Какая вера у египтян: язычество, христианство или ислам?

Исторический экскурс

В доисторические времена среди египтян был распространен тотемизм и фетишизм. Постепенно люди переходили от кочевого образа жизни к оседлому и это тоже влияло на их верования. Среди известных древнеегипетских фетишей выделяют:

  • камень Бен-Бен;
  • столб Иуну;
  • Имиут.

На формирование верований египтян влиял разлив Нила, который делал почву плодородной. Это считалось проявлением благодетельных сил, но иногда случалось несчастье в виде наводнения. Наблюдения за звездами и временем разлива позволило создать первый календарь. В каждом городе сформировался культ бога, который имел черты животного.

Объединение религии произошло с приходом власти фараона. Он считался потомком Осириса, то есть богом-человеком. Постепенно появился единый пантеон. Для египтян религия имела большое значение. В домах ставили алтари с подношениями высшим существам, возводились храмы и проводились жертвоприношения.

Путеводители по Египту

Сегодня в продаже:

  • Египет. Все тонкостиИздательство: АСТ. Год: 2020. Серия: LifeBloger.

    Египет — страна, которая манит. Многие ездили туда по системе «все включено». Но все ли смогли познакомиться с ней поближе? Самая древняя цивилизация в мире. Ее храмы и памятники величественны, узкие улочки таят в себе секреты веков, а дух времени пробирает до мурашек. Самое синее Красное море влюбляет в себя раз и навсегда. Но, прежде всего Египет — это люди. Алиева Мария живет в стране пирамид уже десять лет. Она не просто переехала в…

  • Египет без враньяИздательство: Рипол-Классик. Год: 2017. Серия: Заграница без вранья.

    Пора в Египет, чтобы погулять по шумным улочкам Каира, услышать одновременно тысячу муэдзинов, научиться есть руками, потеряться на средневековом базаре Кхан Эль Халили и навсегда перестать спешить…

Структура религиозных воззрений Древнего Египта

В доисторический период египтяне во всём непонятном для себя видели проявление воли высших существ. Ранней формой религии для этого этноса стало поклонение фетишам и тотемным животным, черты которых были заметны и в более поздние периоды формирования египетской мифологии.

Более чем существенно на вероисповедание египтян влиял Нил. Очерёдность разливов, засух и наводнений, а также наблюдения за небесными светилами привели их к созданию достаточно точного календаря и раннему освоению азов астрономии. Это тоже заметно сказалось на формировании их религиозных взглядов.

Изначально почтение людей к животным было вызвано силой и мощью последних. Позже поклонение из боязни перетекло в веру в их божественное начало. Города часто выбирали себе животных-покровителей и поклонялись только им. В письменности в качестве иероглифов использовались образы определённых животных, например, для изображения богов. Позже такие животные-божества превратились в богов со звериными частями тела.

У отдельных животных были даже свои культы, так бог Себек отождествлялся с крокодилом, а Апис – с чёрным быком. Наиболее почитаемыми животными у египтян были кошачьи, главный бог Ра изображался в форме гигантского кота.

В более поздних формах религии поклонение фетишам перешло в веру в могущество амулетов. Одним из них приписывались целебные свойства, другие наделяли хозяев фантастической физической силой или нечеловеческой мудростью. Отдельной формой амулета был лист папируса с просьбами к богам, который клали на грудь усопшему во время погребения, чтобы умерший попал в лучший мир.

Пирамиды – одно из самых таинственных мест в мире. И сейчас остаётся тайной для учёных то, как мыши, умершие в пирамидах, сохраняются там десятилетиями без бальзамирования. Несмотря на то, что не было единых догм веры для всей страны, эти загадочные строения являются символом всех египтян. Туристы, побывав у пирамид, рассказывают о необычайных случаях, когда тупые ножи затачивались сами, если их клали, ориентируясь на стороны света. Учение об обязательной сохранности тела стало причиной образования культа умерших. Тела мумифицировали, чтобы усопшие смогли жить в потустороннем мире.

