11 полнометражных фильмов кристофера нолана (включая «довод») от худшего к лучшему, от тьмы

Престиж (2006)

В ролях: Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Пайпер Перабо, Ребекка Холл, Скарлетт Йоханссон, Энди Серкис, Дэвид БоуиЖанр: фантастика, триллер, драмаРейтинг КиноПоиск: 8,5Рейтинг IMDb: 8,5

Этот фильм основан на одноименном романе Кристофера Приста, но братья Ноланы серьезно переработали первоисточник. Писатель изменения одобрил: Прист был поклонником «Преследования» и «Помни», и ради работы со своим кинотезкой отказал в правах на экранизацию Сэму Мендесу, который только успел расставить на полке «Оскары» после «Красоты по-американски».

Альфред Борден и Роберт Энджер были друзьями: с детства парни увлекались фокусами и вместе работали ассистентами у известного иллюзиониста. Герои выросли, но любви к сцене не оставили и создали свое шоу. Игры в магию закончились трагедией, когда во время одного из представлений погибла Джулия, жена Роберта. Фокусник обвинил своего друга — Альфред, вероятно, затянул узел Джулии неверно,и женщина утонула. Дальше магии меньше, а крови — больше.

Трейлер:

Начинается кино в традициях своего режиссера с конца. Или точнее с начала конца, а всю остальную историю, в которой нашлось место гениальной инженерии и самому Николе Тесле, зрители узнают из флэшбэков. Сильно помогает в этом экранном путешествии по закулисью иллюзионистов Майкл Кейн — талисман Нолана. Герой Кейна подробно расскажет, как работает «наживка», что такое «превращение» и почему фильм вообще называется «Престиж». Милый Альфред и здесь остался заботливым дедушкой.

Примечания

  1. Для него эта роль стала последней, которую он сыграл до конца…
  2. Один из них лишился пальцев, другой — стал хромым.
  3. В российском прокате название фильма из-за отсутствия информации о сюжете перевели как «Начало», однако в официальном дубляже самого́ фильма термин переведён именно как «внедрение».
  4. Положительные, видимо, писались «по привычке», ибо Нолана ругать почему-то не принято.
  5. Написал рассказ, адаптированный уже самим Кристофером.
  6. Вдвоём перерабатывали оригинальную книгу.
  7. В первых двух частях совместно с Джеймсом Ньютоном Ховардом.
В эту статью следует добавить:

  • Краткое резюме о третьей части «Тёмного рыцаря» и о фильмах, где выступил продюсером.
  • Иллюстрации.

«Довод» (2020)

Everett Collection/Legion Media

«Довод» — самый сложный, эффектный и внешне успешный из аттракционов Нолана. Билеты в IMAX он окупает первой же сценой. А чтобы понять хореографию драк между героями из будущего и героями из настоящего, вы сходите в кино дважды-трижды. Приключения героев — со взломом сокровищниц, похищением красавиц, штурмом крепостей и погонями с ограблениями — превосходят все, что доводилось пережить Джеймсу Бонду и Итану Ханту. А пленка, на которую снят фильм, словно бы хранит на себе отпечатки пальцев всех людей на земле, посвятивших себя созданию развлекательного кино. Но после титров вы вдруг обнаружите, что не полюбили ни одного героя — кроме разве что того тихого парня, которого играет Роберт Паттинсон. И остались без привычного домашнего задания от Кристофера Нолана — режиссера-самоучки, давно ставшего для нас профессором любых точных наук и любых изящных искусств. И все это очень странно. Подробнее (но без спойлеров) — .

Все, что касается взрывов, лязгов, грохота — тут Нолану нет равных.

Во время штурма Киевской оперы ты буквально физически переносишься в кресло одного из заложников или в шкуру кого-то из главных героев, штурмующих здание — кому кто ближе. Нолан не просто выкручивает громкость на максимум, он обрамляет каждое движение персонажей, камеры, взрыв нужной звуковой эмоцией.

