Артемьев, эдуард николаевич

Биография

Родился в Новосибирске, в котором его родители-москвичи были проездом. Отец — Николай Васильевич (1905—1986). Мать — Нина Алексеевна (1915—1997). В семь лет был отправлен в Москву к дяде.

Первоначальное музыкальное образование получил в Московском хоровом училище. В 1960 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю. А. Шапорина.

Встретившись в 1960 году с инженером Е. Мурзиным, создателем одного из первых в мире синтезаторов, занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки (экспериментировал в студии Музея им. А. Скрябина, работал программистом в НИИ). В 1968 на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции был представлен уникальный фотоэлектрический «АНС» (изобретатель Е. Мурзин, электронные композиции Артемьев). Участвовал в деятельности фирм звукозаписи и киностудий в Балтиморе, Бурже (1989). Президент Ассоциации электроакустической музыки при ЮНЕСКО.

Широкую известность принесла Артемьеву его работа в кино. В 1961 по совету композитора В. Мурадели озвучил фильм «Мечте навстречу». Он написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них — три фильма А. Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1979), фильмы Н. Михалкова, А. Кончаловского и В. Абдрашитова. Музыка Артемьева к кинофильмам записана на альбом «Территория любви» (1998).

Лучшие из песен Артемьева — это песни из кинофильмов либо песни, возникшие на материале музыки фильмов («Полёт на дельтаплане», «Затихло где-то танго»), оригинальные песни-баллады, песни-поэмы («Здравствуй, день!», «Воспоминание», «Костры рябин», «Звёздные просторы», «Всё зелёное в сердце со мной»), звучащие в исполнении Г. Трофимова, В. Леонтьева, Ж. Рождественской, Р. Бабаян. Пример синтеза электронного рока и симфонической музыки — вокальный цикл Артемьева «Кто я?» на стихи Ю. Рытхэу, созданный по заказу певицы Жанны Рождественской. Для ВИА «Поющие гитары» написана рок-опера «Преступление и наказание» (по мотивам романа Ф. Достоевского).

Артемьев является членом Союза композиторов и Союза кинематографистов России, президентом основанной им же в 1990 году «Российской ассоциации электроакустической музыки», а также членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории и проводит мастер-классы. С 1964 по 1985 год работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.

Работы Артемьева выпущены, в частности, CD-лейблом «Электрошок Рекордз», основанным во второй половине 1990-х годов его сыном Артемием Артемьевым.
Последней его работой будет предстоящий фильм Никиты Михалкова «Шоколадный Револьвер» и после этого он прекратит творческую деятельность. Об этом Эдуард сообщил в интервью каналу «#ещенепознер» и его автору и журналисту Николаю Солодникову

Семья

  • Жена Изольда Артемьева (1936-2019)
  • Сын — Артемий (род. ) — композитор. продюсер, видеохудожник
  • Шесть внуков : Алексей, Артемий, Екатерина, Даниил, Филипп, Степан

Детские и юношеские годы

Дата рождения маэстро – 30 ноября 1937 года. Эдуард родился невероятно болезненным ребёнком. Когда новорожденному исполнилось всего пару месяцев – он серьёзно заболел. Врачи не давали положительных прогнозов. Лечащий врач сказал, что он нежилец.

До этого семейство проживало на территории Новосибирска. Когда глава семейства узнал о страшном диагнозе сына, то немедленно перевёз жену и Эдуарда в Москву. По долгу службы отцу удалось закрепиться в столице, хоть и ненадолго. Эдуарда удалось спасти местным врачам.

Семья постоянно меняла место жительства, но в подростковом возрасте Эдуард окончательно перебрался в столицу. Молодого человека приютил дядя, который занимал должность профессора в московской консерватории. Три года Артемьев обучался в хоровом училище. В этот период времени он пишет первые музыкальные произведения.

Watch this video on YouTube

В 60-х годах Эдуард окончил консерваторию. Ему выпала уникальная возможность познакомиться с создателем синтезатора. Артемьев предложил  новому знакомому изучить музыкальный инструмент в лаборатории НИИ. Эдуард познакомился со звучанием электронной музыки. В это время стартовала его профессиональная карьера.