Согласно преданиям первым царём Египта был бог Осирис, и он обучил своих подопечных всему, что он умел, в том числе архитектуре и земледелию. Однажды его брат Сет принёс на богатый пир саркофаг, сказав, что преподнесёт его в дар человеку, который сможет лечь в него, и ему не будет ни тесно, ни широко. Когда все гости примерили подарок, выяснилось, что саркофаг подходит одному лишь Осирису, но вылезти из гроба царь не успел – Сет закрыл крышку, и его люди выкинули усыпальницу в великий Нил. Сет стал новым фараоном. Его жена Исида долго странствовала по Египту и, найдя мужа, с помощью Анубиса воскресила его, мумифицировав плоть, но теперь Осирис мог жить только в потустороннем мире.

От мифического воскрешения Осириса и пошла традиция мумификации фараонов. Примечательно, что египтяне считали мозг лишним органом, поэтому при бальзамировании он извлекался через нос и выбрасывался. После бальзамирования тело заматывалось тканью для предотвращения повреждений.

Суннитский ислам — это основная религия Арабской Республики Египет

Говоря о том, какая вера у египтян главная необходимо вспомнить об суннитском исламе, который исповедует подавляющее большинство жителей Египта. Он пришел в страну после христианства VII веке, в результате страна стала крупным политическим и религиозным центром суннизма в мусульманском мире.

Официальной религией он стал при президенте Анваре Садате в 1970-х годах. В результате при сохранении светского характера государства, исламское право или шариат стало основой государственного права. При этом оно используется в сильно смягченном варианте.


Египетский президент Анвар ас-Садат, руководил страной с 1970 по 1971 год. В годы его правления ислам стал официальной религией Арабской Республики Египет. Фото: upload.wikimedia.org

Ислам играет центральную роль в жизни большинства египетских мусульман. Исламский призыв к молитве азан можно услышать в стране пять раз в день. Ислам оказывает неофициальное влияние практически на все сферы жизни, начиная от бизнеса и заканчивая развлечениями. Каир славится своими многочисленными мечетями, минаретами и по праву именуется городом 1000 минаретов.

Несмотря на то, что ислам — это основная религия Египта, это светская страна. Основная религия Египта представлена в стране в достаточно мягком варианте, так как Египетские мусульмане в подавляющем большинстве являются суннитами.

В отличие от шиитов, утверждающих, что следующий халиф, преемник Пророка, должен назначаться по праву наследования, сунниты предпочитают процедуру демократического выбора. Несмотря на это обстоятельство е стране достаточно сильны запрещенные исламские организации.


Последствия теракта в коптском храме Каира. Несмотря на то, что официальные египетские власти борются с запрещенными радикальными исламскими группировками, в стране периодически происходят теракты, направленные против христиан-коптов. Фото: img.tyt.by

Как утверждают представители египетских и американских спецслужб, многие идеологи ваххабизма и радикального ислама проходили обучение в Каирском университете. При этом последние 30 лет религиозная жизнь Египта была достаточно мирной.

Несмотря на это обстоятельство, радикальные исламские группировки и христиане-копты периодически конфликтуют между собой. Примером может служить теракт, совершенный в Александрии 1 января 2011 года. Тогда в коптском храме совершен теракт, была взорвана бомба, унёсшая жизни более 20 человек, пострадало более 100 человек.

Погребальный культ

Церемония отверзения уст на папирусе Хунефера

Фрагмент папируса Ани с изображением суда Осириса. На весах лежат сердце и перо Маат. Британский музей

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели к возникновению культа умерших, прошедшему через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времён, первоначально олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида, а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом — символом жизни — в одной руке и скипетром — в другой.