С другой стороны, Нолан все так же безвкусен в музыке. Довольно фактурный саундтрек Людвига Йоранссона («Веном», «Черная пантера») он намазывает на картинку настолько густым слоем, которому бы позавидовала даже бы героиня Надежды Румянцевой из «Девчат». И если в экшн-сценах этого не замечаешь — громыхать сейчас любят все — то в «мирных» эпизодах это вызывает головную боль. Громкость не снижается, музыка вступает невпопад — классический, как будто глуховатый Нолан со слуховым аппаратом.

Но за пределами всех реверансов в сторону науки и заплетенных историй, а также техники, «Довод» — еще один типичный фильм Нолана. На каждый отполированный разворот истории тут приходится парочка безжизненных героев, на каждый эффектный «бигбадабум» — напыщенный символизм и заумные выступления на ровном месте

Например, Нолан очень увлекается отзеркаливанием даже мельчайших деталей в фильме, что приводит к комичным результатам: в руках героини в современном мире оказывается телефон-раскладушка (форм-фактор, очень напоминающий структуру сюжета), а некоторые названия буквально составляют фонетические пары SATOR-ROTAS, OPERA-AREPO (когда будете смотреть фильм, обратите внимание). И если в 20 лет это нолановская бравада вызывающе бесила, то сейчас режиссера нахально хочется лишь потрепать за щечки, как ребенка-отличника: ах ты, мой дорогой, ничего себе ты придумал — какой молодец!

Нужно ли говорить — особенно для тех, кто видел фильмы Нолана — что несмотря на сложность истории, ни один из персонажей не вызывает никакой эмпатии. Джон Дэвид Вашингтон тут — немного темнокожий Бонд, но с секретами, Паттинсон — Паттинсон, Брана отлично изображает русский акцент в роли поехавшего олигарха с советским прошлом. Самая крутая — Элизабет Дебики, которая хоть как-то пытается раскрасить это холодное царство своим обаянием. Получается не очень, потому что именно для нее Нолан написал самую чудовищную партию во всем фильме: что она несет с экрана — это невыносимо.

Каждой из них — это лишь человек-функция, фигура на шахматной доске. Никаких эмоций, сопереживаний или сочувствия к ним нет. В «Доводе» интереснее изучать лабиринты сюжета, загадки или смысловые капканы, которые Нолан расставляет по всему фильму, чем следить за трудностями героев. И если раньше это было частью режиссерского почерка, то в «Доводе» Нолан довел эту концепцию до абсолюта — неспроста главного героя тут просто зовут Протагонист. Кажется, родись режиссер на 20-30 лет раньше и выбери видеоигры, он бы точно создал что-то из великих головоломок — «Тетрис», например.

«Темный рыцарь» (2008)

Alamy/Legion Media

Если «Бэтмен: Начало» — это нолановское «Детство» (кстати, логотип Бэтмена мелькает в «Преследовании» и «Мементо»; наверное, это Нолан из будущего шлет себе знаки), то «Темный рыцарь» — это уже его «Отрочество»; горькая история о расставании с ясными установками на жизнь. Эскалация конфликтов — и внутренних и внешних — в «Темном рыцаре» такова, что предыдущий фильм на его фоне кажется скучной экспозицией к настоящему действию. В картинах Нолана много схваток между мужчинами, посвятившими всю свою жизнь тренировкам ума, тела и духа, но битва Бэтмена с Джокером — самая былинная из них. И дело не в безусловных талантах актеров (тот же Кристиан Бейл в «Престиже» как-то теряется; но не сияет там и Хью Джекман), а в том, что Джокер плевать хотел на дуэльный кодекс. В «Темном рыцаре» есть пьянящий хаос, которого в прочих, строго структурированных, фильмах Нолана не встретить. И эта энтропия (слово, которое не раз прозвучит в «Доводе»; готовим вас к нему) заставляет меняться самого Бэтмена, превращая его в первого супергероя, который растет и развивается от фильма к фильму. И да, здесь есть Хит Леджер и его завещание не быть серьезными — никому и никогда. Сам Нолан этому завещанию не внемлет — и слава богу.

