Кем были чумные доктора, и почему их боялись больше «черной смерти»

Содержание

Известные чумные врачи

  • Мишель де Ностредам, известный как Нострадамус, советует уничтожать инфицированные трупы, проветривать дома свежим воздухом, пить чистую питьевую воду или сок шиповника (источник витамина С). В своей книге Traite des fardemens  (en) он рекомендует не обескровливать пациента.
  • Ги де Шолиак , французский врач и хирург, нанятый папой в Авиньоне для лечения больных чумой.
  • Джованни де Вентура  (en) , заразился чумным врачом в итальянском городе Павия в 1479 году .
  • Найл О Глэкайн  (ru) , ирландский врач, заслужил глубокое уважение Испании, Франции и Италии за его мужество в лечении многих жертв чумы.
  • Парацельс лечит чуму, но в своем « Трактате о чуме» он продолжает распространять распространенные верования того времени.
  • Амбруаз Паре боролся с эпидемией чумы в Лионе в 1564 году и в 1568 году написал « Трактат о чуме, оспе и кори» .
  • Жан Баухин , официальный доктор чумы в Женеве в 1570 году, с «деревцем в руке» .

К каким докторам следует обращаться если у Вас Чума:

Инфекционист

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Чумы, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Методы лечения

Карикатура на чумного доктора в Марселе, конец XVII века. Заметно, что халат, маска, сапоги и шляпа сделаны из кожи.

Учитывая общий уровень развития медицины в Средние века, чумные доктора практически не располагали сколько-нибудь эффективными методами лечения чумы. По сути, их действия сводились главным образом к вырезанию и/или прижиганию чумных бубонов. Некоторые доктора практиковали и другие меры — такие, как помещение лягушек или пиявок на бубоны, с тем, чтобы «сбалансировать соки нормальной жизни», а также такие популярные в то время методы, как кровопускание. Ситуация также осложнялась тем, что врачеватели чумы не могли взаимодействовать с широкой общественностью из-за характера их деятельности и возможности распространения заболевания; нередко их самих помещали на карантин. С наступлением эпохи ренессанса ситуация несколько улучшилась, хотя и не столько в плане появления эффективных методов лечения, сколько в отказе от ряда откровенно бесполезных практик. В частности, советы Мишеля де Нотрдама (Нострадамуса), практиковавшего в том числе в качестве врачевателя чумы и изложившего свои рекомендации в «Трактате о приготовлении варений», сводились к быстрому удалению тел умерших от чумы, обеспечению больных свежим воздухом и качественной пищей, обильному употреблению чистой воды, а также применению внутрь настоя из розовых лепестков; при этом Нострадамус категорически не рекомендовал применять кровопускание.

Известные чумные врачи

  • В 1479 году итальянский город Павия нанял Джованни де Вентура в качестве местного чумного врача.
  • Ирландский врач , Ниолл О Глакейн (c.1563? -1653) заработал глубокое уважение в Испании, Франции и Италии за его храбрость в лечении многих людей с чумой.
  • Французский анатом Амбруаз Паре и швейцарский ятрохимик Парацельс также были известными чумными врачами эпохи Возрождения.
  • Нострадамус дал советы о профилактических мерах против чумы, таких как удаление инфицированных трупов, выход на свежий воздух, питье чистой воды и питье сока из плодов шиповника . В Traité des fardemens, Часть A, Глава VIII, Нострадамус также рекомендовал не пускать кровь у пациента.
  • Джон Политиус был первым чумным врачом в Эдинбурге , но он умер в июне 1645 года, всего через несколько недель после начала работы. Его сменил Джордж Рэй.

Как правильно надевать медицинскую маску

Медицинскую маску надевают в помещениях, транспорте либо при прямом контакте с инфицированным человеком в следующем порядке:

1. Вымыть руки с мылом и продезинфицировать антисептиком.

2. Держать маску цветной стороной и креплениями петель (завязками) наружу.

3. Надеть маску так, чтобы она полностью закрывала нос, рот и подбородок.

4. Убедится в удобном прилегании фиксатора на переносице.

5. Расправить маску снизу на подбородке.

6. Закрепить:

маску с эластичными петлями надевают так, чтобы нижняя петля оказалась на затылке или шее, а верхняя — в районе макушки;

маску с завязками поднимают за верхние завязки и закрепляют их бантиком чуть ниже макушки, а нижние завязывают на затылке.

