Истребитель f-35 lightning ii: небывалый прорыв или эпический провал впк сша

Пассивные радары

На этом поле F-22 обходит все аналогичные системы, система предупреждения о радарах в Рапторе имеет дальнобойность в 463 км и признана наиболее мощной и эффективной системой, будучи даже мощнее чем APG-77. Система может предоставлять информацию о цели для APG-77, позволяя ей действовать в пассивном режиме, сильно увеличивая незаметность F-22 и позволяя APG-77 отслеживать цель узким лучом, на гораздо больших дистанциях, чем обычно, а затем поразить цель ракетой AMRAAM. Система превосходит аналогичные «Хибины-М», устанавливаемые в Су-35, чья модернизированная версия будет использована в ПАК-ФА, что будет так же превзойдено в AN/ALR-94.

Вариации

F-35 обоснованно критикуют во всём мире (в США критики разбирают его недостатки по винтику не меньше, чем в России или Европе) за излишнюю универсальность. Всё же палубный и наземный истребители – это очень сильно отличающиеся друг от друга машины.

Одновременно разрабатывались следующие модификации:

  • F-35А или CTOL – истребитель наземного базирования. Эта версия должна быть самой простой, дешёвой, массовой и доступной для внесения изменений согласно пожеланиям стран-участниц проекта.
  • F-35В или STOVL – истребитель, способный взлетать с укороченных площадок и садиться вертикально. Проектировался и изготавливается специально для морской пехоты. Наиболее критикуемая версия F-35.
  • F-35С или CV – палубный истребитель для ВМС. Конструкция подразумевает старт с катапульты и посадку с аэрофинишёром, поэтому самолёт имеет больший размах крыла и более высокую прочность.

Разработчиков ещё можно было бы понять, получайся столь разные самолёты за счёт унификации более или менее дешёвыми, ведь массовое производство удешевляет любое изделие. А у “Локхида” получилась универсально, массово и дорого. Так или иначе, любой вариант нового истребителя оснащается:

  • комплексом Link16 – система обмена данными между самолётами в воздухе и наземными службами
  • радиорелейной станцией с активной фазированной решёткой
  • дисплеем с проекцией на переднее стекло и активным шлемом с видеодатчиками
  • инфракрасной камерой. Кроме обнаружения целей она сигнализирует о засветке радаром
  • системой из шести инфракрасных сенсоров. Она позволяет вести бой в темноте и отслеживать потенциально опасные пуски ракет
  • Незначительно отличаются и полётные характеристики трёх моделей: F-35А и F-35В имеют одинаковые размеры 15,57 м в длину, 4,36 м в высоту с размахом крыльев 10,67 м. У самолёта F-35С размах крыльев на 2,5 м больше
  • крейсерская и максимальная скорость у всех моделей совпадают – 850 и 1930 км/час соответственно
  • самая большая дальность в модели “С” – 2 520 км. “А” летает” на 2 200, а “В” на 1670 км
  • боевая нагрузка составляет 9,1 тонны

В результате степень унификации F-35А и F-35В составляет 81%, а F-35А и F-35С – 62%. Для машин, состоящих из более чем 300 000 деталей, показатели весьма серьёзные.

Взлёт, полёт и вертикальное приземление F-35В. За откинутой крышкой виден двигатель, позволяющий совершать вертикальную посадку.

5. E-2D Advanced Hawkeye

Цена 1 единицы — 232 млн. долларов

В августе 2007 года E-2D Advanced Hawkeye – модернизированный вариант E-2 Hawkeye -впервые поднялся в воздух. От своего предшественника он отличался множеством технологических усовершенствований, включая возможность связи и координации со всеми прибрежными, наземными и открытыми морскими судами. Модернизация также включала электронные и механические РЛС активного сканирования (APY-9).

Самолет E-2D оснащен полностью интегрированной цельностеклянной тактической кабиной, передовыми компьютерами для выполнения миссий, усовершенствованными средствами электронной поддержки, а также модернизированным набором каналов связи и передачи данных. Последняя версия самолета оснащена системой управления полетом и двумя турбовинтовыми двигателями Allison / Rolls-Royce T56-A-427A (3800 кВт).