«Помни» (2000)

Alamy/Legion Media

Человек, который в состоянии помнить лишь последние пятнадцать минут своей жизни, пытается отомстить за смерть жены. «Мементо» («Помни» в нашем прокате) — первый американский фильм Нолана с шестизначным бюджетом, звездами (Гаем Пирсом из «Секретов Лос-Анджелеса» и Кэрри-Энн Мосс из «Матрицы») и промокампанией, начавшейся в Венеции-2000 и завершившейся на «Оскаре-2001». И в то же время — абсолютно свободное авторское высказывание и декларация метода, которому Нолан будет предан еще как минимум двадцать лет. И дело не только в нелинейном повествовании. И не только в переходах от внешней к внутренней фокализации истории (мы то видим мир глазами героя, то видим героя глазами других персонажей, но никогда не обладаем всей полнотой информации, как в традиционных сюжетах). И не в загадках и отсылках, которые тешат самолюбие зрителей — таких же киноведов-самоучек, как и сам Нолан.

Дело в другом: любовь (и ее производная — ярость мести за утрату любви), отсутствующая в «Преследовании», но играющая важную роль во всех следующих фильмах Нолана, здесь впервые становится такой же единицей измерения, как и расстояние и время. Герой забывает все — но только не смерть своей жены. Второстепенная героиня, которой потерявший память муж каждый день ставит уколы инсулина, переводит стрелки часов, чтобы ценой своей жизни проверить силу чувств супруга. В следующих фильмах Нолан сосредоточится на других проявлениях любви: ребенка к родителям («Бэтмен»), творца к искусству («Престиж»), отца к детям («Интерстеллар»), гражданина к стране «(Дюнкерк»), матери к сыну («Довод»). Но в каждой его работе чувства неизменно будут подчинять себе ход времени, силу стихий и полет планет.

И в то же время в фильме есть проблема, которая еще не раз даст о себе знать в творчестве Нолана. Разрезая сюжет на кусочки и перемешивая их, режиссер делает то же самое и с эмоциями зрителя. Накал страстей не нарастает, переживания не усиливаются, а каскад финалов нам приходится скорее анализировать, чем чувствовать. Но все встает на свои места при втором просмотре. Кстати, именно после «Мементо» у Нолана появляется репутация коммерческого режиссера, на фильмы которого, несмотря на их сложность, зрители готовы ходить дважды. Тем забавнее, что сама картина долго не могла найти прокатчика в Америке. Несмотря на успешные показы в Венеции, Торонто и на «Сандэнсе», дистрибьюторы из США боялись «Мементо». Среди тех, кто от него отказался, был и Харви Вайнштейн. Но ситуацию спас Стивен Содерберг, который никак не был связан с проектом Нолана — но, став его фанатом, буквально призывал прокатчиков купить фильм. С тех пор Нолан остается, возможно, единственным режиссером-сценаристом, который всегда приносит студиям деньги — и поэтому ему разрешают все снимать, что он захочет.

«Интерстеллар» (2014)

Everett Collection/Legion Media

В «Интерстелларе» бортовой компьютер космического корабля любезно позволял астронавтам задать для него «уровень чувства юмора». И кажется, это было ответом на вечную претензию к Ноланам, что в их фильмах нет самоиронии (да и просто иронии — тоже). В «Доводе» шуток станет еще больше — и заодно выяснится, что Джон Дэвид Вашингтон из «Футболистов» и «Черного клановца» — лучшая служба доставки этих шуток. Но именно после «Интерстеллара» понимаешь, что нолановская серьезность — лучшее, что в нем есть. И ему, в отличие, например, от Даррена Аронофски, можно простить любой пафос. В мире хватает рассказчиков и режиссеров, способных исцелять зрителя иронией и утешать анекдотами — а вот Ноланов с их страстным академизмом всего двое. У кого еще космическая музыка Ханса Циммера ложится на церковный орган? У кого еще хватит наглости рассыпать по черному небу, словно звезды, строки из стихотворения (Дилана Томаса — подскажет нам потом «Википедия») о борьбе света и тьмы? Кто еще так сильно благоговеет перед книжным знанием, что превращает детскую библиотеку в место, где будет спасен мир? И кто еще из режиссеров не стесняется своей почти религиозной веры в любовь как силу, способную подчинять себе и материю, и время, и саму смерть?

