Эйдентическая память: что это такое и можно ли ее развить взрослым людям?

Тренировка зрительно-образной памяти

Предлагаем вашему вниманию четыре признанных и наиболее эффективных техник тренировки своей зрительной памяти. Вы сможете выбрать наиболее подходящий для вас вариант или использовать техники поочередно для получения максимального эффекта.

Черная комната

Методика может напомнить сцену из фильма о тайных агентах, где на допросе герой сидит в темной комнате с одной лампой, а перед ним только стол. Это идеальное пространство, лишенное отвлекающих факторов, максимально позволяющее сконцентрироваться на предмете запоминания. В качестве такого предмета предлагается взять простой лист бумаги формата А4 с напечатанной информацией.

Техника следующая: вы садитесь за стол, на котором только этот лист и выключаете свет, после этого включаете свет на определенное время и концентрируетесь на этом листе, снова выключаете свет и по памяти воссоздаете в темноте этот лист в своей голове, пытаетесь прочитать то что на нем. Для удобства источником света может послужить настольная лампа. Такое упражнение направлено на развитие зрительной памяти и концентрации, что приближенно напоминает фотографическую память.

Таблица Шульте

Данная таблица представлена в разделе тренажеров, и хотя она позиционируется как упражнение на внимательность, в изначальном варианте без усложнений, она позволяет увидеть все поле таблицы и запомнить расположение цифр на нем. Данная тренировка эффективна для развития зрительной памяти.

Метод художника

Данной методикой пользуются многие художники, увлекающиеся пейзажной живописью, однако она стала известной благодаря И.Айвазовскому, который для воссоздания реалистичных волн на полотне, долгое время наблюдал за морем, а потом, закрыв глаза, пытался воссоздавать эту картину в памяти.

По его методу можно наблюдать любую картину происходящего, главное замечать множество деталей, а потом, закрыв глаза, тренироваться воссоздавать то же самое в памяти.

Предметы на столе

Для упражнения понадобится два идентичных набора предметов любого характера и размера, помещающихся на столе. Один из них нужно хаотично бросить или разложить на стол, другие же понадобятся чтобы повторить расположение первых в другом месте.

Сначала вы наблюдаете за положением предметом и мельчайшими деталями их размещения, после чего уходите в другую комнату и пытаетесь повторить ту же картину другим набором предметов. По началу, можно повторно давать себе время наблюдения и корректировать расположение второй группы.

Как видите, фактически, невозможно тренировать феноменальные типы памяти, вызванные особенностью функций головного мозга, однако занимаясь тренировкой памяти и саморазвитием, можно добиться желаемого результата, хоть это и будет называться другими терминами, главное чтобы польза от этих умений качественно изменила вашу жизнь.

Проблема эйдетизма

С тех пор, как сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году впервые описал этот феномен, эйдетической памятью не перестают интересоваться многие исследователи. Она даже была отдельным объектом изучения Марбургской психологической школы в Германии (руководитель — Э. Йенш) в середине XX века. Ей посвящены труды Л. С. Выготского, М. П. Кононовой, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и многих других ведущих психологов и психотерапевтов.

В научных кругах об эйдетизме не утихают споры. Дело в том, что в психологии это просто отдельный вид памяти, как и социальный, пространственный, сенсорный. Да, он необычный, отличающийся от других, но тем не менее поддающийся качественной характеристике и даже развивающийся с помощью отдельных методик. Появляются всё новые эйдотехники, позволяющие тренировать эту способность.

Однако совсем по-другому к этому явлению относятся в психиатрии. Сразу оговоримся, что здесь затрагивается только врождённый, явный эйдетизм, а не фотографическая память, которая была развита посредством специальных методик. Есть ряд учёных, которые считают эту способность серьёзной органической патологией. Какими доводами они руководствуются в доказательство своих взглядов?

