Выступление по теме «классификация и диагностика дискалькулии. методы профилактикии коррекции расстройства»

Симптомы

Проявления зависят от возраста пациента и варианта расстройства. Первые признаки становятся заметными еще до начала школьного обучения, наиболее яркая картина наблюдается в младших классах, без профессиональной помощи нарушения сохраняются на протяжении всего периода учебы, влияют на выбор профессии.

Дошкольники плохо усваивают представление о числах, тяжело осваивают прямой и обратный счет, затрудняются при выборе большего предмета из двух, определении количества палочек. Слово, обозначающее число, например, «пять» и его символическое обозначение на бумаге не связываются между собой. При дисграфии нарушается запись под диктовку и копирование с оригинала. Вербальная разновидность проявляется неспособностью распознавания чисел на слух.

Младшие школьники путают знаки, обозначающие арифметические действия. Не могут запомнить таблицу умножения. Не понимают, что означает «больше (меньше), чем / на / в». Продолжают считать с помощью карандашей, палочек и пальцев, когда их одноклассники уже перестали нуждаться в наглядных пособиях. Плохо запоминают порядок действий и правила расчета. Не могут трансформировать вертикальную запись вычитания или сложения в горизонтальную.

В последующем страдает успеваемость по алгебре и геометрии. Дети не понимают условия, не могут проанализировать задачу, теряют нить подсчетов, не отличают важную информацию от второстепенной. Тяжело ориентируются в незнакомой местности, плохо распознают время и дату, не умеют работать с картами, таблицами и пр.

Математические навыки имеют высокую значимость при изучении многих предметов школьной программы, необходимы в обычной жизни, важны при выборе специальности и успешном профессиональном обучении. Дети плохо успевают по геометрии, черчению и другим предметам, прогуливают уроки, в последующем выбирают работу, не связанную с цифрами, даже если она хуже оплачивается и не обеспечивает желаемых перспектив.

Методика Томаса Верни

Сам Т. Верни считает, что ничто не влияет на ребенка столь положительно, как любовь.

Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье. Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов:. Мама

Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина

Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.

Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша. По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух. Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.

Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.

Признаки и симптомы дискалькулии

Дискалькулия у детей имеет неодинаковые проявления, что зависит от возраста ребенка и других факторов. Так, симптомы болезни с возрастом становятся более очевидными. Однако первые признаки могут появиться уже в дошкольном возрасте. К распространенным симптомам заболевания относятся такие:

  • Сложности с определением времени на часах;
  • Счет на пальцах в течении длительного времени после того, как сверстники перестали использовать этот прием подсчета.
  • Трудности в определении, какое из двух чисел больше;
  • Сложности с выяснением последовательности чисел;
  • Сложности с подсчетом денег, оценкой стоимости чего-либо
  • Нераспознавание чисел и их символов;
  • Трудности с сопоставлением чисел и их значений;
  • Неспособность выполнять простые арифметические операции (сложение, вычитание, умножение и деление);
  • Ошибки в написании, чтении и произношении чисел, например, перестановка, добавление и пропуски чисел в рабочей тетради;
  • Плохая память (удержание и извлечение) на числа и элементарные математические понятия. Когда ребенку трудно вспомнить названия чисел, или если он в состоянии выполнить определенные математические операции в один день, но на следующий не может вспомнить и повторить проделанное. Также это включает проблемы с запоминанием таких номеров, как почтовые индексы, адреса, номера телефонов и прочее.
  • Неспособность понимать математику на концептуальном уровне, или способность понимать, но не возможность применять эти концепции на практике.
  • Сложности с умственной оценкой величины объекта или расстояния между объектами, визуально-пространственным восприятием.
  • Трудно оценивать, сколько времени потребуется на выполнение чего-либо.
  • Неспособность понять и запомнить математические понятия, правила, формулы и последовательности.
  • Неспособность сосредоточиться на поставленных задачах и сложности в выполнении элементарных заданий.
  • Проблемы с логическим мышлением, группированием и классифицированием предметов.
  • Сильное отставание от других детей в обучении математике и на других занятиях.
  • Ребенок может выглядеть рассеянным и дезориентированным.

