Питание и феминизация мужчин

Содержание

«Политическая теория феминизма. Введение», Валери Брайсон

Британский профессор политологии Университета Хаддерсфилд Валери Брайсон собрала в своей фундаментальной исследовательской работе историю феминистического движения — начиная со Средневековья и заканчивая нашими днями. Сквозь призму собранных знаний она анализирует современные течения и диспуты, возникающие вокруг преодоления сексизма и устранения стереотипов.

«Политическая теория феминизма» рассказывает о разных аспектах движения и его типах, которые появлялись на протяжении всей истории: социалистическом, марксистском, либеральном, радикальном и современном. Профессору удалось написать трактат, который могут использовать как студенты для академических целей, так и широкий круг читателей, чтобы познакомиться с историей феминизма.

Об успешной женщине глазами мужчин

Если мы говорим о мужчинах, которые поддерживают традиционные гендерные нормы, то для них успешная женщина должна сидеть дома, вести хозяйство и воспитывать детей. Она, конечно, может заниматься тем, что ей нравится, но в целом она должна слушаться мужа, потому что он устанавливает порядки в жилье и в семье. Здесь понятие женщины не сильно трансформировалось и осталось прежним начиная с середины XX века.

Конечно, добавилась некая вариативность: многие женщины сейчас получают высшее образование, но какое? На разных факультетах присутствует тот или иной гендерный дисбаланс. В математических и естественных дисциплинах (физика, технологии) все еще наблюдается гендерный дисбаланс в пользу мужчин. Если мы говорим про гуманитарные специальности — гендерный дисбаланс в сторону женщин. Но все же идеальная траектория развития для женщины с точки зрения традиционных гендерных норм — это найти мужчину, выйти замуж и родить ребенка. Такая идеальная нуклеарная семья.

Если мы говорим о мужчинах, которые в большей степени поддерживают эголитарные гендерные нормы, то это история о том, что домашние обязанности должны быть распределены поровну и справедливо. Это может быть по‑разному организовано: например, женщина моет полы, а мужчина занимается готовкой либо они делают это по очереди. Смысл в том, что они договариваются, как им комфортно взамодействовать. В этом смысле и мужчина и женщина работают. Если у них появляются дети, они могут сами решить, кто в большей степени будет заниматься воспитанием ребенка. Кто берет декретный отпуск. По‑хорошему воспитанием должны заниматься оба родителя. Но в любом случае они договариваются о том, как это будет происходить именно у них.

Несмотря на то что мы говорим об изменениях, мы все равно пока остаемся внутри некой бинарной парадигмы, очень гетеронормативной, тогда как мужчина может строить семью не только с женщиной, а женщина — не только с мужчиной. И не обязательно с одним партнером. Это стоит иметь в виду, поскольку гендерные перемены подразумевают вариативность в том, какого партнера человек выбирает и с кем строит свои взаимоотношения.

О современных ожиданиях от женщины

Если в отношении мужчин взгляд меняется достаточно медленно, то в отношении женщин феминистская повестка уже довольно долго и бурно развивается, хотя в России она и в меньшей степени продвинулась по сравнению с европейскими странами или США. В свою очередь, нормы маскулинности и представления о том, какая роль существует у мужчины в жизни, так или иначе накладывают свой отпечаток на представления о том, какой должна быть женщина.

Возьмем представления о том, какой должна быть семья. На уровне нашего государства теперь четко прописано, что брак — это союз мужчины и женщины. И это значит, что мужчины должны вступать в брак только с женщинами, женщины — с мужчинами и потом у них должен родиться ребенок или несколько детей. Соответственно, кто-то должен работать, а кто-то — заниматься детьми. Чаще всего распределение ролей в семье происходит по традиционным канонам. Под традиционными я подразумеваю, что мужчина идет на работу, а женщина занимается домом и детьми либо работает в меньшей степени и на низкооплачиваемой работе. Это порождает массу проблем. Например, экономическую зависимость женщины от мужчины, что, в свою очередь, усугубляет проблему домашнего насилия и в целом взгляды на изменение гендерных норм.