7. Убедиться, что в маске комфортно, она плотно прилегает к лицу.

Минутка реальности[править]

Естественно, чумные доктора рядились как демоны из глубин ада не для того, чтобы попугать пациентов или порадовать потомков. Их амуниция отвечала передовым достижениям медицины тех времён. А передовым достижением была теория миазмов (от греч. μίασμα — «загрязнение, скверна») — то есть ядовитых испарений, якобы являвшихся переносчиками болезней. Именно от них чумные доктора отгораживались длинной кожаной, масленой или вощёной одеждой; заодно она ещё и не пускала к телу блох, собственно, и переносивших возбудителя чумы. Клюв, хоть и был обоснован с точки зрения передового герметизма, представлял собой, по сути, примитивный респиратор. Пахучие травы, которыми он был набит, долженствовали отгонять миазмы. А ещё — маскировать запах чеснока, который, после того, как были открыты его противомиазмные противомикробные свойства, чумные врачи жевали постоянно. А шляпа была всего лишь цеховым знаком принадлежности. В реальности, конечно, костюм выглядел попроще: например, рыбацких запрудников тогда не существовало, а пояс поверх плаща снижал бы эффективность последнего, создавая щели, где блохи могли бы укрыться.

Себя доктора защитить могли, пусть и исходя из неверных предпосылок, а вот с исцелением пациентов была беда. Не то чтобы «ой, беда-беда», но максимум полезного, что мог такой эскулап — велеть вывезти и сжечь умерших и рекомендовать делать ноги здоровым. Вскрытие и тем более прижигание бубонов только способствовало распространению заразы, а от сажания на них лягушек и пиявок толку было, как с гуся воды, так что вплоть до XIX в. чума лечилась по принципу доктора Гибнера: если помрёт, то и так помрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет. Потом изобрели вакцину — но уже без участия нашего героя.

Чумные камни

Три метеорита были названы чумными камнями. Каждый из камней распространял уникальный вид заразы и выглядел иначе, чем остальные. Однако размер во всех трёх случаях был примерно одинаков ~5м³.

Чёрный камень — чёрный смолистый камень картофелевидной формы. Помимо чумы распространял порчу. 

Замшелый камень — идеально круглый, болотно-зелёный камень. Окружён, им же источаемым, облаком ядовитых миазмов.

Костный камень — лёгкий, пористый камень, напоминающий человеческий череп.

Замшелый камень удалось поместить в огромный чан со святой водой, тем самым временно обезвредив его. Чёрный утонул в Южно-санкторумском болоте и периодически вызывает новые эпидемии. Скелетный камень нежить утащила в Земли мёртвых, где он используется для создания чумных мертвяков разных мастей. 

Ходят легенды, что был еще один камень, однако, он сразу же был нейтрализован, и информации о нем мало.

Офицеры по завещанию и общественного здравоохранения

Во время эпидемий врачи выполняли функции санитарных врачей (например, парикмахеров-хирургов и аптекарей). Их главная задача, возглавляемая комиссарами по здравоохранению (капитанами или инспекторами здравоохранения в зависимости от времени), помимо заботы о жертвах чумы, — это регистрация смертей от чумы. Регистрация эпизодические и систематические первый из XVII — го  века в Лондоне в Bills смертности  (в) (регистры смерти). Таким образом, их действия способствовали рождению статистики здравоохранения.

Часто являясь свидетелем агонии, он иногда дает советы пациенту и становится исполнителем . После средневековья характер отношений между врачом и пациентом регулировался все более сложным этическим кодексом, призванным избежать злоупотреблений и мошенничества, особенно в отношении наследства .

История создания персонажа

Автором Чумного доктора, который стал альтер-эго филантропа и миллионера Сергея Разумовского, является Артем Габрелянов. Сын Арама Габрелянова основал в 2011 году издательский дом Bubble Comics, который изначально освещал и даже в некотором смысле высмеивал российские реалии.

Однако такой контент оказался невостребованным — тогда было решено переместить фокус внимания на супергеройские сюжеты. Вскоре был придуман Игорь Гром, храбрый, честный и неподкупный полицейский, оперирующий в поиске преступников интуицией, а не должностной инструкцией.

