Статья 205. террористический акт

Комментарий к Ст. 205.2 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления определяется тем, что в обществе может насаждаться и морально оправдываться идеология террора, подготавливаться основы его распространения, формироваться общественное мнение об оправдании террористов, терпимости к их действиям, на изменение мировоззрения относительно этой преступной деятельности и т.д.

2. Объективная сторона преступления предусматривает два альтернативных самостоятельных действия: 1) публичные призывы к осуществлению террористической деятельности; 2) публичное оправдание терроризма.

Под публичными призывами следует понимать воздействие на сознание и волю людей к осуществлению террористической деятельности. Форма воздействия может быть различной: устная, письменная, аудио- и видеозаписи, плакаты, транспаранты и т.д., но обязательно публичная, т.е. предлагаемую в призывах информацию должны слышать, видеть, читать, воспринимать какое-то количество людей (группа, толпа, неопределенно широкий круг лиц).

В отличие от подстрекательства к осуществлению терроризма и от содействия террористической деятельности, публичные призывы не несут такой конкретизации, практической направленности, не предполагают склонение конкретного лица или группы лиц к совершению конкретного преступления или преступлений террористического характера.

3. Легальное толкование понятия публичного оправдания терроризма дано в примеч. к комментируемой статье и определяется как публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Под идеологией и практикой терроризма понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения государственными органами власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1). Подобные действия могут выражаться как в прямой, так и в завуалированной форме, например, в литературных произведениях, кинофильмах, в которых с приведением различных доводов политического, социального, религиозного, националистического характера идеологически обосновывается допустимость терроризма, а террористы представляются в образе положительных героев, заслуживающих поддержки, подражания и уважения, и т.д.

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности считаются оконченным преступлением с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению террористической деятельности или нет, а публичное оправдание терроризма — с момента публичного выступления лица, в котором оно оправдывает идеологию и практику терроризма (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект осознает, что публично призывает к осуществлению террористической деятельности либо публично оправдывает терроризм, и желает этого.

5. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Часть 2 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего обстоятельства публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма предусматривает использование СМИ, под которыми ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 14.06.2011) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 7.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Борьба с финансированием терроризма» (ФТ) »

Лица и организации, финансирующие терроризм, должны скрывать, как будут использоваться деньги и где они возникли. Средства могут поступать из правовых источников, таких как законные религиозные или культурные организации, или из незаконных источников, таких как незаконный оборот наркотиков и коррупция в правительстве. Средства могут также поступать из незаконного источника, но, по-видимому, поступают из легального источника путем отмывания денег. Отмывание денег и финансирование терроризма часто связаны между собой. Когда правоохранительные органы могут выявлять и предотвращать деятельность по отмыванию денег, она часто одновременно предотвращает использование этих средств для финансирования террористических актов. Борьба с отмыванием денег является ключом к ПФТ. Мало денег, используемых для финансирования терроризма, поступает из благотворительных организаций двойного назначения, в то время как большинство из них происходит от подпольных банковских организаций, называемых хавала, а также от торговых отмывания денег и денежных курьеров.

Финансовые учреждения играют важную роль в борьбе с финансированием терроризма, поскольку террористы часто полагаются на финансовую систему, особенно банки, на перевод денег. Законы, в соответствии с которыми банки должны проявлять должную осмотрительность своих клиентов, как новых, так и существующих, и сообщать властям о подозрительных транзакциях, таких как транзакции с высокой стоимостью денежных средств, могут помочь предотвратить терроризм.

Еще одна причина для ЦФТ заключается в том, что использование финансовой системы преступниками, занимающимися отмыванием денег и финансированием терроризма, считается угрозой стабильности финансовой системы.Общественность не может доверять целостности финансовой системы, если система не может обнаружить незаконную деятельность.

Единицы финансовой разведки (ПФР) и трансграничный обмен информацией между странами способствуют ПФТ. ПФР представляют собой специализированные государственные учреждения, которые расследуют сообщения о потенциально подозрительных финансовых операциях, полученных от физических и юридических лиц. Затем ПФР предоставляют информацию правоохранительных органов о сделках, которые требуют дальнейшего расследования.

