогда оставленные студентом. Это были произведения древнеримского историка Ливия и хронологическая сокровищница Кальвизия. Последнего автора юный Лейбниц прочел без труда, однако понимание Ливия оказалось сложным для Готфрида, ибо старинная книга была написана с использованием возвышенной риторики и оснащена древними гравюрами.

Но Лейбниц, не привыкший сдаваться, перечитывал труды философа, пока не понял суть написанного без использования словаря. Также юноша изучал немецкий и латинский языки, опережая по умственному развитию своих сверстников

Преподаватель Лейбница заметил, что его подопечный не следует школьной программе, а забегает вперед, кладя в копилку своих знаний труды писателя, на которого следовало бы обратить внимание, будучи учеником старших классов

Готфрид Лейбниц

Поэтому учитель, который считал, что Готфрид должен убрать книги Ливия куда подальше, доказывал воспитателям юноши, что тем нужно обратить внимание на самообразование Лейбница и привить мальчику любовь к гуманисту Коменскому и богослову Мартину Лютеру. Но, по счастливому стечению обстоятельств, дворянин, проезжающий мимо, услышал эту беседу и укорил преподавателя за то, что он мерит всех одной меркой

Следовательно, никто не запрещал Лейбницу самостоятельно пополнять багаж знаний, потому что прохожий — дворянин, осведомившийся о гениальности Лейбница, потребовал у его родителей, чтобы те отдали ключ от библиотеки отца. Таким образом, сгоравший от нетерпения юноша прикоснулся к трудам древних ученых Цицерона, Платона, Сенеки, Плиния.

Статуя Готфрида Лейбница

Лейбниц учился в престижном учебном заведении – Лейпцигской школе Святого Фомы. Там молодой человек демонстрировал свои умственные способности преподавателям. Он быстро решал математические задачи и даже проявил литературный талант. В День Святой Троицы ученик, который должен был читать праздничную речь, заболел, поэтому эта обязанность была возложена на Лейбница.

Готфрид умудрился за ночь сочинить произведение на латинском языке. Причем он смог выстроить стихотворение из пяти дактилей, добившись нужного звучания слов. Преподаватели пророчили мальчику, которому тогда только исполнилось 13 лет, великое будущее.

Далее 14 (15)-летний Готфрид продолжил грызть гранит науки уже не в школе, а в Лейпцигском университете. Там он увлекался философией — трудами Кеплера и Галилея. Через два года Лейбниц перевелся в Йенский университет, где начал углубленно заниматься математикой.

Помимо прочего, молодой человек стал увлекаться юриспруденцией, потому что считал, что наука, которой благоволит богиня Фемида, пригодится в дальнейшей жизни. В 1663-ем Лейбниц получил степень бакалавра, а через год — степень магистра философии.

Смерть

Последние годы жизни Лейбница были напряженными, так как его отношения с действующим английским королем не заладились: на великого ученого смотрели как на придворного историографа, а правитель, уверенный, что тратит лишние деньги на оплату трудов Лейбница, все время выражал свое недовольство. Поэтому в окружении ученого были интриги придворных и нападки со стороны церкви.

Могила Готфрида Лейбница

Но, несмотря на тщетность бытия, Готфрид продолжал заниматься любимой наукой. Из-за сидячего образа жизни у ученого возникли подагра и ревматизм, но гений не доверял свое здоровье врачам, а пользовался только одним лекарством, подаренным приятелем. Кроме того, у Лейбница возникли проблемы со зрением, так как философ в преклонном возрасте не утратил любви к чтению.

14 ноября 1716 года Лейбниц не рассчитал дозу лечебного препарата и почувствовал недомогание. Прибывший лекарь, увидев состояние математика, сам отправился в аптеку, но не успел — Готфрид Лейбниц умер. За гробом мудреца, который подарил миру невиданные ранее открытия шел только один человек — его секретарь.

Личная жизнь

Лейбница часто называют всеобъемлющим умом человечества, но Готфрид, полный идей, не всегда доводил начатое дело до конца. О характере ученого судить сложно, так как его современники по-разному описывали портрет ученого. Одни говорили, что он был скучным и неприятным человеком, другие же давали исключительно положительные характеристики.

Готфрид, придерживаясь собственной философии, был оптимистом и гуманистом, который даже во время конфликта с Исааком Ньютоном не сказал плохого слова в адрес оппонента. Но Лейбниц был вспыльчив и раним, однако он быстро приходил в себя и часто смеялся, даже если это были неискренние эмоции. Тем не менее, у ученого был и порок, который он сам же и признавал: иногда математик был скуп и корыстолюбив.

