Как гибель «Челленджера» вскрыла проблемы США

«Джемини 6А»

12 декабря 1965 года капсула Gemini 6A должна была стартовать и встретиться с «Джемини-7», осуществив первую стыковку в космосе. Однако запуск «Джемини 6А» прервали, когда ракета Titan II отказала спустя 1,2 секунды после зажигания двигателя. Астронавтам было предписано катапультироваться из капсулы, если двигатели отключаются, поскольку подъем над стартовой площадкой даже на несколько дюймов привел бы к тому, что ракета перевернется. Но отстреливать сиденья тоже было рискованно. Чрезвычайно высокое ускорение, при котором астронавты должны были покинуть капсулу, могло с легкостью их убить. Во время испытаний катапультирующихся сидений использовались манекены. В ряде испытаний люки отказались открываться, и манекены влетали вперед головой в закрытый люк с ускорением в 20 g.

Потребовалась воистину твердая рука под невероятным давлением, чтобы сохранить космонавтов от отстрела капсулы. Не почувствовав никакого ускорения, они пришли к верному выводу: «Титан» не поднялся над площадкой. Запуск был перенесен, и спустя три дня «Джемини 6А» успешно отправилась в космос.

Телескоп Hubble — не самый мощный

Благодаря колоссальному объему снимков и впечатляющим открытиям, совершенным телескопом Hubble, у многих существует представление, что этот телескоп обладает самым высоким разрешением и способен увидеть такие детали, которые не увидеть с Земли. Какое-то время так и было: несмотря на то, что на Земле можно собрать большие зеркала на телескопах, существенное искажение в изображения вносит атмосфера. Поэтому даже “скромное” по земным меркам зеркало диаметром 2,4 метра в космосе, позволяет добиться впечатляющих результатов.

Однако, за годы, прошедшие с момента запуска Hubble и земная астрономия не стояла на месте, было отработано несколько технологий, позволяющих, если не полностью избавиться от искажающего действия воздуха, то существенно снизить его воздействие. Сегодня самое впечатляющее разрешение способен дать Very Large Telescope Европейской Южной обсерватории в Чили. В режиме оптического интерферометра, когда вместе работают четыре основных и четыре вспомогательных телескопа, возможно достичь разрешающей способности превышающей возможности Hubble примерно в пятьдесят раз.

К примеру, если Hubble дает разрешение на Луне около 100 метров на пиксель (привет всем, кто думает, что так можно рассмотреть посадочные аппараты Apollo), то VLT может различить детали до 2 метров. Т.е. в его разрешении американские спускаемые аппараты или наши луноходы выглядели бы как 1-2 пикселя (но смотреть не будут из-за чрезвычайно высокой стоимости рабочего времени).

Пара телескопов обсерватории Keck, в режиме интерферометра, способны превысить разрешение Hubble в десять раз. Даже по отдельности, каждый из десятиметровых телескопов Keck, используя технологию адаптивной оптики, способны превзойти Hubble примено в два раза. Для примера фото Урана:

Трагический запуск шаттла

28 января в 11:38 часов «Челленджер» все-таки стартовал с мыса Канаверал. За его запуском наблюдали миллионы зрителей со всего мира.

Уже с первых секунд взлета кинокамеры зафиксировали белый дым, который выходит из нижней секции ускорителя, вскоре он сменил цвет на черный, а на 59 секунде из шаттла вспыхнули языки пламени.

Запуск шаттла «Челленджер»

У руководства полетами еще тогда была возможность совершить аварийную посадку, однако командир корабля сидел в таком месте, что не мог физически видеть огонь. Полет продолжался еще несколько секунд, после чего на 73 секунде шаттл взорвался на глазах всех зрителей и родственников членов экипажа.

Взрыв шаттла «Челленджер»

В тот момент никто еще не понял, какая трагедия только что произошла. Комментатор прямого эфира монотонным голосом продолжал трансляцию, пока ему не сообщили, что произошло на самом деле. Тем временем корабль продолжал пылать, а его обломки с бешеной скоростью летели вниз. Взрыв оторвал носовую часть корабля, в которой находился экипаж.

Смотрите видео взрыва шаттла «Челленджер»:

Астронавты не пострадали от пламени, однако, шансов выжить у них практически не было. Удар кабины на огромной скорости о поверхность воды привел к мгновенной гибели всех, кто находился на борту.