Во-первых, объём памяти, который требуется для сохранения образов, занимает определённые структуры мозга, меняя биохимические и физиологические свойства его клеток. Нейробиологи из Калифорнийского университета сравнили эйдетика с компьютером, в который установлен дополнительный жёсткий диск. С одной стороны, увеличивает производительность. С другой — тормозит остальные процессы, а это уже нельзя назвать нормой.

Во-вторых, М. П. Кононова, изучавшая детей с врождённой и приобретённой (развитой до определённого уровня) эйдетической памятью, выявила, что первые часто страдали галлюцинациями. Впоследствии это было доказано другими учёными и в отношении взрослых. Йенш в своё время выставлял требование, чтобы в лечении галлюцинаций наряду с медицинскими показателями учитывались и эйдетические способности пациента.

В-третьих, былая выявлена связь между эпилепсией и эйдетизмом. Оказалось, что практически всегда перед приступом, во время него и после эпилептики воспроизводят яркие зрительные образы из прошлого, сопровождающиеся вторичными сенсорными модальностями. Правда, почти всегда они получаются несколько деформированными из-за основного заболевания.

И. Шульц описывал случаи шизофрении с последующими суицидальными попытками, которые были продиктованы привязанностью к какому-то конкретному эйдетическому образу.

На основании всего этого многие психиатры утверждают, что врождённая эйдетическая память — патология, которая требует постоянного наблюдения у специалиста. К сожалению, это подтверждает тот факт, что большинство известных людей, обладающих ею, попутно страдают от серьёзных отклонений (чаще всего психических): слабоумия, савантизма, эпилепсии, аутизма, шизофрении, галлюциноза, дефектов головного мозга.

Совет. Если хотите больше узнать о людях-эйдетиках, посмотрите фильм «Человек дождя», в котором главный герой Рэймонд производит в уме сложнейшие расчёты и может запомнить любые комбинации цифр. Но при этом он страдает от аутизма и слабоумия и большую часть своей жизни проводит в психиатрической лечебнице.

Этот кинообраз «списан» с реального человека — Кима Пика. Это американец, который с удивительной точностью воспроизводил до 98% всей информации, которую прочитывал. Причём впоследствии он её не забывал. К концу жизни он помнил практически наизусть 9 000 произведений. Родился он с непропорционально огромной головой, так как на затылке была черепно-мозговая грыжа размером с бейсбольный мяч. У него был повреждён мозжечок и напрочь отсутствовало мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария. На фоне всех этих пороков нейроны мозга самостоятельно создали новые цепочки, которые заменили отсутствовавшие части. Результат — многократное увеличение объёма памяти за счёт патологических межполушарных комиссур.

Что такое эйдетизм

Эйдетизм это в психологии одна из разновидностей памяти, присущая человеку, известная в основном своей направленностью на восприятие зрительных модальностей и позволяющая воспроизводить детализированный и полный воспринятый образ, часто с сопровождением ярких образов других модальностей (звуков, запахов, прикосновений). Как отдельный специфический вид памяти и предмет изучения, способности к эйдетизму были определены сравнительно недавно.

Эйдетизм это разновидность образной памяти, выраженная в сохранении явных, очевидных изображений предметов после затихания их взаимодействия на органы чувств.

Первая работа, изучающая эйдетическую память, появилась в 1907 году, данный вопрос изучал В.Урбанчич. Позже, в 1925 году П.П. Блонский и С.В.Краков вновь поднимают вопрос о ранее не изучавшемся виде памяти. Ставятся эксперименты, анализируются данные, были даны определения понятию эйдетизм.

Ученые стремились в своих научных изысканиях не только изучить процессы эйдетизма, но также и найти способы, которые позволят развить эйдетизм у каждого человека. В ходе экспериментальных изучений было выявлено, что способность имеет врожденные характеристики и не всегда поддается внешнему влиянию. Были получены результаты, в которых описаны повторяющиеся случаи возникновения расстройств шизофренического спектра, сопровождающиеся суицидальными попытками вследствие предпринятых настойчивых, но неумелых стараний вызвать насильственно эйдетические образы. Успешным средством в купировании данных негативных последствий оказалось повторное вызывание эйдетических образов, но грамотно поставленным методом.