В «Интерстелларе» столько идеализма и гуманизма, что на юмор у автора просто не остается сил. К тому же он наверняка понимает: от его отчаянного призыва становиться лучше мы отшутимся сами.

А теперь о минусах

В первую очередь впечатление портит работа монтажёра, которая выпячивает все недостатки фильма с первых минут. Что произошло с Дженнифер Лэйм, работавшей над чудесными «Реинкарнацией» и «Брачной историей», решительно непонятно. Хорошо поставленные сцены налеплены друг на друга так, что у зрителя нет ни минуты, чтобы отдышаться между экшеном и хотя бы поразмыслить над тем, что же он только что увидел. Фильм несётся по событиям сломя голову, без остановки, словно из страха, что без драк, выстрелов или прыжков каждые десять минут посетитель кинозала потеряет интерес к происходящему на экране. В итоге мы имеем сумбурный темп повествования, который мешает проникнуться фильмом.

Наличие блеклого и неинтересного главного героя также не способствует эмоциональному накалу. Вашингтону будто сказали «Ты только не старайся слишком сильно» — он и не старался. Протагонист картины вызывает ассоциации с довольно популярным архетипом Мэри Сью (в данном случае – Марти Стю) – человеком, которому не надо ничему учиться, ведь он и так всё умеет и может; человеком, которому везёт на каждом шагу и который найдёт правильный ответ в любой ситуации. Его взаимоотношения с прочими персонажами картонны, в них просто не веришь – а, соответственно, и ему не сопереживаешь.

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)

Alamy/Legion Media

Сумбур в сюжете последней части трилогии Нолана о «Бэтмене» случился, кажется, из-за нежелания автора повторяться, неготовности к игре без риска. После успеха «Темного рыцаря» и смерти Хита Леджера студия Warner Bros. настаивала на клонировании образа Джокера. И предлагала в качестве злодея Загадочника, а в качестве актера, который его сыграет, — Леонардо ДиКаприо. Но Нолану в этом театре теней было бы скучно — поэтому он сделал ставку на анархиста Бэйна, животное с идеологией, монстра с чувством собственной правоты. Годы спустя Бэйна будут цитировать в своих речах Дональд Трамп и противники движения Black Lives Matter. Но в 2012 году, когда фильм вышел, ему не повезло оказаться на соседних страницах истории с движением Occupy Wall Street. И Бэтмен, который стремился всех защитить, вдруг оказался не другом молодежи (как «Мстители»), а союзником скучных и дряхлых консерваторов-правых. Критики, всегда считавшиеся сторонниками Нолана, фильм разгромили. Но дело, конечно, было не только в нечаянном политическом окрасе картины (кому вообще до него есть дело?): сюжет оказался сумбурным и претенциозным, как последнее слово в суде, а актеры — даже такие блестящие, как Марион Котийяр, — словно бы были предоставлены сами себе.

Бессонница (2002)

В ролях: Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари СуэнкЖанр: триллер, детектив, драмаРейтинг КиноПоиск: 7,4Рейтинг IMDb: 7,2

Единственный фильм Нолана, к сценарию которого не прикасался ни сам режиссер, ни его брат Джонатан. Последний, кстати, подарил миру идею «Помни» и писал сценарии для «Интерстеллара», «Престижа» и третьей части «Темного рыцаря». Характер у «Бессонницы» не нолановский — это монотонное, депрессивное кино, которое не заставляет сознание работать на бешеных скоростях, а наоборот втягивает зрителя в свои нуарные гипнотические круги. А еще он напоминает «Машиниста», так что фанатам этой картины и любителям мотивов Достоевского сюда. В целом талантливое семейство кинотворцов к «Бессоннице» имеет отношение примерно такое же, как Гай Ричи к диснеевскому «Алладину», и кстати, «Бессонница» — это тоже ремейк (одноименное норвежское кино 1997-го года).