Мумификация

Исида, Анубис и Нефтида совершают обряд над мумией. Роспись в гробнице TT335 Нахтамона. Период правления Рамсеса II

Основная статья: Мумификация в Древнем Египте

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего, проводившаяся жрецами определённого сана. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обёрнутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определённые успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щёки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался антропоморфной формы.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Концепция души

Представления о душе менялось со временем от Древнего до Нового царств. Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей:

  • ба (bʒ) — духовная сущность (покидает тело и бродит по миру, вселяясь в разных животных) в виде птицы с головой человека;
  • ка (k3) — двойник, жизненная сущность (живёт в статуе гробницы и питается подношениями), черты характера или судьба человека.
  • хат (ẖt) — физическое тело, не способно жить без Ка.
  • сах (saḥ) — духовное тело, «священные останки» после мумификации.
  • рен (rn) — имя, личность, жизненный опыт (бывает даже у богов).
  • шуит (šwt) — тень
  • ах (3ḫ — «сияющий») — реальный дух (путешествовал в загробном мире и вкушал его радости) изображался ибисом с хохолком, человек обретает ах после ритуала отверзания уст.
  • сехем (sḫm) — объединённые духи покойного, успешно прошедшего переход в загробный мир.
  • иб (jb) — сердце

Демография

Подавляющее большинство египетских христиан — копты , принадлежащие к Коптской православной церкви Александрии , восточной православной церкви. По состоянию на 2019 год копты в Египте «обычно составляют примерно 10 процентов» населения страны с предполагаемым населением в 9,5 миллионов (цифра, цитируемая в Wall Street Journal , 2017) или 10 миллионов (цифра, цитируемая в Associated Press). Пресса , 2019). Были также приведены меньшие или большие цифры в диапазоне «от 6% до 18% населения», при этом египетское правительство оценивает меньшие цифры, а Коптская православная церковь оценивает гораздо более высокие цифры. Отсутствие определенных, надежных демографических данных делает все оценки неопределенными. За пределами Египта насчитывается около 1 миллиона членов коптской православной церкви за рубежом. Оценки процента египетских христиан, которые являются коптскими православными, колеблются от примерно 90% до примерно 95%. Коптскую православную церковь Александрии возглавляет Папа Александрийский и Патриарх всея Африки на Святом Престоле Святого Марка , в настоящее время Папа Тавадрос II .

Помимо Коптской православной церкви, две другие восточные православные церкви имеют членов в Египте: Армянская апостольская и сирийская православные церкви.

Меньшая часть египетских христиан принадлежит к Коптской католической церкви . Примерно 2,5% египетских христиан принадлежат к Коптской католической церкви. В 2007 году Annuario Pontificio оценил общее количество членов Коптской католической церкви в 161 327 человек, разделенных на семь епархий , с девятью епископами и 164 приходами. Другие конкретные церкви всемирной католической церкви с членами в Египте включают мелькитов , маронитов , сирийских католиков , армянских католиков и халдейских католиков . Большинство католиков латинского обряда в Египте — эмигранты.

Греческая православная патриархия Александрийский и всей Африки является наличие восточного православия в Египте. Число ее членов постоянно сокращалось и в 1980 году составляло около 110 000 человек.

Среди христианского населения Египта есть небольшое количество протестантов . Сюда входят Евангелическая церковь Египта (Синод Нила) , англикане (около половины экспатриантов) и Армянская евангелическая церковь . Есть меньшее количество приверженцев Ассамблей Божьих , христианских братьев , свободных методистов , пятидесятников , адвентистов седьмого дня и церквей Христа , среди прочих. В Египте проживает от 1000 до 1500 Свидетелей Иеговы . По данным Адвентистского Атласа, по состоянию на 2008 год 852 члена Церкви адвентистов седьмого дня в Египте.

По разным церквям разбросано несколько обращенных из ислама в христианство. По оценкам исследования 2015 года, в Египте было 14 000 таких верующих.

В Египте копты имеют относительно более высокий уровень образования, относительно более высокий индекс благосостояния и более сильную представленность в качестве « белых воротничков» , но ограниченное представительство в органах безопасности. Большинство демографических, социально-экономических показателей и показателей здоровья коптов и мусульман схожи.