Эти исследования лишь подтверждают схожесть эйдетической памяти с галлюцинациями, основное отличие в том, что человек, воспринимающий эйдетические образы, осознает их нереальность. Находятся эти образы в пространстве между представлениями и ощущениями, характер их возникновения скорее спонтанный.

Определенные задатки эйдетизма присущи каждому человеку, различие их проявления в жизни состоит в том, насколько они заглушились в процессе развития личности или, наоборот, какую степень развития приобрели.

Э. Йенш разработал типологию эйдетиков по степени выраженности и проявленности данной особенности:

— нулевая: характерно появление непродолжительного послеобраза с измененными признаками объекта (остаточные блики в глазах, после взгляда на лампочку);

— первая: необходимо закрепление образа (повторное предъявление стимула или фиксация внимания на объекте) перед его появлением, сам образ носит некоторые признаки или элементы составляющие объект восприятия;

— вторая: характерны слабые или не полные образы, необходима фиксация (возможно проявление в послеобразе общей формы предмета или его отдельных элементов, сам послеобраз неустойчив);

— третья: появляются слабые и средние зрительные образы простых объектов, можно обойтись без фиксации; при взаимодействии со сложными образами возможно проявление отдельных элементов;

— четвертая: формирование ясных и содержательно полных образов даже сложных объектов;

— пятая: характерно восприятие сложных образов во всей полноте с проявлением мельчайших деталей.

На основании конституциональных предпосылок, эйдетиков условно разделяют на две группы: к первой относятся те, чьи эйдетические образы настолько стойки, что могут приобретать навязчивый характер, не подвержены влиянию внешней стимуляции; ко второй группе относятся люди, наделенные способностью самостоятельно произвольно вызывать и развивать эйдетические образы.

Сам эйдетизм является первичной стадией, на которой восприятие и память едины, и не поддаются дифференцировке. Только впоследствии происходит разделение на два отдельных психических процесса. Также было определено, что именно эйдетическая память является базисом для дальнейшего развития образного конкретного мышления, являющегося характерным и преобладающим именно в детском возрасте.

Эйдетизм способности присутствуют у каждого, в какой именно тип их проявления они выльются, зависит от генетической предопределенности, а какой степени развития достигнут, во многом, зависит от приложенных стараний самого человека.

Как развить?

Тем, кто заинтересован в выработке хорошей памяти, можно заняться ее развитием. И тут вам необходимо будет применить все свои способности, они у каждого человека разные. Поэтому начинайте тренировки по следующим методикам.

Метод Айвазовского

Ничего нельзя утверждать точно, но говорят, что художник был наделен фотографической памятью. Данный факт не вызывает удивления. Профессия художника предполагает запоминание различных красивых картинок. Они должны четко отпечатываться в голове, чтобы потом их можно было перенести на холст. Может быть, поэтому специалисты давно рекомендуют методику развития эйдетической памяти с одноименным названием.

Суть данной методики состоит в следующем.

  • Нужно определить вещь или какой-либо одушевленный объект (можно взять, к примеру, животное).
  • Затем хорошо к нему присмотреться, понаблюдать за поведением или запомнить его очертания.
  • После чего необходимо закрыть глаза, отключиться от внешнего мира и попробовать воспроизвести в уме полную картину, которую вы только что наблюдали. Она должна содержать в себе все подробности (цвет, движения, общий вид и т.д.).
  • Пока объект не исчез из вида, откройте глаза и сравните свою картинку с оригиналом. Если вы что-то упустили, то исправьте ошибки и попробуйте повторить упражнение.
  • Выполняйте такое упражнение постоянно, пока не увидите полное совпадение всех, даже мельчайших деталей.
  • Когда вы достигнете определенного уровня, попробуйте усложнить задачу.

Есть и другие упражнения для развития эйдетической памяти. Рассмотрим их по порядку.