Незаметность

Для придания незаметности самолету необходимо много параллельных граней, чтобы избежать отражения волн радара обратно к источнику, а так же использование волнопоглощающего материала и красок, чтобы «впитывать» волны радара, избежавшие рассеивания гранями, тем самым мешая врагу отследить их. Вот главные принципы стелс-технологии, но есть и другие методы снижения заметности, один из них — минимизировать излучения сенсоров самолета, что значит, например, что радар F-22? APG-77, использует лишь столько энергии, сколько необходимо для отслеживания противника, значит Раптор может избежать обнаружения пассивными сенсорами. Другая важная способность — предотвращение обнаружения через коммуникативные системы, так как всегда есть возможность оследить источник сигнала, самолет становится видимым, это причина того, что Ф-22 может общаться только с другими Рапторами, поскольку другие самолеты будут излучать лишние заметные сигналы. Так же необходимо уменьшить инфракрасное излучение самолета, так как новейшие ИК-сканеры (вроде русского ОЛС-35) могут отследить самолет не только через инфракрасное излучение от сопл двигателей, но и от самих систем и поверхностей. Для сниженя инфракрасных излучений сопла B-2 и F-22 рассеивают тепло реактивных струй, и поверхности с основными гранями у F-22, F-35 и B-2 специально охлаждаются и заметность в инфракрасном спектре значительно снижается. В F-22 представлены все эти функции, ПАК-ФА более заметен в инфракрасном диапазоне и проигрывает по системам «стелс».

Как показано на картинке, у F-22 намного больше параллельных граней, чем у ПАК-ФА, особенно на заднем фюзеляже ПАК-ФА, что признано наиболее заметной частью этого самолета. С точки зрения незаметности, F-22 впереди, так как он построен по всем правилам стелса, двигатели охлаждены, а отражающая поверхность менее 0.0001 кв.м, ПАК-ФА не такой незаметный как F-22, без снижения ИК-сигнатуры, отражающая поверхность у него от 0.5 до 0.01 кв.м, а его радиопоглощающее покрытие не такое крутое, как у Раптора. Сопла двигателей у ПАК-ФА открыты, в отличие от F-22, что значительно увеличивает инфракрасную заметность. Но есть одна вещь, которая есть у ПАК-ФА, но нет у F-22, «Плазма стелс» ( http://www.cnews.ru/news/top/?2005/10/19/190317 ), Плазма, по утверждениям, является эффективным методом снижения заметности, создавая облако плазмы вокруг самолета для отражения или впитывания волн радара, но в любом случае, даже с плазменными стелс-технологиями ПАК-ФА гораздо более заметен, а так же плазма возможно будет ослеплять ПАК-ФА, заглушая собственный радар и сенсоры. Более того, стоит вопрос вообще о возможности создания плазменного облака и стабильной поддержки его, существует теоретическая возможность, но практической скорее всего нет.

Радар F-22 (AN/APG-77) включает в себя от 2000 до 2200 принимающих модулей и его малозаметный AESA радар, способный отслеживать цель в 1 кв.м на расстоянии 240км, был признан самым продвинутым радаром на истребители. У радара ПАК-ФА 1500 элементов, отслеживающих цель в 2.5 квм на расстоянии в 400км. Так же у ПАК-ФА покрытие радара составляет 360 градусов, благодаря двум радарам Л-диапазона(лямбда?) на крыльях и маленький радар Х-диапазона на хвосте. Раптор в принципе может иметь круговой обзор благодаря анализу сигналов со всех систем, включая пассивные радары, но кругового радарного обзора у него нет. Единственная проблема ПАК-ФА — его радар не имеет режима «Низкой вероятности перехвата сигнала».

APG-77

  • Самый высокотехнологичный радар для истребителей
  • Возможность обнаружения врага с низкой вероятностью обнаружения радара
  • Способность подавлять и блокировать вражескую электронику и авионику

F-35 Lightning II – отчеты о тренировках

Согласно публикациям, опыт первых лет эксплуатации самолета уже позволил  личному составу экспериментальной и боевой эскадрилий ВС США разработать и  протестировать ряд оперативных концепций применения нового оружия.

Некоторые результаты

По мнению американских специалистов, комбинация технологии «стелс», сенсоров и оружия большой дальности обеспечивают самолеты «непревзойденный до сих пор боевой потенциал».

