Великая северная экспедиция: вторая камчатская экспедиция беринга

Биографическая справка

Служил в голландском флоте, участвовал в плавании в Ост-Индию. Окончил Амстердамский морской кадетский корпус в 1703. В том же году по приглашению адмирала К.И. Крюйса поступил на русскую службу в чине подпоручика. В 1707 произведен в поручики, в 1710 – в капитан-лейтенанты. Участвовал в Азовском походе. С 1712 служил в Балтийском флоте. Командовал кораблями «Селафаил», «Перл», «Марльбург», «Лесное». Участвовал в плаваниях к острову Борнхольм под штандартом Петра I, к Аландским островам, в составе эскадры шаутбенахта Гордона, генерал-адмирала Апраксина. Уволен от службы по личному прошению в звании капитана 2-го ранга в 1724. Через полгода вновь принят на службу в чине капитана 1-го ранга. С 1730 года капитан-командор.

В 1725 личным распоряжением Петра I назначен руководителем Первой Камчатской экспедиции, основной целью которой было отыскание перешейка или пролива между Азией и Северной Америкой.

Были и другие задачи: изучение существующих путей сообщения, открытие новых, их благоустройство, а также – изучение местных народов, возможности приведения их в российское подданство, нанесение на карту территорий, на которых они проживают.

Освоение морских путей в Охотском море и Тихом океане было немыслимым без прочной материальной базы и развитых транспортных, а в то время это были, преимущественно водные, путей сообщения. Все припасы для кораблей участники экспедиции командора Беринга вынуждены были в полном смысле слова тащить «на себе» через весь континент. Жесткой практической необходимостью было обусловлено создание специального представительства экспедиции в Иркутске.

Из Петербурга до Охотска экспедиция добиралась два года. В течение следующих двух лет было обследовано побережье и прибрежные воды северо-восточной Азии, выявлены и нанесены на карту Карагинский залив и остров, залив Креста, бухта Провидения, Анадырский залив, остров Св. Лаврентия, Камчатский залив, Авачинская губа. Впервые была произведена инструментальная съемка западного побережья моря, получившего впоследствии имя Беринга, на протяжении более чем 3,5 тыс. км. Открытый во время экспедиции пролив, разделяющий Азию и Америку, также назван в честь Беринга. Составленная по итогам экспедиции карта использовалась впоследствии при изображении северо-восточной Азии всеми европейскими картографами.

Целью Второй Камчатской экспедиции было помимо дальнейшего исследования северо-восточного побережья российской Азии, поиск морских путей к устью Амура, Американскому континенту и Японским островам. Фактически она состояла из нескольких автономных отрядов. Сам Витус Беринг и Алексей Чириков в июне 1741 на двух пакетботах вышли с Камчатки к американскому побережью. Пакетбот «Св. Петр» под командой Беринга вынужден был зимовать на необитаемом острове, где часть экипажа скончалась от болезней. Витус Беринг умер 8 декабря 1741. Был похоронен на том же острове, получившем его имя, а группа островов названа Командорскими. В Петербурге о смерти командора узнали только через два года.

По заданию Петра I

По словам историков, уже в 1695-м Беринг отправился в первое плавание. В качестве юнги он сопровождал своего сводного брата, посещавшего датские заморские владения в Индии. В дальнейшем Витус получил образование в Голландии, в Амстердамском морском кадетском корпусе.

Также по теме

Важная веха в истории российского флота: как прошла первая кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

215 лет назад началось первое в истории российского флота кругосветное путешествие. Экспедиция на кораблях «Надежда» и «Нева»,…

В 1704 году (в некоторых источниках указывается 1703 год) Беринг принял предложение о поступлении на российскую военно-морскую службу. Он служил на Балтике и Азовском море, принимал участие в Северной войне и боевых действиях против Османской империи.

«При Петре I в Россию привлекали много иностранных наёмников в хорошем смысле этого слова. Одним из них стал Беринг. Лучшие талантливые кадры из европейских стран шли служить России не только ради денег, но и ради колоссальных перспектив, возникавших перед ними в нашей огромной стране», — рассказал в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

С 1712 года Беринг командовал различными судами, но после почти 20 лет службы подал в отставку. По словам историков, причиной тому послужило отсутствие решения командования о производстве его в капитаны 1-го ранга.

Однако год спустя Пётр I дал указание вернуть Беринга на службу и присвоить ему чин, которого тот добивался. Царь уже несколько лет задумывался над снаряжением экспедиции, которая бы выяснила, существует ли пролив между Азией и Северной Америкой. Поручить руководство экспедицией император решил именно Берингу.