Религия Египта

Ислам Ислам, самая молодая из трех мировых религий, был основан купцом Абу аль-Касимом Мухаммедом ибн Абд Аллахом ибн Абд аль-Мутталибом ибн Хашимом, родившимся в 570 г. в Мекке (сегодня Саудовская Аравия). Пророк Мухаммед был призван укрепить в арабах веру в единого бога (Аллаха).

Факты и персонажи из Библии проливают свет на миссию Мухаммеда и на связи мусульманства с христианством и иудаизмом. Откровение пришло к Мухаммеду через архангела Джебраила (Гавриила). Моисей, Иисус и Мария считаются в исламе священными фигурами истории религии. Поскольку христиане и иудеи не признали в Мухаммеде истинного пророка, он сделал ислам самостоятельной религией, которая, однако, признает христианское и иудаистское вероучения как своих предшественников.

В основных вопросах учение ислама отличается от христианского. Так, оно отрицает существование первородного греха, божественное происхождение Иисуса, его смерть на кресте, так как бог, по убеждению мусульман, существует вечно, то есть не может быть ни порожденным, ни порождающим. Слово «ислам» часто переводят как «все от бога» или «все в воле божьей». Но этим суть учения не исчерпывается. Вера опирается на «пять столпов»: исповедание веры посредством произнесения формулы «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; молитву (намаз) — пять раз ежедневно верующие молятся, обратясь лицом в сторону Мекки; раздачу милостыни нуждающимся; пост в течение месяца рамадана; паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин, если он располагает финансовыми и физическими возможностями, должен предпринять хотя бы один раз в жизни. К сожалению, для верующих исполнение этой мусульманской заповеди затруднено в связи с тем, что город Мекка не может принять всех желающих.

Шестым столпом веры дилетанты часто называют джихад, что в неточном переводе означает священную войну. Собственно, война здесь ни при чем — в основе этого понятия лежит стремление к тому, чтобы быть или стать лучшим, более преданным богу человеком. Миссионерство не относится к обязательным задачам ислама.

Главная священная книга мусульман Коран (по-арабски — «чтение, декламация») в своих 114 сурах (главах) повествует о божественном откровении, ниспосланном Мухаммеду. Коран дополняет Хадис, кратко излагающий высказывания и поступки пророка. Хадис состоит из двух частей: в первой перечисляются имена людей, передававших Хадис из поколения в поколение, начиная с того человека, который лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. Отобранные известными теологами IX-Х вв. и признанные ими подлинными отдельные фрагменты Хадиса составляют сунну, «священное предание» мусульман. В Египте живут приверженцы двух основных направлений ислама — сунниты и шииты. Большинство населения относится к суннитам. Шииты в религиозном и политическом смысле более радикально настроены, чем сунниты, но их число в Египте невелико. Ислам оказывает на семью и общество неизмеримо большее влияние, чем христианство. Основу светского законодательства в Египте образует свод норм мусульманского права — шариат, который, однако, действует в смягченной форме. Так, в Египте отказались от таких строгих наказаний, как, например, отрубание руки за воровство. Делаются попытки сблизить шариат и современное законодательство.

Коптские христиане Арабское слово «купт», европеизированное — «копт», происходит от греческого «эгиптос». Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. Местом зарождения христианства в Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Копты придерживались мнения, что Иисусу Христу присуща только одна природа — божественная, а не две — божественная и человеческая. После того как Халкидонский Вселенский Собор в 451 г. осудил монофизитство как ошибочное учение, коптская церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.

Во главе коптской церкви стоит патриарх, в настоящее время Шенуда III, резиденция которого находится в Александрии. Копты прилежно молятся и постятся (отказываются от мяса и молочных продуктов). Их литургия близка к православной традиции.

Жрецы Древнего Египта

Фараон занимался организацией религиозного культа, но не лично, а с помощью особой социальной группы жрецов

. В то же время они были важным фактором в осуществлении сакрализации власти, а также были интеллектуальной элитой в государстве.

