Жизненная философия джордано бруно

Непокорный Бруно и смиренный Галилей

Необходимо упомянуть и о судьбе двух последователей Николая Коперника – Джордано Бруно и Галилео Галилее.

Джордано Бруно, который не только разделял учение Коперника, но и пошел значительно дальше него, провозгласив множественность миров во Вселенной, определив звезды как далекие светила, подобные Солнцу, был очень активен в пропаганде своих идей. Мало того, он покушался и на многие церковные постулаты, в том числе на непорочную природу зачатия Девы Марии. Естественно, инквизиция начала его преследование, и в 1592 году Джордано Бруно был арестован.

Джордано Бруно. Фото: www.globallookpress.com

В течение более чем шести лет инквизиторы добивались отречения от ученого, который одновременно являлся и монахом, но сломить волю Бруно не удалось. 17 февраля 1600 года ученого сожгли на площади Цветов в Риме.

В отличие от трудов Коперника, книги Джордано Бруно оставались в Индексе запрещенных книг до самого последнего его опубликования в 1948 году. Спустя 400 лет после казни Джордано Бруно католическая церковь полагает казнь ученого оправданной и отказывает ему в реабилитации.

Галилео Галилей. Фото: www.globallookpress.com

Галилео Галилей, чьи труды и открытия в астрономии необычайно велики, стойкости, подобной Джордано Бруно, не проявил. Оказавшись в руках инквизиции почти в 70-летнем возрасте, после пыток и под угрозой «разделить участь еретика Бруно», Галилей в 1633 году предпочел отречься от гелиоцентрической системы, защитником которой был на протяжении всей жизни. И, разумеется, несчастному старику, едва избежавшему аутодафе, и в голову не приходило бросать своим мучителям в лицо дерзкое «А все-таки она вертится!»

путешествие

Первый этап

В то время как он изучал богословскую доктрину, Джордано Бруно вызвал подозрения у религиозных авторитетов, так как он опасно выступал за интеллектуальную свободу, и это не было хорошо видно в то время. Он был очень вовлечен в изучение классики, как Аристотель.

Кроме того, в его комнате монастыря допускается только в качестве украшения распятие, презирающее любой другой образ. В то время было сказано, что он защищал арианство, которое установило господство Бога-Отца, тем самым отвергая Троицу.

В 1576 году в следственном суде против Джордано Бруно была начата процедура. В феврале он бежал в Рим, не дожидаясь приговора, который получит его обвинение.

Затем была найдена работа Эразма Роттердамского, запрещенная церковью, с записями, сделанными Бруно. Это заставило его снова бежать.

В те годы он путешествовал по северной Италии и начал карьеру философа..

Женева и Франция

Источники отличаются, когда поднимают ответ на вопрос о том, принял ли Джордано Бруно кальвинистскую веру, когда он был в городе Женеве с 1579 года. Один из его биографов, Д.В. Певец, однако, уверяет, что наиболее вероятным является то, что он этого не сделал.

Некоторое время Бруно работал в престижном Женевском университете. Там нолан опубликовал текст против одного из профессоров учреждения. Благодаря этому письму Бруно был отлучен от церкви. И, получив помилование, он решил покинуть Женеву и продолжить путь во Францию..

Он прибыл в Тулузу, город, в котором Бруно вернулся в класс профессором философии. В то время итальянец пытался вернуться в католицизм, но не смог получить отпущение грехов в церкви..

В 1581 году он отправился во французскую столицу, где, несмотря на споры между гугенотами и католиками, ему удалось заручиться поддержкой католиков, которые поддерживали Генриха III

Он обратил внимание суверена, который пригласил его стать частью суда и оказал ему услугу

Снова он продолжил путь образования, так как преподавал в Парижском университете. Кроме того, в то время Джордано Бруно опубликовал несколько работ.