  • Гангутское сражение Северной войны

Пётр I подготовил инструкцию, согласно которой они должны были построить на Камчатке один или два бота, двигаться на них на север, выяснить соединяется ли Азия с Америкой и составить карту исследованных земель. Помощником Беринга был назначен лейтенант Алексей Чириков.

В начале 1725 года Беринг вместе со своими спутниками выдвинулся из Санкт-Петербурга в Охотск. В пути они находились более двух лет. Весной 1728 года участники экспедиции прибыли в Нижнекамчатск и занялись строительством бота «Святой Гавриил». Летом того же года они вышли в море и двинулись на север, согласно инструкциям уже умершего к этому времени Петра I.

Экспедиция поднялась до 67° 18′ северной широты, пройдя почти весь пролив, названный впоследствии Беринговым. Пообщавшись с местными жителями, российские моряки убедились, что азиатский берег поворачивает на запад, а к северу никаких признаков суши не наблюдается. Участники экспедиции повернули на северо-восток, но никакой земли там также не обнаружили и взяли курс на Нижнекамчатск. У берегов Камчатки они первыми посетили остров Святого Лаврентия, а также сделали ряд других географических открытий.

  • Алексей Ильич Чириков

После строительства второго бота, получившего название «Фортуна», Беринг назначил Чирикова его командиром. Летом 1729 года члены экспедиции уже на двух судах вышли в море. Они двинулись на восток, но новых земель не обнаружили и занялись исследованием побережья Камчатки.

По результатам Первой Камчатской экспедиции стало ясно, что Камчатка не соединяется с Японией. Кроме того, Беринг произвёл картографическую съёмку примерно 3,5 тыс. км побережья моря, названного затем в его честь.

По словам историков, часть того, что сделала экспедиция Беринга (в частности, посещение Берингова пролива) ранее уже совершил первопроходец Семён Дежнёв, однако о результатах его исследований, проведённых несколькими десятилетиями ранее, в Санкт-Петербурге на тот момент ещё не было известно. Как отметил почётный полярник России Валерий Ипполитов, любые сведения с востока в европейскую часть России в то время шли чрезвычайно долго, документы об экспедиции Дежнёва банально затерялись и были обнаружены в архивах почти 80 лет спустя.

«Пролив, названный затем в его честь, Беринг фактически открыл повторно, после Дежнёва», — рассказал в беседе с RT почётный полярник России Виктор Боярский.

  • Маршруты путешествий Витуса Беринга

Препараты

29 декабря 1724 года Петр попросил датско-русского исследователя Витуса Беринга командовать плаванием на восток. Петр поручил экспедиции сделать следующее:

  • подготовить один-два корабля на Камчатке или поблизости;
  • используя эти корабли, исследуйте северные земли, которые казались частью Америки;
  • поищите, где эти земли присоединяются к Америке, и есть ли в этом районе города, принадлежащие Европе. При встрече с европейскими кораблями он должен узнать у них названия местных географических объектов, по пути исследовать побережья и нанести их на карту.

Подготовка к поездке началась за несколько лет до этого, но, поскольку его здоровье быстро ухудшалось, Питер ускорил процесс и способствовал назначению Беринга руководителем экспедиции, опередив опытного картографа К.П. фон Верда. В своих интересах Беринг обладал знанием как Индийского океана, так и восточного побережья Северной Америки, хорошими личными навыками и опытом перевозки грузов. Его помощниками в путешествии были закаленный датчанин Мартин Спангберг и хорошо образованный, но относительно неопытный русский Алексей Чириков , уважаемый военно-морской инструктор. Чириков вместе с прапорщиком Петром Чаплиным был соавтором журнала экспедиции. Помощники получали во время поездки около 180 рублей в год, а Берингу — 480. Естественный путь на Камчатку пролегал по притокам Лены ; но после Нерчинского мирного договора (1689 г.) это выглядело политически невыполнимым. Вместо этого было решено, что отряд Беринга поедет по суше и реке из Санкт-Петербурга в Охотск, небольшой портовый город на восточном побережье России, а затем по морю из Охотска на полуостров Камчатка, где они смогут начать свое разведочное путешествие.

Плавание «Св. Петра»[править | править код]

«Св. Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Св. Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой, на судне испытывали нехватку пресной воды.

В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями — алеутами. На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, — Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал этот остров.

6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева».

Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назовут Командорскими. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.

К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря . Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.