В противовес служителю правопорядка, на котором держится работа отдела, был представлен Сергей Разумовский. К слову, изначально, прототипом этого персонажа был Павел Дуров. Многочисленные аллюзии были понятны читателям, даже далеким от политики.

Чумной Доктор в маске

Разумовский создал социальную сеть «Вместе», акция с самолетиками напомнила символ мессенджера Дурова, еще ряд явных соприкосновений сюжета комикса и деталей биографии российского бизнесмена привели к неоднозначным мыслям о плагиате. Высказывались даже мнения, что Павел «продвигает» предстоящий фильм о Майоре Громе.

Так или иначе, в определенном жизненном этапе образ героя комиксов претерпел трансформацию — изменились и его идеи, и цели. А главное — какое-либо сходство с создателем «ВКонтакте» сошло на нет.

Создатели Чумного доктора сделали его максимально неоднозначным. С одной стороны, персонаж — явный сумасшедший, нарекший себя рукой правосудия. С другой, жертвами преступника становятся настоящие подлецы, сумевшие избежать справедливого наказания за свои деяния.

Чумной Доктор и Майор Гром

И в этом отношения понятия «злой» и «добрый» настолько шатки, что у читателей возникали как чувства брезгливости к антагонисту, так и сочувствия. Ну а прозвище Разумовского — Чумной доктор — говорило само за себя. Он чистил город от «чумы» — продажных чиновников, олигархов, убийц и воров.

Впрочем, здесь стоит окунуться и в историю. В эпоху ренессансной Европы были люди, которые занимались лечением больных бубонной чумой. Внешность этаких врачевателей отразилась и в комиксе Габрелянова, в частности художники использовали маску с носом, напоминающим клюв птицы. К слову, подобный образ впоследствии использовался в итальянской «Комедия дель арте».

Легенда о врачевателях воплотилась и в реалиях современного мира. Облачившись в черный костюм и маску, Разумовский возомнил себя «чистильщиком» с великой миссией.

Респиратор класса защиты FFP1

Цена: от 150 рублейУровень защиты: до 60%Где применять: при вероятном контакте (поликлиника)Время ношения: до 4 часов

Одноразовые. Такие респираторы отличаются от масок более плотным материалом и полным прилеганием по контуру — прошитый край идет по всей маске, а не только со стороны наносника/креплений.

Считается более надежным способом защиты, поскольку респиратор увлажняется чуть дольше и в его состав входят более плотные материалы. Обычно их используют для защиты от пыли.

Как и маски пропускают вирусы, поскольку те все ещё меньше размеров ячеек фильтрующего материала — защищает только от частиц, летящих в лицо. Вышесказанное касается как вариантов с клапаном, так и без него — он лишь улучшает дыхание.

использованная литература

Вторичные источники

  • Бауэр, Сьюзан Уайз (2003). История мира: Рабочая тетрадь вторая: Средние века — от падения Рима до подъема Возрождения . Peace Hill Press. ISBN .
  • Байфилд, Тед (2010). Ренессанс: Бог в человеке, 1300-1500 гг. Н.э.: Но среди его великолепия наступает ночь на средневековое христианство . Христианский исторический проект. ISBN 0-9689873-8-9.
  • Бирн, Джозеф Патрик (2006). Повседневная жизнь во время черной смерти . Издательство «Гринвуд». ISBN 0-313-33297-5.
  • Бирн, Джозеф Патрик (2008). Энциклопедия эпидемий, пандемий и эпидемий . ABC-Clio. ISBN 978-0-313-34102-1.
  • Эллис, Оливер С. (2004). История огня и пламени 1932 . Кессинджер. ISBN 1-4179-7583-0.
  • Готфрид, Роберт С. (1983). Черная смерть: природные и человеческие катастрофы в средневековой Европе . Саймон и Шустер. С. 126–128.
  • О’Доннелл, Теренс (1936). История страхования жизни в годы становления . Американская консервационная компания.
  • Стюарт, Дэвид С. (2004). Опасный сад: поиски растений, которые изменят нашу жизнь . Фрэнсис Линкольн. ISBN 0-7112-2265-7.

Одноразовые маски – как долго их можно использовать?

Одноразовые медицинские маски, как следует из названия, можно использовать для защиты рта и носа только один раз, в течение периода, необходимого для выполнения определенной деятельности.