При наличии у ребенка каких-то из выше перечисленных симптомов, необходимо пройти профессиональное обследование на дискалькулию. Это включает диагностические тесты и разного рода упражнения и задания на вычисление. В отдельных случаях необходима консультация логопеда

Обнаружить признаки дискалькулии у ребенка может помочь школьный учитель или репетитор по математике, который обратит внимание на сильное отставание ученика по этому предмету, группе предметов и от своих сверстников в целом

Что делать, если дискалькулия подтвердилась?

Обнаружение дискалькулии — новость не из приятных. И все же мировой опыт показывает, что с этим расстройством можно успешно обучаться школьным дисциплинам, в том числе математике

Важно, чтобы ребенок как можно раньше начал заниматься с логопедом и неврологом по индивидуальному плану, который будет зависеть от того, какой тип дискалькулии обнаружен

В школе ребенку с дискалькулией очень важна чуткость и поддержка учителя. 

Вот несколько рекомендаций, которые помогут педагогу сделать уроки для ученика с математической дислексией более комфортными.

Позволяйте пользоваться вспомогательными материалами и инструментами

Разрешайте детям совершать подсчеты с помощью калькулятора, заглядывать в таблицы-подсказки, акцентируйте внимание на том, что важно понимать смысл изучаемого, а не зазубривать материал (зубрежка не под силу детям с расстройством счета)

Придерживайтесь постоянной структуры уроков

Дискалькуликам сложно ориентироваться во времени и пользоваться часами. У этого непонимания времени могут быть самые негативные последствия: ребенок постоянно опаздывает, не справляется с задачами в срок, испытывает тревогу. Регламентированная структура урока помогает ему легче ориентироваться во времени. Допустим, четверть вашего урока всегда будет отводиться на проверку домашнего задания, другая четверть — на изучение теоретического материала, третья — на практику, а четвертая — на повторение материала. В этом случае ученик с дискалькулией постепенно начнет чувствовать время лучше.

Обращайтесь к творческим практикам

Дискалькуликам сложно найти общий язык с цифрами, символами, различными знаковыми системами, при этом они могут мыслить образно. Старайтесь почаще обращаться к иллюстративному материалу, разбавляйте уроки творческими практиками (лепкой, рисованием, конструированием), которые развивают мелкую моторику (а это, в свою очередь, оказывает позитивное влияние на формирование соответствующих нейронных связей) и снимают стресс, без которого редко обходится учебный процесс.

Продумайте систему оценивания работ

Оценивая работу ученика с дискалькулией, не принимайте во внимание ошибки в подсчете — это лишь снизит мотивацию ребенка. По возможности, старайтесь избегать категоричного оценивания

Проверяйте тетради, используя разные цвета: подчеркивайте те места, в которых ученик демонстрирует правильное или неординарное мышление. Вы увидите, что при таком подходе ваши ученики, даже самые проблемные, удивят и порадуют успехами. Главное — не переставать в них верить.

Комбинируйте методы обучения

Сочетайте разные способы объяснения материала, комбинируйте аудио- и видеопрезентации с живыми экскурсиями, лабораторные работы в парах с самостоятельным изучением материала. Вы никогда не сможете узнать заранее, какой конкретный метод подойдет вашему ученику. У дискалькулии нет стандартных форм проявления, а значит, нет и стандартных методов справиться с ней. Любое «педагогическое ружье» может внезапно выстрелить. Главное — не переставать пробовать.

Играйте, играйте и еще раз играйте

Игра — самый эффективный способ обучения людей всех возрастов. Не забывайте проводить развивающие игры с детьми и подростками. С одной стороны, игра помогает детям снять эмоциональное напряжение, с другой — в игровую форму можно интегрировать математическую задачку, над которой придется поломать голову. Попробовать как можно быстрее сосчитать, сколько в классе девочек с именем на «А»; командой из 10 человек без слов образовать круг, треугольник или квадрат; сыграть в считалочку, произнося вслух все числа, кроме тех, которые кратны трем. 

Способов облегчить процесс обучения ребенку с дискалькулией много! Главное — не переставать искать.

