Статья 27.15. привод

Другой комментарий к статье 26.11 КоАП РФ

1. В комментируемой статье провозглашен общепринятый в международной и отечественной юрисдикционной деятельности принцип свободной оценки доказательств правоприменителем. В данном случае речь идет о судье, должностном лице, единолично рассматривающих дело об административном правонарушении, а также о членах коллегиального органа.

Провозглашая, что указанные выше лица оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, данная норма одновременно указывает, что это убеждение должно основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Процесс оценки доказательств предполагает, что субъект административной юрисдикции должен исследовать их относимость, допустимость, достоверность, достаточность, взаимную связь (см. комментарий к ст. 26.2). Объективный анализ данных о фактах, лицах, их действиях, причинах и условиях правонарушения, обстоятельствах его совершения в совокупности, взаимосвязи всех факторов может способствовать справедливому разрешению дела.

2. Внутреннее убеждение при оценке доказательства означает самостоятельное решение лицом, рассматривающим дело, вопросов о достоверности доказательств, т.е. истинности или ложности соответствующих сведений как конкретной информации. Самостоятельная оценка доказательств исключает возможность какого бы то ни было воздействия на судью, члена коллегиального органа, должностное лицо. Одновременно возникает вопрос о компетентности соответствующего лица, так как свободная оценка доказательств возможна только при надлежащем знании материальных норм и процессуального порядка их применения.

3. В ходе оценки доказательств особое значение имеет решение вопроса об относимости доказательств, т.е. правоприменитель вправе принять к рассмотрению лишь те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, относящиеся к делу. Объективная оценка доказательств способствует всестороннему и полному рассмотрению всех обстоятельств дела.

4. Требования допустимости доказательств также являются необходимыми с точки зрения их оценки правоприменителем.

Следует иметь в виду, что судебные постановления, иные официальные документы, представленные компетентными органами, не требуют доказывания и должны объективно учитываться.

5. Результаты оценки всей совокупности доказательств субъектом административной юрисдикции должны найти адекватное отражение в постановлении по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 29.10).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11, а также с учетом требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ) (см. п. 18 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Кто осуществляет доставление

Если случилось дорожно-транспортное происшествие и требуется произвести доставление граждан для написания протокола, то сделать это могут не все. Существует определенный круг уполномоченных сотрудников.

К таковым относятся:

  • Должностные лица, которые проводят мероприятия по надзору на транспорте.
  • Представители военной автомобильной инспекции. Речь в данном случае идет о тех автомобилях, которые задействованы Росгвардией, а также армейскими подразделениями.
  • Лица, находящиеся при выполнении своих прямых служебных обязанностей. Например, при нарушении правил дорожного движения в заповедниках, национальных парках, доставление могут осуществить сотрудники экологического надзора, лесной охраны, рыболовства и др.

GPS маяк для машины – поможет найти угнанный автомобиль?

Следующий комментарий к статье 27.2 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 27.2 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа <160>. По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.

———————————
<160> См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.

3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.

Нет документов? Садись, поехали с нами в отдел!» (4 законных основания)

Что говорит на этого счет основной закон государства?

Согласно статье 22 Конституции: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Однако, это право может ограничиваться на основании Федеральных законов.

Забегая вперед, вторая часть этой же правовой нормы регламентирует, что лицо не может быть подвергнуто любому виду задержания сроком не более 48 часов без судебного решения.

Имеют ли право полицейские доставлять граждан в отдел полиции?

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» своим 13 пунктом 13 статьи санкционирует право полицейских на это.

Откроем Кодекс об административных правонарушениях. Он содержит в себе статью 27.2 («Доставление»), а также 27.3 («Административное задержание», не следует путать с задержанием!). Выходит, что существует две схожие процедуры. Давайте разберем их подробнее.

Доставление

Доставление, есть принудительное препровождение физического лица в территориальный орган или помещение полиции. Как мы видим из определения, эта мера не является ограничением вашей свободы, так как в этом случае Вас не могут держать там более 3 часов.