Экипаж шаттла «Челленджер»

Правительство США немедленно организовало поиски обломков «Челленджера» и тел астронавтов на дне океана. Общие убытки от катастрофы составили 8 миллиардов долларов.

Однако никого из руководства NASA, которое приняло решение о запуске шаттла, несмотря на явную угрозу, не наказали. Правительство ограничилось небольшими изменениями в менеджменте агентства. После этой трагедии ряд астронавтов, которые хотели выразить свое недоверие руководителям, уволились.

«Аполлон-13»

Случай «Аполлона-13» известен тем, что трагической катастрофы удалось избежать, благодаря изобретательности и смекалке. Менее известно, однако, то, что ракета «Сатурн-5», которая запускала миссию, почти отказала. Причина заключалась в явлении, известном как пого-колебания, повторяющихся самоусиливающихся вибрациях, которые вызывают жидкотопливные ракетные двигатели при определенных условиях.

Эти колебания возникли, когда заработала вторая ступень ракеты. Хотя пого-колебания случались и с предыдущими миссиями «Аполлон», в случае с «Аполлоном-13» они были куда сильнее, чем ожидалось. Их сила превышала диапазон измерительных инструментов, пока автоматическая команда не отключила центральный двигатель, остановив колебания. Последующее расследование показало, что ракета была в одном колебательном цикле от катастрофического структурного отказа, который мог положить трагический конец миссии еще до того, как «Аполлон-13» окажется на орбите. На все последующие аппараты «Аполлон» уже ставили пого-супрессоры, которые должны были подавлять колебания.

Что представлял собой «Челленджер» и кто входил в состав экипажа во время катастрофы

Американский шаттл «Челленджер» был сконструирован NASA, как гибрид самолета и космического корабля и представлял собой аппарат многоразового использования. До своей трагической гибели он выполнил девять успешных полетов.

ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: Предсказания на 2021 год от Фатимы Хадуевой и других известных экстрасенсов

В конструкции шаттла использовались самые современные системы оборудования, а его стоимость оценивалась в 1,2 миллиарда долларов. Эксперты считали его уникальным и надежным космическим кораблем.

Во время десятого полета экипаж «Челленджера» начал формироваться за год до старта и состоял из семи человек. Большинство из них были опытные пилоты, проведшие в космосе уже много часов, и только для двоих из них – инженера Грегори Джарвиса и учительницы Кристы Маколифф, принимавшей участие в полете на правах туристки, этот старт был первым.

В профессиональном составе экипажа «Челленджера» во время его гибели были командир корабля, подполковник ВВС Френсис Скоби, пилоты Майкл Смит и Эллисон Онизука, инженер Джудит Резник и научный исследователь Рональд Макнейр.

Десятый полет «Челленджера» должен был проходить в течение шести суток. В задачи экипажа входило выведение на орбиту спутника связи и наблюдение за кометой Галлея.

Пожар в командном модуле Аполлон-1 (1967 год)

Трагедия хоть и далеко не самая масштабная, тем не менее ужасает своими подробностями. Она произошла в самый разгар лунной гонки. Американцам было известно, что СССР хоть и серьезно отстает от США, но тоже работает над лунным челноком. Поэтому программа “Аполлон” реализовывалась в сильной спешке.

Тренировка экипажа Аполлона-1 в 1967 году

В 1966 году прошли первые успешные испытания «Аполлонов-1» в беспилотном режиме. В конце февраля 1967 года должны были состояться пилотируемые запуски челнока. Для подготовительных тренировок на Мыс Канаверал в январе 1967 года доставили первую версию командного модуля. Практически сразу же выяснилось, что модуль имеет серьезные недоработки. Некоторые изменения инженерам приходилось выполнять прямо на месте.

Трагедия случилась 27 января в процессе имитационной тренировки экипажа. Задача состояла в том, чтобы проверить работу приборов. Члены экипажа зашли в кабину около часа дня. В качестве искусственной атмосферы в модуль был закачан чистый кислород. Во время тренировки постоянно возникали неполадки. Периодически с космонавтами прерывалась связь, от них поступали сообщения о появлении странных запахов. В результате тренировка периодически прерывалась, однако так и не была отменена полностью.

