Первобытный человек и первобытное общество

Древние люди рисунки. О чем говорят наскальные рисунки

Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.

Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.

Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями

Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности

Чаще всего изображали животных : оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.

Рацион первобытного человека

Питание охотников-собирателей было разнообразным по тем временам. С весны и до глубокой осени человек питался кореньями, ягодами, семенами и орехами, – всем тем, что мог найти и собрать. Летом в изобилии можно было найти дикие злаки, бобы, горох, огурцы, тыкву. Не сложно было обнаружить финики, виноград, фигу, клюкву и чернику в отдельных регионах. Осенью природа давала человеку разнообразные орехи – кедровые орешки, миндаль, желуди. Все это добро можно было хранить в земле, а зимой высушенные фрукты и ягоды тоже шли в пищу. Душистая трава и мед диких пчел были чем-то вроде десерта.

В рационе преобладала растительная пища, однако, когда ее становилось мало, человек использовал насекомых, гусениц, жуков, яйца птиц.

По зубам неандертальца, жившего 60 тыс. лет назад, ученые выявили, что в его рационе почти не было сладкого, так как гнилых зубов не обнаружено вовсе, однако некоторые зубы были сточены. Это объясняется тем, что человеку приходилось есть зерно прямо в твердой оболочке.

Костяной гарпун позволял ловить рыбу.

Возле морских побережий процветала рыбная ловля. В ход шли моллюски, ракообразные, крабы, трубачи. Охота велась на морских птиц и тюленей. Рыбу ловили с помощью костяных гарпунов, крючков и сетей.

Первобытное общество от зарождения до эпохи энеолита

Первый период в истории развития человечества (около 2, 5 млн. лет назад) связан с началом применения орудий труда из камня. Этот период получил название «палеолит», что с древнегреческого переводится как «древний камень». Палеолит занимает порядка 99% всего времени существования на земле человечества, он совпадает плиоценом и плейстоценом — двумя геологическими эпохами кайнозоя. Палеолит условно разделяют на нижний и верхний (используется также понятие «средний палеолит»). 

Климат тех времен существенно отличался от современного, другим был растительный и животный мир земли. Культура первобытного общества эпохи палеолита проста, даже примитивна.

Люди нижнего палеолита (архантропы) жили небольшими сообществами, использовали каменные орудия, которые еще не научились шлифовать. Они умели изготавливать орудия из кости и кожи животных, древесины, частей растений. Занимались собирательством, охотой. Строили примитивные жилища из природного материала, изготавливали одежду из шкур убитых животных.

К эпохе среднего палеолита относятся найденные каменные орудия с деревянными наконечниками, копья, гарпуны, луки, стрелы с каменными наконечниками. Человеческие сообщества становятся более многочисленными, поскольку для охоты на крупных животных требовалось большое число охотников. 

Появляются наскальные изображения, изображения женщины, названые Венерами, украшения, а также, первые признаки религиозного культа — ритуалы и погребения.

Фото: socialistworker.co.uk

Современный тип человека (Homo sapiens) появляется в эпоху позднего палеолита. Шло быстрое распространение Homo sapiens, к началу верхнего палеолита этот тип людей совершенно вытеснил неандертальцев, став единственным видом на нашей планете. Сообщества Homo sapiens создали множество материальных культур, отдельные культуры условно соответствуют различным этническим группам людей.

Хотя культура первобытного общества считается до крайности примитивной, эпоха палеолита таит множество загадок. Найденные археологами твердые камни позднего палеолита обработаны настолько тонко, что современные люди, вооруженные инновационными технологиями, не могут их воспроизвести.

Эпоху палеолита сменил мезолит — средний каменный век (12-10 тысяч лет до. н. э). Особенно полно описана и изучена культура первобытного общества Западной Азии. Отступил ледник, климат на земле потеплел, вымерли крупные животные на которых первобытный человек привык охотиться. Идет дробление крупных родовых сообществ, продолжается обособление семьи, начинается возникновение племен. Усложняется охота, совершенствуются формы собирательства. Широко распространяется рыболовство, появляются первые лодки. Люди эпохи мезолита начинают собирать дикорастущую пшеницу, ячмень, выращивать злаки, зарождается земледелие. Приручена собака, одомашнены некоторые животные. Продолжается совершенствование орудий труда, широко используется лук со стрелами, появляются макролиты — предшественники топора.