В соответствии с п.13, ст. 13 ФЗ «О полиции», а также ч.1 ст. 27.2 КоАП основаниями для этой процедуры является:

решение вопроса о задержании;

установления личности, если имеются основания или данные подозревать человека в том, что он находится в розыске или совершил преступление, административное правонарушение (не забудьте, что согласно статьи 24 Конституции по вашему требованию, Вас должны ознакомить с этой информацией);

составление в отношении Вас протокола об административном задержании;

необходимость защитить Вас.

При доставлении составляется протокол, в соответствии с требованиями статьи 27.4 КоАП РФ.

Административное задержание

Административное задержание, есть мера кратковременного ограничения свободы физического лица, Она может быть применена в исключительных случаях, с целью правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, либо исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Исходя из этого определения, процедура может применяться только при наличии двух оснований.

При задержании составляется протокол, с теми же самыми требованиями, что и при доставлении.

Срок административного задержания: не более 48 без соответствующего судебного решения.

Задержанное лицо, а также вещи, находящиеся при нем подвергаются досмотру, с составлением соответствующего протокола.

Задержанное лицо с момента фактического задержания имеет право на защиту адвоката, а также оповещением родственников путем одного телефонного звонка.

Теперь мы разобрались, что из себя представляют эти две процедуры, какие основания для них требуется.

На первый взгляд, может показаться, что полицейские поступили правильно: доставили человека без документов в отдел, на срок не более 3 часов, чтобы выяснить его личность, так как, возможно, у них были сведения подозревать, что он мог находиться в розыске.,

Однако есть одно грубое нарушение: полицейские не составляли какой-либо протокол его доставления. Это значит то, что его привезли и держали там совершенно незаконно,

Другой комментарий к Ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях и если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

2. Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении — установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Основанием применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.

3. Не подлежат административному задержанию иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого соответствующий документ (дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку и т.д.).

4. В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей Российской Федерации» не могут быть подвергнуты задержанию судьи. Пункт 5 ст.16 названного Закона устанавливает: «Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях». Аналогичное положение о недопустимости задержания прокурора и следователя содержится в п.2 ст.42 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

5. Как правило, не применяется административное задержание к военнослужащим. В случае совершения ими серьезного административного правонарушения в общественном месте, где нет военных патрулей, они могут быть задержаны и немедленно вместе с материалами о правонарушении переданы военным комендантам, командирам воинских частей, военным комиссарам.

6. Действующее законодательство предусматривает особенности задержания несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение. Они доставляются в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, которые обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений. В центры могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение.

7. Рассматриваемая статья содержит перечень лиц, уполномоченных в пределах установленной компетенции осуществлять административное задержание. К ним относятся: должностные лица органов внутренних дел, старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, должностные лица военной автомобильной инспекции, военнослужащие органов и войск пограничной службы, должностные лица федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, военнослужащие и должностные лица уголовно-исполнительной системы.

8. В связи с тем, что административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы, то признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина при применении данной меры — обязанность государственных органов и должностных лиц. Это означает, что никто не может быть подвергнут задержанию, кроме случаев, предусмотренных законом.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Он может обжаловать административное задержание в вышестоящий орган или прокурору. Лица, применившие данную меру, обязаны предоставить задержанному возможность обратиться с жалобой как в устной, так и в письменной форме.

Судебная практика по статье 27.3 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Постановление N 81-АД17-13 от 29.05.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 31-АД17-6 от 21.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-12 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД17-14 от 01.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-8 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 9-АД15-13 от 22.09.2015 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-9 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 57-АД17-2 от 01.03.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД11-7 от 12.05.2011 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 77-КГ16-2 от 13.09.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

Глава 27 — другие статьи

  • Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
  • Статья 27.2. Доставление
  • Статья 27.4. Протокол об административном задержании
  • Статья 27.5. Сроки административного задержания
  • Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
  • Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
  • Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
  • Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
  • Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
  • Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
  • Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
  • Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
  • Статья 27.13. Задержание транспортного средства
  • Статья 27.13.1. Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
  • Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
  • Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
  • Статья 27.15. Привод
  • Статья 27.16. Временный запрет деятельности
  • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
  • Статья 27.18. Залог за арестованное судно
  • Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
  • Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Правовые основания для доставления

Прежде всего, следует различать доставление и задержание. Во втором случае на некоторое время ограничивают свободу гражданина. Если необходимо задержать несовершеннолетнего, то об этом уведомляют его родителей в обязательном порядке.