Экипаж челнока Аполлон-1 незадолго до трагедии

Во время очередной проверки датчиков космонавтами был зафиксирован сильный скачок энергии. Спустя 10 секунд, в 18:31 по местному времени один из членов экипажа прокричал, что в кабине пожар. Камеры запечатлели, как космонавт пробрался к люку и попытался его открыть, но попытки были тщетны в результате плохо продуманной конструкции люка. Другие космонавты через радиосвязь просили о помощи, однако вскоре связь с ними прервалась.

Подоспевшие люди обнаружили, что все член экипажа уже мертвы. После этого события материалы внутри модуля были заменены на негорючие, провода стали изолировать тефлоном, конструкцию люка доработали. Кроме того, в качестве искусственной атмосферы стали использовать смесь кислорода и азота в пропорции 60% и 40%.

«Союз-1»

Запуск корабля новой серии пилотируемых аппаратов «Союз» закончился первой в мире космической трагедией. Экипаж состоял из одного человека, Владимира Комарова. Интересно, что его дублером на этой миссии был Юрий Гагарин.

«Союз-1» не подготовили должным образом к полету. Перед началом миссии инженеры провели три беспилотных запуска для испытаний аппарата. Все они закончились неудачно. Было отмечено порядка двухсот недоработок в конструкции «Союза-1», которые перекочевали в финальную модель.

Однако руководство СССР настаивало на скорейшем запуске корабля. Американцы с марта 1965 по ноябрь 1966 года провели десять пилотируемых полетов, а также готовились к лунной миссии. При этом советские аппараты уже два года не поднимались в космос. Таким образом, несмотря на массу недоработок и отсутствие успешных испытаний, Комаров полетел на «Союзе-1».

После выхода на орбиту не раскрылась одна из двух солнечных панелей. Руководство на земле решило досрочно прекратить полет и приказало Комарову возвращаться на Землю. На высоте семи километров у «Союза-1» не сработал основной парашют. Запасной вышел, когда до поверхности планеты оставалось полтора километра. Но из-за спутавшихся строп купол не раскрылся, космический аппарат врезался в землю со скоростью 50 м/с.

От удара, после которого Комаров мгновенно погиб, загорелись емкости с пероксидом водорода. «Союз-1» почти целиком сгорел. Это первый в истории случай гибели космонавта.

[править] Источники

  1. 31 год назад взорвался космический челнок «Челленджер»
  2. 20 лет назад произошла трагедия «Челленджера»
  3. https://tass.ru/proisshestviya/2617460
  4. https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201901142001-bghm.htm
  5. https://www.kla.tv/8834 Программа на русском
  6. https://www.klagemauer.tv/8628 видео, чтобы открыть статью на немецком со ссылками, надо нажать на «Sendungstext in geschriebener Form + Quellenangabe»
  7. https://201day.wordpress.com/2017/04/16/немецкие-журналисты-разыскали-астро/
  8. https://aftershock.news/?q=node/316309&full
  9. http://www.meltingreality.com/chаllenger-1986-katastrofa-shattl-ekipazh-ziv/
  10. 201day.wordpress.com
  11. https://www.youtube.com/watch?v=7ZpNyKf3jGI
  12. https://www.youtube.com/watch?v=nfGBwVEwpGo
  13. 201day.wordpress.com