Биография[править]

Родился Захарыч в чешском городе Оломоуц 21 марта 1978-го. Отец военный (соответственно, поэтому и родился в Чехии, где на тот момент были расквартированы советские войска), мать писательница. Младший брат, Павел Артемьев, музыкант, сейчас — солист группы Корни.

Аналитика Захарыч о черном понедельнике 2020 года.

Учился на филологическом факультете института. В какое-то время стал писать рассказы. Сообщает, что жил в США и даже служил там в армии.

Определенное время (в середине 2000-х) жил в гражданском браке с известной телеведущей Туттой Ларсен. В итоге у них даже родился сын, Лука. Долгое время информация не афишировалась.

В 2007 году задерживался ментами по обвинению в ограблении некого гастарбайтера. По версии ментов Артемьев вместе с двумя другими мужчинами задержал этого гастара, после чего вымогал с него некий долг. В итоге они ограничились 5000 рублей и мобильным телефоном.

Занимался журналистикой, как минимум до 2008 года работал колумнистом в Российской Газете. В рейтинге globalmsk.ru занимает 6 строчку в категории «журналисты», 20 строчку в категории «журналистика» и 1513 строчку в категории «московские персоналии».

Награды

  • Малая Золотая медаль ВДНХ за музыкальную композицию «Мозаика» (1968).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (30 октября 1985 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства.
  • Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1988) за фильм «Курьер».
  • Почётный гражданин г. Балтимор (США, 1988).
  • Лауреат четырёх Государственных премий в области литературы и искусства (1993, 1995, 1999, 2017): за художественные кинофильмы «Урга — территория любви», «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник» и «за вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства».
  • Народный артист Российской Федерации (8 января 1999 года) — за большие заслуги в области искусства.
  • Лауреат четырёх премий «Ника» за лучшую музыку к фильму (1995, 2004, 2008, 2017) («Лимита», «Водитель для Веры», «», «Герой»).
  • Лауреат пяти премий «Золотой орёл» за лучшую музыку к фильму (2007, 2008, 2012, 2014, 2015) («Доктор Живаго», «», «Дом», «Легенда № 17», «Солнечный удар»).
  • Лауреат премии «Искусство объединения Человека и информации» в номинации «Искусство» (2000).
  • Лауреат премии «Святой Георгий» XXIII Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2001).
  • Премия имени М. Таривердиева (1999) за музыку к фильму «Мама».
  • Приз имени М. И. Глинки (2011) за музыку к фильму «Тихая застава».
  • Приз жюри и Российского авторского общества имени Андрея Петрова (2011) за музыку к фильму «Тихая застава»..
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (16 августа 2013 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Премия «Человек года» (2015)
  • Премия Шостаковича за вклад в развитие мировой музыкальной культуры (2017)
  • «Золотая маска» в номинации «Работа композитора в музыкальном театре» за спектакль «Преступление и наказание» (Театр мюзикла, Москва) (2017)
  • Орден Александра Невского (16 июля 2018 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность
  • За неоспоримый вклад в национальное искусство РФ, избран почетным академиком «Национальной гуманитарной академии» (2021 год).

Оценка фильмов (выбрано)