Литература

Источники
  • Аронов В. Н. Патриарх камчатского мореходства // Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки: Ист.-краеведческ. сб. Вып. 3. 2000.
  • Вахрин С. Покорители великого океана. Петропавловск-Камчатский: Камштат, 1993.
  • Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. Т. III. М., 1984
  • Свердлов Л. М. Русское поселение на Аляске в XVII в.? // Природа (М.). 1992. № 4. С. 67-69.
  • Чернышев А. А. Российский парусный флот: Справочник в 2-х тт. Т. 2. М.: Воениздат, 2002. С. 424—425.
Дополнительная
  • Андреев А. И. Экспедиции Беринга // Известия Всесоюзного географического общества. 1943. Т. 25. Вып. 2.
  • Беринг, Витус // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  • Боднарский М. С. Великий северный морской путь. Историко-географический очерк открытия Северо-восточного прохода. — М.; Л.: ОГИЗ, 1926. — 256 с.: ил. — Серия «Библиотека путешествий».
  • Ваксель С. Л. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга / Пер. с нем. Ю. И. Бронштейна под ред. А. И. Андреева. — Л.; М.: Изд-во Главсевморпути, 1940. — 176 с.
  • Дивин В. А. Русские мореплаватели на Тихом океане в XVIII веке. — М.: Мысль, 1971. — 374 с.
  • Дьяконов М. А. Путешествия в полярные страны. — Л.: Изд-во Всесоюзного Арктического ин-та, 1933. — 208 с. — Серия «Полярная библиотека».
  • Дьяконов М. А. История экспедиций в полярные страны. — Архангельск: Архангельское обл. изд-во, 1938. — 487 с.
  • Ковалев С. А. Тайны пропавших экспедиций. — М.: Вече, 2011. — 384 с. — (Морская летопись).
  • Кушнарев Е. Г. В поисках пролива. Первая Камчатская экспедиция 1725—1730 гг. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 168 с.: ил.
  • Лялина М. А. Русские мореплаватели арктические и кругосветные. Путешествия В. Беринга, Г. Сарычева, Ф. П. фон-Врангеля, Ф. П. Литке, Пахтусова и др. — 3-е изд. — СПб.: Изд. А. Ф. Девриена, 1903. — 447 с.
  • Малов В. И. Тайны пропавших экспедиций. — М.: Оникс, 2008. — 251 с. — (Библиотека открытий). — ISBN 978-5-488-01497-8
  • Островский Б. Г. Великая Северная экспедиция. 1733—1743 гг. — Архангельск: Севкрайгиз, 1935. — 140 с.
  • Островский Б. Г. Беринг. — Л: Изд-во Главсевморпути, 1939. — 195 с.
  • Пасецкий В. М. Витус Беринг / Худож. Л. Гридчин. — М.: Географгиз, 1958. — 48 с. — (Замечательные географы и путешественники). — 30 000 экз.
  • Пасецкий В. М. Витус Беринг (1681—1741) / Отв. ред. акад. А. П. Окладников(†); Академия наук СССР. — М.: Наука, 1982. — 176 с. — (Научно-биографическая серия). — 100 000 экз.
  • Хелимский Е. А. Краткий обзор данных по этнонимии сибирских и уральских народов в рукописном наследии Второй Камчатской экспедиции //Три столетия академических исследований Югры: от Миллера до Штейница. Ч. 1. Академические исследования Северо-Западной Сибири в XIX—XX вв.: История организации и научное наследие: Материалы международного симпозиума. — Екатеринбург, 2006. — С. 197—209.
  • Хинтцше В. Вторая Камчатская экспедиция на реках Иртыш и Обь // Три столетия академических исследований Югры: от Миллера до Штейница. Ч. 1. Академические исследования Северо-Западной Сибири в XIX—XX вв.: История организации и научное наследие: Материалы международного симпозиума. — Екатеринбург, 2006. — С. 31—38.
  • Чуковский Н. К. Беринг. — М.: Молодая гвардия, 1961. — 127 с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий. Основана в 1933 г. М. Горьким; Вып. 19 (333)).
  • Экспедиция Беринга: Сб. док-тов / Гл. арх. упр. НКВД СССР; подгот. к печати А. Покровский. — М.: , 1941. — 417, с.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
  • P. Werner Lange: Zum Land hinter den Nebeln. Das Leben des Vitus Bering und die zwei Kamtschatka-Expeditionen, VEB F. A. Brockhaus Verlag, Leipzig 1985.
  • N. Kingo Jacobsen & Else Vedel (red.), Vitus Bering 1741-1991, C.A. Reitzel, 1993. ISBN 87-7421-807-7.
  • Lind, Natasha Okhotina; Møller, Peter Ulf, eds. (2002), Under Vitus Bering’s Command: New Perspectives on the Russian Kamchatka Expeditions, Beringiana, Aarhus, Denmark: Aarhus University Press, ISBN 87-7288-932-2.
  • P. Lauridsen, Bering og de Russiske Opdagelsesrejser (Copenhagen, 1885).