  • Это упражнение можно выполнять, не затрачивая много времени. Например, вы идете в магазин. Пока идете, старайтесь считать встречающиеся дома, подъезды и даже окна. Запомните цифру, которая у вас получилась. Когда вы будете возвращаться, снова пересчитайте все объекты. Если их число совпадает, значит, вы получили хороший результат, и ваша память скоро станет идеальной.
  • Как работать с текстом и быстро развить фотографическую память? Позанимайтесь по следующей методике и вы сможете запоминать любые тексты очень быстро. Для того чтобы начать занятия, нужно распечатать лист формата А4 с текстом. Текст должен быть совершенно неизвестным. Внимательно прочитайте и запомните то, что написано. Потом необходимо попросить своего напарника добавить в этот текст несколько логичных слов и снова распечатать лист. После корректировки новое текстовое исполнение необходимо перечитать и найти вновь добавленные слова.
  • Если вы любите развлекательные игры и занятия, то читайте все вывески наоборот, когда идете по улице. Можно купить методичку для развития логики у детей и решать различные задания. Помогут в этом деле и картинки под названием «найди 12 отличий» и т.д.

Нейробика

Такое занятие можно назвать гимнастикой для мозга. Упражнения, которые можно отнести к данной категории, не только помогают развить фотографическую память, но и являются профилактической мерой от болезни Альцгеймера. Их нужно выполнять регулярно как взрослым, так и детям. Рассмотрим самые простые и довольно продуктивные упражнения.

  • Когда идете на работу или в магазин, постарайтесь доходить до места, двигаясь по разным маршрутам. Их должно быть несколько. Каждый раз, когда вы идете по новой дороге, внимательно разглядывайте окружающие вас предметы во всех подробностях.
  • Вы пишете только левой рукой? Начните писать тексты правой рукой. А еще попробуйте почистить зубы или подержать ложку во время обеда непривычной рукой.
  • Выискивайте тексты, тематика которых для вас непривычна, и вы ее не совсем понимаете. При этом изо всех сил постарайтесь вникнуть в самую суть выбранного текста.
  • Каждый день вы общаетесь с друзьями или коллегами. В разговоре старайтесь держать речь под контролем. Это нужно делать так, как будто вы пишете статью или сочинение.
  • Если вы заинтересованы в развитии фотографической памяти, то почаще выключайте звук телевизора и старайтесь понять, о чем идет речь. Чтобы проверить себя, достаточно посмотреть эту же передачу или фильм в интернете.

Методы

Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.

Работа с ассоциациями

Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.

Цепной метод

Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.

Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами. Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.

Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.

Зрительные ассоциации

Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.

Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее. Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой. Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные. В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.

Акровербальный метод

Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.

Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.

Используемые приёмы:

  • рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
  • фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
  • связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
  • зацепка (например, замена цифр предметами);
  • метод Цицерона.

Акростих для запоминания цветов радуги

Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:

  • непринуждённое наблюдение;
  • текстология;
  • палиндромы;
  • гимнастика для мозга (нейробика).

Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.

Зрительная память и обучение

Зрительная память особенно важна в сфере обучения. До 80 процентов всей информации, поступающей человеку извне в процессе обучения, состоит из визуальных образов. Это в первую очередь касается процессов чтения и письма.

Когда человек учится читать, он запоминает образы слов, которые видит. Когда он учится писать, то вспоминает, как выглядит каждая буква и слово в целом. А когда он учится печатать, сначала ему необходимо взглянуть на клавиатуру, чтобы найти на ней нужную букву. По мере работы с клавиатурой в памяти вырабатывается ее визуальный образ, и человек уже подсознательно знает, где находится каждая буква, цифра или символ.

Особенности зрительной памяти

Функционально зрительная память имеет характер пространственного восприятия и фиксации. Она как бы записывает в себя окружающее пространство. Однако, целое при этом разбивается на фрагменты. Иными словами, из общей картины выделяются отдельные объекты в виде образов. Они обрабатываются мозгом и укладываются в память. Таких образов может быть много; общая картина состоит из них, как мозаичное панно. Мозг при этом продолжает свою работу: он анализирует частности и составляет из них целое.