Фото: libcom.org

Изменяются нормы первобытного общества. Археологи фиксируют усложнение религиозных и погребальных обрядов.

Мезолит сменился новым каменным веком — неолитом — 10-4 тысячи лет до н. э. Появилась керамика, усилилось многообразие общественных форм жизни, способов ведения хозяйства и норм первобытного общества. Возникают крупные укрепленные поселения — городища. Археологи находят остатки валов, стен, защитных рвов. Появляются деревянные, каменные и глинобитные постройки. Помимо собирательства, рыболовства, охоты, развивается ткачество. Люди живут небольшими родовыми общинами, продолжается обособление семьи, начинается товарообмен. Главные орудия труда — мотыга, жатвенный нож, топор и тесло. Появляется керамическая посуда (миски, горшки, кувшины, корчаги), которая предназначается для бытовых и ритуальных нужд, посуду декорируют орнаментом.

Появление керамической посуды ускорило и изменило процесс приготовления пищи и хранения продуктов. Появляется тарная керамическая посуда для хранения продовольственных запасов, в том, числе, излишков, которые становятся предметом товарообмена. Первобытное общество перестает быть однородным. Внутри поселений археологи находят интрамуральные погребения, а за их пределами — некрополи. Люди эпохи неолита верили в загробную жизнь. Культура первобытного общества эпохи неолита изучается и в наши дни.

Кроманьонец

Представителей данного вида именуют как «человек современный». Современный человек, особенно представители европеоидных рас, считается полностью идентичным поздним кроманьонцам.

Найденные останки кроманьонцев говорят нам о том, что представители раннего вида были ростом как высокий современный человек (около 187 сантиметров) и имели большую черепную коробку.

Кроманьонцы уже умели выражать свои мысли характерными звуками, что связывают с появлением речи. Они все делились на охотников и собирателей, при этом каждый использовал каменные орудия труда.

Более поздние представители кроманьонцев уже умело пользовались огнём, строили примитивные печи, в которых обжигали гончарные изделия. Учёные также предполагают, что они в данных целях могли использовать уголь.

Достаточно далеко они продвинулись и в создании одежды, которая как укрывала их от укусов диких животных, так и помогала сохранять тепло в холодные времена года.

Черта, которая отличает данный вид среди всех ранних человекообразных обезьян, — появление такого понятия, как искусство. Кроманьонцы жили в пещерах и оставляли в них различные рисунки животных или каких-то жизненных событий.

За счёт того что количество различных видов деятельности начало стремительно расти, всё больше отличий появлялось между руками и ногами. К примеру, всё больше развился большой палец на руке, которым кроманьонцам удавалось так же легко держать тяжёлые орудия труда, как и небольшие предметы.

Библейская антропология

Основная статья: Антропология

Креационисткий антропогенез (то есть происхождение человека) базируется на следующем положении Библии:

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их

В Библии можно прочитать, что первый человек — Адам, изначально был создан разумным и совершенным. Первое поколение людей было способным к производству орудий труда для ремесла и сельского хозяйства, строительства, могло добывать огонь. Человек интересовался музыкой, обладал способностью создания музыкальных инструментов (см. 4 главу книги Бытие).

Таким образом, согласно Библии, первые люди были идентичны современному человеку и в культурном-трудовом смысле.
В рамках креационной антропологии человечество рассматривается как особое творение Бога, наделеное от Него достоинством, честью, властью и ответственностью.

В 6 главе книги Бытие повествуется о цивилизации людей, живших до Потопа, состоявшей из верующих и неверующих людей:

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,

тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Примечательным в приведённом отрывке является:

  • информация о том, что до Великого Потопа, времён Ноя на земле, жили люди-гиганты. Есть мнение, что речь идет о людях примерно в 1,5-2 раза крупнее современного человека, возможно, это подтверждается неоднократными находками 3-метровых скелетов древних людей
  • именно Бог определил, что возраст человек более не будет достигать многих сотен лет (до этого момента, люди жили гораздо дольше).