Если говорить о том, как мужчины воспринимают феминизм, то здесь можно выделить два ключевых момента:

  1. Мужчина чувствует в феминизме угрозу, потому что в первую очередь это угрожает его представлениям о том, как должна функционировать традиционная семья.
  2. Если феминизм предоставляет большую свободу женщинам, то некоторые мужчины воспринимают, что у них эту свободу отбирают. В психологии это называют «верой в игру с нулевой суммой». Если, например, у женщин появляется больше свобод участвовать в профессиональной деятельности, то потенциально те рабочие места, которые могли бы занимать мужчины, будут отдаваться женщине, что угрожает профессиональной идентичности мужчин, которые в первую очередь нацелены на карьеру.

Но когда мы говорим о феминизме, надо понимать, что существует множество его разновидностей: либеральный, радикальный, транс-инклюзивный, транс-эксклюзивный, социалистический… Все эти ответвления очень по‑разному формируют повестку. Но в целом предполагается, что феминизм так или иначе направлен на достижение равенства между женщинами и мужчинами. Причем между всеми группами женщин и всеми группами мужчин.

О новых нормах мужественности и женственности

Попытки систематизировать эти данные есть, но их довольно сильно критикуют. Когда мы говорим о новой мужественности и новой женственности, мы все равно сохраняемся в бинарном восприятии мира (маскулинность/мужественность и феминность/женственность), что не совсем отражает полноту реальности. Но этот пункт еще базируется и на том, что мы предполагаем, что есть нечто общее, что объединяет всех мужчин и женщин, что позволяет эту мужественность и женственность проявлять.

Мы предполагаем, что маскулинность и феминность очень важны для нашей организации реальности. И на самом деле за этим кроется большая ловушка, поскольку если мы начнем из этого конструировать новую маскулинность и новую феминность, то придем к тому же, от чего пытаемся уйти.

Мне кажется, что новые нормы, к которым мы движемся, заключаются в свободе выбора относительно того, как себя проявлять с точки зрения гендера. Также это свобода выбора, как вообще организовывать свою жизнь. Если тебе, цисгендерной гетеросексуальной женщине, например, нравится строить нормативную нуклеарную семью, где у тебя есть муж, дети и ты занимаешься хозяйством, то почему нет? В то же время, если ты цисгендерная гетеросексуальная женщина и ты хочешь строить свою карьеру, тоже пожалуйста: никто тебе это не запрещает.

То же самое с мужчинами. Если тебе близок взгляд на определенное устройство маскулинности и ты считаешь, что все мужчины обязательно должны отслужить в армии (некий обряд инициации, доказывающий, что ты стал мужчиной), то в целом тебя никто не ограничивает. Но в то же время если ты разделяешь феминистскую повестку и взгляды движения маскулизма, то предполагается, что ты не поддерживаешь идею традиционного разделения труда. Например, ты вовлеченный отец и адепт генеративного отцовства, которое подразумевает, что воспитание происходит с ответом на актуальные вызовы современности. Отец занимается воспитанием таким образом, чтобы ребенок был эмоционально развитым и его потребности в рамках социальной реальности удовлетворялись. Это нацеленность на воспитание будущего поколения

И тебе хочется быть дома, заниматься хозяйством и воспитывать детей, при этом не важно, кто твой партнер: женщина, мужчина или несколько партнеров

На мой взгляд, когда мы говорим про гендерные перемены, то мы в первую очередь движемся в некий континуум, где нет четко зафиксированных «в цементе» маскулинности и феминности, когда мы рафинированно проявляем либо мужественность, либо женственность. Движение к неким комбинациям маскулинности и феминности либо отказ от них и дает нам некоторую свободу и порождает гендерные перемены.

«Загадка женственности», Бетти Фридан

Бетти Фридан — одна из ключевых фигур второй волны феминизма. В 1966 году она основала Национальную женскую организацию, которая борется за интеграцию женщин в политическую, экономическую и социальную жизнь.