Жрецы обладали знанием природных явлений, и одним из достижений египетских жрецов стало введение годового деления на 12 месяцев и 365 дней. Обладая высокими медицинскими познаниями, они довели до совершенства технологию бальзамирования тел. Жрецы занимали привилегированное положение в государстве, что выражалось, в частности, в налоговых льготах и освобождении от общественных работ

Некоторые храмы, благодаря своей собственности и влиянию, приобрели очень важное экономическое положение в государстве, были случаи, когда священники конкурировали друг с другом, чтобы получить право служить важному божеству. Наибольшее влияние жрецов было достигнуто во времена правления девятнадцатой и двадцатой династий Египта

Верования египтян уделяют большое внимание культу мертвых, поэтому система верований в загробную жизнь весьма развита. Согласно их вере, смерть — это не конец существования, а лишь его трансформация; считалось, что жизнь после смерти может быть счастливее, чем земное существование

Исследователи получили много информации на тему верований в загробную жизнь, изучая древнеегипетскую Книгу мертвых.

Отдых на популярных курортах Египта

Отели Марса АламаОтели Марса Алама предоставляют высокий уровень обслуживания и комфорта. Отели здесь на порядок дороже, чем в Хургаде, однако первоклассный сервис в сочетании с природными возможностями того стоят. Здесь создано всё для того, чтобы каждый турист почувствовал себя VIP-гостем. Отели Марса-Алама раскинуты на большом расстоянии друг от друга, что позволяет туристам любоваться нетронутой фауной.
Отели ДахабаОтели Дахаба, в основном, расположены на берегу красивого залива Акаба, отделенного от Красного моря широкой косой и весьма популярного у серферов: природа создала в этом месте идеальные условия для занятий виндсерфингом. Отели Дахаба предоставляют одни из лучших условий для отдыха с детьми: на пляжах оборудованы детские площадки, удобный пологий спуск в море позволяет детям купаться в морской воде на мелководье.
Отели АлександрииОтели Александрии в основном городские, в пригородах — типично «пляжные» с большой территорией и разнообразным набором услуг. Отели Александрии не так знамениты, как отели на курортах Красного моря, но сегодня они демонстрируют весь спектр гостиничного сервиса. Отдых в Александрии предоставляет возможность соединить пляжный отдых с познавательным: здесь есть что посмотреть.

Отели всех курортов

  • Египет. Все тонкостиИздательство: АСТ. Год: 2020. Серия: LifeBloger.

    Египет — страна, которая манит. Многие ездили туда по системе «все включено». Но все ли смогли познакомиться с ней поближе? Самая древняя цивилизация в мире. Ее храмы и памятники величественны, узкие улочки таят в себе секреты веков, а дух времени пробирает до мурашек. Самое синее Красное море влюбляет в себя раз и навсегда. Но, прежде всего Египет — это люди. Алиева Мария живет в стране пирамид уже десять лет. Она не просто переехала в…

  • Египет без враньяИздательство: Рипол-Классик. Год: 2017. Серия: Заграница без вранья.

    Пора в Египет, чтобы погулять по шумным улочкам Каира, услышать одновременно тысячу муэдзинов, научиться есть руками, потеряться на средневековом базаре Кхан Эль Халили и навсегда перестать спешить…

смотреть все товары

Последние новости Египта

  • 18.09.2021 г. На маршрутах в Хургаду и Шарм-эль-Шейх появится еще одна египетская авиакомпания

    С 24 сентября прямые регулярные рейсы из Москвы на курорты Египта начнет выполнять авиакомпания AlMasria. Самолеты будут отправляться из аэропорта Домодедово в Шарм-эль-Шейх по пятницам и субботам, в Хургаду – по средам и воскресеньям

  • 16.09.2021 г. В усыпальницу у древнейшей пирамиды Египта впервые пустили туристов

    В Египте после 15 лет реставрации открылась для посещения туристами Южная усыпальница на территории погребального комплекса пирамиды Джосера, считающаяся древнейшим каменным сооружением древнего мира, передает корреспондент РИА Новости

  • 14.09.2021 г. В Египте появятся два новых туристических города

    Власти Египта в ближайшие месяцы планируют открыть в стране два новых туристических города. Об этом министр туризма и древностей Египта Халед аль-Анани рассказал в интервью газете «Известия»

История религии древнего Египта

Таков в общих чертах миф об Осирисе. Из него сложилась религия древнего Египта. Его содержание известно нам по книге греческого историка Плутарха, по нескольким египетским папирусам и по бесчисленным изображениям.