Англия

В 1583 году Джордано Бруно переехал в город Лондон. Генрих III из Франции рекомендовал его своему послу в Англии Мишелю де Кастельно, который принял итальянца в качестве гостя. Там он часто встречался с личностями двора Изабеллы I.

В Англии Бруно подружился с Филиппом Сиднеем, а также с другими интеллектуалами, связанными с математиком и астрономом Джоном Ди..

Джордано Бруно пытался заполучить кресло в Оксфорде, но его поддержка теорий Коперника не была хорошо принята в учреждении. Тем не менее, в Лондоне Бруно публике большая часть его астрономических работ.

К 1585 году он вернулся в Париж и там высмеял одного из математиков, защищенных тем же кругом католиков, которые оказали ему помощь в его изгнании, поэтому они отозвали его помощь. Из Франции Бруно уехал в Германию, где некоторое время посвятил себя своей интеллектуальной работе.

Цитаты

Среди наиболее известных цитат Джордано Бруно стоит выделить следующие:

  • «ревность влечёт за собой порой не только смерть или внутреннее разрушение того человека, который любит, но и нередко становится причиной убийства самого этого чувства. Особенно это проявляется в том случае, если любящий человек начинает негодовать. Негодование – это детище любой любви, и только через него любовь убивает саму себя»;
  • «энтузиазм в чистом виде представляет собой любовь к миру и мечтания о прекрасном будущем, а при помощи этого чувства каждый из нас способен переворачивать и преобразовывать многие вещи внутри себя и в окружении себя. Каждый из нас получает шанс усовершенствоваться и улучшить мир»;
  • «многие говорят о том, что я своими убеждениями желаю перевернуть мир. Но неужели так плохо перевернуть уже перевёрнутый мир?»;
  • «любовь не имеет более близкого друга, чем ревность, но вместе с тем она не имеет и более близкого врага, ведь, никакое другое вещество не является более губительным для железа, как ржавчина, которая появилась однажды из негоже»;
  • «обо мне будут верно судить только там, где в науке нет безумия, в суде нет насилия, а тирания не является олицетворением справедливости».

Дело всей жизни

Надо заметить, что в своей критике Птолемееевой картины мира с Землей в центре Вселенной, Коперник был далеко не первым. Античные авторы, такие как Никита Сиракузский и Филолай, полагали, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Однако авторитет таких светил науки, как Птолемей и Аристотель, оказался выше. Окончательно же геоцентрическая система победила тогда, когда ее в основу своей картины мира положила христианская церковь.

Интересно, что труд самого Коперника был далеко неточным. Утверждая гелиоцентрическую систему мира, вращение Земли вокруг своей оси, движение планет по орбитам, он, например, полагал орбиты планет идеально круглыми, а не эллиптическими. В результате даже энтузиасты его теории бывали немало озадачены, когда при астрономических наблюдениях планеты оказывались не в том месте, которое предписывалось расчетами Коперника. А уж для критиков его трудов это и вовсе был подарок.

Как уже говорилось, Коперник счастливо избежал преследования инквизиции. Католической церкви было не до него – она вела отчаянную борьбу с Реформацией. Отдельные епископы, конечно, еще при жизни ученого обвиняли его в ереси, но до реального преследования дело не дошло.

Статья по теме

К нам летит Апофис. Столкнется ли Земля с астероидом?

Лишь в 1616 году при римском папе Павле V, католическая церковь официально запретила придерживаться и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую систему мира, поскольку такое истолкование противоречит Писанию. Парадокс, но при этом гелиоцентрической моделью, по решению теологов, по-прежнему можно было пользоваться для расчётов движения планет.

Интересно и то, что книга Коперника «О вращении небесных тел» попала в знаменитый римский Индекс запрещенных книг, некий средневековый прообраз «черного списка» запрещенных сайтов Рунета, всего на 4 года, с 1616 по 1620 года. После этого она вернулась в обращение, правда с идеологической правкой – из нее вырезали упоминания о гелиоцентрической системе мира, оставив при этом математические расчеты, лежавшие в ее обосновании.

