Часы «павлин» в эрмитаже (джеймс кокс, фридрих юри): описание, история. экспонаты эрмитажа

Часы, по которым и сейчас можно сверять время

Несмотря на декоративность произведения искусства, хранящегося под стеклянным куполом, оно все-таки задумано как часы, которые работают более двух веков. Циферблатом является крупный гриб, в котором спрятан точный механизм, а на его шляпке летает стрекоза – секундная стрелка. Тут же выбиты римские цифры, отмеряющие часы, и арабские, показывающие минуты.

Любопытно, что конструкция предполагает автоматический запуск всех механизмов, однако заставлять ее работать круглосуточно бессмысленно, ведь это приведет к быстрой поломке.

Птиц уникальной конструкции приводят в движение несколько раз в месяц, а часовой механизм на грибе – регулярно. Считается, что птицы олицетворяют ход времени: павлин – это солнце и луна, сова – символ ночи и смерти, а кукарекающий петух связан со светом и жизнью.

Описание бесценного шедевра

Изящные часы «Павлин» в Эрмитаже, которые сейчас выступают в качестве заставки телеканала «Культура», сделаны из позолоченной меди, серебра и украшены хрусталем. Лондонский ювелир раскрасил птиц в разные оттенки, однако со временем цвета фигур потускнели. Реставраторы, работавшие над механизмом в конце 90-х годов прошлого века, решили удалить всю краску.

Основой конструкции высотой 1,36 м и диаметром основания 1,9 м является дубовый пень с желудями и засохшими и живыми сучками, которые тянутся вверх на несколько метров. Рядом с ним растут грибы и цветы, а к одной из веток прикреплена клетка с совой. Петух гордо стоит на лежащей рядом коряге, а павлин располагается на пеньке.

Кстати, Кокс, создавший шедевр, задуманный для увеселения публики, изобразил не только птиц: на часовом механизме можно увидеть белок, ящериц, улиток, лягушек. Восхищает точность мастера, филигранно выполнившего каждый элемент: если приглядеться, то можно увидеть прожилки на дубовых листиках, изящные перья павлина. Все детали, выполненные реалистично и с соблюдением пропорций, кажутся живыми.

Уникальный механизм, работающий и в наши дни

Кокс, открывший в Лондоне музей, где были выставлены сложные автоматы с фигурами животных и людей, издавал красочные каталоги дорогих изделий, доступных лишь знатным особам. Восхищенный замысловатыми работами фаворит Екатерины II захотел удивить императрицу и заказал у ювелира, работавшего с приглашенным немецким мастером Фридрихом Юри, занимательную игрушку с гигантским павлином, совой и петухом.

Все части тяжеловесного шедевра были настолько искусно сделаны, что никто не увидел в нем ни одного винтика. Часовых дел мастер из Германии создал уникальное устройство, где действуют четыре самостоятельных механизма, которые постоянно работают вот уже несколько веков. Они соединены с единой системой рычагов, которая запускает их в определенной последовательности.

Последовательность действий при работе часов

И хотя на эти удивительные часы лучше смотреть воочию, попытаемся воссоздать весь принцип работы столь необыкновенной композиции. Итак, сразу после завода «оживает» сова. Ее голова и сама клетка, в которой она сидит, начинают вращаться. Одновременно с этим происходит звон бубенчиков, приделанных к тонким прутикам совиного домика. Словно в такт музыке птица начинает активно моргать и даже слегка постукивать лапками.

Спустя полторы минуты представляет свое соло павлин. Он грациозно раскрывает веер-хвост, затем начинает кланяться, двигать шеей, открывать клюв и запрокидывать голову. Поле этих незатейливых «па» птица разворачивается к зрителям спиной, наглядно демонстрируя свое блестящее оперение, на некоторое время останавливается, затем снова принимает прежнее положение и собирает хвост.

Эстафетная палочка переходит к петуху. Он трусит головой, вытягивает шею и издает свое заветное «ку-ка-ре-ку». И снова все птицы и герои замирают, чтобы через несколько минут возобновить свой неповторимый танец и вновь покорить весь Эрмитаж. Золотые часы «Павлин» — необычный экспонат, наделенный какой-то особой таинственностью и даже волшебством. Слушать его и смотреть на него – сплошное удовольствие и радость.