Целевая группа по финансовым мероприятиям (ФАТФ), в которую входят 35 стран и две региональные организации (Европейская комиссия и Совет сотрудничества стран Персидского залива), работает над борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма посредством создания стандартизированных процессов для остановить угрозы для международной финансовой системы. Когда между странами существуют различия в законодательстве о борьбе с отмыванием денег и ПФТ, особенно в тех случаях, когда в некоторых странах более слабый контроль над другими, террористы будут злоупотреблять финансовыми системами этих стран, чтобы тайно переводить деньги. Путем создания стандартизированных процедур для финансового сектора, системы уголовного правосудия и некоторых предприятий и профессий финансирование терроризма становится сложнее скрыть. ФАТФ также собирает и делится информацией о тенденциях в области отмывания денег и финансирования терроризма и тесно сотрудничает с МВФ, Всемирным банком и Организацией Объединенных Наций.

Любой, кто намеренно предоставляет деньги для совершения террористического акта, прямо или косвенно, виновен в финансировании терроризма. Поскольку террористы используют разные методы, называемые типологиями, для финансирования своей деятельности и скрыть источники их финансирования в зависимости от местной экономики, регуляторы финансовых рынков и правоохранительные органы должны использовать различные методы, чтобы поймать этих преступников.

Статья 205.1 УК РФ. Содействие террористической деятельности (действующая редакция)

1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205.2, частями первой и второй статьи 206, статьей 208, частями первой — третьей статьи 211, статьями 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

1.1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.

2. Деяния, предусмотренные частями первой или первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.

3. Пособничество в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205, частью третьей статьи 206, частью первой статьи 208 настоящего Кодекса, —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

4. Организация совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, или руководство его совершением, а равно организация финансирования терроризма —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечания. 1. Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.

1.1. Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

История

После терактов 11 сентября

США Патриотический акт , принятый после терактов 11 сентября в 2001 году, дает правительство США полномочие по борьбе с отмыванием денег , чтобы контролировать финансовые учреждения. Закон о патриотизме вызвал в Соединенных Штатах с момента его принятия. Соединенные Штаты также сотрудничали с Организацией Объединенных Наций и другими странами в создании Программы отслеживания финансирования терроризма .

Многие инициативы вытекают из Закона США PATRIOT, таких как Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями , которая уделяет особое внимание отмыванию денег и финансовым преступлениям.

Резолюция 1373 Совета Безопасности ООН — это контртеррористическая мера, направленная на отказ в финансировании террористическим организациям и отдельным лицам.

В 2001 году также был принят Закон об объединении и укреплении Америки путем предоставления соответствующих инструментов, необходимых для пресечения и пресечения терроризма, также известного как Закон США ПАТРИОТ. В 2009 году этот закон помог заблокировать около 20 миллионов долларов и еще 280 миллионов долларов, поступивших от государственных спонсоров терроризма. .

В 2020 году Вейт Бюттерлин, который проводил расследования на местах в более чем 20 странах и который был похищен в ходе своей работы, объяснил в интервью CNN, что борьба с финансированием терроризма будет постоянной проблемой («на самом деле невозможно победить концепцию »). Он отметил, что годовой бюджет 10 крупнейших террористических организаций мира оценивается в 3,6 миллиарда долларов США.

Второй комментарий к Ст. 205.1 УК РФ

1. Понятие террористической деятельности дается в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35—ФЗ «О противодействии терроризму».

2. Объективную сторону (ч. 1 и ч. 1.1) образуют следующие альтернативные действия:

1) склонение, вербовка или иное вовлечение в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК;

2) вооружение либо подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

3) финансирование терроризма.

Вовлечение лица в совершение преступлений, предусмотренных перечисленными статьями УК, означает совершение действий, направленных на возбуждение у него желания участвовать в совершении одного или нескольких указанных преступлений. Способами совершения деяния могут быть обещания, обман, угроза и т. п.

Склонение предполагает убеждение другого лица в необходимости совершить какой-нибудь поступок, а вербовка означает нанимать, набирать, привлекать в какую-нибудь организацию. Вербовка не предполагает никакого психического воздействия на вербуемое лицо.

Склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных в ч. 1 и ч. 1.1 ст. 205.1, следует считать оконченным преступлением с момента совершения указанных действий, независимо от того, совершило ли вовлекаемое лицо соответствующее преступление террористической направленности. Вместе с тем вовлекаемое лицо должно выполнить хотя бы приготовительные действия к совершению того преступления, в которое оно вовлекалось. В противном случае деяние должно быть квалифицировано как покушение на вовлечение в совершение преступления террористической направленности (ч. 3 ст. 30, ч. 1 (или ч. 1.1) ст. 205.1).