Такое отношение к работе Коперника только подхлестнуло к ней интерес. Последователи развили и уточнили теорию великого ученого, в конце концов, утвердив ее в качестве правильной картины мира.

Место захоронения Николая Коперника стало известно лишь в 2005 году. 22 мая 2010 года останки великого учёного были торжественно перезахоронены в кафедральном соборе Фромборка.

Перезахоронение останков Коперника. Фото: www.globallookpress.com

Католическая церковь признала свою вину в отрицании правильной теории Коперника лишь в 1993 году, когда папой римским был Иоанн Павел II – земляк Коперника, поляк Кароль Войтыла.

Мировоззрение и труды

Мировоззрение Джордано Бруно удивительно сочетало в себе магические и прогрессивные научные взгляды. Он был поклонником идей Николая Кузанского и Коперника, труды которых утверждали, что Земля вращается вокруг Солнца. Ученый резко критиковал господствовавшую в 16 веке гелиоцентрическую систему устройства мира.

Бруно считал, что Солнце – просто звезда, а Вселенная безгранична. Он утверждал, что в нашей Галактике есть другие, тогда неизвестные, небесные тела. Также философ доказывал, что существует бесконечное множество миров и планет, на которых возможна жизнь.

В то же время Джордано проводил исследования на тему магии. Он выделял 9 различных форм магии. Также Бруно считал, что душа – метафизическая единица, которая может переходить из одного тела в другое.

За свою жизнь Джордано Бруно написал несколько литературных и естественнонаучных трудов. Самые значимые из них: «О естественной магии» (1588), «О бесконечности вселенной и мирах» (1584), «Искусство памяти» (1582), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых» (1591).

Памятник Джордано Бруно в Риме на Кампо деи Фиори, месте где его казнили

До 1948 года произведения Бруно находились в Индексе запрещенных книг. Спустя 300 лет после его смерти, 9 июня 1889 года, на месте казни – площади Цветов – был открыт памятник итальянскому философу – ученому, опередившего свое время на несколько столетий.

comments powered by HyperComments

Смерть от инквизиции

Вернувшись на родину и приняв предложение обучить одного из представителей знати искусству хорошей памяти, Джордано попадает в руки инквизиции. Его арестовывают по доносу ученика, заявившего о богохульстве идей учителя и в течение шести лет держат в тюрьме Ватикана.

Отказавшись признать свои идеи неверными, Джордано Бруно был сожжен инквизиторами на костре. Философа признали еретиком, лишили сана и привели наказание в исполнение.

Биографы считают смерть мыслителя результатом крайней опасности вольнодумных учений Бруно.

Мифы и увлекательные факты

Вокруг персоны Джордано Бруно ходит немало мифов. И на самом деле, были увлекательные данные в жизни Бруно. Когда Джордано жил при монастыре , брат Джордано высказывал свои собственные сомнения в том, что Иисуса родила Дева Мария. Святые отцы от таких заявлений приходили в ужас. Данная ситуация была упомянута инквизицией в период судебного процесса. Еще одним увлекательным фактом считается то, что Джордано Бруно заявлял, что Иисус маг и его гибель была случайной. Третьим интересным обстоятельством является то, что спустя многие столетия светское общество оправдало философа. Также был снят фильм с одноименным названием, и в чем Бруно был назван кратер на Луне.

Труды Джордано Бруно: • «Изгнание торжествующего зверя» • «О героическом энтузиазме» • «Философские диалоги» • «О бесконечности, вселенной и мирах» • «О связях как таковых» • «Эльф – чужое имя» • «Неаполитанская улица»

В собсвенных философских работах Бруно сочетал: натурфилософия, неоплатонизм, идеалогия пифагорейцев и античных материалистов. Бруно в своей биографии подразумевал, что Галактика безгранична, в ней имеется большое число подобных Солнцу тел, а в нашей Солнечной системе есть неизвестные пока планеты.