Двое детективов приезжают на Аляску, чтобы расследовать убийство школьницы. Полярный день — не единственная причина, по которой главный герой Уилл Дормер перестает спать. Детектива съедает чувство вины: вскоре после прибытия на Аляску его напарник погибает на дежурстве. Убийство внутри убийства или случайность в ходе расследования — сложно что-то понять, когда солнце не садится, а рядом маячит жутковатый писатель детективов, которого подозревают в убийстве девочки.

Трейлер:

«Бэтмен: Начало» (2005)

Everett Collection/Legion Media

Вообще-то, «Бэтмен: Начало» — пример героического кризис-менеджмента. Потому что покойный Джоэл Шумахер и беспокойный Тим Бертон превратили франшизу в то еще шапито. Одутловатый Майкл Китон словно бы олицетворял безразличие Бертона к самому герою. А соски на костюме Джорджа Клуни давали исчерпывающее представление о серьезности Шумахера. И вдруг Бэтмен переродился — и оказался героем глубоким, как та пещера, в которой мы его впервые находим. «Бэтмен: Начало» — безупречное подростковое кино о превращении слабости в силу и преодолении страха. Мальчик, испугавшийся в опере летучих мышей на сцене, чувствует себя виновником смерти родителей; но именно маска летучей мыши в итоге становится символом его отваги и воли. Герой-сирота настолько одержим воспитанием своего духа и закалкой своего тела, что даже оружие мастерит сам. И тут уж до всех доходит, что Бэтмен — наш «Брат». Снятый почти одновременно со скучным «Суперменом» (2006) и перед смешным «Железным человеком» (2008), «Бэтмен» становится отправной точкой в летописи современных кинокомиксов. А Нолан уворачивается от соблазна стать для DCEU (DC Extended Universe) кем-то вроде Кевина Файги из MCU (Marvel Cinematic Universe) — и вовремя уступает железный трон Заку Снайдеру. Лишнее доказательство того, что мудрец умеет ценить время.

Дюнкерк (2017)

В ролях: Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Том Харди, Джек Лауден, Гарри Стайлс, Кеннет БранаЖанр: военныйРейтинг КиноПоиск: 7,3Рейтинг IMDb: 7,9

Военная драма о событиях Второй мировой. В мае 1940-го французские, бельгийские и британские войска оказались прижаты к побережью Ла-Манша немецким наступлением. Четыреста тысяч человек с надеждой смотрели на море и ждали эвакуации, и пока с неба падали бомбы, люди сходили с ума от голода и умирали от ранений. Спасение пришло, но дождались не все. Другие подробности не нужны — их не будет и в ленте, потому что «Дюнкерк» не говорит об операции в Дюнкерке, он рассказывает о войне вообще. Кино максимально обезличено: немцев не показывают вовсе, а главные герои лишены экранных биографий и характеров. Потому что на войне всем плевать, какие у тебя взгляды и кто ты по гороскопу: тебя убьют или ты убьешь — это все, что здесь значимо.

Трейлер:

Нолан оригинально изобразил не только войну, лишив близкую к исторической картину любой историчности, но и время. Возможно, режиссер готовился к «Доводу»: никакой фантастики, но со временем и тут происходит что-то непонятное. Фильм разделен на три сюжетных линии: сушу, воду и воздух, и у каждой из них разная длительность. Солдаты на пляже страдали неделю, лодка эвакуационного флота плыла сутки, а пилоты провели в небе буквально час. Все эти линии Нолан перемешал, запутал и свел в одной точке к финалу. Что это дало: во-первых, ввело зрителя в состояние того самого хаоса, временной дезориентации, когда страх за свою жизнь не покидает тело ни на секунду и когда вокруг открывается свежий филиал ада. Во-вторых, идея режиссера была, вероятно, в том, что время в экстремальных условиях воспринимается по-разному: оно способно растягиваться и растекаться, как на дискомфортной картине Сальвадора Дали, а в других условиях оно резко сжимается, как центральная точка взрыва, перед тем как лопнуть. Четвертое измерение непостоянно и субъективно, и оно главный герой, характер которого единственный раскрытый в этом кино.