Как добраться до Эрмитажа?

Эрмитаж имеет несколько зданий, главные из которых соединены переходами, так что путешествовать можно по нему, не выходя из музея, по всем его зданиям, а можно посетить по отдельности.

  • Адрес Эрмитажа — Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34. Его здания:
  • Зимний дворец (Большой Эрмитаж) — Дворцовая площадь, 2;
  • Главный штаб — Дворцовая площадь, 6-8;
  • Малый Эрмитаж — Дворцовая набережная, 36;
  • Новый Эрмитаж (с атлантами) — Миллионная ул., 35;
  • Дворец Меншикова — Университетская наб., 15А.

До Главного музейного комплекса Эрмитажа, который находится на Дворцовой площади, можно доехать на метро. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская», от неё до Эрмитажа — 700 м. При выходе из станции нужно добраться до улицы Малой Морской, зетам повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта. Далее потребуется прогуляться по главной и самой красивой магистрали города — Невскому проспекту, чтобы вскоре оказаться на Дворцовой площади и у входа в Эрмитаж.

Также можно добираться до Эрмитажа от станции метро «Невский проспект», которая удалена от его Главного комплекса на 900 м. От станции метро «Гостиный Двор» Эрмитаж находится в 1,3 км. В обоих случаях нужно выйти на Невский проспект, следовать в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской улицы с Невским проспектом будет видна арка Главного штаба. Пройдя под ней, попадаешь на Дворцовую площадь. Вход в Главный музейный комплекс с Дворцовой площади.

Можно добраться до Эрмитажа наземным транспортом. Автобусы №№ 7, 10, 24, 191, а также троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11 идут до Дворцовой площади. Нужно доехать до одноимённой остановки, от которой до Эрмитажа необходимо пройти всего 300 м.

До Нового Эрмитажа от Московского вокзала на автомобиле всего — 15 минут, на автобусах №№ 7, 24, 191, на троллейбусах №№ 1, 7, 10, 11 до остановки «Дворцовая площадь».

🏛 Восточное крыло Здания Главного штаба

Здание Главного штаба расположено по адресу:

Дворцовая площадь 6/8

На втором этаже музея располагаются экспозиция «Искусство эпохи модерн», тематическая выставка посвященная Министерству финансов Российской империи, которое располагалось в здании.

На третьем этаже экспозиции «Под знаком орла. Стиль ампир», русская живопись XIX века, Музей гвардии XVIII века, постоянная выставка, рассказывающую о Министерстве иностранных дел Российской империи, занимавшем эту часть Главного штаба.

На четвертом этаже представлена живопись Франции второй половины XIX века: импрессионистов, постимпрессионистов, художников группы Наби.

Отдельные залы отведены для полотен Матисса.

В залах Главного штаба регулярно проходят временные выставки, это главная музейная площадка для показа современного искусства.

🏛 Зимний дворец

Дворцовая площадь, д. 2.

Здесь представлена главная часть экспозиции (бывшая парадная резиденция русских императоров). Экспозиции, расположенные во дворце, представляют парадные залы и апартаменты, коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.

Государственный Эрмитаж

В зимнем дворце обращает на себя внимание большая ротонда из разного рода природных камней. Эта ротонда была подарена царскому дому семейством горнодобытчиков Демидовых (см

Демидов Никита). Ротонда расположена на втором этаже, недалеко от главного входа.

Ротонда Демидовых

В зимнем дворце, в концертном зале, находится Серебряная гробница Александра Невского (1220 – 1263). Гробница была изготовлена на Петербургском Монетном дворе в 1750 – 1753 гг. из серебра, полученного с Колыванских рудников. Общий вес серебра 90 пудов.

Гробница украшена чеканным орнаментом и головками херувимов. На передней стороне гробницы помещены барельефы: победу над шведами на Неве в 1240 г., освобождение Пскова в 1242 г., победу над немецкими рыцарями на Чудском озере – Ледовое побоище в 1242 г.