В этой книге Фридан обращается к понятию женственности. По мнению автора, оно было придумано, чтобы оправдать патриархальный уклад общества: женщине не нужно работать и стремиться к независимости, достаточно удачно выйти замуж благодаря своим природным данным и мягкому характеру. Несмотря на то, что СМИ, социологи и психологи в то время утверждали по поводу женского предназначения, Фридан одной из первой заговорила о том, что женщины способны на любую работу и могут получить любую профессию, если у них будет на это право и возможность.

Феминизация на разных языках

Французский

Двойная гендерная маркировка была продемонстрирована типографически с использованием мужской формы в качестве базовой линии с последующим добавлением точки или дефиса с последующим суффиксом женского рода, например fier.ère.s или fier-ère-s.

Двойная гендерная маркировка превалирует в радикальных политических брошюрах и манифестах. Однако это трудно отследить, поскольку публикации такого типа написаны многими группами и, как правило, публикуются организациями, которые не ведут подробный учет своей деятельности.

Утверждалось, что из-за Первой мировой войны и пробела в традиционных мужских профессиях, которые должны были заполнять женщины, многие слова, обозначающие профессии, приобрели женские вариации. С тех пор возникли серьезные споры о кодификации этих изменений.

Попытки во Франции внести изменения в языковую инклюзивность вызвали значительный отпор. Французская академия , известный совет на французском языке, заявила , что кодификация процедуры , как язык феминизация бы породить «разъединенный язык, несопоставимый в своем выражении, создавая путаницу , которая граничит с нечеткостью.»

Итальянский

Представительницы женской профессии могут обозначаться с окончанием мужского рода -e (например, президент) или женским -essa (например, президентом). Исследование 2001 года, проведенное Мукчи-Фаиной и Барро, показало, что женщины-профессионалы более убедительны при использовании окончания мужского рода, в то время как исследование 2012 года, проведенное Merkel et al. показать, что разницы в восприятии не было.

русский

Существительное склонение в русском языке асимметрично. К женщинам можно обращаться с суффиксами первого или второго склонения, но к мужчинам можно обращаться только с суффиксами первого склонения.

Немецкий

Человек обычно означает «один» и часто используется в общих утверждениях. Это похоже на английское неопределенное «ты» или «один». Женские названия должностей обычно создаются добавлением -in к рассматриваемому грамматически мужскому слову. Информатикер (единственное или множественное число). Женская форма — Informatikerin (единственное число) и Informatikerinnen (множественное число).

Польский

Исследование феминизированной формы диаролога, известной как диаролоżка (женский род), показало, что феминизация приводит к неблагоприятным последствиям для женщин-кандидатов. Кандидаты с феминизированным названием должности оценивались хуже по сравнению с кандидатами-мужчинами и кандидатами-женщинами, которые сохранили мужскую форму названия должности.

«Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят…», Уте Эрхардт

С самого раннего возраста девочкам прививают определённую модель поведения. Они должны быть скромными, тихими, вежливыми и уступчивыми. Немецкий психолог Уте Эрхардт с такими установками не согласна. У женщины не должно быть всегда хорошее настроение. Она не должна всегда уступать и помогать. Ей необязательно искать компромисс, если ни один вариант её не устраивает.

Писательница приводит примеры из повседневной жизни, когда женщина оказалась загнана в угол социальными нормами и традициями. В этих историях многие легко узнают себя. Эрхардт подсказывает, как не попасть в подобную ловушку и как из неё выбраться, если тиски уже сжали. Спойлер: иногда достаточно просто сказать нет.

Разница мужского и женского движения

Маскулизм и феминизм, как считают многие специалисты, тесно связаны друг с другом. В XXI веке женщины уже перестали бороться за право получить образование, голосовать на выборах. Они могут снять корсет и носить мини-юбки. Сейчас их стремление в большей степени нацелено на получение желаемой должности и достойную оплату труда. Женщины по всему миру стремятся избавиться от объективизации, восприятия их как «второго» пола, а также объекта сексуального желания.