История

Термин «дискалькулия» был придуман в 1940-х годах, но он не был полностью признан до 1974 года благодаря работе чехословацкого исследователя Ладислава Коска. Кош определил дискалькулию как «структурное расстройство математических способностей». Его исследование доказало, что неспособность к обучению была вызвана нарушениями определенных частей мозга, которые управляют математическими вычислениями, а не тем, что люди с симптомами были «умственно отсталыми». Исследователи теперь иногда используют термины «математическая дислексия» или «неспособность к обучению математике», когда упоминают об этом заболевании. Когнитивные нарушения, характерные для математики, были первоначально выявлены в тематических исследованиях с пациентами, которые испытали определенные арифметические нарушения в результате повреждения определенных областей мозга. Чаще всего дискалькулия возникает в процессе развития как генетически связанная неспособность к обучению, которая влияет на способность человека понимать, запоминать или манипулировать числами или числовыми фактами (например, таблицами умножения ). Этот термин часто используется для обозначения неспособности выполнять арифметические операции, но также определяется некоторыми профессионалами в области образования и когнитивными психологами, такими как Станислас Дехаен и Брайан Баттерворт, как более фундаментальная неспособность концептуализировать числа как абстрактные концепции сравнительных величин ( дефицит « чувства числа »), который эти исследователи считают основополагающим навыком, на котором строятся другие математические способности. Симптомы дискалькулии включают задержку простого счета, неспособность запоминать простые арифметические факты, такие как сложение, вычитание и т. Д. Известных симптомов мало, потому что по этой теме было проведено мало исследований.

Описание

Дискалькулия – нарушение способности к изучению арифметики при нормальном интеллекте. По МКБ-10 имеет код F81.2. Проявляется неспособностью к распознаванию цифровых символов, затруднениями при сложении, вычитании, умножении и делении. Сочетается с запоздалым появлением способности оценивать размеры объектов и распознавать геометрические фигуры. Сопровождается отставанием от школьной программы.

Дискалькулию необходимо отличать от акалькулии – вторичной потери способности к работе с цифрами у детей и взрослых людей после тяжелой ЧМТ, опухоли или кровоизлияния в мозг. Дискалькулия обнаруживается в детском возрасте в период обучения ребенка счету, относится к категории нарушений развития учебных навыков. В различной степени выявляется у 6% детей, одинаково часто встречается у пациентов обоих полов. Нередко сочетается с дефицитом внимания, дислексией.

Причины развития

Нарушение счета вызывается генетическими, психологическими или органическими причинами. На практике у большинства детей выявляется сочетание нескольких факторов.

  • Наследственная отягощенность. Дети часто имеют родителя или близкого родственника, который также страдает дискалькулией. Генетическая основа нарушения пока не установлена.
  • Негативный опыт обучения. Затруднения счета возникают под влиянием чрезмерных или не соответствующих возрасту требований, слишком строгого наказания за ошибки, сложностей в отношениях между ребенком и родителем или учителем.
  • Общие психологические факторы. Дискалькулия чаще развивается у детей из неблагополучных семей, формируется на фоне семейного физического или эмоционального насилия, гиперопеки, непоследовательного или жестко-авторитарного воспитания.
  • Органические поражения мозга. Причиной нарушения функции мозговых структур при дискалькулии органического генеза являются внутриутробные инфекции, интоксикации матери во время вынашивания ребенка, осложнения в период гестации и родов.

Патогенез

На начальной стадии обучения важную роль в развитии органической дискалькулии играет дисфункция внутрименной борозды теменной доли. В последующем препятствиями для обучения счету становятся поражения задней ассоциативной коры, лобных долей и подкорковых отделов, а также ухудшение межполушарных взаимодействий. Психогенные трудности в обучении возникают при психологической запущенности, страхе перед наказанием, неуверенности в себе.