На боковых сторонах гробницы помещены барельефы, изображающие прибытие Александра Невского в Городецкий монастырь и смерть его в 1263 г. На четвёртой стороне гробницы выгравированы стихи М.В. Ломоносова:

Серебряная гробница Александра Невского

Многие залы зимнего дворца являются сами по себе произведениями искусств.

Малахитовый зал отделан по проекту архитектора А.П. Брюллова в 1839 году. Интерьер зала украшем природным малахитом.

Малахитовый зал

Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым в 30-е – 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии императрицы Марии Александровны.

Золотая гостиная

Александровский зал спроектирован и построен Александром Павловичем Брюлловым в 1830-е – 1840-е годы. Этот зал назван в честь императора Александра I.

Александровский зал
Дверная ручка зимнего дворца

Что означают выбранные для часов персонажи?

Говорят, что все персонажи и фигурки, присутствующие в «Павлине», подобраны неслучайно. Как оказалось, каждый из героев имеет определенное значение. Так, по словам многим специалистов, автомат является некой интерпретацией уменьшенной модели Вселенной.

В его задачи входит отсчет времени согласно движению небесных тел. При этом каждое из них связано с определенной птичкой в часах. К примеру, павлин является символом солнца. Чаще всего он ассоциируется с бессмертием, теплом и светом. Его же раскрытый, а затем и закрытый хвост символизирует смену дня и ночи.

Сова – это многовековое значение тишины и мудрости. Она всегда являлась посланницей ночи и одновременно вестником судьбы. В часах эта величественная птица представлена в серебре, так как именно этот материал вполне может ассоциироваться с лунным светом или серебряным месяцем.

Петух – символ, связанный с ранним утром и восходом солнца. Некоторые народы ассоциировали его с символом зарождения жизни, появлением чистого света и победы добра над злом. В данном случае происходит триумф утреннего света над темнотой ночи.

Сами часы напоминают нам о быстротечности времени, символизируют продолжение и возрождение жизни, бесконечную борьбу добра и зла.

С чего начать осмотр в Эрмитаже? — Берём Зимний

Не пытайтесь объять необъятное: определитесь со своими предпочтениями. Заранее изучите схему залов Эрмитажа и спланируйте маршрут по наиболее интересным для вас залам, также можно воспользоваться услугами гида. Для любителей изобразительного искусства подойдёт следующий маршрут.

Сразу, войдя в Эрмитаж, пройдите к Иорданской лестнице и поднимитесь на 2-й этаж (1 этаж Древний мир) и поверните направо; держитесь правой стороны, пройдите в Павильонный зал Малого Эрмитажа и далее в Большой Эрмитаж. Справа будет Советская лестница, следуя по которой, попадёте на экспозицию картин эпохи Возрождения.

Поначалу будут итальянские иконы и картины XV века, потом дойдёте до зала Леонардо да Винчи, обязательно посмотрите на знаменитое полотно «Мадонна Литта». Двигаемся по залам прямо и вы окажетесь в самой дальней точке Эрмитажа, откуда открываются удивительные Лоджии Рафаэля. Здесь Джакомо Кваренги разместил копии рафаэлевских фресок.

Далее можно осмотреть галереи Нового Эрмитажа, куда можно войти с лоджии. Там размещены полотна Рубенса, Ван Дейка, и многих других европейских живописцев. На обратном пути можно зайти в залы Малого Эрмитажа и полюбоваться видами из окон на сад. По переходу вернитесь в Зимний Дворец, где находятся залы с французской живописью. Если идти прямо, то можно попасть на выставку прикладного искусства Франции.

Проделав этот путь, вы уже отлично освоитесь в музее. Если останется время, можно заглянуть на 3 этаж Зимнего дворца. Здесь размещена коллекция прикладного искусства Индии, Китая и Японии.

Воскрешение конструкции русским изобретателем

Громоздкие часы хранились в Таврическом дворце фаворита до 1791 года. Если бы не талантливый изобретатель Кулибин, которому Потемкин поручил отремонтировать сложнейший механизм, то никто бы не увидел работающую уникальную композицию. Два года потратил русский гений, полностью разобравший монументальный часовой автомат, чтобы понять принцип его действия и установить все неполадки. Он сделал все возможное, чтобы механизм вновь пришел в движение, и стал вторым творцом конструкции. К сожалению, Потемкин умер, так и не увидев «оживший» шедевр, на котором, кстати, нет подписи мастера, его изготовившего. Только на одной детали обнаружилась выгравированная буква J, которую ставил немец Юри.