  • Солярис (Солярис, 1972)
  • Очень английское убийство (Чисто английское убийство, 1974)
  • Дома среди незнакомцев (Свой среди чужих, чужой среди своих, 1974)
  • Зеркало (Зеркало, 1975)
  • Раб любви (Раба любви, 1976)
  • Незаконченная пьеса для механического фортепиано (Неоконченная пьеса для механического пианино, 1977)
  • Территория (Территория, 1978)
  • Сталкер (Сталкер, 1979)
  • Сибириада (Сибириада, 1979)
  • Телохранитель (Телохранитель, 1979)
  • Несколько дней из жизни И.И. Обломов (Несколько дней из жизни И. И. Обломова, 1980)
  • Анна: 6 — 18 лет (Анна: от 6 до 18, 1980–1993)
  • Охота на лис (Охота на лис, 1980)
  • Миллионы Fairfax (Миллионы Ферфакса, 1980)
  • Семейные отношения (Родня, 1981)
  • Поезд остановился (Остановился поезд, 1982)
  • Без свидетелей (Без свидетелей, 1983)
  • Лунная радуга (Лунная радуга, 1983)
  • Возвращение с орбиты (Возвращение с орбиты, 1983)
  • ТАСС уполномочен объявить … (ТАСС уполномочен заявить …, 1984)
  • Невидимый человек (Человек-невидимка, 1984)
  • Одна секунда на подвиг (1985)
  • Курьер (Курьер, 1986)
  • Посещение Минотавра (Визит к Минотавру, 1987)
  • Зероград (Город Зеро, 1989)
  • Урга (Урга — территория любви, 1991)
  • Гений (Гений, 1991)
  • Утомленные солнцем (Утомлённые солнцем, 1994)
  • Одиссея (Одиссей, 1997)
  • Война окончена. Забудьте … (Война окончена. Забудьте …, 1997)
  • Сибирский цирюльник (Сибирский цирюльник, 1998)
  • Насколько мои ноги несут меня (Побег из Гулага, 2001)
  • Дом дураков (Дом дураков, 2002)
  • Водитель для Веры (Водитель для Веры, 2004)
  • (2007)
  • Глянец (Глянец, 2007)
  • Щелкунчик в 3D (Щелкунчик и Крысиный Король, 2009)
  • Дома (Дом, 2011)
  • Фирменный (Москва 2017, 2011)
  • Легенда № 17 (Легенда №17, 2013)
  • Белые ночи почтальона (Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына, 2014)
  • Солнечный удар (Солнечный удар, 2014)
  • Наследие любви (Герой, 2016)

Дискография[править | править код]

  • LP. «AHC — синтезатор» (Э. Артемьев — С. Крейчи «Музыка к кинофильму «Космос»). «Мелодия»: 1972. D 25631—2 (СССР)
  • LP. «Siberiade». Bande originale du film d’Andrei Konchalovsky. «Le Chant Du Monde»: 1979, LDX 74719 (Франция)
  • LP. «Метаморфозы». Электронные интерпретации классических и современных произведений. Аранжировка для синтезатора Synthi-100 Э. Артемьева, В. Мартынова, Ю. Богданова. «Мелодия»: 1980, С10—13889-90 (СССР)
  • LP. «Картины-настроения». Электронная музыка к кинофильмам «Сибириада», «Куда уходят киты», «Лунная радуга», «Ночь рождения», «Инспектор Гулл», «Жаркое лето в Кабуле», «Охота на лис», «Сталкер», «Загадки перуанских индейцев». «Мелодия»: 1984, С10—21077-002 (СССР)
  • LP. «Ода доброму вестнику». Олимпийская кантата. «Мелодия»: 1984, С60-21277 000 (СССР)
  • LP. «Тепло Земли». Вокально-инструментальный цикл. «Мелодия»: 1985, С60-23029 000 (СССР)
  • CD. «Solaris», «The Mirror», «Stalker»: films by Andrei Tarkovsky. Torso Kino: 1989, CD 5001 (Голландия)
  • LP. «Музыкальное приношение». «Мелодия»: 1990, C60 — 30721 000 (СССР)
  • CD. «Urga»: original motion picture soundtrack a film by Nikita Mikhalkov. «Philips»: 1991, 510 608-2 (Франция)
  • CD. «Looking East — Estonia and Russia» (Eduard Artemiev «The Road to Nowhere»). Erdenklang: 1992, 29612 (Эстония)
  • CD. «The inner circle»: music from the original soundtrack music composed by Edvard Artemiev. Milan: 1992, BMG 7313835613-2 (США)
  • CD. «Burnt by the sun»: Bande originale du film «Soleil tromteur». «Auvidis traveling»: 1995, CD 5001 (Франция)
  • 2CD. «Территория любви»: Музыка из кинофильмов Никиты Михалкова. «Трите & Edart Music», «Ладь»: 1995, LDR 417038/9 (Россия)
  • CD. «Тепло Земли». Вокально-инструментальный цикл. «Musea»: 1999, FGBG 4309. AR (Франция)
  • CD. «Солярис», «Зеркало», «Сталкер»: музыка к фильмам А. Тарковского. «Electroshock Records»: 1999, ELCD 012 (Россия)
  • CD. «Barber of Sibiria»: original motion picture soundtrack a film by Nikita Mikhalkov. «Sony Classical»: 1999, SK 61802 (США)
  • CD. «ANS». Electroshock Presents: «Electroacoustic Music. Volume IV. Archive Tapes. Synthesiser ANS. 1964—1971. «Electroshock Records» 1999, ELCD011 (Россия)
  • CD. «A book of impressions by Edvard Artemiev». «Electroshock Records»: 2000, 018 (Россия)
  • CD. «Three odes»: «Ode to the Herald of good», «Phantom from Mongolia», «There & Here». «Electroshock Records»: 2002, ELCD 030 (Россия)
  • CD. Музыка к кинофильмам «Водитель для Веры», «Мама». Продюсерская фирма Игоря Толстунова. 2004 (Россия)
  • CD. «So Weit Die Fusse Tragen» («As far as my feet will carry me»). «Electroshock Records»: 2005, ELCD 045
  • CD. «Shadows of a Theater». «Electroshock Records»: 2005, ELCD 046
  • CD. «Территория любви. Музыка из кинофильмов Никиты Михалкова», коллекционное издание, посвященное юбилею Н. Михалкова, ремастированное, дополненное. «Electroshock Records»: 2005, ELCD 047/048 (2 CD)