Благодаря маскулизму многие считают, что как раз и можно добиться взаимной выгоды. Например, Эмма Уотсон является ярой приверженкой феминизма и считает, что без мужчин борьба за равноправие полов будет всего лишь борьбой. Благо, со стороны сильной половины человечества есть такой отклик, поэтому таких мужчин стали называть профеминистами.

Многие современные мужчины понимают, что такое феминизм. Актеры и политики не раз высказывались касательно роли женщины в обществе. Знаменитые мужчины положительно высказываются о девушках, которые добились высоких должностей в политике и бизнесе.

«Цветок пустыни», Уорис Дири

Уорис Дири родилась в Сомали в 1956 году. В детстве она подверглась женскому обрезанию — калечащей операции, которая не имеет никаких медицинских предпосылок и часто проводится в антисанитарных условиях. В подростковом возрасте Уорис хотели насильно выдать замуж, но она сбежала и отправилась в Великобританию

Девушка стала моделью и использовала свою известность, чтобы привлечь внимание к жестоким традициям, а также помочь тем, кто пострадал от них

«Цветок пустыни» — автобиография Дири, в которой она на своём примере показывает, какой жестокости подвергаются девочки во всём мире и что нельзя останавливаться, пока эти травмирующие практики не исчезнут. Если вы думаете, что это происходит только в далёких малоразвитых странах, то знайте, что женское обрезание в наше время встречается Практики калечащих операций в республиках Северного Кавказа: стратегии преодоления и на территории Российской Федерации.

«Миф о красоте. Стереотипы против женщин», Наоми Вульф

Наоми Вульф — одна из самых ярких представительниц третьей волны феминизма, начавшейся в 1990‑х годах, и автор провокационной книги «Вагина. Новая история женской сексуальности». В своей дебютной работе «Миф о красоте» Вульф атакует стандарты внешности, которые женщинам навязывают на протяжении всей истории. Для писательницы это не что иное, как патриархальный контроль над телом и разумом.

Вульф стремится положить конец всем шаблонам. Погоня за стандартами красоты — игра, в которой невозможно выиграть. Даже достигая так называемого идеала, женщина терпит неудачу, потому что теряет себя.

«Как хочет женщина. Мастер‑класс по науке секса», Эмили Нагоски

Эксперт по сексуальному воспитанию с многолетним опытом написала книгу про женскую сексуальность, которая для многих стала настольной. Тысячи женщин задают Эмили Нагоски вопросы о личной жизни и пытаются узнать, не в них ли проблема, если что‑то идёт не так. И чаще всего её ответ: «Вы нормальны».

Книга раскрывает секреты физиологии, разума и эмоций. Она рассказывает, насколько для женщины важен окружающий мир, чувства, доверие и культура, в которой она живёт. Нагоски развенчивает мифы о женской сексуальности и оргазме, а также даёт советы о том, как комфортно чувствовать себя в своём теле и признать свою уникальность. Именно это, по мнению автора, положительно повлияет не только на интимную сферу, но и на жизнь в целом.

«Женщина, раса, класс», Анджела Дэвис

Активистка, профессор философии и писательница Анджела Дэвис в своей книге фокусируется не только на женщинах. Она пишет обо всех, кому приходится добиваться равных прав и справедливого отношения. Написанная в далёком 1983 году «Женщина, раса, класс» — это экскурс в историю движений за равенство и свободу в США.

Вначале афроамериканкам пришлось бороться против рабства, затем за элементарные права — например, сидеть на передних местах в автобусе. Дэвис также смело критикует и феминистские движения, которые часто исключали из своих рядов небелых женщин, чем ослабляли и дискредитировали себя.

«Суфражизм в истории и культуре Великобритании», Ольга Шнырова

Кандидат исторических наук Ольга Шнырова специализируется на гендерных исследованиях и изучении женских движений в Европе и России. «Суфражизм в истории и культуре Великобритании» — одна из самых свежих книг об активистках, чья борьба положила начало позитивным изменениям не только на Туманном Альбионе, но и во всём мире.