Классификация

С учетом преобладания того или иного типа нарушений различают 6 видов дискалькулии:

  • Лексическая. Ребенок хорошо усваивает арифметические понятия на слух, но испытывает затруднения при работе с цифрами, уравнениями и примерами, когда видит их на бумаге.
  • Вербальная. Пациент нормально решает письменные задания, но затрудняется при попытке назвать математические категории или распознать их на слух.
  • Графическая. Ученик успешно использует математические символы в устной речи, но теряется при необходимости их написать.
  • Практогностическая. Ребенок испытывает трудности при попытке перевести конкретные примеры на уровень абстракций или абстракции на уровень конкретных примеров.
  • Идеогностическая. Пациент не может проводить математические расчеты в уме. Для решения ему нужна фактическая основа: использование предметов, рисование или записывание данных на бумаге.
  • Операциональная. Страдает символизация. Ученик успешно понимает числа, распознает «больше – меньше», но плохо запоминает цифры и специальные знаки.

На практике чистые типы дискалькулии практически не встречаются, преобладают смешанные формы.

Виды расстройства

Различные механизмы развития нарушения обусловливают нарушения отдельных этапов работы с абстрактными символами. В зависимости от этого, выделяется несколько типов дискалькулии:

  • графическая – проявляется сложностями в письменном отображении математических символов и цифр, отмечается невозможность точного воспроизведения геометрических фигур;
  • практогностическая – связана с нарушенным пониманием абстрактных математических понятий, дети не могут перевести их в конкретные примеры, что затрудняет решение задач или объяснение выполненных математических действий;
  • лексическая – проявляется нарушенным чтением математических знаков и цифр, сохраняется способность воспринимать информацию и обучаться, слушая учителя или родителей, но отсутствует понимание учебного материала при самостоятельном чтении;
  • вербальная – выявляются нарушения восприятия математических понятий на слух и трудности с их называнием, при этом письменные задания выполняются легко;
  • операционная – проявляется нарушениями устного и письменного решения задач с математическими действиями;
  • идеогностическая – связана с невозможностью вести мысленные размышления и подсчеты без опоры на математические понятия, таким людям необходимо вести письменные записи, зарисовывать задачи или использовать палочки.

Вне зависимости от причин развития, отдельные типы дискалькулии могут сочетаться. Это приводит к усложнению восприятия информации и затрудняет освоение точных наук.

Виды дискалькулии


Дискалькулия — проблема счета, сравнения чисел

При заболевании у больного отмечается нарушение одного или сразу нескольких процессов, которые обеспечивают развитие счетных навыков.

В зависимости от того какой из компонентов всего механизма, отвечающего за умение счета, нарушен, выделяют шесть разновидностей заболевания:

  1. Вербальная. Трудности возникают в том, чтобы называть и воспринимать на слух цифры и арифметические знаки. Больные письменные математические задачи больным под силу.
  2. Практогностическая. Ребенок оказывается не в состоянии перевести абстрактные понятия в конкретные примеры, или наоборот. Он не владеет понятиями: сложение, деление, вычитание и умножение. Не может переводить условия задачи в символическое написание.
  3. Лексическая. Больной испытывает большие затруднения или полную неспособность к прочтению цифр и знаков математики. Он не может понять примеры и уравнения. При этом у человека хорошо развито слуховое запоминание понятий, но применить их при прочтении задания он не может.
  4. Графическая. Патология проявляется в том, что написание цифр и знаков затруднено. Дети легко применяют понятия, но записать их практически не могут.
  5. Идиогностическая. Форма патологии, при которой больной не способен мысленно производить расчеты, не используя какие-либо символы или арифметические знаки, написанные на бумаге. Больным нужно постоянно иметь видимую опору для решения задач. Они могут легко провести письменный расчет, использовать палочки или считать на пальцах.
  6. Операционная. В этом случае у больного нарушены как письменные, так и устные способности к арифметическим операциям.Ребенок не может и сравнивать между собой числа. Он долго осваивает их графическое изображение, а также математические знаки.

Если дискалькулия у ребенка не связана с какими-то еще патологическими состояниями, которые указывают на нарушения общего интеллектуального развития, то умственная отсталость не диагностируется. Ему необходима корректирующая терапия для устранения нарушения, которая позволит учиться в обычной школе. Болезнь Паркинсона — что это за болезнь?