Замечание: В тексте Библии неоднократно встречается название верующих людей, как «cыны Божьи». Можно легко найти примеры того, что Богу, неприятно, когда верующий человек сочетается браком с неверующим, отвергающим Бога. Существует мнение о том, что речь в указанном выше тексте идёт о потомках людей и падших ангелов, но, судя по другим местам библейского текста, ангелы, как существа духовной природы, не могут обладать репродуктивной функцией.

Жизнь первобытных людей для детей.

«Жизнь первобытных людей первобытных, людей»

Цель: обобщить знания детей о жизни первобытных людей.

Развивать интерес к историческому прошлому человека.

Задачи:

Образовательные

— Формировать представление детей, о внешним облике и бытом

первобытного человека; с важными достижениями первобытного человека:

овладением речью, умением добывать огонь, изготавливать одежду,

животных, рисовать наскальной живописью — познакомить детей с

элементами профессиональной деятельности палеонтолога через

практическую деятельность;

— формировать умение детей работать по операционной карте, создавать

орудия труда, шить одежду, создавать фигуру животного фигуру животного

по частям из разной по фактуре бумаги, передавая особенности внешнего

вида и выразительность образа;

Развивающие:

— закреплять навыки коллективной работы: умение распределять

обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг

другу, радоваться результатам коллективного труда;

-Закреплять умения работать с разной фактурой материала (мех, дерево,

косточки, ракушки, бусы)

-Развитие мелкой моторики.

Закрепить знания детей с элементами профессиональной деятельности

палеонтолога через практическую деятельность;

Воспитательные:

— воспитывать интерес к историческому прошлому планеты, желание ее

беречь и охранять. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение, умение

договариваться, оказывать помощь друг другу

Предварительная работа: — рассматривание иллюстраций и чтение книг по

данной теме;- беседы о профессии палеонтолога, археолога- просмотр

документального фильма о возникновении жизни на Земле;- игры с макетом

«Древний мир»;- занятие «Путешествие в прошлое человека»;-

рассматривание энциклопедических книг соответствующей тематики;-

изготовление плоскостных и объемных животных разными способами;

Оздоровительные задачи . Снятие мышечного и нервного напряжения.

Рассказ о жизни древних предков людей. Жизнь первобытных людей

Первобытные собиратели и охотники

2) Впишите недостающие слова.

Ответ: Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? лоб?) грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая челюсть без подбородка, уходящий на лоб. Главным отличием древнейших людей от животных было, что они умели делать орудия труда. Древнейшими орудиями труда были камни, палка-копалка, дубина, рубило. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательством и охотой.

3) Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

а) Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.

б) Закрасьте предполагаемую область прародины человека.

в) Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.

Ответ:

4) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника (с. 6). Перед Вами африка более двух миллионов лет назад: стаи каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержатся ответы на эти вопросы. Найдите эти ответы.

Ответ: Они далёкие предки человека. Одни добывают пищу, а другие собирают камни. Изготавливают орудия. И осматривают окрестности.

5) Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя. Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?

Ответ: Над его пещерой. Я думаю это — медведь. Они напали на него. Чтобы согреться с помощью его шкуры и подкрепиться его мясом.

6) Впишите недостающие слова.

Ответ: Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным». Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения орудий труда, копьём, острым наконечником, гарпун.

7) Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.

Ответ: Вот начало рассказа: «Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов….» Предположите, куда и зачем. На колья которые закопали в яме или на небольшой обрыв, это называют ловушкой

+ Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.

Ответ: Для того чтобы они бежали к ловушке

+ 2) Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисункам, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

Ответ: Я думаю он провалился в ловушку — да, она была опасна тем, что огнем можно было обжечься или тоже упасть в ловушку. Чтобы сделать из шерсти вещи и подкрепиться мясом мамонта.

8) Ответьте на вопросы.

а) Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

Ответ: Потому что в них были родственники. И они помогали своим сородичам во всем и везде.

+ б) Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество

Ответ: В общинах были только родные и сородичи. Было общее: дом, очаг, пещера, орудия и т.д.

+ в) Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

Ответ: Я думаю тем, что «древние люди» считали женщин хранительницами очага, они их уважали и любили.