Именно суфражисткам удалось добиться права голосовать и влиять на политику страны, несмотря на сопротивление общества и правительства. Но проблемы у движения возникали не только извне — среди его последовательниц тоже не всегда царило единогласие. Шнырова честно и непредвзято рассказывает о тех женщинах, которые изменили ход истории.

Операция по смене пола

Данный процесс довольно длительный и требует подготовительной работы.

Прежде всего, при желании человека видоизменить свои половые органы, чтобы стать истинным трансгендером, требуется консультация психиатра. После осмотра он направляет пациента на специальную комиссию, которая дает согласие на операцию. Она, как и любое хирургическое вмешательство, имеет свои показания и противопоказания. Абсолютным противопоказанием является выявленное психическое расстройство у пациента. Одним из показаний становятся суицидальные мысли и попытки, невозможность приспособиться к социальной среде в нынешнем «амплуа».

Обязательно перед операцией в течение года человек должен пройти каминг-аут и гормонотерапию. После соблюдения всех требований, окончив подготовительный этап, он сможет лечь на операционный стол.

Завершается процесс трансформации сменой и выдачей документов после проведенной операции.

Как видно, процесс действительно трудоемкий. А вот тому, что случилось с одним британским пациентом, позавидовал бы любой транссексуал. Ему сменили пол, правда, без его согласия, всего за одну операцию, без длительной подготовки.

После удаления паховой грыжи, мужчина стал замечать у себя перепады настроения. У него начала расти грудь, поменялся голос. Когда женские признаки стали еще более заметны, он обратился за помощью к специалисту. И тот предположил, что врачи повредили нерв, иннервирующий половые железы. В результате чего их функции были нарушены, и с мужчиной приключилось такое загадочное перевоплощение.

Ответ на шутку природы

Павел(мужчина в теле женщины):

— Я рос как среднестатистическая девочка. Мама меня наряжала в платьица,заплетала косички. У меня были разные заколки,украшения и прочие девичьи «атрибуты». Но,выбирая между игрой в куклы и в войнушку во дворе,я выбирал второе. В школе,когда одноклассницы вели «женские» разговоры,меня они совершенно не интересовали.

В какой-то момент я понял,что мне близко все мужское. Появились мужские повадки. Лет в 12−13,когда уже начал анализировать все вокруг,я копался в себе и думал,что не так. Понимал,что отклоняюсь от «нормы» и чувствовал себя странно. Стремился ответить самому себе на вопрос,почему ощущаю себя не так,как другие девочки. Это настораживало. Потом,в классе пятом,произошли первые серьезные перемены. Я наотрез отказался от платьев,юбок,облегающих блузок.

Андреа Пежич — австралийская манекенщица-трансгендер сербско-хорватского происхождения.

www.instagram.com/andrejapejic/?hl=ru

Мне нравились только темные мешковатые вещи,скрывающие мое тело. Из-за этого мы с мамой часто ругались в магазинах. Я уходил почти в слезах. Не знал,как объяснить,почему мне не хочется носить женскую одежду. Думал,у меня просто такой вкус. Сейчас мой стиль уже устоялся. Понятно,что,например,яркие цвета никогда не ношу.

После перемен в стиле я начал говорить о себе в мужском роде. Хотя прическа тогда была другой. Но две толстые косички я быстро сменил на выбритые виски и затылок. Семья уже приняла меня и привыкла к любым проявлениям моей личности. Они доверяют мне. Однако прямого разговора о моей трансгендерности и о том,что я мужчина,никогда не было. Родным было бы сложно это понять. Я очень их люблю и не хочу доставлять причин для переживаний.

Поэтому у меня существует маска,с помощью которой я общаюсь в том числе со своей семьей. Дома я девочка. Но,возможно,не такая,какой меня хотели бы видеть. Для друзей я всегда Паша,и они даже не воспринимают меня иначе. Понятное дело,я не пойду туда,где мне нужно притворяться.