«Лучший звук», «Лучший монтаж» и «Лучший монтаж звука» по версии «Оскара». Статуэтки за лучший фильм и режиссера Кристофер Нолан уступил Гильермо дель Торо с его «Формой воды».

Некоторые люди, с которыми регулярно работает

Критерий включения актёров в этот список — минимум три разные роли в фильмах. Трилогия о Бэтмене засчитывается за одну.

С годами у Нолана, как и у многих других режиссёров, сложилась команда проверенных людей, с которыми он снимает фильмы. Расскажем поподробнее и о них.

  • Из актёров можно отметить следующих:
    • Киллиан Мёрфи — помимо всей трилогии о Тёмном рыцаре, снялся во «Внедрении» и «Дюнкерке».
    • Том Харди — снялся во «Внедрении», третьем фильме о Тёмном рыцаре и «Дюнкерке», причём в двух последних фильмах у него ещё и противоположные амплуа.
  • Другие члены команды.
    • Эмма Томас — продюсер практически всех его фильмов (за исключением «Помни» и «Бессонницы»).
    • Джонатан Нолан  — участвовал в создании сценариев фильмов «Помни», «Престиж», «Тёмного рыцаря» и «Возрождения легенды», а также «Интерстеллара». Не меньше известен как продюсер и сценарист сериала «Мир Дикого Запада»
    • Композитор Ханс Циммер, мастер оркестровой бомбёжки, у Нолана, однако, рождающий неожиданные для себя электронные саундтреки («Внедрение», «Интерстеллар»). Сотрудничество началось с «Бэтмена: Начало», с тех пор так и продолжилось — остальные два фильма трилогии

      До Ханса Циммера музыку к фильмам неизменно писал Дэвид Джулиан. Музыку к «Престижу» тоже написал он.

      , «Внедрение», «Интерстеллар» и «Дюнкерк».

Довод (2020)

В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Майкл КейнЖанр: шпионский боевик, убийственная фантастикаРейтинг КиноПоиск: 8Рейтинг IMDb: 7,9

Кульминация фильмографии Нолана: кино, в котором даже не нужно ломать таймлайн монтажом — сценарий здесь уже основан на идее сложных временных отношений будущего и прошлого. Кажется, именно к этому шёл известный британо-американский режиссёр ещё с выпуска «Преследования» и «Помни», с чем-то похожим экспериментировал в «Начале», разбирался в «Интерстелларе» и играл в «Дюнкерке». И все это было лишь ласковой прелюдией — в «Доводе» Кристофер Нолан окончательно ломает мозг зрителей. Вот прям как Бейн позвоночник Бэтмена — отличная визуализация.

Сюжет: крутой агент разведки сталкивается с технологией из будущего — далёкие потомки придумали способ влиять на прошлое через инвертированные предметы (привыкать к сложным терминам и теориям придется на бегу). Инвертированные вещи ведут себя иначе — движутся в обратном относительно данного времени хронопотоке. Выглядит красиво, звучит непонятно — пока все как в «Начале», но основано на законах физики. Крутой разведчик быстро понимает, что люди будущего — не друзья нашему поколению, а значит, скоро может случиться что-то очень плохое. Останавливать апокалипсис герою придётся полуинтуитивно, как и зрителям-не физикам разбираться в теме энтропии, теории поглощения Уилера-Фейнмана и парадоксе убитого дедушки.

Трейлер:

Немного ясности:

  •  название картины — это палиндром. «Довод» в обе стороны читается как «довод», что отражает основную идею движущихся навстречу друг другу временных потоков;
  • оригинальное название Tenet — это часть известного латинского палиндрома, который часто писали на талисманах и могильных камнях. Палиндром звучит так: ROTAS OPERA TENET AREPO SATOR. Перевод оставим специалистам, зато будет понятнее, почему главного злого русского зовут Андрей Сатор, его компания называется «Ротас», и почему все начинается и заканчивается (если вы поняли) оперой;
  • у ГГ нет имени, но в фильме часто звучит слово «протагонист». Одна из версий, о чем же кино на самом деле — об обретении идентичности, своего места и значения; следите за красным шнурком;
  • Паттинсон прекрасен. В этот раз даже для хейтеров.