9) Выполните задания и ответьте на вопрос. Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое — для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?

Ответ:

а) Копье — для охоты на зверей

б) Гарпун — для охоты на рыбу и урожай

10) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника «Первобытный похоронный обряд». О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?

Ответ: Я думаю первобытные люди считали что: его вещи понадобятся ему в другом мире, а ожерелье для того чтобы другие знали, что он убил медведя. Его уложили потому что они думали что он спит.

11) Найдите ошибки

Ответ: Тем что они ели хлеб, что вожак умел говорить, что есть динозавр.

Способы добывания огня неандертальцами

Их всего пять, а именно:

1. Огневой плуг. Это достаточно быстрый способ, однако требует существенных физических усилий. Суть – сильным нажатием на деревянную палочку водят по дощечке. Итог – стружки, древесный порошок, который по причине трения дерева о дерево нагревается и тлеет. В этот момент его объединяют с быстровоспламеняющимся трутом, затем раздувают огонь.

2. Огневое сверло. Самый распространенный способ. Огневое сверло представляет собой деревянную палочку, которой сверлят находящуюся на земле другую палочку (деревянную дощечку). В итоге в ямке возникает тлеющий (дымящийся) порошок. Далее, он высыпается на трут, а затем раздувается пламя. Неандертальцы сначала вращали сверло между ладонями, а позднее сверло (верхним концом) упирали в дерево, охватывали ремнем и тянули поочередно за каждый конец ремня, вращая его.

3. Огневой насос. Это достаточно современный, но малораспространенный способ.

4. Огневая пила. Похож на первый способ, однако отличие в том, что деревянную дощечку пилят (скоблят) поперек волокон, а не вдоль их. Результат тот же.

5. Высекание огня. Делать это можно посредством удара одного камня о другой. В итоге образуются искры, которые попадают на трут, впоследствии воспламеняя его.

Развитие головного мозга

Основная статья: Головной мозг человека

Одним из главных критерием эволюции, а значит, различий между современным человеком Homo sapiens (Человек разумный) и его обезьяноподобных предков, считается объём головного мозга, который якобы возрастал на несколько сотен грамм от предка к предку и обуславливал интеллектуальное развитие.

Однако, это совершенно ошибочное положение, так как объём мозга разных людей, живущих в одно и то же время, весьма различен. Например, у современного человека, границы массы в пределах от 1000 грамм, до 2000. Разница в объеме головного мозга связана как с полом, так и с индивидуальными различиями: длиной и массой тела, особенностями телосложения.

Стоит отметить, что масса мозга никак не влияет на интеллектуальные возможности человека-обладателя.

Всем известно, что решающим является не столько объём/вес мозга, сколько количество извилин (то есть площадь коры головного мозга).

Люди, жившие 2 000 лет назад, обладали таким же мозгом по размеру и строению, как и среднестатистический человек XXI века. Несмотря на очевидную разницу в уровне развития науки, культуры и техники, потенциальные интеллектуальные возможности мозга человека остались на том же уровне.


Художественное «восстановление небрасского человека» выполнено по зубу

Спасение Звездного Брата

После того как Розуэлльский инцидент получил широкую огласку, в СМИ (в основном — в американских) начали появляться публикации о встречах и беседах людей с инопланетянами, в ходе которых космические пришельцы сообщали, как их предки участвовали в создании и формировании нашего народонаселения.

Согласно публикации в сентябрьском номере американского журнала Раге за 1996 год, одна из таких встреч произошла всего спустя месяц с лишним после Розуэлльского инцидента, и опять в штате Нью-Мексико.

Вечером 13 августа 1947 года шестеро молодых потомков индейцев племени апачей остановились на ночевку в пустынной местности упомянутого штата. Они готовили ужин, когда послышался сильный гул, затем грохот, и земля дрогнула, как при землетрясении. Отправившись на разведку, индейцы обнаружили невдалеке врезавшийся в землю искореженный металлический объект, внутри которого находилось странное существо маленького роста. Оно было сильно покалечено, но подавало признаки жизни. Индейцы решили попытаться спасти своего найденыша.