Могила в Арлингтоне

Программа эксплуатации шаттлов была приостановлена. Запуски военных спутников, которые планировались выводить на орбиту челноками, стали проводить с помощью одноразовых ракет-носителей. На Арлингтонском кладбище установлен небольшой памятник с именами и изображениями всех астронавтов, ушедших на «Челленджере»: командира — Фрэнсиса Ричарда, второго пилота — Майкла Джона Смита, научных специалистов Эллисона Онидзуки, Джудит Резник, Рональда МакНейра и специалистов по нагрузке Грегори Джарвиса и ШаронМакколлиф. Странную должность «специалист по нагрузке», видимо, придумали для тех кто летел по особой программе. Родственники оплакали очередных жертв космоса, и жизнь двинулась своим чередом до тех пор, пока в 2015 году кто-то не начал сливать весьма странную информацию. По ней получалось, что погибшие в 1986 году астронавты живы и здоровы, ведут благополучную жизнь в разных городах США, воспитывают детей, внуков, занимаются бизнесом. Командир экипажа даже не стал заморачиваться сменой имени. Фрэнсис Ричард Скоби живёт в Иллинойсе, где уже 10 лет руководит рекламной компанией Cows & Trees. С его странички смотрит фотография улетевшего на «Челленджере» Ричарда Скоби. Он постарел на три десятка лет, но вполне узнаваем, Не поменял имени и Майкл Джон Смит. Сегодня «погибший» второй пилот преподаёт системную инженерию в университете Висконсина. Чуть сложнее с двумя научными специалистами. У Эллисона Онидзуки и Рональда МакНейра оказались внешне идентичные им братья-близнецы: Клод Онидзука и Карл МакНейр, бывает, что за всю свою жизнь люди встречают пару-тройку близнецов и не всегда идентичных, а тут в экипаже космического корабля аж две пары. Но не будем цепляться к мелочам. Клод Онидзука работает в Алкогольном контроле на Гавайях, а Карл МакНейр служит почётным президентом фонда Рональда МакНейра и ездит по США с лекциями о космосе. «Покойная» Шэрон Макколиф тоже никуда не делась. Специалист по нагрузке, а по совместительству учительница должна была прочитать урок с орбиты, теперь она профессор в университете Сиракуз, США. Хорошая карьера. Не повезло только второму специалисту по нагрузке. Его найти не удалось, может, сменил имя, а может просто умер, ведь на момент полёта ему уже было уже за 40. Зато повезло третьему научному специалисту — Джудит Резник. Она тоже не сменила имени, работает профессором в Йельском университете, преподаёт… А ещё снимается в фильмах. Нет, конечно, не в блокбастерах, хотя, возможно, стоило бы.

[править] Экипаж челнока «Челленджер»

Астронавты в хорошем настроении, все уверены в успехе.

Командир экипажа Фрэнсис «Дик» Р. Скоби, 46 лет, (англ. Francis «Dick» R. Scobee). Военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Второй пилот Майкл Дж. Смит, 40 лет, (англ. Michael J. Smith). Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.

Эллисон С. Онидзука, 39 лет, (англ. Ellison S. Onizuka). Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Джудит А. Резник, 36 лет, (англ. Judith A. Resnik). Инженер и астронавт NASA.

Роналд Э. МакНейр, 35 лет, (англ. Ronald E. McNair). Физик, астронавт NASA.

Грегори Б. Джарвис, 41 год, (англ. Gregory B. Jarvis). Инженер и астронавт NASA.

Шэрон Криста Корриган Маколифф, 37 лет, (англ. Sharon Christa Corrigan McAuliffe).

«Союз Т-10-1»

26 сентября 1983 года командир Владимир Титов и бортинженер Геннадий Стрекалов готовились к запуску на орбиту в «Союзе Т-10-1», чтобы состыковаться с космический станцией «Салют-7». Но за девяносто секунд до запуска ракеты «Союз» вышел из строя клапан в ракетном двигателе, разлив топливо на стартовую площадку. Пары воспламенились, объяв ракету огнем. Впрочем, для космонавтов это не составило проблемы — их капсула была спроектирована так, чтобы ее можно было отстрелить от ракеты, передав сигнал по мачтам, удерживающим ракету.

Если бы не одно но: мачта тоже загорелась. Огонь добрался до проводки, которая должна была автоматически активировать систему, оставив двух космонавтов на вершине горящей ракеты, которая могла взорваться в любую секунду. Теперь единственным способом активировать спасательную башню оставалось, чтобы два техника в двух разных комнатах в центре управления полетом нажали две кнопки одновременно. К тому моменту, когда кнопки были нажаты, прошли 10 важных секунд.

Капсула отстрелилась в последний момент. За несколько секунд до того, как космонавты вылетели в безопасное место, ракета утонула в клубах пламени на пусковой площадке. За четыре секунды работы твердотельных двигателей капсулы космонавты испытали перегрузки в 14-18 g. Титов и Стрекалов ругались так сильно, что отключили кабинный диктофон сразу же, как убрались с места взрыва. Когда спасательная команда добралась до места их посадки спустя 20 минут, космонавты запросили сигарет и водки, чтобы успокоить нервы.