Кроме того, зрительная память вместе с вычислительными возможностями мозга позволяет человеку создавать в голове уже не плоский, а объемный зрительный образ и как угодно манипулировать им, рассматривая абстрактный предмет, существующий лишь в воображении, с самых разных углов зрения.

Здесь уместно упомянуть о так называемой последовательной визуальной памяти, которая является составной частью визуальной рабочей памяти, поскольку она включает в себя способность вспоминать элементы или объекты в их правильной последовательности. При дефиците такой памяти человек делает много орфографических ошибок на письме, плохо запоминает телефонные номера, да и вообще – у него проблемы с воспроизведением любого визуального ряда.

Определение понятия

Эйдетизм – это способность точно и детально описывать те образы и ситуации, которые остались в прошлом. Причем речь идет о зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных образах. Кто исследовал и описал вид эйдетической памяти? Свой вклад внесли М. П. Кононова, П. П. Блонский, Н. Д. Шрейдер, С. Л. Рубинштейн, Артемов, Страхов, Э. Йенш, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Но впервые феномен был описан сербским ученым В. Урбанчичем (1907 год).

Эйдетическая память – это особый тип образной памяти, который позволяет моментально запоминать любые образы. Название образовано от греческого слова εἶδος, что в переводе означает «образ, внешность». Человеку с такой памятью достаточно один раз посмотреть на картину, и потом он сможет детально описать увиденное.

Например, студент с фотографической памятью может один раз посмотреть на доску и потом по памяти воспроизвести формулу в тетради во время контрольной работы. Или человек с такой особенностью памяти смотрит на страницу книги и потом воспроизводит текст по памяти с точностью до слова.

Кроме этого, эйдетик способен по одному визуальному образу снова переживать тактильные и обонятельные ощущения, слышать звуки. Причем последующее проигрывание ситуаций из прошлого ничем не отличается от первичного реального проживания.

Вот как выглядит механизм работы фотографической памяти:

  1. Человек увидел картинку (событие из жизни, кадр из фильма, лекцию на доске и т.д.) и запомнил ее в общем.
  2. Чуть позже в памяти отложились сопутствующие образы: звуки, цвета, фоновые изображения, отдельные действия участников (человек и сам не заметил этого). Фотографическая память срабатывает только в том случае, если у индивида просыпается искренний и сильный интерес к чему-то, если что-то впечатлило его.
  3. В дальнейшем человек описывает все, что увидел. Он идет от общего к частному. Эйдетики запоминают такие детали, которые не заметил бы никто другой. Например, описывая аварию, они назовут цвет глаз водителя, одежду пострадавшего, родинки и шрамы на участниках и т.п. Эйдетики помнят все это не только спустя несколько минут после случившегося, но и спустя годы.

Способность в виде эйдетической памяти имеет и свои минусы. Человек запоминает в деталях все важные события из жизни, в том числе неприятные, травмирующие. Кроме этого, часто у эйдетика наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере. Человек словно превращается в компьютер. А если мы говорим о врожденной фотографической памяти, то в большинстве случаев она сочетается с отклонениями в развитии. Например, многие дети с аутизмом обладают эйдетической памятью.

Примеры эйдетической памяти

Феноменальной памятью обладал Вольфганг Амадей Моцарт. В три года он запоминал то, что играли его отец и сестра, а потом воспроизводил это с точностью до мелочей. Еще известен случай, когда Моцарт был в Сикстинской капелле и запомнил сложнейшее произведение. Придя домой, он записал его. Оригинальные ноты этого произведения хранились в секретном месте. При дальнейшем сравнении записей Моцарта и оригинала было установлено их полное совпадение.

Еще один известный композитор Сергей Рахманинов обладал эйдетической памятью. Однажды в дом к его родителям пришел другой композитор – Александр Глазунов. Он презентовал свое новое произведение. Какого же было удивление Глазунова и всех присутствующих, когда сразу после этого за рояль сел Рахманинов и повторил все с точностью до ноты.