Вооружение связано с поставкой любого типа оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств и обеспечением ими виновного в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Подготовка — обучение необходимым навыкам по обращению с оружием и взрывчатыми веществами, ведению военных действий, идеологическая обработка лица, его физическая тренировка и т. п.

Действия по финансированию могут быть двух типов. Первый тип предполагает финансирование совершения конкретных преступлений, второй — финансирование организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) созданной или создаваемой для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Уголовная ответственность между ч. 1 и ч. 1.1 ст. 205.1 дифференцируется в зависимости от вида преступления, в которое лицо вовлекается, склоняется и т.д.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком при вооружении либо подготовки лица является цель — совершение преступлений террористической направленности.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

5. Использование служебного положения при совершении преступлений, предусмотренных ст. 205.1, выражается не только в умышленном использовании такими лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния, определяемого значимостью и авторитетом занимаемой ими должности, на других лиц в целях побуждения их к совершению действий, направленных на содействие террористической деятельности (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»). Пленум Верховного Суда РФ толкует использование служебного положения в широком смысле.

6. Ответственность за пособничество по ч. 3 ст. 205.1 наступает при условии, если оно имело место в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, ч. 3 ст. 206, ч. 1 ст. 208 УК. Указанное пособничество охватывается ч. 3 ст. 205.1 и не требует дополнительной квалификации по ст. 205, ч. 3 ст. 206 или ч. 1 ст. 208 УК.

7. Объективную сторону (ч. 4) образуют следующие альтернативные действия: организация совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.3, ч.ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211 УК; руководство его совершением; организация финансирования терроризма.

Организация совершения или руководство совершением иного преступления террористической направленности, в том числе организация осуществления других видов содействия террористической деятельности, квалифицируются по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. 3 ст. 33 УК, за исключением случаев, когда такие действия осуществлены участником организованной группы.

8. Лицо освобождается от уголовной ответственности при наличии двух условий, перечисленных в примечании 2 к ст. 205.1.

Национальные и международные инициативы по борьбе с финансированием терроризма (БФТ)

Политика в области ПФТ в значительной степени основана на отчете «Сорок рекомендаций», который был опубликован Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)Большойсемерки. ФАТФ, в состав которой входят 35 стран и две региональные организации (Европейская комиссия и Совет сотрудничества стран Персидского залива), работает над борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма путем создания стандартизированных процессов для предотвращения угроз международной финансовой системе. Вслед за ФАТФ мировые организации, международные финансовые институты и правительства многих стран реализовали инициативы и политику в области ПФТ.

На уровне международных институтов и Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком и Организацией Объединенных Наций.

На национальном уровне усилия по борьбе с финансированием терроризма, по сути, являются политикой борьбы с отмыванием денег. Основным механизмом законов и постановлений о борьбе с отмыванием денег является принуждение физических и юридических лиц к раскрытию информации о финансовых транзакциях, организационных структурах и структурах собственности, а также личности физических и юридических лиц, причастных к государственным органам. После выявления подозрительные финансовые операции и активы могут быть переданы для судебного преследования правоохранительных органов или могут быть арестованы или заморожены в административном порядке.

Подразделения финансовой разведки (ПФР) и практика международного обмена информацией между странами вносят свой вклад в БФТ. ПФР – это специализированные правительственные учреждения, которые расследуют сообщения о потенциально подозрительных финансовых операциях, полученные от частных лиц и организаций. Затем подразделения финансовой разведки предоставляют правоохранительным органам информацию о транзакциях, которая требует дальнейшего расследования.

Финансовые учреждения играют важную роль в борьбе с финансированием терроризма, поскольку террористы часто полагаются на них, особенно на банки, для перевода денег. Законы, обязывающие банки проводить комплексную проверку своих клиентов, как новых, так и существующих, и сообщать властям о подозрительных операциях, таких как операции с крупными денежными средствами, могут помочь предотвратить терроризм.

Когда  между странами существуют различия в  законах о борьбе с отмыванием денег и БФТ, особенно когда одни страны предлагают большую финансовую свободу и конфиденциальность, чем другие, сторонники ПФТ будут оказывать давление на эти страны, чтобы они усилили финансовые ограничения и надзор на том основании, что в противном случае они могут позволить террористам тайно перемещать деньги. Благодаря созданию стандартизированных процедур для финансового сектора, системы уголовного правосудия и некоторых предприятий и профессий финансирование терроризма становится труднее скрыть.