В Солнечной системе 13 планет… или больше

Когда Плутон разжаловали из планет, правилом хорошего тона стало знание, что в Солнечной системе всего восемь планет. Правда, при этом же, ввели новую категорию небесных тел — карликовые планеты. Это “недопланеты”, которые имеют округлую (или близкую к ней) форму, не являются ничьими спутниками, но, при этом не могут очистить собственную орбиту от менее массивных конкурентов. Сегодня считается, что таких планет пять: Церера, Плутон, Ханумеа, Эрида и Макемаке. Ближайшая к нам — Церера. Через год мы узнаем о ней намного больше чем сейчас, благодаря зонду Dawn. Пока знаем только, что она покрыта льдом и с двух точек на поверхности у нее испаряется вода со скоростью 6 литров в секунду. О Плутоне тоже узнаем в следующем году, благодаря станции New Horizons. Вообще, как 2014 год в космонавтике станет годом комет, 2015 год обещает стать годом карликовых планет.

Последние слова


Возгорание шаттла

В 2001 году в сети распространилась информация о последних минутах жизни членов экипажа шаттла. Согласно этим записям, космонавты читали Псалом 23:4 («Даже если иду я Долиной Смертной Тени…») и успокаивали друг друга. Позже выяснилось, что это была подделка, созданная по мотивам статей из «Ньюсвик» 1991 года.

Истина была куда более прозаической и обыденной даже в такой ужасной ситуации. По последней информации, Френсис скоби произнёс заключительную реплику: «Принял, идём на тяге». А затем Майкл Смит добавил: «Ого!». После этого произошла катастрофа. Запись показывает: космонавты до последнего момента не понимали, что происходит.

Как это было

С этого запуска должна была начаться история космического туризма: впервые на борту оказался гражданский человек — школьная учительница Криста Маколифф, победившая в конкурсном отборе. Пять месяцев она готовилась к полету наравне с астронавтами и собиралась провести первый в истории «урок в космосе». Благодаря пиару она стала чуть ли не национальным героем еще до старта, и потому для американцев это был самый ожидаемый космический полет со времен «Аполлона». Прощание с астронавтами, взволнованные лица родственников на старте, их минутное ликование, а затем шок, ужас, отчаяние, горе и страх — все это подробно транслировалось по телевидению.

Всего 73 секунды продлился полет шаттла, после чего последовал взрыв внешнего топливного бака и из облака дыма и пламени посыпались обломки — они падали прямо в Атлантический океан. Кабина экипажа не разрушилась, но рухнула с высоты 19 км и ударилась о воду со скоростью 320 км/ч, что не оставило никаких шансов на выживание астронавтам. Как будет установлено позже, трое из семерых членов команды оставались в сознании после взрыва — они успели активировать аварийную подачу кислорода. Зрители видели, как медленно приземляется парашют, и надеялись на чудо, но он служил не для спасения людей, а был прикреплен к носовой части одного из ускорителей. Тела астронавтов нашли в океане лишь неделю спустя. Как показал опрос, крушение «Челленджера» вызвало небывалый общественный резонанс, сравнимый разве что с убийством Джона Кеннеди и смертью Франклина Рузвельта. Президент США Рональд Рейган выступил с соболезнованиями и обращением к нации.

Стоимость челнока оценивалась в $1,2 млрд, еще $100 млн были потрачены на поиски его обломков, которые продолжались семь месяцев. Для расследования причин аварии была создана комиссия под руководством бывшего госсекретаря США Уильяма Пирса Роджерса. В нее вошли первый человек на Луне Нил Армстронг, первая женщина-астронавт Салли Райд, ведущие инженеры и ученые, но главную роль в расследовании сыграл нобелевский лауреат по физике Ричард Фейнман — он подробно описал процесс сбора информации в книге «Какое тебе дело до того, что думают другие?».

Подробности катастрофы «Челленджера» и гибели его экипажа

Старт «Челленджера» был назначен на утро 28 января 1986 года и транслировался в прямом эфире. Камеры были установлены непосредственно на стартовой площадке Космического центра им. Кеннеди в штате Флорида, откуда осуществлялся запуск. И хотя из-за мелких неполадок и непогоды старт был задержан сначала на сутки, а потом еще на два часа, никто из следящих за полетом не мог предположить, что станет свидетелем страшной трагедии.