София Шарлотта Ганноверская

Лейбниц одевался опрятно и носил черный парик, ибо так диктовала мода того времени. В еде ученый был не привередлив, а вино выпивал редко, зачастую по праздникам. Но даже в этот горячительный напиток из винограда Готфрид подмешивал сахар, так как обожал сладкое.

Что касается амурных отношений, то о романах Готфрида информации мало, а некоторые биографы уверены, что в жизни ученого была одна женщина – наука. Но у него завелась теплая дружба с прусской королевой Софией Шарлоттой Ганноверской, впрочем, эти отношения не вышли за рамки платонических. В 1705 году София умерла, и Лейбниц до конца жизни не мог смириться со случившимся, после смерти возлюбленной он не нашел той барышни, которая тронула бы его сердце.

Конфликт Лейбница с Ньютоном

  • Со смертью Бойнебурга в декабре 1672 года и курфюрста Майнца в феврале 1673 года Лейбниц остался без покровителя. В 1673 году, когда он жил в Париже, герцог Иоанн Фридрих Брауншвейгский предложил ему должность советника.
  • Более заинтересованный в положении в Париже, Лейбниц умудрился отложить свое вступление до декабря 1676 года. Тем временем в конце 1675 года он заложил основы как интегрального, так и дифференциального исчисления, а к осени 1676 года открыл знакомый d(xn) = nxn-1dx как для интегрального, так и для дробного исчисления.
  • Некоторое время спустя Ньютон, он также работал над тем же предметом, написал письмо Лейбницу, в котором он перечислил многие из своих результатов, не описывая методы. Письмо долго не доходило до Лейбница в Париже. Не понимая ситуации, Лейбниц подумал, что у него есть время ответить на письмо.
  • Письмо Ньютона также заставило его понять, что он должен быстро опубликовать более полный отчет о своем собственном методе, что он и сделал. Ньютон написал еще одно письмо, обвиняя Лейбница в краже его формулы. В своем ответе Лейбниц изложил некоторые детали своей работы, но конфликт продолжал сохраняться.
  • Хотя он и хотел бы остаться в Париже с должностью в Академии наук, но такого предложения ему не поступило, главным образом потому, что там уже было слишком много иностранцев. Поэтому в октябре 1676 года он уехал в Ганновер, сделав по пути короткий визит в Англию и Голландию.
  • Если он и надеялся разрешить свой конфликт с Ньютоном во время визита в Англию, то этого не произошло. В конце концов, он достиг Ганновера в декабре 1676 года, оставаясь там до конца своей жизни.

Немного о жизненном пути Лейбница [Лейпциг (1646-1667)]

Лейбниц (Gottfried Wilhelm Leibniz) родился 1 июля 1646 г., за два года до окончания Тридцатилетней войны, которая принесла большие беды Германии. Его отец, юрист по образованию, был профессором философии морали (этики) Лейпцигского университета. Один его дед был профессором римского права того же университета, второй служил в горном ведомстве. В шестилетнем возрасте Готфрид потерял отца, после которого осталась большая библиотека. В семь лет мальчик стал посещать городскую школу, где с первого года обучения изучал латынь. Он очень любил читать (читал на немецком с шести лет).

Когда Готфриду было восемь лет, в его руки попала иллюстрированная «Римская история» Ливия. Имея лишь начальные знания по латыни, он стал читать подписи к иллюстрациям и пытался понять прочитанное. Затем вернулся к началу книги и стал понимать больше. После нескольких повторов понял уже почти всю книгу. Мать надлежащим образом оценила достижения сына и позволила ему пользоваться родительской библиотекой. Много лет спустя Лейбниц вспоминал: «Я был рад, что наконец увидел античных авторов, которых до того знал лишь по именам: Цицерон и Сенека, Плиний, Геродот, Ксенофонт, Платон, историков времен империи и многих латинских и греческих отцов церкви». В 12 лет он был уже знатоком латыни.

В последнем классе школы изучали логику. Этот предмет произвел очень большое впечатление на юного Лейбница. Его восхитило то, что предикаменты (категории) образовывали будто всеобщий реестр вещей. У него появилась идея создать нечто подобное для суждений, а также нечто вроде алфавита человеческих мыслей, комбинируя знаки которого, можно было бы получать новые знания. Эта идея станет впоследствии одной из руководящих в его научном творчестве.

В 1661 г. Готфрид вступил в Лейпцигский университет. Большое впечатление на него произвел профессор риторики Якоб Томазий, который читал лекции по древнегреческой и древнеримской литературе и очень высоко оценивал философию Аристотеля. Лейбниц самостоятельно ознакомился с некоторыми произведениями Ф. Бэкона, Й.Кеплера, Галилея, Р. Декарта, Т. Гоббса, П.Гассенди и других философов и ученых. Впоследствии он вспоминал, что в 15-летнем возрасте целыми днями размышлял о выборе между Аристотелем и Демокритом, между схоластической и механистической философией. Тогда он предпочел механистическую философию — стал сторонником философии Галилея, Декарта, Гоббса, но впоследствии подверг ее критике, и дальше всю жизнь пытался найти компромисс между аристотелизмом и механицизмом. Следует также заметить, что Лейбниц был глубоко верующим человеком и всю жизнь пытался совместить религию и науку, не допуская сомнений в догматах христианской веры.