Им удалось выходить Звездного Брата, как они стали называть его между собой. Поправившись, Брат (его настоящее имя звучало как Бек Ти) с помощью кристалла, передающего информацию в виде изображений, поведал молодым людям совершенно невероятную историю Земли и человечества.

Оказывается, инопланетяне появились на нашей планете еще в те времена, когда она была безжизненной каменной глыбой, и в течение всего периода эволюции постоянно вмешивались в ее ход. В одних случаях их вмешательство оказывалось благотворным, в других — нет. Когда на Земле появились люди, пришельцы направляли развитие человечества, но при этом нередко заводили его в тупик. Они стали нашими богами… и нашими дьяволами. Но они всегда были здесь.

Древний человек, как называется. Как называли первого древнего человека?

Людей всегда интересовал вопрос о том, как появился первый древний человек, что он делал, что кушал, где жил, что любил или чего боялся. Ученые-археологи — это те же дети, которые выросли, но не забыли о своих вопросах, поэтому они и занялись исследованием того, как появился первый древний человек, чем он занимался.

«Бэби из Таунга» профессора Раймонда Дарта

Как оказалось, первый наш далекий предок — австралопитек, живший около пяти-двух миллионов лет тому назад. Первые следы его существования нашли не в Австралии, как можно подумать из названия, а в Южной Африке

Важное открытие в 1924 году сделал профессор Раймонд Дарт , который в процессе раскопок в Таунге нашел маленький череп. Он сразу подумал, что это — череп детеныша человекообразной обезьяны, но, когда внимательнее исследовал свою находку, с удивлением отметил, что она принадлежала не обезьяне, а древнему ребенку лет шести

Так как находка была очень похожа на обезьяний череп, то профессор придумал и дал такое название первому древнему человеку: южная африканская обезьяна. Это, в переводе, как раз и звучит, как африканский австралопитек . Профессор стал ласково называть свое открытие «Бэби из Таунга».

Находки семейства Лики

С 1935 года исследованием останков первого древнего человека занялась семья британского археолога Лики. Благодаря находкам знаменитой семьи знания людей о первом древнем человеке существенно пополнились.

Лики (Leakey), семья палеоантропологов и писателей, сыгравших ключевую роль в поисках останков древнейшего человека в Восточной Африке. Фото: apxeo.info

Австралопитеки мало чем отличались от обезьяны, но разница между ними, все-таки, была. Они ходили на двух ногах, хотя и сильно горбились при этом, руки их висели гораздо ниже коленей. Походка была довольно неуклюжей, а ноги при ходьбе были полусогнутыми, поэтому передвигались не так уже и уверенно. При каждом удобном случае древние люди опускались на все четыре конечности, и гораздо более ловкими они становились на деревьях, где и проводили большую часть своего времени.

Ученые выяснили, что австралопитеки обитали в местности между тропическим лесом и саванной, поэтому прямохождение помогало им преодолевать открытые пространства. Роста наши предки были небольшого — до 140 см, весили около 30-40 кг. Размер мозга – от 500 куб.см.

Homo habilis – предок Homo sapiens

Семейство Лики позже нашло останки древнего человека с объёмом мозга уже в 680 куб.см и решило дать ему название «человек умелый» или «Homo habilis». Вот так, с 1964 года, появилось первое официальное научное «имя» древнего человека, от которого, в процессе эволюции, и произошел всем известный Homo sapiens , или человек разумный.

Как люди научились говорить?

Древние люди начали издавать звуки с целью общения очень давно, однако первые полноценные языки начали формироваться примерно 150-350 тысяч лет назад. Существует две правдоподобные теории о том, как это происходило.

Формирование на основе жестов

Как я и упоминал выше, на первых порах люди общались при помощи жестов. Они могли указывать пальцем на предметы или изображать какие-либо действия, издавая при этом разные звуки. Со временем определенные голосовые сигналы начали прочно ассоциироваться с тем, о чем хочет сообщить человек. Скорее всего, именно так и были придуманы первые слова, которые впоследствии стали сложнее по структуре и нести больше смысловой нагрузки.