Что такое борьба с финансированием терроризма (БФТ)?

Борьба с финансированием терроризма (БФТ) – это набор государственных законов, постановлений и других практик, направленных на ограничение доступа к финансированию и финансовым услугам для тех, кого правительство называет террористами. Отслеживая источник средств, поддерживающих террористическую деятельность, правоохранительные органы могут предотвратить некоторые из этих действий.

ПФТ также известен как «Противодействие финансированию терроризма» или «Противодействие финансированию терроризма».

Ключевые выводы

  • Борьба с финансированием терроризма (БФТ) направлена ​​на ограничение движения средств террористическим организациям.
  • Он может быть сосредоточен на различных организациях, таких как банки, благотворительные организации и предприятия, а также на ряде видов деятельности, таких как регулирование, надзор и отчетность.
  • Большинство политик ПФТ направлено на выявление и пресечение движения и отмывания денежных средств, которые в некоторых случаях могут быть замаскированы под законные финансовые операции, используемые для финансирования террористической деятельности.
  • Основной движущей силой ЦФТ является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), совместная организация 35 стран, которые работают вместе над выработкой политики и обменом информацией.
  • Внедрение политики ПФТ связано как со значительными выгодами (предотвращение терроризма), так и с затратами (потеря конфиденциальности, массовое наблюдение и высокий риск злоупотреблений) для общества.

История

После терактов 11 сентября

США Патриотический акт , принятый после терактов 11 сентября в 2001 году, дает правительство США полномочие по борьбе с отмыванием денег , чтобы контролировать финансовые учреждения. Закон о патриотизме вызвал в Соединенных Штатах с момента его принятия. Соединенные Штаты также сотрудничали с Организацией Объединенных Наций и другими странами в создании Программы отслеживания финансирования терроризма .

Многие инициативы вытекают из Закона США PATRIOT, таких как Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями , которая уделяет особое внимание отмыванию денег и финансовым преступлениям.

Резолюция 1373 Совета Безопасности ООН — это контртеррористическая мера, направленная на отказ в финансировании террористическим организациям и отдельным лицам.

В 2001 году также был принят Закон об объединении и укреплении Америки путем предоставления соответствующих инструментов, необходимых для пресечения и пресечения терроризма, также известного как Закон США ПАТРИОТ. В 2009 году этот закон помог заблокировать около 20 миллионов долларов и еще 280 миллионов долларов, поступивших от государственных спонсоров терроризма. .

В 2020 году Вейт Бюттерлин, который проводил расследования на местах в более чем 20 странах и который был похищен в ходе своей работы, объяснил в интервью CNN, что борьба с финансированием терроризма будет постоянной проблемой («на самом деле невозможно победить концепцию »). Он отметил, что годовой бюджет 10 крупнейших террористических организаций мира оценивается в 3,6 миллиарда долларов США.

Комментарий к Ст. 205.5 Уголовного кодекса

1. Понятие террористической организации дается в ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Деятельность организации, признанной террористической, не может быть возобновлена.

2. Объективная сторона преступления предполагает действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации. Эти действия направлены на восстановление или продолжение существования террористической организации, поддержание видимости ее существования, на побуждение других лиц присоединиться к такой организации или продолжать в ней участвовать, на создание максимально благоприятных и упорядоченных условий для таких лиц. Эти действия сами по себе могут быть как преступными, так и нет (поиск спонсоров, помещений, участников организации, созыв собраний, организация шествий, использование банковских счетов и т.п.).

3. Преступление окончено с момента восстановления или продолжения деятельности прежней террористической организации или схожей с ней до степени смешения в форме действий хотя бы одного человека (исключая организатора) в пользу такой организации.

4. Часть 2 предусматривает ответственность за участие в деятельности террористической организации, например, проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, поиск старых членов запрещенной организации, вербовку новых участников, непосредственное участие в проводимых мероприятиях, распространение идеологии организации (агитационной печатной продукции), пропаганду деятельности запрещенной организации, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом (с обязательным осознанием виновным того, что соответствующее объединение ликвидировано либо его деятельность запрещена судебным решением, вступившим в законную силу).

6. К ответственности может быть привлечен как бывший участник запрещенной организации, так и вновь завербованное лицо.