Применяют данную меру в исключительных случаях на срок не больше 48 часов. Для доставления же конкретный период нахождения гражданина в отделении полиции или служебном помещении не определен. Поэтому заканчиваться он должен сразу после выяснения личности и составления протокола. Исключение составляют граждане, которые задержаны в состоянии опьянения.

Принудительный характер данной меры означает, что гражданин не вправе уклоняться или препятствовать действиям сотрудников полиции или силовых структур. В противном случае его могут привлечь к ответственности по ст. 19.3 КоАП за неповиновение представителю власти, а это влечет за собой административный арест до 15 суток.Читайте: Порядок применения административного задержания При этом доставление должно быть осуществлено только при наличии веских причин. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции обозначены следующие основания для его применения:

  1. Решение вопроса о задержании. Для этого у сотрудника должны быть основания, которые позволяют заподозрить данного гражданина в каком-либо преступлении или правонарушении. И Закон о полиции и КоАП содержат требование о том, что доставление применяют только в случае, когда невозможно решить вопрос на месте. Это означает, что сотрудник должен принять все возможные меры, чтобы урегулировать ситуацию без применения данной меры;
  2. Установление личности. В данном случае у полицейского должны быть основания полагать, что гражданин схож по приметам с лицом, которое находится в розыске по какому-либо основанию. Доставление необходимо, если у него нет при себе документов, которые удостоверяют личность;
  3. Угроза жизни или здоровью гражданина. Данная мера применяется, если он находится в беспомощном состоянии в силу возраста или заболевания, либо имеет признаки психического расстройства и создает угрозу окружающим;
  4. Доставление несовершеннолетних, которые совершили правонарушения или антиобщественные действия, в специализированные учреждения;
  5. Препровождение граждан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в медицинское учреждение. При этом следует учитывать, что это необходимо только в случае, когда он не может самостоятельно перемещаться и ориентироваться в пространстве.

Сотрудники полиции обязаны доставлять в участок или иное помещение на своем служебном автомобиле. Не допускается использовать для этого транспорт общественный или специализированный, например, пожарные машины.

Исключение составляют случаи, когда необходимо оказать медицинскую помощь. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции разрешает пользоваться личными автомобилями граждан или организаций только в особых случаях. Такого основания как доставление данная норма не предусматривает, поэтому сотрудник полиции не может это сделать без согласия владельца машины.

Важно! Досматривать доставленных в помещение граждан, а также их вещи, полицейские не имеют права. Это допускается только в отношении задержанных

В некоторых ситуациях любой, даже законопослушный гражданин может быть доставлен в отделение полиции. Поэтому информация о том, в каких случаях применяют данную меру, будет полезна каждому.

Отличие доставления от задержания

Не стоит путать эти два понятия. Они несут различную смысловую нагрузку. Так, задержание – это временное ограничение свободы человека. Необходимо это в тех ситуациях, когда следует оперативно разрешить административное дело, не допустить его затягивания, а также принять все существующие меры, чтобы соблюсти требования законодательства.

О том, что произошло задержание, составляется соответствующий протокол. Кроме того:

  • срок ограничения свободы составляет не более 3 (трех) часов;
  • гражданин имеет право сообщить о своем местонахождении родственникам, работодателю;
  • человек может вызвать адвоката.

Протокол об административном правонарушении – как водителю защитить свои права?

Срок задержания исчисляется с момента доставления. Исключение: лица, находящиеся в нетрезвом состоянии. Их период инициируется после удостоверения факта протрезвления.