Древние египтяне могли и непосредственно видеть страсти Осириса во время священных мистерий. Можно понять, почему его судьба так волновала их. Ведь Осирис воплощал в их глазах идею существа, бывшего одновременно богом и человеком, испытавшего во время жизни на земле страдания и гибель и потому способного сочувствовать им в их болезнях и смерти.

Если поначалу в Осирисе видели бога умирающей и воскресающей природы, то в дальнейшем на первый план в нем выступили черты бога, дарующего бессмертие.

Египтяне верили в то, что и они, признававшие учение Осириса, разделят с ним его победу над смертью, вновь ожив для загробного бытия. С каждым поколением значение обожествленного Осириса становилось все больше и больше. И религия древнего Египта укреплялась в народе.


Осирис очень популярный персонаж в настенной росписи египтян

Уже в XXV в. до Р.Х. его почитали во всех уголках Египта, а спустя тысячу лет Осирис сделался чем-то вроде национального бога — ему приписали атрибуты великих космических богов старших поколений, и он считался теперь не только богом и судьей умерших, но также создателем мира и всего сущего. Будучи, согласно мифам, сыном Ра он оказался теперь во многих отношениях более великим и занял место рядом с отцом на небесах.

В позднейшие времена Осириса стали считать источником и началом богов, людей и вещей. В некоторых своих ипостасях Осирис отождествлялся с Нилом, Ра и другими богами. Но прежде всего вокруг фигуры Осириса кристаллизовались все представления египтян о загробном, потустороннем мире.

Мы имеем достаточно точное понятие о них благодаря сборнику заупокойных текстов, имеющих условное название «Книга мертвых» (С глубокой древности эти тексты записывали на стенах пирамид или гробниц, но в своем законченном виде сборник сложился только в VII-VI вв. до Р X., когда был составлен канон из 165 изречений).

Египтяне верили в несколько душ у человека

Согласно верованиям египтян, человек помимо физического тела (оно называлось хат — этим словом обозначали все то, чему присуще разложение) обладал еще и несколькими душами. Хат помещали в гробницу после мумификации и предохраняли от смерти с помощью амулетов, магических церемоний, молитв и формул.

С телом особым образом был связан ка — духовный двойник человека, его жизненная сила. Ка рождался и рос вместе с человеком, имел его недостатки и достоинства. Он мог существовать и независимо от физического тела, свободно перемещаться по земле или возноситься на небо и там беседовать с богами. Египтяне полагали, что он мог есть, пить, наслаждаться ароматами благовоний.

Наконец существовало еще ба, или высшее сознание в человеке, вместилище его чистых идей. Ба обладало способностью становиться телесным или бестелесным, однако считалось, что оно было эфирной субстанцией.


По мнению египтян в человеке присутствует некое ба или высший разум

Ба могло оставить гробницу и подняться на небеса, где, согласно верованиям египтян, наслаждалось вечным существованием во всем его великолепии. В некотором роде оно являлось вместилищем жизни. Когда ба возвращалось в тело, человек оживал.

Египтяне верили, что после смерти человека тело его пребывало в преисподней у Осириса:

  • Ба — на небе, куда оно отлетало, стремясь воссоединиться с первоисточником жизни — Солнцем-Pa.
  • А дух ка жил в гробнице.

Основной целью заупокойного ритуала было магическое воскрешение хат умершего. Для этого было необходимо:

  1. Сохранить тело в таком состоянии, чтобы ба и ка могли с ним соединяться.
  2. Обеспечить существование ка в гробнице.
  3. Найти душу ба, вернуть ее в тело и оживить последнее.