Карьера. Период электронно-инструментальной музыки

По окончании консерватории в 1960 году Эдуард Артемьев познакомился с инженером Мурзиным, создателем одного из первых в мире музыкального синтезатора. С подачи инженера композитор занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки

Внимание Эдуарда привлек электронный синтезатор АНС с фотоэлементами, шедевральное изобретение инженера, после чего в музыке появилось новое направление «электронная музыка»

Параллельно он работал программистом в НИИ, а экспериментировал в студии Музея им. А. Скрябина в период с 1961 года по 1963 год. В тот период композитор часто писал статьи, в которых описывал преимущества электромузыки. Его заметки об электронной музыке отличаются глубоким познанием и пониманием нового музыкального направления.

В 1966 году Эдуард Артемьев начал свою профессиональную деятельность в первой созданной в СССР студии по производству электронной музыки. В этот период им было создано непревзойденное, знаменитое произведение «Мозаика», которое получило призы на многих европейских музыкальных фестивалях.

До 1970 года Артемьев работал в стиле авангарда. В этот период творчества композитора были созданы следующие произведения: 

  • одночастный концерт для альта, 
  • сюита для женского оркестра и хорового коллектива «Лубки»,
  • музыка к пантомиме «За мертвыми душами»,
  • симфоническая сюита «Хороводы»,
  • кантата «Вольные песни»,
  • оратория на стихи А. Твардовского «Я убит под Ржевом».

Более ранние электронные композиции Эдуарда создавались в момент активного изучения прибора АНС, частью они были посвящены демонстрации нереальных возможностей данного непревзойденного инструмента. Это композиции: «Этюд», «Звездный ноктюрн», «В космосе» и «Двенадцать взглядов на мир звука: Вариация в один тембр». Последняя была особенно оценена специалистами, эта уникальная композиция оставила неизгладимый отпечаток в мировой электромузыке.

Личная жизнь

Ещё во время обучения в консерватории композитор познакомился со своей будущей женой Изольдой. Парень сочинял произведения, а девушка играла его музыку на концертах кафедры. Студенты много времени проводили вдвоём. Через определённое время лучшие друзья стали супругами. Точная дата свадьбы, к сожалению, не известна.

После свадьбы Изольда работала преподавателем в консерватории имени П.И. Чайковского, а Эдуард продолжал посвящать себя музыке. В 1966 году у пары родился сын Артемий.

С сыном Артемием

Однажды с семьей Артемьевых случилось несчастье: Изольду и Артемия сбил автомобиль на автобусной остановке. После мать с сыном лежали в разных клиниках, поэтому главе семейства – Эдуарду – приходилось навещать с утра жену, а вечером сына. Ночью композитор занимался музыкой. К счастью, неприятная ситуация закончилась благополучно.