В частности, в рамках учения  «Red Flag» (Красный флаг) в Неваде, в феврале 2017 г. F-35 в воздушном бою с истребителями F-16 достиг рекорда побед – 15:1. Отмечается, что и в рамках реальных боевых сценариев истребители успешно преодолевали системы ПВО и электронного противодействия противника и проводили разведку целей. Из 51 бомбы, применявшейся с борта F-35, 49 достигли своей цели.

F-35 на учениях «Red Flag»

Аналогичные результаты получены в ходе многочисленных тренировок. Прежде всего, пилотами самолета отмечается всеобъемлющая картина обстановки, получаемая благодаря бортовым системам обнаружения. Положительно оцениваются свойства «невидимости» (Stealth) и система РЭБ.

Особо подчеркивается, что боевая эффективность F-35 Lightning II дополнительно возрастет с введением программного обеспечения «Блок 3F». Кроме того, планируются регулярное дооснащение самолета новыми более производительными версиями ПО, образцами оружия и сенсоров.

По заявлению генерала К.Богдана, в течение следующего десятилетия «почти гарантировано» произойдет поставка новых двигателей или их элементов. Находящийся в разработке двигатель с универсальной адаптивной технологией ADVENT (Adaptive Versatile Engine Technology) позволит увеличить мощность привода и дальность полета самолета на 30 — 40 процентов.

Двигатель с универсальной адаптивной технологией

Нюансы оперативного использования

Западные военные специалисты особенно важным считают тот факт, что F-35 в течение двух десятилетий будет применяться во взаимодействии с самолетами 4-го технологического поколения, например: F/A-18, F-15, «Еврофайтер». При этом, на F-35 Lightning II, использующий скрытый режим, среди прочего, будет возлагаться роль разведчика во вражеском воздушном пространстве. Он выявляет цели и передает их координаты другим самолетам, кораблям или артиллерии, которые поражают противника своим оружием большой дальности.

Однако, до сих пор передача информации остается проблематичной. Обмен информацией между истребителями F-35 происходит через защищенный от прослушивания и пеленгации многофункциональный канал передачи данных (Multifunction Advanced Data Link, MADL). Самолеты 4-го поколения используют, как правило, систему обмена данными «Линк 16» (Link 16). К ней же подключены боевые корабли и сухопутные войска. Использование Link 16 самолетами F-35 также возможно, но тогда, несмотря на режим «невидимости», возникает опасность перехвата сигнала противником и вскрытия факта присутствия самолета в его воздушном пространстве.

Самолет U-2

Потенциальное решение проблемы продемонстрировала компания «Локхид Мартин» в ходе учения «Северный край 2017» (Northern Edge 2017). Разработанная по ее инициативе  система Enterprise Mission Computer 2.0 (далее – EMC2) использовалась, как интерфейс между самолетами с разным оборудованием связи. В рамках учения комплекс EMC2 устанавливался на самолет U-2, который служил ретранслятором между системами MADL и Link 16. При этом, F-35 осуществляли передачу данных исключительно через MADL и таким образом не излучали в эфир никаких электронных сигналов.

J-20: тактико-технические характеристики

Последний самолет, о котором пойдет речь в данной статье, разрабатывается китайскими правительством и может стать серьезным конкурентом описанным выше моделям. В течение длительного периода времени именно американские и российские вооруженные силы считались самыми внушительными в мире, однако в последнее время Китай выходит на качественно новый уровень абсолютно во всех сферах, в том числе и в производстве военной техники. Так что же насчет тактико-технических характеристик этой модели? Китайский истребитель имеет самую большую длину, которая составляет более двадцати метров, но при этом уступает по размаху крыла российскому конкуренту. У китайской модели он составляет всего тринадцать с половиной метров. Вес этого самолета составляет около двадцати тонн, когда он пуст, но если его полностью заправить топливом и обвесить всем вооружением, то максимальная масса достигает 32 тонн. Что касается максимальной массы, допустимой для взлета, то она составляет 36 тонн, что не намного меньше, чем у российского конкурента. Масса топлива, которое помещается на борт самолета, составляет более одиннадцати тонн. Это приблизительно такой же показатель, как и у “Т-50”, но при этом на пару сотен килограмм выше. Более того, китайский истребитель может нести с собой два внешних топливных бака, каждый из которых добавляет четыре тонны массы топлива. Что касается двигателя, то здесь все еще совсем туманно – существует два прототипа, которые могут оказаться основными для этой модели, но пока что наиболее вероятной является модель Xian WS-15, которая уже находится в процессе производства, в отличие от прототипов. Ну а в вопросах максимальной скорости китайский самолет обошел американца, но, опять же, не смог сравняться с русским. Этот самолет может развивать скорость до 2100 километров в час.