Диагностические мероприятия

При выявлении симптомов предполагаемого нарушения, необходимо обратиться к школьному психологу или логопеду. Если клинические проявления выражены сильно, то вопросами диагностики и лечения занимается врач-психиатр. В редких случаях, выявление болезни происходит у подростков.

Заболевание диагностируют по алгоритму, позволяющему подтвердить нарушения калькуляции и других когнитивных навыков. Обследование состоит из:

Сбора имеющихся жалоб и анамнеза заболевания

Важно установить характер течения беременности и родов, условия воспитания, а также наличие признаков аналогичных симптомов у родителей ребенка.
Осмотра, в ходе которого врач изучает неврологические функции и психическую сферу. При выявлении изменений, следует проводить дифференциальную диагностику с органическими поражениями головного мозга.
Оценки навыков и умения в области математики

Школьников просят посчитать до десяти и обратно, сравнить предметы по размеру и количеству, правильно назвать геометрические фигуры, решить простые примеры. Дополнительно оценивают способность ориентироваться в пространстве, в том числе по карте, выполнять сложные действия по инструкциям в несколько этапов. При диагностике дискалькулии у детей дошкольного и раннего школьного возраста их просят выполнить простые задания: расположить числа по их увеличению или уменьшению, сравнить их. Важно помнить, что подбирать задания следует в соответствии с возрастными нормами.
Тестов на дискалькулию, состоящих из заданий на перекодирование информации. От подростка требуется перевести словесные конструкции в математические символы. Для этого ему предлагают различные формулы, дроби и др.
Электроэнцефалографии (ЭЭГ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) – проводят при подозрении на органическое поражение головного мозга.

Дифференциальную диагностику дискалькулии необходимо проводить с рядом патологических состояний, таких как педагогическая запущенность, задержкой психического развития и олигофренией. У детей с заболеванием снижается только способность к арифметическим расчетам, а все остальные сферы (интеллект, память и пр.) сохраняются в пределах возрастной нормы.

Симптомы дискалькулии

Данный термин в переводе означает плохо считать. Дискалькулия, преимущественно, самостоятельное заболевание. В редких случаях неспособность считать является симптомом нейрологических и психических заболеваний. Синдром наблюдается у 3-6% школьников, независимо от половой принадлежности.

Для дискалькулии характерно отсутствие способности правильно оценивать количество объектов с первого взгляда. Считается, что у лиц, имеющих данную патологию, внутритеменная борозда теменной доли значительно меньше, из-за чего, помимо дискалькулии, у них может быть диагностирована гиперактивность и дислексия (невозможность приобретения опыта письма и чтения при условии наличия способности к обучению).

Дискалькулия определяет следующими признаками:

  • нарушением координации движения;

  • отсутствием чувства времени;

  • невозможностью понимать элементарные математические операции.

Наличие данного синдрома ни в коем случае не должно вызывать ассоциации с низким интеллектуальным уровнем. Часто плохо считающие люди не испытывают затруднений в изучении письма, языков, являются успешными в области литературы и искусств.

Скорректировать данный синдром можно за счет специальных компьютерных программ, алгоритмы которых включают в себя данные о нервной системе индивидуума и развитии мозга.

Методика «Сонатал»

Методика «Сонатал» существует с 1984 года и разработана Михаилом Лазаревым, профессором, доктором медицинских наук. Это музыкальная методика пренатального развития ребенка, во многом она схожа по своей сути с методикой Томаса Верни. Методика «Сонатал» имеет разную направленность в зависимости от срока беременности.

1 триместр — биоритмы. Методика формирует биоритмы, по которым и будет жить малыш после рождения.

2 триместр — движения. Когда ребенок начинает шевелиться, добавляется двигательная активность мамы: танцы, движения в ритм музыке, похлопывания по животику.

3 триместр — «образовательный». Мамы читают малышам сказки, поют специально подобранные колыбельные, пестушки, детские песенки. Во время занятий мама может воздействовать на малыша звуком или изображать на животе геометрические фигуры. Также будущие мамы занимаются творчеством и дыхательной гимнастикой.