завод

— Ars memoriae

— Из Умбрии Идеарум

— Cantus Circaeus

— Компендиосная архитектура

— Candelaio или Candelajo комедия

— Арс напоминание Тригинта Сигилли

— Explicatio triginta sigillorum

— Sigillus sigillorum

— Ценери ужин

— Причины, принцип и т. Д.

— Из вселенной l’infinito et Mondi

— Spaccio of the Beast Trionfante

— Кавалло Пегасео — Асино Чилленико

— От Гли герои Фурори

— Figuratio Aristotelici Physiciauditus

1586

— Диалог дуэта Фабрики Мордентис Салернитани

— Идиотские триумфаторы

— Сомни толкования с Инсомниуном.

— Centun et viginti articuli denatura et world перипатетические противоречия

— Animadversiones около Lampaden Lullianan

— Lampas triginta statuarum

— Lulliana комбинаторный делампад

— De progresu et lampade venatoria logicorum

1588

— Oratio valedictoria

— Camoeracensis Acrotismus

— De specierum scrutinio

— Articuli centum et sexaginta adversus huius tempestatis mathematicos atque Philosophos

— Из барвинка в жанре

1591

— Триплики минимо и менсура

— Номера и цифры монады

— Innumerabilibus, Immenso, и Infigurabili

— Из воображения, синьорум и идеарум композиции

Дата неизвестна

— Libri Physicorum Aristotelis объяснение

— Магия — Тезисы Максиа

— Математическая магия

— De rerum принципи и элементы и причины

— Луллианская Медицина

Цикличность и завершенность природы в учении Бруно

Философия цикличности и завершенности природы, в учениях мыслителя отличалась от однобоких толкований данного вопроса остальных деятелей эпохи Возрождения целостностью изложения. Концепция мыслителя заключается в следующем: каждая материя обладает универсальным разумом, который уже определил свое место. Он классифицировался, подчинил себе видоизменение, динамику материи. Это объясняет природную логичность, законченность. По этому принципу каждая частица совершает личный цикл существования, после чего опять становится материей.

Литератор предположил существующий физический кругооборот вещей в природе, который на тот момент узколобой инквизиции казался ересью. Гибель ученого не предотвратила развитие научного общества, потому что произведения мудреца все равно дошли до читателей.

Возвращение в Европу

В октябре 1586 года, вернувшись в Париж, философ издает курс лекций по «Физике» Аристотеля, а с середины 1586 года его скитания по Европе продолжаются. В некоторых городах философа встречает холодный прием, в других — относительно благоприятный, но конец всегда один — угрозы, преследования, запрет на участие в диспутах и чтение лекций.

За несколько лет в Германии Джордано жил и работал (или пытался найти работу) в таких городах как:

  • Майнц;
  • Висбаден;
  • Марбург;
  • Виттенберг;
  • Франкфурт-на-Майне.

В 1588 году Бруно приезжает в Прагу, где пишет литературные сочинения на тему магии, но уже через год снова пытается продолжить свою деятельность в Германии и опять неудачно. В 1591 году Джордано возвращается в Италию.

70 тысяч произведений искусства, которые просто не имеют ценности

А все дело в том, что эти шедевры настолько уникальны, что их утрата может нанести непоправимый урон культурному достоянию человечества. Например, Сикстинская капелла в Ватикане содержит одно из самых ценных и известных произведений искусства на легендарном потолке, кропотливо и мастерски написанном Микеланджело в течение четырех лет, начиная с 1508 года. Но а в Апостольском архиве (секретная комната в Ватикане) имеется 70 тысяч бережно сохраненных произведений искусства. Как некоторые книги и рукописи, только Папа имеет право просматривать или использовать по своему усмотрению эти шедевры. Остальным же лишь приходится представлять, какие виды вдохновляющего искусства скрыты в секретных комнатах.