В 11 часов 38 минкт по местному времени был дан старт и «Челленджер» оторвался от стартовой конструкции. Практически сразу же корабль был окутан дымом, а затем из стыков его секций начал вырываться огонь. Из-за порывов ветра он был направлен в сторону топливного бака, что и привело к взрыву на 73-й секунде полета. Связь с «Челленджером» была прервана. Его осколки еще какое-то время продолжали ускорение вверх, а затем, распавшись на множество мелких фрагментов, рухнули в воды Атлантики.

Однако как показало расследование, члены экипажа «Челленджера» погибли не при взрыве.

Несмотря на чудовищные перегрузки, возникшие в этот момент, астронавты еще какое-то время оставались живы, закрытые в сверхпрочной изолированной кабине. Поднявшись на двадцатикилометровую высоту по инерции, кабина не разрушилась, и в последующие 140 секунд совершала падение в океан, ударившись о его поверхность со скоростью 333 км/час, не оставив никаких шансов на спасение.

ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: КАКИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ ФАНТАСТОВ СТАЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ БУДУЩЕГО

«Невесомая» работа

В ОПН (отсеке полезной нагрувки) «Колумбии» находился модуль «Спейсхэб» (герметичный объём — 62 кубических метра). Астронавтам предстояло выполнить огромную программу из 100 экспериментов. Вот некоторые из заданий: определение концентрации стратосферного озона и измерение мощности солнечного излучения; изучение механики мокрого песка; исследования дыхания и сердечно-сосудистой системы; рост мха и развитие корней льна в невесомости; производство летучих масел в розах; получение и изучение модели трёхмерной культуры клеток рака простаты; исследование динамики кальция в организме; тест системы регенерирования воды. В космос полетели и «братья наши меньшие»: шуршали китайские шелкопряды, копошились американские муравьи, плавали мальки японских пескарей, австралийские пауки плели паутину, резвились подопытные крысы, жужжали пчёлы из Лихтенштейна… СККП (система контроля космического пространства) США через какое-то время после старта корабля зафиксировала отделение от «Колумбии» небольшого фрагмента в несколько сантиметров величиной. Посчитали, что это уплыла незакреплённая деталька из ОПН. Но оказалось, дело было гораздо серьёзней. Экипаж разделился на две смены — «красную» (Кларк, Рамон, Чаула и Хас-бэнд) и «синюю» (Андерсон, Браун и Маккул), каждая работала по 12 часов в сутки. То есть, аппаратура совершенно не простаивала. Лишь двое суток — 22 и 28 января — считались наполовину выходными. Когда израильские корреспонденты на сеансе связи с кораблём спросили своего первого астронавта, счастлив ли он, что находится на челноке, Илан Ра-мон сознался, что пока не думал об этом — из-за большой занятости. «У меня будет такой шанс попозже — я уверен в этом». Лорел Кларк в интервью пожаловалась, что загруженность экипажа очень высока, а в невесомости работается намного медленнее, чем на Земле. 27 января «Колумбия» связалась с МКС (Международной космической станцией) — астронавты пообщались с Николаем Будариным, Кеннетом Бауэрсок-сом и Дональдом Петтитом. 31 января программа научных экспериментов завершилась. Маккул убрал антенну связи через спутник-ретранслятор, уложил по-посадочному велоэргометр и бегущую дорожку». Андерсон и Браун законсервировали «Спейсхэб — и закрыли люк в модуль. Семеро исследователей Вселенной стали готовиться к посадке.

Знаете ли вы что…

В 1995 году пара дятлов нанесла значительный ущерб НАСА, продолбив множество дырок в изоляции топливного бака шаттла «Дискавери». Американцы были вынуждены перенести старт на два месяца.

Хотели, но не полетели?

При этом совпадают не только имена, антропологическое строение лиц, профессии, но и другие детали. Так, улетевший капитан Скоби при «жизни» был женат на женщине по имени Линда. Линдой зовут и нынешнюю жену нынешнего Скоби. У пары есть дети и даже внуки, холме», говорят: «Да бросьте! Мало ли похожих людей с похожими именами, мало ли близнецов? Вон, у МакНейра появилась щель между зубами». Но дьявол кроется в деталях, И отнюдь не случаен фильм, где корабль улетает на Марс без экипажа, а красивые картинки на красном фоне должны доснять в студии. Видимо, нечто похожее уже случалось в истории космонавтики США. Так что же произошло 28 января 1986 года? Корабль улетел пустым? Но для чего? Версия вообще-то есть. «Челленджер», управляемый экипажем из профессиональных военных, вёз на орбиту секретный военный груз, а вовсе не учителей и «специалистов по нагрузке». Погибшие при взрыве космонавты остались неизвестными, а тех, кого пресса должна была демонстрировать миллионам телезрителей, просто убрали с глаз долой, прикрыв по программе вроде «защиты свидетелей». Корабль сгорел, а герои космической катастрофы века по сей день топчут американскую землю живые и здоровые.