С женой Изольдой

Сын пошел по стопам отца: он тоже композитор, выбрал жанр электронной и электроакустической музыки.

У Эдуарда и Изольды 5 внуков: самому старшему – Алексею – 30 лет, Артемию – 21 год, Екатерине — 17, Данилу 10 — лет, а Филиппу всего годик.

Биография #1 Эдуард Николаевич Артемьев

Карьера: МузыкантДата рождения: 30 ноября 1937, знак зодиака стрелецМесто рождения: Новосибирск, Россия. Российская Федерация
Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Японии, Австралии. В 1990 году российская компания “Электрошок Рекордз” выпустила пластинку с произведениями композиторов, работавших в московской электронной студии на АНСе.

Эдуард Артемьев – единственный из наиболее известных и признанных отечественных композиторов современности, тот, что на протяжении всего творческого пути смело преодолевает границы жанров и стилей. Он – автор сотен камерных, симфонических и электронных произведений больших и малых форм, которые неизменно вызывают заинтересованность как у музыкальной элиты, так и у широкой публики. Эдуард Артемьев – единственный из основоположников электронного направления в отечественной музыке, и как раз он стал первым композитором, использовавшем электронную музыку в советском кино (кино “Мечте навстречу”, 1963 год). Что стало бы с отечественным кинематографом как советской, так и постсоветской поры, если бы из него неким мистическим образом испарилась музыка Эдуарда Артемьева? Более 140 фильмов лишились бы свою выразительность и законченность, как если бы с полотен живописцев убрали шикарные драпировки и изысканные фоны, благодаря которым картина предстает перед зрителем во всей своей полноте. Эдуард Артемьев не является композитором, пишущим только для кино, но его образ в истории этого искусства нереально переоценить. “Солярис”, “Раба любви”, “Сибириада”, “Курьер”, “Сибирский цирюльник” – целые киноэпохи нашли отображение в творчестве Эдуарда Артемьева. Фильмы, в которых звучит его музыка, составляют славу отечественного кинематографа. Лауреат трех Государственных премий России, обладатель премии Оскар, участник и победитель многих престижных международных конкурсов и фестивалей… В чем же секрет невероятной востребованности композитора, чья музыка не вписывается в рамки популярных направлений и не рассчитана на поверхностное восприятие? Своеобразным ключем к пониманию феномена Эдуарда Артемьева являются слова самого композитора: “Несмотря на очевидные и впечатляющие достижения и захватывающие перспективы новых технологий, главным ориентиром и объектом музыки остаeтся мужчина. К нему она обращена и в нeм черпает энергию. В этом свете наука и методика только могущественные инструменты, расширяющие наши возможности в духовном познании Божественной сущности Бытия”. Антропоцентризм, экспрессия, бережное проникновение во внутренний мир человека характерны для всей музыки Эдуарда Артемьева. Его творчество пронизано искренностью и лиричностью и в силу того что рядом и ясно каждому.

Эдуард Артемьев сейчас

Сейчас автор дает концерты в Москве и других городах России. Судя по афишам, у него плотный график. Инструментальные произведения можно послушать в Кафедральном соборе святых Павла и Петра.


7 звезд, которые не стесняются своей седины

Весной 2019 года почитатели творчества мэтра услышали его музыку в исполнении симфонического оркестра под руководством Сергея Скрипки на фестивале SOUND UP.

2019-й объявлен годом театра. В связи с этим сюита «Алтайский сказ. Полет над временем» проедет гастрольным туром по Сибири и Забайкалью, выиграв на это государственный грант. Сам автор посетил Кемеровскую область в рамках гастрольного проекта в конце августа этого же года.

На официальном сайте Артемьева можно увидеть фото и видео с выступлений, а также узнать расписание концертов и других событий.