Об этих сокровищах можно лишь рассказывать, так как редко кто может увидеть эти чудеса ювелирного искусства воочию. Многие века королевские и могущественные династии спешили заручиться поддержкой Папы, принося ему в дар самые изысканные драгоценности. Португальская королевская семья подарила перстень с уникальным красным бриллиантом, доставленный из Индии. Где-то хранятся фигуры святых апостолов, которых тонко вырезали из слоновой кости и украсили одеждой из золота и крупных бриллиантов. Лазурит и бирюза – камни, для религиозных людей символизирующие чистоту небес – также стали основой для изготовления огромного количества уникальных вещей.

Ну а гранат, рубин и шпинель как символ мучений и крови христианских мучеников украшают не одну сотню работ самых талантливых ювелиров. Примечательно, что каждый новый Папа заказывает себе особенный перстень-печатку, который совершенно невозможно носить на пальцах. Его делают из бронзы с позолотой и украшают горным хрусталем. Миссия этого массивного украшения – это личная печать главы церкви. После смерти Папы хрусталь с вырезанным на нем именным орнаментом разбивается.

Смерть

Вернувшись из странствий по Европе обратно в Италию, Джордано Бруно тут же попал в руки инквизиции. По мнению ряда биографов, философ мог бы избежать смертного приговора, если бы не его выступления против монастырских прибылей и имений и не требования об их конфискации. Другие исследователи считают, что высказывания мыслителя о множественности миров и бесконечности Вселенной стали основной причиной, вызвавшей гнев инквизиции.

Суд над Джордано Бруно

Но ведь и теории Галилея явно противоречили церковным доктринам, почему же к нему инквизиция отнеслась гораздо мягче и терпимей? По мнению исследователей, ответ на этот вопрос кроется в методах, которыми пользовались мыслители. Галилео был классическим ученым, использовавшим математический инструментарий в разработке теорий. А Джордано, скорее, мистик, мыслитель, применявший вместо научных методов магию там, где не хватало аргументов.

Ряд биографов говорит о том, что казнь Джордано Бруно стала результатом не столько борьбы с наукой и просвещением, сколько борьбы за власть. Бруно был невероятно убедителен в своих учениях, а основные идеи его заключались в отвержении религии как таковой, что было довольно опасным вольнодумием в эпоху средневековья. Арестовали Бруно после доноса некоего Мочениго, обвинившего философа в ереси. Судебный процесс длился шесть лет, которые философ провел в заточении в римской тюрьме.

Смерть Джордано Бруно

Ряд исследователей считает, что инквизиция дала возможность бывшему священнику отречься от ереси и остаться в живых, но тот отказался. Текст приговора, который вынесла инквизиция в отношении еретика Джордано, был утерян, известно лишь, что вина заключалась вовсе не в научных теориях, а в богохульстве бывшего служителя церкви. Именно угроза церковной власти стала основной причиной казни непокорного и упрямого философа.

О Вселенной

Джордано Бруно выступает в защиту учения Коперника в Оксфордском университете (барельеф на памятнике в Риме).

В своей концепции Вселенной Джордано Бруно не ограничивается выступлениями в защиту учения Коперника о гелиоцентрической системе, считая, что эта теория интересна не только с математической точки зрения, а прежде всего завораживает своим метафизическим и мистическим смыслом. Если Коперник на гелиоцентрическую систему смотрит глазами астронома и математика, то для Бруно она является только одним «иероглифом» среди многочисленных священных знаков, отражающих Божественные Мистерии Вселенной. Воображение Бруно рисует те дали, существование которых с математической точки зрения подтверждает, причем не полностью, только наука ХХ века. О нашей Солнечной системе он образно говорит как о маленьком атоме, развивающемся и продвигающемся среди бесконечного числа ему подобных, внутри великого живого организма – нашей Вселенной, не имеющей ни начала, ни конца. Наша Вселенная бесконечна. Она состоит не только из клеток – галактик, но также из множества параллельных миров, постоянно трансформирующихся; в них проявляется бесконечное количество форм жизни и принципов эволюции.