Поход «Святого Павла»

После того, как корабли разошлись 20 июня 1741, Чириков отказался от поисков земли Делиля и пошёл прямо на восток. 15 июля увидели землю с высокими горами, покрытыми лесом — Америку — на двое суток раньше Беринга, у земель тлинкитов, около острова, впоследствии названного островом Чирикова.

Для поиска места, куда можно было бы поставить корабль, была отправлена шлюпка, но подходящего места не нашлось. Тогда корабль снялся и пошёл дальше на восток вдоль берега.

Вторая попытка высадки была предпринята 17 июля под руководством штурмана Абрама Дементьева. Шлюпка не вернулась. 23 июля был замечен огонь, по предположению, зажжённый моряками, которые не могут вернуться на корабль. Им на помощь была направлена вторая, маленькая шлюпка с 4 людьми на борту, из которых двое были плотниками. Лодка пристала к берегу и исчезла так же, как и первая. Предположительно, с ними произошло то же, что и с лодками Лаперуза в 1786 — потоплены водоворотом приливно-отливных течений. Но доказательств этой версии нет, так же как и другой, связаной с нападением индейцев.

После потери обеих шлюпок высадка и пополнение воды стало невозможным. Тем не менее, была предпринята последняя попытка высадиться на плотах. Но подходящей бухты в течение ближайших 2 дней так и не было обнаружено, и Чириков созвал совет, на котором было решено немедленно возвращаться обратно.

Во время возвращения дважды встретили местных жителей. Первый раз — как только корабли развернулись на запад, показались лодки, плывущие навстречу. Индейцы приближаться к кораблю не стали. Второй раз — около одного из Алеутских островов — алеуты подошли вплотную к кораблю, но не стали подниматься. Тем не менее, они помогли морякам — узнав, что на корабле не хватает воды, они привезли воду в пузырях в обмен на ножи в соотношении один к одному. От такой сделки на корабле отказались, и пузыри были увезены обратно. Так продолжалось всё время, что «Святой Павел» находился у этого острова.

Потребление воды всё сокращалось, и 21 августа Чириков приказал варить кашу раз в 2 дня, а вода раздавалась раз в день равными порциями. В середине сентября эта мера была ещё урезана — каша раз в неделю, воды 5 кружек на человека в день, остальное время питались солониной, варёной в морской воде.

После этого начались массовые заболевания, заболел и Чириков. Командование перешло к штурману Елагину.

В октябре начались смерти от истощения, среди умерших — лейтенанты Чихачёв и Плаутинг.

8 октября корабль вернулся на Камчатку. Из 68 человек, отправившихся в плаванье, вернулось всего 49.

Поиск Северного морского пути в Китай и Индию

Пути к побережью Америки из Сибири в то время разведывались с двух направлений. Первое – со стороны Камчатки, как было приказано Берингу.

Ещё в 1697 году Владимир Атласов из Анадырского острога положил начало присоединению Камчатки к Российскому государству. В 1711 году был основан Большерецкий острог на охотском побережье Камчатки, а в 1713-м – Нижне-Камчатский в устье реки Камчатки близ тихоокеанского побережья. Сообщение с Камчаткой в тот период совершалось из Якутска сухопутьем до Охотска и затем морем до Большерецка.

Этим путём в 1716 году предписывалось совершить экспедицию Я.А. Ельчину, этим же маршрутом двигались геодезисты Фёдор Лужин и Иван Евреинов, упомянутые в указе Петра от 23 декабря 1724 года. Ещё в 1719 году царь отправил обоих с задачей «описать тамошние места: сошлася Америка с Азиею».

Второе направление – со стороны Северного Ледовитого океана. Разведка Северного морского пути имела стратегическое значение. Ещё в XVI веке и англичане, и голландцы начали предпринимать поиск пути вдоль северных берегов Евразии либо Северной Америки из Атлантического океана в Китай и Индию. В апреле 1713 года русский морской агент в Лондоне Фёдор Салтыков послал царю «Пропозиции» о строительстве кораблей в устьях великих рек Сибири и о плавании их в Китай. В 1714 году он отправил Петру I ещё один проект «О взыскании свободного пути морского от Двины реки даже до Амурского устья и до Китай».