Немного о технических характеристиках

Характеристики нового Яка соответствовали существовавшей тогда военной доктрине. Самолет мог эксплуатироваться с взлетно-посадочных площадок ограниченных размеров (с коротких бетонных и асфальтовых полос) и в корабельных условиях. По сравнению с самолетами обычного взлета Як-141 был способен взлетать без выруливания на ВПП непосредственно из укрытия по рулежной дорожке, мог эксплуатироваться с поврежденных аэродромов.

Средства катапультирования обеспечивали автоматическое спасение летчика на всех режимах полета. И это было проверено при испытаниях Як-141 на авианосце. Летчик-испытатель В. А. Якимов при посадке, находясь уже над палубой корабля, на малой высоте превысил вертикальную скорость снижения. Як грубо сел, ударился о палубу, основные стойки шасси пробили топливный бак, возник пожар. Пилот был вынужден катапультироваться, и сделал он это вполне благополучно.

Впервые Як-141 был показан на 39-м авиакосмическом салоне в Ле Бурже, но в виде модели и короткого видеофильма по его летным испытаниям. Полнокровный дебют нового Яка состоялся год спустя на выставке в Фарнборо.

Даже в то время при вертикальном взлете Як-141 имел вес 15,8 т, что меньше веса МиГ-29 (16,7 т) и почти вдвое меньше взлетного веса Су-27 (30 т), хотя по другим летно-техническим характеристикам он уступал всем обычным истребителям и конкурировал по отдельным параметрам только с СВВП «Харриер», серийный выпуск которого был начат в 1966 году.

Кроме того, радиус боевого применения этого самолета не превышал 300 км. И это не позволяло ему защищать корабль, на котором он базировался, от крылатых ракет «воздух — корабль».

Большой расход топлива Як-141 при взлете, недостаточный радиус боевого применения, катастрофа одного из летных экземпляров самолета привели к тому, что программа его испытаний была прекращена, а финансирование приостановлено. Также концу 1991 года были остановлены работы по подготовке серийного производства Як-141 на Саратовском авиазаводе. Таким образом, в России на долгое время была прикрыта тематика развития самолетов вертикального взлета и посадки.

Однако стоит привести цитату, взятую из отчета экспертов ГосНИИАС. Она говорит о том, что, «как показал опыт разработки истребителя Як-141, заявляемый способ (вертикального взлета и посадки) может применяться не только новыми машинами соответствующей конструкции, но и самолетами серийно выпускаемых типов, при этом модернизированный самолет не потеряет ни одной из присущих ему положительных летных и тактико-технических характеристик».

В ряде западных газет того времени иностранные специалисты утверждали, что русские с разработкой этого Яка обогнали их по крайней мере лет на десять-пятнадцать. И это было действительно так, потому что фирма «Локхид» в 1996 году для своего проекта по программе JSF («Единый ударный истребитель») выбрала схемы двигательной установки, а также отклонения сопла подъемно-маршевого двигателя, аналогичные двигательной установке Як-141.

И американцы этого не скрывали. Они ссылались на соглашение с ОКБ им. А. С. Яковлева, которое позволило им это сделать. Но позже они отказались от сотрудничества и решили (получив от русских 90% информации), что сделают такой истребитель сами. И сделали. Им стал F-35В.