После смерти фаворита Екатерина II забрала в казну его дворец со всем убранством, в том числе и роскошным подарком, успешно восстановленным Кулибиным. Через шесть лет новый император Павел I отдал механизм в Эрмитаж. Считается, что это единственная во всем мире крупнейшая конструкция, дошедшая до нас без изменений с XVIII века.

Где поесть в Эрмитаже?

В залах Эрмитажа запрещается употреблять любую пищу и воду. Проносить в Эрмитаж ни еду, ни воду нельзя. Любые жидкости (в любом виде) запрещено брать с собой в залы музея. Запомните: любой напиток будет изъят перед входом в музей. Что касается перекуса, то можно захватить с собой пару конфет, и всё. Чего-то большее возьмёте, изымут.

Поесть можно в зоне, где расположены кафетерии. Можно запланировать ранний обед, когда ещё нет очередей, а выбор блюд достаточно большой. В Зимнем дворце, на 1-м этаже, в галерее Растрелли работает кафе, где можно перекусить и купить напитки. Туалеты находятся на первом этаже в зоне Главного гардероба и рядом с лестницами.

Как появились часы «Павлин»?

Столь необычные для обывателя часы были созданы в недалеком XVIII веке в Англии. По предварительной информации, их под заказ изготовил известный часовой матер Джеймс Кокс, славившийся своей тонкой ювелирной работой с механизмами. При этом истинное предназначение данного шедевра вызывает ряд вопросов. Так, по одной из версий, тайным заказчиком мастера был князь Потемкин. Этот некогда фаворит императрицы Екатерины II в один прекрасный момент решил порадовать свою даму сердца нестандартным подарком. К слову сказать, императрица была известна своей любовью к разного рода механизмам и диковинным вещам ручной работы.

Этот креативный аксессуар должен был стать прекрасным подарком для супруги заказчика. Однако имена этих личностей по непонятной причине не разглашаются либо были забыты.

Что происходит, когда заводят часы «Павлин»?

Единственные в своем роде часы с особым механизмом заводит один раз в неделю служащий музея, который входит в стеклянный куб и вставляет ключ в спрятанную от глаз посетителей скважину. После того как смотритель совершает несколько вращений, под звон колокольчиков просыпается серебряная сова во вращающейся двенадцать раз по кругу клетке. Она вертит головой, хлопает глазами и то поднимает, то опускает лапки в такт музыке.

Когда клетка останавливается, в движение приходит павлин, золотой хвост которого плавно поднимается. В тот момент, когда роскошный веер распускается во всей красе, запрокидывающая голову райская птица поворачивается задом к зрителям. Постепенно ее перья, не гнущиеся и не цепляющиеся друг за друга, опадают, хвост складывается, а павлин втягивает голову.

Существует интересная версия, по которой Кулибин, обиженный тем, что ему мало заплатили, специально заставил павлина неприлично себя повести. И гениальный изобретатель так продемонстрировал свое отношение к власти, ведь зад нарядная птица изначально показывала царскому окружению. Хотя существует и другое мнение: вероятно, мастер не смог отреставрировать механизм так, чтобы он поворачивался на 360 градусов.

Следом просыпается петух, радостно кукарекающий и возвещающий о начале нового дня после долгой ночи. Как только он испускает последний победный крик, часы «Павлин» в Эрмитаже замирают. Действо, приводящее всех посетителей в восторг, длится три минуты, персонажи останавливаются, чтобы вновь ожить и развлечь изумленную публику.

🏛 Музей Императорского фарфорового завода

Музей Императорского фарфорового завода расположен по адресу:

Проспект Обуховской обороны, 151 (здание ИФЗ) (м. Ломоносовская).

Экспозиция была открыта в 2003 году, на основе коллекции музея Ломоносовского фарфорового завода, включающей свыше 30 000 изделий из фарфора и стекла, рисунков, фотографий и редких изданий.

Название музея Эрмитаж

Название музея произошло от французского слова hermitage, которое означает — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество.

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.