«И ежели оной проход до китайских и до епонского берегов сыщется свободной, — писал Салтыков, — в том будет Вашему государству великое богатство и прибыль… Мочно тогда из Вашего государства посылать для купечества ост-индийского корабли,… и из Вашего государства ближе будет купечествовать туды, нежели из протчих государств». Северный морской путь только в ХХ веке был впервые пройден за одну навигацию на ледоколе, поэтому неудивительно, что во времена Петра I к реализации данного проекта даже не приступили.

Итак, для налаживания торговли с Восточной Азией и связи с Северной Америкой для России в XVIII веке оставался только комбинированный сухопутно-морской путь: через Сибирь до Камчатки, и только оттуда морем.

Проект завоевания Россией Южной Америки

Вероятно, что большую роль в интересе Петра I к поиску путей в Америку сыграл анонимный проект некоего голландца. Публикатор этого документа историк Иван Забелин (1851) не сомневался, что проект был доложен царю. Предположительное время – начало 1720-х гг. Можно думать, судя по инструкции Петра I Лужину и Евреинову, что царь ознакомился с запиской неизвестного голландского капитана до 1719 года.

Автор предлагал русскому царю завоевать ничейные, по его словам, земли в Южной Америке, не принадлежащие ни одной европейской державе. Голландец утверждал, что их завоевание будет легко, для него понадобится всего 12 000 солдат и 4 000 драгун, «а лошади там найдутся». «В тех землях, — уверял голландец, — находятся многие драгоценные товары, как сахар, кока, кошинель, индиго, табак, кожи, шерсть, лён, шёлк и пенька, также медь, железо, свинец, олово, селитра, пик (вид агавы), ртуть, … очень богатые рудники золотые и серебряные в изобилии, также золотой песок… и жемчужная ловля».

По подсчётам голландца, русский царь смог бы содержать на доходы от южноамериканских колоний 60-80 тысяч солдат, 40-50 боевых кораблей, а общий доход русской казны от них составлял бы 80 миллионов гульденов в год.

Прежде, чем затевать подобное предприятие, России, очевидно, надо было бы учинить разведку путей к Америке и сделать это, разумеется, следовало втайне от любой другой европейской державы.

Детство и юность

Биография великого мореплавателя началась в городе Хорсенс, основанном на датском берегу пролива Малый Бельт. Мальчик появился на свет 2 августа (по старому стилю – 12 августа) 1861 года. Витус стал третьим отпрыском в семье разорившейся аристократки Анны Педердаттер Беринг и таможенного работника Ионаса Свендсена.

Портрет Витуса Беринга

И имя, и фамилию мальчик получил от матери. Несмотря на сложное финансовое положение семьи, родословная Анны Педердаттер могла в будущем сыграть для Витуса хорошую службу.

Необычное имя стало данью памяти покойному брату матери, который прославился службой при Королевском суде. Полное совпадение имени стало причиной, по которой современники сопровождают статьи о мореплавателе неправильными фотоизображениями, путая представителей одной семьи.

Поэт Витус Беринг, чей портрет долгое время выдавали за изображение мореплавателя

Родители придавали большое значение образованию детей, поэтому Витус рано освоил грамоту и правописание. Мальчик посещал школу, которая располагалась на той же улице, где стоял родительский дом. Несмотря на любознательность, ребенок при первой возможности сбегал с уроков, чтобы отправиться в порт. Витус много времени проводил за разговорами с моряками, поведавшими Берингу о захватывающих морских приключениях.

В 14 лет, сразу после окончания учебного заведения, Витус записался матросом на голландский корабль. Юный путешественник побывал на Карибских островах и много времени провел в Ост-Индии. Осознав, что для построения карьеры не хватает знаний, Витус сошел на берег в Амстердаме, где с легкостью поступил в морской кадетский корпус.

Поход «Святого Петра»

4 июня «Св. Пётр» под командованием Беринга и «Св. Павел» под командованием Чирикова вышли из Авачинской губы на Камчатке отправились к берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке.

Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя).

«Св. Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Св. Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда ступила на американскую землю, пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой, на судне испытывали нехватку пресной воды.

Смерть Витуса Беринга. Рисунок 1898 года

В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями — алеутами. На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, — Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал эти острова.

6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева». Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назовут Командорскими островами. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.

К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря . Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.

Наперекор смерти

Изображение Камчатки из книги Крашенинникова (1755).

Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — на морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.

Весной 1742 года было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». И опять команде повезло — несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Святой Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742 года, вышли к Петропавловску.

За свой, без преувеличения, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Святой Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до 1755 года, а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.