В 1663 г. Лейбниц получил степень бакалавра философии, защитив на диспуте работу «метафизическая диспутациях о принципе индивидуума», которая вышла в печати с похвальным предисловием Томазия. Во время летнего семестра 1663г. он слушал в Иенском университете лекции по математике Эдуарда Вейгеля — большого энтузиаста идеи неограниченного применения математики и математических методов во всех областях знаний. Вейгель выдал работу «Идея математико-философской энциклопедии», пытался математически доказать христианские догматы.

Вернувшись в Лейпциг, Лейбниц в 1664-1666 гг. подготовил и защитил три диспутации, получив последовательно степени магистра философии, бакалавра юриспруденции, магистра философии pro loco ( «для данного места»). Последняя степень давала право на чтение лекций в Лейпцигском университете. В первой работе юридические вопросы освещались с точки зрения философии, во второй была попытка рассматривать юридические проблемы в математическом стиле, в третьей философия сочеталась с математикой. В двух последних можно заметить влияние идей Вейгеля. В 1666 г. Лейбниц опубликовал «Диссертацию о комбинаторном искусстве», целью которой провозглашалась разработка логики открытия, и в которой высказывались идеи, что впоследствии получили развитие в комбинаторике и математической логике.

Поскольку Лейпцигский университет отказал Лейбницу в проведении защиты докторской диссертации (как слишком молодому), то ученый поехал в Нюрнберг, где его родственник, Ю.Я.Лейбниц, занимал высокий пост, и 5 ноября 1666 г. блестяще защитил докторскую диссертацию в Университете имперского города Нюрнберг , находившийся в г. Альтдорф вблизи Нюрнберга. В феврале 1667г. ему присудили степень доктора обоих прав (гражданского и церковного), а также предложили занять кафедру на юридическом факультете.

Философское исчисление

В течение всей своей философской биографии, а особенно с конца 1670-х гг., Лейбниц стремился осуществить алгебраизацию всего человеческого знания путем построения универсального «философского исчисления», позволяющего решить даже самые сложные проблемы посредством простых арифметических операций. При возникновении споров философам «достаточно было бы взять в руки перья, сесть за свои счетные доски и сказать друг другу (как бы дружески приглашая): давайте посчитаем!»

Философское исчисление должно помогать как в формализации уже имеющегося знания (особое внимание Лейбниц уделял математизации силлогистики, так и в открытии новых истин, а также в определении степени вероятности эмпирических гипотез. Базисом философского исчисления является «искусство характеристики», т

е. отыскания символов (мыслившихся Лейбницем в виде чисел или же иероглифов), соответствующих сущностям вещей и могущих заменять их в познании.

Научное наследие Лейбница

Математика. Вместе с И. Ньютоном (и независимо от него) Лейбниц был основателем математического анализа — дифференциального и интегрального исчисления, причем сделал решающий вклад в создание этой области математики. Известны отдельные приемы решения задач на проведение касательных, поиска экстремумов, определение площадей криволинейных фигур Лейбниц свел в единую систему, исследовал основополагающие вопросы дифференциального и интегрального исчисления, предложил принятую сегодня символику и терминологию. Это он ввел обозначения dх, d2x, dy / dx, ∫ и др., Придумал термин «дифференциал», «дифференциальное исчисление», «интегральное исчисление», «дифференциальное уравнение», «функция», «переменная величина», «постоянная величина «,» координаты «,» абсцисса «,» алгебраические и трансцендентные кривые «и др. Лейбниц решил ряд знаменитых задач, в частности, о форме кривой наискорейшего спуска и цепной линии. Он переписывался с швейцарцами братьями Якобом и Иоганном Бернулли, французами П.Вариньоном и Г.Ф.Лопиталем, другими математиками, что способствовало стремительному развитию математического анализа в континентальной Европе. Получил Лейбниц и многие другие результаты, в частности, вывел ряд для числа π, описал двоичную систему счисления и предсказал перспективность ее применения в вычислительной технике.