По сути, первым языком в мире был язык жестов

Звукоподражание

Вторая теория гласит, что люди начали разговаривать, подражая разным звукам из окружающего мира. Вы могли заметить, что первые слова маленьких детей тоже в большей степени являются результатами звукоподражания. Например, когда ребенок видит автомобиль, он называет его «бип-бип», а при виде собаки говорит «гав-гав». Примерно так же могли учиться говорить и первобытные люди, произнося простые слова вроде «бум», «ух» и так далее.

Наши далекие предки учились говорить как младенцы. Но это заняло миллионы лет

Первобытное искусство

С переходом от кочевого образа жизни к оседлому, жизнь людей стала более спокойной, размеренной. У них появилось больше свободного времени, что способствовало зарождению искусства.

Первобытные охотники рисовали в пещерах сцены охоты. Мощные бизоны, олени, мамонты, лошади, носороги наносились на стены природной краской. Пещерная живопись сохранилась до наших дней потому, что в пещерах краски не выцветали на солнце, не подвергались воздействию дождя и сильного ветра.

Помимо наскальных рисунков до наших дней сохранились древние фигурки животных и людей. Наши предки мастерили их из камня, рогов и костей животных, глины, которую затем обжигали.

Почему замедлилась скорость вращения Земли

Земля 3,5 млрд лет назад вращалась с невероятно высокой скоростью, но ситуация изменилась с появлением Луны. На Землю стала действовать ее гравитация. Кроме того, возникли приливы и отливы, которые также внесли свой вклад в замедление скорости вращения планеты.

Появлению современной жизни на планете мы обязаны Луне

Первое сильное замедление Земли произошло 2,5 млрд лет назад, и оно как раз совпадает с тем периодом, когда сильно увеличилось содержание кислорода в атмосфере. В результате произошла так называемая “кислородная катастрофа”. Затем замедление вращения прекратилось примерно на один миллиард лет. Это совпало с периодом, когда ускорение роста уровня кислорода в атмосфере отсутствовало. Около 600 миллионов лет назад вновь произошло замедление скорости вращения планеты, и в этот период времени также отмечается скачок уровня кислорода. К слову, скорость вращения нашей планеты нестабильна и по сей день. К примеру, в 2020 году было отмечено ее ускорение.

Сопоставив картину замедления вращения земли и насыщения атмосферы кислородом, ученые пришли к выводу, что между этими процессами есть взаимосвязь. Ключом к разгадке стали упомянутые выше исследования на Мидл-Айленде, которые описаны в журнале Nature Geoscience.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что именно Луна стала толчком к зарождению жизни на Земле в том виде, в котором она существует сейчас. Правда, Луна повлияло лишь косвенно, непосредственное участие в синтезе кислорода принимало лишь Солнце и цианобактерии. Но парадокс в том, что Солнце может в будущем и лишить Землю кислорода, уничтожив растения и цианобактерии.

Где жили первобытные люди?

Как мы писали выше, сперва типичным местом жилища наших очень далеких предков были пещеры. Но вот только пещер удобных для проживания было не так и много, а численность первобытных людей со временем увеличивалась, и в какой-то момент пещер на всех перестало хватать. И вот перед первобытным человеком впервые возник «квартирный вопрос» – где жить (как видите, этот вопрос является актуальным во все исторические эпохи, и в нашу в частности).

Пещера первобытного человека.

Чтобы решить «квартирный вопрос» первобытные люди научились строить первые жилища, которые делали в том числе из костей умерших животных. Бывало, что удавалось убить какого-нибудь большого мамонта и в его останках создать себе уютное жилище. Мощные кости мамонта вкапывались в землю, а сверху на них натягивались звериные шкуры, получался такой импровизированный шалаш, в котором вполне можно было укрыться от непогоды и жить своей первобытной жизнью.

Религиозная теория происхождения человека

Каждая религия, которая сохранилась до сегодняшнего дня, говорит о том, что человек появился благодаря высшему существу. Приверженцы такой теории не верят во все доказательства происхождения человека от животных, существующих на сегодняшний день. К примеру, христиане говорят, что человек произошёл от Адама и Евы, первых людей, которых создал Бог. Также всем известна фраза: «Бог создал человека по подобию своему».

Независимо от вида религии, все они утверждают, что человек не появился на свет естественным путём, а является творением Всевышнего. Доказательства происхождения человека от Творца ещё никто не нашёл.