[править] Источники

  1. Lockheed Martin F-35 Lightning II Israeli procurement // Английская Википедия
  2. Lockheed Martin: Израиль станет первым союзником США, получившим F-35 // newsru.co.il
  3. Израиль купил 20 американских истребителей F-35
  4. СМИ: для удара по целям в Сирии израильтяне впервые применили F-35
  5. ЦАХАЛ объявил о готовности первой эскадрильи F-35 к оперативному использованию. ВИДЕО
  6. Истребитель F-35 – с израильской авионикой и крыльями
  7. Истребителю F-35 придумали израильское имя
  8. Израиль создаст собственные ракеты для истребителя F-35 // lenta.ru
  9. «Авиационная промышленность» запустила производство крыльев для F-35 // newsru.co.il
  10. Израиль ведет переговоры с США о совместном производстве самолетов F-35 // newsru.co.il
  11. Американский гигант взлетит на израильских крыльях // 9tv.co.il
  12. F-35 Адир: гигантский потенциал для израильской индустрии
  13. Израильские системы на самолётах F-35I «Адир»
  14. Израильские истребители обманули российские радары в Сирии
  15. Командующий ВВС: «ЦАХАЛ первым в мире применил F-35 для ударов по целям»
  16. СМИ: израильские истребители F-35 одержали верх над ЗРК С-300 в Сирии
  17. Израильские F-35 над Ираном: в Тегеране «рвут и мечут»
  18. F-35I «обманули» С-400
  19. Истребитель F-35 на вооружении ВВС ЦАХАЛа: ответ на угрозы Ирана и Хизбаллы
  20. В рамках взаимозакупок по F-35 Lockheed-Martin потратил в Израиле $1,75 млрд

Сравнение характеристик СУ 35 и F 22

F-22 «Raptor» делает ставку на незаметность и дальний бой: быстрее обнаружить противника (150 км против 90 км) и быстрее выпустить ракету (дальность самой совершенной AIM-120D Scorpion – 180 км). Су-35 хорош для ближнего боя (догфайта). Если он переживёт дальнюю атаку (а шансы довольно высокие) и увидит противника на радаре, у  F22 будут серьёзные проблемы.

Принципиально важные сравнительные технические характеристики – в следующей таблице:

F-22 Су-35
Характеристики 5-го поколения
ЭПР 0,001-0,1 м2 0,7-2 м2
Радиолокационная станция AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения:

Су-35 – 150 км

Воздушных целей с ЭПР=1м2 – 225 км

«Ирбис» с пассивной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения:

«Раптора» (целей с ЭПР=0,01 м2) – 90 км

Воздушных целей с ЭПР=3 м2 – 150-400 км

Оптика в инфракрасном спектре Нет (ночью не отследит полёт других истребителей) ОЛС-35 (оптико-локационная система) с тепло- и телевизионными каналами
Система инфракрасного обнаружения и сопровождения цели нет

IRST (инфракрасная система пассивного сканирования – не выдаёт себя, т.к. не излучает волны) встроена в ОЛС-35, дальность – 80 км, 4 цели одновременно.

Предупреждение о пуске ракеты да да
Сверхзвук без форсажа Да (крейсерская скорость – 1960 км/ч, или 1,82 Маха) Да (крейсерская скорость – 1350 км/ч, или 1,1 Маха)
Габариты и лётные характеристики
Максимальная скорость на форсаже 2,25 Маха (2410 км/ч) 2,25 Маха (2410 км/ч)
Боевой радиус 760 км 1600 км
Перегоночная дальность (без подвесных топливных баков и дозаправки) 3220 км 3600 км
Максимальная высота 20 км 20 км
Размер 19х14х5 м 22х15х6 м
Масса Пустого – 19,7 т

Взлётная – 38 т

Топлива – 8,2 т

Пустого – 19 т

Взлётная – 34,5 т

Топлива – 11,5 т

Вооружение
Максимум ракет «воздух-воздух» 6 внутри + 2 снаружи 6 внутри + 8 снаружи
Боевая нагрузка 3,5 т 8 т
Оружие дальнего боя AIM-120 в разных модификациях с инфракрасным и радиолокационным самонаведением, дальность – 50-180 км Р-27 в разных модификациях с инфракрасным или радиолокационным самонаведением, дальность – 50-110 км

K-77M с радиолокационным самонаведением, дальность – 190 км

Р-37 с радиолокационным самонаведением, дальность – 300 км

Оружие ближнего боя Новая AIM-9 с матричной инфракрасной головкой самонаведения и управляемым вектором тяги. Дальность – 18 км Р-73М с двухдиапазонной инфракрасной головкой самонаведения и аэрогазодинамическим управлением. Дальность – 20 км
Авиапушка Барабанный 20-мм Вулкан М612А 30-мм ГШ-30-1
Сколько и за сколько
стоимость 140 млн. долларов 50 млн. долларов
Количество на вооружении (на 2020 год) 180+ 50
Опыт использования С 2005 С 2014