Еще один яркий пример эйдетической памяти – отечественный шахматист Александр Алехин. В 1934 году он стал победителем соревнований по играм вслепую. Кроме этого, шахматист пошагово помнил каждую из сыгранных им за всю жизнь партий. Это не единственная способность Александра. Он мог после первого прочтения запомнить 10 и более страниц, отлично запоминал и распознавал лица, знал шесть языков. В беседе с другими людьми он называл такие детали и ситуации, о которых не помнили сами собеседники. Александр запоминал каждую мелочь, его образы были очень яркими.

Как развить эйдетическую память: советы, упражнения

На самом деле у большинства из нас, хотя и далеко не в самом ярком проявлении, эйдетическая память уже была — в детстве, — но с годами уходят даже эти «зачатки». По данным некоторых ученых, мы обмениваем эту способность на развитие вербальных навыков и меняем фотообразы на эмоциональные.

К сожалению, развить эйдетическую память в том виде, в каком она свойственна истинным эйдетикам, практически невозможно, однако благодаря тренировкам можно значительно улучшить зрительную память и способность воспроизводить запоминаемое, что позволит хотя бы немного приблизиться к обладателям «супервидеопамяти».

Как развить эйдетическую память?

Для того чтобы развить эйдетическую память, прежде всего надо приложить усилия (хотим предупредить сразу — значительные усилия) по развитию зрительной памяти, причем очень важное условие — не только видеть, но и замечать, как завещал нам великий Шерлок Холмс. Этот навык пригождается не только для выстраивания логических цепочек, но и для развития навыков запоминания. Смотря на картинки, предметы, пейзажи за окном и вообще на все, что вас окружает, старайтесь замечать каждую мелочь, каждую деталь

Смотря на картинки, предметы, пейзажи за окном и вообще на все, что вас окружает, старайтесь замечать каждую мелочь, каждую деталь

Этот навык пригождается не только для выстраивания логических цепочек, но и для развития навыков запоминания. Смотря на картинки, предметы, пейзажи за окном и вообще на все, что вас окружает, старайтесь замечать каждую мелочь, каждую деталь.

Сначала это будет происходить только на сознательном уровне и требовать с вашей стороны определенных мыслительных усилий, но по мере развития навыков перейдет на «бессознательный» — будет происходить как бы на автомате (собственно, именно так легендарный сыщик и обрел свои навыки).

Вспоминайте события минувшего дня, просмотренный фильм и другие увиденные явления. Некоторые специалисты советуют также вспоминать сны, однако, со снами могут возникнуть определенные проблемы: как правило, мы в принципе запоминаем их не полностью, непоследовательно, и вообще сны — это не всегда зрительные образы.

Подробнее смотрите в статье «Интересные факты о снах».

Тренируем воспроизведение информации

Однако эйдетическая память — это не только запоминание, но и воспроизведение того, что вы запомнили. Следовательно, надо научиться вызывать в памяти не только то, что произошло час назад или накануне, но и «дела давно минувших дней».

Одно из упражнений — уцепитесь за какое-нибудь яркое событие и старайтесь раскрутить цепочку: что было до этого, что во время, что после. Старайтесь вспомнить детали, восстановить картинку и последовательность событий так, как будто вы снова оказались именно там. Чем дальше вы будете продолжать тренировки, тем менее значительной для вас может быть «исходная» точка.

Попробуйте для себя различные мнемотехники (например, представленные нами мнемотехники по запоминанию цифр), — перешедшие на тот же автоматический уровень, они помогут вам надолго закрепить ту или иную информацию.

Также весьма полезными окажутся общее развитие памяти (не только зрительной), а также общая тренировка мозговой деятельности — нейробика, изучение языков, решение логических задачек и даже кроссвордов: не давайте мозгу простаивать, и он покажет вам, на что вы способны.