Каждый трансгендерный человек сталкивается с агрессией в том или ином роде. Но сейчас я уже могу дать отпор и остаться спокойным.

Человек. Девушка.

unsplash.com/

В общественных местах,в том числе туалетах,часто происходят забавные ситуации. Меня путают с мужчиной,хоть я и не принимал никакие препараты. Просто мне повезло — у меня андрогинная внешность. Я похож и на мужчину,и на женщину. Сначала говорят: «Парень,ты ошибся». А потом понимают,что перепутали. Это даже смешно. Ведь я трансгендер,пока не совершивший переход. Живу в теле,данном мне от рождения,и в ближайшее время не планирую ничего менять. Мне пока и так нормально.

Потом,конечно,хочу сменить паспорт,чтобы в нем было имя,под которым меня знает большинство людей. И,скорее всего,сделаю операцию по удалению молочных желез,начну принимать гормоны. Но сейчас на это нет средств. Плюс пока я занимаюсь в основном образованием и работой,«встаю на ноги». До себя руки не доходят.

Я хочу сначала совершить все изменения,а потом рассказать семье о том,какого я пола. Тогда им не останется ничего,кроме как принять меня таким,какой я есть.(Улыбается.)

Человек. Люди.

unsplash.com/

Что касается личной жизни,я — пансексуал. То есть мне нравятся все люди. Но я не могу допустить близости с человеком,с которым у меня нет эмоциональной связи.

Я уже в устоявшемся возрасте и прекрасно понимаю,что я — человек,родившийся не в своем теле. Конечно,хотел бы быть тем,у кого внутреннее и внешнее совпадают. Но природа иногда шутит. Ну и мы не без юмора.

«Сказки на ночь для юных бунтарок», Элена Фавилли и Франческа Кавальо

Эта детская книга — альтернатива сказкам, в которых принцессы сидят в замках и ждут, пока их спасёт прекрасный принц. Две итальянские писательницы рассказывают об известных женщинах, вошедших в историю благодаря своей смелости, трудолюбию и пытливому уму. Балерины, спортсменки, активистки, морячки, королевы и пиратки — всего в книге 100 удивительных героинь, которые всего добивались сами.

Даже история создания этой книги подтверждает её основную мысль. Чтобы её издать, писательницы запустили краудфандинг. Их проект не только осуществился благодаря тем, кто поверил в эту идею, но и побил рекорд сайта в категории «Детская литература».

«Сказки на ночь для юных бунтарок» показывает девочкам, что они могут стать кем захотят. Писательницы отказываются мириться со стереотипными методами воспитания, поэтому взрослым почитать книгу тоже будет весьма полезно.

Критика

Естественно, как и феминизм, маскулизм также подвержен критике. Во-первых, оба эти течения критикуют друг друга, поскольку иногда идеи могут противоречить одна другой. Во-вторых, некоторые участники этого движения прикрываются идеями маскулистов, чтобы продвигать идеи превосходства мужчин, несостоятельности женщин и т. п.

Также много вопросов возникает и о том, какая же модель правильная: когда мужчина — добытчик, а женщина — хранительница домашнего очага или же привычные взаимодействия могут быть другими? Маскулисты считают, что феминистки 1960-х поменяли традиционные установки социума.

Критикуют маскулистов и за то, что некоторые из них агрессивно относятся даже к умеренным феминисткам. Иногда организации пытаются сорвать события, которые организованы женским движением. Порой это все переходит в экстремистские действия. Например, были случаи, когда члены маскулизма отправляли свои экскременты с угрозами в адрес семей и участников феминистического движения.

Зачастую маскулисты относятся к феминисткам так, поскольку считают, что те продвигают негативный образ мужчин в кампании по предотвращению насилия. Иногда агрессивные мужчины настолько против подобной помощи, что преследовали администраторов приютов, которые заботились о женщинах, пострадавших от насилия.