До эпидемии COVID-19 для защиты медицинского персонала во время обследования или операции одноразовая маска использовалась, а затем выбрасывалась. Переводя это на использование масок в повседневной жизни, например, после посещения магазина и возвращения домой, маску также следует выбросить.

Наиболее популярными медицинскими масками, предназначенными для пациентов и других людей с целью снижения риска распространения инфекции, являются маски типа I, изготовленные из трехслойного нетканого материала с эффективностью фильтрации до 95% BFE или эффективной бактериальной фильтрацией. Медицинская маска – барьер против проникновения капель воды, при котором взвешенные микроорганизмы передаются каплями, таким образом, снижая риск передачи инфекции.

К сожалению, для обеспечения надлежащей защиты использование этих масок должно быть ограничено во времени, что связано с тем, что во время использования маска намокает – происходит слишком большое накопление капель воды между волокнами, что приводит к снижению фильтрации. При дыхании или речи микро-капли воды выталкиваются вместе с воздухом и оседают на маске. Подсчитано, что за один приступ кашля образуется до 3000 капель воды.

Уже в 2006 году были проведены исследования, которые показали, что после 4 часов использования одноразовых медицинских масок наблюдается значительное снижение фильтрации и увеличение проницаемости микроорганизмов. Это означает, что маска больше не обеспечивает адекватной защиты.

В интернете часто пишут, что можно просушить маски, и снова их использовать. К сожалению, нет ничего более неправильного: в молекулах воды происходит размножение микроорганизмов, что означает, что повторное применение маски создает многократный риск заражения. В использованных масках учеными были идентифицированы многочисленные микроорганизмы (бактерии и грибы), включая колонии стафилококков (Staphylococcus spp.) и аспергилл (Aspergillus spp.).

Для обеспечения безопасности целесообразно носить одноразовые маски не более 4 часов и не использовать их снова.

Как лечили чуму в Средние века?

При своей высокой смертности бубонная чума не всегда была приговором для человека: некоторые люди выздоравливали спонтанно. Впрочем, происходило это довольно редко. Бубонная чума часто осложнялась чумной пневмонией и переходила в легочную форму, после чего инфекция могла распространяться воздушно-капельным путем. При худшем сценарии бубонная чума переходит в септическую, в результате чего развивается чумная бактериемия. В этом случае заразиться можно как при непосредственном контакте с телом больного, так и через блох.

Фото: википедия

Однако в Средние века об этом еще ничего не знали. Основным методом борьбы с распространением инфекции тогда был огонь. Считалось, что при любой стадии чумы заразиться можно, просто прикоснувшись к вещам больного (или уже покойного) человека, поэтому все его имущество старались как можно скорее сжечь. Проблему это, конечно же, никак не решало. О том, чтобы найти источник болезни, и говорить не приходится: Средние века были временем суеверий, охоты на ведьм и веры в черную магию, поэтому тогдашние жители Европы охотнее поверили бы в проклятье сатаны или гнев бога, ниспосланный на них с небес, нежели в переносящих заразу блох и крыс.

Правда, стоит все-таки отдать должное врачам того темного времени: уже тогда доктора носили противочумные костюмы. Этот знаменитый образ чумного доктора хорошо знаком каждому, кто хоть раз выбирал костюм для Хеллоуина. Противочумной костюм представлял собой полный комплект защиты, который носили врачи, чьей обязанностью было лечение больных чумой. Он включал в себя выполненные из вощеной кожи плащ, брюки, перчатки, ботинки, шляпу и, конечно, знаменитую маску в форму клюва. Считалось, что она придавала доктору сходство с древнеегипетским божеством и отпугивала болезнь

Но на самом деле у этого «клюва» было важное практическое предназначение: он защищал врача от страшного чумного смрада, который наполнял города Европы того времени. Кончик маски был заполнен сильно пахнущими травами, а так как доктор для профилактики постоянно жевал чеснок, то у его «носа» была двойная функция – окружающие тоже были защищены от зловонного дыхания врачевателя

А чтобы врач не задохнулся от всего этого обилия ароматов, в «клюве» имелись два вентиляционных отверстиях. Глаза доктора также находились под защитой благодаря стеклянным вставкам. Таким образом, можно сказать, что маска чумного доктора была вполне неплохим прообразом противогаза.