Интерстеллар (2014)

В ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Майкл Кейн, Джессика Честейн, Мэтт ДэймонЖанр: очень научная фантастикаРейтинг КиноПоиск: 8,6Рейтинг IMDb: 8,6

Универсальная картина о том, как любовь и физика спасли мир. Универсальность в том, что гуманитарии в этом кино увидят космический оптимизм и веру во всесильную человеческую душу, а технари посмотрят отличное кино о космосе, в котором в черной дыре есть огромная библиотека. И самое крутое, что при этом те, для кого физика и математика — это что-то из области кошмаров, вполне смогут хотя бы частично разобраться в теории относительности, а скептики с тремя техническими вышками так увлекутся научной стороной кино, что в итоге поверят и в силу любви. Такой вот трехчасовой кинопарадокс.

Сюжет основан на работах физика Кипа Торна — друга Стивена Хокинга. В недалеком будущем Земля истощена. Пыльные бури сметают остатки зелени, засуха добивает все, что движется, человечество обречено. Но ученые со сверхсекретной базы где-то в Штатах верят, что не все потеряно. На Земле жизнь заканчивается, и у людей есть шанс уничтожить своими потребительскими цивилизациями еще какую-нибудь планету. Нужно только найти такую, где есть кислород и вода. Группа исследователей отправляется в космическое путешествие через кротовую нору, чтобы найти человечеству новый дом.

Трейлер:

Конечно, картина вызвала бы пару смешков у Шелдона Купера. Прыгать в черную дыру, к примеру, явно плохая идея и подходит разве что для самого дорогого суицида в истории. То же касается и ледяных облаков на одной из планет — тут Шелдон вообще закрывает лицо рукой. С другой стороны, над теорией круглой Земли тоже когда-то смеялись, да и фильм художественный, а не документальный: на любовь Нолан возлагает больше надежд, чем на науку.

«Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

Чего хотел Андрей Сатор и что такое «переключатель мертвеца»?

Кадр из фильма «Довод» (2020)

Протагонист и другие герои из специального отряда на протяжении всего фильма «Довод» противостоят Сатору, который контролирует жену Кэт (Элизабет Дебики), да и чуть ли не весь мир

Злодей все время обращает внимание зрителя на свой трекер, который считывает его пульс. Выясняется, что это устройство является «переключателем мертвеца» – это такая система, которая активируется, когда человек становится недееспособным

В данном случае после смерти Сатора активируется оружие массового уничтожения, которое инвертирует (перевернет) Землю. Нам представляют Сатора как эгоцентричного психопата, который, как подмечает Кэт, считает, что если он не может чем-то владеть, то и никто не имеет на это право. Герой постепенно умирает от рака, но лишить себя жизни он решает самостоятельно – во время отдыха с семьей во Вьетнаме, самого приятного для него момента.

Однако неоднозначность персонажа состоит во втором мотиве его действий, в духе Таноса из «Мстителей», но сложнее. Сатор узнает, что ресурсы планеты в будущем истощатся окончательно, климат изменится, а люди из будущего однажды решат уничтожить население настоящего. Связь с будущим он держит благодаря посланиям, которые оставили потомки в прошлом. Герой всю жизнь занимался сбором частей алгоритма после того, как в юношестве случайно нашел один из элементов (золотые слитки – это оплата от некоего агентства из будущего, чтобы Сатору было проще выполнить задание). При этом рак, видимо, был вызван как раз плутонием, с которым ему приходилось взаимодействовать. В итоге Сатор решает, что планете нужна «перезагрузка», поскольку в нынешнем состоянии она обречена. Работающие на него люди либо не знают об истинных мотивах, либо согласны с ним. Андрей понимает, что инверсия не дает стопроцентной гарантии успеха операции. Ему остается полагаться лишь на веру. Слишком радикальные меры, при которых погибнет все человечество.