В философию Лейбниц ввел разделение истин по происхождению на истины разума и истины факта. Критиковал распространенные в то время философские школы — картезианцев и сенсуалистов. Принцип сенсуалистов «Нет в уме ничего, чего бы не было в ощущениях», Лейбниц дополнил: «кроме самого разума». Если картезианцы единственным атрибутом материи считали протяженность (телесность) и рассматривали ее как пассивную субстанцию (откуда выводили закон инерции), то Лейбниц утверждал, что одной телесностью невозможно объяснить взаимодействие тел. По его представлениям, мир состоит из монад — единичных сущностей, обладающих внутренней активностью, в которых неразрывно связаны телесное и бестелесное (духовное), материя и движение.

В логике Лейбниц сформулировал закон достаточного основания, выдвинул идею математизации логики и построения логического исчисления. В механике Лейбниц, рядом с декартовским количеством движения (mv), ввел новую меру движения, «живую силу» (mv2), и сформулировал «закон сохранения живых сил», что стало шагом к закону сохранения энергии. Он развил теорию сопротивления балок сгибанию — ввел в расчеты закон Гука и момент инерции сечения балки. В геологии Лейбниц одним из первых высказал мысль об эволюции Земли и существования ее в прошлом в огненно-жидком состоянии. В биологию Лейбниц ввел идею целостности организмов — невозможности их сведения к совокупности механизмов. В психологии он выдвинул понятие бессознательных «малых перцепций» и развил учение о бессознательной психической жизни. В языкознании он выдвинул идею исторического происхождения языков, дал их генеалогическую классификацию, развил учение о происхождении названий.

В педагогике Лейбниц сформулировал принцип самостоятельности ученика, отмечал, что учитель должен научить ученика учиться и выработать у него потребность в постоянном пополнении знаний. Он критиковал положение Локка о человеческой душе как «чистой доске» (tabula rasa) и сравнивал душу ребенка с глыбой мрамора, красоту которой, скрытую в прожилках, может обнаружить мастер.

Лейбниц высказал также интересные идеи по организации образования, медицины, библиотечного дела, его называют одним из основателей эвристики.

Игра «Дай совет Богу»

Представлению Лейбница о том, что Бог творит «наилучший из возможных миров», противоречили постоянные сетования на то, сколь несовершенен наш мир. Люди, облеченные властью и имеющие реальную возможность что-то улучшить в своих владениях, вместо этого давали советы Богу, как Ему следовало бы создать лучший мир. Так, герцогиня Ганноверская София писала Лейбницу: «Если бы Богу было угодно взять на себя труд создать за один раз всех порядочных людей и сделать ненужным нарождение их, мне кажется, его творение было бы гораздо совершеннее, и нам было бы легче верить, что мы созданы по Его образу и подобию. Но теперь как будто всё вращается (tout roule), и только Он один остается неизменен. Что касается перемен, которые должны совершаться здесь, то так как они не касаются ни меня и ни вас, то я не знаю, что о них говорить, и я наслаждаюсь тем, что слушаю соловьев в моем саду в Герренгаузене, чтобы забыть всё (pour m’ôter de l’esprit), что меня может огорчить».

Система предустановленной гармонии

Доказывая, что мир представляет собой целостную систему, Лейбниц вместе с тем утверждает, что монады не могут взаимодействовать друг с другом, не способны влиять друг на друга. Он пишет: «Монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти». Это означает, что каждая монада не может иметь «физического влияния на внутреннее бытие другой», она – замкнутый в самом себе мир. Тогда каким же образом обеспечивается внутренняя взаимная связь и взаимное влияние монад? Лейбниц говорит, что связующей нитью между субстанциями выступает высшая монада – Бог, устанавливающий совершенный миропорядок, при котором бесчисленное множество субстанций наилучшим образом согласуются между собой. «В простых субстанциях бывает только идеальное влияние одной монады на другую, которое может происходить лишь через посредство Бога…», – пишет он. Такое согласование есть гармония, гармоничное отношение сущностей, которую Лейбниц называет системой предустановленной гармонии.

Для объяснения своей позиции философ приводит популярный пример с двумя маятниковыми часами, которые могли бы совершенно синхронно работать в трех следующих случаях:

Вывод, след в истории

Колоссальный труд, грандиозная кропотливая работа, проделанная Лейбницем, не была вовремя замечена и принята во внимание. Безмерное количество рукописей осталось навеки похоронено в библиотеке Ганновера

Причина – несвоевременное признание гениальности и важности этого особенного придворного мужа. Некоторые открытия пришлось заново изобретать

Монумент Г. Ф. Лейбницу в Лейпциге

Достойную оценку ученый получил в ХХ веке, благодаря тому, что оставил много заметок и трактатов о своей жизни и действиях. Эти «мемуары» сыграли огромную роль в изучении деятельности одного из величайших ученых всех времен. Любая сфера наук, за которую брался Лейбниц, была досконально им изучена и поднята на новый уровень. Он был гением своего времени, создавшим крепкий фундамент современной науке.