Все это достигалось мумификацией трупа, строительством гробницы, жертвоприношениями и особыми погребальными ритуалами.

В древности посмертная судьба человека определялась главным образом состоянием гробницы и заупокойным культом. Поэтому строительство гробницы было главной заботой тех египтян, которые имели средства на сооружение вечного дома.

Каким был Древний Египет?

Коротко о географии

Цивилизация египтян появилась у берегов реки Нил. Жизнь на этих территориях зависела от разливов водоема. Вода течёт по долине шириной в среднем от десяти до двадцати километров. Отвесные скалы по краям расходятся к Красному морю и плоскогорью Барка. Нил распадается на рукава и впадает в Средиземное море.

Территории Древнего Египта включали в себя дельту Нила, долину выше по течению и часть Файюмского оазиса.

Богатая калием почва обладала плодородием и легко обрабатывалась. Изобилие природных материалов позволяло вести строительные работы и изготовление различных предметов. Со временем климат становился суше и жарче. А территория у берегов Нила оставалась своеобразным оазисом.

История в периодах, важные события

Строения Египта с изображениями самых почитаемых богов

История Древнего Египта подразделяется учёными на четыре периода.

1. Додинастический период

Финальный этап развития Нижнего и Верхнего Египта. Здесь рушатся родоплеменные отношения и строятся первые государства

В это время египтяне занимаются скотоводством. Начинают интересоваться земледелием. Люди используют плуг и делают медные орудия труда, расписывают керамику. Здесь появляется письменность иероглифами.

2. Следующий период — династический

История данного периода поделена на многие этапы.

Первым является Раннее царство.Объединяется Верхний и Нижний Египет, ведётся торговля с некоторыми соседними государствами.

Далее следует древнее царство. Это эпоха процветания и стабильность Древнего Египта. Развивается архитектура, появляется сложный государственный аппарат.

Первый переходный период. В это время государство распадается на части, развивается литература.

Следующий этап — Среднее царство. Восстанавливается торговля, улучшается оросительная система.

Второй переходный период.Египет приходит в упадок. Культурное развитие находится на низком уровне.

Новое царство. В это время были захвачены новые территории, но также быстро потеряны. Страна распадается на две части.

Третий переходный период.Устройство государства теряет централизацию. Египет и Нубия объединяются.

И последний этап — Позднее царство. Египет становится свободным.

4. И последний Римский период

Египет попадает под власть Рима.

Население

Люди, населявшие, Древний Египет произошли в результате смешения различных племён Африки. На их родство указывают найденные статуэтки, обмеры черепов и близость языков. Египетские культы несомненно связаны с религиозными культами Африки.

Язык египтян считается мёртвым. Поэтому расшифровка иероглифов была сложной и достаточно проблематичной. Этот язык причисляют к афразийской языковой системе. Формирование наречия происходило в Додинастический период. А в Династический период он улучшался и развивался. После прихода арабского населения На территории Египта, коренные жители стали перенимать новый язык.

Свадьба

Законы египетского государства разрешают мужчинам-мусульманам жениться на христианках или еврейках, но не разрешают мужчинам-христианам или евреям жениться на мусульманках.

Отношения с коптским меньшинством

Христиане-копты, являющиеся крупнейшим религиозным меньшинством в Египте, в наибольшей степени страдают от возможного дискриминационного законодательства. Копты в Египте столкнулись с растущей маргинализацией после государственного переворота 1952 года, возглавляемого Гамалем Абдель Насером . До недавнего времени от христиан в Египте требовалось получить одобрение президента даже на мелкий ремонт церквей. Несмотря на то, что в 2005 году закон был смягчен, поскольку полномочия одобрения были переданы губернаторам, копты по-прежнему сталкиваются со многими препятствиями при строительстве новых церквей. Этих препятствий не так много при строительстве мечетей.