Фото: википедия

Примеры[править]

Киноправить

«Красавица и Чудовище» — именно чумной доктор советует отцу Белль убегать из города, отставив умирающую жену, и спасать дочь. Сам, очевидно, тоже торопился, так что даже маску в доме забыл.

Мультсериалыправить

  • The Owl House — именно под чумных докторов ряжены госслужбы императора Белоса. Чисто для нагнать жути или мы чего-то не знаем об эпидемиологической ситуации на Кипящих островах — неизвестно.
  • «Новаторы» — одного такого показали в серии где прививки исчезли из-за Морока.
  • «Время Приключений» — Принцесса Жвачка однажды появилась в таком образе, напугав героев.

Комиксыправить

  • Сергей Разумовский и его суперзлодейское альтер-эго, конечно. Конечно, недуг, от которого он решил исцелить город, крайне неприятен, однако средство он избрал пусть и всецело соответствующее имиджу, но, мягко говоря, жестковатое.

    В экранизации не притворялся, а искренне радел за правое дело, но спрогрессировавшая шиза привела его к тому же печальному исходу.

    В настоящее время вроде бы исправился и передал костюм ученице чтобы та стала очистила образ, но кто знает его истинные мотивы…

  • DC — аркхэмский психиатор Байрон Мередит носил похожий костюм в роли злодея Весельчака.
  • Некромантийя — спецвойска Инквизитории, использующие святую воду и огнемёты. Униформа позволяет как передвигаться в заражённой некротиком местности, так и эффективно скрывать свою внешность, чем несколько раз пользуются и герои, и злодеи. Костюмы, в отличие от прототипа, белые.

Видеоигрыправить

  • Darkest Dungeon — одну из героев так и называют. Лечит и калечит, то есть может как травить врагов, так и снимать негативные статусы с союзников.
  • MOBA Prime World — один из чемпионов, мощный отравитель и до некоторой степени контроллер.
  • Resident Evil 5 — в маске чумного доктора ходит

    В восьмой части планировалось выдать костюм Аде, но в игру она в итоге не попала.

    до некоторого времени.

  • Lobotomy Corporation — одна из аномалий. Даёт агентам благословления, а после двенадцатого
  • Salt and Sanctuary — такой костюм носит босс Безумный Алхимик.

Музыкаправить

Ye Banished Privateers — «Bring out your dead». В песне об эпидемии чумы не могли не упоминаться «doctors clad in scary beaks, pushing barrows down the streets».

Интернетправить

SCP Foundation — SCP-049, существо в облике чумного доктора с бзиком на лечении некого «Поветрия». Умеет убивать людей одним касанием и после недолгих махинаций над телом превращает их в зомби.

Реальная жизньправить

  • Мишель де Нотр-Дам aka Нострадамус по первой специальности был медиком, в том числе и чумным, и для своего времени даже передовым.
  • В связи с совершенно другой эпидемией многие творческие и тролльческие личности отреагировали на требование носить маски именно масками чумных докторов. Ибо вид и форма масок, которые предписывается носить, ничем не регламентированы — лишь бы дыхало закрывали!

Почему во время чумы носили такую маску с клювом?

Даже в те года, с ничтожными, по сравнению с сегодня, уровнем медицины, люди определили, что чума – это инфекционное заболевание. И чтобы защитить себя необходимо, надевать специальный костюм.

Так вот, маски, которые носили во время чумы имели именно такую форму, потому что в «клюв» клали специальный травяной сбор (лавр, ладан, розмарин и др.), который считался поможет от распространения заразы. Когда доктор дышал через этот сбор, он якобы не мог заразиться болезнью. Даже если находился близко к пациенту.  В маске обязательно присутствовали отверстия, чтобы «доктор» смог дышать и не задыхаться от запаха трав.

Это теперь мы знаем, что такие методы не особо помогали, но в те времена выбирать особо не приходилось и люди полагались только на то, что знали.