«Дюнкерк» (2017)

Alamy/Legion Media

Кино о войне, нарушающее все правила кино о войне. Враг обезличен, а герои превращены в испачканную грязью массовку. Конфликт людей подменяется спором стихий: воды и огня, песка и неба. Время становится судьей, но этот судья никому не намерен объяснять правила игры. Искусный монтаж трех сюжетных линий (одна длится неделю, другая — день, третья — считаные часы) приведет старомодный жанр в соответствие с темпоритмом нового зрителя. А съемка на пленку и звук, который в полной мере можно услышать лишь в IMAX, докажут, что 3D и VR возможны и без очков и шлемов. При этом иммерсивность «Дюнкерка» заключается не только в его зрелищности, но и в той душевной работе, в которую он втягивает зрителя. История фильма пунктирна, поэтому нам самим приходится соединять линии и сопереживать героям куда больше, чем это принято в приключенческом или эпическом кино о войне.

Начало (2010)

В ролях: Леонардо Дикаприо, Марион Котийяр, Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди, Эллен Пейдж, Кен Ватанабе, Киллиан МерфиЖанр: мозговой взрывРейтинг КиноПоиск: 8,6Рейтинг IMDb: 8,8

То самое кино, на создание которого у Нолана ушло около десяти лет. То самое кино, о концовке которого спорят до сих пор (хотя это уже давно известно). Та самая картина, которую можно пересматривать сразу же после первого просмотра — разобраться в мире и сюжете «Начала» сложно, и с этим правилом игры стоит сразу смириться.

Доминик Кобб — ментальный хакер. Мужчина проникает в подсознание жертвы во время сна и выносит оттуда нужную заказчику информацию. Но однажды к Коббу обращается бизнесмен с необычным заданием: ему нужно не украсть идею из чужой головы, а внедрить свою мысль в голову молодому конкуренту. Кобб — профессионал, и такое задание для него отличный шанс закончить карьеру красиво. Мозговой взломщик набирает команду таких же профи-фанатиков и разрабатывает сложный план, который в простых словах звучит примерно так: ввести жертву в сон, оттуда запустить новый сон, а во сне сна найти лазейку для сна, и тогда все получится. Когда с этим станет понятней, зрителей ждёт ещё один бонус: в сознании Кобба, которое должно быть идеально ясным для выполнения операции, есть патология, которая может затянуть всю команду туда, откуда не возвращаются.

Трейлер:

На что обращаем внимание:

  • на Майкла Кейна — он главная подсказка к разгадке финала даже при своих трех минутах экранного времени;
  • на имена главных героев: первые буквы имён в оригинале складываются в ключевое для фильма слово. И кстати, слово khwab на санскрите и хинди тоже можно так перевести;
  • на сцену с вращающимся коридором — Гордон-Левитт выполнил все трюки сам. И да, коридор не нарисованный, это реальный вращающийся макет;

Кино получило восемь номинаций на «Оскар» и выиграл четыре технических за звук, звуковой монтаж, операторскую работу и спецэффекты. В номинациях «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий» картина уступила ленте «Король говорит!».

«Престиж» (2006)

Everett Collection/Legion Media

А вот и кино о фокусниках — и, кстати, пятый по счету фильм Кристофера Нолана в топ-50 на сайте iMDB. Но как он там оказался — не совсем понятно: для истории про магический наив это кино чересчур технично и педантично.

Возможно, Ноланов вновь подводит работа с чужим материалом — братья писали сценарий на основе романа Кристофера Приста. Возможно, дело в соседстве фильма с харизматичным «Иллюзионистом», вышедшим в том же 2006 году и смешавшим «Престижу» карты. Или же в том, что конфликт двух одинаково интересных (и в целом положительных) героев — не конек Нолана, персонажи которого обычно сражаются либо с памятью, либо со снами, либо со стихией, либо с самими собой. Кристофер Нолан — не Майкл Манн, чтобы снимать кино про спарринги угрюмых мужчин. Его в любой схватке интересуют правила, но настоящим героям по ним играть скучно. Вот и получается, что в соперничестве добросовестных фокусников, сыгранных Хью Джекманом и Кристианом Бейлом, не на кого делать ставки. Единственная отрада — то, что героями вновь движет любовь и желание творить, чтобы если не воскресить, то хотя бы отомстить (и освободиться от боли).