Совершенные участниками запрещенной организации, организаторами ее деятельности иные преступления подлежат квалификации по совокупности со ст. 205.5 УК.

7. Примечание к статье, распространяющееся только на преступные действия, предусмотренные ч. 2, предусматривает особое основание освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

Другой комментарий к Ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективную сторону преступления образует одно их следующих действий: а) склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 360 УК; б) вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений; в) финансирование терроризма.

Склонение заключается в убеждении другого лица в необходимости совершения одного или нескольких преступлений, перечисленных в настоящей статье. Способы склонения могут быть различными, включая применение психического насилия.

Вербовка представляет собой деятельность (подыскание, агитация, запись желающих, направление к месту обучения и т.п.) по привлечению одного или несколько лиц к участию в совершении хотя бы одного из перечисленных в ч. 1 преступлений. При вербовке исключается применение какого-либо насилия.

Иное вовлечение лица в совершение преступления террористического характера означает совершение действий, направленных на возбуждение у лица желания совершить одно из указанных преступлений. Вовлечение можно признать собирательным понятием, включающим склонение и вербовку, а также иные формы вовлечения (например, принуждение, обман и т.п.).

Вооружение или подготовку лица в целях совершения преступлений террористического характера образуют любые действия, связанные с предоставлением лицу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, проведением с лицом специальных занятий.

Понятие финансирования дается в примечании 1.

2. Преступление окончено с момента совершения образующих его действий независимо от того, совершило ли вовлекаемое (склоняемое, вербуемое) лицо хотя бы одно из указанных преступлений.

3. Частью 3 как самостоятельное преступление наказывается пособничество в совершении террористического акта. Данное пособничество квалифицируется только по ч. 3 ст. 205.1 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ. Понятие пособничества, данное в примечании 1.1, совпадает с ч. 5 ст. 33 УК, хотя в ч. 3 ст. 205.1 УК РФ ошибочно упущены слова «заранее данное» применительно к обещаниям, которые тем не менее должны быть подразумеваемы здесь для отграничения данного состава от ст. 316 УК РФ.

Комментарий к статье 205 УК РФ:

1. Объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями:

  • 1) совершением взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
  • 2) угрозой совершения указанных действий.

Иные действия — оценочное понятие. Под ними следует понимать действия, способные вызвать последствия, аналогичные взрыву и поджогу, например производство массовых отравлений, распространение эпидемий и эпизоотий, блокирование транспортных коммуникаций, вывод из строя объектов жизнеобеспечения.

Под угрозой совершения указанных действий понимается прямое высказывание угрозы совершить террористический акт, подкрепленное совершением действий, свидетельствующих о реальности такого намерения. Угроза должна вызывать у адресата обоснованное опасение ее реализации.

2. Деяние должно устрашать население, создавать опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий. Устрашая население, лицо стремится добиться возникновения в обществе состояния хаоса, появления у большого числа людей чувства опасности за свою жизнь, здоровье, сохранность имущества и т.п., т.е. разрушения сложившегося в определенном регионе микроклимата.

3. Под опасностью гибели человека понимается возникшая реальная возможность причинения смерти хотя бы одному лицу.

4. Значительный имущественный ущерб должен определяться с учетом стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей.

5. Иные общественно опасные последствия по степени тяжести должны быть сопоставимы с опасностью гибели человека или причинения значительного имущественного ущерба (например: причинение вреда здоровью человека; затопление больших участков территории, на которых находятся жилые дома, производственные или иные здания и сооружения; авария).

6. Преступление содержит состав реальной опасности. В случае наступления общественно опасных последствий деяние должно квалифицироваться по п. «б» или п. «в» ч. 2 либо по п. «б» ч. 3 ст. 205 соответственно.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью — оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.

8. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

9

Причинение при террористическом акте смерти человека по неосторожности квалифицируется по п. «б» ч

2 ст. 205, умышленное лишение жизни влечет ответственность по п. «б» ч. 3 ст. 205, дополнительной квалификации по ст. 105 УК не требуется.

10. Посягательство на объекты использования атомной энергии (атомные суда, атомные станции, космические и летательные аппараты и т.п.) охватывает совершение взрыва, поджога и других действий, имеющих целью выведение их из строя.

11. Под использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ понимается их фактическое применение в процессе совершения террористического акта (например, для производства взрыва).

12. Условия освобождения от уголовной ответственности за подготовку к террористическому акту закреплены в примечании к ст. 205.