Как это было

     Летом 1346 г. в Европу стали поступать
настораживающие слухи с Востока. Купцы, ведшие дела с караванщиками,
привозившими пряности и чай из Индии и Китая,  рассказывали ужасные истории, в
которые по началу никто не верил. Якобы «на востоке, рядом с Большой Индией,
огонь и вонючий дым спалили все города», или о том как «между Китаем и Персией
пошел сильный дождь из огня, падавший хлопьями, подобно снегу, и сжигавший горы
и долины со всеми жителями», и сопровождаемый зловещим черным облаком, которое
«кто бы ни увидел, тот умирал в течение половины дня». Но потом появились и
очевидцы какого-то мора, бежавшие из Скифии.  Они свидетельствовали, что там
началась «казнь от Бога», и поразила она генуэзцев в колониях на берегах
Черного и Азовского морей, что люди умирают в три дня, покрываясь мучительными
язвами и пятнами, и немедленно чернеют после смерти. Однако зима прошла
спокойно, и о плохом старались не думать. Весной 1347 г. ситуация изменилась и
уже никогда не возвращалась в прежнее состояние.

     Страшная болезнь, оставлявшая после себя трупы,
черные как уголь, появилась сначала в «стране гиперборейских скифов»
(Таврический полуостров) и распространилась по побережью  Понта, затем она
проникла во Фракию, Македонию, Грецию, Италию, острова Средиземного моря,
Египет, Ливию, Иудею, Сирию. Произошла столь массовая гибель людей, что, как
заметил тогда Боккаччо (1351), умерший от чумы человек «вызывал столько же
участия, сколько издохшая коза»

     1 ноября 1347 г. черная смерть появилась в Марселе,
к январю 1348 г. волна эпидемии докатилась до Авиньона, и затем чума
стремительно распространилась по всей Франции. Папа Климент VI, приказав,
анатомировать трупы, чтобы найти причину болезни, бежал в свое имение рядом с
Валенсией, где закрылся в одиночестве в комнате, постоянно жег огонь, чтобы
выкурить инфекцию, и никого к себе не допускал. В Авиньоне смертность была так
велика, что не было никакой возможности хоронить покойников. Тогда Папа освятил
реку и торжественно благословил бросать в нее тела умерших от чумы людей.

     К началу 1348 г. черная смерть распространилась по
всей Испании. К концу января чума свирепствовала во всех крупных портах южной
Европы, включая Венецию, Геную, Марсель и Барселону. В Средиземном море
находили корабли, полные трупов, дрейфовавшие по воле ветров и течений. Один за
другим, несмотря на отчаянные попытки изолировать себя от внешнего мира,
итальянские города «падали» перед эпидемией. Весной, превратив Венецию и Геную
в мертвые города, чума достигла Флоренции.

     Чума «перешагнула» через Альпы, в Баварию. В Испании
она настигла королеву Арагона и короля Кастилии. Первую половину 1348 г. черная
смерть подбиралась к Англии. Весной она прошла по Гаскони, где погубила младшую
дочь короля — принцессу Жанну, которая направлялась в Испанию для сочетания
браком с наследником кастильского трона. Вскоре после этого чума вспыхнула в
Париже, где умерло огромное количество человек, включая королев Франции и
Наварры. В июле эпидемия охватила северное побережье Франции. В Нормандии, по
свидетельству современника, «было такое критическое положение, что нельзя было
никого найти, чтобы тащить трупы в могилы. Люди уверовали в то, что наступил
конец света и этот мир прекращает свое существование.

     В начале августа 1348 г. «бич господний» обрушился
на Англию.

 В течение той осени чума поражала одно южное графство за
другим. Дорсет и прилегающие графства почти вымерли; Пул был настолько
пустынен, что смог возродиться только через столетие. Духовенство и миряне
Девоншира и Корнуолла «ложились, подобно колосьям под серпом жнеца». Шотландия
держалась до конца года. Шотландцы приписывали несчастья соседей их слабости,
грозя «грязной смертью Англии». Но когда они собрались в Селкиркском лесу,
чтобы разорить пограничные английские земли, «их радость превратилась в плач, когда
карающий меч Господень… обрушился на них яростно и неожиданно, поражая их не
менее чем англичан гнойниками и прыщами»,
записал английский летописец. В
следующем году наступила очередь Уэльских гор и долин, затем чума достигла
Ирландии, поразив огромное количество англичан, проживавших там. Она едва
затронула самих ирландцев, которые проживали в горах и горных территориях, но и
их она безжалостно и неожиданно «уничтожила повсюду самым жестоким образом» в
1357 г.

«Посещение чумой». Фрагмент иллюстрации из Stiny Codex , XIV столетие, видимо, относится к «черной смерти» 1348-1351 гг. Университетская библиотека, Прага, Чешская республика.