Су-35 уязвим, когда не видит противника на радаре (или своими глазами). На своей территории с поддержкой ПВО он повелитель неба

Промежуточные итоги программы, оценка стоимости

В конце февраля 2018 года вице-адмирал Мэт Уинтер, директор отдела минобороны США по реализации программы разработки и закупки F-35, сообщил журналистам, что из поставленных американским ВВС и странам-партнерам 280 самолетов только 51% могут совершать полеты. Уинтер отметил, что на многих машинах выявились проблемы с двигателями, системами жизнеобеспечения пилотов и с программным обеспечением. Напряженной оставалась и ситуация с запасными деталями, которые производитель поставлял с задержками.

года Lockheed Martin отчиталась о поставке 300-го экземпляра F-35 (в 2017 году были поставлены 66 единиц — на 40% больше, чем в 2016 году). Из общего числа поставленных самолетов на вариант F-35A пришлось 197 единиц, 75 единиц — на вариант F-35B, 28 единиц — вариант F-35С. По данным производителя, суммарный налет этого флота превысил 140 тыс. летных часов. Всего за 2018 год производитель планирует передать заказчику 91 самолет (таким образом, общее число поставленных машин составит 357).

Вооруженные силы США намерены приобрести в общей сложности 2 тыс. 443 экземпляра F-35. Всего на разработку самолета было затрачено свыше $46 млрд, а в целом, согласно прогнозам, реализация программы обойдется США в более чем в $1,5 трлн: $406,5 млрд пойдут на закупку самолетов и еще около $1,1 трлн — на эксплуатацию, техобслуживание, модернизацию и ремонт. Эксперты называют F-35 самой дорогостоящей системой вооружений в истории.

Закупочная стоимость единицы F-35A в 2018 году составляет около $100 млн. К 2020 году ее планируется снизить до $80 млн. В 2023 году Lockheed Martin намерена нарастить выпуск до 160 самолетов в год.

Ожидается, что истребители-бомбардировщики этого типа будут состоять на вооружении по крайней мере до 2070 года.

Выводы — какой самолет лучше?

При сравнении истребителей в одиночном противостоянии друг против друга побеждает Су-35. Предназначение F-35 заключается в бомбардировке и возможности заранее обнаружить противника. Это позволяет самолету с максимальной эффективностью противостоять имеющимся угрозам, при необходимости вызывая подкрепление или отступая.

Стоит отметить, что на оба самолета имеется спрос. После успешного применения Су-35 в Сирии количество покупателей значительно выросло. США использовали Lightning для нанесения ударов по талибанам в Афганистане.

Окончательно сказать, какой истребитель будет лучше крайне проблематично. Все зависит от условий использования и поставленных задач. Су-35 может подойти для завоевания господства в воздухе, а F-35 справиться с бомбежкой отдельных элементов на земле. Оба самолета играют важную роль.

Подводя итоги

Схематично бой между F-22 и ПАК ФА можно представить так. Самолеты обнаружат друг друга на дальности 60−70 км, причем, если F-22 в нижней задней полусфере, у него будет несколько секунд запаса, чтобы первым выпустить AIM-9X. В противном случае Х-74М2 долетит до него быстрее. Шансов у американца не останется, а вот ПАК ФА с примерно 50-процентной вероятностью сумеет увернуться от ракеты «Раптора». Впрочем, если самолеты окажутся достаточно незаметными, чтобы подобраться друг к другу километров на 20−30 (в реальности, повторимся, этого никто не проверял), то в дело вступят AIM-120D с американской стороны и управляемые ракеты с осколочно-фугасными зарядами с российской. Дальше все зависит от мастерства пилотов.

А вот для F-35 никакого «дальше» не предполагается. У него заведомо не хватит ни мощности, ни маневренности, чтобы сбросить ракету ПАК ФА с хвоста. Даже если ему удастся атаковать первым (что сомнительно), четырех ракет ему явно не хватит, чтобы со 100%-ной гарантией завалить россиянина. Круизная скорость ПАК ФА позволит с легкостью уйти от версий AIM-120, что устанавливаются на «Молнии». После чего он вернется.

Статья «Сражение невидимок» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2016).