Феррелл Кристенсен выдвинул интересную мысль о том, что феминизм и маскулизм — это одно и то же, однако представители обоих течений пытаются показать то, что их пол угнетен больше. При этом каждый старается устранить дискриминацию. В большинстве случаев это радикальные представители, которые никогда не смогут договориться.

О ближайших перспективах гендерных перемен

Что феминизму, что движению мужчин еще есть куда расти: работы очень много. Некий процесс пошел, но это еще не потолок. Когда мы начинаем размышлять, куда движется феминность и маскулинность, что происходит с гендером, нужно делать скидку, что мы это делаем в рамках нашей социальной реальности, например московской, питерской — реальности больших городов. В этом смысле мы обладаем некими преимуществами: мы наблюдаем процессы, которые происходят здесь и сейчас, и мы в них как-то участвуем. Но если мы посмотрим на дальние регионы России, мне верится с трудом, что туда дошла хотя бы малая часть повестки феминизма и что там произошли какие-то глобальные изменения. Информационное пространство распределено неравномерно.

Нормы маскулинности порождаются самими мужчинами — любыми: гетеросексуальными, транссексуальными, гомосексуальными, цисгендерными… Приходит понимание, что им некомфортно, и эти нормы, в рамках которых мы социализировались и воспитывались, сильно ограничивают мужчину и не дают ему в полной мере реализоваться в жизни, если следовать исключительно им. И начинаются попытки выйти из того, что называют термином male box — в переводе с английского «мужская коробка», стремление посмотреть, что находится за этими границами. Сами мужчины, которые находятся в этих «коробках», являются первыми агентами перемен. Есть еще социальные движения и ученые, которые распространяют знания, что вообще происходит с гендером и маскулинностью. Россия, к сожалению, сейчас находится очень высоко в рейтинге по мужским самоубийствам. Причем, по данным ВОЗ, разница с женскими суицидами составляет 6,5 раза. Социальные движения и ученые также служат агентами перемен, активно обсуждают повестку того, что происходит с мужчинами и что можно и нужно предпринимать.

Главный проблемный пункт не только в России, но и в мире — восприятие мира все еще в качестве бинарного, то есть двойственного, потому что мы до сих пор говорим о мужчинах и женщинах как о некоторых собирательных образах. И когда мы смотрим гендерные различия в каком-либо феномене, мы до сих пор смотрим на женщин как на целую группу и на мужчин как на целую группу. Но эти группы очень негомогенны, неоднородны. Если мы будем смотреть на разные группы мужчин внутри большой категории мужчин и на разные группы женщин внутри большой категории женщин, то, во‑первых, мы там найдем много того, о чем еще не знаем, и, во‑вторых, это поможет нам сориентироваться, что делать дальше. Потому что когда мы исходим исключительно из бинарного представления, что есть только мужчины и женщины, это приводит нас к некоему тупику, а вовсе не к развитию.

Перевоплощение из мужчины в женщину: постепенный процесс, который занял 17 месяцев

12-й месяц гормональной терапии. Начало 2-го курса колледжа.

«Нравлюсь себе на этом фото в университете. Начала носить более мешковатую одежду по определенным причинам». 12-й месяц терапии.

«Что-то женское начинает проглядывать».

13-й месяц терапии. «Все еще выгляжу стремным грустным чуваком».

Селфи на занятиях. 13 месяцев.

14-й месяц гормональной терапии. «Зеркало хорошо бы протереть».

«Сорян за аниме-футболочку». 14-й месяц.

Наконец-то начинаю мило выглядеть.

«После короткого дневного сна. Настроение не очень». 14-й месяц.

Селфи в постели. 15 месяцев.

15-й месяц гормональной терапии. Начала носить женскую одежду в общественных местах.

Наконец-то сделала женскую стрижку.

«Только проснулась. Настроение не айс». 15-й месяц терапии.

«Еще одна себяшка на занятиях. Реально тут себе нравлюсь». 15-й месяц.