Лечение и профилактика

Акалькулия может поддаваться терапии, но для полного устранения синдрома необходимо, прежде всего, лечение основного заболевания. При первичной форме расстройства на первый план выходит необходимость возобновления понятия чисел и их разрядов. Для восстановления таких больных в современной медицинской практике успешно применяется визуальный метод, а также метод действий с числами и понимания их разрядов.

Существую специализированные методики, применение которых может помочь в наиболее тяжелых случаях. В их основе лежит визуальная память человека. Тренинг может проходить таким образом: перед пациентом раскладываются карточки с изображениями чисел и предметами аналогичного количества. Данный метод может применяться как для взрослых, так и для детей в игровой форме.

Вторичная акалькулия несколько сложнее в плане лечения. Возможность восстановления пациента зависит, в первую очередь, от локализации поражения в головном мозге. Коррекция может быть направлена на визуальные особенности чисел, обучение простому пониманию чисел, выполнения устного счета и арифметических действий и т.д.

В клинической практике активно используется метод манипулирования с предметами и числами. Это позволяет больным самостоятельно проводить анализ математических операций с объективно-разрядным пониманием числа.

Что касается профилактики акалькулии, то она должна заключаться в предупреждении черепно-мозговых травм и сосудистых заболеваний головного мозга. Любые патологии требуют своевременной диагностики и лечения, особенно это касается опухолевых новообразований в коре мозга.

Рейтинг:

Акалькулия – это симптом нейропсихологического генеза, обнаруживающийся в нарушении способности считать и производить операции по вычислению. Возникает акалькулия вследствие повреждения различных сегментов коры мозга. Выделяют первичную форму описываемого нарушения и вторичную. Первая – обусловлена непониманием разрядной числовой структуры, сложностями непосредственно в вычислительных операциях, неспособностью распознать арифметические знаки. Она является симптомом, независящим от иных дисфункций психики. Первичная акалькулия зарождается при повреждении теменно-затылочно-височных сегментов мозга и представляет собой сбой в понимании пространственных связей. Вторичная – может появляться при иных дисфункциях психики (например, при или афазии) либо вследствие общего расстройства целенаправленной умственной деятельности.

Лечение

Акалькулия поддается лечению, но для полной ликвидации симптомов, необходимо устранить причину патологии, то заболевание, которое стало причиной нарушений. Другая ситуация возникает с дискалькулией. Так как это заболевание не приобретенное, а врожденное, лечение предполагает только коррекцию и меры профилактики.

Методики лечения акалькулии будут зависеть от возраста пациента и степени тяжести заболевания. Если болен взрослый человек, то терапия будет проводиться со специалистами с применением различных компьютерных программ. Больного постепенно приводят к осознанию понятия числа. После этого начинается обучение математическим действиям от простых до более сложных.


У детей лечение построено на игре. Чаще всего для этого используются картинки с изображением цифр. Ребенка визуально приучают различать цифры.

Коррекцией дискалькулии должен заниматься врач-логопед. При необходимости к раьоте с пациентом может быть привлечен психолог и невролог. Для коррекции разрабатываются специальные методики. Занятия могут проходить в любом комфортном для ребенка месте. Методика состоит из целого комплекса игровых упражнений, которые обучают счету. Также занятия должны быть направлены на развитие речи, мышления, изобразительных способностей ребенка.

Для устранения дискалькулии очень важно развить грамотную и связную речь. Коррекция должна быть основана на расширении словарного запаса у ребенка с одновременным изучением математических терминов. в самом начале должно вводится понимание больше, меньше, название геометрических фигур, признаки предмета

в самом начале должно вводится понимание больше, меньше, название геометрических фигур, признаки предмета.

Следующим этапом вводится обучение порядковому счету, употребление цифр в речи. Ребенка учат сравнивать цифры, предметы, их количество, качественные характеристики. У ребенка формируют связь между цифрой и ее визуальным выражением на письме. Развивается сразу и мелкая моторика, и мышление.

Как только будут достигнуты устойчивые достижения в счете, преподаватель переходит к простейшим арифметическим действиям. Цель показать ребенку логику решения.