Мусульмане и христиане имеют общую историю и национальную идентичность; однако иногда возникают религиозные противоречия и отдельные акты предрассудков и насилия. Наиболее значительными были теракты в Эль-Коше в 2000–2001 годах , в которых мусульмане и христиане были вовлечены в кровавые межрелигиозные столкновения после спора между мусульманином и христианином. «Двадцать христиан и один мусульманин были убиты после того, как вспыхнуло насилие в городе Эль-Кошех, в 440 километрах (275 миль) к югу от Каира». В 2005 году в деревне Кафр-Салама, провинция Шаркия, стычка между мусульманином и христианином привела к смерти мусульманина. Позже жители мусульманской деревни напали на церковь Абу-Сифин и несколько христианских домов и разграбили несколько магазинов, прежде чем власти восстановили порядок. В 2006 году один человек, описанный полицией как пьяный и сумасшедший, совершил нападение на три церкви в Александрии , в результате чего одна погибла и от 5 до 16 человек получили ранения, хотя нападавший не был связан с какой-либо организацией. 7 января 2010 г. боевики-мусульмане открыли огонь по прихожанам, покидающим церковь в Наг-Хаммади, в результате чего были убиты девять христиан-коптов. 1 января 2011 года по меньшей мере 21 человек погиб и 83 получили ранения в результате взрыва заминированного автомобиля возле коптской христианской церкви в Александрии . 7 мая 2011 года в Каире сгорела церковь. Затем, 14 октября 2012 года, в отсутствие силовиков двое мусульман из группы были убиты после попытки похитить женщину из христианской семьи.

В январе 2013 года, когда у власти было «Братья-мусульмане», христианская некоммерческая организация Open Doors поставила Египет на 25-е место среди самых трудных для христианина стран в своем ежегодном списке World Watch List.

Примечания

  1. , p. 11.
  2. Город в I-ом номе Нижнего Египта.
  3. Город в XIII номе Нижнего Египта.
  4. Город в IV номе Верхнего Египта.
  5. Геродот. История II 144, 156
  6. Иван Рак. Мифы и легенды Древнего Египта. — Стрекоза, 2013. — С. 101, 254, 257.
  7. Джон Уайт. Боги и люди Древнего Египта / Переводчик: Калашникова Л. А.. — М.: Центрполиграф, 2007. — 189 с. — (Древние цивилизации). — ISBN 978-5-9524-3252-9.
  8. Пьер Монте. Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура / Переводчик: Д. Шамшин. — М.: Центрполиграф, 2004. — 366 с. — ISBN 5-9524-0921-0.
  9. E. A. Wallis Budge. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary: With an Index of English Words, King List and Geographical List with Indexes, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets. — Cosimo, Inc., 2013. — С. 646. — 742 с. — ISBN 9781616404598.
  10. Швец Н.Н. Словарь египетской мифологии / ред. Янцева Л. И.. — Центрполиграф, 2008. — 377 с. — (Загадки древнего Египта). — ISBN 978-5-9524-3466-0.
  11. Мифы и сказки Древнего Египта. — ПКФ «ОЮ-92», 1993. — С. 186. — 220 с.
  12. Виталий Акимов. 6 // Библейская Книга Екклезиаста и литературные памятники Древнего Египта / РПЦ. — М., 2017. — С. 179, 383. — 560 с. — ISBN 9785041189976.
  13. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы / Отв. редактор д.и.н. Бонч-Бруевич В.Д. — М.Л.: Издательство АН СССР, 1956. — С. 69-70.
  14. Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм.
  15. Dominic Montserrat. Akhenaten: History, Fantasy and Ancient Egypt. — Routledge, 2000. — С. 36, 40. — ISBN 0-415-18549-1.
  16. Kathryn A. Bard. An Introduction to the Archaeology of Ancient Egypt. — John Wiley & Sons, 2015. — С. 232, 240, 247. — 508 с. — ISBN 9781118896112.
  17. Эхнатон // Энциклопедия «Религия» / ред. Грицанова А. А., Синило Г. В., издательство «Книжный Дом», Минск, 2007