Перед началом занятий, 16-й месяц.

Начала носить макияж в общественных местах.

И вот так Selgal выглядела после 17 месяцев гормональной терапии (в начале 2017 года).

Централ.

В хату завели новенького. У окошка осклабился смотрящий и сплюнул вопросы:

— Откуда будешь, мил человек! Какая статья?

— Фрол Питерский. Статья 361, часть 3. Менспрединг. Расставил в метро ноги напротив женщины. Пять лет с конфискацией.

— Пять лет многовато! – цокнул смотрящий. – Не первый раз?

— Да, рецидивист. – с вызовом сказал Фрол. – Первый раз загремел на кичу за менсплейнинг. Работал стилистом и стал объяснять клиентке, что каре к ее типу лица не идет. Два года отмотал в Карелии. Откинулся, начал честную жизнь, ходил на курсы подавления токсичной маскулинности. Женился, чин чинарем, все как у всех. Жена работала начальником эклерного цеха, я дома занимался хозяйством. Потом она располнела на эклерах, я перестал ее хотеть. Меня осудили за отказ в сексе на основе неприятия бодипозитивной внешности. Три года в Воркуте. От звонка до звонка.

— Бросай кости сюда. – смотрящий кивнул на свободную шконку. – Я, Саня Газлайтинг. Мотаю пожизненный за психологический абьюз жены, приведший к депрессии и падению самооценки. У нас тут салаг и мужиков нет, только воры да уголовнички!

Вот это Аслан Абьюзивный, 5 лет за отказ от участие в Дне Куколда.

Вася Гендер у нас единственный политический. Выпускал подпольную газету «Вестник мачо», где утверждал, что биологических пола только два и ставил под сомнение матриархат, как единственно возможную форму государства. Ну и одиночный пикет против жестокого подавления гетеросексуального восстания на Брянщине ему припомнили.

На десятку загремел.

В тот угол даже не суйся. Там у нас опущенный сидит, он на их стороне. Определяет свой пол как женский, ориентацию, как небинарная транс-лесбиянка, хочет за счет государства сменить пол и перейти на сторону зла. Но у нас пока парашу моет и жрет отдельно, падла!

Ты, Фрол, в правильное место попал. Есть зоны розовые, где весь актив под радфемками полицейскими ходит. А у нас зона мужская, воровская, масти черной!

Саня аж рванул на груди шелковую робу со стразами.

— Цыц, @уемрази, отбой! Тут вам не курорт, цисгендеры драные! – буч-вертухай Фекла Пиксель ударила дубиной по решетке. (С). Автор неизвестен.

Разные течения

Вообще, появление мужского феминизма, несомненно, связано со второй волной феминисток. Многие представители этого течения тогда сосредоточились на проблемах в законодательстве, в котором необходимо было найти прорехи. Так появилась проблема двойных стандартов в браке. Отсюда появилось движение за права отцов.

Мужчины не понимали, почему домашнее насилие — это агрессия только со стороны мужчины, или же как объяснить то, что после развода дети должны остаться с матерью.

Так появилась группировка отцов, во главе которой стоял Мэтт О’Конор. Но вел он себя довольно странно вместе со своими единомышленниками: они переодевались в костюмы, врывались в административные здания и проводили акции протеста.

Чуть позже появилось еще одно течение мужского феминизма — мифопоэтическое. Считается, что сподвиг сынов Адама на его появление Карл Юнг

Сторонники этого движения не обращали никакого внимания на политику, им крайне важно было считать, что каждый мужик должен оставаться мужиком в любой ситуации

Целью этой группы была поддержка и наставничество для мужчин. Участники работали над образовательной программой, в которую входили переработанные мифы, поэзия и труды. Лидером группы был Дэвид Блай. Он постоянно говорил об «энергии Зевса», которую должен ощутить каждый мальчик, чтобы постигнуть мужскую сущность. Члены этого сообщества были против тех мужчин, которые позволяли себе быть слабыми и эмоциональными.