Прочие факты

  • Композиция «О спорт — ты вечный прогресс» (1980 года) использовалась в церемониях открытия и закрытия Игр XXII Олимпиады в Москве, причем инструментальная часть оды звучала во время зажжения олимпийского огня, а вокальная была использована в качестве музыкального сопровождения к танцу девушек в древнегреческих туниках при гашении огня во время закрытия Игр.
  • В композиции Resurrection группы ППК обработанная музыкальная тема Артемьева к фильму «Сибириада» дебютировала на 3-м месте в британских чартах синглов в 2002 году. Эта же тема из композиции «Поход» («Смерть героя») была использована 7 февраля 2014 года на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи. И эта же композиция стала причиной претензии автора к Первому каналу российского телевидения из-за использования в музыкальном шоу «Голос Дети», 7 сезон .
  • Другая мелодия Артемьева — основная тема из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» — в аранжировке Игоря Матвиенко прозвучала на церемонии закрытия Олимпиады в Сочи. На церемонии закрытия также была использована музыка Артемьева из фильма «Сталкер».
  • Поэт Николай Зиновьев написал стихи на одну из музыкальных тем Артемьева к фильму «Родня» и в результате получилась песня «Полёт на дельтаплане», которая стала широко известна в исполнении Валерия Леонтьева. Зиновьев является автором также как минимум пяти песен на музыку Э. Артемьева, одну из которых («Ностальгия») исполнил Игорь Тальков.
  • Является экспертом международного экспертного совета Виртуального продюсерского центра «Record v 2.0».

Творческий путь

Постепенно увлечение Артемьева электронной музыкой стало приносить плоды. В 1963 году в музыкальном оформлении фильма «Мечте навстречу» (про любовь и путешествия в космос) не могли подыскать композитора для космической линии. Нужна была именно электронная музыка, и кто-то посоветовал режиссерам молодого Эдуарда Артемьева. За работу он получил невероятные деньги – 2500 рублей. Но, главное – его имя упомянули в титрах, а это была прямая дорога в кино.

В середине 1960-х годов появление синтезатора произвело фурор в музыкальном мире. Артемьев основал в Советском Союзе эпоху электронной музыки. А его самого как композитора кино открыл режиссер Самсон Самсонов, когда пригласил писать мелодии к фильму «Арена».

В 1967 году Эдуард познакомился со студентом режиссерского факультета ВГИК Никитой Михалковым. Артемьев написал музыку к его курсовой работе «И эти губы, и глаза зеленые…», а через три года и к дипломному фильму Михалкова «Спокойный день в конце войны». С той поры они сотрудничают и дружат уже более полувека.

Знаменитый ныне режиссер Никита Михалков говорит: «Артемьев – это часть моей жизни. Я никогда не работал с другими композиторами, кроме одной картины «Очи черные». Все остальные мои фильмы напрямую сцеплены с именем и творчеством Эдуарда. Для него музыка – это не просто ноты, он слышит ее в любом окружающем звуке: в шагах, дуновении ветра, пении птиц и даже в скрипе калитки или захлопывании крышки на кастрюле».

В 1970 году в Москве появилась пластинка с рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда» английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Артемьева эта музыка сразила наповал, настолько в ней все было неожиданно и прекрасно. Под впечатлением композиции ему тогда казалось, что вот-вот на московских улицах он встретит самого Христа. В течение года в творческой биографии Эдуарда был простой, он ничего не писал, потому что на фоне услышанной рок-оперы все свои произведения считал полной ерундой. Потом долго приходил в себя, после чего в корне поменялась стилистика его музыки. Это был самый сильный поворот в жизни композитора, который его раскрепостил

Артемьев нашел для себя что-то важное и в таком направлении остался до сегодняшнего дня

В 1972 году в гостях у художника Михаила Ромадина Эдуард познакомился с режиссером Андреем Тарковским. Когда зашел разговор об электронной музыке, Андрей заинтересовался и сказал, что ему как раз нужен необычный саундтрек для нового фильма. Правда, Тарковский выдвинул к музыке массу требований. Но долго мучаясь, Артемьеву все-таки удалось написать саундтрек. Режиссер использовал его в фильме «Солярис», так началось их длительное и плодотворное сотрудничество.


Эдуард Артемьев и Никита Михалков

Уже к середине 1970-х годов Артемьев стал признанным мастером. Без его музыки нельзя представить шедевры отечественного кино: «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского; все картины Никиты Михалкова; большинство фильмов режиссеров Абдрашитова, Самсонова, Шахназарова и Кончаловского.