Загадочные египетские иероглифы и их значение

Возникновение древних иероглифов в Египте

О зарождении и развитии египетского письма известно немного. Во время возведения храмов в Абидосе уже использовалиьсь короткие фразы. Они предвещали появление полноценного языка. Однако многие проектировщики не владели в совершенстве языком и нуждались в обучении. Из-за этого возникли теории о том, что строительство в Египте вели представители внеземных цивилизаций.

Некоторые ученые полагают, что древние египтяне заимствовали идею письма из Месопотамии. Поскольку на товар, привезенный из соседних государств, были нанесены знаки маркировки – веса и производства, они посчитали этот способ удобным для передачи информации. Но их письмо претерпело существенные изменения и совершенно не походило на скриптические шифры соседей.

Другие считают, что иероглифическая письменность зародилась в Древнем Египте и потом распространилась на территории других государств. Доказательством этого служат папирусы, датируемые периодом правления царя Скорпиона I примерно 3400 г. до н.э.

Письменность в Месопотамии формировалась протяженный период времени. «Логограмм» (картинка, обозначающая слово) был изобретен еще в 8000 г. до н.э. Путь от логограмм до фонетической письменности занял около 5 тысяч лет. Иероглифические записи получили широкое распространение только в 3200-3100 г. до н.э. Короткие словосочетания на египетском языке можно обнаружить в Абидосе. Однако смысл их зачастую перевести невозможно. Одним из самых узнаваемых иероглифических знаков были «зигзагообразные линии», обозначающие «воду». О существовании письменности в Древнем Египте в ранне династический период свидетельствуют артефакты времен правления фараона Нармера. Окончательно сформировался язык к моменту строительства пирамид пятой династии.

Расшифровка иероглифов Древнего Египта

Иероглифы древнего Египта с расшифровкой на русском

Отправившись в Египет, вы можете увидеть множество сувенирных алфавитов, которые продают локальные торговцы. В частности поблизости от пирамид и в других насыщенных туристами местах предлагаются стилизованные папирусы, на которых указываются определенные иероглифы и соответствующие им значения букв латинского алфавита.

Иероглифы древнего Египта по-прежнему остаются одним из самых увлекательных языков в современном мире. Сегодня исследователи могут читать его без каких-либо проблем, хотя процесс обнаружения значения надписи по-прежнему увлекателен сам по себе. Это похоже на поиск потерянного сокровища, одного из величайших языковых чудес в истории. Хотя почти наверняка мы никогда не узнаем, как разные слова древне-египетского языка говорили с его жителями тысячелетия назад, все еще можно прочитать их символы: символы, которые содержат магию, которая является не чем иным, как мистическим ощущением, родившимся при чтении закрытых слов в символах тысячи лет назад.

Более того, иногда вы сможете увидеть подобный алфавит с переводом на русский
и фактически изучить способ написания слов иероглифами.

Конечно, выглядит подобное немного странным, ведь навряд ли в Египте задумывались о том чтобы адаптировать собственный язык под кириллицу или латиницу
. Тем не менее, рациональный смысл в подобных соответствиях все-таки есть.

Возникновение древних иероглифов в Египте

Фактически, Кнорозов использовал эти две книги в своей работе, но никогда не был в Берлине. Когда началась война, он выполнял военную службу в Москве и вокруг нее. Исследователи пытались внедрить систему письма майя на основе «алфавита Ланды», но безуспешно.

Ведь в египетском языке со временем действительно стали использоваться фонетические эквиваленты для некоторых иероглифов
, проще говоря, определенной части иероглифов помимо прямого значения стали присваивать и дополнительное сугубо фонетическое.

В этом не наблюдается чего-либо удивительного, такие примеры существуют и до сих пор. К примеру, в языках романской группы практически не используется звук ы, равно как не используется и какая-либо буква или дефтонг для обозначения подобной буквы.

Таким образом и некоторые звуки египетского языка могут являться для вас непривычными
, а какие-то привычные звуки могут отсутствовать в этом языке.