Метки: Загадки истории, газетная утка, фейк, бред

«Восток-1»

Первый пилотируемый космический полет осуществил «Восток-1», запущенный 12 апреля 1961 года. С Юрием Гагариным внутри, он завершил одну орбиту Земли, прежде чем автоматизированные системы запустили ретро-ракеты для возвращения на Землю. Тем не менее, хотя сам выход на орбиту был прекрасен, повторный вход в атмосферу был сопряжен с опасностью. Спускаемый модуль Гагарина не удалось отделить от служебного модуля, поскольку один пучок проводов отказался отрываться. Космический аппарат начал закручиваться, падая на Землю, и хрупкий люк «Востока» принял на себя всю тепловую мощь повторного входа.

К счастью, через 10 минут провода сгорели и оба модуля разъединились. Гагарин испытал мощную перегрузку и продолжающееся вращение, но оставался в сознании и успешно приземлился. В целом миссия была очень неопределенной. «Восток» разместили на одну орбиту выше запланированного, что было чревато опасностями: если бы ретро-ракеты отказали, Гагарин сел бы на орбитальную мель и просто остался бы без еды и кислорода (которых хватило бы только на 10 дней). И поскольку раньше в космосе никто не бывал, планировщики миссии искренне боялись, что человек может сойти с ума. Поэтому они лишили Гагарина прямого доступа к рычагам управления, но оставили возможность взять их на себя в случае необходимости.

Когда начальство вышло из строя

Фатальным фактором для старта стала температура воздуха: в тот январский день было холодно, около 1–2 °С ниже нуля. Проектировщики из Thiokol предупредили НАСА о том, что нельзя запускать шаттл при температуре ниже 11 °С — это была самая низкая из температур предыдущих запусков. Но менеджеры НАСА ответили, что доказательств недостаточно и полет отменить нельзя. Фейнман передает слова инженера Thiokol Макдональда на совещании перед стартом: «Если с этим полетом что-то случится, я не хочу стоять перед коллегией следователей и говорить, что я пошел напролом и сказал им махнуть на все рукой и запускать эту штуковину даже за пределами допустимых условий». По словам Фейнмана, вся комиссия была шокирована этой историей: «Дело было не просто в том, что из строя вышли уплотнения, а в том, что из строя вышел кое-кто из начальства».

«Челленджер» был одним из 135 запусков НАСА системы «Спейс шаттл». После аварии конструкция многоразового корабля была значительно усовершенствована, но системные ошибки принятия решений не были устранены. Это привело ко второй аналогичной трагедии, тоже в зимнее время: 1 февраля 2003 года потерпел крушение при возвращении многоразовый космический корабль «Колумбия», и снова погибли семь астронавтов. Как показало расследование, несколько плиток теплозащитного покрытия были повреждены еще при взлете оторвавшимся от внешнего топливного бака куском изоляционной пены, в трещины ворвались раскаленные газы и корабль разрушился. Ежегодно в конце января в США отмечается День памяти погибших астронавтов.

Спустя три десятилетия после крушения «Челленджера» каналу National Geographic Channel удалось разыскать неизвестную ранее пленку, на которой первый американский астронавт и сенатор Джон Гленн говорит вице-президенту США Джорджу Бушу-старшему о том, что человеческие потери при освоении космоса неизбежны. «В действительности, если говорить начистоту и быть честным перед самим собой, даже в самых дерзких мечтах я никогда не ожидал, что мы продвинемся так далеко, не потеряв ни одного человека. Мы подошли к черте, когда что-то может произойти. У нас произошла трагедия, сопутствующая нашим успехам. И я полагаю, что такова история всего человечества» — эти слова сказаны в день аварии, 28 января 1986 года.