«Да, да, земля с своими обитателями вращается и движется в пространстве, миры бесчисленны, вселенная безгранична. Жизнь воплощается всюду в формах. Всюду жизнь и всюду она творит живые существа. Эта всемирная, вездесущая, бесконечная жизнь есть Вселенское Существо, которое люди называют Богом. Всюду населенные миры, всюду живые существа, жизнь может лишь дезинтегрировать тело, она не может разрушить жизнь. Тело ценно постольку, поскольку оно является орудием для божественной жизни, для жизни благородной, любящей, героической, достойной стать частью всемирной, Божественной Жизни. Истинные бедствия в жизни – это страх, ложь и низость. Бесчестие хуже смерти, ибо оно позорит жизнь, тогда как смерть разрушает форму».

Наука

Джордано Бруно писал философские трактаты, выступал на диспутах, читал лекции, но везде в итоге его вынуждали прекратить пропагандировать свои идеи. Сановник, который позднее участвовал в вынесении смертного приговора мыслителю, писал о том, что Джордано – это выдающийся ум, философ незаурядных знаний и начитанности.

Бруно решительно выступал против католической церкви и вообще против любой существующей на тот момент религии, называя их наиболее серьезным препятствием, которое предстоит преодолеть науке на пути своего развития. В 1584 году вышла в свет его работа «О бесконечности, вселенной и мирах».

Страница из рукописи Джордано Бруно

Эту его работу иногда рассматривают как основу современного материалистического природоведения, включая учение о материальном единстве мира и пространственной и временной бесконечности Вселенной.

В тот же период вышла работа «Пир на пепле», состоящая из пяти диалогов, посвященных пропаганде астрономических теорий Коперника. Наряду с ними автор высказывает свои идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров. В этой работе впервые проявляется та вера в себя как сверхчеловека, мессию, которую часто приписывают философу современные исследователи.

https://youtube.com/watch?v=uXO4_KlBCq8

Продвигая идеи Коперника о вращении Земли и других планет по орбитам вокруг Солнца, Бруно не достиг успеха даже у просвещенных умов вроде Бэкона и Шекспира. Разочаровавшись в государствах центральной Европы, Бруно отправился в Прагу. Там вышли в свет еще несколько книг, посвященных магии.

В целом, философия Бруно основывалась на неоплатонизме – он полагал, что есть некое единое начало, давшее продолжение всему во Вселенной. Но не только первоначало называл мыслитель богом, а и природу, и даже человека – этого-то церковь стерпеть и не смогла.

Выступление Джордано Бруно

Сегодня исследователи утверждают, что существенного научного значения идеи Бруно не имели, поскольку лишь продолжали учение Коперника, расширяя его, но не подтверждая доказательной базой. Все основные идеи и открытия Джордано лежали в плоскости мистики или психологии, а вовсе не астрономии.

Однако полностью отрицать значение открытий Бруно для современной науки неверно: философ первым выдвинул гипотезу о движении континентов, наличии далеких планет, невидимых человеку и т.д.

Натурфилософия Джордано Бруно

Джордано Бруно развивал идеи пантеизма, отождествляя Бога и природу. В этом учении Бог не трансцендентен миру (т.е. не находится за его пределами), как в христианской философии, а наоборот, пронизывает всю природу, находится везде и во всем. Сама природа полагается божественной и одухотворенной. «Природа есть Бог в вещах». Бог как единство содержит в себе все вещи и пребывает во Вселенной в целом и во всех ее частях.

В учении Джордано Бруно первоисточником всего существующего в мире является материя, которая «все производит из собственного лона». Материя не противопоставляется формам (в аристотелевском понимании), а как бы содержит их в себе. Она есть «божественное бытие в вещах», т.е. активное, творческое, порождающее начало природы.