Но у французского мудреца была намного более простая задача, говорит Ершова. У него был ключ в виде греческого перевода. Из дешифровки тайны майя также обратился исследователь российской Гарвардской Татьяны Проскуряковой. Однажды она побывала в России только для встречи с Кнорозовым. Проскурякова внесла свой вклад в дешифровку древних памятников, а также очень заинтересовался открытием Кнорозова на Западе.

Достояние ученого хранится в Москве, в Мезоамериканском научно-педагогическом центре, учебные программы которого ориентированы на изучение и преподавание истории и культуры цивилизаций доколумбовой Америки. Его цель состояла в том, чтобы сохранить и развить русскую школу майя эпиграфики, а также подготовить специалистов по американской культуре и истории. Во время работы Центра было три акции историков и один из политологов. В среднем, мы признаем десять человек, — говорит Елена Острирова, профессор Мезоамериканского центра и выпускница второй акции.

Поэтому такие алфавиты соответствий следует считать в определенном смысле условностью
. Хотя в качестве хобби вы действительно можете обучиться писать слова египетскими иероглифами и, более того, понять ваши письмена сможете не только вы сами, но и египтологи или другие люди, которые умеют читать иероглифы.

Соответствие русских букв иероглифам можно увидеть на картинке.

Примечания

  1. «…The Mesopotamians invented writing around 3200 bc without any precedent to guide them, as did the Egyptians, independently as far as we know, at approxi- mately the same time» The Oxford History of Historical Writing. Vol. 1. To AD 600, page 5
  2. Budge W. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary, With an Index of English Words, King List and Geographical List with Index, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets, etc. — John Murry, 1920. — Vol. I—II.
  3. Gardiner A. H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. — 1927.
  4. Valeurs phonétiques des signes hiéroglyphiques d’époque gréco-romaine. Montpellier, Publications de la Recherche — Université de Montpellier, 1988—1995.
  5. Kurth D. Einführung ins Ptolemäische. Eine Grammatik mit Zeichenliste und Übungsstücken. — Hützel: «Backe-Verlag», 2007—2008. — Т. 1-2.
  6. 2006—2011, М. В. Панов, Э. В. Балюк, регистрационный номер Библиотеки при Конгрессе США — TXu001579886
  7. A. H. Gardiner. Egyptian Grammar; Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. 3rd ed. — Oxford: Griffith Institute, 1957.
  8. Н. С. Петровский. // Египетский язык. Введение в иероглифику, лексику и очерк грамматики среднеегипетского языка. — Л., 1958. — С. 27—28.

Значения основных символов

Основные египетские символы и их значение:

  • Амента. Знак подземного мира и царства мертвых. По другой трактовке, он воплощает в себе побережье Нила — места, где садилось солнце и где египтяне хоронили умерших;
  • Анкх. Символ представляет из себя крест с кольцом, который является олицетворением вечной жизни. Часто с таким знаком изображали богов: те подносили крестное знамение к чьим-то губам — давали человеку дыхание жизни. Такой символ также называют «египетским крестом»;
  • Ахет. Знак изображения горизонта: за ним появляется и исчезает солнце. Покровительствующим Богом заката и восхода считается Акер. Данное значение было необходимо для того, чтобы сообщить о начале наводнения или разлива Нила;
  • Ба. Символ воплощения души; изображается в виде ястреба с человеческими головой и руками. Днем такой знак приносит пользу живым людям, а ночью обитает в гробнице умерших;
  • Бабуины. В Египте данные животные высоко ценились. Они считались невероятно умными: понимали человеческую речь и обладали умением читать. Тотемное животное бога Тота. В загробном мире можно было рассчитывать только на помощь человека или бабуина. Животных по этой причине даже учили прислуживать за столом;
  • Джу. Символ двух холмов, которые располагаются в долине Нила. Небесная горная цепь крепко держала небосвод, благодаря чему он не падал. Дополнительно Джу выступал знаком загробной жизни: умерших хоронили на горных склонах;
  • Иеб. Олицетворяет сердце человека. Считалось, что такой орган является основой всего сознания и самой жизни. Про покойника, например, говорили: его сердце скончалось;
  • Менат. Знак представляет из себя объемное ожерелье, внутри которого находится полумесяц. Символ использовался в качестве ключа, с помощью него богиня неба, любви и красоты применяла свою силу. Звали ее Хатор;
  • Небу. Знак золота и плоти богов; считается божественным металлом. Символ бессмертия; его блеск напоминает солнечный свет. Небу использовали в архитектуре: он воплощал в себе небеса;
  • Ка. Второе название Ка — духовный двойник. Знак отчетливо представляет из себя две руки, никак не связанные между собой. Легенда гласит: бог Хнум вылепил данный символ на гончарном круге во время рождения человека. После смерти люди встречаются со своим Ка. В некоторых гробницах для двойника специально возводились дома; ставились еда и напитки;
  • Каноп. Слово берет свое начало от имени бога, которому поклонялись в городе Канопусе. Это божественное воплощение изображалось в виде горшка с головой человека. В таких сосудах египтяне хранили органы, извлеченные из тел умерших: так их бальзамировали;
  • Первичный холм. Легенда гласит: данный холм родился из хаоса и породил сушу. В дальнейшем такой образ использовался в многочисленных постройках: храмах и даже пирамидах;
  • Ра. Воплощение Солнца и основной элемент в культуре Древнего Египта. Наиболее почитаемые боги так или иначе связаны с этим символом (Хорус, Амон-Ра);
  • Рехит. Этот знак включает в себя изображение птицы чибиса с гребешком на голове; крылья птахи заломлены назад, чтобы у нее не было возможности к полету. Часто такая птица появляется у ног правителей. В последних вариантах знак стали рисовать с человеческими руками, которые сложены в молитве;
  • Са. Символ, несущий с собой защиту. Существует несколько трактовок по поводу его обозначения: это либо убежище пастуха, либо средство спасения для моряков, которые терпят бедствие. Покровительница деторождения Таурт часто изображалась именно с таким знаком;
  • Сехем. Посох власти. На верхней части символа нарисованы глаза. Считается эмблемой бога Анубиса: он покровительствует мертвым;
  • Скарабей. Знак в виде жука, который перекатывает навозные шарики. Символизирует восход солнца и рождение хаоса;
  • Уас. Иероглиф воплощения силы и власти. Представляет из себя раздвоенную палку, которая заканчивается головой собаки. Такой символ боги держали в руках в знак своего могущества;
  • Хет. Обозначение лампы или светильника. Данный знак зарождал пламя и являлся воплощением солнца. Огонь играл важную роль в подземном мире.

Шапмольон из Гренобля

В декабре 1790 года родился Жак-Франсуа Шампольон. Он рос очень смышленым мальчиком, любил проводить время с книгой в руке. В пять лет он самостоятельно изучил алфавит и научился читать. В 9 лет он свободно владел латинским и греческим языками.

У мальчика был старший брат, Жозеф, страстно увлекавшийся египтологией. Однажды братья оказались в гостях у префекта, где увидели коллекцию египетских папирусов, исписанных загадочными знаками. В тот момент Шампольон решил, что ему откроется тайна египетских иероглифов.

В 13 лет он стал изучать древнееврейский, арабский, персидский, коптский языки и санскрит. Во время учебы в лицее Франсуа написал исследование о Египте времен фараонов, которое произвело фурор.

Потом у юноши был период долгой учебы и напряженной работы. Он увидел копию Розеттского камня, которая была выполнена некачественно. Чтобы разобрать каждый символ, нужно было пристально вглядываться в него.

В 1809 году Шампольон стал профессором истории в университете Гренобля. Но во время воцарения Бурбонов он был изгнан из него. В тяжелые для ученого годы он работал над разгадкой Розеттского камня.

Он понял, что иероглифов в три раза больше, чем слов в греческих письменах. Тогда Шампольона посетила мысль, что они являются подобием букв. В ходе дальнейшей работы он понял, что египетский алфавит иероглифы содержал трех видов.

Первый вид — символы, которые высекали на камне. Они изображались большими и четкими, с тщательной художественной прорисовкой.

Второй вид — иератические знаки, которые представляют собой те же иероглифы, но изображаемые не так четко. Эту письменность использовали на папирусе и известняке.

Третий вид — коптский алфавит, состоящий из 24 и 7 букв, согласных звуков демонического письма.

Исчезновение египетских иероглифов

Во время Птолемея (332 — 30 гг. до н. э.) и римского периода (30 г. до н.э. — 395 г. н.э.) в Египте все большее влияние приобретала греческая и римская культура. К 2 веку н.э. христианство начало вытеснять некоторые из традиционных египетских культов. Христианизированные египтяне разработали коптский алфавит (ответвление греческого алфавита), заключительный этап в развитии египетского языка, используемый для представления своего языка.

Примеры полного 32-буквенного коптского алфавита записаны еще в 2 веке н.э. Его использование не только отражает расширение христианства в Египте, но также представляет собой крупный культурный разрыв: коптский был первым алфавитным шрифтом, используемым на египетском языке. В конце концов, египетские иероглифы были заменены коптским шрифтом. В коптском алфавите сохранилось лишь несколько признаков демотического письма. Письменный язык старых богов погрузился в небытие почти на два тысячелетия, пока не свершилось великое открытие Шампольона.

Примечания и ссылки

Заметки

  1. Как и во многих других хамито-семитских языках , иероглифический египетский записывает не все гласные . Кроме того, некоторые гласные или согласные, которые различаются в зависимости от диалектов, представлены одним и тем же иероглифом.
  2. Фамилия государя, написанная иероглифами — в данном случае римский император Деций (249–251) — встречается в храме Эсны .
  3. Символ, представляющий звук или фонему .

Рекомендации

  1. Мишель Девахтер, Шампольон  : писец Египта , Париж, Галлимар , сб.  «  Галлимара открытия / Археология» ( п о  96 ),1990 г., 144  с. , стр.  130.
  2. «Священные языки позволили прочитать свой утраченный словарный запас; даже на гранитах Мезраима Шампольон расшифровал эти иероглифы, которые, казалось, были печатью на устах пустыни, и которые отвечали за их вечное благоразумие … » ( Франсуа-Рене де Шатобриан , Les Mémoires d’Outre-Tombe , IV , XII , глава 9).
  3. (in) Питер Т. Дэниэлс, «Первые цивилизации», в книге Питера Т. Дэниэлса и Уильяма Брайта, Системы письма мира , 1996, с.  24 .
  4. Гюнтер Драйер , Недавние открытия на кладбище Абидос U , в «Дельта Нила в переходный период: 4–3 тысячелетия до нашей эры», изд. М. Ван ден Бринк, Тель-Авив, 1992, стр.  293-1299 .
  5. Графф Gwenola, «  Изобретение иероглифов  ,» Исследование , п о  463,апрель 2012, стр.  64 .
  6. , стр.  13.
  7. Tabula Aegyptiaca hieroglyphicis exornata , Acta Eruditorum , Лейпциг,1714 г..
  8. , стр.  129 сл  ; см. также , p.  197 кв. .
  9. Жан-Франсуа Шампольон , Письмо М. Айронсайду об алфавите фонетических иероглифов ,27 сентября 1822 г..
  10. Ср. Алан Х. Гардинер, Грамматика Египта , Лондон, 1973, с.  507 .
  11. См. Антонио Лоприено , Древний египетский язык, Введение в лингвистику , Cambridge University Press, 1995, стр.  13 .
  12. (in) Антонио Лоприено , Древний Египет: Введение в лингвистику , Кембридж, Издательство Кембриджского университета ,1995 г., 322  с. , pocket , стр.  13.
  13. Заимствованный из книги я прочитал иероглифы из Жана Кэпарт .
  14. (in) Джим Лой, со ссылкой на Алана Гардинера , « Египетская грамматика: введение в изучение иероглифов» .
  15. Раймонд О. Фолкнер , Краткий словарь среднеегипетского языка .
  16. Жан Винанд , Личная история фараонов ,2017 г. , стр.  261 по 213
  17. .

История и эволюция

Источник

Картины с символами на керамике Накада II (3500–3200 до н.э.)

Иероглифы, возможно, возникли из дописьменных художественных традиций Египта. Например, символы на герзейской керамике ок. Считается, что 4000 г. до н.э. напоминают иероглифическое письмо.

Рисунки на некоторых этикетках или жетонах из Абидоса , датированы углеродом примерно 3400–3200 гг. До н.э. и относятся к одной из самых ранних форм письма в Египте. Они похожи на современные теги из Урука , Месопотамии .

Протоиероглифические системы символов, разработанные во второй половине 4-го тысячелетия до нашей эры, такие как глиняные этикетки додинастического правителя по имени « Скорпион I » ( период Накада IIIA , ок. 33-го века до нашей эры), найденные в Абидосе (современный Умм-эль-Ка). ‘ab ) в 1998 году или Палитра Нармера (ок. 31 век до н. э.).

Первое полное предложение, написанное зрелыми иероглифами до сих пор, было найдено на оттиске печати в гробнице Сет-Перибсена в Умм-эль-Каабе, который датируется Второй династией (28 или 27 век до н.э.). Известно, что около 800 иероглифов относятся к эпохам Старого , Среднего и Нового царства . К греко-римскому периоду их было более 5000.

Иероглифы стали источником вдохновения для оригинального алфавита, который был наследником почти всех других, включая латинский алфавит .

Зрелая система письма

Иероглифы состоят из трех видов глифов: фонетические глифы, включая одинарные согласные символы, которые функционируют как алфавит ; логографы , представляющие морфемы ; и детерминативы , которые сужают значение логографических или фонетических слов.

Иероглифы на стеле в Лувре , около 1321 г. до н.э.

Поздний период

По мере того, как письменность развивалась и становилась все более распространенной среди египтян, развивались упрощенные формы глифов, в результате чего появились иератические (священнические) и демотические (популярные) сценарии. Эти варианты также больше подходили для использования на папирусе, чем иероглифы . Иероглифическое письмо, однако, не затмило, а существовало наряду с другими формами, особенно в монументальном и другом формальном письме. Розеттский камень содержит три параллельных сценариев — иероглифических, простонародные, и греческие.

Позднее выживание

Иероглифы продолжали использоваться при персидском правлении (с перерывами в VI и V веках до нашей эры), а также после завоевания Египта Александром Великим , в последующие периоды Птолемея и Рима . Похоже, что вводящие в заблуждение комментарии греческих и римских авторов об иероглифах появились, по крайней мере частично, как реакция на изменившуюся политическую ситуацию. Некоторые полагали, что иероглифы могли служить способом отличить «истинных египтян » от некоторых иностранных завоевателей. Другой причиной может быть отказ рассматривать чужую культуру на ее собственных условиях, что характеризовало греко-римские подходы к египетской культуре в целом. Узнав, что иероглифы являются священным письмом, греко-римские авторы представляли сложную, но рациональную систему как аллегорическую, даже магическую, систему, передающую тайное, мистическое знание.

К 4 веку нашей эры лишь немногие египтяне были способны читать иероглифы, и «миф об аллегорических иероглифах» возобладал. Монументальное использование иероглифов прекратилось после закрытия всех нехристианских храмов в 391 году римским императором Феодосием I ; последняя известная надпись из Филе , известная как Граффито Эсмет-Ахома , датируется 394 годом.

Hieroglyphica из Гораполлона (с. 5 — й век) , как представляется , сохранить некоторые подлинные знания о системе письменности. Он предлагает объяснение около 200 знаков. Некоторые из них определены правильно, например, иероглиф «гусь» ( zꜣ ), обозначающий слово «сын».

Полдюжины демотических символов все еще используются, добавленные к греческому алфавиту при коптском письме .

Развитие египетских иероглифов

Поскольку египетское письмо исторически развивалось в течение долгих лет, были разработаны различные версии египетского иероглифического алфавита. В дополнение к традиционным иероглифам, были также два эквивалента: иератический и демотический.

Иероглифический

Это была самая старая версия алфавита, отличающаяся элегантным живописным видом. Эти знаки обычно находятся в памятных надписях и погребальных текстах.

Иератический

Воодушевленные священниками и хранителями храма, которые хотели упростить процесс написания, иероглифы стали постепенно стилизовать и рисовать в иератическом «священническом» алфавите. Считается, что иератик был изобретен и развит более или менее одновременно с иероглифическим алфавитом. Некоторые из иероглифов найдены в гробницах в период 3200-3000 гг. до н. э. и были в форме царских шерехов, или виньеток со стилизованным именем фараона. Некоторые шерехи, написанные на гончарных сосудах, имели иероглифы в скорописном формате, возможно, представляя предшествующую стадию до появления иератики. Иератизм всегда пишется справа налево, в основном на остраке (гончарные черепки) и папирусе, и использовался не только для религиозных целей, но и для публичных, коммерческих и частных документов.

Демотический

Еще более сокращенный алфавит, лишенный какого-либо живописного следа, известного как демотический «популярный», появился в VII веке до нашей эры. Египтяне называли это «записывать документы». За исключением религиозных и погребальных надписей, демотичность постепенно заменяла иератизм. В то время как иератика по-прежнему несет некоторые следы изобразительного иероглифического облика, у демотика нет ярких следов, и сложно связать демотические знаки с его эквивалентным иероглифом.

История возникновения и развития

Палетка Нармера — один из древнейших памятников египетской письменности.

Система письменности в Древнем Египте сложилась на рубеже 4-го и 3-го тыс. года до н. э. (к началу правления I династии). На протяжении многих лет самыми ранними иероглифическими надписями считались надписи на палетке фараона Нармера. Однако в 1998 году немецкая группа археологов под руководством Гюнтера Дрейера на раскопках в древнеегипетском городе Абджу (др.-греч. Абидос, совр. Умм-эль-Кааб) обнаружили в гробнице додинастического правителя триста глиняных табличек, покрытых протоиероглифами (датируются XXXIII в. до н. э.). Первое предложение, написанное иероглифами, найдено на печати времен II династии из могилы фараона Сет-Перибсена в Абидосе.

Первоначально египетское письмо было пиктографическим (рисуночным): слова изображались наглядными рисунками, например:

 — «солнце»,

 — «бык».
Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было записывать некоторые отвлечённые понятия, — например, знаком

«горы» — горную, то есть чужеземную, страну;

«солнце» — слово «день», исходя из того, что солнце светит лишь днём. Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые определители являются идеограммами.

Позже появляются звуковые знаки, в которых изображенный рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой стороной.

Во время Старого, Среднего и Нового царства было приблизительно 800 иероглифов. В период греко-римского правления в Египте их число превышало 6000.

Формальный и декоративный характер иероглифов обусловил то, что они использовались в основном для монументальных надписей и записей священных текстов. Для ежедневных административных и деловых документов и для переписки существовало более простое иератическое письмо, которое, однако, не вытеснило иероглифическое. Иероглифами продолжали пользоваться как в период персидского, так и греко-римского правления в Египте. Однако к IV веку осталось немного людей, способных читать и писать, используя эту сложную систему письма. Греки и римляне особо не интересовались ею, а с принятием христианства иероглифы вышли из употребления. В 391 году византийский император Феодосий I Великий закрыл все языческие храмы. Последняя известная иероглифическая надпись датирована 394 годом (Надпись Исмет-Ахома на острове Филы).