С другой стороны, материальная природа и все в ней является живым и одушевленным. Духовным началом всего существующего у Бруно выступает Мировая душа, которая практически подменяет понятие Бога. Она предстает как всеобщий разум, объединяющий все многообразие вещей в единое гармоничное целое. Мировая душа является внутренней движущей силой природы и каждой вещи в отдельности. Таким образом, принцип самодвижения содержится в самой природе

Важно понимать, что материя и душа согласно учению Бруно не существуют отдельно друг от друга. Они (и все противоположности вообще) совпадают в одной единой бесконечной субстанции

Эта субстанция есть высшее единство, причина и основание всего существующего, которое воплощено в бесконечном многообразии конечных вещей Вселенной.

В конечном итоге, природа у Джордано Бруно – это единая, бесконечная, неподвижная (т.е. не имеет вне себя ничего, к чему она могла бы переместиться) Вселенная, которая является единственным, несотворенным, самостоятельным бытием, сверх которого ничего не существует. Творческая мощь и причина движения принадлежат самой природе.

Из биографии

Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. Джордано – имя, полученное им в монашестве, в монастырь он поступил в возрасте 15 лет. В связи с некоторыми разногласиями о сущности веры он бежал в Рим и далее на север Италии, не дожидаясь расследования его деятельности начальством. Скитаясь по Европе, он зарабатывал себе на хлеб преподаванием. Однажды на его лекции во Франции присутствовал король Генрих III Французский, который был поражен всесторонне образованным юношей и пригласил его ко двору, где и прожил Бруно несколько спокойных лет, занимаясь самообразованием. Затем он дал ему рекомендательное письмо в Англию, где он жил сначала в Лондоне, а потом в Оксфорде.

Исходя из положений пантеизма, Джордано Бруно легко было принять учение Николая Коперника.

В 1584 г. он издает свой главный труд «О бесконечности вселенной и мирах». Он убежден в истинности идей Коперника и старается убедить в этом всех: Солнце, а не Земля, находится в центре планетарной системы. Это было до того, как Галилей обобщил доктрину Коперника. В Англии ему так и не удалось распространить простую систему Коперника: ни Шекспир, ни Бэкон не поддались его убеждениям, но твёрдо следовали аристотелевской системе, считая Солнце одной из планет, вращающейся подобно остальным, вокруг Земли. Только Уильям Гилберт, врач и физик, принял за истину систему Коперника и опытным путём пришёл к выводу, что Земля является огромным магнитом. Он определил, что Земля управляется силами магнетизма при движении.

За его убеждения Джордано Бруно изгоняли отовсюду: сначала ему запретили читать лекции в Англии, затем во Франции и Германии.

В 1591 г. Бруно по приглашению молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго переехал в Венецию. Но вскоре их отношения испортились, и Мочениго стал писать доносы инквизитору на Бруно (инквизиция расследовала еретические взгляды). Через некоторое время в соответствии с этими доносами Джордано Бруно был арестован и посажен в тюрьму. Но обвинения его в ереси были настолько велики, что его отправили из Венеции в Рим, где он провел в заключении 6 лет, но в своих взглядах не раскаялся. В 1600 г. папа римский передал Бруно в руки светской власти. 9 февраля 1600 г. инквизиционный трибунал признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана и отлучён от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «самому милосердному наказанию и без пролития крови», что означало требование сжечь живым.

«Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю, — сказал на суде Бруно и несколько раз повторил, — сжечь — не значит опровергнуть!»

17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов. Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай».

В 1603 г. все произведения Джордано Бруно были занесеныв католический Индекс запрещённых книг и были в нём до его последнего издания 1948 года.

9 июня 1889 г. в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Цветов, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни. Статуя изображает Бруно во весь рост. Внизу на постаменте надпись: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр».